Научная статья на тему 'Здоровье - продукт акмеологического феномена самости в системе безопасности личности'

Здоровье - продукт акмеологического феномена самости в системе безопасности личности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
214
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЛИЧНОСТЬ / САМОСТЬ / АКМЕОЛОГИЯ / ПРОЦЕСС / ФЕНОМЕН / САМООРГАНИЗАЦИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМОКОНТРОЛЬ / САМОКОРРЕКЦИЯ / HEALTH / PERSONALITY / SELF / AKMEOLOGY / PROCESS / PHENOMENON / SELFORGANIZATION / SELF-REALIZATION / SELF-CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Казаков Ю. Н.

Автор рассматривает основную проблему медицинской акмеологии здоровья через тезаурус его отраженности в целостности (самости), его состояния и сохранения на основе санапсихологии безопасности жизнедеятельности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH IS THE PRODUCT OF AKMEOLOGY PHENOMENON OF SELF IN HUMAN SECURITY

The author looks at the underlying problem of medical health through his thesaurus of integrity (self), its state of conservation and on the basis of psihology safety of vital functions.

Текст научной работы на тему «Здоровье - продукт акмеологического феномена самости в системе безопасности личности»

Казаков Ю.Н.

ЗДОРОВЬЕ - ПРОДУКТ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА САМОСТИ В СИСТЕМЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Kazakov Y.N.

HEALTH IS THE PRODUCT OF AKMEOLOGY PHENOMENON OF SELF IN HUMAN SECURITY

Автор рассматривает основную проблему медицинской акмеологии здоровья через тезаурус его отраженности в целостности (самости), его состояния и сохранения на основе санапсихологии безопасности жизнедеятельности личности.

Ключевые слова: здоровье, личность, самость, акмеология, процесс, феномен, самоорганизация, самореализация, самоконтроль, самокоррекция.

The author looks at the underlying problem of medical health through his thesaurus of integrity (self), its state of conservation and on the basis of psihology safety of vital functions.

Keywords: health, personality, self, akmeology, process, phenomenon, self-organization, self-realization, self-control.

Описание здоровья как акмеологически-интегративного феномена достижения самости потребовало не только обоснования тезауруса акмеологии здоровья, но и его социальной обусловленности и безопасности, акмеологического обоснования самости в биологическом отражении саморегуляции здоровья человека [1,с. 16-17]. Определения системы ценностных знаний и навыков в саналогии безопасного -здорового образа жизни и безопасного профессионализма в служебной деятельности.

В интегральном исследовании тезауруса акмеологии самости здоровье и его социальной обусловленности, безопасности автор ориентируется на теоретическое толкование самосознания личности [2,с. 37-45; 3, с.19-23], определяясь в понятиях «здоровье», затронутых во многих аспектах научных знаний. Аспекты самости касаются содержательного определения здоровья - как процесса, но рассматриваются и трактуются медицинской наукой и как материальное явление, и как крепость частей и органов в организме, и как процесс равновесия взаимоотношений организма со средой, полное физическое, духовное и социальное благополучие, как адаптация человека на основе биологической, психологической и социальной его сущности, как основа саморегуляции в окружающей среде. Рассматривается и как целенаправленная жизнь в соответствии с биологическими и социальными условиями, как исполнение нормативных физиологических программ жизни, биосоциальный потенциал, состояние жизнедеятельности и способность организма выполнять функции

взаимодействия человека с окружающей средой как личности, как нормальное и правильное его развитие.

Автор определяет здоровье - как основной акмеологически интегративный феномен самости (целостности) в жизнеобеспечении и конструкт отражения его достижении в сбалансированной безопасности и продуктивности процессов самоорганизации и саморегуляции Проблемы его сохранения в фило- и онтогенезе решаются самим человеком, поскольку он является хранителем и распорядителем его состояния, а также управленцем содержания уровня поддержания его целостности (самости) в субъективном (саморазвитии) и объективном (в условиях среды) характере. При этом, в разных ситуациях отражает интеграцию или дисбаланс субъектной продуктивности его составляющих (биологического, физического, социального, психического, профессионального конструктов здоровья) и отношение его самого к значимости своего здорового состояния. Эта значимость приоритетна, поскольку человек обладает сознанием и рефлексией, трансдентирует саморазвитие здоровья и его самоконтроль в достижении самости как свойства субъекта, раскрывающего смысл, содержание и возможности поддержания свойств здоровья.

