Научная статья на тему 'Коррекция физической подготовленности учащейся молодёжи специальной медицинской группы с использованием индивидуальных оздоровительных программ в условиях образовательной организации'

Коррекция физической подготовленности учащейся молодёжи специальной медицинской группы с использованием индивидуальных оздоровительных программ в условиях образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
136
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТКИ / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сетяева Наталья Николаевна, Черникова Анна Алексеевна

В данной статье рассматриваются особенности построения процесса адаптивного физического воспитания в вузе на основе использования индивидуальных оздоровительных программ, студенток специальной медицинской группы с отклонениями в состоянии здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сетяева Наталья Николаевна, Черникова Анна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correction of physical preparedness of student youth of special medical group with use of individual health programs under the conditions of the educational organization

In this article, the peculiarities of constructing the process of adaptive physical education at the university on the basis of the use of individual health programs have been considered, as the students of the special medical group with deviations in the state of health.

Текст научной работы на тему «Коррекция физической подготовленности учащейся молодёжи специальной медицинской группы с использованием индивидуальных оздоровительных программ в условиях образовательной организации»

3. Новикова, С.С. Компетентностный подход в военном образовании как условие повышения качества обучения курсантов / С.С. Новикова // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 3. - С. 87-89.

REFERENCES

1. Ivanova, E.M. (2010), "The subject and activity concept of professional work of E.A. Klimov and her scientific and practical value" Messenger of MSU. Seria.14. Psychology, No. 2, pp. 15-23.

2. Klimov, E.A. Psychology of professional self-determination: studies, publishing center "Academia", Moscow.

3. Novikova, S.S. (2011), "Competence-based approach in military education as a condition of improvement of quality of training of cadets", Messenger of the Tomsk state university, No. 3, pp. 87-89.

Контактная информация: sapozhnikov.aleksandr.1979@ mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.10.2017

УДК 796.011

КОРРЕКЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Наталья Николаевна Сетяева, кандидат педагогических наук, доцент, Анна Алексеевна Черникова, магистр, Сургутский государственный педагогический университет (БУВОХМАО-Югры «СурГПУ»), Сургут

Аннотация

В данной статье рассматриваются особенности построения процесса адаптивного физического воспитания в вузе на основе использования индивидуальных оздоровительных программ, студенток специальной медицинской группы с отклонениями в состоянии здоровья.

Ключевые слова: коррекция, физическая подготовленность, адаптивное физическое воспитание, студентки, специальная медицинская группа, индивидуальная оздоровительная программа.

CORRECTION OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF STUDENT YOUTH OF SPECIAL MEDICAL GROUP WITH USE OF INDIVIDUAL HEALTH PROGRAMS

UNDER THE CONDITIONS OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION

Natalia Nikolaevna Setyaeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Anna Alekseevna Chernikova, the graduate student, Surgut State Pedagogical University, Surgut

Annotation

In this article, the peculiarities of constructing the process of adaptive physical education at the university on the basis of the use of individual health programs have been considered, as the students of the special medical group with deviations in the state of health.

Keywords: correction, physical fitness, adaptive physical education, students, special medical group, individual wellness program.

ВВЕДЕНИЕ

Студенческая молодежь - это особая социальная группа, находящаяся в зоне действия многих неблагоприятных факторов. Выявлено, что возникновение целого ряда заболеваний, является следствием недостаточной двигательной активности, влияние умственных перегрузок и высоких психоэмоциональных стрессов, особенности социального положения, но всё это не компенсируются необходимыми физическими нагрузками [1, 2].

Изучив основные средства, методы и формы, применяемые в процессе занятий адаптивным физическим воспитанием студентов высших учебных заведений, мы можем утверждать, что при построении процесса обучения в вузе, следует соблюдать основные правила их применения, чтобы добиться оздоровительного эффекта, решить коррекцион-но-развивающие, компенсаторные, лечебные, профилактические, образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи и нормализовать состояние организма студента. Таким образом, потребность физкультурного образования заключается в поиске путей, способствующих оптимизации физического воспитания учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Целью нашего исследования явилась разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности комплекса средств и методов коррекции физической подготовленности учащейся молодежи специальной медицинской группы (СМГ) с использованием индивидуальных оздоровительных программ.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Исследование проходило на базе Бюджетного учреждения высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Сургутского государственного педагогического университета». В качестве испытуемых выступали студентки специальной медицинской группы в количестве 20 человек. Основными показаниями, по результатам которых они были отнесены к СМГ, являлись заболевания: сердечно-сосудистой системы; органов зрения; дыхательной системы; опорно-двигательного аппарата; эндокринной системы. В рамках исследования проводилась экспресс-оценка функционального состояния студенток специальной медицинской группы методом электропунктурной диагностики «Фолль» с помощью лечебно-диагностического комплекса «ДиаДЭНС-ПК».

