Научная статья на тему 'Профилактика сколиоза студентов педагогического вуза как средство реализации здоровьесберегающих технологий'

Профилактика сколиоза студентов педагогического вуза как средство реализации здоровьесберегающих технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ОСАНКА / ПОЗВОНОЧНИК / СКОЛИОЗ / ПРОФИЛАКТИКА / РЕАБИЛИТАЦИЯ / HEALTH CARE / POSTURE / SPINE / SCOLIOSIS / PREVENTION / REHABILITATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кульчицкий В.Е.

В данной статье рассматривается проблема здоровьесбережения молодого поколения на современном этапе развития общества. Основной акцент ставится на профилактике заболевания позвоночника сколиоз среди студенчества. В Ставропольском государственном педагогическом институте с 2011 года под руководством автора реализовала свою деятельность студенческая научная проблемная группа «Ресурсы функционального состояния организма студентов», основной целью которой является выявление и профилактика нарушения осанки у студенческой молодёжи. В материале представлен практический опыт по реализации программы, направленной на восстановление правильной осанки у студентов младших курсов с целью предупреждения развития сколиоза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кульчицкий В.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF SCOLIOSIS THE STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS AS A MEANS OF IMPLEMENTATION OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES

This article discusses the problems of health protection of the younger generation at the present stage of the development of the society. The main emphasis is made on the prevention of diseases of spine: scoliosis among students. In Stavropol State Pedagogical Institute since 2011 under the guidance of V.E. Kulchitsky, the work of students research problematic group of “Resources functional state of organism of students” began. The main purpose was the detection and prevention of postural disorders in students. The paper presents practical experience in the implementation of the program aimed at restoring correct posture among junior students with the aim of preventing the development of scoliosis. The value of this activity is to encourage students to promote healthy lifestyles among youth.

Текст научной работы на тему «Профилактика сколиоза студентов педагогического вуза как средство реализации здоровьесберегающих технологий»

3. Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. Москва: Аграф, 1999.

4. Савицкий П.Н. Избранное. Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010.

5. Большаков В.П. Глобализация, поликультурность и универсальные ценности культуры. Диалог культур и партнерство цивилизаций: становление глобальной культуры: X Международ. Лихачёвские научные чтения, 13-14 мая, Санкт-Петербург: СПб ГУП, 2010: 313-314.

6. Круглова Л.К. Основы культурологи: учебник. Санкт-Петербург: СПГУВК, 1994.

7. Валицкая А.П. Ценности культур и образование. Диалог культур и партнерство цивилизаций: становление глобальной культуры: X Международ. Лихачёвские научные чтения, 13-14 мая, Санкт-Петербург: СПб ГУП, 2010: 493-494.

8. Знамя Мира. Москва: Международный Центр Рерихов, 2005.

9. Лихачёв Д.С. Письма о добром. Санкт-Петербург: Азбука, 2013.

10. Рерих Н.К. Твердыня пламенная. Рига: Виеда, 1991.

11. Франк С.Л. Пушкин об отношении между Россией и Европой. Вопросы философии. 1988; 10: 147 - 155.

12. Иванов А.В. Мировоззрение семьи Рерихов и учение евразийцев. Живая этика и наука. Москва: Международный Центр Рерихов, 2013; Вып II: 178-191.

13. Рерих Н.К. Врата в будущее. Рига: Виеда, 1991.

14. Рерих Н.К. Восток - Запад. Москва: Международный Центр Рерихов, 1994.

15. Рерих Н.К. Листы дневника. Москва: Международный Центр Рерихов, 1995; Т. II.

16. Рерих Н.К. Глаз добрый. Москва: Художественная литература, 1991.

17. Попков Ю.В. Евразийский вектор ценностных доминант у народов Южной Сибири, Восточного Казахстана и Монголии. Наследие Л.Н. Гумилёва и судьбы народов Евразии: история, современность, перспективы: сборник статей Международного научного конгресса, посвященного 100-летию со дня рождения Л.Н. Гумилёва, 1-3 октября. Санкт-Петербург: РГПУ им. Герцена, 2012: 149 - 159.

18. Якушкина М.С. Формирование международных образовательных связей в условиях развития единого социокультурного пространства СНГ. Педагогическое образование в государствах - участниках СНГ: современные проблемы, концепции, теории и практика: сборник научных статей V Международной научно-практической конференции, 25-26 октября. Санкт-Петербург: ФГНУ ИПООВ РАО, 2012: 68 - 73.