Такой глубокий спектр представлений позволил обосновать теоретико-акмеологические основания понятий конструктов самости здоровья и его безопасности в жизнедеятельности личности, вычленить социальную его обусловленность, рассматриваемую нами как проявление результата самости -целостности здоровья организма как открытой биопсихосоциальной системы человека, объединяемой продуктивностью здоровья в новых условиях и уровнях социализации. Как феноменом ценностных ориентаций в становлении и целостности (самости) личности, базового потенциала взаимосвязи внутренних человеческих ресурсов со стороны его биологических возможностей, и значимости самости здоровья в развертывании концепции «Я - здоровье» и продуктивности в саморегуляции. Требующих внешней обеспеченности безопасности социально -инфраструктурными условиями его самосохранения и развития (каждым человеком в саморазвитии и обществом в целом).

Все это потребовало поуровневой оценки значимости здоровья в процессах индивидуализации и социализации. В которых «санация» - оздоровление является стержнеобразующей в поддержании биологического, физического, социального, психического и профессионального здоровья. Раскрытие их сущности связано с составными частями «Я--концепции», поддерживающими и определяющими здоровый образ жизни, как связь индивидуального и общественного здоровья, возможности в саморегуляции в условиях социализации.

Акмеологический феномен самости здоровья является основой развития индивида в онтогенезе - формирующий процесс его продуктивности в антропогенезе (становлении) и интегративной целостности взаимодействий на уровне клеток, тканей, органов и систем организма в целом и в различных ситуациях саморазвития. В такой постановке уровень достижения самости здоровья осознается, отражается самочувствием и проявляется в поведении, за счет самоконтроля поведения.

В целом, человек - хранитель, обладатель, носитель и управленец конструктов самости состояния своего здоровья, его саморегуляции и саморазвития. Конструкты самости здоровья в саморазвитии являются процессом формирования себя в социальной среде и строятся на развитии интеграции и презентации достижений, составляющих здоровья в самости и его готовности к преодолению (безопасности) противоречий в дальнейшем саморазвитии.

Акмеология самости здоровья закладывается и поддерживается структурами генной программы, обуславливающих систему связей и взаимообусловленности компонентов в конструктах самости здоровья, определяющих устойчивость в

социализации за счет системности и продуктивности здоровья - как результата самости. Результат препятствующего деформациям и расстройствам структур психики и значимы в формировании способностей (затем потребностей) самооздоровления (санаций и аутосанаций) и воспроизводства (репродуктивности) здоровья (поколения) - нового уровня сохранения самости здоровья.

Акмеологическое значение и сущность самости здоровья в его взаимной обусловленности категорий здоровье, психологии и акмеологии здоровья, медицинской акмеологии, акмеологии безопасности, санапсихологии и акмесаналогии (санации и аутосанации), отношения и самопознания значения здоровья в онтогенезе -до сих пор не раскрытых в своей глубине. Они имеют значение в понимании механизмов самости здоровья и индивидуальной его дифференциации в формировании личности, ее социализации как субъекта, его субъективности в сохранении здоровья как свойства субъекта, обеспечивающего состояние своего здоровья. Это обеспечивает его возможности, выраженные «внутренней позицией» хранителя здоровья, способного относится к нему через саморефлексию и самоконтроль достижения уровня самости состояния здоровья.

Такая позиция важна в рассмотрении здоровья и особенностей человека и со стороны безопасности жизнедеятельности в его воспроизводстве (репродукции) в фило- и онтогенезе. Необходимо это делать на основе знаний биологически заложенных начал самосохранения вида и роли психики и социальной среды в его развитии на основе достижения вершины возможностей - акмеологии здоровья.

Кроме того, важна задача раскрытия сущности «акме» безопасности здоровья, которая раскрывается исходя из системности и интеграции соматических представлений о здоровье организма, индивида и личности, взаимосвязях и механизмах обуславливающих индивидуализацию траектории саморазвития личности - обретение самости в самореализации.

В этом аспекте необходимо первоначально рассматривать многоаспектность развития организма и определиться в акмеологических понятиях здоровья и социальной обусловленности его безопасности, вопросах отражения биологической саморегуляции здоровья, ценностных ориентациях его укрепления.

Поэтому автор уточнил здравый смысл в повседневном потенциале самооздоровления - санапсилогии, исходя из понимания человеком своего организма как индивидуума в целом и его составляющих, включающих и физическое тело, и потребности, эмоции и чувства, и бытие.

