Научная статья на тему 'Медико-акмеологическая интеграция самости личности: самооздоровление и обеспечение служебной деятельности в условиях фрустрирующих ситуаций'

Медико-акмеологическая интеграция самости личности: самооздоровление и обеспечение служебной деятельности в условиях фрустрирующих ситуаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Развитие личности
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САМОСТЬ ЛИЧНОСТИ / SELF IDENTITY / SELF-HEALING / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / REHABILITATION / AUTOSANATION / AVAILABILITY / СТРЕСС / STRESS / ФРУСТРАЦИЯ / FRUSTRATION / СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / PERSONAL SERVICE ACTIVITIES / САМООЗДОРОВЛЕНИЕ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казаков Юрий Николаевич

Рассматриваются детерминанты продуктивной идентичности в субъективной профилактике стрессов и фрустрирующих ситуаций личности; принципы и сущность технологий медикоакмеологического сопровождения (МАС) профилактики фрустрирующих состояний личности; структура технологий самооздоровления в обеспечении профилактики личности к фрустрирующим ситуациям; медико-акмеологическое обеспечение санаций и аутосанаций стрессоустойчивости личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Medico-acmeological integration of personal selfidentity: self-healing and enforcement of work-related performance in frustrating situations

We consider the determinants of productive identity in readiness for the subjective stress and frustrating situations of the individual; the principles and the essence of technology of medical-andacmeologic maintenance of readiness to frustrating situations of the individual. The author of the article describes the structure of self-healing technologies to ensure the readiness of the individual to frustrating situations and medical-and-acmeologic provision of sanations and autosanations of the stress resistance of the personality.

Текст научной работы на тему «Медико-акмеологическая интеграция самости личности: самооздоровление и обеспечение служебной деятельности в условиях фрустрирующих ситуаций»

Юрий Казаков

МЕДИКО-АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ САМОСТИ ЛИЧНОСТИ: САМООЗДОРОВЛЕНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ФРУСТРИРУЮЩИХ СИТУАЦИЙ

Аннотация. Рассматриваются детерминанты продуктивной идентичности в субъективной профилактике стрессов и фрустрирую-щих ситуаций личности; принципы и сущность технологий медико-акмеологического сопровождения (МАС) профилактики фрустрирую-щих состояний личности; структура технологий самооздоровления в обеспечении профилактики личности к фрустрирующим ситуациям; медико-акмеологическое обеспечение санаций и аутосанаций стрессоу-стойчивости личности.

Ключевые слова: самость личности, самооздоровление, интеграция, стресс, стрессоустойчивость, фрустрация, служебная деятельность личности.

Abstract. We consider the determinants of productive identity in readiness for the subjective stress and frustrating situations of the individual; the principles and the essence of technology of medical-and-acmeologic maintenance of readiness to frustrating situations of the individual. The author of the article describes the structure of self-healing technologies to ensure the readiness of the individual to frustrating situations and medical-and-acmeologic provision of sanations and autosanations of the stress resistance of the personality.

Keywords: self identity, self-healing, integration, rehabilitation, autosanation, availability, stress, frustration, personal service activities.

Сущность субъекта

1. Детерминанты продуктивной идентичности в субъективной профилактике стрессов и фрустрирующих состояний

В социально-психологическом понимании «субъект есть то, с кем и чем он себя идентифицирует, как переживает кризисы» [1, с. 74], однако не только в проблематике сохранения человечества, но и возможностей самооздоровления в условиях преодоления стрессовых и фрустрирующих ситуаций. Идентичность формирует индивидуальность достижения самости (самосознание, самобытность, субъективность Я-кон-цепции) посредством самоидентичности, проявляе-

142

№ 2 - 2011

Структурная модель личности

Профилактика деструктивных действий

мой в личностном (внутренней позиции) и социальном (внешнем) поведении.

Это подтверждает аутентичность (Б. Д. Карвасар-ский), проявляющаяся только у данной личности мыслями, эмоциями и поведением, на основе переживаемого опыта. На самоидентичности строятся тренинги и гештальт-терапия в формировании своих особенностей построения жизни [2]. Внимание привлекает психодинамическая концепция Я-идентичности [3, с. 35], интегрирующая психоанализ, групповую психосоматику ауто-санаций самооздоровления рамками психокоррекции в медико-акмеологическом сопровождении (МАС).

Определив понятие бессознательного и инстинктов в модели структур психики согласно З. Фрейду (Я, Оно, Сверх-Я), Г. Аммон предложил Я-структурную модель личности как генетически функциональную иерархию систем первичных (морфофизиологических), вторичных (осознаваемых) и центральных (структур-но-ка чест вен ных признаков потенциала бессознательного) Я-функций.

Первичные Я-функции охватывают все биологические (побудительные системы) и нейрофизиологические области ЦНС, вегетативную НС, функции органов чувств. Вторичные определяют поведение, способности, навыки, переживания человека на осознаваемом уровне. Ядро личности образуют зафиксированные в бессознательном центральные Я-функции, представляющие собой набор конструктов, содержательно используемых нами в понимании: внешнее Я-отграничение как автономия с гибкой границей Я, внутреннее Я-отграничение - гибкая граница осознаваемого Я и неосознаваемых побуждений, нарциссизм - целостное позитивное самопринятие. Ведущее значение в них имеет Я-функция идентичности - центральная сила Я, динамизирующая побудительные силы развития, интегрирующая и объединяющая все Я-функции в единое целое - самость. Поэтому, побуждая бессознательное, идентичность, Я-функции в групповых и индивидуальных тренингах, мы воздействуем на единое целое, элементы которого динамически, качественно и структурно связаны между собой на основе совместного с тренером поиска и постоянного развития психологических элементов аутосанаций профилактики фрустрирующих ситуаций.

Профилактика формируется на почве суммарного опыта освоенных с начала жизни и находящихся в постоянном динамическом движении групповых отношений в выполнении определенных социально-профес-

№ 2 - 2011

Работа

с самоидентичностью и самооздоровлением

Становление

конструктивных

санаций

сиональных задач. Причем решающее значение в формировании профилактики стрессов нами придается характеру обмена профессиональной энергетикой в групповом взаимодействии социально-психоло ги че ско-го пространства личности и навыкам межличностного взаимодействия в профессиональном поле выполнения задач. Такие действия носят конструктивный характер. Если имеют место проявления деструктивных действий, то необходима оценка дезинтегрированности процессов готовности к фрустрациям, порождаемых функциональным интрапсихическим дефицитом аутосанаций (на уровне интериоризации), препятствующим необходимой дифференциации психических функций и формированию профессиональных навыков. Поэтому центральные Я-функции (как важнейшие интрапсихиче-ские образования профессионально-психической адаптации к стрессам) могут быть сформированы в специальных тренингах аутосанаций профилактики к фрустрациям на основе качественных составляющих центральных функций, базирующейся на интеграции конструктивности, деструктивности и дефицитности в самоидентичности и самооздоровлении.

