Литература
[1] Акмеологический словарь / Под ред. А.А. Деркача. 2-ое издание. - М.: Изд-во РАГС,
2005
[2] Анисимов О.С. Методологический словарь для стратегов. Т.2 - М.: Энциклопедия
управленческих знаний, 2004. С.320-348,
[3] Анисимов О.С. «Тектология» А.А.Богданова: основные различения. - URL: http://www.acmegroup.ru/node/333
[4] Анисимов О.С. «И-Цзин Чжоу И» как шедевр акмеологической мысли. - М.: Энцик-
лопедия стратегических знаний. 2006. С. 101
[5] Анисимов О.С. Принятие управленческих решений. Методология и технология.
- URL:
http://www.docme.ru/doc/20419/anisimov-o.s.—prinyatie-upravlencheskih-reshenij
[6] Аристотель. Сочинения в 4-х томах. Т.1.,-М.,1976
[7] Верхоглазенко В.Н., Остапович А.О. К понятию функции. - URL: http ://www. acme group. ru/node/3 6 9
[8] Рефлексия в деятельности (определение). Бизнес-обучение «Акме» - URL: http://acmegroup.ru/node/126
[9] Самоорганизация. Виртуальная лаборатория. - URL: http://ru.vlab.wikia.com/wiki/
[10] Самоорганизация. Философская энциклопедия.
- URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc philosophy/1061/
[11] Самоорганизация. - URL:
http://library.tuit.uz/skanir knigi/book/teoriya or/teoriya organ 3.htm
[12] Тектология А.А.Богданова и современность. - URL: http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/24 3 97.htm
Круглов О.А.
ПРЕДПОСЫЛКИ РЕГУЛЯЦИИ АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АКМЕ-ФУНКЦИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕАКЦИЙ В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ
Предпосылки регуляции аутопсихологических акме-функций преодоления реакций в стрессовых ситуациях строятся нами на основе компетенций самих механизмов психологических реакций. Исследование потребовало анализа состояние психики специалиста в оперативно-стрессовой ситуации, факторы которой влияют на совокупную реакцию психики (направленности личности, познавательную, волевую, мотивационную, темпераменталь-ную, эмоционально-чувственную). Такую многоуровневую совокупность и сложные ее задачи в формате состояния акме-функций предопределяют использование их различным способом в стратегии поведения в нестандартных стрессовых ситуациях, к которым можно отнести воздействие стрессогенных факторов боевой обстановки6.
При этом, в объяснении механизмов психических реакций мы ориентируемся на понятия образно-концептуальных моделей Ю.П. Зинченко (1973) и показали аутопсихологи-ческие единицы акме-функции в подготовке к стрессам, как нечто, воспринятое субъектом из внешнего и внутреннего планов противодействия и преобразованное с помощью различных умственных действий по Л.С. Выготскомуу (1982)7.
6 Это касается практически всех структур психики, считает Д.А. Ошанин, когда проблема касается оперативного образа, способствующего активизации исследования роли образного отражения в регулировании служебной деятельности.
7 Этим действиям свойственно автоматизация и формирование навыка в разных направлениях психологического знания - это нечто обозначаемое через такие научные представления и конструкции, как «ядро личности», «Я-концепция», личностные схемы акме-функций.
Однако проведенный нами анализ умственных действий специалистов спецподразделений в стрессе показал, что при формировании компетенций стресса недостаточно учитывается то, что они могут восприниматься и закрепляться только с помощью образно-концептуальных акме-моделей, в которых отображаются наглядная (образная) составляющая и теоретические (концептуальные) сведения о наглядности стрессовых реакций, что и образует образно-концептуальную акме-модель их преодоления. Однако они недостаточно разработаны, но необходимы для практики в преодолении стрессовых ситуаций.
Одним из стержневых моментов предлагаемого нами акмеологического подхода формирования аутопсихологических акме-моделей является необходимость тщательного описания потенциального и предметного содержания оперативно-стрессовой ситуации. Для этого предложенная Ю.З. Гильбухом идея «инвентаризации поведенческих проявлений» должна реализоваться в инвентаризационный подход в тщательном описании и изучении «информационных сред» (Панов В.И., 2001) и «внешних и внутренних контекстов» (Вербицкий А.А., 1999). Для этого назрела необходимость создания мониторинга данных акмео-логической модели, в которой бы находились описания потенциального и предметного содержания различных видов деятельности специалистов в стрессе, в виде способов, образов, концептуальных структур акме-функций, характеристик и показателей внешних и внутренних проявлений деятельности, компетенций, навыков, умений, свойств, качеств, личностных особенностей поведения. Эти данные и должны быть представлены в виде акмеологи-ческой модели аутопсихологичских акме-функций преодоления стрессовых ситуаций.
