Научная статья на тему 'Использование средств плавания в системе реабилитации слабовидящих детей'

Использование средств плавания в системе реабилитации слабовидящих детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
648
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛАБОВИДЯЩИЕ ШКОЛЬНИКИ / VISUALLY IMPAIRED SCHOOLBOYS / ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИОННОЕ ПЛАВАНИЕ / HYDROREHABILITATION SWIMMING / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL TRAINING / ШКОЛЬНИКИ / SCHOOLBOYS / ВНЕУРОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / PHYSICAL HEALTH / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PHYSICAL READINESS / AFTER-HOUR EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Орлов А.В.

В течение прошлых лет есть тенденция к росту частоты близорукости у детей школьного возраста в нашей стране. Доказано, что близорукость у детей встречается очень часто. Для коррекции психофизического развития и интеграции этой группы детей в современную социальную среду, усилия педагогов должны быть направлены на поиск новых форм и методов обучения и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF SWIMMING MEANS IN SYSTEM VISUALLY IMPAIRED CHILDREN OF REHABILITATION

For a long time there is a tendency to myopia growth of pupils in our country. Myopia is proved to be one of many childrens diseases. For psycho-physical develpoment correction and integration of these children in modern social surroundings, all the teachers efforts must be directed to new training and upbringing forms and methods research.

Текст научной работы на тему «Использование средств плавания в системе реабилитации слабовидящих детей»

«ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЬ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

Электронный журнал Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма

Per. Эл № ФС77-27659 от 26 марта 2007 г. Ml (2009) (Выпуск 10)

ISSN 2070-4738

772070 47900

УДК 797.2: 376.3

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ПЛАВАНИЯ В СИСТЕМЕ РЕАБИЛИТАЦИИ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ

А. В. Орлов - аспирант Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Набережные Челны

USE OF SWIMMING MEANS IN SYSTEM VISUALLY IMPAIRED CHILDREN OF REHABILITATION

A.V. Orlov - post-graduate student Kama State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism

Naberezhnye Chelny

e-mail: orlov_artur@mail. ru

Ключевые слова: слабовидящие школьники, гидрореабилитационное плавание, физическое воспитание, школьники, внеурочные занятия, физическое здоровье, физическая подготовленность.

Аннотация. В течение прошлых лет есть тенденция к росту частоты близорукости у детей школьного возраста в нашей стране. Доказано, что близорукость у детей встречается очень часто. Для коррекции психофизического развития и интеграции этой группы детей в современную социальную среду, усилия педагогов должны быть направлены на поиск новых форм и методов обучения и воспитания.

Keywords: visually impaired schoolboys, hydrorehabilitation swimming, physical training, schoolboys, after-hour employment, physical health, physical readiness.

The summary. For a long time there is a tendency to myopia growth of pupils in our country. Myopia is proved to be one of many children's diseases. For psycho-physical develpoment correction and integration of these children in modern social surroundings, all the teacher's efforts must be directed to new training and upbringing forms and methods research.

В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с функциональными и органическими пороками развития, в том числе и детям с нарушениями зрения. Для коррекции психофизического развития и интеграции этой группы детей в современную социальную среду, усилия педагогов должны быть направлены на поиск новых

форм и методов обучения и воспитания. Известно, что здоровье человека более чем на 50 % зависит от образа жизни, на 15-20% от окружающей среды и настолько же от наследственности и системы здравоохранения. Специалисты отмечают, что одной из главных причин роста заболеваемости детей и подростков является низкая эффективность занятий по физической культуре, проводимых в учебных заведениях, и отсутствие информации о резервах здоровья и работоспособности учащихся. Среди причин, способствующих снижению уровня физической подготовленности детей, их здоровья, указывается на недостаточные условия для занятий физической культурой, отсутствие культуры ведения здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости

Но проблема не только в коррекции зрения. Нарушение функции зрительного анализатора вызывает ряд отклонений в физическом и психическом развитии ребенка. В связи с трудностями, возникающими при подражании и овладении пространственными представлениями и двигательными действиями, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, координация движений. Вынужденное снижение двигательной активности, низкое развитие мышечной силы, сопутствующие соматические заболевания, различные нарушения опорно-двигательного аппарата, носящие стойкий характер, типичны для младших школьников с тяжелой зрительной патологией.

Исследования Г.Г. Демирчогляна (1998), Л.Н. Ростомашвили (1997) и др. показали, что изменения здоровья подростков тесно взаимосвязаны с функциями органа зрения, а именно, заболевания внутренних органов, нервной системы и позвоночника часто сочетались с близорукостью, нарушениями аккомодации.

Снижение общей двигательной активности школьников при повышенной зрительной нагрузке может способствовать развитию близорукости. Физические упражнения общеразвивающего характера, применяемые в сочетании со специальными упражнениями для цилиарной мышцы, укрепляющими аккомодацию, оказывают положительное влияние на функции миопического глаза.