При этом самоидентичность и самооздоровление в тренинге должны строиться на основе знаний устойчивости психического здоровья, процесса динамического развития Я-идентичности на основе продуктивности интеграций первичных, центральных и вторичных структур Я-функций, со способностью формировать и сохранять санации и аутосанации своего здоровья.

В прикладном аспекте к тренингам устойчивости здоровья и аутсанаций профилактики фрустраций это означает, что человек бессознательно формирует вокруг себя социально-психологическое здоровьесберегающее поле, реализуя свою самоидентичность. Психолог, формируя аутосанации профилактики к фрустрациям, использует эти возможности в усилении побуждения стрессоустойчивости, активизации внутренних ресурсов, создавая конструктивно-психологическую самоидентичность устойчивости к стрессорам.

Такой подход может использоваться в становлении конструктивных санаций и аутосанаций стрессоу-стойчивости в профессионализме многих специальностей, связанных с риском для здоровья и упреждением фрустрирующих состояний и стрессов при выполнении экстремальных задач. Разрабатываемые на этой основе технологии продуктивности в интеграции устойчивости физического, социального, психического и профессио-

144

№ 2 - 2011

Психолого-акмеологическая основа техник

Структурированность

Целенаправленность

нального здоровья в образовательном пространстве позволяют более эффективно проводить соответствующие тренинги самоидентификации к экстремальным ситуациям посредством организационных задач построения программ психологического сопровождения ауто-санаций профилактики профессиональных стрессов.

На современном этапе знаний самоидентичности осуществляется МАС, являющееся основным условием выполнения профессиональных задач во фрустрирую-щих ситуациях личности, которое интегрирует средства и ресурсы поддержания у профессионала санаций психологической устойчивости, аутосанаций профилактики и самооздоровительных способностей мобилизации физического, социального, профессионального и психического здоровья при выполнении задач в повседневности и в экстремальных ситуациях. По сути, осуществляется системность в формировании организационного учета медико-акмеологических возможностей интегра-тивной субъективности всех участников процесса в экстремальности (врачей, акмеологов, психологов). Это потребовало формирования технологий МАС в программах санаций (оздоровления) и аутосанаций (самооздоровления личности), имеющих интегративно-субъективный характер и разные уровни организационных и технологических решений в системе стрессоу-стойчивости личности.

2. Принципы и сущность технологий медико-акмеологического сопровождения (МАС) в профилактике фрустрирующих состояний личности

Технологии МАС строятся автором на психолого-акмеологической основе в единстве формирования знаний и принципов построения игротехник [4, с. 41-43] и программ санации.

Принцип структурированности и содержательности в продуктивности и интеграции целостности (самости) здоровья, требующего внутреннего единства структурных феноменов биологического, физического, социального, психического и профессионального1.

Другой принцип - целенаправленность системы МАС, по которому весь процесс ориентирован на достижение целей формирования стрессоустойчиво-

1 Их место в преобразующих программах стрессоустойчиво-сти в сферах сознания, морали и воли позволяет представлять саму технологию устойчивости здоровья и целостность системы мероприятий, объединенных общим смыслом формирования готовности к фрустрирующим ситуациям.

№ 2 - 2011

Завершенность формирования устойчивости

Оптимальность

Гибкость

Построение

санирующих

алгоритмов

Необходимость согласованности всех систем

сти. Отклонения от этого процесса ведут к рассогласованию сил и средств, к снижению уровня достижения результатов устойчивости биологического, физического, социального, профессионального и психического здоровья.

Важен и принцип завершенности формирования устойчивости здоровья, который определяет сумму структурных элементов устойчивости, новообразуе-мое, самодостаточное, технологическое субъективное пространство, обеспечивающее его постоянное функционирование в реализации здравого смысла здоровье сбережения от цели профилактики к фрустрирующим ситуациям до достижения уровней стрессоустойчиво-сти на основе продуктивности всего потенциала самости здоровья.

В свою очередь, принцип оптимальности позволяет выбрать структуры технологического процесса и содержание саналогических программ с учетом реальных затрат энергетических сил и средств, соответствия психофизиологическим нормам каждого организма.

Принцип гибкости, предполагающий доступность возможностей своей актуализации, учитывает динамичность экстремальных ситуаций и быструю их сменяемость, которые влияют на изменения психики в реальных фрустрирующих ситуациях. На этом и строится общая технологическая последовательность МАС.

Основным принципом построения самих санирующих алгоритмов является интеграция адекватности технологий. Они включают процедуры поэтапного и многоуровневого процесса формирования стрессоустойчивости, процедуры формирования посредством тренингов паттернов поведения, направленных на достижение профилактики личности или группы к фрустрирующим состояниям. Через санирующие программы, организационные и тренинго-вые процедуры интегрируются их осознания. При этом чем субъективней проявляется тенденция возрастания объема и сложности задач в области МАС личности, тем необходимее их поэтапное решение в тренингах (по отдельным элементам) в соответствии с интегративностью их во внутренней позиции личностного развития к функционированию в экстремальных ситуациях.

Необходимо учитывать, что технологии МАС должны обеспечивать согласованность всех соответствующих систем организма и программ коррекции,

146

№ 2 - 2011

Приоритет санапсихологиче-ских технологий

Стрессоустойчивость и изменчивость

включая организационный компонент формирования профилактики2.

Многообразие ситуаций имеет характерные особенности в профилактике фрустраций, они должны: а) учитывать способности интегрировать конкретно складывающиеся условия фрустрирующих ситуаций (совокупность взаимосвязанных факторов, влияющих на субъективное состояние личности в экстремальных случаях); б) предусматривать решение задач МАС на базе использования возможностей ряда видов деятельности: информа-ци он но-воспитательной, психологической, про фес сио-нально-социальной, культурно-досуговой работы, защиты личности от информационно-психологического воздействия стрессоров; в) предполагать применение сил и средств, имеющихся в распоряжении всех без исключения органов и структур в формировании стрессоустойчи-вости (лидер, руководитель, команда исполнения, группа, органы управления); г) учитывать приоритет субъективного фактора, заметно проявляющегося на этапах конструирования и реализации санационно-технологи-ческого процесса; д) ориентировать на активизацию волевой сферы, интеграцию и мобилизацию ресурсов субъективного фактора в решении учебных и профессиональных задач стрессоустойчивости.