Помимо познавательной сферы в модели необходимо одновременно исследовать и компетенции личностных особенностей специалистов, которые оказывают зачастую решающее влияние на процессы переработки информации в условиях стрессагенности. Причем личностных черт достаточно много, к напримеру, К.К. Платонов (1972) перечисляет 70 профессионально важных, личностных качеств, А.Г. Шмелев (2002) исследовал 1500 видов. Все это позволило дополнить профили ПВК аутопсихологической схемой акме-функций личности, связанной с реакциями к факторам стресса.
Однако в результате недостаточности такого анализа затруднено определение психологических требований к таким профессиям, вызываемых стрессогенные реакции что, в свою очередь, затрудняет проведение профилактических мероприятий по их управлению, к которому относится отбор сотрудников, совершенствование методов обучения стрессо-устойчивости. В этом плане потребовался анализ и механизмов деформаций «акме» в стрессовых ситуациях.
Нами проведен анализ механизмов и вариантов деформаций акме-функций на уровнях стрессогенных реакций. Для того чтобы выжить в боевом стрессе необходим соответствующий уровень компетенций активности, скорость реакций, стиль поведения, системы отношений к окружающему, к людям, к себе, то есть активность приспособления к стрессо-генным факторам. При этом, под стрессогенной реакцией нами понимается многоуровневый процесс адаптационной активности развертывания акме-функций в условиях стрессовой обстановки, сопровождаемый напряжением механизмов реактивной саморегуляции и закреплением специфических приспособительных психологических изменений (1,С.43).
Мы выделяем срочную адаптацию к оперативно-стрессовой ситуации как развертывание акме-функций, на комплекс факторов стресс, направленных на приспособление к непривычным воздействиям оперативно-стрессовых условий. И долговременную адаптацию, сопровождающаюся такими изменениями акме-функций психики и личности, которые позволяют выжить в экстремальной обстановке оперативно-стрессовых действий.
Необходимо учитывать и то, что стрессогенная реакция - реакция организма, выраженная процессом мобилизации возможностей акме-функций психики и включения нервной системы для преодоления стрессовой ситуации, опасной для здоровья и жизни. Одновременно реагирует и выброс гормонов из желез внутренней секреции, вызывающих тревогу, агрессивность. Перераспределяются схемы движения крови. Внешне стрессогенная реакция проявляется в учащении пульса, дыхания, повышение температуры тела, побледне-нии или покраснении кожных покровов, усилении потоотделения, треморе, изменении внешней активности. Если сила неблагоприятных внешних воздействий превышает индивидуальные аутопсихологические приспособительные возможности человека, происходит «слом акме-адаптационного барьера» и психическое травмирование. В этом случае и развивается стрессогенная реакция. Она возникает вследствие воздействия стресс-факторов, вызывая патологическое состояние центральной нервной системы, обусловливающее регулирование поведения пострадавшего посредством психофизиологических механизмов (1,С.47).
В результате стрессогенных реакций одновременно происходят изменения в психике и в структурах центральной нервной системы, нарастание специфической личностной дисгармонии и предрасположенности к вегетативным реакциям.
Значимость изменений психики в такой ситуации определена как результат взаимодействия многих полигенных факторов на нее. Все факторы неблагоприятного воздействия повышают чувствительность к ним. По мнению В.А. Гиляровского (2,с,23), имеет место общая астенизация, понижение тонуса, вялость и апатия участников оперативно-стрессовых действий. Психическая травма может выступать последним звеном в цепи различных неблагоприятных воздействий. Выделены уровни реагирования на стрессогенные факторы: внеличностные, крупносистемные на уровне темперамента, характерологические, личностные (3). По этиологической концепции стресса А. Мэркера выделяется три группы факторов, сочетание которых приводит к стрессогенности: 1) свойства травмирующих факторов: тяжесть травмы, её неконтролируемость, неожиданность; 2) отсутствие защитных факторов: способности к осмыслению происходящего, сформированных механизмов совладания, социальной поддержки; 3) наличие факторов риска: возраст, отрицательный прошлый опыт, наличие психических расстройств в анамнезе, личностные акцентуации, малый опыт. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных факторов многократно снижает возможность психотравмирования.
При этом, субъект переживает травматическое событие, если выполняются одновременно два условия: а) пережил одно событие или более, в которых с ним или с другими людьми произошло следующее: возникла угроза смерти, потенциальная или реальная; смерть другого человека; серьёзное ранение или угроза получения инвалидности; б) реагировал на это интенсивным страхом и чувством беспомощности.