Изучив биологически активные точки правой кисти, мы пришли к выводу о том, что у студенток СМГ самыми частыми заболеваниями являются нарушения в работе сердца и сердечно-сосудистой системе 7 человек, которые составляют - 35%; нарушения в дыхательной системе, заболевания лёгких и бронхов - 5 человек, что составляет - 25%; нарушения щитовидной и паращитовидной желёз - 2 человека (10%); нарушения в пищеварительной системе, заболевания 12-ти перстной кишки и поджелудочной железы наблюдаются у 4-х студенток, что составляет - 20%; заболевания шейного отдела позвоночника, остеохондроз, выявлен у двух студенток - 10% от общего количества. На момент исследования все студентки по медицинским показаниям находились в стадии ремиссии.

Нам удалось выявить, что у девушек наблюдаются сопутствующие заболевания, воспалительные процессы в органах и системах. В дыхательной системе основным заболеванием является воспаление лёгких, где электропроводимость биологической точки достигает 74 усл. ед., а сопутствующим заболеванием является нарушение структуры бронхов - 66 усл. ед.; в сердечно-сосудистой системе основным заболеванием является нарушение работы сердца, где проводимость в латентной триггерной зоне достигает 43 усл. ед., сопутствующими заболеваниями являются нарушения в венах и системе кровообращения - 66 усл. ед. (к ОМ); нарушения желёз щитовидной, паращитовидной, работы надпочечников, прослеживается как основными, так и сопутствующими заболеваниями.

Полученные данные доказывают, что, в 80% случаев, данный метод позволил подтвердить достоверность диагнозов и выявить в каком состоянии (воспалительный процесс, нарушение структуры органа или стадия ремиссии), находятся органы и системы студенток СМГ педагогического вуза.

Изучив биологически активные точки левой кисти, мы пришли к выводу о том, что электропроводимость в латентных триггерных зонах правой и левой кисти отличается, это даёт основание утверждать, что в органах и системах происходит воспалительный процесс, который и является следствием разной проводимости электрического тока.

В результате интенсификации современного образования по физическому воспитанию, разработке большого количества инновационных индивидуальных программ, введением процедуры независимой оценки качества подготовки обучающихся, на фоне ухудшения уровня здоровья молодежи, особенно актуально встает проблема проведения оценивания физической подготовленности студентов СМГ. В этой связи, в рамках исследования нами проводилась оценка уровня физической подготовленности посредством контрольных упражнений: наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (см); поднимание туловища из положения лежа на спине за 60 с; бег 30 метров; прыжок в длину с места толчком двумя ногами; сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу; прыжки через скакалку на двух ногах за 60 с.

Статистический анализ полученных результатов проводился с использованием программы «STATISTICA version 10» и интегрированного пакета программного обеспечения «Excel». Проверка на нормальность распределения осуществлялась тестом Шапи-ро-Уилка. В случае нормального распределения переменных применялся параметрический метод для независимых выборок t-Стьюдента. Результаты параметрических методов обработки данных представлялись в виде среднего значения (X) и стандартного отклонения (с). Для всех приведенных результатов различия считались значимыми при уровне р < 0,05.

Результаты уровня физической подготовленности занимающихся в начале эксперимента показали недостоверность всех различий (р > 0,05). Это свидетельствует о том, что группы экспериментальная и контрольная были однородны по всем показателям, разницы в уровне их физической подготовленности на начало эксперимента не наблюдалось. Однако в конце эксперимента были выявлены различия в положительную сторону у студенток экспериментальной группы (таблица 1).

Из таблицы видно, что результаты наклона вперед из положения стоя на гимнастической скамье, поднимания туловища из положения лежа на спине за 60 секунд, сгибания и разгибания рук в упоре лежа на полу, прыжков через скакалку на двух ногах 60 секунд в экспериментальной группе изменились достоверно значимо (р <0,05), что свидетельствует об эффективности внедрения индивидуальных оздоровительных программ в процесс физического воспитания студенток СМГ.

