Научная статья на тему 'Медико-акмеологическая программа санирования и формирования готовности специалиста к экстремальным ситуациям'

Медико-акмеологическая программа санирования и формирования готовности специалиста к экстремальным ситуациям Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
173
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
САНИРОВАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ / СПЕЦИАЛИСТ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ / МЕДИКО-АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА / SANITATION / READINESS FORMATION / THE EXPERT / EXTREME SITUATIONS / MEDICAL-AKMEOLOGICAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Казаков Ю. Н.

Представлена медико-акмеологическая программа санирования и формирования готовности к экстремальным ситуациям, ориентированная на формирование готовности, поддержания состояния и репродуктивности здоровья и психических качеств санаций и аутосанаций личности, которые необходимы для своевременного и эффективного принятия решения и действий в экстремальных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL-AKMEOLOGICAL PROGRAM SANITATION AND FORMATIONS OF READINESS OF THE EXPERT TO EXTREME SITUATIONS

The program of the sanitation and formations of readiness for the extreme situations, focused on formation of readiness, maintenance of a condition health and mental qualities of sanitation is presented medical-akmeological to person who are necessary for timely and effective decisionmaking and actions in extreme situations.

Текст научной работы на тему «Медико-акмеологическая программа санирования и формирования готовности специалиста к экстремальным ситуациям»

ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Ю.Н. Казаков

МЕДИКО-АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА САНИРОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА К ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ СИТУАЦИЯМ

Ключевые слова: санирование, формирование готовности, специалист, экстремальные ситуации, медико-акмеологическая программа.

Keywords: sanitation, readiness formation, the expert, extreme situations, medical-akmeological program.

Разработанная программа отражает медико-акмеологические приемы формирования санаций и аутосанаций, которые в обстановке фрустрации понимаются как единство анализа, прогнозирования и психологического воздействия, осуществляемых на этапах стрессовых и фрустрирующих ситуаций (от вхождения в контакт, до выхода из ситуации). На различных ее уровнях деятельности, к примеру, от отдельного члена команды спасателей, коллектива, организации, учреждения, с учетом возможностей функционирования организма человека, сознательной и бессознательной интеграции компонентов физического, психического и профессионального здоровья.

В медико-акмеологическом подходе формирования готовности к фрустрирующим состояниям выделяются два взаимосвязанных компонента: медико - акмеологическое санирование (формирование санаций сохранения здоровья) и психолого-акмеологическое аутосанирование (приемов аутосанаций самооздоровления - внутреннего сопротивления стрессорам). Санирование - включает процесс проектирования и прогнозирования психологического содержания фрустрирующих ситуаций предстоящей деятельности и закладывании в них психологических условий, обеспечивающих оптимальное преодоление таких ситуаций посредством аутосанаций - техник самооздоровления. Санации психологически предполагают уточнение совокупности рисков, которые будут определять структуру аутосанаций в установках, мотивах, психических состояниях восприятия стрессоров, активность человека в предстоящей фрустрирующей ситуации и проектирование адекватных ей психолого - акмеологических, психофизиологических и психокоррекционных действий.

Изучение таких ситуаций позволило выделить следующие основные группы рисков, определяющих поведение и психическое состояние: социально-психологические, фрустрирующие (стрессогенные), эргономические, психофизиологические, субъективно -личностные (5,6,7,8).

1.Социально-психологические риски включают отраженные в сознании следующие общественные явления. Отношение к стрессам, значимым в социальных и экстремальных ситуациях, степень значимости стрессоров в сознании людей, организаторов, управленцев, спасателей. Понятность и приемлемость формулированных целей стрессоустойчивости, достигаемой в личностных интересах сохранения здоровья. Степень включенности различных социальных групп в стрессовую ситуацию. Сформированность в общественном сознании образа фрустрирующих ситуаций, коллективная совместимость и сплоченность в социальных и производственных группах, попавших в эту ситуацию.

2. Фрустрирующие риски: а) риски в жизнедеятельности; б) дефицит времени и информации; в) необходимость участия в стрессовых ситуациях; г) окружающие негативные образы экстремальных факторов рисковой ситуации.

3. Эргономические риски: природно-географические и погодно-климатические условия экстремальных ситуации; физико-химические условия среды обитания: температура воздуха и вредные примеси, процентное содержание кислорода, уровень шума, вибраций, атмосферного давления, освещенность; соотношение ритма деятельности и естественных биоритмов жизнедеятельности; возможность чередования деятельности, отдыха, сна, питания; степень сосредоточенности основных сил и ресурсов.

