УДК 796 ББК 75.7
АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ
Н. Б. Пястолова
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
Представлено влияние адаптивного физического воспитания на физическое развитие и физическую подготовленность детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Ключевые слова: адаптивное физическое воспитание, методы физического развития и физической подготовленности, вариабельность сердечного ритма.
Несмотря на достижения медицины, в настоящий момент число заболеваний с временной утратой работоспособности увеличивается с каждым годом. (Каждый четырнадцатый человек на нашей планете имеет ограниченные возможности здоровья. К тому же среди них примерно треть — дети.) Среди дошкольников у 80 % диагностируются какие-либо хронические заболевания, нарушения осанки, зрительной функции, умственная и эмоциональная заторможенность, гипокинезия [4].
В России поставлена важная задача — найти решение проблемы для повышения качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья. Отсюда большую известность получило мнение о том, что забота государства о людях с ограниченными возможностями является оценкой его социокультурного развития и психического здоровья. Поэтому научные работники ведущих стран проводят отбор результативных проектов (комплексов) сохранения и улучшения здоровья лиц с ограниченными возможностями, особенно детей, восстановления их работоспособности, социальной реабилитации, адаптации, активного участия в жизни. Поставленная цель непростая. Чтобы достичь её, необходимы научные изыскания, а также интегрирование усилий медицинских работников, педагогов, знатоков в области адаптивной и лечебной физической культуры и спорта.
В последние годы многие учёные отмечают у лиц различного возраста распространение расстройств функции зрения. На самом деле зрение имеет большое значение в онтогенетическом развитии человека, благодаря зрительному анализатору он получает 90 % информации об окружающем мире [4].
Сегодня процесс физического воспитания с устоявшимся отношением к образованию не решает основные задачи улучшения показателей физиче-
ского развития и повышения уровня физической подготовленности дошкольников с расстройством функций зрения, так как в основном изыскания проводились на «зрячих» детях.
Во многих публикациях отечественных и зарубежных авторов обсуждаемая проблемы неоднократно освещалась. Однозначным в данных трудах установлено, что детям с расстройством функции зрения присуще слабое физическое развитие; нарушение правильных поз при ходьбе, беге, в подвижных играх; нарушение координации и точности движений; функциональные нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем, отклонения в функциях опорно-двигательного аппарата. Но в то же время определено, что имеющиеся методы и средства адаптивного физического воспитания не полностью содействуют результативности физического развития детей и требуют модернизации [1-3].
Целью работы является научное обоснование комплекса адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушением зрительной функции. Для достижения цели решались следующие задачи:
1) провести теоретический анализ и обобщение научно-методической и специальной литературы по проблеме состояния физического развития и физической подготовленности у нормально видящих и детей с нарушением зрительной функции дошкольного возраста;
2) изучить возрастные особенности физической подготовленности и функционального развития у здоровых и детей с нарушением зрительной функции дошкольного возраста;
3) разработать и экспериментально обосновать содержание методов адаптивного физического воспитания (комплекса) для детей дошкольного возраста с расстройством функций зрения;
4) в педагогическом эксперименте проверить эффективность разработанного комплекса и предложить практические рекомендации по их использованию в условиях детского дошкольного учреждения.
Комплекс методов исследования включал анализ и обобщение научно-методической литературы и медицинских карт о состоянии здоровья обследуемых; методы оценки физического развития и тесты физической подготовленности по принятым методикам; педагогический эксперимент; измерение пульса и артериального давления; электрокардиографию; кардиоинтервалографию; логический и математический анализ с обработкой методом вариационной статистики и корреляционного анализа [1; 4].
Методы оценки физического развития и тесты физической подготовленности. В оценке физического развития и физической подготовленности использовались тесты по принятым методикам, которые включали измерение уровня развития быстроты, ловкости, гибкости, силовых способностей, выносливости. Необходимо выделить, что тестирование детей с нарушением зрительной функции осложнено недостаточностью выбора тестов. Из подбора тестов исключаются висы, спрыгивание с высоты, резкие наклоны, повороты, упражнения с отягощением (в соответствии с указаниями окулистов, ортопедов, детских врачей).
Метод вариационной пульсодиагностики с последующим логическим и математическим анализом структуры сердечного ритма. Настоящее исследование вариабельности ритма сердца (ВРС) — относительно новый метод оценивания активности различных отделов вегетативной нервной системы. С помощью математического анализа структуры сердечного ритма возможно решить некоторые задачи. Во-первых, оценить степень участия механизмов отделов вегетативной нервной системы в регуляции сердечного ритма. Во-вторых, можно посмотреть состояние регуля-торных систем организма, а именно активности симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы. В-третьих, следует получить данные, которые скрыты в последовательности кардиоинтервалов.
