Научная статья на тему 'Особенности начального обучения плаванию детей среднего и старшего школьного возраста с нарушением зрения'

Особенности начального обучения плаванию детей среднего и старшего школьного возраста с нарушением зрения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1608
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / INITIAL TRAINING / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / TRAINING METHODS / ПЛАВАНИЕ / SWIMMING / СЛАБОВИДЯЩИЕ ШКОЛЬНИКИ / VISUALLY IMPAIRED SCHOOLCHILDREN / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / ВНЕУРОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / ВОСПРИЯТИЕ / PERCEPTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Орлов А. В.

В данной статье раскрыты основные методические приемы, облегчающие обучение плаванию детей с нарушением зрения. Рассмотрены проблемы, с которыми приходится сталкиваться преподавателю в учебно-тренировочном процессе при обучении плаванию и выявить особенности методики обучения плаванию детей с нарушением зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INITIAL SWIMMING FEATURES TRAINING OF SECONDARY SCHOOL AGED CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENT

In this paper the main methodological ways to facilitate the swimming training of children with visual impairment are shown. The problems faced by the teacher in the training process of swimming teaching, techniques features of the swimming training methods for children with visual impairment are considered.

Текст научной работы на тему «Особенности начального обучения плаванию детей среднего и старшего школьного возраста с нарушением зрения»

Электронный журнал Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма Рег. номер Эл № ФС77-42717 от 16 ноября 2010 г.

№1 (2011)

(Выпуск 18)

УДК 376.2:796.01

ОСОБЕННОСТИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

А.В. Орлов - аспирант Камская государственная академия физической культуры спорта и туризма

Набережные Челны

INITIAL SWIMMING FEATURES TRAINING OF SECONDARY SCHOOL AGED CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENT

A.V. Orlov - a postgraduate student Kama State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism

Naberezhnye Chelny

e-mail: [email protected]

Ключевые слова: начальное обучение, методика обучения, плавание, слабовидящие школьники, физическое воспитание, внеурочные занятия, восприятие.

Аннотация. В данной статье раскрыты основные методические приемы, облегчающие обучение плаванию детей с нарушением зрения. Рассмотрены проблемы, с которыми приходится сталкиваться преподавателю в учебно-тренировочном процессе при обучении плаванию и выявить особенности методики обучения плаванию детей с нарушением зрения.

Key words: initial training, training methods, swimming, visually impaired schoolchildren, physical education, extracurricular activities, perception.

Summary. In this paper the main methodological ways to facilitate the swimming training of children with visual impairment are shown. The problems faced by the teacher in the training process of swimming teaching, techniques features of the swimming training methods for children with visual impairment are considered.

1728074479001

Введение.

За последние годы в нашей стране наблюдается рост числа детей школьного возраста с нарушениями зрения. Доказано, что близорукость чаще возникает у детей с отклонениями в общем состоянии здоровья.

Недостаточный объем общей двигательной активности детей школьного возраста при повышенной зрительной нагрузке может способствовать развитию близорукости. Физические упражнения общеразвивающего характера, применяемые в сочетании со специальными упражнениями для цилиарной мышцы, укрепляющими аккомодацию, оказывают положительное влияние на функции миопического глаза.

Исследования Г.Г. Демирчогляна (1998), Л.Н. Ростомашвили (1997) и др. показали, что изменения здоровья подростков тесно взаимосвязаны с функциями органа зрения, а именно, заболевания внутренних органов, нервной системы и позвоночника часто сочетались с близорукостью, нарушениями аккомодации.

Исследования Л.Н. Ростомашвили (1997) показали, что 87% учащихся школы-интерната для слепых и слабовидящих помимо заболеваний глаз имеют патологию других органов и систем: заболевания нервной системы, опорно-двигательного аппарата; болезни уха, горла, органов дыхания, пищеварительной системы; врожденные пороки.

У детей с нарушением зрения организм подвержен постоянным стрессам не только из-за системно-функциональных нарушений, но и вследствие вынужденной гиподинамии. Слабовидящие дети не получают необходимый ежедневный объём движений, что ухудшает состояние их организма и способствует прогрессированию заболеваний. Гиподинамия усугубляет любое нарушение развития в физическом состоянии детей и приводит к патологии всего нервно-мышечного аппарата, поскольку представляет резкое снижение активности мощного естественного стимулятора всех функций организма и нервно-психического тонуса. Из вышесказанного можно сделать вывод, что для обеспечения нормального функционирования различных систем организма детей с нарушением зрения необходима активизация и увеличение двигательной активности.

При выборе содержания форм занятий физическими упражнениями для слабовидящих школьников первостепенное значение приобретают упражнения, не противопоказаные из-за дефекта зрения и функциональной подготовленности.