Кроме того, организм надо рассматривать как целостность индивида в освоении жизненного пространства на основе потенциала потребностей (биологических, познавательных, самоосознания), побуждающих к постоянному саморазвитию. С учетом безопасности жизнедеятельности в индивидуальном становлении, формировании личностной автономии и личностной самоактуализации

В связи с этим и безопасность жизни определяется как безопасностью здоровья на основе саморазвития и самосохранения, механизмах генной программы самосохранения в социальной среде и совершенствовании самой социальной среды в удовлетворении потребностей личности с целью не только безопасности здоровья, но и расширения своего жизненного пространства.

В целом автор определяет, что здоровье человека (организма) является результатом естественной эволюции вида Homo sapiens (человека разумного), в котором постепенно нарастающее и определяющее влияние занимают социальные факторы жизнеобеспечения. Значение здоровья в эволюции вида является акмеологическим продуктом самой жизнедеятельности организма (вершинного достижения) и составляет высший уровень саморазвития организма, индивида, личности. Кроме того его безопасность, сохранение, использование и воспроизведение

взаимно обуславливается типом социально - экономической системы, характером общественных отношений в обществе.

Разрушение акмеологического продукта самости личности определяет пограничные состояния здоровья с угрозой рисков его безопасности. Такое состояние определяется психическим напряжением [4, с.39-46]. В этом же ряду реакций находятся и многие расстройства здоровья, которые часто носят функциональный характер или «разрядку» от чрезмерного психологического гнета [5, с.27]. Однако понимание взаимосвязи акмеологического продукта в достижении самости здоровья и его разрушения болезнью, особенно психической, нарушает их взаимосвязи - остается не рассмотренным по настоящее время в самом понятии «болезнь».

В целом акмеологию самости здоровья автор рекомендует изучать в диахроническом аспекте развития организма и его продуктивности на основе достижения состояния самости здоровья в жизнедеятельности, с учетом определенного (возрастного) и соматического уровня саморазвития на основе биологической нормы (биологического здоровья).

Биологическая норма индивидуальная характеризуется статическими и динамическими (акмеологическими) показателями (величина реакции клетки, органа или системы) на положительное или отрицательное воздействие: стимуляцию или торможение в достижении зрелости.

Периоды поддержания здоровья определяют уровень «акме» достижения самости здоровья - вершину его достижения целостности в данный период, которая интегрирует многомерность и много модульность его систем и состояний, охватывает все периоды жизни и является показателем безопасности жиз недеятельности -социальной нормы саморазвития - социального здоровья.

Однако отклонения от нормы могут носить и защитно-приспособительный характер и далее повреждающий (развитие болезни). Все эти процессы имеют индивидуальные особенности, которые показывают общую для всех технологию саморазвития и самосохранения.

Для этого и необходимо рассмотреть составляющие звенья в саморегуляции здоровья на основе биологического понимания гомеостаза5 и гомеокинеза6, в целях понимания перестройки организма в рамках параметров периодов зрелости систем организма, относящихся к биологическому, физическому и социальному состоянию самости здоровья. Здесь акмеология дает основания всесторонне рассмотреть эту проблему через формирование и оценку саморегуляции здоровья через понимание контекста достижения самости в субъектности и субьективности, и как формы жизнеобеспечения.

Алгоритмы исследования достижений самости [6. с.130-139] позволяют рассматривать здоровья в контексте субьектности и субьективности. В контексте субъектности человек рассматривается автором как субъект - хранитель (носитель, обладатель, распорядитель, управленец) уровня, содержания и формы здоровья в отражении уровня своей социализации, отличной от уровня других видов живой матери Кроме этого, рассматривается способность человека расширять самоконтроль в рамках субъективности самоуправления и повышения уровня возможностей и

5 Гомеостаз - динамическое постоянство внутренней среды (крови, лимфы, тканевой жидкости) и устойчивость (саморегулирующих), основных физиологических функций (кровообращения, дыхания, терморегуляции, обмена веществ и т.д.) организма. Кэнон описал этот процесс для содержания волы, крови, сахара, протеинов, кальция, кислорода и его баланса, постоянной температуры.

6 Гомеокинез - относительные постоянство динамической среды организма ее конструктов (молекулярных, клеточных, органных, организменных) и их взаимосвязь.

резервов здоровья субъекта в процессе социализации - субьективного потенциала самости здоровья.

Этот потенциал самости здоровья помогает субъекту контролировать его состояние, менять свое отношение к нему, не только сохранять (хранить, носить), но и управлять им, формировать готовность к рискам здоровью и сценариям жизни. Выступает как элемент субъектности, осознания конструктов составляющих здоровье, реализуемых в «Я-концепции» и внутренней позиции личности, имеющих систему определенных ценностей и целостности (самости), формирующих форму здоровья -основы освоения жизненного пространства и жизнеобеспечения.