Перечисленное даёт возможность введения в комплекс адаптивного физического воспитания различных форм занятий и средств.
Главной целью, конечно, является улучшение результатов физического развития и повышение
уровня физической подготовленности: положительное удовлетворение всех потребностей в активности, восстановлении, укреплении и поддержании здоровья детей.
Перечислим основные задачи адаптивного физического воспитания:
- воспитание гармонически развитого ребёнка;
- поддержание здоровья;
- воспитание положительных эмоций для повышения стрессоустойчивости;
- обучение жизненно важным двигательным умениям, навыкам;
- развитие физических качеств, таких как выносливость, ловкость, силовые способности, гибкость и быстрота.
Комплекс адаптивного физического воспитания состоит в первую очередь в занятиях физической культурой (утренняя гимнастика под музыку, подвижные игры на свежем воздухе, закаливающие мероприятия и др.); во-вторых, включает в себя лечебную физическую культуру (ЛФК) и сезонный приём в возрастной дозировке адаптогенов и витаминов, фитолечение; в-третьих, индивидуальные занятия различными видами гимнастики (специальные физические упражнения для больших групп мышц, специальную гимнастику для зрения) [1; 4].
Особое внимание стоит уделять упражнениям дыхательной системы, так как слабовидящие дети подвержены частым респираторным заболеваниям из-за сниженного иммунитета. Такие упражнения (усиливающие жизненную ёмкость лёгких и работу сердца и сосудов) также являются средством уменьшения напряжения после физической нагрузки, сочетаясь с общеразвивающими и специальными упражнениями в соотношении 1:4.
В качестве одного из средств адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения были выбраны занятия лечебной физической культурой в воде. Для повышения подвижности в суставах помогают универсальные упражнения на гибкость, выполняемые в воде, поскольку выталкивающая сила воды обеспечивает пассивное растягивание, а лобовое сопротивление, оказываемое водой, ограничивает скорость движений, уменьшает риски повреждения суставов и мышц. К тому же улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышается жизненная ёмкость лёгких, увеличивается интенсивность обменных процессов. Тренировки в водной среде позволяют научить детей «управлять водой»,
Н. Б. Пястолова
то есть сохранять равновесие, управлять центром тяжести и предотвращать нежелательные движения, учат удерживать тело на поверхности воды. По мнению специалистов ЛФК, важным является эффект закаливания водной средой в условиях дошкольных учреждений, так как большинство детей с нарушением зрения относится к группе со сниженным иммунитетом, часто болеющих [1].
Разнообразие новых ощущений в водной среде — состояние полувесомости, лёгкости, плавучести, раскованности мышц и суставов, увеличенная глубина дыхания — само по себе оказывает сильное воздействие на душевное состояние и организм ребёнка.
Отсюда следует, что предложенный метод адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения включает в себя различные виды и средства: на уроках по физической культуре должны использоваться общеразвивающие упражнения, выполнение упражнений на снарядах, различные подвижные игры и другие. На занятиях по лечебной физкультуре необходимо обратить внимание на специальные упражнения, которые в первую очередь нацелены на развитие и укрепление мы-шечно-связочного аппарата (укрепление мышц спины, живота, плечевого пояса, нижних и верхних конечностей), на улучшение функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем, тренировку вестибулярного аппарата, на раскрепощение мышц. На индивидуальных занятиях необходимы следующие специальные упражнения: во-первых, на формирование правильной осанки, во-вторых, специальные упражнения для улучшения зрительной функции, повышающие работу мышц глаза и кровообращение тканей глаза, а также упражнения на развитие зрительного восприятия окружающего мира [1; 3].
Таким образом, адаптивное физическое воспитание детей с нарушением зрительной функции выстраивается как целостная система, которая ориентируется на общее физическое развитие, физическую подготовленность и решает специфические задачи в условиях множественности средств и форм.
Проведённые исследования показали [4], что возрастное развитие детей с нарушением зрительной функции имеет свои отличия от развития здоровых сверстников. По нашим данным, у здоровых дошкольников показатели физической подготовленности наиболее резко изменяются в возрасте 5 лет у мальчиков и 4 лет у девочек. Следовательно,
в этом возрасте целесообразно использовать средства для управления и коррекции физической подготовленности, что способствует оптимальному развитию таких детей. Следует учитывать, что у шестилетних детей уже намечается тенденция к снижению гибкости, что свидетельствует о необходимости уделять развитию этого качества особое внимание с целью гармоничного развития детей.
