ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
Ю.Н. Казаков
МЕДИКО-АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА САНИРОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА К ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ СИТУАЦИЯМ
Ключевые слова: санирование, формирование готовности, специалист, экстремальные ситуации, медико-акмеологическая программа.
Keywords: sanitation, readiness formation, the expert, extreme situations, medical-akmeological program.
Разработанная программа отражает медико-акмеологические приемы формирования санаций и аутосанаций, которые в обстановке фрустрации понимаются как единство анализа, прогнозирования и психологического воздействия, осуществляемых на этапах стрессовых и фрустрирующих ситуаций (от вхождения в контакт, до выхода из ситуации). На различных ее уровнях деятельности, к примеру, от отдельного члена команды спасателей, коллектива, организации, учреждения, с учетом возможностей функционирования организма человека, сознательной и бессознательной интеграции компонентов физического, психического и профессионального здоровья.
В медико-акмеологическом подходе формирования готовности к фрустрирующим состояниям выделяются два взаимосвязанных компонента: медико - акмеологическое санирование (формирование санаций сохранения здоровья) и психолого-акмеологическое аутосанирование (приемов аутосанаций самооздоровления - внутреннего сопротивления стрессорам). Санирование - включает процесс проектирования и прогнозирования психологического содержания фрустрирующих ситуаций предстоящей деятельности и закладывании в них психологических условий, обеспечивающих оптимальное преодоление таких ситуаций посредством аутосанаций - техник самооздоровления. Санации психологически предполагают уточнение совокупности рисков, которые будут определять структуру аутосанаций в установках, мотивах, психических состояниях восприятия стрессоров, активность человека в предстоящей фрустрирующей ситуации и проектирование адекватных ей психолого - акмеологических, психофизиологических и психокоррекционных действий.
Изучение таких ситуаций позволило выделить следующие основные группы рисков, определяющих поведение и психическое состояние: социально-психологические, фрустрирующие (стрессогенные), эргономические, психофизиологические, субъективно -личностные (5,6,7,8).
1.Социально-психологические риски включают отраженные в сознании следующие общественные явления. Отношение к стрессам, значимым в социальных и экстремальных ситуациях, степень значимости стрессоров в сознании людей, организаторов, управленцев, спасателей. Понятность и приемлемость формулированных целей стрессоустойчивости, достигаемой в личностных интересах сохранения здоровья. Степень включенности различных социальных групп в стрессовую ситуацию. Сформированность в общественном сознании образа фрустрирующих ситуаций, коллективная совместимость и сплоченность в социальных и производственных группах, попавших в эту ситуацию.
2. Фрустрирующие риски: а) риски в жизнедеятельности; б) дефицит времени и информации; в) необходимость участия в стрессовых ситуациях; г) окружающие негативные образы экстремальных факторов рисковой ситуации.
3. Эргономические риски: природно-географические и погодно-климатические условия экстремальных ситуации; физико-химические условия среды обитания: температура воздуха и вредные примеси, процентное содержание кислорода, уровень шума, вибраций, атмосферного давления, освещенность; соотношение ритма деятельности и естественных биоритмов жизнедеятельности; возможность чередования деятельности, отдыха, сна, питания; степень сосредоточенности основных сил и ресурсов.
4. Психофизиологические риски: соответствие психофизиологической конституции и темперамента специалиста требованиям предстоящих стрессов; степень утомления и работоспособности; состояние физического, социального, профессионального и психического здоровья, наличие последствий предшествующих психических травм; уровень нервно-психической устойчивости.
5. Индивидуально-психологические риски: состояние мотивационной сферы выполнения профзадач, ориентация на активное участие в решении проблем в стрессовых ситуациях; наличие опыта работы в ЧС, способность адаптироваться к их условиям; развитие волевых качеств поведения в соответствии с требованиями предстоящих фрустраций.
Выявление психологического содержания санаций экстремальной деятельности позволяет предположить следующее. Какие специалисты нужны для ее выполнения (личностные качества, психофизиологические характеристики физического, социального и психического здоровья). К преодолению каких фрустрирующих ситуаций их нужно готовить (какие профессиональные качества и качества здоровья необходимо развивать). Как нейтрализовать, оптимизировать, преодолеть условия, в которых будет осуществляться экстремальная деятельность. На этой основе проводится психологический отбор специалистов, их распределение по профессиональным группам, командам, с учетом их совместимости, возможностей в сплоченности, психологической подготовки к действиям в экстремальных, фрустрирующих ситуациях.