References

1. Ivanov A.V. Osnovy evrazijskogo mirovozzreniya. Del'fis. 2001; 3: 4-6.

2. Stepin V.S. Sovremennye civilizacionnye izmeneniya i dialog kul'tur. Nasledie L.N. Gumileva i sud'by narodov Evrazii: istoriya, sovremen-nost', perspektivy: sbornik statej Mezhdunarodnogo nauchnogo kongressa, posvyaschennogo 100-letiyu so dnya rozhdeniya L.N. Gumileva, 1-3 oktyabrya, Sankt-Peterburg: RGPU im. Gercena, 2012: 13-27.

3. Trubeckoj N.S. Nasledie Chingishana. Moskva: Agraf, 1999.

4. Savickij P.N. Izbrannoe. Moskva: Rossijskaya politicheskaya 'enciklopediya (ROSSP'EN), 2010.

5. Bol'shakov V.P. Globalizaciya, polikul'turnost' i universal'nye cennosti kul'tury. Dialog kul'tur i partnerstvo civilizacij: stanovlenie global'noj kul'tu-ry. X Mezhdunarod. Lihachevskie nauchnye chteniya, 13-14 maya, Sankt-Peterburg: SPb GUP, 2010: 313-314.

6. Kruglova L.K. Osnovy kul'turologi: uchebnik. Sankt-Peterburg: SPGUVK, 1994.

7. Valickaya A.P. Cennosti kul'tur i obrazovanie. Dialog kul'tur i partnerstvo civilizacij: stanovlenie global'noj kul'tury: X Mezhdunarod. Lihachevskie nauchnye chteniya, 13-14 maya, Sankt-Peterburg: SPb GUP, 2010: 493-494.

8. Znamya Mira. Moskva: Mezhdunarodnyj Centr Rerihov, 2005.

9. Lihachev D.S. Pis'ma o dobrom. Sankt-Peterburg: Azbuka, 2013.

10. Rerih N.K. Tverdynya plamennaya. Riga: Vieda, 1991.

11. Frank S.L. Pushkin ob otnoshenii mezhdu Rossiej i Evropoj. Voprosy filosofii. 1988; 10: 147 - 155.

12. Ivanov A.V. Mirovozzrenie sem'i Rerihov i uchenie evrazijcev. Zhivaya 'etika inauka. Moskva: Mezhdunarodnyj Centr Rerihov, 2013; Vyp II: 178-191.

13. Rerih N.K. Vrata vbuduschee. Riga: Vieda, 1991.

14. Rerih N.K. Vostok- Zapad. Moskva: Mezhdunarodnyj Centr Rerihov, 1994.

15. Rerih N.K. Listy dnevnika. Moskva: Mezhdunarodnyj Centr Rerihov, 1995; T. II.

16. Rerih N.K. Glaz dobryj. Moskva: Hudozhestvennaya literatura, 1991.

17. Popkov Yu.V. Evrazijskij vektor cennostnyh dominant u narodov Yuzhnoj Sibiri, Vostochnogo Kazahstana i Mongolii. Nasledie L.N. Gumileva i sud'by narodov Evrazii: istoriya, sovremennost', perspektivy: sbornik statej Mezhdunarodnogo nauchnogo kongressa, posvyaschennogo 100-letiyu so dnya rozhdeniya L.N. Gumileva, 1-3 oktyabrya. Sankt-Peterburg: RGPU im. Gercena, 2012: 149 - 159.

18. Yakushkina M.S. Formirovanie mezhdunarodnyh obrazovatel'nyh svyazej v usloviyah razvitiya edinogo sociokul'turnogo prostranstva SNG. Pedagogicheskoe obrazovanie v gosudarstvah - uchastnikah SNG: sovremennye problemy, koncepcii, teorii i praktika: sbornik nauchnyh statej V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 25-26 oktyabrya. Sankt-Peterburg: FGNU IPOOV RAO, 2012: 68 - 73.

