Научная статья на тему 'Состояние проблемы исследования аутопсихологических условий преодоления стрессовых ситуаций'

Состояние проблемы исследования аутопсихологических условий преодоления стрессовых ситуаций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
151
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
СТРЕССОВЫЕ СИТУАЦИИ / ПРЕОДОЛЕНИЕ / АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / STRESS / COPING / AUTOPSIHOLOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Круглов О. А.

Рассматриваются проблемы состояния исследования аутопсихологических условий и теоретико-методологические основы преодоления стрессовых ситуаций. Показаны концептуальные аспекты значимости саморазвития и самообладания способностей осуществления деятельности в дезорганизующих ситуациях, влияющих на эмоциональную сферу личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issue status research autopsihological the conditions to overcome stressful situations

Examines the challenges of research autopsihological the conditions to overcome stressful situations. Shows the conceptual aspects of the importance of self-development and self-control.

Текст научной работы на тему «Состояние проблемы исследования аутопсихологических условий преодоления стрессовых ситуаций»

[3] Комплексная программа реализации Политики управления человеческими ресурсами ОАО «Газпром», его дочерних обществ и организаций на период 2011-2015 г г./ Департамент по управлению персоналом ОАО «Газпром». - М., 2011. - (Утверждена распоряжением ОАО «Газпром» от 06 декабря 2010 г № 979/к).

[4] Эффективное управление человеческими ресурсами - залог успешного развития ОАО «Газпром»: материалы семинара - совещания работников служб по управлению персоналом дочерних обществ и организаций ОАО «Газпром» (г. Сочи, 20-23 апреля 2010 г.). - М.: ООО «Газпром экспо», 2010.

Круглое О.А.

СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ

Сложность аутопсихологического формирования навыков преодоления стрессовых ситуаций специалистами спецподразделений связана с психогенностью воздействия на психику стрессоров [1].

Недостаточность методических основ оценки и аутопофилактики их преодоления снижает эффективность саморазвития в самоуправлении состоянием в момент острого эмоционального всплеска и непредсказуемости стрессовых ситуаций [2].

Это потребовало обобщения аутопсихологических исследований состояния и систематизации теоретико-методологической основы проблемы преодоления стрессовых ситуаций ССП. Для этого уточнено понятие «аутопсихологических условий» преодоления стрессов, как производного понятия «аутопсихологическая компетентность». По содержанию это внутренние акмеологические условия самопонимания, саморегуляции, самореализации в преодолении стрессовых ситуаций. Выделено понятие «специальной аутопсихологической компетенции» безопасности ССП, относительно процессов мобилизации компонентов самоуправления и саморегуляции состоянием психического здоровья в момент острого эмоционального всплеска и непредсказуемости стрессовых ситуаций.

Кроме того, отсутствие общепризнанной концепции аутопсихологичесих условий формирования саморазвития и самообладания - способностей потребовали обоснования осуществления деятельности в дезорганизующих ситуациях, влияющих на эмоциональную сферу личности [3, с.406]. Тем более в преодолении стрессовых ситуаций, что и потребовало уточнения условий возникновения и механизмов развития аутопсихологических реакций и методов осознанного овладения аутопсихологическими навыками их преодоления.

Аутопсихологическое исследование и анализ таких условий показал и необходимость формирования навыков аутопсихологии-сознательно-волевой организации психических процессов, регулирующих деятельность [3, с. 406]. Они должны строиться на основе специальной подготовки формирования аутопсихологических навыков, необходимых для преодоления стресса и выживания. На основе эффективности преодоления стрессогенных реакций и их последствий в реабилитации психического здоровья сотрудников оперативно-боевого подразделения после стресса.

В связи с эти весь комплекс изучаемой темы потребовал уточнения понятий ауто -функций личности, и состояния психического здоровья специалистов спецподразделений, и понятий стресса, сущность которого изучают не только с позиции психологии безопасности, но и биологии, медицины, социологии, поскольку кроме эмоционального состояния и здоровья одновременно проявляются его физиологические, психические и социальные составляющие.

В классическом понимании функция рассматриваются как отношение и взаимодействие объектов, в которых состояние, а также свойства должны быть конгруэнтны харак-тристикам других объектов или других моделей и систем.