Аутосанации как компонент психологической стрессоустойчивости в экстремальной обстановке прогнозируют, на основе антиципации и выявления, оценки и изменения психологических условий, имеющих опыт осуществляемой ранее деятельности. Психологи и акмеологи формируют эталоны нормы, моделей оптимальных психологических условий для конкретного вида действий в экстремальных условиях. Все это осуществляется с помощью алгоритмов соответствующих коррекционных программ.
Опыт медико - акмеологической работы во фрустрирующей обстановке, показывает, что формирование санаций и аутосанаций и их коррекции подвергают: знания и системы экстремальных рисков, системы установок и мотивов их преодоления; возможные психические состояния, реакции участников, включая управленцев или ликвидаторов ЧС; ресурсы поддержания психического здоровья участников экстремальных ситуаций.
Направления медицинской акмеологии в формировании санаций и аутосанаций готовности к таким ситуациям включают: а) знания и навыки санаций посредством оптимизации внешних рисков экстремальной деятельности (предупраждение, нейтрализация и ликвидация общих рисков и возможных психологических воздействий стрессоров; приспособление средств жизниобеспечения; рационализация поведения в экстремальной деятельности); б) психологическая самопомощь в оценке и преодолении психотравмирующих факторов фрустрирующей обстановки (психологическая самоподдержка и самореабилитация).
С учетом выше изложенного алгоритмы технологической схемы медико-акмеологической программы подготовки к фрустрирующим ситуациям следующие.
На первое место выходят знания санации рисков предстоящих условий экстремальной деятельности - подготовка для включения санационного мышления.
Затем формируются навыки аутосанаций преодоления фрустрирующих рисков для самосопровождения их действия на профилактику риска и самопомощи в поддержании и реабилитации своего психического здоровья на основе сформированных установок, возможностей мобилизации, настроя, мотивации, отношения, восприятия, взаимоотношения - внутренней позиции в сопровождении самоподготовленности к работе в экстремальных ситуациях.
Заключают программу алгоритмы действий в коррекции внутренних ресурсов преодоления и выхода из фрустрирующего состояния и последующей социально -психологической реабилитации к последующей жизнедеятельности.
Основные элементы программы: приемы санирования медико - акмеологического содержания условий предстоящей экстремальной деятельности, выявление требований к состоянию физического, социального и психического здоровья - основы формирования готовности к преодолению фрустрирующих состояний; формирование психологически важных качеств личности в выполнении экстремальной деятельности; формирование элементов работы в команде, с учетом психологической совместимости, уровня профессиональной подготовленности; мдико - акмеологическая подготовка людей к действиям в конкретных фрустрирующих ситуациях; выработка навыков санаций и аутосанаций и психологической самопомощи в преодолении психотравмирующих рисков экстремальной обстановки, навыки психологической реабилитация лиц с проявлениями диссонансов и психических деформаций; формирование алгоритмов социально-психологической реадаптации и возвращения к нормальной жизнедеятельности.
Программы учитывают и алгоритмы оптимизации внешних условий преодоления экстремальных ситуаций, осуществляемой методами организаторской, информационно-коррекционной, медико - валеологической работы, противодействия психологическим фрустрирующим рискам экстремальной ситуации. Задача психолого - акмеологической работы представляется в предоставлении объективной информации об эффективности проводимых в этом направлении мероприятий, характере их влияния на психические состояния, мотивацию и поведение участников экстремальных ситуаций.
В зависимости от исходных условий и психологических параметров экстремальной деятельности применяются разные из перечисленных алгоритмов. Однако реализация каждого алгоритма психологической работы осуществляется посредством акмеологической методики - совокупности объединенных общим целеполаганием, взаимосогласованных методов и средств формирования готовности к фрустрирующим состояниям.
