Научная статья на тему 'Плавание в комплексной реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями и отклонениями в состоянии здоровья'

Плавание в комплексной реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями и отклонениями в состоянии здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
13760
1266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПЛАВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE / SWIMMING / TRAINING / REHABILITATION / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фетисов Александр Михайлович, Сайкин Сергей Витальевич

Адаптивная физическая культура является неотъемлемой частью общей культуры, подсистема физической культуры, одна из многих сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниченными возможностями в двигательной активности, частичном восстановлении и компенсации утраченных функций, личностного развития, самореализации физических и духовных сил в целях улучшения качества жизни, социализации и интеграции в общество. Методика адаптивной физической культуры имеет существенные отличия, обусловленные аномальным развитием физической и психической сферы ребенка. Именно эти базовые положения, касающиеся медико-физиологических и психологических особенностей детей разных нозологических групп, типичных и специфических нарушений двигательной сферы, методических принципов, коррекционной направленности педагогического процесса и определяют специфику подходов к построению и содержанию методик адаптивной физической культуры. Плавание является эффективным средством развития двигательной сферы человека и характеризуется приобретением жизненно необходимого навыка умения плавать и связанных с ним теоретических знаний. Полученные знания и умения являются базой для специализации в спортивной и профессионально-прикладной деятельности. Для решения задач адаптивной физической культуры в современной педагогической практике имеется богатый арсенал физических упражнений и видов спорта, в том числе плавание. Адаптивное плавание обучение плаванию лиц с ограниченными возможностями (инвалидов), совершенствование двигательных способностей и плавательной подготовленности, позволяющие в какой-то мере компенсировать утраченные двигательные функции. Социальная адаптация через плавание существенно расширяет круг общения людей с ограниченными возможностями, эмоционально насыщает их жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Фетисов Александр Михайлович, Сайкин Сергей Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SWIMMING IN COMPLEX REHABILITATION AND SOCIALIZATION OF CHILDREN WITH THE LIMITED OPPORTUNITIES AND DEVIATIONS IN STATES OF HEALTH

The adaptive physical culture is an integral part of the general culture, a subsystem of physical culture, one of many spheres of social activity directed on satisfaction of need of persons with limited opportunities in physical activity, partial restoration and compensation of the lost functions, personal development, self-realization of physical and spiritual forces for improvement of quality of life, socialization and integration into society. The technique of adaptive physical culture has essential differences caused by abnormal development of the physical and mental sphere of the child. These basic provisions concerning medico-physiological and psychological features of children of different nosological groups, typical and specific violations of the motive sphere, methodical principles of a correctional orientation of pedagogical process also define specifics of approaches to construction and the maintenance of techniques of adaptive physical culture. Swimming is an effective remedy of development of the motive sphere of the person and acquisition of vital skill abilities to float and the related theoretical knowledge characterizes it. The gained knowledge and abilities are a base for specialization in sports and professional and applied activity. For the solution of problems of adaptive physical culture in modern student teaching there is a rich arsenal of physical exercises and sports, including swimming. Adaptive swimming of training in swimming of persons with limited opportunities (disabled people), the improvement of motive abilities and swimming readiness allowing to compensate to some extent lost motive functions. Social adaptation through swimming, significantly expands a circle of contacts of physically disabled people, emotionally sates their life.

Текст научной работы на тему «Плавание в комплексной реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями и отклонениями в состоянии здоровья»

ПЛАВАНИЕ В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ И ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ

ФЕТИСОВ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

САЙКИН СЕРГЕЙ ВИТАЛЬЕВИЧ

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Адаптивная физическая культура является неотъемлемой частью общей культуры, подсистема физической культуры, одна из многих сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниченными возможностями в двигательной активности, частичном восстановлении и компенсации утраченных функций, личностного развития, самореализации физических и духовных сил в целях улучшения качества жизни, социализации и интеграции в общество.