Таблица 1 - Показатели уровня физической подготовленности экспериментальной и контрольной групп в процессе эксперимента (х±о)_

Тесты Показатели экспериментальной группы Показатели контрольной группы

До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента

Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье, (см) 13,3±4,2 18,2±4,9* 13,6±5,2 13,6±4,2

Поднимание туловища из положения лежа на спине за 60 с, (кол-во раз) 46,2±6,8 52,5±6,2* 44,7±5,2 46,5±5,8

Бег 30 метров (с) 5,5±0,5 5,1±0,6 5,7±0,6 5,9±0,8

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) 158,7±14,6 165,1± 15,3 159,3±13,6 161,6±15,3

Сгибания и разгибания рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) 12,4±2,6 15,4±2,9* 12,8±3,2 12,6±2,6

Прыжки через скакалку на двух ногах за 60 с (кол-во раз) 64,1±9,7 73,8±10,1* 65,8±10,4 64,3±9,7

Примечание: * - наличие зависимости (р < 0,05)

Результаты бега на 30 метров и прыжка в длину с места толчком двумя ногами не изменились по сравнению с началом и окончанием эксперимента, на это указывает незначительный прирост данных показателей. На наш взгляд это является следствием того, что индивидуальные оздоровительные программы учитывали показания и противопоказания, дозировку к физическим упражнениям у студенток с отклонениями в состоянии здоровья и не предусматривали целенаправленного развития таких качеств как выносли-

вость, быстрота и скоростно-силовые качества.

На этом основании, мы можем утверждать, что программа по физическому воспитанию в вузе, не способствует повышению уровня физической подготовленности студенток, так как не адаптирована под специфику каждой нозологии: не учитывают функциональные, медицинские показания и противопоказания, отсутствует учет дозировки нагрузок на занятиях, не используется разнообразие средств и методов для организации занятий по физическому воспитанию в специальных медицинских группах А, Б и В.

Все вышесказанное подтверждается и сравнением результатов по окончанию эксперимента между экспериментальной и контрольной группами. Результаты наклона вперед из положения стоя на гимнастической скамье, поднимания туловища из положения лежа на спине, сгибания и разгибания рук в упоре лежа на полу показали достоверность различий (р <0,05), что свидетельствует о том, что апробированная нами индивидуальная оздоровительная программа оказалась эффективна и может использоваться в процессе физического воспитания студенток специальной медицинской группы с отклонениями в состоянии здоровья. Программа максимально адаптирована для условий вуза, включает в себя элементы фитнес-технологий, что способствует повышению общего уровня физической подготовленности, а также увеличению двигательной активности студенток СМГ подгрупп А, Б и В.

После внедрения индивидуальных оздоровительных программ в процесс физического воспитания студенток педагогического вуза, мы провели повторно экспресс-оценку функционального состояния методом электропунктурной диагностики «Фолль». В таблице 2 представлены результаты экспресс-оценки (БАТ) правой кисти студенток в конце эксперимента.

Изучив биологически активные точки правой кисти, мы пришли к выводу о том, что у студенток экспериментальной группы, показатели электропроводимости в латентных триггерных зонах улучшились после внедрения индивидуальных оздоровительных программ, что составило 60%. А показатели контрольной группы улучшились лишь в 40% случаев.

Таблица 2 - Показатели проводимости биологически активных точек правой кисти студенток специальной медицинской группы_