Следует отметить, что у 36,6 % учащихся школ-интернатов для слепых и слабовидящих помимо заболеваний глаз имеется патология других органов и систем. Это заболевания нервной системы - 36,2 % (дебильность, эпилепсия, ночной энурез и другие), опорно-двигательного аппарата - 23,4% (сколиоз), болезни уха, горла, носа - 11 % (хронический тонзиллит, гайморит, ринит и другие), органов дыхания - 6,6 % (хронический бронхит, пневмония, бронхиальная астма), пищеварительной системы - 4,5 % (хронический гастрит, дискинезия желчных путей и другие), врожденные пороки (сердца, аорты, кривошея, косолапость) - 7,3 %. Практически у каждого третьего ученика, страдающего сопутствующей патологией, последняя является врожденной и сочетается с врожденным заболеванием глаз.

Она подлежит своевременному учету и лечению с целью более полноценной реабилитации данного контингента детей.

При дефектах органа зрения организм детей находится в неблагоприятном состоянии не только из-за системно-функциональных нарушений, но и вследствие вынужденной гиподинамии. Слабовидящие дети не получают необходимого ежедневного объёма движений. Последнее ухудшает состояние их организма и часто способствует прогрессированию заболеваний. Гиподинамия не только усугубляет любое нарушение развития и приводит к патологии всего нервно-мышечного аппарата, но и отрицательно сказывается на общем развитии слабовидящего ребенка, поскольку представляет резкое снижение активности мощного естественного стимулятора всех функций организма и нервно психического тонуса. Исходя из этого, становится ясным, что для обеспечения нормального функционирования различных систем организма данного контингента детей необходима активизация их моторики.

Трудно переоценить значение регулярных физических упражнений для укрепления здоровья, повышения работоспособности, коррекции двигательных нарушений и недостатков

При подборе содержания всех форм занятий физическими упражнениями для слабовидящих школьников первостепенное значение приобретают те упражнения, которые не противопоказаны детям из-за дефекта зрения, а иногда эти упражнения диктуют и форму их выполнения.

Отличительной особенностью занятий по физическому воспитанию в специальных школах, по сравнению с массовыми, является то, что все они имеют коррекционную направленность и способствуют устранению двигательных нарушений и недостатков физического и функционального развития детей с нарушениями зрения.

Плавание является уникальным видом физических упражнений и относится к наиболее массовым видам спорта, как в нашей стране, так и за рубежом. Специфическая особенность плавания связана с двигательной активностью в водной среде, чем объясняется его гигиенически-оздоровительная, прикладная и спортивная ценность.

Плавание - единственно возможный вид физических упражнений, рекомендуемый людям, имеющим существенные ограничения для занятий физической культурой на суше (излишний вес, варикозное расширение вен, опущение внутренних органов, остеохондроз, гипертония и др.), а также при реабилитации ампутантов, слепых, больных церебральным параличом и др.

Сопротивление воды при плавании активно вовлекает в работу практически все мышцы тела, что способствует развитию их функциональных возможностей и силы, улучшению осанки и подвижности в основных суставах, формированию гармоничного

телосложения.

Одной из особенностей, определяющей влияние плавания на организм, является горизонтальное положение тела при выполнении движений руками и ногами. Такое положение тела, циклические движения, связанные с работой мышц, давление воды на подкожное венозное русло, глубокое диафрагмальное дыхание и состояние гидростатической невесомости способствуют притоку крови к сердцу и существенно облегчают его работу. В связи с этим плавательные упражнения (при соответствующей дозировке) рекомендуют людям с ослабленным сердцем как одно из средств укрепления и развития сердечнососудистой системы. Знание особенностей влияния на организм плавания позволяет правильно выбрать оздоровительные программы в зависимости от состояния здоровья, возраста и уровня физической подготовленности детей. При плавании вода оказывает определяющее влияние на перераспределение крови в организме человека.

Особенно велико оздоровительное воздействие плавания на детский организм. Занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, развивают координацию движений. Они своевременно формируют «мышечный корсет», предупреждая искривление позвоночника; снижают возбудимость и раздражительность. Дети, регулярно занимающиеся плаванием, заметно отличаются от своих сверстников, не занимающихся спортом: они выше ростом, имеют более высокие показатели ЖЕЛ, гибкости и силы, меньше подвержены простудным заболеваниям.

В пилотажном эксперименте участвовали дети вспомогательной (коррекционной школы) № 87 города Набережные Челны в исследовании принимали учащиеся средних (10-11 лет) классов, их родители и тренеры ДЮСШ «Дельфин».