Методика адаптивной физической культуры имеет существенные отличия, обусловленные аномальным развитием физической и психической сферы ребенка. Именно эти базовые положения, касающиеся медико-физиологических и психологических особенностей детей разных нозологических групп, типичных и специфических нарушений двигательной сферы, методических принципов, кор-рекционной направленности педагогического процесса и определяют специфику подходов к построению и содержанию методик адаптивной физической культуры. Плавание является эффективным средством развития двигательной сферы человека и характеризуется приобретением жизненно необходимого навыка - умения плавать и связанных с ним теоретических знаний. Полученные знания и умения являются базой для специализации в спортивной и профессионально-прикладной деятельности. Для решения задач адаптивной физической культуры в современной педагогической практике имеется богатый арсенал физических упражнений и видов спорта, в том числе плавание.

Адаптивное плавание - обучение плаванию лиц с ограниченными возможностями (инвалидов), совершенствование двигательных способностей и плавательной подготовленности, позволяющие в какой-то мере компенсировать утраченные двигательные функции. Социальная адаптация через плавание существенно расширяет круг общения людей с ограниченными возможностями, эмоционально насыщает их жизнь.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, плавание, обучение, реабилитация, социализация.

Умение плавать необходимо как для занятий многими видами спорта, так и для овладения профессиями, связанными с водной средой [1].

По определению А. К. Дмитриева (1966), плавание - умение человека держаться на воде и передвигаться в ней с помощью определенных движений руками и ногами без поддерживающих средств, оно имеет свои характерные особенности, так как физические действия человека происходят в условиях водной среды:

- тело человека не имеет твердой опоры, такое положение увеличивает его двигательные возможности и содействует их развитию;

- тело человека в условиях водной среды имеет относительную невесомость. Масса тела нейтрализуется подъемной силой воды, невесомость тела разгружает опорную систему, главный позвоночный столб от обычных гравитационных нагрузок;

- тело находится в горизонтальном положении при выполнении физических упражнений. Работа некоторых внутренних органов при таком положении тела во время выполнения циклических движений значительно облегчается [2].

Известно, что под влиянием активной мышечной деятельности улучшается психоэмоциональное состояние организма, снижается уровень тре-

A. M. FETISOV, S. V. SAYKIN

Т. 9. № 12, 2014

вожности человека, важно иметь в виду, что этот эффект особенно выражен в занятиях плаванием, где имеет место существенное изменение окружающей человека среды, именно это, как свидетельствуют специальные исследования, является средством профилактики психических перенапряжений.

Вода обладает высокой теплопроводностью, и пребывание в ней тренирует механизм терморегуляции [1]. Те, кто систематически посещает бассейн, более стойки к простудным заболеваниям. Регулярные занятия развивают у детей подвижность в суставах, укрепляют мышцы рук и ног, туловища, что очень важно для формирования правильной осанки [3].

Особое внимание в процессе занятий уделяется укреплению мышц туловища, так как они стабилизируют тело при плавании, помогают сохранять обтекаемое положение корпуса [4]. Это, в свою очередь, развивает мышечный корсет, который предупреждает искривление позвоночника ребенка. Симметричные движения и горизонтальное положение тела делают плавание прекрасным корригирующим средством, устраняющим нарушение осанки [3]. Непрерывная работа ног в быстром темпе, постоянное преодоление сопротивления воды великолепно тренируют мышцы и связки голеностопного сустава.

Занятия плаванием как никакой другой вид физических упражнений настраивают дыхание на правильный ритм. При плавании вдох и выдох затруднены, поэтому мышцы, принимающие участие в процессе дыхания, в результате систематических занятий укрепляются и развиваются [1].

Увеличивается экскурсия грудной клетки и жизненная емкость легких. По данным врачебного контроля годовой прирост жизненной емкости легких у пловцов в возрасте 9-15 лет колеблется от 300 до 1100 см3 и значительно превышает соответствующие данные у детей, не занимающихся плаванием [5].

Плавание приводит также к значительному увеличению легочной вентиляции и потреблению кислорода. При плавании с максимальной скоростью наибольшее потребление кислорода у взрослых хорошо тренируемых пловцов обычно не превышает 6-ти литров в минуту, а у юношей и девушек в процессе учебно-тренировочной работы по плаванию может потребляться более 7-ми литров в минуту [6].