Мы рассматриваем аутопсихологические функции самопонимания, самосознания, самосовершенствования психического здоровья специалиста спецподразделения, как произвольно формируемые аутофункции психики, влияющие на психолого-функциональную активность личности, которая строится нами на адекватных функциях модели аутоориенти-рованного саморазвития, с учетом сохранения центральных и вегетативные (непроизвольных) взаимосвязей реакции организма.

Раскрытие содержания аутопсихологических функций психики в преодолении стресса потребовало и уточнения понятий и механизмов стресса и стрессовых ситуаций.

Так, Суворова В.В. [4] определяет стресс как функциональное состояние всего организма, от внешнего воздействия на его психические функции, нервные процессы и деятельность органов. Горизонтова П.Д. [5, с. 5-79] показывает стресс в «общей адаптивной реакции организма, развивающейся в ответ на угрозу нарушения гомеостаза». Данилова Н.Я. и Крылова А.Л. [6, с. 406] определяют его как напряжение, возникающее от угрожающих и неприятных факторов ситуации. Погодаев К.И. (1976) определил стресс как состояние перенапряжения адаптации головного мозга, которые приводят к защите или повреждению организма и его внутриклеточных механизмов регуляции.

Р.С.Лазарус [7, с. 1-21] определил стресс как состояние беспокойства, как сигнал для изменения поведения. Указал на то, что подавление стресса причиняет вред здоровью и негативному состоянию индивидуальных физических и психических систем организма, отрицательному эмоциональному фону и к болезни. Интерпретировал психологический стресс не только как реакцию, но как процесс, в соответствии ресурсов и возможностей разрешения проблемной ситуации, определяемый различиями реакции1.

Р.С. Немов указывает, что одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс психологического напряжения, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку [8, с. 680].

А.Г. Маклаков определяет стресс как вид эмоционального состояния неустойчивости психики с повышенной физиологической и психологической активностью, трансформирующейся в оптимальное состояние или в состояние нервно-эмоциональной напряженности, снижения энергетических ресурсов [9, с. 456].

Марищука В.Л. и Евдокимов В.И. считают, что стрессовым является такое состояние, когда имеет выброс стероидных гормонов, поскольку сопровождается физиологическими реакциями и эмоциональными переживаниями и эндокринными реакциями [10].

О роли ближнего социального окружения в разитии стресса указывает Ю.В. Щербатых, связывая это с тем, что близкие люди как бы принимают часть удара на себя поддерживают человека [11].

Однако мы раскрываем проблему исследования аутопсихологических условий устойчивости и безопасности личности в стрессовых ситуациях, которая определена уровнем стрессогенных реакций (стрессогенности) и понимается нами как вид реакций, которые требуют от личности мобилизации психики и возможностей всех систем организма. Нами это объясняется, с одной стороны, условиями деятельности личности в ситуации, являющейся экстремальной, чрезвычайной и жизнеопасной, в силу недостаточности саморазвития и самообладания в неожиданной ситуации [13].

С другой стороны, для аутопсихологически подготовленной личности специалиста, имеющей соответствующий уровень компетенций и аутопсихологической тренированно-

'Физиологическая реакция на стресс называется «бей или беги». В борьбе ответом является тело, которое реагирует на необходимость справиться с напряжением. Сохранение высокого уровня стресса может привести к серьезным медицинским проблемам, в том числе гипертонии, раку и психическим заболеваниям.

сти, степень психологического напряжения и экстремальности уже не будет [13]. При этом, регулярными тренировками он может подготовить себя к деятельности [14], изначально являющейся для него жизнеопасной из-за недостаточного уровня аутопсихологических качеств продуктивности психического здоровья. И чем более тренирован специалист, тем меньше ситуаций деятельности он воспринимает как стрессовые [15].

Однако некоторые виды ситуаций деятельности в любом случае являются стрессоген-ными [16]. При такой деятельности в системе оперативной службы на предельное или около предельное напряжение психических сил накладывается реально существующая угроза здоровью и жизни [17]. В таких случаях и необходима профилактика аутопсихологического развития центральных Я-функций самообладания личности специалиста спецподразделения в целях их преодоления.