Статья поступила в редакцию 15.04.15

УДК 378

Kulchitsky, V.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia),

E-mail: vladimirkulchickij@yandex.ru

PREVENTION OF SCOLIOSIS THE STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS AS A MEANS OF IMPLEMENTATION OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES. This article discusses the problems of health protection of the younger generation at the present stage of the development of the society. The main emphasis is made on the prevention of diseases of spine: scoliosis among students. In Stavropol State Pedagogical Institute since 2011 under the guidance of V.E. Kulchitsky, the work of students research problematic group of "Resources functional state of organism of students" began. The main purpose was the detection and prevention of postural disorders in students. The paper presents practical experience in the implementation of the program aimed at restoring correct posture among junior students with the aim of preventing the development of scoliosis. The value of this activity is to encourage students to promote healthy lifestyles among youth.

Key words: health care, posture, spine, scoliosis, prevention, rehabilitation.

В.Е. Кульчицкий, канд. пед. наук, доц., Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь,

E-mail: vladimirkulchickij@yandex.ru

ПРОФИЛАКТИКА СКОЛИОЗА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

В данной статье рассматривается проблема здоровьесбережения молодого поколения на современном этапе развития общества. Основной акцент ставится на профилактике заболевания позвоночника - сколиоз среди студенчества. В Ставропольском государственном педагогическом институте с 2011 года под руководством автора реализовала свою деятельность

студенческая научная проблемная группа «Ресурсы функционального состояния организма студентов», основной целью которой является выявление и профилактика нарушения осанки у студенческой молодёжи. В материале представлен практический опыт по реализации программы, направленной на восстановление правильной осанки у студентов младших курсов с целью предупреждения развития сколиоза.

Ключевые слова: здоровьесбережение, осанка, позвоночник, сколиоз, профилактика, реабилитация.

В современном мире осуществление основных идей модернизации образования призвано повысить качество образовательного процесса, обеспечить его доступность, укрепить те направления в его организации, содержании и педагогических технологиях, которые становятся наиболее актуальными в современных условиях. Социально-экономические и другие проблемы общества делают актуальным представление качественно новых требований к результатам учебно-воспитательного процесса. Однако низкий уровень физического и психического здоровья детей и молодёжи создаёт объективные препятствия на пути эффективной модернизации российского образования, без чего невозможно разрешить назревшие социальные и экономические проблемы, достичь опережающего развития общеобразовательной системы. Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей, ибо здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека XXI века и будущим России. Здоровье подрастающего поколения - это проблема не только социальная, но и нравственная. Молодой человек сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.

Поиск универсального метода, позволяющего устранять искривления позвоночника, ведётся с глубокой древности. Ещё Гиппократ лечил сколиоз (боковое искривление позвоночника), надавливая на выпуклость спины в области искривления при одновременном растягивании позвоночника. В более поздних руководствах по ортопедии есть описания приёмов, очень напоминающих методы мануальной терапии. Но вплоть до середины XX века природа сколиоза была неизвестна, а методы лечения не имели научного обоснования [1]. Поэтому и результаты часто были отрицательными. Большое число осложнений объяснялось также тем, что «исправлением» искривлений занимались лекари, имевшие примитивные представления о строении позвоночника и применявшие грубые приёмы. В начале XX века профессор Микулич писал: «Следует предостеречь публику от крикливой рекламы, которая ... обещает полное исцеление во всех, даже самых тяжелых, случаях сколиоза. Не говоря уже о потерях денег и времени, дети подвергаются мучительному лечению, не дающему никакого результата» [2].

Для того чтобы предупредить появление сколиоза, необходима своевременная профилактика исправления нарушений осанки. Данная проблема является одной из важных при организации учебных занятий по физической культуре в высших учебных заведениях, особенно в тех, где готовят педагогов [3; 4].

В Ставропольском государственном педагогическом институте с 2011 года реализовала свою деятельность студенческая научная проблемная группа «Ресурсы функционального состояния организма студентов», основной целью которой является выявление и профилактика нарушения осанки у студенческой молодежи. В состав группы входили студенты психолого-педагогического факультета 3 курса (будущие учителя начальной школы).

Первым этапом работы членов данного объединения в 2011-2012 учебном году было теоретическое изучение реализации здоровьесберегающих технологий в студенческой среде и теоретическое обоснование профилактической работы по предупреждению заболевания сколиозом. В данном направлении были изучены следующие темы с подготовкой студенческих рефератов: «Функциональная роль позвоночника в скелете человека», «Заболевания позвоночника», «Причины искривления позвоночника», «Нарушение осанки и её последствия», «Сколиоз», «Методики профилактики сколиоза», «Здоровый позвоночник как фактор успешной жизнедеятельности человека». Были представлены студенческие статьи по данной проблематике на традиционном конкурсе научных студенческих статей.