Плавание оказывает положительное влияние на состояние центральной нервной системы детей, устраняет у них излишнюю возбудимость и раздражительность, кроме того, у занимающихся де-

тей появляется уверенность в своих силах. Это является следствием благотворного действия водной среды и физических упражнений на организм ребенка. Плавание способствует улучшению работы всех систем организма и в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной [3].

При систематических организованных занятиях у юных пловцов увеличиваются функциональные возможности сердечно-сосудистой системы. Это приводит к увеличению объема крови, выбрасываемого сердцем за одно сокращение (систолический объем), а также к снижению частоты сердечных сокращений в покое до 50-60 ударов в минуту. Частота сердечных сокращений у детей 10-11 лет, не занимающихся спортом, обычно составляет 75-80 ударов в минуту. Во время интенсивного плавания частота сердечных сокращений юного пловца увеличивается в 2-3 раза и может достигнуть 150-200 сокращений в минуту [6].

Работе сердца пловца при максимальных напряжениях способствуют:

- давление на всю поверхность тела, расположенного горизонтально;

- динамическая работа больших групп мышц активизирует движение венозной крови от периферии к сердцу, водная среда облегчает присасывающую функцию грудной клетки, работа сердца облегчается в связи с отсутствием необходимости преодолевать при движениях собственный вес и затрачивать на это дополнительные усилия;

- «мышечный насос» - чередующиеся напряжения и расслабления скелетных мышц, способствующие проталкиванию крови по венам к сердцу [6].

Вода очищает кожу человека, способствует улучшению кожного дыхания и укреплению самой кожи. Она вызывает усиление деятельности различных внутренних органов, учащение дыхания, изменения тонуса периферических кровеносных сосудов, усиливает обмен веществ. Это объясняется тем, что вода по сравнению с воздухом имеет увеличенную теплопроводность и теплоемкость, а также значительную плотность, в результате чего теплоотдача и давление воды на поверхность тела человека резко возрастает. Эти благотворные влияния используются при занятиях плаванием детей и подростков с ослабленным здоровьем [6].

В исследованиях Г. Д. Горбунова (1967), посвященных изучению влияния физических нагрузок на процессы внимания и памяти, занимающихся плаванием, отмечено улучшение психомоторики. Замечено также, что для многих пловцов эти занятия были лучшим отдыхом от теоретических занятий. Вынужденные перерывы в тренировках

оказывали отрицательное влияние на работоспособность и общее состояние пловцов [7].

Изучая влияние плавания на внимание и память детей 12-14 лет, З. Д. Ущенко (1972) установила, что после плавания хорошая умственная работоспособность сохраняется в течение всего учебного дня. Занятия плаванием активно стимулируют внимание и память, способствуют их развитию. На этом основании автор рекомендует плавание для развития физических и умственных способностей детей, соблюдая при этом строгую дозировку занятий физическими упражнениями. В период после действия физических нагрузок протекание психических процессов может, как улучшаться, так и ухудшаться, что зависит от характерных особенностей физических нагрузок, степени адаптации к нагрузкам, промежутка времени, прошедшего после нагрузки, времени суток [8].

Формы двигательной деятельности в плавании различаются по времени, затрачиваемому на занятия, и уровню физических нагрузок. В зависимости от задач занятия можно условно отнести к рекреативному, оздоровительному, кондиционному, адаптивному или спортивному плаванию [9].

Начиная с середины прошлого века, многие отечественные ученые обращались к вопросам обучения плаванию детей с отклонениями в состоянии здоровья. Э. П. Бебриш с 1963 по 1973 гг. на базе Стиклинской вспомогательной школы проводил исследования с учащимися, которые занимались плаванием. В процессе этих исследований автор установил, что у детей с нарушением интеллекта, занимающихся плаванием, разница в темпе движений по сравнению с нормальными детьми минимальна. У детей с осложненной формой олигофрении после нескольких лет занятий плаванием темп движений приближается к темпу движений умственно отсталых детей, имеющих легкую степень отсталости. В работе Э. П. Бебриша были использованы 15 тестов, на основании которых автор пришел к выводу, что у детей, привлеченных к занятиям плаванием, все исследуемые показатели гораздо выше, чем у тех, кто не занимался плаванием. У учащихся вспомогательной школы, занимающихся плаванием, улучшалась координация движений, легко усваивались простые движения, а для усвоения сложных движений им требовалось значительно меньше времени. Умственно отсталые дети быстрее достигали автоматизации движений. По окончании исследования автор сделал заключение, что дополнительные дозированные занятия плаванием создают условия для лучшего освоения профессиональных навыков умственно отсталыми детьми [10].

