Научная статья на тему 'Организационно-методические особенности организации и проведении занятий лечебной физической культурой с подростками и студентами, имеющими заболевания опорно-двигательного аппарата (на примере сколиоза)'

Организационно-методические особенности организации и проведении занятий лечебной физической культурой с подростками и студентами, имеющими заболевания опорно-двигательного аппарата (на примере сколиоза) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
829
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / МЕТОДИКА / ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СКОЛИОЗ / ОРГАНіЗАЦіЯ / ЛіКУВАЛЬНА ФіЗИЧНА КУЛЬТУРА / СКОЛіОЗ / ORGANIZATION / METHOD / MEDICAL PHYSICAL CULTURE / SCOLIOSIS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Алексеюк С. Н.

Современные методики преподавания различных дисциплин в школе и далее в ВУЗах, как Республики Беларусь, так и других стран бывшего СССР, предусматривают возрастающую интенсификацию интеллектуальных и эмоциональных нагрузок на организм современной молодёжи, которая зачастую приводит к ухудшению здоровья учащихся. Последние данные, собранные нами показывают, что число, как школьников, так и студентов ВУЗов, отнесённых, по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ) для занятий физической культурой, с каждым годом неуклонно растёт. Последние данные, собранные нами показали наличие у студентов, отнесённых к СМГ более 50-ти различных заболеваний. В данной работе мы попытались изучить, проанализировать, и определить основные недуги современной молодёжи, а также, изучить и попытаться разработать наиболее эффективные методики профилактики и лечения основных заболеваний студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational-methodical features of organization and conducting of employments by a medical physical culture with teenagers and students having the diseases of supporting motive vehicle (on the example of scoliosis)

Modern methods of teaching of different disciplines at school and further in Institutes of higher, both Republic Byelorussia and other countries of former USSR, increasing intensification of the intellectual and emotional loading is foreseen on the organism of modern youth which frequently results in worsening of health of studying. Last data, collected by us show that number, both schoolboys and students of the Institutes of higher, taken on the state the health to task medical force (SMG) for employments by a physical culture, with every year grows steadily. Last data, collected by us showed a presence at the students attributed to SMG more than 50 different diseases. In the given work we made an effort study, analyse, and define the basic ailments of modern youth, and also, to study and make an effort to develop the most effective methods of prophylaxis and medical treatment of basic diseases of students.

Текст научной работы на тему «Организационно-методические особенности организации и проведении занятий лечебной физической культурой с подростками и студентами, имеющими заболевания опорно-двигательного аппарата (на примере сколиоза)»

III РАЗДЕЛ

ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕАБИЛИТОЛОГА

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С ПОДРОСТКАМИ И СТУДЕНТАМИ, ИМЕЮЩИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (НА ПРИМЕРЕ СКОЛИОЗА)

Алексеюк С.Н.

УО «Брестский государственный технический университет»

Аннотация. Современные методики преподавания различных дисциплин в школе и далее в ВУЗах, как Республики Беларусь, так и других стран бывшего СССР, предусматривают возрастающую интенсификацию интеллектуальных и эмоциональных нагрузок на организм современной молодёжи, которая зачастую приводит к ухудшению здоровья учащихся. Последние данные, собранные нами показывают, что число, как школьников, так и студентов ВУЗов, отнесённых, по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ) для занятий физической культурой, с каждым годом неуклонно растёт. Последние данные, собранные нами показали наличие у студентов, отнесённых к СМГ более 50-ти различных заболеваний. В данной работе мы попытались изучить, проанализировать, и определить основные недуги современной молодёжи, а также, изучить и попытаться разработать наиболее эффективные методики профилактики и лечения основных заболеваний студентов.

Ключевые слова: организация, методика, лечебная физическая культура, сколиоз.

Анотація. Алексеюк С.Н. Організаційно-методичні особливості організації і проведення занять лікувальною фізичною культурою з підлітками та студентами, що мають захворювання опорно-рухового апарату (на прикладі сколіозу). Сучасні методики викладання різних дисциплін в школі і далі у Вузах, як Республіки Білорусь, так і інших країн колишнього СРСР, передбачають зростаючу інтенсифікацію інтелектуальних і емоційних навантажень на організм сучасної молоді, яка часто приводить до погіршення здоров’я вчаться. Останні дані, зібрані нами показують, що число, як школярів, так і студентів віднесених Вузів, за станом здоров’я до спеціальної медичної групи (СМГ) для занять фізичною культурою, з кожним роком неухильно росте. Останні дані, зібрані нами показали наявність у студентів, віднесених до СМГ більше 50-ти різних захворювань. В даній роботі ми спробували вивчити, проаналізувати, і визначити основні недуги сучасної молоді, а також, вивчити і спробувати розробити найефективніші методики профілактики і лікування основних захворювань студентів.