По проблемам заболевания позвоночника были также проведены круглые столы и дискуссионные клубы, на которых выступали как студенты, так и преподаватели кафедры физической культуры. На данном этапе работы было проведено два мастер-класса руководителем научной проблемной группы, кандидатом педагогических наук, мастером спорта, доцентом кафедры физической культуры, автором статьи по проблемам профи-

лактики заболевания позвоночника. Теоретическое обоснование заболевания сколиозом в презентационной форме было представлено на традиционной ежегодной конференции «Молодёжь и образование XXI века» на секции «Проблемы здоровьесбере-жения в современном образовании».

Второй этап (2012-2014 учебные годы) включал практическую деятельность. Были подготовлены и проведены методические семинары для участников научного объединения по вопросам организации и проведения профилактической работы в студенческих учебных группах по оздоровлению позвоночника. На семинарах каждым членом студенческого объединения изучены комплексы упражнений по профилактике заболевания сколиозом - «упражнения на исправление нарушения осанки». Подготовленные студенты третьего курса - члены научного объединения - провели обучающие тренировки данных комплексов на учебных занятиях с первокурсниками под руководством ведущего преподавателя. И в течение учебного года данные комплексы были включены в каждое учебное занятие, как профилактические против заболевания сколиозом. Еженедельно в данных группах проводились по 2 плановых занятия. Также студентам было рекомендовано выполнение разученных комплексов еще 3 раза самостоятельно в течение этой же недели в домашних условиях.

В конце учебного года члены научной группы посетили учебные занятия первокурсников по физической культуре и побеседовали со студентами и преподавателями о результативности предложенной профилактической программы. Преподаватели отметили студенческую дисциплинированность в реализации данных комплексов как во временных рамках (в неделю: 2 - на занятиях и 3 - дома), так и качестве выполнения упражнений. Они также отметили положительную динамику в исправлении осанки у студентов, имевших её нарушение. Многие студенты говорили о положительном влиянии комплексов на их общее физическое состояние и психологическое самочувствие. По завершении реализации данной программы научная студенческая группа «Ресурсы функционального состояния организма студентов» провела открытый факультетский круглый стол по результатам данного проекта. На заседании выступили все члены объединения, которые рассказали о своём участии в проведённой работе и своих впечатлениях. Ими были представлены презентации по деятельности проблемной группы в течение учебного года.

Третий этап работы целесообразно было провести в группе ЛФК (лечебная физическая культура), студенты которой в 20142015 учебном году и стали членами заявленного выше студенческого научного объединения. Это связано с данными медицинского освидетельствования студенческой молодёжи 1 курса: более 50% студентов, отнесенных к СМГ (специальной медицинской группе), имеют ту или иную степень заболевания сколиозом. Работа с данной группой выстраивалась по профессионально обоснованной программе: через теоретическое обоснование к практической деятельности.

В начале учебного года был проведён круглый стол, который ввёл первокурсников в данную проблематику. Потом им была предложена образовательная программа по реабилитации заболеваний позвоночника, которая реализовывалась в течение всего учебного года. Студенты данной группы являются постоянными участниками всех традиционных мероприятий (конкурсы, круглые столы, конференции, семинары и т.д.), на которых представляют теоретические и практические наработки по профилактике и реабилитации заболеваний позвоночника.

В мае 2015 года руководитель научного объединения (автор статьи, преподаватель группы ЛФК) на итоговом заседании научного объединения подвёл итоги годичных занятий. Была актуализирована проблема профилактики и реабилитации заболевания сколиозом в студенческой среде и сформулированы основные направления работы по данной проблеме на следующий учебный год.

Ценность данной деятельности состоит в привлечении студенческой молодёжи к пропаганде здорового образа жизни в молодёжной среде [5]. Через личностное осознание ценности собственного здоровья каждый студент сам сможет реально по-

мочь не только себе, но и своим сокурсникам в процессе оздо- начальной школы - смогут методически грамотно реализовать ровления. Важно и то, что данные студенты в будущем - учителя профилактические мероприятия со своими воспитанниками.

Библиографический список

1. Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. Санкт-Петербург, 2001.

2. Брэгг П.С. Позвоночник - ключ к здоровью. Санкт-Петербург, 2001.

3. Петрова Н.Ф. Требования к педагогу в контексте основных положений здоровьесберегающей педагогики. Вестник Академии права и управления. 2015; 38: 219-224.