Форма здоровья дает возможность достижения уровня социализации и профессионализма в потребностях, на основе самоотношения к своему здоровью на новом уровне своего развития, презентации себя окружающим, притязаний в выборе профессий.

Акмеологические алгоритмы исследования самости здоровья в онтогенезе включают анализ формы здоровья, которая определяется автором как специфическое свойство в безопасности организма и включают: а) субстанционность здоровья; б) границы субъектно-содержательного функционирования (самость систем организма, функциональную определенность составляющих тканей и органов, развертывание генной программы в системах организма и в формировании Я - концепции). Как самость субъекта в его субъективности самоотношения к своему здоровью.

Содержательно, «акме» формы здоровья основано на биологической его норме: а) задатках генной программы обеспечивающей биологическую, физическую, социальную, психическую и профессиональную составляющие конструкты формы здоровья и его «акме» зрелости развития; б) определяет состояние периодов поддержания здоровья; в) обеспечивает уровень «акме» в достижении самости здоровья. Обеспечивает социальную норму адаптации, определяя: а) уровень социального здоровья в ситуациях саморазвития; б) технологии выбора саморазвития и самосохранения здоровья.

Достижение самости здоровья субъекта (хранителя конструктов, обладателя возможностями управления) отражается в субъектности (самоотношении) и в субъективности (развитии) как акмеологический продукт формы жизнедеятельности в жизненном пространстве, включая: а) субъективный потенциал самости здоровья в саморазвитии; б) формирование готовности к рискам в условиях адаптации к среде; в) являясь элементом субъективности в Я - концепции и внутренней позиции сохранения здоровья.

В свою очередь, акмеологическое значение и сущность самости здоровья субъекта достигается: в «акме» безопасности здоровья, отражении самости в самореализации, побуждении саморазвития к готовности.

В свою очередь самость здоровья в субъектности поддерживается самоотношением субъекта к здоровью как хранителю здоровой целостности повышения возможностей субъективного потенциала в отражении состояния общественного здоровья, индивидуальной представленностью в нем, как индивидуального здоровья. Отражающих потенциал хранения и развития свойств генной программы в качествах биологического, физического, социального, психического и профессионального здоровья субъекта, при взаимосвязях влияния и развертывания целостности здоровья в «Я-концепции».

Самоотношение - реализует достижение самости здоровья, повышая субъективный его потенциал.

Достижение субъективности самости здоровья в «Я-концепции». Самость здоровья в онтогенезе реализуется в «Я-концепции» свойством устойчивости уровня гомеостаза, гомеокинеза и психокинеза в рамках субъектности и субъективности

самоосознания конструктов здорового образа жизни Развития ядерных стандартов здоровья «Я-индивида» в уровне выраженности, развитости, представленности и продуктивности (воспроизводимости) целостности здоровья - позволяющих соответствующую социализацию, уровень адаптации в профессиональной и служебной деятельности.

Алгоритмы исследования достижения субъективности в самости здоровья включает:

- санации поддержания самости структур, конструктов здоровья (профилактика деформаций),

- поддержку социализации в деятельности личности [7, с.47],

- обеспечение «Я - индивидуального отношения к здоровью» и поддержке развертывания его в онтогенезе (сохраняя конструкты здоровья, воспроизводя их в единстве, созидая социального хранителя качеств субъекта, формируя субъективность отношения к своему здоровью через осознание и поддержание, отношение - контроль и конструирование отношения к целостности в адаптивности, устойчивости и сопротивляемости в комплексе восприятия социальной инфраструктуры)[8,с.39].

В таком аспекте самость здоровья в онтогенезе формирует возможности уровня санаций (оздоровления) структурно организует составляющие конструктов безопасности биологического, физического, социального, психического и профессионального здоровья на основе расширения и углубления самопознания свойств, своего здоровья и профилактику его деформаций.

Таким образом, в «Я-индивидууме» обеспечивается самость здоровья как свойство, в дальнейшем зависимое от его субъектности и субъективности. Однако развертываемость «Я-здоровье индивида» в онтогенезе подчиняется феноменам сохранения конструктов здоровья и заключает в себе воспроизводимое их единство как общего так и специального (социального), как созидателя, социального хранителя целостности здоровья в качествах субъекта, обладающего субъективностью, способного к отношению через осознание его состояния и самосознание его поддержания. Это контролирует свое отношение к здоровью и его целостности в противопоставленности всему комплексу восприятия элементов социальной инфраструктуры среды.