Характерно, что у всех дошкольников с нарушением зрительной функции антропометрические данные в большинстве возрастных групп, особенно у мальчиков, были ниже, чем у здоровых сверстников, что также подтверждается данными исследования О. В. Анфилатовой: дети дошкольного возраста с нарушением зрения отстают в физическом развитии (рост у них снижен на 3-5 %, вес — на 6-10 %, жизненная ёмкость лёгких — на 3-6 %) [1]. Только в возрасте с 4 до 5 лет отмечалось достоверное увеличение всех антропометрических показателей; а в период с 5 до 6 лет изменялись только показатели роста. Большинство девочек с расстройством функций зрения практически не отличались от здоровых сверстниц по антропометрическим показателям.
У дошкольников с нарушением зрения в отличие от здоровых адаптационные реакции сердца характеризовались большей степенью увеличения ЧСС и систолического артериального давления (САД) и отсутствием реакции диастолического АД.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что наиболее полную характеристику функционального состояния детей с нарушением развития можно составить лишь по данным комплексного исследования с обязательным анализом функций как двигательного аппарата и нервной системы, так и кровообращения и дыхания, то есть основных систем жизнеобеспечения. Изучение отдельных показателей, например, физической подготовленности, может создать ложное впечатление о мнимом функциональном «благополучии» этих детей.
Нарушение зрительного аппарата выявляет вторичные отклонения: нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, слабость дыхательной мускулатуры, нарушение пространственных образов, самоконтроля и саморегуляции, координации движений, болезни органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, неврозы, быстрая утомляемость.
Выводы. Установлены пути к обоснованию комплекса:
- рациональное распределение разнообразных средств и форм занятий адаптивного физического воспитания детей в течение года;
- контроль учёта физиологических особенностей детей дошкольного возраста с нарушением зрительной функции.
Возможность к повышению показателей физического развития и уровня физической подготовленности детей заключается в модернизации используемой методики и методических приёмов, совершенствовании применяемых средств и форм.
Результаты исследования, а также данные, представленные офтальмологами, занимающимися с детьми с нарушением зрения, свидетельствуют об эффективности избранного комплекса адаптивного физического воспитания как для физической подготовленности дошкольников, так и для их зрительной функции. Это, в свою очередь, создаст
Поступила в редакцию 17 июня 2016 г.
условия для повышения уровня качества жизни каждого человека.
Список литературы
1. Анфилатова, О. В. Методика непрерывного адаптивного физического воспитания старших дошкольников с нарушением зрения : автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. В Анфилатова. — Киров, 2005. — 21 с.
2. Бальсевич, В. К. Физическая активность человека / В. К. Бальсевич, В. А. Запорожанов. — Киев : Здоровье, 2010. — 115 с.
3. Земцова, М. И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения / М. И. Земцова. — М. : Просвещение, 2006. — 160 с.
4. Пястолова, Н. Б. Возрастные особенности адаптационных реакций сердца на локальную мышечную деятельность у дошкольников с нарушением зрения : дис. канд. биол. наук / Н. Б. Пястоло-ва. — Челябинск, 2001. — 225 с.
Для цитирования: Пястолова, Н. Б. Адаптивное физическое воспитание детей дошкольного возраста с нарушением зрительной функции / Н. Б. Пястолова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 1. — С. 18-21.
Сведения об авторе
Пястолова Нелли Борисовна — кандидат биологических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. [email protected]
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2017, vol. 2, no. 1, pp. 18-21.
Adapted Physical Education Preschool Children with Violation Visual Function N. B. Pyastolova
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia [email protected]
This paper presents the effect of the methods of adaptive physical education on physical development and physical readiness of preschool children with Visual Impairment.
Keywords: adaptive physical training, methods ofphysical development and physical fitness, variability of a warm rhythm.
References
1. Anfilatova O.V. Metodika nepreryvnogo adap-tivnogo fizicheskogo vospitaniya starshih doshkol'nikov s narusheniyem zreniya [The Method of Continuous Adaptive Physical Education of Senior Preschool Children with Visual Impairment. Abstract of thesis]. Kirov, 2005. 21 p. (In Russ.).
2. Bal'sevich V.K., Zaporozhanov V.A. Fizicheskaya aktivnost' cheloveka [Physical Human's Activity]. Kiev, 2010. 115 p. (In Russ.).
3. Zemtsova M.I. Obucheniye i vospitaniye doshkol'nikov s narusheniyami zreniya [Training and Education of Preschool Children with Visual Impairments]. Moscow, 2006. 160 p. (In Russ.).
4. Pyastolova N.B. Vozrastnyye osobennosti adap-tatsionnyh reaktsiy serdtsa na lokal'nuyu myshechnuyu deyatel'nost' doshkol'nikov s narusheniyem zreniya [Age Peculiarities of Adaptive Reactions of the Heart on the Local Muscle Activity in Preschoolers with Visual Impairment. Thesis]. Chelyabinsk, 2001. 225 p. (In Russ.).