УДК 37.037.1 ББК 74.200.54 Х 19
А.Я. Ханжиева
ОСОБЕННОСТИ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ
(Рецензирована)
Аннотация. В работе рассматривается одна из приоритетных задач, стоящих сегодня перед педагогами, медиками и родителями, - сохранение и укрепление здоровья детей и подростков. Решение данной задачи автор видит в разработке и внедрении здоровьеформирующих технологий, направленных на реализацию эффективных способов профилактики заболеваний и реабилитацию детей и подростков средствами адаптивного физического воспитания. Разработанные специализированные программы по адаптивному физическому воспитанию помогают формированию у данной категории учащихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к преодолению необходимых для полноценного функционирования организма физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.
Ключевые слова: здоровье, здоровьеформирующие технологии, школьники с ослабленным здоровьем, СМГ (специальная медицинская группа), адаптивная физическая культура, экспериментальная площадка «Школа - территория здоровья», инновационные подходы в адаптивном физическом воспитании школьников.
A.Ya. Khanjieva
Features of children and teenagers’ adaptive physical training in Adygheya Republic
Abstract. The work discusses one of the priority problems confronting today teachers, physicians and parents, namely preservation and strengthening health of children and teenagers. To solve this problem the author offers to develop and introduce health-forming technologies to realize effective ways of preventive measures against diseases and to rehabilitate children and teenagers by means of adaptive physical training. The developed specialized programs on adaptive physical training help this category of pupils form the realized attitude to their forces, firm confidence of them, readiness for overcoming physical loadings necessary for high-grade functioning of an organism, as well as need for regular occupations by physical exercises.
Key words: health, health-forming technologies, pupils with the weakened health, SMG (special medical group), adaptive physical training, an experimental platform “School as a territory of health”, innovational approaches in adaptive physical training of pupils.
Современная стратегия оздоровления нации основана на том, что вместо пассивного принятия проводимых органами здравоохранения мер формируется индивидуальная активность самого населения, направленная на заботу о своем здоровье, физическом совершенствовании, оздоровление среды обитания, всего образа жизни, искоренение вредных и внедрение полезных привычек. Физическая культура, являясь составным элементом культуры личности, мощной предпосылкой здорового образа жизни, значительно влияет не только на повышение физической подготовленности, улучшение здоровья, но и на поведение человека в быту и в процессе учебы [2].
Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков - одна из приоритетных задач, стоящих сегодня перед педагогами, медиками и родителями. Решение данной задачи требует разработки и внедрения здоровьеформирующих технологий, направленных на реализацию эффективных способов профилактики заболеваний и реабилитацию детей и подростков средствами физического воспитания.
Число школьников с ослабленным здоровьем, не позволяющим им заниматься физической культурой по государственной программе, в школах Республики Адыгея составило от 25 до 40 %. Диапазон заболеваний достаточно широк, однако наиболее распространенными являются нарушения опорно-двигательного аппарата и заболевания
сердечно-сосудистой системы. Большое количество детей имеют слабое зрение и различные заболевания дыхательной системы.
Анализ медицинских карт показал, что с каждым годом количество учащихся школ РА, имеющих заболевания сердечно-сосудистой системы, увеличивается. Так, если в начале 2005/2006 учебного года их число составляло 27% от всех видов отклонений в состоянии здоровья, то в начале нового 2007/2008 учебного года нарушения функции кровообращения имеют уже 30% школьников.
Известно, что возникновению сердечно-сосудистых заболеваний в школьном возрасте способствуют гиподинамия, нерациональное питание, вредные привычки (курение, употребление алкоголя), стрессовые ситуации и эмоциональные перегрузки. В силу вышеназванных причин реабилитация детей и подростков с сердечно-сосудистыми заболеваниями - одна из самых актуальных проблем, решение которой в большой степени зависит от построения адекватного двигательного режима для данной категории обучающихся.
В целях дифференцированного подхода к организации занятий физической культурой в начале 2007/2008 учебного года все учащиеся МОУ СОШ № 6, №9, №11 (данные школы являются экспериментальными площадками «Школа - территория здоровья») в зависимости от состояния здоровья были разделены на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую (СМГ). Занятия в этих группах отличались учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.
СМГ в начале учебного года условно была разделена нами на две подгруппы: подгруппу А, в которую вошли учащиеся с обратимыми заболеваниями (после лечебнооздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу), и подгруппу Б, в которую были включены дети с патологическими отклонениями (необратимыми заболеваниями).