4. Психофизиологические риски: соответствие психофизиологической конституции и темперамента специалиста требованиям предстоящих стрессов; степень утомления и работоспособности; состояние физического, социального, профессионального и психического здоровья, наличие последствий предшествующих психических травм; уровень нервно-психической устойчивости.

5. Индивидуально-психологические риски: состояние мотивационной сферы выполнения профзадач, ориентация на активное участие в решении проблем в стрессовых ситуациях; наличие опыта работы в ЧС, способность адаптироваться к их условиям; развитие волевых качеств поведения в соответствии с требованиями предстоящих фрустраций.

Выявление психологического содержания санаций экстремальной деятельности позволяет предположить следующее. Какие специалисты нужны для ее выполнения (личностные качества, психофизиологические характеристики физического, социального и психического здоровья). К преодолению каких фрустрирующих ситуаций их нужно готовить (какие профессиональные качества и качества здоровья необходимо развивать). Как нейтрализовать, оптимизировать, преодолеть условия, в которых будет осуществляться экстремальная деятельность. На этой основе проводится психологический отбор специалистов, их распределение по профессиональным группам, командам, с учетом их совместимости, возможностей в сплоченности, психологической подготовки к действиям в экстремальных, фрустрирующих ситуациях.

Аутосанации как компонент психологической стрессоустойчивости в экстремальной обстановке прогнозируют, на основе антиципации и выявления, оценки и изменения психологических условий, имеющих опыт осуществляемой ранее деятельности. Психологи и акмеологи формируют эталоны нормы, моделей оптимальных психологических условий для конкретного вида действий в экстремальных условиях. Все это осуществляется с помощью алгоритмов соответствующих коррекционных программ.

Опыт медико - акмеологической работы во фрустрирующей обстановке, показывает, что формирование санаций и аутосанаций и их коррекции подвергают: знания и системы экстремальных рисков, системы установок и мотивов их преодоления; возможные психические состояния, реакции участников, включая управленцев или ликвидаторов ЧС; ресурсы поддержания психического здоровья участников экстремальных ситуаций.

Направления медицинской акмеологии в формировании санаций и аутосанаций готовности к таким ситуациям включают: а) знания и навыки санаций посредством оптимизации внешних рисков экстремальной деятельности (предупраждение, нейтрализация и ликвидация общих рисков и возможных психологических воздействий стрессоров; приспособление средств жизниобеспечения; рационализация поведения в экстремальной деятельности); б) психологическая самопомощь в оценке и преодолении психотравмирующих факторов фрустрирующей обстановки (психологическая самоподдержка и самореабилитация).

С учетом выше изложенного алгоритмы технологической схемы медико-акмеологической программы подготовки к фрустрирующим ситуациям следующие.

На первое место выходят знания санации рисков предстоящих условий экстремальной деятельности - подготовка для включения санационного мышления.

Затем формируются навыки аутосанаций преодоления фрустрирующих рисков для самосопровождения их действия на профилактику риска и самопомощи в поддержании и реабилитации своего психического здоровья на основе сформированных установок, возможностей мобилизации, настроя, мотивации, отношения, восприятия, взаимоотношения - внутренней позиции в сопровождении самоподготовленности к работе в экстремальных ситуациях.

Заключают программу алгоритмы действий в коррекции внутренних ресурсов преодоления и выхода из фрустрирующего состояния и последующей социально -психологической реабилитации к последующей жизнедеятельности.

Основные элементы программы: приемы санирования медико - акмеологического содержания условий предстоящей экстремальной деятельности, выявление требований к состоянию физического, социального и психического здоровья - основы формирования готовности к преодолению фрустрирующих состояний; формирование психологически важных качеств личности в выполнении экстремальной деятельности; формирование элементов работы в команде, с учетом психологической совместимости, уровня профессиональной подготовленности; мдико - акмеологическая подготовка людей к действиям в конкретных фрустрирующих ситуациях; выработка навыков санаций и аутосанаций и психологической самопомощи в преодолении психотравмирующих рисков экстремальной обстановки, навыки психологической реабилитация лиц с проявлениями диссонансов и психических деформаций; формирование алгоритмов социально-психологической реадаптации и возвращения к нормальной жизнедеятельности.

Программы учитывают и алгоритмы оптимизации внешних условий преодоления экстремальных ситуаций, осуществляемой методами организаторской, информационно-коррекционной, медико - валеологической работы, противодействия психологическим фрустрирующим рискам экстремальной ситуации. Задача психолого - акмеологической работы представляется в предоставлении объективной информации об эффективности проводимых в этом направлении мероприятий, характере их влияния на психические состояния, мотивацию и поведение участников экстремальных ситуаций.