В свою очередь, аутопсихологические функции рассматриваются нами в понимании функций самости в наборе конструктов психического здоровья, составной части внутренней его Я-концепции, с гибкой границей осознаваемого состояния безопасности здоровья и неосознаваемых побуждений функций самосохранения, как акмеологической науки, исследующей свернутые центральные функции достижения целостности личности [18, с. 142-166]2.

Мы используем ее в программах интеграции взаимодействующих компонентов - предметно-акмеологических и личностно-психологических. В качестве предметно-акмеологического-выступает ситуация выполнения задач. При этом, оперативно-боевые условия, отличающиеся спецификой воздействия стрессоров, могут быть преодолены, если заранее были созданы условия проведения аутопсихологической подготовки формирования функции самосохранения в преодолении стрессогенности, исходя из его субъективной оценки своих возможностей по достижению поставленных целей в выполнении служебных задач.

Исходя из необходимости анализа аутопсихологических условий самообладания и проблем преодоления стрессовых ситуаций сформирована, с учетом аутопсихологии компетенций (по Л.А.Степновой). Их типологии, составляющих содержательно-психологической основы аутопсихологической функции самоподдержания состояния психического здоровья специалиста спецподразделения (по Ю.Н.Казакову), включая: а) ситуации в интрапсихиче-ской жизни и оперативной деятельности: внутриличностные конфликты в повседневном и социальном взаимодействии [12,19]; б) кризисы личностные и внутригрупповые [20]; в) ситуации в экстремально-боевой деятельности [21].

В целом, рассматриваемые нами аутопсихологические условия стержнеобразования функций саморазвития и самообладания в преодолении стрессовых ситуаций охватывает все основные объекты акмеологии безопасности стрессогенных реакций: психику личности, служебную деятельность оперативного сотрудника, возможности аутопсихологической подготовки самообладания к преодолению стрессоров боевой обстановки3.

Однако потребовался уточненный анализ исторического опыта исследования и уточнения понятийного аппарата стрессовых ситуаций, состояний и стрессогенности реакций в оперативно-боевых ситуациях. Уточнено понятие состояния в стрессогенной реакции -как экстремального события в стрессовых ситуациях, вызывающие сильные и длительные психологические переживания, затрагивающее субъективно важные качества личности и ее потребности (принципы и установки).

Существенной характеристикой предметной области аутопсихологических функции в преодолении стрессогенных реакций по выбранной теме является задачей подготовки личности к воздействию и преодолению стрессоров, круга психолого-акмеологических явлений таких реакций, технологии акме-тренингов и акме-терапии (Ю.Н.Казаков, С.Е.Заковряшина, 2006).

3Анализируя современные проблемы и особенности преодоления стрессогенных реакций в экстремально-боевых ситуациях необходимо знать процесс их возникновения и последствий расстройств и основные направления изученности проблемы исследования.

Состояния и стрессогенные реакции-возникают в ситуации потрясений, неблагоприятных событий и психотравм4.

Гносеология исследования стрессовых ситуаций и острых реакций, показывает, что она включает расстройства адаптации. Рончевский С.П. выделил эту группу в реактивные состояния в событиях боевых действий. Шумков Г.Е., считает, что психозы войны развиваются вследствие травматического повреждения частей мозга. Осипов В.П. утверждает, что опыт военной психиатрии несомненно доказывает наличие психоневрозов психогенного их происхождения. Сухарева Г.Е., рассматривает патогенез стрессогений как церебрально-биологический и описывает признаки, отличающие их от истинных стрессогений: 1) различные варианты изменённого сознания; 2) синдромы, имеющие основой нарушение витальной аффективности и вегето-сосудистой неустойчивости; 3) расстройства сна.

Активное исследование психологических последствий боевого стресса и этиопатоге-неза стрессогений позволило сформировать мнение о биологической природе расстройств, связанных их с психовегетативными реакциями, вследствие переутомления [22]. Мнение психогенного происхождения, отождествляемого с истерией [23]. В диссертационном исследовании А.М. Свядощ в своем определении стрессогений пытается объединить два (биологический и психогенный) компонента патогенетического механизма с расстройствами слуха, речи, зрения, моторных расстройств, истерических припадков, истерических психозов, автор описывает также особые клинические формы.