Приоритет санапсихологических технологий состоит в опыте организации и проведения аутопсихологиче-ской работы по укреплению состояния стрессоустойчиво-сти специалиста на основе интеграции продуктивности потенциала их биологического, физического, социального, психического и профессионального здоровья.

Однако в сфере медико-акмеологических технологий стрессоустойчивости процесс может быть и устойчивым, и изменчивым. Содержание технологии зависит от многих факторов: времени, отводимого на подготовку в выполнении поставленной задачи, уровня имеющейся психологической подготовленности, наличия соответствующих сил и средств. При этом технологии формирования профилактики не уклады-

2 Необходимо оптимизировать содержание работы по достижению целевого результата интегративного воздействия на чувства, волю личности. При этом особо обстоит дело с технологиями, связанными с системой отношений в экстремальной ситуации, с формированием состояний личности, совершенствованием профессионального мастерства в выполнении задач. Они основаны на изменениях уровня психологического состояния всей команды (группы) в период, ограниченный пределами подготовки и выполнения поставленной конкретной задачи в экстремальной ситуации.

№ 2 - 2011

Структурные уровни сопровождения

Общие варианты санапсихологиче-ского подхода

ваются в виде установленных схем, а являются интегрированными алгоритмами в динамичном и специфическом процессе организационной и санировано-тренерской работы в выработке интегративной субъективности стрессоустойчивости.

Для каждой фрустрирующей ситуации она является результатом многообразной работы по определению и реализации путей и способов достижения требуемого состояния стрессоустойчивости, составляющей готовность качеств физического, социального, профессионального и психического здоровья личности к фрустри-рующим и экстремальным ситуациям. Это предполагает необходимость интегративности и продуктивности вырабатываемых связей с прошлым опытом и с теми санапсихологическими решениями, которые диктуются требованиями экстремальности ситуаций.

МАС представляет собой интегративный процесс, включающий ряд составляющих и сфер деятельности, предполагающих комплексную работу всех звеньев санапсихологического управления как функциональной системы взаимодействия ее различных слагаемых, где все процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Методология эффективности применения МАС заключается в авторском выделении структурных уровней сопровождения: макроуровень - характерный для технологии МАС в формировании: «макроакме» безопасности здоровья личности в структурах вторично осознаваемых стандартов здорового образа жизни; мезо-уровень - характерный для каждого из компонентов МАС для формирования «мезоакме» безопасности здоровья личности в формировании структурно-функциональных качеств продуктивного потенциала «акме» здоровой личности; микроуровень - характерный для отдельных мероприятий МАС в области формирования «микроакме» безопасности здоровья личности в системе первичных (морфопсихологических) типов и функций организма в стрессоустойчивости. На каждом из этих уровней могут быть инвариантными, обусловленными различными параметрами экстремальной ситуации профилактики фрустрирующих состояний.

Общими элементами различных вариантов и санапсихологических подходов, системообразующих концепцию всего комплекса технологий МАС, являются элементы организации, руководства, контроля в интересах объединения и согласования всех видов деятельности по формированию профилактики к фрустрациям. Каждый из элементов выполняет свою роль с учетом

148

№ 2 - 2011

Уровни технологий

специфики технологий стрессоустойчивости в интегра-тивной субъективности личности.

Организационная схема МАС позволяет достичь интеграции технической последовательности мероприятий, взаимосвязанности и взаимозависимости от технологических процессов, осуществляемых на различных этапах и уровнях макро-, мезо- и микроакме безопасности здоровья в обеспечении стрессоустойчи-вости личности, сформировать алгоритмы санапсихо-логических программ, составляющих внешнюю и внутреннюю упорядоченность технологий стрессоу-стойчивости. Она обеспечивает согласованность, взаимодействие относительно автономных составляющих психики и, в конечном итоге, включает весь технологический процесс санаций, аутосанаций в рефлексии интеракций к стрессорам. Управление этим процессом составляет сознательное, целенаправленное применение в воздействии технологий МАС в соответствии с принципами их организации и функционирования, обеспечивающих непрерывность и последовательность технологического процесса научения стрессоустойчивости, его ориентацию на достижение поставленной цели формирования устойчивости к фрустрирующим ситуациям с учетом возможных изменений в экстремальности условий профессиональной деятельности. Контроль и самоконтроль являются необходимым условием оценки эффективности применяемых технологий, полноты их реализации, базой для осуществления корректирующего и интегрирующего воздействия на нее.

В применении санапсихологических программ надо учитывать наличие уровней технологий МАС: а) уровень общих технологий (технологии осознания задач; самооценка физического, социального, психического и профессионального здоровья; б) уровень конкретных технологий (то есть совокупность приемов, способов, методик, применяемых для решения конкретной сана-психологической задачи формирования стрессоустой-чивости в конкретных экстремальных условиях) наиболее инвариабелен.

3. Структура технологий самооздоровления в обеспечении профилактики самости личности во фрустрирующих ситуациях

Системообразующие МАС включает комплекс мероприятий, интегри-элементы рованных по целям, задачам, последовательности раз-

технологий

вития стрессоустойчивости, привлекаемым ресурсам,

№ 2 - 2011

основанных на интеграции взаимоотношений в дея-тельностном пространстве субъекта и технологий (способов, приемов, методов) психолого-акмеологических программ коррекции устойчивости здоровья личности на основе навыков самооздоровления.

Успешное применение программ МАС связано со следствием целеполагания. Системообразующим элементом технологий МАС выступает цель3 как сознательно представляемый запланированный результат деятельности в экстремальной ситуации. Процесс целе-образования внутренней позиции стрессоустойчивости не осуществляется механически. Это активный процесс, который зависит от умений, знаний, способностей соответствующих специалистов (госслужащих, спасателей, управленцев, оперативных сотрудников), а также от условий фрустрирующей ситуации4.

Многообразие целей По своему содержанию цели МАС многообразны. По шкале времени их можно рассматривать как конечные, перспективные, промежуточные, ближайшие, долгосрочные, краткосрочные. По степени важности выделяют цели главные, основные, второстепенные. По признаку общности цели могут быть общие и отдельные, целые и частные.

Согласование целей Способом координации целей выступает программа МАС. В ней воплощается согласование целей отдельных видов деятельности с конечными и общими целями. На практике главные цели определяются вышестоящими инстанциями управления в подготовке к экстремальным ситуациям. В любом случае цель МАС есть идеальное предвосхищение результата деятельности воспитательных и иных органов стрессоустойчивого управления. Наиболее желательна реализация идеальной модели стрессоустойчивой установки - аутоса-наций. Вместе с тем в каждой конкретной ситуации

3 Цель направляет деятельность, корректирует ее ход. Четкость определенности цели дает возможность выстраивать интеграцию технологий МАС. Именно она обусловливает упорядоченность элементов структуры МАС в формировании субъективного пространства стрессоустойчивости.