Ключові слова: організація, методика, лікувальна фізична культура, сколіоз.

Annotation. Alekseyuk S.N. Organizational-methodical features of organization and conducting of employments by a medical physical culture with teenagers and students having the diseases of supporting - motive vehicle (on the example of scoliosis). Modern methods of teaching of different disciplines at school and further in Institutes of higher, both Republic Byelorussia and other countries of former USSR, increasing intensification of the intellectual and emotional loading is foreseen on the organism of modern youth which frequently results in worsening of health of studying. Last data, collected by us show that number, both schoolboys and students of the Institutes of higher, taken on the state the health to task medical force (SMG) for employments by

a physical culture, with every year grows steadily. Last data, collected by us showed a presence at the students attributed to SMG more than 50 different diseases. In the given work we made an effort study, analyse, and define the basic ailments of modern youth, and also, to study and make an effort to develop the most effective methods of prophylaxis and medical treatment of basic diseases of students.

Keywords: organization, method, medical physical culture, scoliosis.

Введение.

Сколиоз (от греческого SKOLIOS-кривой, согнутый) - это тяжёлое прогрессирующее заболевание позвоночного столба, характеризующееся дугообразным искривлением во фронтальной плоскости и скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси. Люди, страдающие сколиозом имеют не только косметический дефект, но и многочисленные нарушения деятельности внутренних органов, в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной системы. В связи с этим сколиоз принято рассматривать не просто как искривление позвоночника, а как сколио-тическую болезнь [1].

Последние археологические раскопки учёных-египтологов, показали, что практически все строители египетских пирамид имели нарушения опорнодвигательного аппарата (сколиоз). Дальнейшее изучение данной проблемы, позволяет нам согласиться со словами Аристотеля, который сказал, что за способность человека ходить в вертикальном положении, бог наградил нас таким заболеванием как сколиоз.

В современной истории многие учёные занимались этой проблемой. Здесь можно выделить таких видных деятелей как: Павлов, Сеченов, Мечников, Саркисов-Серазини. Довольно большой вклад в изучении и разработке методик лечения и профилактики сколиоза внёс доктор медицинских наук И.И. Кон, который на протяжении четверти века занимался проблемой профилактики и лечения сколиоза.

Первые попытки исправить искривленный позвоночник предпринял Гиппократ, который и дал этому заболеванию название «сколиоз».

Работа выполнена по плану НИР УО «Брестский государственный технический университет».

Формулирование целей работы.

Целью нашей работы было, методом изучения и анализа имеющейся научно-методической литературы, изучить данное заболевание и попытаться на этой основе разработать наиболее эффективную методику профилактики и лечения сколиоза.

Результаты исследований.

Свою работу мы условно разделили на три

части:

1. Изучение литературных источников и анализ предлагаемых методик лечения и профилактики

данного заболевания.

2. На основе полученных данных, разработать наиболее эффективную методику с применением новейших достижений в области медицины и физического воспитания.

3. Применение разработанной методики на практике.

Изучая собранные данные по составу СМГ нашего университета, мы выяснили что:

1 курс мужчины 54,6%

женщины 45,4%

2 курс мужчины 42,5%

женщины 57,5%

3 курс мужчины 39,8%

женщины 60,2%

4 курс мужчины 18,8%

женщины 81,2%

На основании выше приведенных данных можно сказать, что число студентов мужского пола, нашего ВУЗа, с каждым годом увеличивается.

Анализ заболеваний показал, что студенты, отнесённые к СМГ, имеют более 50 различных недугов, таблица 1.