Александровский Ю.А. (4) выделяет две группы возможных реакций в таком состоянии: 1) с непсихотической симптоматикой - непатологические психологические реакции, психогенные патологические реакции, психогенные невротические состояния; 2) с психотическими растройствами (острые и затяжные реактивные психозы). По существу, здесь перечислены возможные уровни деструкции акме-функций психики.
К непатологическим невротическим состояниям относятся реакции на оперативно-боевой стресс. Они проявляются в повышенной эмоциональной напряженности и психомоторных изменениях, вызванных страхом.
Психогенные патологические реакции проявляются в симптомах астенического, депрессивного, истерического и других синдромов.
Основным показателем того, что наблюдаемая симптоматика отражает непсихотический уровень травматизации специалиста, является сохранение им в достаточной степени критической оценки происходящего и способности к целенаправленной деятельности.
Однако для преодоления психологических реакций и самое главное - для профилактики стрессогенных реакций патологического уровня деформаций акме-функций особое значение имеет повседневная, методологически правильно построенная профилактическая работа, направленная на морально-психологическую подготовку личного состава оперативно-боевого подразделения.
Условия увеличивающие вероятность стрессогенных реакций: физические и психологические истощения, повышенная утомляемость, нарушение сна; заболевание; длительное вынужденное бодрствование; переживание чувства безысходности, угнетения; известие о смерти близкого человека; неопределенность обстановки. Психологические проявления последствий стрессогенных реакций проявляется в двух основных формах: заторможенности и чрезмерной возбудимости. По степени тяжести мы выделяем следующие показатели деформаций акме-функций после опреативно-боевой стрессогенной реакции (табл. 1).
Учитывая эти условия в формировании аутопсихологических акме-регуляторов преодоления стрессов в служебной деятельности сотрудников оперативно-боевых подразделений формируется компетенции теоретических знаний и практической реальности поведения. В первую очередь акме-категорий совместной деятельности. Они направлены на нейтрализацию стрессогенных реакций, на обеспечение безопасности (5).
Одним из важных условий совместной безопасности в деятельности является необходимость объединения (совмещения), распределения и согласования (координации) индивидуальных деятельностей (Журавлев А.Л., 2005), которое обеспечивается такими психологическими регуляторами акме-функций, как общая цель и общий мотив. Они предопределяют безопасность деятельности специалиста, протекающей в непредсказуемых ситуациях, требующих как индивидуальной, так и групповой стрессоустойчивости.
Таблица 1
Уровни реакций деформирующие акме-функции в стрессовых ситуациях
Показатели Уровень деформаций акме-функций психического здоровья Уровень деформаций акме-функций соматического здоровья
1 2 3
Гиперактивная реакция: - буйство; - истерический смех или плач; - крики в сочетании с повышенной актив- но-стью; - раздражительность и злоба; - агрессивность к окружающим; - неспособность концентрировать внимание; - частичная или полная потеря амяти; - затруднение запоминания информации; - повышенная чувствительность к шуму, свету и запаху; - ослабление зрения и слуха; - частое мочеиспуска-ние; - расстройство желуд-ка; - учащенное, преры-вистое дыхание; - нарушение циркуляции крови. Что приводит к анемии ступней ног и кистей рук;
Заторможенная реакция: - состояние ступора; аппа-тия, заторможенность движений; - нарушение быстроты мышления; нарушение критичес кого восприятия обстановки и своих действий; ослабление воли; зрительные и слуховые галлюцинации. - сильное напряжение мышц - учащенное сердце- биение; давящая боль в области сердца и в грудной клетке; - боли в пояснице; - боли швов, старых ран; - неконтролируемое слюноотделение
Кроме того, изучение психологических особенностей акме-функций с позиций субъект-но-деятельностного подхода (Климов Е.А., 2003; Иванова Е.М., 2006) позволяет раскрыть взаимосвязи индивидуального и коллективного субъекта при их взаимодействии в стрессо-генной среде, обусловленные сформированностью таких аутопсихологических признаков акме-субъекта, которые характеризуют ценностно-смысловую направленность (потреб-ностно-мотивационную сферу) совместной служебной деятельности.