В зависимости от исходных условий и психологических параметров экстремальной деятельности применяются разные из перечисленных алгоритмов. Однако реализация каждого алгоритма психологической работы осуществляется посредством акмеологической методики - совокупности объединенных общим целеполаганием, взаимосогласованных методов и средств формирования готовности к фрустрирующим состояниям.

Техника подготовки специалистов к фрустрациям. Анализ литературы медицины катастроф и психологической литературы позволил выделить проблемы в повседневной практике экстремальных ситуаций и алгоритмы психологической готовности к фрустрирующим состояниям знания в области акмеологии здоровья и медицинских основ психического здоровья и санапсихологии; занятия и упражнения по предметам подготовки специалиста к экстремальным ситуациям, ориентирующие на развитие необходимых психологических и профессиональных качеств и приемов коррекции состояний биологического, физического, социального и психического здоровья в условиях экстремальных ситуаций; специальные формы психотренингов санаций и аутосанаций в возможностях саморегуляции (7).

Знания психического здоровья и санапсихологии в самопознании своих возможностей представляют собой систематическое и организованное распространение не только психологической информации о здоровье (акмеологии здоровья, медицинской акмеологии, акмеологии профессионального здоровья, психологии безопасности), в целях

формирования у них понимания закономерностей функционирования человеческой психики и состояния здоровья, но и поведения людей в экстремальных условиях, и путей, и способов управления внутренними ресурсами собственной психики и оказания психологической самопомощи во фрустрирующих состояниях.

Практически, простое знание тех психологических явлений, с которыми может столкнуться специалист в экстремальной ситуации, позволяет психологически подготовиться к встрече с неблагоприятными рисками и факторами, которые могут привести к фрустрации. Знания о типах возможных реакций на эктремальные стресс -риски формируют состояние антиципации (упреждения), действующей по принципу преждения фрустрации. К примеру, Г.Е. Шумков исследуя боевой стресс считал, что ознакомление воинов с реальными событиями в бою (в смысле психических переживаний), есть предварительное накопление боевого опыта. Последствия участия в боевых действиях, следовательно и рациональная работа с вредным влиянием сильных переживаний на психику воинов при чувствах тревоги и страха соответствуют готовности к факторам боевого стресса (9). При этом, организаторы деятельности людей в экстремальных условиях должны стремится к обеспечению их необходимой информацией о специфике обстановки. Определенный опыт такой работы с управленцами включает рекомендации о методах экспресс - оценки фрустрирующих состояний в экстремальных ситуациях и оказании ими экстренной психологической самопомощи и помощи другим, приемами психической коррекции и саморегуляции, с соответствующей дальнейшей социально-психологической реадаптацией.

При этом предварительная медико - акмеологическая информация может предоставляться в интерактивной форме лекции, докладов, бесед, выступления участников и очевидцев событий, деловых игр. В печатной (памятки, наставления, инструкции) форме, путем просмотра и обсуждения интернет - информации. Такая работа носит как групповой, так и индивидуальный характер. Эффективность психологических знаний повышается в том случае, если распространяемая информация конкретизирована в связи со спецификой экстремальной деятельности, отвечает уровню подготовки участников таких ситуаций и их настроениям, не напрегает, а формирует ключи доступа к пониманию действия фрустрирующих факторов.

К основным ключам самооздоровления и самоподготовки к экстремальным ситуациям, на которые человек отвечает в этих ситуациях, можно отнести: переживания страха смерти, повреждений тела, не уверенность в выполнении задачи, оценке поведения окружающих. Задача готовности проявить возможности преодоления страхов и мобилизовать ресурсы на преодоление состояния фрустрации. К переживаниям можно отнести и неуверенность в своих силах, чувство вины за неловкость в выполнении поручений. Такие переживания как правило усугубляются с присоединением усталости (физической) и утомляемости (психической). Выход из экстремальной ситуации зависит от возможностей мобилизации своих внутренних ресурсов на решение двух задач: поддержание состояние здоровья приобретенными в упражнениях навыками самосохранения в стрессоустойчивости и преодолении фрустраций и выполнения поставленной производственной задачи. В целом ситематизированные знания о экстремальных ситуациях являются эффекивными в состоянии готовности к фрустрирующим состояниям в этих ситуациях, позволяют строить схемы противодействия самопомощи в моменты действия различных стрессоров.