4 Понятие цели МАС зарождается на основе осмысления всего комплекса вопросов, относящихся к характеристике состояния устойчивости здоровья личности и ее деятельности в выполнении задач стрессоустойчивости. Определить цели - реальность прогнозирования такого результата формирования аутосанаций стрессоустойчивости, который способствует осознанию педагогических, акмеологических, психологических, социально-правовых условий, необходимых для выполнения конкретной задачи в условиях фрустраций.

150

№ 2 - 2011

Функции МАС

Задачи

практической

деятельности

важно определять цель таким образом, чтобы она была реально формируема5.

Функции МАС осуществляются через ряд взаимосвязанных, объединенных общей целевой установкой видов деятельности, являющихся одновременно и компонентами структур формирующихся аутосанаций. Но цели деятельности по психологическому обеспечению многофункциональны. Их достижение возможно лишь при условии своеобразного синтеза этих видов деятельности. Каждая из них играет собственную, относительно самостоятельную роль, присущую своей специфической технологии, но в тоже время все они подчинены общей технологии (как части целого), направленной на достижение конечного результата.

В практической деятельности органов спасателей, пожарников и других спецподразделений цели МАС реализуются путем решения ряда задач, составляющих содержание этих целей.

Задачи, требующие своего решения для достижения цели, и необходимые действия в данном целевом направлении и представляют собой технологию МАС. Задачи многообразны. Это объясняется, прежде всего, тем, что они затрагивают все без исключения стороны жизни и деятельности специалиста.

Определение задач требует учета того, что они (как и цели) могут различаться по степени значимости. Среди них можно выделить наиболее существенные, основные, главные. Например, в качестве главной в системе МАС может выступать задача формирования высокого психолого-акмеологического состояния и управленцев и спасателей. На нынешнем этапе высокую значимость приобретает задача пси хо ло го-акме оло ги че ско го обеспечения проводимых мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения6.

5 Степень сформированности идеальной цели по мере осуществления технологического процесса МАС отражает уровень психолого-акмеологической готовности специалистов к выполнению стоящей задачи. Она определяется наличием соответствующих возможностей и условий ее реализации.

6 Важно иметь ввиду, что главные задачи МАС исторически устойчивы. Одни из них определяют его содержание на весь период существования служб спасения, другие - на более или менее длительный промежуток времени. Но есть и задачи, характерные лишь для конкретных условий. К примеру, боевые действия в Афганистане, Таджикистане и Чечне показали исключительно важное значение такой задачи, как оказание помощи военнослужащим в преодолении психотравмирующих воздействий боевой обстановки. В мирных условиях эта задача

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ 2 - 2011

Могут быть и более кратковременные задачи. Например, медико-акмелогическое обеспечение тактического обучения, мониторинг безопасности. Нужно иметь ввиду, что в определенных условиях те или иные задачи могут выдвигаться в разряд главных. С точки зрения технологии, задачи МАС следует различать по признаку их сложности: чем они сложнее, тем более необходим комплексный подход к их решению. Одним из проявлений такого подхода является выделение четко выраженных направлений в работе по выполнению задач формирования аутосанаций стрессоустойчивости. Решение каждой из этих задач и всех вместе представляет собой конечную цель комплекса мер МАС, предпринимаемых органами, штабами и службами управления безопасностью жизнедеятельности7.

К примеру, МАС деятельности спасательных команд представляет собой процесс непрерывного движения к намеченной цели в психологической сфере. При этом на каждом из направлений или на всей их совокупности будут решаться определенные промежуточные задачи, характеризующие степень достижения общего замысла стрессоустойчивости. Содержание Определяющей стороной МАС является его содер-

деятельности МАС жание. Оно представляет совокупность основополагающих идей и практических действий, на базе которых достигаются цели МАС деятельности спасателей. Содержание в решающей мере обусловлено природой и назначением спасательных служб, существующих для выполнения задач в соответствии с международными обязательствами безопасности населения в экстремальных ситуациях8. Главное - определить содержание МАС. Это значит, прежде всего, четко осознать круг идей, которые предстоит материализовать в реально про-

рассматривается лишь в плане перспективы развития служб безопасности.

7 Каждый из компонентов МАС, решая свою функциональную задачу, одновременно может активно участвовать в решении задач, функционально присущих другим компонентам. Например, реабилитационная работа в экстремальных ситуациях наряду с организацией реабилитации пострадавших преследует цель самосохранения спасателей (снятие отрицательных эмоциональных состояний; формирование устойчивости самих спасателей к психическим травмам).

8 В технологическом отношении оно непосредственно зависит от конкретных условий жизни и деятельности, характера решаемых в данное время задач, уровня профессиональной подготовки и практического опыта спасателей и должностных лиц, функционально ориентированных на реализацию планов МАС.

152

№ 2 - 2011

являемые качества и поведение спасателей при выполнении поставленных задач. Сами эти идеи можно классифицировать по признаку времени их действия. Среди них есть такие, которые определяют ядро, сущность, направленность содержания МАС. К их числу относятся, например, идеи спасения людей, патриотизм9.

Объем аутосанаций В ходе выполнения тех или иных задач все алгорит-

мы направлений МАС в рамках технологического процесса действуют и развиваются одновременно. Каждый из них выполняет присущую ему социальную роль и своими специфическими методами решает определенную часть общей задачи стрессоустойчивости. Важно каждый раз уметь установить тот объем аутосанаций активизации каждого из направлений стрессоустой-чивости, реализация которого будет необходимым и достаточным условием включения интеграции элементов физического, социального, профессионального и психического здоровья.

При этом в достижении самости медико-акмеологи-ческим обеспечением необходимо включать ту часть возможностей его направлений, которая наиболее оптимально соответствует экстремальным условиям обстановки и выполняемой задаче. В результате появляется новое качественное образование, характеризующее содержательную сторону МАС.

При определении содержания МАС следует иметь ввиду, что оно формируется с учетом взаимодействия со всеми другими видами деятельности спасателей. В содержании МАС соединяются возможности как воспитательной, так и организаторской деятельности спасателей, воспитательных и других управленческих навыков. Взятые вместе, взаимно дополняя и обогащая друг друга, они выражают главное в содержании МАС.