Разработанная нами методика комплексного использования средств физической культуры, основанная на расширение двигательной активности за счет внеурочных занятий по плаванию. Проведена оценка эффективности влияния занятий плаванием на физическое развитие и двигательную подготовленность слабовидящих детей. Тестирование участников исследования проводились на базе ДЮСШ «Дельфин». Занятия проводились три раза в неделю на протяжении двух месяцев, что составляет 24 занятия по плаванию. В ходе пилотажного эксперимента проводились тесты и снимались пробы физического состояния занимающихся. Как показали исследования, все дети, участвующие в эксперименте, показали прирост физических показателей к концу пилотажного эксперимента.

Таблица 1

Показатели жизненной емкости легких у слабовидящих детей 10-11 лет_

Пол жизненной емкости легких (мл)

Начало эксперимента Конец эксперимента

мальчики 2101,74 2126,86

девочки 2093,61 2112,04

Таблица 2

Показатели проб Штанге и Генча у слабовидящих детей 10-11 лет

Пол Проба Штанге Проба Генча

Начало Конец Начало Конец

эксперимента эксперимента эксперимента эксперимента

мальчики 35,1 48,5 14,05 21,2

девочки 25,3 37,1 13,3 20,5

Таблица 3

Показатели выполнения упражнений у слабовидящих детей 10-11 лет

Пол Скольжение (м) Работа Работа Работа ног кролем с

ног кролем с ног кролем руки в подвижной опорой :

подвижной опорой сцеплении вперед м (сек)

без остановки (м) без остановки (м)

до после до после до после до после

мальчики 2,6 3,09 8,2 19,6 6,2 11,9 86 59

девочки 2,1 3,1 6,6 18,4 5,6 11,2 92 64

Показатели ЧСС у слабовидящих детей 10-11 лет

Пол ЧСС в покое ЧСС при задержке ЧСС восстановленное

дыхания (1мин после задержки

дыхания)

до после до после до после

мальчики 95,2 93,3 110,6 109,3 98,1 94,1

девочки 95,3 93,5 110,9 109,8 98,9 94,2

Таблица 4

Показатели ЖЕЛ, проб Штанге и Генча, выполнения упражнений и ЧСС возросли, что является доказательством положительного влияния плавания на организм слабовидящих детей 10-11 лет. Разработанная нами методика комплексного использования средств физической культуры, основанная на расширение двигательной активности за счет внеурочных занятий по плаванию является способом совершенствования и физической реабилитации детей с нарушением зрения.

На примере (вспомогательной (коррекционной) школы № 87 г. Набережные Челны) нами показана эффективность применения комплекса общеразвивающих и специальных упражнений по плаванию.

Намечены основные направления по использованию средств физической культуры в реабилитации слабовидящих детей.

Литература.

1. Смурнова, Т. С. Социально-педагогическая реабилитация инвалидов по зрению в процессе их физической подготовки и обучения танцам: автореф. дис. ... канд. биол. наук / Т.С. Смурнова. - М., 1999. -

21 с.

2. Азарян, Р.Н. Физическое воспитание слепых и слабовидящих школьников в режиме дня / Р.Н. Азарян. -М., 1987. - 156 с.

3. Ростомашвили, Л.Н. Коррекция двигательных нарушений детей с депривацией зрения средствами адаптивного физического воспитания: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.Н. Ростомашвили. - СПб., 1999. -24 с.

4. Семенов, Л. А., Никитин В.И. Анализ урока физической культуры в школе слепых и слабовидящих детей / Проблемы двигательной и функциональной подготовленности детей школьного возраста / Л. А. Семенов, В.И. Никитин. - М., 1983. - С. 68-71.

5. Бондар, В.И. Реабилитация детей-инвалидов - общегосударственная проблема / В.И. Бондар // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. - 1996. - № 2. - С. 44-46,

6. Мишарина, С.Н. Методика целенаправленного развития координации движений в группах элементарной реабилитации инвалидов по зрению первой группы: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.Н. Мишарина. - СПб., 1997. - 24 с.

Bibliography:

1. Smurnova T.S. Social pedagogical eye sight rehabilitation of invalids durinf their physical and dance training: Auto-essay. can. dis. -М., 1999.

2. Azaryan R.N. Physical training of the blinds and with weak-sighted pupils in day routine. - М., 1987.

3. Rostomoshvily N.V. Motor breaking correction of children with sight deprivation by means of adopted physical training: Auto-essay. can. dis. - St-P., 1999. - 24 p.

4. Semenov L.A., Nikitin V.I. Analysis of physical training lesson in school of blind and weak-sighted children./ Problems of motor and functional preparation of pupils. - 1983. - p. 68-71.

5. Bondar V.I. Rehabilitation of backward children - Common state problem // Culture, physiotherapy and medical physical training questions . - 1996. - №2. - p. 44-46.

6. Misharina S.N. Purposeful development methodology of movement coordination in elementary rehabilitation groups of the first sight invalids: Auto-essay. can. dis. - St-P., 1997. - 24 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.