Самость здоровья в единстве взаимосвязей в деятельности субъекта, его свойствах, реализуется субъективностью через самосохранение в осуществлении отношения к своему здоровью в развертывании «Я - индивида» условиями его санации (оздоровления) и аутосанаций (самооздоровления). Поддерживает продуктивность биологического, физического, социального, психического и профессионального феномена здоровья, рефлексивное его состояние и обеспечение самоконтроля в безопасности самосовершенствования.

Алгоритм исследования самости здоровья в единстве взаимосвязей реализуется через анализ субъективности: в самосохранении здоровья, в самоотношении к здоровью в развернутой Я - концепции, установлении санаций оздоровления и аутосанаций - самооздоровления, продуктивностью биологического, физического, социального и психического феноменов здоровья через самоконтроль и самосовершенствование.

Самость в структуре содержательного феномена безопасности здоровья исследуется и определяется алгоритмами:

- способностей самоконтроля и самоотношения,

- феномена единства биологического, физического и социального,

- через самосохранение в самоорганизации,

- через поуровневое составляющих ступени развития организма, индивида, личности,

- через саморегулирование здоровья в представлениях «Я - концепции».

Формирование уровней, рядов и конструктов здоровья в процессах и состояниях

основано на самости его развития в фило- и онтогенеза и последующей способности самоконтроля и самоотношения в субъективности. Последняя поддерживает и безопасность развития, определяемого феноменами единства состояний биологического, физического, социального, психического и профессионального через самоидентификацию, самоопределение, самопознание и самоутверждение в поддержании самоорганизации функций организма. Феномены разные по функциональной направленности, содержанию и значению алгоритмов их взаимосвязей, по уровневых составляющих ступеней развития организма, индивида, личности на основе потенциала саморегуляции здоровья и роли в этом процессе представлений в Я-концепции здоровье.

В функциональном и смысловом аспекте научных знаний содержание описанных феноменов не соотнесено и не дифференцировано в конкретном содержании самости здоровья. Это требует иерархизации и ранжирования их содержания, выявления связей, порождаемых развития самости - как интегративной целостности с нечеткими связями.

Кроме того, границы самости здоровья подвижны и взаимно заменяемы и требуют исследования :

- в условиях формирования устойчивости здоровья в экстремальных и фрустрирующих ситуациях служебной деятельности,

- в условиях готовности (к саморазвитию, фрустрациям),

- развертывания здоровых стандартов до самоуправления здоровьем.

Сложность исследования затрудняет выстраивание соответствующих

алгоритмов развития здоровья, его санаций и аутосанаций с формированием конструктов санапсихологической устойчивости и готовности к фрустрациям в самореализации. Возникает необходимость формирования учебных конструктов санаций и аутосанаций в онтогенезе, при усложняющихся процессах развертывания порождаемых ими феноменов. Это определяет и обусловленность поддержания заложенных здоровых стандартов в филогенезе и в онтогенезе в повседневности и деятельности до самоуправления своим здоровьем - в достижении «акме» безопасности развития.

Поэтому, углубление и дифференциация осмысления состояния своего здоровья через понимание его феноменов происходит на основе расширения биологических, физиологических и медицинских знаний о человеке, его свойствах, способностях и возможностях формирования позиции «Я-концепции здоровье» в «Я - концепции развития» и роста потребности человека быть здоровым в целях своего развития и деятельности.

В целом достижение самости здоровья в формировании потребности человека в самосохранении через самооздоровление определяет и сам процесс развертывания и продуктивности здоровья в онтогенезе в значимости здоровья в саморазвитии на основе механизмов самости здоровья в самореализации.

Алгоритмы исследования субъектности в самосохранении конструктов достижения самости здоровья включают:

- исходное понимание и осознание состояния здоровья;

- акмеологическое отражение интеграции конструктов биологического, физического, социального и психического;

- значение механизмов защиты саморазвития (в социализации - «Я и другие», в преодолении противоречий саморазвития;

- через субъектность - владеть собой, выход за пределы достижений повседневности, актуализации себя.

В своей иерархии самость является исходной в сознании и понимании здоровья, отражая суть его акмеологического развития в интеграции конструктов биологического, физического, социального, психического и профессионального здоровья (в деятельности) в единый организм и его резервы в социализации.

Самость сформировалась в филогенезе и в онтогенезе запускает механизмы саморазвития организма в биологическом, физиологическом, социальном, психическом и профессиональном формате и через развитие личности в «Я-концепции», при социализации, в противоречиях сопоставления «свое здоровья со здоровьем других» - как реализация субъективности (отношение к другим, к деятельности). В этом субъект соотносит состояние своего здоровья со здоровьем других в достижении общего (общественного) здоровья. Этот процесс субъективен.