Содержание санаций Определить содержание санаций и аутосанаций -

и аутосанаций значит уяснить всю совокупность практических действий, направленных на достижение целей и решение задач в области медико-акмеологического состояния стрессоустойчивости спасателя. К примеру, в экстремальной обстановке эта совокупность может включать: проведение мероприятий по поддержанию психолого-акмеологического настроения и стрессоустойчивости спасателей; организацию медико-пси хо ло ги че ской подготовки и самопомощи в целях снижения действия

9 В современных условиях содержание МАС наполняется новыми идеями соответственно нынешнему этапу обеспечения безопасности жизнедеятельности людей.

№ 2 - 2011

Экстремальные ситуации требуют специальных технологий

Самооздоровление

Психологические установки на отношение к здоровью

психотравмирущих факторов; действия по упреждению психологической паники; мероприятия по обеспечению дисциплины, организованности, сплоченности коллектива спасателей в выполнении профессиональных задач; воздействие на социально-политическую обстановку в районе стихийных или других бедствий; организацию реабилитации психологических деформаций спасателей.

В алгоритмы совокупности практических действий входит также управление процессом МАС10.

Технология МАС может изменяться в зависимости от конкретной экстремальной ситуации (даже при выполнении одних и тех же задач). В каждом конкретном случае количество элементов, этапов, составляющих технологическую схему МАС, их характер и логическая последовательность могут быть различными. Иногда мелкие фрагменты передачи результатов от одного действия к другому в рамках технологии могут быть исключены или заменены более крупными связующими пунктами.

По содержанию МАС самооздоровления и ее технологии представляют динамичные процессы, которые постоянно совершенствуются на базе углубления научных знаний (медицины, акмеологии, психологии и биологии). Совершенствуются и становятся более эффективными схемы совокупных действий. В технологиях основная роль принадлежит формам и методам. Формы - это способы выражения содержания; методы - способы достижения цели.

Объект, на который воздействуют технологии ауто-санаций, особый: это структуры психики и психолого-акмеологическое состояние спасателя, управленца или оператора, которые должны быть готовы к работе во фрустрирующих условиях. Формы и способы действий таких специалистов раз но об раз ны, поскольку объекты воздействия и условия экстремальности, в которых выполняется работа, непредсказуемы.

МАС санаций и аутосанаций - это система мероприятий, направленных на формирование у профессионала готовности к выполнению профессиональных задач в

10 Оно включает определенные технологические операции: принятие решения об организации МАС, планирование, постановка задач подчиненным органам, осуществление анализа хода и эффективности МАС, внесение изменений в ее систему в соответствии с изменением экстремальной обстановки, анализ результатов и определение задач на новый этап работы.

154

№ 2 - 2011

экстремальной обстановке и психологических установок и деятельности по поддержанию психологической устойчивости. Последовательность мер такова: сначала «внедряют» методы работы в сопровождении (лекции, доклады, семинары, собеседование, деловые игры, конференции, навыки медико-психологической помощи и медико-психологической реабилитации).

Каждому из алгоритмов схемы свойственны специфические формы и методы работы. Так, например, информационный и медико-педагогический алгоритм включает специальные, общественные и государственные аспекты безопасности. В психологической работе используются методы психодиагностики (тестирование, индивидуальное собеседование, наблюдение), а также психопрофилактики, консультирования и коррекции. В рекреационной работе важное место занимают меры по организации режима бодрствования и отдыха, физических и спортивных мероприятий.

Беседа Конечно, есть методы, которые используются в

любой обстановке. Такова беседа. Она используется на всех уровнях психолого-акмеологического сопровождения санаций и аутосанаций, дополняясь убеждением и поощрением.

Убеждение Метод убеждения позволяет влиять и на сознание, и

на волю, и на поведение. С его помощью можно добиться того, чтобы обучаемые более глубоко поняли не только особенности профессионального поведения в экстремальных условиях, но и роль аутосанаций в поддержании психологической устойчивости профессионала, его постоянной готовности к выполнению задач.

Особое значение имеет метод примера наставника-профессионала (воздействуя на сознание, чувства, волю обучаемых, наставник побуждает их к подражанию). Убеждение примером дополняет убеждение словом. Дополняет схему метод поощрения как моби-лизатор активности.

Индивидуальный подход к различным категориям обучаемых требует использования всего арсенала форм и методов МАС, которые едины в своей основе. Все они призваны помочь обучаемым осознать и определить свое место в выполнении профессиональных задач во фрустрирующих условиях11.

11 Формы и методы являются наиболее подвижными элементами в области технологии МАС. Умение управлять психикой и состоянием управленцев или спасателей заключается в прогнозировании и умении выявлять и применять именно те формы и

№ 2 - 2011

Система условий, обеспечивающих поддержание мотивов

Значение научной информации

Важность комплексного подхода к организации условий

Главным компонентом схемы является цель МАС, которая достигается с помощью средств и ресурсов. К примеру, средства - это система вещественных предметов МЧС, используемая в целях психологической подготовки безопасности населения и состояния личного состава спасателей, мобилизации их физических и психических сил на преодоление чрезвычайной ситуации. Каждое средство обладает конкретными, лишь ему присущими функциями. Широко используются средства массовой информации и дистанционного воздействия (теле- и радиовещание; центральная и местная печать; технические средства информации; стационарные и подвижные средства оповещения ГО). К средствам относятся также склады и ремонтные мастерские, технические средства управления в обеспечении безопасности людей.

Важную роль в профилактике работы специалистов и в формировании их психологических качеств играет учебная и научная литература. В качестве средств МАС выступают также профессиональные традиции, ритуалы посвящения в профессию и т.п. Незаменимым средством воздействия на обучаемых являются организационные формы МАС. Часто эти формы выступают и как средства12.

От правильного выбора средств во многом зависит действенность алгоритмов той или иной формы МАС. Однако при выборе средств достижения поставленных целей важно соблюдать определенные требования, выступающие в качестве методологических основ применения средств МАС. Во-первых, средства должны применяться комплексно. В своем разнообразии, дополняя друг друга, взаимодействуя между собой, они объединяются общей целевой установкой и вместе решают общую задачу подготовленности к фрустрациям. При таком использовании средств возрастает сила их воздействия. Во-вторых, необходимо соблюдать требование целесообразности: а) в каждом случае необходимо выбирать те средства, которые наиболее целесообразны в данной ситуации и при наи-

методы работы, которые соответствуют конкретным экстремальным условиям и способны дать наибольший эффект устойчивости аутосанаций при развитии фрустрирующего состояния личности.

12 Например, социально-психологическая работа является одной из организационных форм и, в тоже время, средством воздействия на морально-психологическое состояние спасателя. Такое взаимопроникновение форм и средств интегрировано, с помощью чего и достигаются цели психологического характера.