Исследования школы Д. Ф. Мосунова (1997, 1998, 2002) были направлены на выявление влияния плавания на организм детей с ограниченными возможностями и отклонениями различной тяжести и степенью патологий, последствий заболеваний и поражений после травм и ампутаций, детского церебрального паралича, аутизма. Кроме того, автор исследовал влияние занятий на детей после перенесенной болезни Дауна, олигофрении, эпилепсии, гемипареза, микроцефалии, гидроцефалии, гемофилии и диабета. Изучалось значение плавания в реабилитации последствий полиомиелита, поражений органов зрения и слуха, центральной и периферической нервной, сердечнососудистой, иммунной систем, различных форм задержки физического, умственного и психического развития, ожирения и сколиоза [11].

Д. Ф. Мосунов, В. Г. Сазыкин (1997, 1998) доказали возможность обучать плаванию детей с поражением опорно-двигательного аппарата, с отклонениями в умственном развитии и разнообразными комплексами отклонений от нормы не только в специальных лечебных бассейнах при поликлиниках или стационарах, но и в бассейнах типа «лягушатник», крытых и открытых спортивных плавательных бассейнах, в том числе и на открытых водоемах.

В более поздних работах Д. Ф. Мосунов, и В. Г. Сазыкин (2000) проанализировали, систематизировали и обобщили существующие в научной и специальной литературе знания об особенностях взаимодействия людей в условиях окружающей водной среды, результаты проводимых научных исследований, педагогических и специальных экспериментов, доказывающих принципиальную возможность обучения плаванию ребенка с любыми нарушениями и поражениями. Авторами доказано положительное качественно новое повышение уровня физического, интеллектуального и психического развития детей с ограниченными возможностями. Зафиксированы факты, когда 10-12-летние дети в результате занятий плаванием впервые в жизни начинают ходить, говорить, переходят на самообслуживание в домашних, учебных и общественных условиях [12].

Оздоровительное и спортивное плавание достаточно широко используется среди инвалидов с поражением опорно-двигательной системы, в том числе и после ампутации конечностей [13].

Плавание людей после ампутации нижних конечностей имеет ряд важных особенностей, обусловленных уменьшением массы тела. Известно, что после ампутации происходит смещение общего центра массы тела (ОЦМт), находящегося в

А. М. БЕТВОУ, 8. V. 8АУКМ

Т. 9. № 12, 2014

прямой зависимости от уровня ампутационного дефекта. Следует отметить, что эти изменения рассматриваются у человека, находящегося в вертикальном положении. При горизонтальном положении, например в воде, при вытянутых вперед руках, смещение общего центра массы тела (ОЦМт) будет более выраженным. Для здорового человека, плавающего кролем на груди, характерно положение тела, близкое к горизонтальному положению (угол атаки составляет 8 - 10°).

У обучаемых плавать, после ампутации обеих нижних конечностей при погружении в воду (при статическом положении и задержке дыхания на вдохе) голова и плечевой пояс оказываются погруженными в воду, а область таза и культи конечностей находится выше уровня воды, угол атаки при этом приобретает отрицательное значение [14].

При статическом положении тела в воде на спине (с задержкой дыхания на вдохе) у обучаемых отмечается выраженное сгибание в тазобедренных суставах, что в определенной мере может быть объяснено наличием сгибательных или сгибательно-отводящих контрактур, развивающихся вследствие ампутации, компенсаторное сгибание поясничного и грудного отделов позвоночника. При этом голова высоко поднимается над водой, туловище уходит под воду, культи бедер находятся выше уровня воды. При этом мышцы шейного отдела позвоночника постоянно напряжены. Использование вспомогательных плавательных средств, в частности утяжеляющего пояса, создает условия для уравновешивания сил, действующих относительно общего центра массы тела (ОЦМт), и позволяет принимать горизонтальное положение в воде.