Сохранение и поддержание своего здоровья, через самоотношение и отражение в деятельности, заложенном в его субъективности, характеризуется обладанием способности владеть собой, в его определенности самости. Человек осуществляет потребность реализации себя с выходом за пределы своей повседневности, активизируя себя в онтогенезе, включая саморазвитие и реализацию себя в деятельности на основе наращивания успешных достижений. Это осуществляется на основе сознательного созревания в поддержании и совершенствовании своего здоровья в претензии своих возможностей к адаптации в социуме, т.е. формированию своего социального определения - уровня социального здоровья в развитии и саморазвитии. Человек начинает осознавать функциональные нагрузки на конструкты самости здоровья, фиксирующих уровневое состояние биологического, физического, социального, психического и профессионального здоровья, и определяет его позицию в дальнейшем развитии в социуме, включает и механизмы самосохранения и саморазвития, в соответствии со своим потенциалом.

Акмеологические алгоритмы самосохранения формируют:

- конструкты самооздоровления в самопроявлении, самообнаружении, самоактуализации, навыках санаций и аутосанаций;

- сохраняет потенциал «Я - здоровье» в ступенях и уровнях саморазвития;

- возможности функциональной нагрузки самооздоровления в уровне готовности в достижении реального «акме»;

- самоотношение к здоровью - субъектность представления его самосохранения;

- самоопределение в сохранении здоровья (осознания отношения, самостимуляция в актуализации «акме» сохранения здоровья, устойчивость к себе новому).

Самосохранение и саморазвитие, сложные и важные категории в самости здоровья, обеспечивающие способность и возможности формирования конструктов санаций и аутосанаций (самопознание, самоопределение к сохранению здоровья, саморазвитие навыков самооздоровления) в поуровневом развитии самооздоровления. Самооздоровление возможно на основе знаний глубокой взаимообусловленности в реализации самости здоровья и развертывании ее конструктов в онтогенезе, в развитии «Я - индивида» в самосохранении здоровья. Кроме того, в осознанном отношении к здоровью формируется осознание определения здоровья не просто как наличие его, данное природой, но и возможности его самосохранения и саморазвития.

Глубинная взаимообусловленность знаний здоровья выводит на самоопределение в значимости здоровья, его роли в уровне достижения безопасности, общей и социальной зрелости в достижении «акме», роли структурно-содержательного компонента самого процесса самооздоровления и включает самоотношение и самоосознание к своему здоровью.

Самоотношение к здоровью - включает самосознание развертывания системы феномена самости в накоплении субъктности представлений о самосохранении

саморегуляции здоровья, взаимодействии с социумом, его деформациях. Формируется самоопределние в отношении к нему как форме контроля уровневой характеристики развитости самопонимания, самосознания, самоидентификации, самодетерминации в самосохранении здоровья.

Самоопределение в сохранении здоровья - позиция по определению себя в системе всех отношений (себя, здоровья, здорового образа жизни и среды обитания), по отношению возможностей, потребностей в пространстве взаимодействия всех развивающихся в саморазвитии индивида конструктов самости. Исследование самоопределения предполагает поуровневое (и ступенчатое) измерение человеком своего организма и «Я - концепции», на основе самосовершенствования психофиологических процессов и их возможностей: в ориентации на будущее и самоосуществление себя, развертывания своих потенциалов самосовершенствования состояния здоровья. Формирует самостимуляцию в развитии потребности в самосохранении здоровья в социальном и профессиональном функционировании, как необходимость сохранения здоровья в социальной среде на уровнях и ступенях его самопроявлния, самовыражения и самоосущуствления в достижении уровня «акме»-зрелости.

Степень и уровень санаций и аутосанаций в самости здоровья на разных ступенях и стадиях развития осуществляет разный характер: уровень развития и проявляемые потребности сохранения здоровья, утверждение достигнутого, продуктивного воспроизводства на новом уровне условий и возможностей саморазвития - как утверждение «Я» значимости среди других. Вырабатывается и осуществляется свое актуальное «акме» сохранения здоровья, утверждаются свои новые возможности и способности устойчивости к себе новому и растущая, усложняющаяся потребность состояния на новом уровне. Это активный фактор, как настоящего действия так и будущего - позволяет организовать все самоконструкты санаций и аутосанаций - поддерживающие и реализующие достижения уровня самости здоровья.