Были определены основные задачи физического воспитания детей и подростков, отнесенных к специальным медицинским группам:
- укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием;
- улучшение показателей физического развития и физической подготовленности;
- освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств;
- постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма;
- закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма;
- формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;
- воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни;
- овладение комплексами упражнений, благоприятно воздействующих на состояние организма обучающегося с учетом имеющегося у него заболевания;
- обучение правилам подбора, выполнения и формирования комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики с учетом рекомендаций врача и преподавателя; самостоятельное составление и выполнение комплексов общеразвивающих и специальных упражнений, направленных на профилактику болезни;
- обучение способам самоконтроля при выполнении упражнений различного характера;
- соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания.
Применительно к такой категории занимающихся организация работы требует значительной, а иногда и принципиально другой постановки задач, разработки
инновационных подходов, средств, методов, форм физической культуры, здоровьеформирующих технологий [4].
Исследования показали, что систематические физические нагрузки (3-4 раза в неделю по 35-45 мин) способствуют развитию приспособительных реакций, повышают сопротивляемость организма различным стрессовым воздействиям, обеспечивая психическую разрядку и улучшая эмоциональное состояние.
Активизация двигательного режима различными физическими упражнениями совершенствует функции систем, регулирующих кровообращение, улучшает сократительную способность миокарда и кровообращение, снижает гипоксию, то есть предупреждает и устраняет проявления большинства факторов риска основных болезней сердечно-сосудистой системы. Физическая тренировка развивает физиологические функции и двигательные качества, повышая умственную и физическую работоспособность занимающихся.
Кроме того, большинство специалистов-медиков и педагогов считают, что физические упражнения как средство реабилитации и вторичной профилактики показаны при всех заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Противопоказания носят лишь временный характер [3].
С этой целью программа физического воспитания для учащихся (МОУ СОШ №11), имеющих заболевания кардиореспираторной системы, разработана для занятий плаванием.
Занятия в воде - мощный положительный эмоциональный фактор. Физические свойства водной среды, в частности, плотность воды, оказывают специфическое влияние на функции кровообращения, дыхания, кожные рецепторы, нервную систему. При погружении человека в воду вытесняется объем воды, равный весу тела, в связи с чем облегчается удерживание его в горизонтальном положении. Сердцу не приходится преодолевать гидростатическое давление крови, отсутствует статическое напряжение мышц. Глубокое дыхание и давление воды на венозные сосуды облегчают его работу, что особенно важно для детей с ослабленным здоровьем.
Второе место среди заболеваний, выявленных у учащихся школ Республики Адыгея, занимают нарушения опорно-двигательного аппарата. Так, нарушения осанки и сколиозы разных степеней зафиксированы у 32% обследованных детей и подростков.
Деформация позвоночника ведет к различным нарушениям деятельности внутренних органов. Одна из важных задач физической культуры - приостановление прогрессирования болезни и коррекция искривлений позвоночника.
Учащихся с нарушением осанки иногда неоправданно освобождают от занятий физическими упражнениями, в то время как они еще в большей степени нуждаются в систематических занятиях физическими упражнениями. В программе адаптивного физического воспитания, составленной для данной СМГ обучающихся, преобладают упражнения, совершенствующие опорно-двигательный аппарат, а также общеразвивающие и направленно корригирующие физические упражнения.
Однако практика показала, что более всего для формирования хорошей осанки и лечения сколиозов полезны занятия плаванием, во время которого обеспечивается естественная разгрузка позвоночника. Программа физического воспитания для школьников, имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата, составлена на базе способа «брасс на груди с удлиненной паузой скольжения», во время которой позвоночник максимально вытягивается, а мышцы туловища статически напряжены. Положительный опыт работы свидетельствует, что при этом стиле плавания минимальны возможности увеличения подвижности позвоночника и вращательных движений корпуса и таза, крайне нежелательные при сколиозе.
Кроме того, значительное место в программе физической реабилитации детей данной категории занимает лечебное плавание - гидрокинезотерапия. Этот метод позволяет решать задачи коррекции при нарушении осанки благодаря разгруженному
положению позвоночника в воде, что дает возможность без ущерба для здоровья выполнять самые разнообразные упражнения в сочетании с освоенными навыками различных способов плавания: ходьбой и бегом в надувных жилетах со специальными манжетками и баллончиками на голеностопных суставах; плавание с лопаточками на руках и надувными кольцами и кругами на ногах (для сопротивления, большей нагрузки); выполнять комплексы упражнений в воде со специальными гантелями и мячами.
Третье место по численности среди всех обучающихся в школах Республики Адыгея занимают в настоящее время близорукие дети - их 27%. У девушек этот показатель выше (31%), по нашему мнению, из-за меньшей двигательной активности.