Занятия по предметам акмеологии здоровья, ориентированные на развитии необходимых психических качеств и состояний, включают основные способы психологической подготовки, основанных на принципе внесения в процесс акмеологических программ элементов преодоления напряженности и внезапности, опасности и риска, свойственных экстремальной обстановке, и многократная тренировка участников экстремальных ситуаций, в выполнении изучаемых приемов и действий в этих условиях. В акмеологические программы влючаются занятия по оценке усложненных

условий фрустрации, по психологическому содержании и силе экстремальных рисков и факторам, воздействующих на психику человека и технологическая схема психологической программы подготовки к процессам экстремальности (должны быть определенные).

Должны учитываться все отрицательные факторы, включая: степень опасности, уровни напряженности, дефицит информации и времени (внезапность, новизна обстановки, информационная перегрузка, ускорение темпа деятельности); степень ответственности, потеря товарищей, необходимость выжавания.

Технологическая схема психологической подготовки к процессу стрессоустойчивости включает: знания и умения выявления стресс - факторов соответствующей экстремальной ситуации; оценка степени их влияния на состояние и моделирование их действия; мобилизацию внутренних ресурсов психики (на основе тренинговой работы) на преодоление; модели действий в усложненных фрустрирующих ситуациях; оценка свих возможностей выхода из такой ситуации; ориентация на формы реабилитации последействия стрессоров. Отсюда и содержание акмеологических программ подготовки к экстриму должно включать следующие разделы, которые должны моделироваться в процессе учебного комплекса создавая многомерную, многомодальную и субмодальную схему алгоритмов, воздействующих на все уровни органов чувств, создавая реалистичную картину соответствующей экстремальной ситуации. Приоритет моделей состоит в том, чтобы сформировать санации и аутосанации к активным антиципациям инициативных действия в условиях повышенных психических нагрузок и фрустрирующих ситуаций, обеспечивая приобретение ими необходимого опыта преодоления трудностей и отрицательных психических состояний, формировать у них комплекс таких волевых качеств, как уверенность, решительность, устойчивость самообладания. Условием психической подготовки является осуществление сходных с условиями предстоящей экстремальной деятельности.

Анализ практики организации психологической подготовки к экстремальным ситуациям позволил выделить основные способы моделирования угнетающих психику факторов (4).

Моделироване рисковых ситуаций и факторов опасности в процессе подготовки: создание реалистичной, многомерных и многомодальных ситуаций современного многообразия ЧС; алгоритмы действий специалистов или спасателей в условиях действия вредных факторов; алгоритмы работы команды в условиях ЧС; организация работы сапомощи и взаимопомощи; преодоление сложных препятствий с непосредственной опасностью для жизни, при соблюдении мер безопасности; взаимодействие между командами; занятия соответствующими видами спорта, формирующими физическое здоровье, решительность, смелость.

Моделирование психической и физической напряженности: проведение занятий и тренингов в выполнении функциональных задач в условиях региона ЧС и усложненной эргономической обстановки (интенсивный шум, вибрация конструкций, слабая освещенность, резкие, неприятные запахи, длительное действие без отдыха в средствах защиты); имитация негативных факторов среды и нестандартных действий этих факторов на человека; анализ и управление информацией, необходимой для принятия решений и действий; создание систем препятствий, зон повышенной опасности, очагов пожаров; имитация ситуаций страха, потерь друзей и товарищей, отказов работы технических стредств; выполнение поставленных задач ликвидации ЧС сокращенными ресурсами; задержки эвакуаций с места ЧС и экстримальных ситуаций; другие негативные ожидания, неожиданные команды на новые действия.

Моделирование расстраивающих психику факторов современных чрезвычайных ситуаций включают: системы имитации обстановки фрустрирующих ситуаций (компьютерные тренажеры управления своими действиями и координация действий с другими, лазерные имитаторы стрессоров ЧС, компьютерные тренажеры для

специалистов с использованием эффектов виртуальной реальности ЧС; средства имитации применения современной техники по ликвидации ЧС; меры упреждения радиоактивной пыли и других видов заражения; средства имитации результатов разрушений (разрушенные объекты, участки дорог и мостов, макеты поврежденной техники, муляжи трупов, завалы, аудиозаписи с криками раненых, контуженных, паникеров и др.); средства, применяемые в в ликвидации разрушений и потерь.