Техника подготовки специалистов к фрустрациям. Анализ литературы медицины катастроф и психологической литературы позволил выделить проблемы в повседневной практике экстремальных ситуаций и алгоритмы психологической готовности к фрустрирующим состояниям знания в области акмеологии здоровья и медицинских основ психического здоровья и санапсихологии; занятия и упражнения по предметам подготовки специалиста к экстремальным ситуациям, ориентирующие на развитие необходимых психологических и профессиональных качеств и приемов коррекции состояний биологического, физического, социального и психического здоровья в условиях экстремальных ситуаций; специальные формы психотренингов санаций и аутосанаций в возможностях саморегуляции (7).
Знания психического здоровья и санапсихологии в самопознании своих возможностей представляют собой систематическое и организованное распространение не только психологической информации о здоровье (акмеологии здоровья, медицинской акмеологии, акмеологии профессионального здоровья, психологии безопасности), в целях
формирования у них понимания закономерностей функционирования человеческой психики и состояния здоровья, но и поведения людей в экстремальных условиях, и путей, и способов управления внутренними ресурсами собственной психики и оказания психологической самопомощи во фрустрирующих состояниях.
Практически, простое знание тех психологических явлений, с которыми может столкнуться специалист в экстремальной ситуации, позволяет психологически подготовиться к встрече с неблагоприятными рисками и факторами, которые могут привести к фрустрации. Знания о типах возможных реакций на эктремальные стресс -риски формируют состояние антиципации (упреждения), действующей по принципу преждения фрустрации. К примеру, Г.Е. Шумков исследуя боевой стресс считал, что ознакомление воинов с реальными событиями в бою (в смысле психических переживаний), есть предварительное накопление боевого опыта. Последствия участия в боевых действиях, следовательно и рациональная работа с вредным влиянием сильных переживаний на психику воинов при чувствах тревоги и страха соответствуют готовности к факторам боевого стресса (9). При этом, организаторы деятельности людей в экстремальных условиях должны стремится к обеспечению их необходимой информацией о специфике обстановки. Определенный опыт такой работы с управленцами включает рекомендации о методах экспресс - оценки фрустрирующих состояний в экстремальных ситуациях и оказании ими экстренной психологической самопомощи и помощи другим, приемами психической коррекции и саморегуляции, с соответствующей дальнейшей социально-психологической реадаптацией.
При этом предварительная медико - акмеологическая информация может предоставляться в интерактивной форме лекции, докладов, бесед, выступления участников и очевидцев событий, деловых игр. В печатной (памятки, наставления, инструкции) форме, путем просмотра и обсуждения интернет - информации. Такая работа носит как групповой, так и индивидуальный характер. Эффективность психологических знаний повышается в том случае, если распространяемая информация конкретизирована в связи со спецификой экстремальной деятельности, отвечает уровню подготовки участников таких ситуаций и их настроениям, не напрегает, а формирует ключи доступа к пониманию действия фрустрирующих факторов.
К основным ключам самооздоровления и самоподготовки к экстремальным ситуациям, на которые человек отвечает в этих ситуациях, можно отнести: переживания страха смерти, повреждений тела, не уверенность в выполнении задачи, оценке поведения окружающих. Задача готовности проявить возможности преодоления страхов и мобилизовать ресурсы на преодоление состояния фрустрации. К переживаниям можно отнести и неуверенность в своих силах, чувство вины за неловкость в выполнении поручений. Такие переживания как правило усугубляются с присоединением усталости (физической) и утомляемости (психической). Выход из экстремальной ситуации зависит от возможностей мобилизации своих внутренних ресурсов на решение двух задач: поддержание состояние здоровья приобретенными в упражнениях навыками самосохранения в стрессоустойчивости и преодолении фрустраций и выполнения поставленной производственной задачи. В целом ситематизированные знания о экстремальных ситуациях являются эффекивными в состоянии готовности к фрустрирующим состояниям в этих ситуациях, позволяют строить схемы противодействия самопомощи в моменты действия различных стрессоров.
Занятия по предметам акмеологии здоровья, ориентированные на развитии необходимых психических качеств и состояний, включают основные способы психологической подготовки, основанных на принципе внесения в процесс акмеологических программ элементов преодоления напряженности и внезапности, опасности и риска, свойственных экстремальной обстановке, и многократная тренировка участников экстремальных ситуаций, в выполнении изучаемых приемов и действий в этих условиях. В акмеологические программы влючаются занятия по оценке усложненных
условий фрустрации, по психологическому содержании и силе экстремальных рисков и факторам, воздействующих на психику человека и технологическая схема психологической программы подготовки к процессам экстремальности (должны быть определенные).