У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Эти особенности проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной сферы, формировании представлений и понятий, в способах практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к физическим упражнениям и труду.
Анализ исходных показателей, полученных в результате обследования учащихся, выявил следующее: обучающиеся с нормальным зрением в начале учебного года имели более высокий уровень физического развития и физической подготовленности, чем слабовидящие дети. Кроме того, у большинства слабовидящих детей и подростков по результатам медицинского осмотра выявлены искривления позвоночника, плоскостопие и другие заболевания.
При работе в специальной медицинской группе преподаватели в первую очередь учитывали ограничения, накладываемые на занятия физической культурой, с лицами, имеющими патологии органов зрения, исключая прыжки с разбега, кувырки, упражнения со статическим напряжением мышц, стойки на руках и голове. Программа физического воспитания разрабатывалась на базе следующих рекомендуемых видов оздоровительных упражнений: на пространственную ориентацию, точность движений, динамическое равновесие.
Кроме того, на всех занятиях со слабовидящими детьми специальной медицинской группы проводилась зрительная гимнастика по методике Г.Г. Демирчогляна и А.Г. Демирчогляна [1], направленная на улучшение и сохранение зрения; профилактику близорукости и дальнозоркости. Известно, что эффективность физического воспитания в значительной мере обусловлена возможностью определять и корректировать средства и методы педагогического воздействия на занимающихся на основании объективной информации о состоянии их физического здоровья и функциональных систем организма. Поэтому, организуя работу специальных медицинских групп, врач и преподаватели физического воспитания кроме диагноза заболевания и данных о функциональном состоянии детей постоянно оценивали уровень их физической подготовленности при помощи двигательных тестов, которые с учетом формы и тяжести заболевания не противопоказаны обучающимся.
При анализе физической подготовленности полученные результаты оценивались нами по 5-уровневой шкале: «высокий» (результат на уровне 100% от должного возрастно-полового норматива и выше); «выше среднего» (85-99%); «средний» (70-84%); «ниже среднего» (51-69%) и «низкий» (50% и ниже от должного норматива) с расчетом индекса физической готовности (ИФГ).
Анализ состояния физической подготовленности учащихся СМГ в начале учебного года показал, что ИФГ мальчиков в среднем составил 65%, девочек - 61%. То есть в целом уровень физической подготовленности обучающихся СМГ оказался на 5-9% ниже нижней границы гигиенического норматива, составляющего 70% от должного возрастнополового уровня, что позволило отнести обследованную популяцию к группе риска.
Цель повторного анализа физической подготовленности учащихся СМГ, проведенного в начале 2007/2008 учебного года, - выявить эффективность программ
физического воспитания, разработанных для учащихся с заболеваниями сердечнососудистой системы, опорно-двигательного аппарата и зрения. ИФГ мальчиков составил 74%, девочек - 68%. Иначе говоря, в целом уровень физической подготовленности обучающихся СМГ несколько повысился: у мальчиков - на 9%, у девочек - на 7% и сравнялся с гигиенической нормой (70%).
Кроме того, проверка остроты зрения обучающихся СМГ в конце 2007/2008 учебного года подтвердила эффективность применения зрительной гимнастики -офтальмотренинга по методике Г.Г. Демирчогляна и А.Г. Демирчогляна в целях улучшения и сохранения зрения учащихся. Анализ медицинских карт слабовидящих детей показал, что их зрение в течение года не ухудшилось, что также является положительным результатом.
Таким образом, содержание адаптивного физического воспитания в экспериментальных школах направлено на формирование у детей и подростков, имеющих отклонения в состоянии здоровья, комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков; на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем организма. Основная задача адаптивного физического воспитания заключается в формировании у данной категории учащихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к преодолению необходимых для полноценного функционирования организма физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.
Примечания:
1. Демирчоглян Г.Г., Демирчоглян А.Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников. М., 2000. 160 с.
2. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: в 2 т. Т. 1. М., 2002. 448 с.
3. Попов С.Н. Физическая реабилитация. Ростов н/Д, 1999. 608 с.
4. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М., 2001. 480
с.
References:
1. Demirchoglyan G.G., Demirchogljan A.G. Special physical training for visually impaired pupils. M., 2000. 160 p.
2. Evseev S.P. Theory and the organization of adaptive physical training: in 2 v. Vol. 1. M., 2002. 448 p.
3. Popov S.N. Physical rehabilitation: textbook for academies and institutes of physical training. Rostov on/ D. 1999. 608 p.
4. Kholodov Zh.K.. Kuznetsov V.S. Theory and a technique of physical training and sports: educational manual for students of higher schools. M. , 2001. 480 p .