Ф.И.О. и о - 0 Сч GИ TR1с DN1 DN2 DN1b DN3 MC8d MC8 MC7 DPA1d DPA2 TR1 TR2 TR3 7 О и ж О Ш1Ь Ш6

Г.А. 60 63 55 50 55 56 58 54 57 61 60 53 55 52 60 53 58 60 69 63

Д.А. 51 63 54 56 59 61 60 54 48 58 62 53 55 54 61 60 52 47 60 54

Р.О. 74 51 53 60 55 53 58 56 60 63 61 56 49 50 57 59 62 59 60 53

О.К. 52 54 60 58 53 55 52 57 50 62 59 57 63 54 52 61 60 48 57 53

Н.А. 50 53 56 61 63 58 54 53 47 52 59 63 60 54 52 58 57 49 56 60

М.Д 53 56 56 63 64 52 59 53 57 64 56 59 54 54 66 55 64 53 59 60

О.В. 55 53 59 62 58 54 53 52 50 69 63 60 59 56 54 58 56 43 52 59

К. О. 55 63 52 59 57 59 54 52 66 47 63 56 58 57 52 54 60 51 59 57

П.Е. 52 50 57 70 56 59 57 63 60 57 55 54 58 62 64 57 59 60 58 63

П.Я. 51 57 63 58 60 53 65 57 62 63 60 54 60 59 71 54 60 56 62 60

М.А. 55 48 54 62 58 54 63 60 55 57 56 52 63 60 54 51 56 57 61 64

С.В. 67 50 54 52 56 52 54 59 60 52 58 53 62 60 52 58 51 54 61 60

Б. О. 51 57 55 54 58 57 56 52 55 58 57 56 60 66 71 62 59 57 52 53

Р.А. 53 58 54 56 52 57 48 60 63 64 58 59 55 52 60 52 56 55 58 55

О.Е. 60 59 54 57 53 58 64 60 52 67 63 59 56 52 50 54 57 59 56 58

С. А. 48 57 63 58 60 53 65 57 62 63 60 54 60 59 71 54 60 56 62 60

Г.Г. 52 75 61 57 55 52 63 66 59 62 58 52 57 63 60 66 57 62 58 54

ч.д. 53 58 54 56 52 57 54 60 72 64 58 59 55 52 60 52 56 55 58 55

Т.В. 54 57 63 58 60 53 50 57 62 63 53 65 57 62 63 60 54 60 59 56

С. А. 56 63 64 52 59 53 57 64 56 59 54 60 55 57 56 56 54 60 74 64

Примечание: 70 Показатели, в которых наблюдаются воспалительные процессы

50 Показатели, со значительными изменениями в конце эксперимента

Улучшилась электропроводимость у лиц, имеющих следующие заболевания: нарушения в работе сердца и сердечно-сосудистой системе - 50%; нарушения в дыхательной системе, заболевания лёгких и бронхов - 30%; нарушения в пищеварительной системе, заболевания 12-ти перстной кишки и поджелудочной железы улучшилось в 10% случаев; заболевания шейного отдела позвоночника, остеохондроз, улучшилось в 10% от общего показателя.

Показатели, в которых электропроводимость свидетельствовала о воспалительных процессах, улучшились на 45%; показатели, где электропроводимость свидетельствовала о том, что орган «лишен сил» - нарушена его внутренняя структура, что-то «мешает ему нормально действовать», улучшились на 35% от общего количества.

Электропроводимость в тех отделах, где точка находится в энергетическом равновесии, орган, за который она отвечает, здоров так же улучшилась на 20%, и средними показателями в этих пределах стало значение 60 усл. ед.

Таким образом, мы вправе утверждать, что внедрение индивидуальных оздоровительных программ учащейся молодежи специальной медицинской группы, с учётом отклонений в их состоянии здоровья, с выбором оптимальных средств и методов адаптивной физической культуры, с учётом величины нагрузки, показаний и противопоказаний для каждой нозологической группы, повлияли не только на повышение уровня физической подготовленности, но и на функциональное состояние органов и систем организма.

Так же нами были проанализированы значения биологически активных точек левой кисти (таблица 3).

Таблица 3 - Показатели проводимости биологически активных точек левой кисти студенток специальной медицинской группы_