Должны учитываться все отрицательные факторы, включая: степень опасности, уровни напряженности, дефицит информации и времени (внезапность, новизна обстановки, информационная перегрузка, ускорение темпа деятельности); степень ответственности, потеря товарищей, необходимость выжавания.
Технологическая схема психологической подготовки к процессу стрессоустойчивости включает: знания и умения выявления стресс - факторов соответствующей экстремальной ситуации; оценка степени их влияния на состояние и моделирование их действия; мобилизацию внутренних ресурсов психики (на основе тренинговой работы) на преодоление; модели действий в усложненных фрустрирующих ситуациях; оценка свих возможностей выхода из такой ситуации; ориентация на формы реабилитации последействия стрессоров. Отсюда и содержание акмеологических программ подготовки к экстриму должно включать следующие разделы, которые должны моделироваться в процессе учебного комплекса создавая многомерную, многомодальную и субмодальную схему алгоритмов, воздействующих на все уровни органов чувств, создавая реалистичную картину соответствующей экстремальной ситуации. Приоритет моделей состоит в том, чтобы сформировать санации и аутосанации к активным антиципациям инициативных действия в условиях повышенных психических нагрузок и фрустрирующих ситуаций, обеспечивая приобретение ими необходимого опыта преодоления трудностей и отрицательных психических состояний, формировать у них комплекс таких волевых качеств, как уверенность, решительность, устойчивость самообладания. Условием психической подготовки является осуществление сходных с условиями предстоящей экстремальной деятельности.
Анализ практики организации психологической подготовки к экстремальным ситуациям позволил выделить основные способы моделирования угнетающих психику факторов (4).
Моделироване рисковых ситуаций и факторов опасности в процессе подготовки: создание реалистичной, многомерных и многомодальных ситуаций современного многообразия ЧС; алгоритмы действий специалистов или спасателей в условиях действия вредных факторов; алгоритмы работы команды в условиях ЧС; организация работы сапомощи и взаимопомощи; преодоление сложных препятствий с непосредственной опасностью для жизни, при соблюдении мер безопасности; взаимодействие между командами; занятия соответствующими видами спорта, формирующими физическое здоровье, решительность, смелость.
Моделирование психической и физической напряженности: проведение занятий и тренингов в выполнении функциональных задач в условиях региона ЧС и усложненной эргономической обстановки (интенсивный шум, вибрация конструкций, слабая освещенность, резкие, неприятные запахи, длительное действие без отдыха в средствах защиты); имитация негативных факторов среды и нестандартных действий этих факторов на человека; анализ и управление информацией, необходимой для принятия решений и действий; создание систем препятствий, зон повышенной опасности, очагов пожаров; имитация ситуаций страха, потерь друзей и товарищей, отказов работы технических стредств; выполнение поставленных задач ликвидации ЧС сокращенными ресурсами; задержки эвакуаций с места ЧС и экстримальных ситуаций; другие негативные ожидания, неожиданные команды на новые действия.
Моделирование расстраивающих психику факторов современных чрезвычайных ситуаций включают: системы имитации обстановки фрустрирующих ситуаций (компьютерные тренажеры управления своими действиями и координация действий с другими, лазерные имитаторы стрессоров ЧС, компьютерные тренажеры для
специалистов с использованием эффектов виртуальной реальности ЧС; средства имитации применения современной техники по ликвидации ЧС; меры упреждения радиоактивной пыли и других видов заражения; средства имитации результатов разрушений (разрушенные объекты, участки дорог и мостов, макеты поврежденной техники, муляжи трупов, завалы, аудиозаписи с криками раненых, контуженных, паникеров и др.); средства, применяемые в в ликвидации разрушений и потерь.
В целом в процессе обучения специалист должен познать и пережить весь спектр воздействие, характерных факторов для конкретной стрессовой ситуации ЧС, на его организм и структуры психики (зрительных, слуховых, кинестетических, обонятельных, осязательных, вкусовых, вестибулярных модальностей), научиться правильно реагировать, с использованием навыков санаций и аутосанаций здоровья, активно их использовать и действовать в условиях усиления факторов экстремальной ситуации.
Занятие может проводиться в составе малых групп и в соответствии с планом подготовки.