Симпатическая иннервация характерна для всех людей, перенесших ампутации. Преобладание симпатического отдела сопровождается высокой централизацией сердечного ритма. Синусовый узел способен обеспечить лишь стабильный ригидный ритм, что в целом характерно для сердца с низкими адаптационными возможностями.

У перенесших ампутации нижних конечностей выявлены однонаправленные изменения со стороны системы кровообращения. Снижение объемных величин, недостаточное наполнение так называемой «компрессионной» камеры. Исследования, проведенные С. Ф. Курдыбайло, В. Г. Богатых (1997, 1998), показали, что при невысоком уровне ампутации плавание способствует повышению функциональных возможностей сердечнососудистой системы, нарастанию парасимпатической регуляции, что в целом отражает увеличение резервных возможностей организма. У людей с высоким уровнем ампутации не происходит существенных

сдвигов центральной гемодинамики и вегетативной регуляции, что обусловлено глубокими мор-фофункциональными изменениями со стороны системы кровообращения.

Несмотря на это целесообразность и необходимость применения плавания для лиц с ограниченными возможностями с дефектами обеих конечностей несомненны. При высоком уровне ампутации плавание способствует лечению контрактур, повышению биоэлектрической активности мышц, а также, что наиболее важно, является эффективным средством социальной реабилитации, оказывает большое психологическое влияние на совершенствование волевых качеств и в целом способствует наиболее полной адаптации в современном обществе [14].

Исследования Ю. А. Орешкиной (2001) направлены на выявления особенностей обучения плаванию детей с односторонней ампутацией нижней конечности (с сохранным интеллектом). Автор рассматривает комплексную реабилитацию лиц с ограниченными возможностями с поражением опорно-двигательного аппарата, а также особенности физического развития детей данной нозологической группы. Проведен анализ методик обучения плаванию здоровых детей 8-11 лет и их применение для обучения детей с односторонней ампутацией нижних конечностей. Изучены особенности проведения занятий в зале «сухого плавания» с детьми с односторонними ампутационными поражениями нижних конечностей при начальном обучении и обучении спортивным способам плавания, особенности начального обучения и обучения спортивным способам плавания детей с односторонней ампутацией нижних конечностей в возрасте 8-9 лет. Разработаны методики начального обучения и обучения спортивным способам плавания, технике стартов и поворотов. Рассмотрены особенности изменения эмоционального состояния, физического развития и функциональных показателей детей с односторонней ампутацией нижних конечностей под влиянием занятий по обучению спортивным способам плавания. В работе выявлены особенности организации и планирования занятий по обучению плаванию детей с односторонней ампутацией нижней конечности, организации занятий, планирование учебного материала по обучению плаванию детей с односторонней ампутацией нижней конечности в возрасте 8-11 лет в условиях глубокого и мелкого бассейнов [15].

Е. В. Петрова (2000) изучала пространственную ориентацию незрячих детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания. Автор представила глубокий анализ психомоторного развития и особенностей физического воспитания не-

зрячих детей, пространственную ориентацию детей с тяжелой зрительной патологией и состояние незрячего ребенка при ориентации и передвижении в пространстве, а также физическое развитие незрячих и нормально видящих детей 6-7-летнего возраста. Исследователь предложил программу развития пространственной ориентации незрячих детей на занятиях по физическому воспитанию и доказала ее эффективность [16].

С 1983 по 1987 гг. на базе Запорожской специальной школы проведена исследовательская работа В. Н. Зайцевой «Коррекционное значение плавания в процессе физического воспитания глухих школьников младших классов». Автором изучено влияние уроков плавания на совершенствование двигательной сферы, физического развития, физической подготовленности и функционального состояния кардио-респираторной системы глухих детей, учащихся младшего школьного возраста. Предложенные специальные приемы и методы обучения плаванию, разработанные с учетом особенностей познавательной деятельности и двигательной сферы глухих детей, способствуют повышению уровня их физического развития и более эффективному формированию двигательных навыков [17].