Самосохранение здоровья, мотивирует и дифференцирует характеристики структурирующих конструктов самооздоровления - самообнаружение, самопроявление, самоактуализацию, самоутверждение и самопрезентацию:

- в их взамосвязи в вертикалях периодов онотогенеза;

- в определении содержательных и уровневых характеристик взаимосвязи структурообразующих процессов своего здоровья и значимости в развитии «самоконструктов» санаций и аутосанаций;

- уровней самореализации до оптимального проявления потенциала «Я -здоровье» в социуме;

- установление значений, места, роли в разных ступенях, уровнях форм проявления самооздоровления в саморазвитии;

- определение уровня функциональной нагрузки процесса сохранения здоровья в целях общего развития организма, индивида и субъекта в онтогенезе.

В таких характеристиках заключаются условия и основания воспроизводства потребности в сохранении здоровья и достижения задаваемого - специальной системой целостности к готовности, более высокому для следующих этапов развития в онтогенезе, до реального «акме» - как оптимального проявления психофизиологического потенциала организма в саморегуляции саморазвития.

Самообразующий потенциал в ступенях поуровневой иерархии самореализации достижения самости здоровья. Самореализация достижения самости здоровья -процесс накопительства и действенности саморазвития, разных уровней и степени его проявления. От объективного (потребительского) взаимодействия микросоциума и своего Я - начального развития. Не фиксируемого во вне (окружающими), но уже

заложенного генной программой растущего организма - предполагающего самость здоровья в качестве объективно - субъективно задаваемого ему свойства. До разного характера и разного потенциала его осуществления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Самореализация самости здоровья обязательный компонент развития в онтогенезе для адекватного саморазвития и развития в целом в постоянно прогрессирующем изменении социума. Предполагает исследование накопления, интеграцию феноменов биологического, физического, социально, психического и профессионального, как необходимое условие своего воспроизводства так, как оно находится в обоюдной взаимообусловленности, как необходимость отношения между внутренним и внешним, индивидом и социум, между индивидом и его содержанием. Продуктивность здоровья реализуется в его самости и актуальной представительности себя среди других (адаптации своего развития). В осуществлении себя в социуме, а также субъективности - как полагающей самости и выводящая ее в систему отношений биологического, физиологического, социального и психологического. Так в большей степени реализуется социальный смысл самости здоровья и значимость в максимальной определенности реализации концепции «Я - здоровье» конкретного человека в многообразии его развития в онтогенезе.

В такой постановке проблема формирования конструктов акмеологизации самости здоровья выстраивается в процессе - самореализации, самовыражения, самопредставления, самопрезентации. Все они имеют разные уровневые характеристики в своем становлении онтогенеза, по разному связаны между собой и другими «само» конструкторами, образуя соответствующие энергетические поля и феномены интегрированной системы действия (деятельности). Обеспечивают реальные его уровни, характер самореализации и вектор направленности, объем, пространство и глубину сохранения здоровья.

Выстраивание содержания, норм, уровня формирования самости здоровья и его образующих конструктов, имеет значение в самоопределении и самоактуализации, связующих взамообусловленность саморазвития в самореализации, выступая как результативный и исходный моменты (Ю.Н. Казаков, О.В. Чернов, 2010).

Самоопределение в поддежании уровня здоровья дает основу оценке и способностей соотнесения целей, избранных средств самосохранения в ситуации фрустрации. Ожидание максимального эффекта готовности к фрустрациям формирует чувство уверенности в успехе и намерении действовать (Ю.Н. Казаков, А.С. Радушинский, 2011).

Самоактуализация в самости здоровья рассматривается автором как результат самосовершенствования, стремления к максимальной реализации возможностей и способностей по С.Л. Рубинштейну. По Маслоу - изначально заложенное в человеке стремление самосовершенствования является потребностью.

Самоактуализация как акцент готовности, потребности в сомосовершенствовании, как уровень саморазвития - обеспечивает возможность преодоления фрустраций и реализацию этого стремления, где возможность (субъективна, объективна, разная по степени) находится в разнохарактерной взаимообусловленности со способностями, потребностями, необходимостью реализации. По разному выступающими на разных ступенях развития и возрастных этапах онтогенеза в разных ситуациях развития индивида.

Самоактуализация самости здоровья выступает и как пусковой механизм развертывания самореализации, результат которой и становление, и рост, и развитие через концепцию «Я - здоровый»: здоровье для себя, в себе, по отношению к другим. Оно формирует стремление в сохранении здоровья: знаю, хочу, могу, действую. Самоактуализация детерминирована внутренними условиями развития,

необходимыми в периоде реализации будущего в настоящее с новым будущим -активная фаза саморазвития на основе потенциала самосохранения здоровья.