Отличительной особенностью занятий по физическому воспитанию в специальных школах для детей с нарушением зрения, по сравнению с обычными, является то, что все они имеют коррекционную направленность и способствуют устранению двигательных нарушений и недостатков физического и функционального развития детей с нарушениями зрения.

Уникальным видом физических упражнений является плавание, которое относится к наиболее массовым видам спорта, как в нашей стране, так и за рубежом. Специфическая особенность плавания связана с двигательной активностью в водной среде, чем объясняется его гигиенически-оздоровительная, прикладная и спортивная ценность.

Плавание - единственно возможный вид физической нагрузки, рекомендуемый людям имеющим ограничения для занятий физической культурой на суше, а также при реабилитации ампутантов, больных церебральным параличом, слепых и др.

Одной из важнейших задач занятий плаванием с детьми имеющими нарушения зрения является коррекция двигательных недостатков, возникших в результате дефекта зрения. Нарушения зрения отрицательно сказываются на формировании двигательных способностей. Если зрение снижается или утрачивается в более раннем возрасте, то отклонения в развитии детей более выражены.

Занятия плаванием направлены на улучшение работы органов и систем организма, на укрепление здоровья и формирование двигательных качеств. Это достигается путем организации занятий с элементами спортивного плавания, предусматривающих развитие пространственно - ориентировочной деятельности, двигательной сферы, физических качеств.

ШШШШШШШШШШШШЯШШШШщяяшш^шяш

Цель работы: обучение плаванию и определение основных методических приемов, облегчающих работу по обучению плаванию для детей среднего и старшего школьного возраста с нарушением зрения.

Цель работы обусловила постановку следующих задач:

1. Выявить проблемы учебно-тренировочного процесса с детьми имеющими нарушение зрения.

2. Определить цель и задачи занятий плаванием для детей среднего и старшего школьного возраста с нарушением зрения.

3. Проанализировать различные методы, применяемые при обучении плаванию детей с нарушением зрения.

4. Выявить особенности методики обучения плаванию детей среднего и старшего школьного возраста с нарушением зрения.

Результаты исследования

По первой задаче исследования были определены следующие проблемы, с которыми приходиться сталкиваться преподавателю по обучению плаванию в процессе учебно-тренировочного процесса с детьми имеющими нарушения зрения:

- снижение возможности восприятия собственных движений, самоконтроль двигательной активности, саморегуляции;

- низкая физическая подготовленность занимающихся;

- сравнительно низкая координация;

- проблема ориентирования в пространстве, и по отношению к своему телу;

- трудность быстро или многочисленно переключаться на новую структуру движения.

Пространственная ориентация при нарушении зрения представляет собой сложную совокупность чувственных восприятий, умственных и двигательных действий. При нарушении зрения специалисты отмечают большую роль тактильных чувств, звуковых сигналов, которые помогают детям ориентироваться в окружающей среде.

Нарушение зрения и проблемы с ориентацией в пространстве влияют на формирование двигательных качеств, так же страдает функция равновесия, скорость, чувство ритма, координация, точность движений, статическая выносливость; снижены показатели силы и скоростно-силовые качества.

Эффективность процесса обучения плаванию зависит от того, насколько полно занимающиеся воспринимают признаки и качества предметов, явлений, ситуаций. Задача тренера-преподавателя - последовательно и планомерно развивать познавательную сферу обучаемого и расширять двигательный фонд занимающегося.

В ходе эксперимента были определены общие задачи экспериментальной методики:

- обучение плаванию;

- развитие способности свободного перемещения в водной среде;

- формирование умения (навыков) успешно и безопасно взаимодействовать с водной средой и предметами в ней.

Так же были сформулированы специфические задачи:

- развитие устойчивости, статического и динамического равновесия;

- развитие восприятия окружающей среды отдельными сенсорными системами, которые помогают в восприятии пространства в целом;

- увеличение двигательного фонда занимающихся для устранения скованности и ограниченности движений;

- развитие способности ощущать и оценивать скорость движений, их амплитуду, степень напряжения и расслабления мышц, повысив саморегуляторную функцию;

- повышение уровня физического развития, развивая ловкость, силу, быстроту, скоростно-силовые показатели, выносливость и т.д.;

В работе был проведен анализ различных методов применяемых при обучении плаванию детей с нарушением зрения.

Одна из главных задач тренера-преподавателя состоит в том, чтобы дать точное описание техники изучаемых движений, используя конкретные яркие сравнения и понятия, доступные для обучаемых с учетом их заболеваний и возраста. Дети с нарушением зрения довольно ограничены и имеют неполное представление о изучаемом движении, поэтому тренер должен периодически проверять правильность их восприятия путем выполнения как частей движения, так движения в целом. Ошибки тут же должны исправляться, чтобы у юных пловцов сложилось правильное представление о самом движении со словесными сравнениями и образами, и их тактильными чувствами.