4. Петрова Н.Ф. Здоровье человека как многоаспектный феномен. Мир науки, культуры, образования. 2015; 1 (50): 113 - 115.

5. Петрова Н.Ф. Роль здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе современной школы. Мир науки, культуры, образования. 2013; 6: 139 - 140.

References

1. Potapchuk A.A., Didur M.D. Osanka i fizicheskoe razvitie detej. Sankt-Peterburg, 2001.

2. Br'egg P.S. Pozvonochnik - klyuch k zdorov'yu. Sankt-Peterburg, 2001.

3. Petrova N.F. Trebovaniya k pedagogu v kontekste osnovnyh polozhenij zdorov'esberegayuschej pedagogiki. VestnikAkademiiprava iupra-vleniya. 2015; 38: 219-224.

4. Petrova N.F. Zdorov'e cheloveka kak mnogoaspektnyj fenomen. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 1 (50): 113 - 115.

5. Petrova N.F. Rol' zdorov'esberegayuschih tehnologij v obrazovatel'nom processe sovremennoj shkoly. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 6: 139 - 140.

Статья поступила в редакцию 05.05.15

УДК 378

Kulibekov N.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University,

E-mail: kulibekovna@mail.ru

THE SPECIFICITY OF TEACHING MATHEMATICS TO STUDENTS IN CONDITIONS OF REALIZATION OF MODERN EDUCATIONAL STANDARDS. The article shows that the main role of mathematics in the professional training of a modern scholar is to create in students a holistic system of views on the nature of science and its relationship with other disciplines. The modern system of teaching mathematical knowledge needs to be competitive end use in their future profession. This requires Mathematics teachers to study in a specific field of study in the Humanities. Thus it is necessary to select activities and examples for specific specialty, to perform applied projects that require accurate mathematical training. We need to create appropriate materials integrated interdisciplinary elective courses to students from the beginning of study at a University understood the importance of mathematical training for future professional challenges.

Key words: cultural competence, professional education in the Humanities, mathematics for the Humanities.

Н.А. Кулибеков, канд. пед. наук, доц. Дагестанский государственный педагогический университет,

E-mail: kulibekovna@mail.ru

СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ СТУДЕНТАМ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

В статье показано, что основная роль математики в профессиональной подготовке современного гуманитария состоит в создании у студентов целостной системы взглядов на природу науки и её взаимосвязь с другими дисциплинами. Современная система преподавания математических знаний должна обеспечивать возможность их конкурентоспособного конечного применения в будущей профессии. Для этого необходимо, чтобы преподаватели математики специализировались по конкретному направлению подготовки гуманитариев. При этом необходимо подбирать задания и примеры применительно к конкретной специальности, к выполнению прикладных проектов, требующих точной математической подготовки.

Ключевые слова: общекультурные компетенции, профессиональное гуманитарное образование, математика для гуманитариев.

В настоящее время гуманитарное образование призвано подготовить специалистов, способных создать условия для выхода из системного кризиса современного общества. В этой связи на смену всесторонне развитой личности специалиста-гуманитария пришло понятие компетентной личности, на формирование которой направлены современные образовательные Стандарты высшего профессионального образования. В то же время, как отмечают современные исследователи, потенциал дисциплины «Математика» всё ещё недостаточно используется в образовательном процессе для развития общекультурных компетенций. При этом существующая тенденция упрощения содержания традиционного курса «математики для гуманитарных специальностей» не отвечает современным требованиям к профессиональному гуманитарному образованию, что существенно тормозит процесс развития общекультурных компетенций. При этом, несмотря на множество работ, направленных на обучение математике студентов гуманитарных специальностей и на развитие мышления в процессе изучения математики, проблема развития общекультурных компетенцийсредствамиматематикивсё ещёостаётсянерешён-ной.

В соответствии с классификацией образовательных компетенций (общекультурные и профессиональные), инвариантной для всех направлений подготовки высшего профессионального образования по новым образовательным стандартам, выделим состав компетенций, формируемых у бакалавра, например, по направлению подготовки «Психология» средствами предмета «Математика» (согласно ФГОС ВПО). В результате освоения данной дисциплины выпускник обязан приобрести следующие общекультурные компетенции:

- владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

- использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

- применение теоретического и эмпирического исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении профессиональных задач (ОК-5)

- профессионально профилированное использование современных информационных технологий и системы Интернет (ОК-12).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.