Энергетическая сущность самости развертывается в становлении «Я - здоровье» для себя, в себе, по отношению к другим. «Я» входит в пространство других, «возмущая» его своей действенностью, полагающей оценку ее и самооценку в ней -как условие осуществления развития «Я - индивида» и его всеобщности, а поэтому в качестве реального индивида. Он делает себя всеобщим и коллективным существом (по Марксу). А его субстанциональная, присущая человеку свободная энергия (по Бердяеву) реализуется индивидом для его «Я» в самостроительстве (по Ю.П. Зинченко).

В целом самость здоровья - специфическое свойство человека, заложенное в субстанциональную, структурно - содержательную и функциональную сущность его как особой системной целостностью, некой определенности составляющих уровня здоровья индивида. Выступает не только основанием развертывания человеческого «Я» (дифференциальной сложности и уровневых характеристик) в онтогенезе (сохраняющего особые интегративные качества здоровья личности), но и основание самоорганизации системной целостности - «человек и его здоровье» в его индивидуальном осуществлении и его развитие.

Акмеологичность здоровья воспроизводится в самости здоровья индивида и реализуется в «Я - концепции - мое здоровье». Во взаимодействии и взаимообусловленности с другими компонентами, образующими системность организма человека, в которой самость здоровья выступает основанием формирования всех «самоконструктов» поддерживающих и совершенствующих психокинез (самоотношение, самоопределение к внутренней среде), развитие индивидуальности в онтогенезе на основе саморазвития и самореализации - выступающих содержанием акмеологического развития. Энергетические свойства самости здоровья становятся основанием, условием и движущим фактором в развитии индивида, его «Я», условием его самосохранения и воспроизводства здоровья.

Акмеологичность феномена самости и безопасности здоровья выражается в потребности воспроизводства и поддержания гомеостаза внутренней среды организма. В самореализации достижений «акме» самости здоровья на основе суммирования потенциала субъектно-объектных возможностей, что обуславливает:

- интеграцию феноменов биологического, физического, социального, психического и профессионального;

- продуктивность здоровья в самости этих феноменов;

- формирование акмеологизации самовосприятия тела и состояния здоровья в освоении жизненного пространства;

- формирование ожидаемого эффекта готовности, потенциала возможностей самоактуализации как амплитуда готовности - пусковой механизм повышения уровня самореализации на основе энергетического саморазвития.

Литература

1. Meyer I.A. //News Lexicon, 1963.

2. Мухина В.С. Проблемы генезиса личности. - М., 1985.

3. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. - М., 1999.

4. Черносвитов Е.В. Социальная медицина. - М.: Владос, 2000.

5. Вейн А.М. Панические атаки. - М, 1996.

6. Деркач А.А, Сайко Э.В. Самореализация - основание акмеологического развития. - М.:МПСМ; Воронеж: МОДЭК, 2010.

7. Казаков Ю.Н. Психическое здоровье - основополагающая целостность личности. -М.:2005.

8. Казаков Ю.Н. Социальная инфраструктура обеспечения здоровья. - М. 2005. © Казаков Ю.Н., 2011

Казаков Ю.Н.

Протопопов А.М.

РОЛЬ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ (СЛУЖБЫ ПЕРСОНАЛА)

В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ЗДОРОВЬЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОФИЦИАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДИЛЕРОВ

Kazakov Y.N.

Protopopov AM

SIGNIFICATION OF HUMAN RESOURCES

DEPARTMENT IN THE INTEGRATION PROCESSES OF AKMEOLOGICAL TECHNOLOGY OF SAFETIES PROFESSIONAL HEALTH IN THE WORK WITH SAILS AND SERVICE SUBDIVISIONS MANAGERS OF AUTO DEALERS

В статье рассматриваются особенности внедрения акмеологических технологий безопасности профессионального психологического здоровья руководителями и специалистами кадровых служб автомобильного дилера.

Ключевые слова: акмеология безопасности профессионального психологического здоровья, руководитель низшего звена, руководитель среднего звена, руководитель высшего звена.

In article it is considered features of introduction akmeological technology of safeties professional psychological health in the work of humane recurs managers auto dealers.

Keywords: akmeology of safeties professional psychological health, line manager (supervisor), middle manager, top manager.

На предприятии автомобильного дилера все подразделения работают на конечный результат - качественное обслуживание и ремонт автомобилей, в первую очередь, продаваемых этим же предприятием. Руководитель каждого подразделения выполняет свой объем работы:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.