При объяснении упражнений на согласование движений руками и ногами с дыханием необходимо ориентировать движения по отношению к собственному телу занимающегося. Необходимо использовать телесные маркеры (части тела) для ориентиров движения того или иного передвижения частей тела относительно самого тела.

Метод словесного описания выполняемых движений включает описание частей тела, участвующих в выполнении этих движений, чтобы создать у занимающихся полное представление о действии. Контроль техники выполнения движения, оценка результатов, направление поведения обучаемых требуют большого мастерства владения словом и образного мышления.

Метод избирательно-сенсорной демонстрации заключается в воссоздание отдельных движений (чаще всего временных и пространственно-временных) с помощью аппаратурных устройств, позволяющих воспринимать осваиваемые параметры.

Тактильное обучение применяется при выполнении упражнений как на суше, так и в воде. Ощупывание при выполнении упражнений на суше и в воде создает у обучаемого правильное представление о положении тела и движениях. При выполнении имитационных упражнений на координацию движений руками, ногами и дыхания в спортивных способах плавания хорошо использовать ориентиры (шесты, гимнастические палки, твердые поверхности и т. д.), которые не мешает правильному выполнению движений в целом. Так же обязательно используется шест в качестве сигнального средства при выполнении упражнений, так как в водной среде плохая акустика, в бассейне словесные команды занимающийся иногда просто не слышит.

Методы направленного "прочувствования" двигательного действия направлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела. В процессе тренировки занимающийся совершенствует свое чувство проприорецепции. Рекомендуется повторять упражнения 4-8 раз, при этом преподаватель объясняет положение отдельных частей тела в упражнении, обучаемые, выполняя его, определяют и оценивают точность движений.

Метод срочной информации предусматривает экстренное получение обучаемым объективных сведений о ходе движений с целью их коррекции или сохранения заданных параметров.

Методы строго регламентированного упражнения:

1. Метод расчленено-конструктивного упражнения - разучивание изучаемого действия в расчлененном виде с последовательным объединением частей в целое.

2. Метод избирательного упражнения - избирательное воздействие на отдельные стороны структуры движений или отдельные физические качества.

Особенности обучения плаванию детей с нарушением зрения заключаются в рациональном использовании средств и методов, которые в полной мере могут положительно воздействовать на тренировочный процесс. Особенности тренировочного процесса состоят в эффективном подборе упражнений, которые более эффективны в обучении детей с учетом их нарушения в физическом развитии. В свою очередь, неправильно подобранный комплекс упражнений, не учитывающий полный спектр

проблемы (степень нарушения зрения, уровень здоровья, физическая и психическая подготовленность, мотивация), дает отрицательный эффект. Также следует уделять внимание упражнениям на:

- повышение функциональных возможностей организма;

- исправление нарушенной осанки;

- координацию, точность, равновесие;

- чувства ритма;

- ориентацию в пространстве;

- двигательную реакцию;

- гибкость.

У детей с нарушением зрения отмечаются низкие показатели функциональной и специальной физической подготовленности, поэтому в процессе занятий необходимо использовать средства повышения данных показателей. Упражнения, статического характера и требующие значительного нервно-мышечного напряжения, слепым и слабовидящим противопоказаны, так как могут быть причиной регрессии заболевания. Дифференцированный подбор упражнений способствует улучшению и выравниванию показателей физического развития детей с нарушениями зрения с показателями физического развития нормально видящих сверстников.

Выводы:

1. Основная проблема при обучении детей среднего и старшего школьного возраста с нарушением зрения заключается в правильном восприятии упражнений, которые используются в процессе обучения.

2. Тренер-преподаватель в процессе обучения должен находить и подбирать те упражнения, которые наиболее в полном объеме могут сформировать рациональную технику спортивного плавания.

3. Успешность процесса обучения навыку плавания зависит от правильного восприятия детьми среднего и старшего школьного возраста с нарушением зрения признаков и качеств предметов, явлений, ситуаций.

4. У детей с нарушением зрения отмечается низкий уровень внимания, переключения с одного двигательного действия на другое, нарушение координации, усвоения двигательных действий, что в свою очередь требует большего времени для изучения нового навыка, чем для детей не имеющих физических патологий.

5. Без повышения функциональных возможностей занимающихся можно столкнуться с проблемой быстрого переутомления и потери концентрации, что приведет к формированию неправильного двигательного навыка, который приведет к увеличению времени обучения рациональной технике плавания.

Литература

1. Азарян, Р.Н. Физическое воспитание слепых и слабовидящих школьников в режиме дня / Р.Н. Азарян. - М., 1987. - 156 с.