В то же время осознание развертывания акме-функций обеспечивается не только компетенциями, но и представлениями (мысленными или образными картинами) ситуаций и способов их нейтрализации, а также осознанием актуальных возможностей своих и коллектива в их преодолении. Последнее относится к аутопсихическим регуляторам акме-функций, которые раскрывают особенности «видения» субъектом объекта деятельности (образ объекта) и осознают свои акме-возможности стрессоустойчивости, значимость своей роли в сообществе сослуживцев («акме-функции» - это самосознание безопасности себя с другими). Они также раскрывают профессиональное акме-самосознание субъекта, его эмоциональную и волевую сферы, соотношение личностных и предметных взаимосвязей и отношение к себе и сослуживцам (субъектно-субъектных и субъектно-объектных взаимосвязей безопасности).
Самоосознание и компетенции образов являются наиболее информативными показателями аутопсихологического развертывания акме-функций субъекта к совместной деятельности, их формирование обусловлено характером ценностно-ориентировочной направленности личности в стрессоустойчивости.
Исследование ценностно-ориентировочной направленности осуществлялось нами на основе аутопсихологического анализа служебной деятельности специалистов спецподразделений, направленной на изучение: профессиональной мотивации и целей деятельности; взаимоотношений и взаимодействия к другим членам подразделения, отношения к стрессо-генной ситуации (обязанности, переживания, мысли, чувства, отношение к безопасности и др.); выявления стрессовых ситуаций в деятельности и их влияния как на самого специалиста, так и на его взаимодействия с сослуживцами.
Сопоставление результатов обследования специалистов позволило выделить основные типы их ценностей, характеризующие ценностные ориентации, которые можно рассматривать как аутопсихологические регуляторы последующего развертывания акме-функций служебной деятельности специалистов спецподразделений.
Это общие ценности: ценность человеческой жизни, ответственность за чужую жизнь (безопасность); потребность в самосовершенствовании; достижение главной цели; самостоятельность (уверенность в себе) и доброта, самокритичность.
Ценности межличностного взаимодействия: благоприятность атмосферы в подразделении (открытость, дружелюбие, согласованность, увлеченность, сотрудничество, взаимная поддержка); эмоциональный комфорт, эффективность совместной деятельности, единомыслие.
Профессиональные ценности: повышенная ответственность за выполняемую служебную деятельность; профессиональная компетентность; эмоционально-волевая устойчивость; самоактуализация, саморегуляция и профессиональное саморазвитие.
Формирование такой направленности определило особенности акме-профилактики психического здоровья специалистов спецподразделения, включая изучение динамики индивидуально-личностных аутопсихологических особенностей развертывания акме-функций и является основой своевременной диагностики рисков нарушения акме-психического здоровья, и соответственно и своевременного подключения мероприятий по психологическому самооздоровлению. В этом аспекте уточнено и понятие психического здоровья.
Обобщая взгляды многих авторов на психическое здоровье, его можно определить как комплекс внутренних условий, обеспечивающих функционирование личности как открытой системы, сохраняющей свое постоянство и устойчивость в решении имеющихся задач и в достижении имеющихся целей, независимо от внешних условий (Казаков Ю.Н.,2004).
Такой комплекс внутренних условий Р.П. Ловелле определяет следующим образом: 1) когерентность картины мира данного человека с картиной мира членов его культуры; 2) определенность внутренних и внешних границ ядра личности; 3) когерентность элементов структуры ядра личности; 4) контроль ядра личности над возможными деструктивными программами и сценариями поведения, способность регулировать главные внутренние диссонансы.
Учитывая такие условия нами изучена динамика индивидуально-личностных особенностей в ходе оперативно-стрессовой службы и определение необходимой направленности мероприятий по аутопсихологическому самооздоровлению специалистов спецподразделения на предмет определения индивидуально-личностных тенденций по мере прохождения службы. Использовалась методика многостороннего исследования личности (6). Выявлены следующие индивидуально-личностные тенденции стрессогенных реакций. Значимо (р<0,05) более высокие значения получили следующие шкалы ММИЛ: Hs - соматизация тревоги (сверхконтроль), D - тревога и депрессивные тенденции (пессимистичность), Pd -реализация эмоциональной напряженности в непосредственном поведении (импульсивность), Pt - психастения или фиксация тревоги и ограничительное поведение (тревожность), Sc - шизоидность или аутизация (индивидуалистичность). Наблюдается нарастание тревожности и напряженности в эмоциональной сфере, рост индивидуалистичности параллельно с гипернормативностью.
Выявлена разница между индивидуально-личностными тенденциями старшего и младшего состава. У старшего значимо (р<0,05) более высокие значения, через три года службы, получили следующие шкалы ММИЛ: К - шкала коррекции, Hs - соматизация тревоги или ипохондрия (сверхконтроль), Sc - шизоидность или аутизация (индивидуалистичность). У младшего состава службы достоверно (р<0,05) выросли: D - тревога и депрессивные тенденции (пессимистичность), Hs - соматизация тревоги или ипохондрия (сверхконтроль), Sc - шизоидность или аути-зация (индивидуалистичность), Ма - отрицание тревоги или гипоманиакальные тенденции (оптимистичность).