Объектом исследований Я. А. Смекалова (2000) являлось начальное обучение плаванию слабослышащих детей младшего школьного возраста, в котором он раскрыл особенности психофизического развития слабослышащих детей младшего школьного возраста, их влияние на процесс обучения, а также влияние занятий плаванием на организм ребенка с учетом возрастных особенностей. Обобщил основные методики обучения плаванию слышащих детей младшего школьного возраста, выделил особенности организации обучения слабослышащих детей данной возрастной группы. Представил экспериментальную программу начального обучения плаванию слабослышащих детей младшего школьного возраста, в которой раскрыл особенности физического развития, сложности в освоении ими навыков плавания. Описал применение игрового метода на занятиях плаванием со слабослышащими детьми.

В своей работе Я. А. Смекалов (2000) обращает внимание на необходимость коррекции психофизического развития слабослышащих детей, используя специально подобранные упражнения с учетом их индивидуальных особенностей [17].

Исследования С. А. Мясищева (2003) посвящены двигательной и психической реабилитации глухих и слабослышащих мальчиков 9-12 лет средствами плавания. В своих работах автор дает анализ психофизиологических основ повышения

эффективности физического воспитания глухих и слабослышащих детей. Рассматривает речевое обеспечение, средства и методы, используемые в коррекционно-педагогическом процессе физического воспитания, условные сигналы и жесты, применяемые в процессе общения с детьми данной нозологии, использование средств и методов при начальном обучении плаванию при различных медицинских показаниях. Так же автором дан сравнительный анализ особенностей физической подготовленности и психического состояния здоровых детей и детей с нарушенным слухом, исследовалось влияние занятий плаванием на физические качества и психическое развитие детей с нарушенным слухом [18].

А. И. Погребной (2004) рассматривал плавание в системе физической и психической реабилитации детей с дефектами в развитии. Под его наблюдением находились мальчики 9-12 лет: 50 глухих, 52 слабослышащих, 70 с задержкой психического развития (ЗПР) конституционального и психогенного характера. Попытка применить традиционную методику обучения не позволила детям с задержкой психического развития в должной мере освоить навык плавания. Автором предложена экспериментальная методика, в основу которой легли средства плавания, модифицированные с учетом имеющегося у детей дефекта.

Так, применительно к детям с отклонениями в развитии слухового анализатора, были разработаны и применялись упражнения дополнительного воздействия на вестибулярный аппарат, улучшающие способность сохранять гидродинамическую устойчивость, лучше осваивать двигательные действия. Это - выполнение кувырков и вращений в воде в различных плоскостях, выполнение упражнений в воде в положении лежа на груди и на спине, с открытыми и закрытыми глазами.

Для детей с ЗПР рекомендовались упражнения в воде с добавлением заданий математического характера, запоминанием слов, терминов и словосочетаний, пальцевой гимнастики - доставание мелких предметов со дна бассейна, сборка или разборка деталей конструктора в воде и т. п. Кроме того, для всех детей были рекомендованы психотехнические игры в воде и упражнения для развития познавательных процессов (восприятие, память, внимание, воображение, мышление), а также упражнения, способствующие развитию физических качеств [19].

Занятия плаванием создают условия для восстановления двигательных функций после перенесенных травм и предупреждают их негативные последствия.

А. М. БЕТВО^ 8. V. 8АУКМ

Т. 9. № 12, 2014

Купание и плавание повышают сопротивляемость организма ребенка воздействию температурных колебаний, являются профилактикой простудных заболеваний. Если плавание проводится в естественном водоеме, то закаливающий эффект оказывают и другие природные факторы - солнце и воздух.

Таким образом, сфера применения плавания при медицинских показаниях многообразна и является предметом исследования многих авторов. Положительное влияние занятий в воде отмечается при дефектах и нарушениях осанки, слуха, сколиозах, заболеваниях дыхательной, сердечно-сосу-дистой систем, поражениях опорно-двигательного аппарата, отклонениях в умственном развитии, последствий заболеваний и поражений после травм и ампутаций. Однако исследований, содержащих организационно-методические особенности, средства и методы обучения плаванию, рекомендации по объему, интенсивности нагрузки, интервалам отдыха при начальном обучении плаванию глухих детей, крайне мало. Кроме того, не определены виды контрольных упражнений и заданий, применяемых для детей разной нозологии.