156

№ 2 - 2011

Значение адекватно

построенных

программ

Значение медико-акмеологических технологий

меньших затратах сил дают максимальный эффект; б) каждое средство должно использоваться по своему предназначению.

В методологии реализации МАС элементом выполнения технологий является соответствующие программы обучения. Медики и педагоги выступают в качестве субъектов, включенных в технологические процессы формирования медико-психолого-акмеологического свойства аутосанаций. Они выполняют функции источников технологических ресурсов в научении готовности к стрессам. В их компетенции находятся вопросы проектирования и конструирования алгоритмов МАС в формировании аутосанаций, их внедрения в программы обучения, своевременной корректировки при изменении условий. К организаторам и педагогам предъявляются высокие требования профессионализма, поскольку они формируют социально-психологическое поле в структурах межличностного взаимодействия людей в экстремальных условиях.

Однако главным в системе МАС остаются эффективно применяемые медико-акмеологическихе технологии формирования аутоснанаций к фрустрирующим ситуациям. Реализация технологий предполагает соответствующую теоретическую и профессиональную подготовленность, а также практический опыт работы с обучаемыми. Технологии строятся на индивидуальном стиле работы. Предметом их деятельности являются аутосанации поддержания свойств личности в технологическом процессе выполнения задач в экстремальных ситуациях. Учитывается то, что в технологическом пространстве МАС находятся субъекты разных должностных уровней и различной квалифика-ции13. Практически - это одновременно реализуемые мероприятия и теоретического, и практического направлений научения.

Специфика состоит в том, что технологии реализуются в психологической сфере и направлены на

13 Технологии строятся на том, что ни одна общая для всех задача не должна сковывать инициативу и способности каждого конкретного участника профессионального обеспечения деятельности коллектива или группы (к примеру, спасателей). В конечном итоге, технология - это целостный процесс, предоставляющий возможности для совершенства каждого алгоритма МАС на любом этапе формирования готовности, вплоть до мобилизации ресурсов в поиске нестандартных решений (в ходе аналитического поиска), применительно к складывающейся чрезвычайной и экстремальной ситуации или конкретной задаче.

№ 2 - 2011

Психолого-акмеологический потенциал санаций

Технологическая среда алгоритмов санаций

мобилизацию психологических ресурсов профессионалов, работающих в экстремальных условиях. Они эффективны тогда, когда опираются на новейшие достижения медицины, педагогики, психологии, социологии, акмеологии, психологии безопасности и других наук, всесторонне раскрывающие опыт организаторской работы в подготовке специалистов к выполнению профессиональных задач в экстремальных условиях.

4. Медико-акмеологическое обеспечение санаций и аутосанаций стрессоустойчивости личности

Задачи медико-акмеологических технологий МАС связаны с формированием, функционированием и развитием психическо-акмеологического потенциала санаций и аутосанаций личности, работающей в экстремальных условиях. Если удается его сформировать, специалист способен успешно решать ситуативные проблемы и при этом сохранять свое здоровье.

Алгоритмы технологий являются средствами управления и коррекции своей внутренней позицией, внутренним потенциалом, психологическими ресурсами при выполнении задач в условиях стресса.

Стержнем алгоритмов санаций и аутосанаций является деятельностный процесс формирования у специалиста развитого профессионально-санационного мышления самооздоровления.

Технологическая среда алгоритмов санаций и аутосанаций в деятельности, формируемая МАС, строится на требованиях функционального предназначения готовности к фрустрациям и принципах управления психическими ресурсами человека в своей профессиональной практике14.

Последовательность основных этапов научения самоуправлению личностными ресурсами самооздоровления строится в целях оптимизации их профессиональной деятельности и поведения в экстремальных условиях. Деятельностная технология алгорит-

14 Такая система постоянно требует проявления знаний, навыков и умений специалиста для решения и конкретной практической задачи или проблемы в условиях чрезвычайных и экстремальных ситуаций. Формирует требуемый уровень динамического стереотипа деятельности и поведения в сложившейся экстремальной обстановке, подкрепляет чувство реальности в осознании себя и своих возможностей, обеспечивает психологическую устойчивость санаций и аутосанаций состояния здоровья в принятии решений при развитии фрустрирующего состояния.

158

№ 2 - 2011

Функционально-

деятельностные

технологии

Компоненты предметного и технологического содержания

мов - форма интегрированных и инновационных технологий саморазвития личности, в основе которой лежат процессы деятельности, санационного мышления, рефлексии. Их единство в психических структурах личности проявляет интегративное свойство -функциональность.

Такой подход позволил выделить функционально-деятельностные технологии — процесс, организованный на человековедческих принципах [4, с. 41-43]. В основе модели управления и самоуправления психическими ресурсами лежат следующие принципы: гуманизации содержания подготовки к экстремальным ситуациям на основе профессиональных потребностей; демократизации (предусматривает создание механизма реального влияния профессионала на коррекцию функционально-деятельностного и психолого-технологического процесса самоуправления психическими процессами); индивидуализации (сосредоточение усилий на развитии внутренней позиции личности); оптимизации внешнего управления процессом.

В технологии МАС можно выделить взаимосвязанные компоненты предметного и технологического содержания.

Предметное содержание выражено функцией, обязанностями, задачами, проблемами и условиями осуществления конкретного вида деятельности в экстремальных условиях. Оно отражает природу социального заказа, профессионализма и нормативных требований деятельности в экстремальных условиях и определяется реальным уровнем и актуальными проблемами психолого-профессиональной подготовки личности, выполняющей задачи в экстриме.

Технологическим содержанием является последовательность организации МАС формирования санаций как формы взаимоотношений педагогов и обучаемых в условиях экстремальности (и управленческих функций на основе психологической подготовки руководите-лей)15. Поэтому содержание МАС можно рассматривать

15 Например, отношения спасателей между собой, спасателя к самому себе. В этом отношении технологическое содержание МАС выступает как психолого-поведенческая технология самоуправления или управления внутренним личностно-психологиче-ским потенциалом сохранения психического здоровья. Отношения отражают природу осознанного и осознаваемого специалистом и функционально-технологически распространяются до границ проявления продуктивности физического, социального, психического и профессионального здоровья. Подсознание и продук-

№ 2 - 2011

Самоорганизация самооздоровления

Алгоритмы МАС

Алгоритмы самооздоровления

как активный фактор, условие проявления психической продуктивности, самостоятельных, эффективных процессов сохранения здоровья при деятельности в экстремальных условиях.

В обобщенной форме технологических алгоритмов МАС представляется технологический процесс: деятельного самоопределения (процесс формирования и развития мотивов профессиональной деятельности); самоорганизации самооздоровления (становление и направления волевых качеств личности на сохранении здоровья в экстриме); информатизации (формирование, функционирование и развитие профессиональных знаний); коммуникации (проявление эмпатических способностей в ЧС); понимания (рефлексия, которая выступает системообразующей санаций и аутосанаций для этих технологических процессов).