Ф.И.О. и о - P 10 GИ TR1с DN1 DN2 DN1b DN3 MC8d MC8 MC7 DPA1d DPA2 TR1 TR2 TR3 7 О и ж О Ш1Ь Ш6

Г.А. 60 63 55 51 55 56 58 54 57 61 60 53 55 52 60 53 58 60 59 63

Д.А. 51 63 54 56 59 61 60 54 48 58 62 53 55 54 61 60 52 47 60 54

Р.О. 74 51 53 60 55 53 58 56 60 63 61 56 49 50 57 59 62 59 60 53

О.К. 52 55 60 58 53 55 52 57 50 62 59 57 63 54 52 61 60 48 57 53

Н.А. 50 53 56 61 63 58 54 53 47 52 59 63 60 54 52 58 57 50 56 60

М.Д 53 56 56 63 64 52 59 53 57 64 56 59 54 54 66 55 64 53 59 60

О.В. 55 53 59 62 58 54 53 52 50 69 63 60 59 56 54 58 56 43 52 59

К. О. 55 63 52 59 57 59 54 52 66 47 63 56 58 57 52 54 60 51 59 57

П.Е. 52 50 57 70 56 59 57 63 60 57 55 54 58 62 64 57 59 60 58 63

П.Я. 51 57 63 58 60 53 65 57 62 63 60 54 60 59 71 54 60 56 62 60

М.А. 55 48 54 62 58 54 63 60 55 57 56 52 63 60 54 51 56 57 61 64

С.В. 67 51 54 52 56 52 54 59 60 52 58 53 62 60 52 58 51 54 61 60

Б. О. 51 57 55 54 58 57 56 52 55 58 57 56 60 66 71 62 59 57 52 53

Р.А. 53 58 54 56 52 57 48 60 63 64 58 59 55 52 60 52 56 55 58 55

О.Е. 60 59 54 57 53 58 64 60 53 67 63 59 56 52 50 54 57 59 56 58

С. А. 48 57 63 58 60 53 65 57 62 63 60 54 60 59 71 54 60 56 62 60

Г.Г. 52 70 61 57 55 52 63 66 59 62 58 52 57 63 60 66 57 62 58 54

ч.д. 53 58 54 56 52 57 54 60 70 64 58 59 55 52 60 52 56 55 58 55

Т.В. 54 57 63 58 60 53 51 57 62 63 53 65 57 62 63 60 54 60 59 56

С. А. 56 63 64 52 59 53 57 64 56 59 54 60 55 57 56 56 54 60 74 64

Примечание: 70 Показатели, в которых наблюдаются воспалительные процессы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50 Показатели, со значительными изменениями в конце эксперимента

Электропроводимость в латентных триггерных зонах левой кисти после апробирования индивидуальных оздоровительных программ в целом не отличается от показателей правой. Это даёт основание утверждать, что в органах и системах воспалительный процесс снизился или локализовался, проводимость электрического тока стала одинаковой. Кроме этого, улучшилась электропроводимость в зонах с сопутствующими заболеваниями, где максимальное значение стало составлять 70 усл.ед, а минимальное 59 усл.ед. Минимального значения воспалительного процесса в органах и системах, мы смогли до-

биться в 50% случаев, что составило 7 человек в экспериментальной группе и 3 человека в контрольной группе. Максимальные значения, мы смогли улучшить на 4 усл. единицы.

По показателям биологически активных точек левой кисти в конце эксперимента можно сделать вывод о том, что нарушения в работе сердца и сердечно-сосудистой системе улучшились у 50% занимающихся; нарушения в дыхательной системе, заболевания лёгких и бронхов - 30%; нарушения в пищеварительной системе, заболевания 12-ти перстной кишки и поджелудочной железы улучшилось в 10% случаев; заболевания шейного отдела позвоночника, остеохондроз, улучшилось в 10% от общего показателя. Электропроводимость биологически активных точек правой и левой кисти достигла одинакового уровня показателей.

Таким образом, внедрение индивидуальных оздоровительных программ в процесс коррекции физической подготовленности учащейся молодежи специальной медицинской группы, позволило нам улучшить показатели не только физической подготовленности, но и функционального состояния.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маслова, В.Ю. Функциональные характеристики современных / В.Ю. Маслова Е.А. Калюжный, М. Маслова // Исследования в области естественных наук. - 2014. - № 6. - С. 12-18.

2. Шашерин, Э.В. Студенческая молодежь как особая социальная группа современного города / Э.В. Шашерин // Вестник социально-политических наук. - 2013. - № 12. - С. 162-168.

REFERENCES

1. Maslova, V.Yu., Kalyuzhny, E.A. and Maslova, M. (2014), "Functional characteristics of modern students", Research in the field of natural sciences, No. 6, pp. 12-18.

2. Shasherin, E.V. (2013), "Student youth as a special social group of a modern city", Bulletin of Social and Political Sciences, No. 12, pp. 162-168.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 25.10.2017

УДК 796.015:612

СПОРТИВНАЯ УСПЕШНОСТЬ ЖЕНЩИН С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛА

Дмитрий Валерьевич Соболев, кандидат педагогических наук, доцент,

Воронежский государственный институт физической культуры, Воронеж

Аннотация

Современный женский спорт имеет ряд нерешенных проблем. До сих пор на Олимпийском уровне выявляется трудно решаемая проблема определения пола у спортсменок при их высокой соревновательной успешности, особенно в легкой атлетике. В конфликтных ситуациях определения победительницы так и не существует комплексных достоверных критериев определения её половой принадлежности. Связано это с тем, что в совокупности женский пол формируется из нескольких ступеней, образующих целостную иерархическую систему, начиная с внутриутробного периода.

Ключевые слова: успешность, женский спорт, пол, спортсменка.

SPORTING SUCCESS OF WOMEN FROM THE POINT OF VIEW OF GENDER

FORMATION

Dmitry Valerievich Sobolev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh State Institute of Physical Culture, Voronezh

Annotation

Modern women's sports have a number of unresolved issues. Still at the Olympic level there is possibility to observe the revealed intractable problem of sex determination among the athletes with high

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.