Литература

1. Булгакова Н. Ж. Плавание: учебник для вузов. М.: Физкультура и спорт, 2001.

2. Дмитриев А. К. Плавание: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд-во «Физкультура и Спорт», 1966.

3. Бутович Н. А. Плавание. М.: Физкультура и спорт, 1965.

4. Зайцева В. Н. Организация, приемы и методы проведения занятий по плаванию с глухими школьниками младших классов. Запорожье, 1989.

5. Вайцеховский С. М. Физическая подготовка пловца. Изд. 2-е, перераб. М.: Физкультура и спорт, 1976.

6. Васильев В. С. Обучение детей плаванию / В. С. Васильев, Б. Н. Никитский. М.: Физкультура и спорт, 1973.

7. Горбунов Г. Д. Влияние физических нагрузок на психические процессы (на материалах исследования пловцов): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Л., 1967.

8. Ущенко З. Д. Влияние физических упражнений на внимание и память учащихся пловцов // Теория и практика физической культуры. 1972. № 11. С. 56. 162.

9. Булгакова Н. Ж., Морозов С. Н., Попов О. И. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2005.

10. Бебриш Э. П. Некоторые особенности физического развития умственно отсталых учащихся // Дефектология. 1976. № 4. С. 29-32.

11. Мосунов Д. Ф. Проблемы адаптивного плавания // Человек и его здоровье: сборник тез. докл. Меж-дунар. конгресса. СПб., 1997. С. 189.

12. Мосунов Д. Ф., Сазыкин В. Г. Преодоление критических ситуаций при обучении плаванию ребенка-инвалида: учеб. пособие. М., 2002.

13. Каптелин A. Ф. Гидрокинезотерапия в ортопедии и травматологии. М.: Медицина, 1986. С. 57-69.

14. Курдыбайло С. Ф., Богатых В. Г. Плавание как средство двигательной реабилитации инвалидов после ампутации конечностей. Теория и практика физической культуры. 1998. № 1. С. 48-52

15. Орешкина Ю. А. Обучение плаванию детей-инвалидов с односторонней ампутацией нижней конечности (с сохранным интеллектом): автореф дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2001.

16. Петрова Е. В. Пространственная ориентация незрячих детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб, 2000.

17. Зайцева В. Н. Организация, приемы и методы проведения занятий по плаванию с глухими школьниками младших классов. Запорожье, 1989.

18. Мясищев С. А. Двигательная и психическая реабилитация глухих и слабослышащих мальчиков 912 лет средствами плавания: дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2003.

19. Погребной А. И. Плавание в системе физической и психической реабилитации детей с дефектами в развитии. Теория и практика физической культуры. 2004. № 8. С.55-57.

References

1. Bulgakova N. Zh., Plavaniye: uchebnik dlya vuzov. M.: Fizkul'tura i sport, 2001.

2. Dmitriyev А. K. Plavaniye: ucheb. posobiye dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. M.: Izd-vo «Fizkul'tura i Sport», 1966.

3. Butovich N. А. Plavaniye. M.: Fizkul'tura i sport, 1965.

4. Zajtseva V. N. Organizatsiya, priyemy i metody provedeniya zanyatij po plavaniyu s glukhimi shkol'nikami mladshikh klassov. Zaporozh'ye, 1989.

5. Vajtsekhovskij S. M. Fizicheskaya podgotovka plovtsa. Izd. 2-ye, pererab. M.: Fizkul'tura i sport, 1976.

6. Vasil'yev V. S Obucheniye detej plavaniyu / V. S. Vasil'yev, B. N. Nikitskij. M.: Fizkul'tura i sport, 1973.

7. Gorbunov G. D. Vliyaniye fizicheskikh nagruzok na psikhicheskiye protsessy (na materialakh issledovaniya plovtsov): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk L., 1967.

8. Ushchenko Z. D. Vliyaniye fizicheskikh uprazhnenij na vnimaniye i pamyat' uchashchikhsya plovtsov // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 1972. № 11. S. 56.