В целом в процессе обучения специалист должен познать и пережить весь спектр воздействие, характерных факторов для конкретной стрессовой ситуации ЧС, на его организм и структуры психики (зрительных, слуховых, кинестетических, обонятельных, осязательных, вкусовых, вестибулярных модальностей), научиться правильно реагировать, с использованием навыков санаций и аутосанаций здоровья, активно их использовать и действовать в условиях усиления факторов экстремальной ситуации.

Занятие может проводиться в составе малых групп и в соответствии с планом подготовки.

Акмеологические алгоритмы санаций и аутосанаций санационного мышления в психологической подготовке к экстримальным ситуциям. Вертуально-моторная тренировка использует установленные связи между мыслью и движением: мысль о движении вызывает самодвижение. Такие непроизвольные движения, автоматически вызываемые представлениями о них можно обозначить как вертуально - моторными актами. Использование их в акмеологических программах в непосредственной подготовке к предстоящей экстремальной ситуации, под влиянием двигательных представлений можно изменять функциональное состояние систем организма, которые обеспечивают реальные движения. Имитация водопоя распределяет водный баланс в организме, что включает кровообращение, изменяет биоэлектрические потоки мозга и мышечной системы. Установлено, что при многократном мысленном выполнении конкретных действий происходит формирование двигательного навыка. Установлено, что тренировки спортсменов путем представления движения повышают: скорость движения на 34 %, точность от 5 до 17 % , мышечную силу кисти - на 36% (А.Ц.Пуни). В ряде исследований получены данные о том, что вертуально - моторные тренировки с командами баскетболистов, бейсболистов, тенисистов давали результаты, близкие к тем, которые достигались при практических тренировках (2).

Вертуально-моторная тренировка находит все более широкое применение в формировании санаций и аутосанаций к эксремальным ситуациям, формируя санационное мышление. Так, мысленное проигрывание действий антиципирующих состояние психического здоровья, обязательно используются при подготовке к полету курсантов летных училищ. Образное представление и воображение, как бы видение различных экстремальных ситуаций и выполняемых при этом движений, сочетается в вертуально - моторной тренировке с чувственным переживанием обстановки. Метод санационного мышления в преднамеренности представления ситуаций и событий формирует первоначально представление и затем совершенствование аутосанаций в момент фрустрирующих состояний. Мы выделяем в вертуально - моторной тренировке санационного мышления три этапа: I) пространственное воспроизведение экстремальных ситуаций; 2) санационное и аутосанационное представление действий внутренней речью или вслух - всего алгоритма действий по выполнению задач; 3) вертуально - моторное проигрывание поведения в ЧС в уме или с использованием интернет - модели специального тренажера. Такие уатотренировки, выполняемые перед вхождение в экстрим, позволяют существенно сократить продолжительность фазы адаптации и обеспечить оптимальные действия, к примеру, спасателя, с первых минут его пребывания в ЧС. Однако очевидно, что возможности формирования навыков санаций и аутосанаций санационного мышления выходят далеко за пределы процесса формирования навыков действий.

В конце 60-х годов А. Ц. Пуни обосновал положение о полифункциональном характере представлений движения, его программирующей, регулирующей и корректирующей функциях, которые взаимодействуют как с сенсорными, перцептивными и мнемическими, так и с мыслительными, эмоциональными и волевыми процессами. Речь идет о возможности использования вертуально - моторной тренировки в целях формирования (задания силы, амплитуды, последовательности, темпа), закрепления навыков действии, некоторой адаптации органов чувств человека к условиям предстоящей деятельности, настроя специалиста на решение оперативных задачи. При этом возможности вербальной моторики позволяют создать такие средства психологической подготовки, как гетеротренинг, ситуативно-образная психокорректирующий тренинг.

Варианты вертуально - моторной тренировки могут быть разные, мы формируем их на основе рекомендаций С.В.Дудина (3). Ситуативно-образная психорегулирующая тренировка (СОПТ) - метод психологической подготовки управленца к стрессам, основывающийся на смысловом воспроизведении ситуации, вариантов ее развития, выполняемых действий и эмоционального фона деятельности. В процессе тренировки обучаемый как бы воспринимают стрессовую ситуацию глазами ее участника (субъекта боевой ситуации) и вертуально - моторно переживают ее в различных модальностях.