В системе МАС они являются взаимосвязанными и процессуальными подсистемами. Динамика развития каждого из алгоритмов технологически взаимно обусловливает их воздействие друг на другом, выступая системой с внутренним взаимосвязанным и мотивированным элементом саморазвития и самооздо-ровления16.

Каждый алгоритм МАС является сложной функционирующей подсистемой понимания. Процессы самоопределения, самоорганизации, самооздоровления, информатизации и коммуникации имеют относительно самостоятельное содержание. В понимании важна интеграция раскрытия основных слагаемых каждого из алгоритмов технологических процессов, образующих в совокупности систему прогнозирования поведения специалиста в условиях ЧС.

Любая деятельность мотивирована и сам процесс развития системы алгоритмов мотивов выражает отношение человека к деятельности на основе самооздоровления (мотивации сохранения здоровья в профессиональной деятельности). Кроме того, самоопределение на основе самооздоровления основано на целевом развитии мотивации самой деятельности.

тивная деятельность профессионала - это явления, которые трудно корректировать.

16 Степень осознания каждого алгоритма предопределяет уровень системного понимания деятельности в экстремальных условиях как функциональной целостности. В этом проектируются психологические подходы сохранения способности в осуществлении деятельности в ЧС при действии дестабилизирующих факторов среды и деформирующих факторов психики.

160

№ 2 - 2011

Акмеологический

критерий

самооздоровления

Медико-

акмеологические правила

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Алгоритм самоопределения представляет взаимообусловленный процесс формирования, функционирования и развития цели и мотива деятельности - соподчинение энергии мотивов целям деятельности. Из этого положения вытекает зависимость цели самооздоровления и его формирующихся мотивов. Сущность обеих систем взаимовлияния отражает сложность алгоритмов данного процесса.

На формирование самоопределения в деятельности существенно влияют акмеологические приемы работы. Медико-акмеологическая техника включает процесс моделирование нормы состояния и динамики ее изменений при развитии цели и мотива деятельности на основе достижения ценности здоровья. Основными акмеологическими алгоритмами процесса самоопределения являются следующие:

1. - акмеологическая задача (соответствие системы мотивов и приоритетного мотива типологии задач, решаемых в деятельности);

2. - акмеологические этапы (самоопределение «к деятельности» - формирование модели и образного представления деятельностных желаний; самоопределение «в деятельности» - формирование модели и представление образа деятельностной устойчивости при реализации профессиональных задач);

3. - акмеологические условия (уровень резервной функциональности личности в продуктивной и репродуктивной деятельности; степень психологической устойчивости к ситуациям неопределенности; объем информации об условиях осуществления деятельности в чрезвычайных ситуациях).

Акмеологический критерий самооздоровления -соответствие самоопределения в деятельности возможностям психического здоровья, уровню сложности и этапу решения экстремальной задачи. Этапы самооздоровления в деятельности соответствуют типам ее самоопределения. Кроме этого, этапам самоопределения соответствуют приоритетные мотивы. Так, этапу самоопределения «к деятельности» соответствует внешняя природа мотивации самосохранения; этапу «в деятельности» - внутренняя позиция и возможности здоровья.

Медико-акмеологические правила: а) ориентация на интеграцию мобилизации физического, социального, психического и профессионального здоровья как внутренних сил и ресурсов при разрешении проблем деятельности в экстремальных условиях;

№ 2 - 2011

Алгоритмы деятельной самоорганизации

б) требование к самостоятельности профессионального действия, умение опираться на собственные ресурсы и потенциал санаций и аутосанаций; в) развитие умения решать задачи в экстремальной обстановке, не дожидаясь легких условий; ориентация на свои способности перестраивать силы и внутренние ресурсы в зависимости от обстановки.

Каждому обучаемому надо знать, что движущая сила мотива формируется в психоэнергетике его функций. В психологии выделяют три основные функции: побуждение к деятельности, придание ей направленности (векторизация деятельности), смыслообразова-ние [5, с. 57-59]. Цели реализации этих функций выступают алгоритмами развертывания технологического процесса самоопределения специалиста в преодолении экстремальных ситуаций. В целом организация психолого-акмеологического процесса самоопределения в системе МАС предусматривает практическое выполнение и реализацию его параметров в процессе деятельности при условиях, вызывающих фрустриру-ющие состояния.

Любая деятельность организованна. В основе лежит самоорганизация процесса волевого действия. Акмеологический процесс деятельностной самоорганизации и самооздоровления несет в себе интегрирующий, практический потенциал17.

В медицинской литературе высказываются различные мнения об этапах (фазах) волевого действия. В сложном волевом действии выделяют четыре стадии: а) возникновение побуждения; б) борьба мотивов; в) решение; г) исполнение [6, с. 23].

Волевые действия пронизывают все технологические процессы деятельности, придают им упорядоченность и организационную структуру. И. М. Сеченов писал: «...воля не какой-то безличный агент, распоряжающийся только движением, а это деятельная сторона разума и морального чувства» [7, с. 37].

Анализ волевого действия человека позволяет выделить ряд основных акмеологических параметров и этапов деятельностной самоорганизации и самооздоровления: этапы процесса организации деятельности; функциональные элементы процесса самоор-

17 Посредством воли люди проводят в жизнь принятые решения. Благодаря волевому действию мы не даем себе деформироваться, сохраняем реальность в оценке своего положения и настроения.

162

№ 2 - 2011

Алгоритмы

деятельностной

информатизации

Интегрированность алгоритмов информационного процесса

ганизации; функциональные задачи по реализации функционального элемента самооздоровления; функциональные приемы реализации функционального элемента формирования санаций и аутосанаций.

В целом содержание алгоритмов процесса деятель-ностной самоорганизации и самооздоровления выступает системным критерием акмеологии и психологии профессионализма специалиста, работающего в экстремальных условиях.

Алгоритмы деятельностной информатизации. Алгоритм деятельности вводит специалиста в поле знаний. Процесс связан с приобретением опыта, а знания помогают его переработке. Уровень профессионализма определяет сбалансированность развития этих сфер сознания и возможностей психического здоровья. Сама деятельность, по сути, формирует информационный (факты опыта) и функциональный (способность перерабатывать факты опыта) типы знаний. Деятельность несет в себе и функцию информатизации, развития интеллекта человека и его санационного мышления.

Интегрированность алгоритмов информатизаци-онного процесса деятельности выражается не только алгоритмами познавательного процесса, но и самой структурой формируемого знания о самосохранении своего здоровья.