Однако, сходное нарастание индивидуалистичности и гипернормативности имеет различное сопровождение. У старших наблюдается параллельное нарастание контроля над чувствами и стремления скрывать свои эмоциональные проблемы, а у младших нарастание аффективных колебаний и непосредственности их проявления. При этом, по данным интегральной оценки акме-психологического состояния (данные собеседования с учетом индивидуальной динамики личностного профиля), нуждаемость в проведении мероприятий по психологическому самооздоровлению среди младших оказалась в 4 раза выше, чем у старших (причем ни с возрастом, ни с полом подобной связи выявлено не было).
В целом, у старшего состава по мере службы формируется более эффективная система аутопсихологических акме-функций саморегуляции и самоуправления; обеспечивающая ясность границы между сформированной структурой акме-функций; способствующая опо-
средованному выражению чувств, подконтрольной и минимальной непосредственности; оберегающая растущую субъективную реальность от постороннего вторжения путем формирования стрессоустойчивости. У младших, подобные механизмы реализуются в меньшей степени. Перекладывая основную работу по управлению поведением на внешние факторы (порядок службы, продиктованные нормы поведения, мнение руководителя), они уступают место эмоциональной непосредственности и неустойчивости. Соприкосновение субъективной реальности с реальностью объективной стресса происходит более болезненно, и характер этого соприкосновения зависит больше от внешних условий и от настроения, чем от доброй воли самого человека. При подобной ситуации, когда граница ядра личности лишена отчетливости акме-функций, а система ее защиты - должного самоуправления, велика вероятность внутреннего непостоянства и психологической неустойчивости, нарушения акме-структур психического здоровья и снижения эффективности стрессоустойчивости.
В целом, предпосылки регуляции аутопсихологических акме-функций преодоления реакций в стрессовых ситуациях основываются нами на тенденциях акмеологического самооздоровления. Направлены на укрепление внешней и внутренней границы акме-функций, на формирование внутренней системы их аутопсихологического их развертываия в целях психологической безопасности. Формирование таких навыков во многом делает субъекта психологически устойчивым и здоровым, благодаря компетенциям: самоуправляемых акме-функций индивидуальности, способных сохранять внутреннее постоянство и устойчивость динамики побудительной силы аутопсихолгического развертывания акме-функций, в зависимости от обстоятельств и внешних воздействий стрессоров. Для достижения данной цели необходимо: а) наличие условий и должной компетенции в отношении того, что происходит в индивидуальном психологическом пространстве с диагностикой негативных тенденций (навыки самопознания, санапсихологическая компетентность); б) развитие возможности произвольно влиять на свое аутопсихологическое состояние, на нежелательные изменения его профиля (навыки произвольной саморегуляции, самоконтроля); в) отчетливость и устойчивость границы «Я», ясность в отношении зоны личной ответственности и личной причастности; г) пресечение попыток вторжения и манипулирования (навыки противостояния деструктивной коммуникации, психологической манипуляции); д) наличие возможности корректного получения информации о других людях, их особенностях, состояниях и с учетом этого осуществлять межличностное взаимодействие (к конструктивной коммуникации и эффективного межличностного взаимодействия); е) наличие достаточного энергетического и мотивационного ресурса, позволяющего осуществлять перечисленные действия (своевременность и полноценность становления сил, ясность и устойчивость целей) в интеграции и объединении всех Я-функций в целое-самость в безопасности личности.
Литература
[1]. Съедин С.И. Психологические последствия участия в боевых действиях / С.И. Съе-дин, Р.А. Абдурахманов. - М., 1992.
[2]. Караяни А.Г. Прикладная военная психология / А.Г. Караяни, И.В. Сыромятников. - СПб: Питер, 2006.
[3]. Нечипоренко В.В., Литвинцев С.В., Снедков Е.В. и др. Психолого-психиатрические аспекты реабилитации участников войны // Медицинская реабилитация раненых и больных. - СПб: Питер, 1997.
[4]. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. - М.: ОЛМА-пресс, 1991.
[5]. Казаков Ю.Н., Яхновец В.А. Акмеологические особенности профессиональной деятельности специалистов подразделений специального назначения (теоретико-методические аспекты). М.Штаб ВДВ России. 2009.
[6]. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. - М., 1976.