Акмеологические алгоритмы санаций и аутосанаций санационного мышления в психологической подготовке к экстримальным ситуциям. Вертуально-моторная тренировка использует установленные связи между мыслью и движением: мысль о движении вызывает самодвижение. Такие непроизвольные движения, автоматически вызываемые представлениями о них можно обозначить как вертуально - моторными актами. Использование их в акмеологических программах в непосредственной подготовке к предстоящей экстремальной ситуации, под влиянием двигательных представлений можно изменять функциональное состояние систем организма, которые обеспечивают реальные движения. Имитация водопоя распределяет водный баланс в организме, что включает кровообращение, изменяет биоэлектрические потоки мозга и мышечной системы. Установлено, что при многократном мысленном выполнении конкретных действий происходит формирование двигательного навыка. Установлено, что тренировки спортсменов путем представления движения повышают: скорость движения на 34 %, точность от 5 до 17 % , мышечную силу кисти - на 36% (А.Ц.Пуни). В ряде исследований получены данные о том, что вертуально - моторные тренировки с командами баскетболистов, бейсболистов, тенисистов давали результаты, близкие к тем, которые достигались при практических тренировках (2).
Вертуально-моторная тренировка находит все более широкое применение в формировании санаций и аутосанаций к эксремальным ситуациям, формируя санационное мышление. Так, мысленное проигрывание действий антиципирующих состояние психического здоровья, обязательно используются при подготовке к полету курсантов летных училищ. Образное представление и воображение, как бы видение различных экстремальных ситуаций и выполняемых при этом движений, сочетается в вертуально - моторной тренировке с чувственным переживанием обстановки. Метод санационного мышления в преднамеренности представления ситуаций и событий формирует первоначально представление и затем совершенствование аутосанаций в момент фрустрирующих состояний. Мы выделяем в вертуально - моторной тренировке санационного мышления три этапа: I) пространственное воспроизведение экстремальных ситуаций; 2) санационное и аутосанационное представление действий внутренней речью или вслух - всего алгоритма действий по выполнению задач; 3) вертуально - моторное проигрывание поведения в ЧС в уме или с использованием интернет - модели специального тренажера. Такие уатотренировки, выполняемые перед вхождение в экстрим, позволяют существенно сократить продолжительность фазы адаптации и обеспечить оптимальные действия, к примеру, спасателя, с первых минут его пребывания в ЧС. Однако очевидно, что возможности формирования навыков санаций и аутосанаций санационного мышления выходят далеко за пределы процесса формирования навыков действий.
В конце 60-х годов А. Ц. Пуни обосновал положение о полифункциональном характере представлений движения, его программирующей, регулирующей и корректирующей функциях, которые взаимодействуют как с сенсорными, перцептивными и мнемическими, так и с мыслительными, эмоциональными и волевыми процессами. Речь идет о возможности использования вертуально - моторной тренировки в целях формирования (задания силы, амплитуды, последовательности, темпа), закрепления навыков действии, некоторой адаптации органов чувств человека к условиям предстоящей деятельности, настроя специалиста на решение оперативных задачи. При этом возможности вербальной моторики позволяют создать такие средства психологической подготовки, как гетеротренинг, ситуативно-образная психокорректирующий тренинг.
Варианты вертуально - моторной тренировки могут быть разные, мы формируем их на основе рекомендаций С.В.Дудина (3). Ситуативно-образная психорегулирующая тренировка (СОПТ) - метод психологической подготовки управленца к стрессам, основывающийся на смысловом воспроизведении ситуации, вариантов ее развития, выполняемых действий и эмоционального фона деятельности. В процессе тренировки обучаемый как бы воспринимают стрессовую ситуацию глазами ее участника (субъекта боевой ситуации) и вертуально - моторно переживают ее в различных модальностях.
На вводном этапе тренировки подробно описываются алгоритмы взятые из реальной стрессовой ситуации. Один из ее участников в различных модальностях (визуальной, аудиальной, кинестетической, обонятельной, осязательной) описывает свое восприятие обстановки, действия, чувства, проявившиеся в ходе действия стрессоров. На основном этапе: осуществляются релаксация и приведение в аутогипнотическое
состояние формирование образа поведения и действий, развитие уверенности в себе, своих силах путем вертуально - моторного проигрывания ситуации, проговариваемой вслух ее субъектом; целенаправленное, жесткое самовнушение уверенности, самообладания. На заключительном этапе проводится рациональный разбор ситуаций, ошибок, допущенных ее участниками, анализ возможных вариантов действий, ощущений и переживаний обучаемых (в форме дискуссии). Алгоритмы упражнений составляются психологом.