Акмеологическими элементами этой структуры выступают: познавательная интеграция (компетенции в качествах объекта и процесса деятельности, о значении их для субъекта деятельности); компетентности (знания о предмете, о действиях с предметом, о познании предмета и деятельности); функции компетенций (как средство познания; как объект познания; как пояснительный принцип действительности или опыт). Информатизация деятельности в единстве процесса и результата формирует и развивает у специалистов компетентно-познавательную способность. Интегрированная модель процесса информатизации деятельности схематично представляется в следующих алгоритмах.

Деятельность: 1) процесс деятельности - накопление знаний; 2) процесс продуктивности в переработке знания. Результат деятельности (познавательные отношения, содержание знаний, функции знаний): а) в процессе накопления - информационная способность личности; б) в процессе переработки - познавательная способность личности. В целом информатизация деятельности выступает регулятором эффективности его функциональности и в конкретном виде дея-

№ 2 - 2011

Алгоритмы

деятельностной

информации

Алгоритмы

деятельностной

коммуникации

Отношения между специалистами

тельности. Сосредоточение внимания на алгоритмах деятельностной информатизации является продуктивной самостоятельной задачей психолого-акмеоло-гического сопровождения деятельности специалистов в экстремальных ситуациях.

Алгоритмы деятельностной информатизации определяют соответствующие технологические параметры функционирования (движения) информации в процессе выполнения экстремальных задач. Основными технологическими этапами алгоритмов движения информации являются: производство информации (когда субъект деятельности функционально выступает как источник информации); преобразование информации (способность придавать информации свойства для использования в процессе деятельности); передача информации (процесс рефлексии знаний в деятельности с одновременной оценкой результативности их практического использования); хранение информации (способность сохранять качество знаний во времени в сочетании с оперативностью их применения в решении задач деятельности в экстриме). Все этапы движения информации являются технологическим процессом переработки алгоритмов информации. На каждом из этапов создается база накопления знаний. В результате интеграции алгоритмов деятельностной информатизации формируется схема самообразования психических новообразований в структурах личности специалиста, работающего в экстремальных условиях.

Коммуникации или общение выступают средством «включения» или «выключения» потенциала самооздоровления личности в деятельность. Л. С. Выготский утверждал, что единицей изучения психики является общение как межсубъектное взаимодействие, которое выступает условием любой человеческой деятельности.

Профессиональное общение выступает в единстве трех своих сторон: коммуникативной - обмен информацией; интерактивной - взаимодействие; перцептивной - восприятие людьми друг друга [8]. Системообразующей основой единства в коммуникациях выступают человеческая эмпатия, сопереживание. Следовательно, эмпатическая способность, «включенность» одного человека в наличные переживания другого с максимальной отрешенностью от себя, своего настроения, своих установок, оценок является критерием эффективности самой деятельности [9].

Деловые отношения между специалистами в экстремальных условиях проявляются в доверии и вни-

164

№ 2 - 2011

Содержание диалогов

Алгоритмы

рефлексии

самооздоровления

мании друг к другу. Отношения доверия образуют здоровую психологическую атмосферу в группе. Профессиональное уважение складывается на основе компетентности и профессионализма. Распределение обязанностей, признание результатов деятельности и стимулирование за экстремальный труд способствуют самореализации, повышают личный вклад каждого в решение сложных задач при работе в экстремальных условиях. Основой этого является интеграция продуктивности здоровья.

В алгоритмах деятельностной коммуникации важны: целенаправленность (развитие внутреннего потенциала личности); универсальность (способность обеспечивать решение задач в различных сферах экстремальной деятельности); цикличность (повторяемость коммуникативных процедур); устойчивость (способность сохранять коммуникативные качества в различных фрустрирующих состояниях).

В основе коммуникации выступает содержание дея-тельностного и этапного диалога, включающего форму поддержки своего здоровья, давая возможность говорящему выразить свою позицию (через молчание, поддакивание, эхо, эмоциональные реакции психики); уяснение с целью убедиться, что Вы правильно поняли собеседника, через уточняющие вопросы, парафразы; комментирование с целью высказывания своей точки зрения, через оценки, советы, комментарии. Алгоритмы деятельностной коммуникации лучше формируются в необходимом качестве и эффективности в игротехниче-ских технологиях, в процессе моделирования и реализации функциональных ролей при выполнении задач в экстремальных ситуациях.

Рефлексивный процесс самооздоровления являются формой связи проблем сохранения здоровья в деятельности с внутренней позицией самосохранения личности. В свою очередь, рефлексивная технология МАС ориентирована на глубинное понимание системности алгоритмов в процессах самооздоровления в деятельности. Она позволяет интегрировать потенциалы технологических процессов санаций и аутосанаций.

Основными технологическими этапами рефлексивного процесса самооздоровления и становления готовности к экстремальности являются следующие этапы: исследования (понимание препятствий, затруднений в технологических процессах экстремальной ситуации); критической оценки (выявление и понимание причин затруднений); нормирования (разработка

№ 2 - 2011

Проблема самооздоровления человека требует дальнейшей разработки

меры действия по преодолению затруднений с учетом сохранения здоровья).

Сами технологии интеграционного типа самооздоровления выступают системой процессов, выполняющих задачи МАС в деятельности специалистов, работающих в экстремальных ситуациях. Они связаны с формированием внутренней позиции самооздоровления и ресурсным потенциалом формирования санаций и аутосанаций. Технологическая реализация этого процесса требует специальной акмеолого-методологиче-ской (смысло-акмеологической, рефлексивно-технической, алгоритмо-технической) подготовки специалистов, работающих в экстремальных ситуациях, испытывающих фрустрирующие состояния.

Таким образом, медико-акмеологическая интеграция самости самооздоровления в обеспечении служебной деятельности в условиях, фрустрирующих состояния личности, является актуальной. Эта проблема требует дальнейшей медико-психологической и акмеоло-гической разработки.

1. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер с англ. - М., 2006.

2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. - М., 1980.

3. Амон Г. Динамическая психиатрия. - СПб., 1995.

4. Логинов И. О. Функциональный игропроцесс -модель обучения деятельностного типа // Функциональный игропроцесс в системе подготовки военных кадров. - М., 1993.

5. Сосновский Б. А. Мотив и смысл: психолого-педагогическое исследование. - М., 1993.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. -М., 1946.

7. Сеченов И. М. Избранные произведения. Т. 1. -М., 1952.

8. Шепель В. М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. Управленческая гуманитарология. - М., 1992.

9. Соколова Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии. - М., 1995.

166

№ 2 - 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.