9. Bulgakova N. Zh., Morozov S. N., Popov O. I. Ozdorovitel'noye, lechebnoye i adaptivnoye plavaniye: ucheb. posobiye dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. M.: Izdat. tsentr «Аkademiya», 2005.

10. Bebrish E. P. Nekotorye osobennosti fizicheskogo razvitiya umstvenno otstalykh uchashchikhsya // Defektologiya. 1976. № 4. S. 29-32.

11. Mosunov D. F. Problemy adaptivnogo plavaniya // Chelovek i yego zdorov'ye: Sb. tez. dokl. mezhdunarod, kongressa. SPb., 1997. S. 189.

12. Mosunov D. F., Sazykin V. G. Preodoleniye kriticheskikh situatsij pri obuchenii plavaniyu rebenka-invalida: ucheb. posobiye. M., 2002.

13. Kaptelin. A. F. Gidrokinezoterapiya v ortopedii i travmatologii. M.: Meditsina, 1986. S. 57-69.

14. Kurdybajlo S. F., Bogatykh V. G. Plavaniye kak sredstvo dvigatel'noj reabilitatsii invalidov posle ampu-tatsii konechnostej. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 1998. № 1. S. 48-52

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Oreshkina Yu. A. Obucheniye plavaniyu detej-invalidov s odnostoronnej amputatsiej nizhnej konechnosti

(s sokhrannym intellektom): avtoref dis. ... kand. ped. nauk. SPb., 2001.

16. Petrova Ye. V. Prostranstvennaya orientatsiya nezryachikh detej doshkol'nogo vozrasta v protsesse fizi-cheskogo vospitaniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / Petrova E. V. SPb, 2000.

17. Zajtseva V. N. Organizatsiya, priyemy i metody provedeniya zanyatij po plavaniyu s glukhimi shkol'nikami mladshikh klassov. Zaporozh'ye, 1989. Myasishchev S. A. Dvigatel'naya i psikhicheskaya reabilitatsiya glukhikh i slaboslyshashchikh mal'chikov 9-12 let sredstvami plavaniya: dis. ... kand. ped. nauk. Krasnodar, 2003.

18. Pogrebnoj A. I. Plavaniye v sisteme fizicheskoj i psikhicheskoj reabilitatsii detej s defektami v razvitii. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2004. № 8. S.55-57.

* * *

SWIMMING IN COMPLEX REHABILITATION AND SOCIALIZATION OF CHILDREN WITH THE LIMITED OPPORTUNITIES AND DEVIATIONS IN STATES OF HEALTH

FETISOV ALEKSANDR MIKHAYLOVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

SAYKIN SERGEY VITALYEVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

The adaptive physical culture is an integral part of the general culture, a subsystem of physical culture, one of many spheres of social activity directed on satisfaction of need of persons with limited opportunities in physical activity, partial restoration and compensation of the lost functions, personal development, self-realization of physical and spiritual forces for improvement of quality of life, socialization and integration into society.

The technique of adaptive physical culture has essential differences caused by abnormal development of the physical and mental sphere of the child. These basic provisions concerning medico-physiological and psychological features of children of different nosological groups, typical and specific violations of the motive sphere, methodical principles of a correctional orientation of pedagogical process also define specifics of approaches to construction and the maintenance of techniques of adaptive physical culture. Swimming is an effective remedy of development of the motive sphere of the person and acquisition of vital skill - abilities to float and the related theoretical knowledge characterizes it. The gained knowledge and abilities are a base for specialization in sports and professional and applied activity. For the solution of problems of adaptive physical culture in modern student teaching there is a rich arsenal of physical exercises and sports, including swimming.

Adaptive swimming of training in swimming of persons with limited opportunities (disabled people), the improvement of motive abilities and swimming readiness allowing to compensate to some extent lost motive functions. Social adaptation through swimming, significantly expands a circle of contacts of physically disabled people, emotionally sates their life.

Key words: adaptive physical culture, swimming, training, rehabilitation, socialization.

A. M. FETISOV, S. V. SAYKIN

^ 9. № 12, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.