Таблица 1

Заболевания

Опорно-двигательного аппарата (ОДА) 57,2%

Сердечно-сосудистой системы (ССС) 15,2%

Внутренних органов (ВНО) 14,8%

Органов зрения (ОРЗ) 8,8%

Органов дыхания (ОРД) 3,6%

Более полный анализ и изучение полученных данных, помогли нам определить так называемую «тройку лидеров» среди имеющихся заболеваний у студентов нашего ВУЗа:

Сколиоз 54,2%

ПМК 14,4%

Миопия 8,6%

В 2003 году данная картина выглядела так: Сколиоз 15%

ПМК 15%

Миопия 13%

Исходя из выше сказанного, мы можем сделать вывод, что на сегодняшний день заболевания опорно-двигательного аппарата, а особенно сколиоз, у студентов, вышли на первое место.

С точки зрения причин, вызывающих сколи-

оз, это полиэтиологическое заболевание. Ряд этиологических факторов, на сегодняшний день, многими учёными изучена, однако имеются и такие формы сколиоза, при которых этиология остаётся неизвестной [1].

В 1965 году И.А.Мовшович предложил разделить все этиологические факторы развития сколиоза на три группы:

1. Первично-патологические факторы:

■ врождённые;

■ приобретенные.

2. Статико-динамические:

■ длительное асимметричное положение тела, приводящим к искривлению позвоночника.

3. Общепатологические:

■ связаны с резким снижением сопротивляемости организма и уменьшением компенсаторных возможностей;

■ период предшествующий, половому созреванию, либо период полового созревания;

■ после серьёзных длительных заболеваний.

Гигиенические условия и физическое развитие, сильно влияет на возникновение и развитие сколиоза [3].

На сегодняшний день классификация сколиоза выглядит следующим образом:

1. По форме искривления:

■ С-образный;

■ 8-образный.

2. По локализации вершины искривления:

■ верхне-грудной;

■ грудной;

■ грудо-поясничный;

■ поясничный;

■ комбинированный.

3. По этиологическим признакам:

■ врождённый;

■ приобретённый;

4. По патогенетическому признаку:

■ дискогенный;

■ гравитационный;

■ миотический.

5. По морфологическим признакам:

■ структурный сколиоз;

■ неструктурный сколиоз.

В 1965 году, В. Д. Чаклин в зависимости от тяжести заболевания, выделил четыре степени сколиоза. Однако сегодня в Интернете можно часто встретить мнения, что данная классификация является ошибочной.

По результатам изучения и анализа научнометодических источников, можно сделать следующий вывод, что физическая культура является основным средством профилактики и лечения сколиоза.

Физические упражнения (ФУ) оказывают стабилизирующие влияния на позвоночник, укрепляют мышцы туловища, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект.

Основными задачами, решаемыми посредством ФУ при сколиозе являются:

■ создание крепкого мышечного корсета, (укрепление мышц, которые удерживают позвоночник в вертикальном положении и тем самым улучшают условия для более правильного и равномерного роста тел позвонков);

■ выработка правильной осанки (чтобы статическая нагрузка на позвоночник распределялась равномерно, и тем самым создавала более благоприят-

ные условия для роста позвонков).

Физическая культура это творческий процесс, поэтому многие исследователи считаю, что предлагать определённый комплекс ФУ не целесообразно. Необходимо дать только принципиальную схему построения занятий и примерный комплекс ФУ.

На основании собранных нами данных, изучив и проанализировав имеющиеся литературные источники, по данной теме, мы попытались разработать принципиальную схему построения занятия со студентами СМГ имеющими «СКОЛИОЗ», которая выглядит следующим образом:

1. Коррекция осанки у зеркала.

2. Упражнения в ходьбе (направлены на поддержании осанки в чередовании с дыхательными упражнениями).

3. Упражнения на месте (общей и специальной направленности).

4. Упражнения в балансировании в сочетании с дыхательными.

5. Упражнения, лёжа на спине, животе (общего и специального характера).

6. Элементы спорта (рекомендуется: футбол, волейбол, баскетбол и т. д.) При этом не должно ставиться спортивных задач.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Восстановительные упражнения.

8. Самокоррекция осанки.

Выводы.

Для определения эффективности проведения занятий, многие исследователи рекомендуют, наряду с общепринятыми, антропометрическими измерениями, проводить измерения: подвижности позвоночного столба (вперед, влево, вправо), времени удержания туловища в положении «ласточка», силовой выносливости мышц живота (сгибание и разгибание туловища за 1 мин). Увеличение либо уменьшение всех выше перечисленных показателей сможет определить эффективность той либо другой методики проведении я занятий со студентами специального медицинского отделения имеющими сколиоз.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем организации и проведения занятий лечебной физической культурой с подростками и студентами, имеющими заболевания опорно-двигательного аппарата.