Разновидностью вертуально - моторного тренинга является гетеротренинг -программируемой психокоррекции, нацеленный на формирование образно - чувственно -двигательных моделей поведения в прогнозируемой экстремальной обстановке. В водном этапе осуществляется релаксация обучающегося (мышечное расслабление, отвлечение от внешних и внутренних раздражителей). В основном этапе проводятся мысленное проигрывание ситуаций предстоящей экстремальной деятельности. Необходимо, чтобы представление движений и действий было ярким, отчетливым, точным к мышечно-двигательным, а не только зрительным. Обучаемый должен видеть ситуацию своими глазами, чувствовать ее органами чувств (не со стороны). Эффективность тренинга возрастает, если осуществляется словесное проговаривание (про себя) процесса выполнения действий и возникающих ощущений с помощью словесных формул. На заключительном этапе производится выход в состояние бодрствования с
одновременным формированием психологического настроя на предстоящие действия в экстремальных условиях.
Формирование настроения как способ психологической подготовки. В плане готовности к стрессам может быть активно использован метод словесно - образного, эмоционально - волевого управления сознанием человека (СОЭВУС), разработанный Г.Н.Сытиным. Метод основан на учении И.П.Павлова о речи как второй сигнальной системе и ее связи с подсознанием человека, управляющим физиологическими процессами в организме. Связь позволяет оказывать воздействие на психику и через нее на функции внутренних органов. Основу метода составляют настрой - уровень готовности, образы - послание сознанию и бессознательному. Их алгоритмы позволяют формировать яркие образы здоровья, силы, неутомимости, энергичности, структурные
психические состояния, стимулирующие волевые усилия. К примеру, «Я сымый смелый и смогу справиться с любыми трудностями», «Моя внутренняя устойчивость, сила моей воли гораздо сильнее всех трудностей и препятствий» и т.п.
Метод СОЭВУС не требует предварительной подготовки. Содержание настроев можно проговаривать вслух и про себя в любое время суток, прослушивать в звукозаписи. Неприятные слова, сложные обороты их текста можно опускать. Этим методы психологической готовности специалистов к стрессовым ситуациям позволяют решать широкий круг задач по созданию у них необходимого настроения на активные действия, адекватного образа предстоящих действий и, в определенной степени, навыков эффективного противодействия фрустрирующим состояниям.
Литератера:
1. Деркач А. А, Акмеологический тренинг профессионально-целевой направленности // Основы общей и прикладной акмеологии. - М, Российская академия гос. службы при Президенте РФ. - М. 1994.
2. Белкин Л. А. Идеомоторная тренировка в спорте. - М.1983; Богданова Д.Я. Занимательная психология спорта. М.: 1993;
3. Дудин С.В. Профилактика боевых психических расстройств у военнослужащих специальными методами психологической подготовки. Сборник материалов ЦВСППИ МО РФ. - М.1993. № 4.
4. Психалогичаекая подготовка личного состава подразделении сухопутных войск к бою. Методические рекомендации. - М.1993.
Психолого-педагогические аспекты обеспечения безаварийности полетов (предупреждение летных происшествий) в авиационных частях. Методические рекомендации - М. 1993.
5. Сысоев В.В. Психологическая подготовка личного состава к активным боевым действиям в условиях современной войны //Социальная и военная психология, M.:1990;
6. Съедин С.И., Абдурахманов Р.А. Психологические последствия боевой обстановка. М., 1992;
7. Казаков Ю.Н. Психология безопасности: формирование здоровья личности. В 3-х частях.- М.:2007,2008,2009.
8. Казаков Ю.Н., Заковряшина С.Е. Методические рекомендации по реабилитации боевого стресса. - М.2008.
9. Шумков Г.Е. Психика бойцов во время сражения. СПб., 1905, Вып,1;
10. Шумков Г.Е. Чувство тревоги как доминирующая иллюзия в период ожидания боя // Военный сборник. 1913. № II.
© Казаков Ю.Н., 2011