На вводном этапе тренировки подробно описываются алгоритмы взятые из реальной стрессовой ситуации. Один из ее участников в различных модальностях (визуальной, аудиальной, кинестетической, обонятельной, осязательной) описывает свое восприятие обстановки, действия, чувства, проявившиеся в ходе действия стрессоров. На основном этапе: осуществляются релаксация и приведение в аутогипнотическое

состояние формирование образа поведения и действий, развитие уверенности в себе, своих силах путем вертуально - моторного проигрывания ситуации, проговариваемой вслух ее субъектом; целенаправленное, жесткое самовнушение уверенности, самообладания. На заключительном этапе проводится рациональный разбор ситуаций, ошибок, допущенных ее участниками, анализ возможных вариантов действий, ощущений и переживаний обучаемых (в форме дискуссии). Алгоритмы упражнений составляются психологом.

Разновидностью вертуально - моторного тренинга является гетеротренинг -программируемой психокоррекции, нацеленный на формирование образно - чувственно -двигательных моделей поведения в прогнозируемой экстремальной обстановке. В водном этапе осуществляется релаксация обучающегося (мышечное расслабление, отвлечение от внешних и внутренних раздражителей). В основном этапе проводятся мысленное проигрывание ситуаций предстоящей экстремальной деятельности. Необходимо, чтобы представление движений и действий было ярким, отчетливым, точным к мышечно-двигательным, а не только зрительным. Обучаемый должен видеть ситуацию своими глазами, чувствовать ее органами чувств (не со стороны). Эффективность тренинга возрастает, если осуществляется словесное проговаривание (про себя) процесса выполнения действий и возникающих ощущений с помощью словесных формул. На заключительном этапе производится выход в состояние бодрствования с

одновременным формированием психологического настроя на предстоящие действия в экстремальных условиях.

Формирование настроения как способ психологической подготовки. В плане готовности к стрессам может быть активно использован метод словесно - образного, эмоционально - волевого управления сознанием человека (СОЭВУС), разработанный Г.Н.Сытиным. Метод основан на учении И.П.Павлова о речи как второй сигнальной системе и ее связи с подсознанием человека, управляющим физиологическими процессами в организме. Связь позволяет оказывать воздействие на психику и через нее на функции внутренних органов. Основу метода составляют настрой - уровень готовности, образы - послание сознанию и бессознательному. Их алгоритмы позволяют формировать яркие образы здоровья, силы, неутомимости, энергичности, структурные

психические состояния, стимулирующие волевые усилия. К примеру, «Я сымый смелый и смогу справиться с любыми трудностями», «Моя внутренняя устойчивость, сила моей воли гораздо сильнее всех трудностей и препятствий» и т.п.

Метод СОЭВУС не требует предварительной подготовки. Содержание настроев можно проговаривать вслух и про себя в любое время суток, прослушивать в звукозаписи. Неприятные слова, сложные обороты их текста можно опускать. Этим методы психологической готовности специалистов к стрессовым ситуациям позволяют решать широкий круг задач по созданию у них необходимого настроения на активные действия, адекватного образа предстоящих действий и, в определенной степени, навыков эффективного противодействия фрустрирующим состояниям.

Литератера:

1. Деркач А. А, Акмеологический тренинг профессионально-целевой направленности // Основы общей и прикладной акмеологии. - М, Российская академия гос. службы при Президенте РФ. - М. 1994.

2. Белкин Л. А. Идеомоторная тренировка в спорте. - М.1983; Богданова Д.Я. Занимательная психология спорта. М.: 1993;

3. Дудин С.В. Профилактика боевых психических расстройств у военнослужащих специальными методами психологической подготовки. Сборник материалов ЦВСППИ МО РФ. - М.1993. № 4.

4. Психалогичаекая подготовка личного состава подразделении сухопутных войск к бою. Методические рекомендации. - М.1993.

Психолого-педагогические аспекты обеспечения безаварийности полетов (предупреждение летных происшествий) в авиационных частях. Методические рекомендации - М. 1993.

5. Сысоев В.В. Психологическая подготовка личного состава к активным боевым действиям в условиях современной войны //Социальная и военная психология, M.:1990;

6. Съедин С.И., Абдурахманов Р.А. Психологические последствия боевой обстановка. М., 1992;

7. Казаков Ю.Н. Психология безопасности: формирование здоровья личности. В 3-х частях.- М.:2007,2008,2009.

8. Казаков Ю.Н., Заковряшина С.Е. Методические рекомендации по реабилитации боевого стресса. - М.2008.

9. Шумков Г.Е. Психика бойцов во время сражения. СПб., 1905, Вып,1;

10. Шумков Г.Е. Чувство тревоги как доминирующая иллюзия в период ожидания боя // Военный сборник. 1913. № II.

© Казаков Ю.Н., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.