2. Болгов, В.Н. К вопросу о развитии физических качеств у студентов [Электронный ресурс] / В.Н. Болгов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. -2007. - № 4. - Режим доступа : http : //kamgifk. ru/magazin/j ournal. htm.

3. Бондар, В.И. Реабилитация детей-инвалидов - общегосударственная проблема / В.И. Бондар // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физ.культуры. - 1996. - № 2. - С. 44-46.

4. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура : учебное пособие / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова. - М. : Советский спорт, 2000. - С. 143.

5. Милюкова, И.В. Большая энциклопедия оздоровительных гимнастик / И.В. Милюкова, Т.А. Евдакимова; под общ. ред. Т.А. Евдокимовой. - М. : АСТ; СПб.: Сова, 2007. - С. 817.

6. Мишарина, С.Н. Методика целенаправленного развития координации движений в группах элементарной реабилитации инвалидов по зрению первой группы : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.Н. Мишарина. - СПб., 1997. - 24 с.

7. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание : учебное пособие для студентов вузов / Н.Ж. Булгакова, С.Н. Морозов, О.И. Попов и др.; под ред. Н.Ж. Булгаковой. - М. : Академия, 2005. - 432 с.

8. Оздоровча i спортивна робота з неповносправними : зб. Наук. статей з проблем ФВЮ та ФР неповносправних / ЛД1ДК. - Л. : Кварта, 2005. - С. 103,116.

9. Ростомашвили, Л.Н. Коррекция двигательных нарушений детей с депривацией зрения средствами адаптивного физического воспитания : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.Н. Ростомашвили. - СПб., 1999. - 24 с.

10. Семенов, Л.А. Анализ урока физической культуры в школе слепых и слабовидящих детей / Л.А. Семенов, В.И. Никитин // Проблемы двигательной и функциональной подготовленности детей школьного возраста. - М., 1983. - С. 68-71.

11. Смурнова, Т.С. Социально-педагогическая реабилитация инвалидов по зрению в процессе их физической подготовки и обучения танцам : дис. ... канд. пед. наук / Т.С. Смурнова. - М., 1999. - 150 с.

12. Теория и методика физического воспитания : учеб. для вузов : в 2-х т. / под ред. Г.Ю. Круцевича. -К. : Олимпийская литература, 2003. - Т. 1. - 423 с.

Literature

1. Azaryan, R.N Physical education of blind and visually impaired schoolchildren in the mode of the day / R.N. Azaryan. - M., 1987. - 156 p.

2. Bolgov, V.N. To the issue of the development of the students' physical qualities [Electronic resource] / V.N. Bolgov // Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport. - 2007. - No. 4. -Mode of access : http://kamgifk.ru/magazin/journal.htm.

3. Bondar, V.I. Rehabilitation of disabled children - a nation-wide problem / V.I. Bondar // Issues of balneology, physiotherapy and medical physical culture. - 1996. - No. 2. - P. 44-46.

4. Evseev, S.P. Adaptive physical education : a tutorial / S.P. Evseev, L.V. Shapkova. - Moscow : Soviet Sport, 2000. - P. 143.

5. Milyukova, I.V. Big encyclopedia of fitness training / I.V. Milyukova, T.A. Evdakimova; under the total editorship of T.A. Evdokimova. - Moscow : AST; SPb. : Sova, 2007. - P. 817.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Misharina, S.N. The technique of purposeful development of movements' coordination in groups of elementary rehabilitation of visually impaired people of the first group : synopsis of a thesis ... Candidate of Ped. Sciences / S.N. Misharina. - SPb., 1997. - 24 p.

7. Recreational, therapeutic and adaptive swimming : a textbook for students / N.Zh. Bulgakova, S.N. Morozov, O.I. Popov and others; under the editorship of N.Zh. Bulgakova. - M. : Academiya, 2005. - 432 p.

8. Recreational and sports work with disabled : Collection of scientific articles on problems of disabled FViS and FR / LDIDK. - L. : Kvarta, 2005. - P. 103,116.

9. Rostomashvili, L.N. The correction of motor disorders of children with the deprivation of vision by means of adaptive physical education : synopsis of a thesis ... Candidate of Ped. Sciences / L.N. Rostomashvili. - SPb., 1999. -24 p.

10. Semenov, L.A. Analysis of the physical education class at school for blind and visually impaired children / L.A. Semenov, V.I. Nikitin // Problems of motor and functional readiness of school aged children. - M., 1983. - P. 6871.

11. Smurnova, T.S. Socio-pedagogical rehabilitation of visually impaired people in their physical training and dance training : thesis ... Candidate of Pedagogical Sciences / T.S. Smurnova. - M., 1999. - 150 p.

12. Theory and methodology of physical education : a textbook for universities : in 2 Vols / under the editorship of G.Yu. Krutsevich. - K. : Olympic Books, 2003. - Vol. 1. - 423 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.