Литература

1. Лукомский Н.В., Стэх Э.Э., Улащик В.С. Физизиотерапия, ЛФК, массаж. - Мн.: Высшая школа, 1999. - 200с.

2. Иванов С.М. Врачебный контроль и ЛФК. - М.: Медицина, 1964. - 240 с.

3. ЛФК. / Под. ред. С.Н.Попова.- М.: ФиС, 1978. - 204 с.

4. ЛФК. Справочник / Под ред. В.А.Епифанова.- М.: Медицина, 1987. -160 с.

5. ЛФК / Под ред. В.Е.Васильевой.- М.: Медицина, 1970. -180 с.

6. Журнал «Здоровье». - 1978. - №5. - С. 30-34.

7. Рейзман А.М., Багров Ф.И. Лечебная гимнастика и массаж при сколиозе. - М.: Медицина, 1989. -120 с.

Поступила в редакцию 24.10.2007г.

ФОРМУВАННЯ МОВНОГО РОЗВИТКУ В СЛАБОЗОРИХ ДІТЕЙ ЗАСОБАМИ ІГОР

Бессарабова О. В.

Запорізький національний університет

Анотація. Корекційна робота в дошкільному навчальному закладі повинна бути комплексною і заснована на глибинних ідеях гуманізму: допомагати дитині, розуміти і сприймати її такою, якою вона є. Забезпечено наукову базу розробки пси-холого-педагогічних основ формування мовного розвитку в слабозорих дітей у віці 5-6, 6-7 років і моделі організації та розвитку мовних функцій засобами ігри. Показано відставання цих показників у групі слабозорих дітей, які виявлялись на всій системі мовного розвитку і на оволодінні іграми. Розроблена модель поетапного формування мовного розвитку на основі ігор. Визначено методику формування групових об’єднань у процесі ігор.

Ключові слова: корекція, мова, гуманізм, компенсація, гра, слабозорий, дитина.

Аннотация. Бессарабова Е.В. Формирование речевого развития в слабовидящих детей средствами игр. Коррекционная работа в дошкольном образовательном учреждении должна быть комплексной и основана на глубинных идеях гуманизма: помогать ребенку, понимать и принимать его таким, каким он есть. Обеспечена научная база разработки психолого-пе-дагогических основ формирования языкового развития в слабовидящих детей в возрасте 5-6, 6-7 лет и модели организации и развития языковых функций средствами игры. Показано отставание этих показателей в группе слабовидящих детей, которые оказывались на всей системе языкового развития и на овладении играми. Разработана модель поэтапного формирования языкового развития на основе игр. Определена методика формирования групповых объединений в процессе игр. Ключевые слова: коррекция, речь, гуманизм, игра, слабовидящий, ребенок.

Annotation. Bessarabova J. Speech development formation of the children with sight deficiency by means of games. Correctional work at a pre-school educational center must be complex as well as based on the fundamental humanist ideas luck as to take, to understand and to help a child the way heIshe is. The scientific base of development of psychologic pedagogical bases of formation of language development in cecutient children in the age of 5-6, 6-7 years and models of organization and development of language functions by agents of game is provided. Backlog of these parameters in bunch of cecutient children which appeared on all system of language development and on mastering by games is shown. The model of stage-by-stage formation of language development is developed on the basis of games. The procedure of formation of group affiliations is determined during games.

Key words: correction, speech, humanism, compensation, sight deficiency, child.

Вступ.

Вирішення завдань індивідуально-особистіс-ного підходу, що визначені державною національною програмою “Освіта. Україна - ХХІ століття”, пов’язане з підвищенням загальної культури дітей і може здійснюватися за умови врахування останніх наукових досягнень у галузі педагогіки і психології. Одночасно підвищуються і вимоги до якості педагогічної роботи з дітьми з особливими потребами, оскільки наявність психофізичних дефектів об’єктивно ускладнює процес їх соціалізації.

У вітчизняній та зарубіжній дефектології існує чимало психологічних і педагогічних досліджень, присвячених різним аспектам проблеми корекційного спрямування навчання та виховання дітей з психо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.