В самостоятельную группу стрессовых реакций выделяются шоковые психические реакции - психогении, возникающие под влиянием сверхсильных стрессоров-раздражителей, с отсутствием переработки психотравмрующих переживаний5.

Таким образом, в психологической системе стрессовых ситуаций появляются неоформленные, лишенные групповой и нозологической принадлежности, специфические проявления стрессогенных реакций в оперативно-боевой и стрессовой ситуации. Характеризуются рудиментарностью проявлений, быстрым купированием при условии активной психологической самопомощи, возможности переходить в синдромально очерченные психологические состояния.

Некоторыми исследователями отмечается патоморфоз стрессогений оперативной ситуации с преобладанием не классических форм и специфических состояний, предболезнен-ных психологических реакций, сомато-вегетативных нарушений и аддиктивного поведения. В отличие от нозологически расстройств, симптомы предпатологических реакций психики объективно не оформлены [24, 25].

4Как и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) возникает как пролонгированная реакция на стрессовое событие или ситуацию исключительно угрожающего или катастрофического характера, выходящего за пределы обычного человеческого опыта. Конверсия - особый патологический механизм, ведущий к разрешению аффекта сенсорными актами или, иными словами, обуславливающий трансформацию психологических конфликтов в соматонев-рологические проявления. Диссоциативные расстройства представляют собой состояния, при которых у индивида нарушается чувство личностной идентичности. Сюда входят некоторые феномены из числа самых ярких в психопатологии: люди, которые не могут вспомнить, кто они или откуда пришли; те, кто ощущает себя расщепленным на двух или несколько индивидов с независимыми «личностями» и автобиографическими воспоминаниями. Диссоциативные расстройства видятся, главным образом, способом избежать тревоги и стресса, преодолеть жизненные проблемы, которые угрожают истощить естественные защитные ресурсы. Диссоциативная амнезия проявляется в забывании недавних существенно значимых событий, вызвавших стрессово-аффективную реакцию. Диссоциативный ступор характеризуется временным состоянием обездвиженности вслед за воздействием острой психотравмы.

5Среди шоковых психических реакций выделяются: шоковые неврозы в виде простой (ведущие психовегетативные нарушения); шоковые психозы в виде аффективно-шокового ступора, аффективно-шоковых сумеречных состояний, аффективно-шоковых фуг; элементарные шоковые психогенные реакции - психогении, возникающие под действием совокупности факторов боевой обстановки.

Анализ аутопсихологических нарушений таких реакций показывает, что в стрессовых ситуациях стрессогенные реакции донозологического уровня, составляли более половины потерь психиатрического профиля. Стрессогенные расстройства нозологических форм отличает изменение боеспособности и работоспособности, способности к общению. В таких случаях, при поступлении военнослужащих на этапы эвакуации стрессогенные реакции боевого стресса в большинстве случаев характеризуются как «акме» расстройство [26].

Однако, анализ литературных данных показывает, что накопленный опыт оценки оперативно-боевых состояний не соответствует ПТСР. Психолого-диагностические подходы зачастую делают невозможным проведение границ между отдельными нозологическими категориями и сравнение структуры аутопсихологических нарушений на основе рассогласования.

Так, анализируя сходную в феноменологическом отношении структуру психогенных расстройств, возникших в стрессовых ситуациях, в литературных источниках можно увидеть несколько рядов [27, с.19-23]: психологических реакций; акцентуация; невротическое развитие личности.

Весь феноменологический ряд объединяет одна категория посттравмического стрессового расстройства, как специфичность психотравмирующего фактора и соответствие клинической картины по критериям ПТСР. По мере хронизации ПТСР у специалистов нарастает и частота аутопсихосоматических расстройств [26].

В целом, анализ позволяет заключить, что стрессовые ситуации, состояния с психогенными и стрессогенными реакциями в таких ситуациях являются актуальной проблемой их исследования.

Однако категория аутопсихологических нарушений все еще не имеет понятийного аппарата и единой терминологической базы, характеризуется неочерченностью границ состояния аутопсихологических функций сотрудников оперативно-боевого подразделения, отсутствием единого акмеологического подхода, четких диагностических и прогностических критериев аутопсихологической подготовки самообладания к стрессовым ситуациям. Недостаточно описаны начальные проявления деструкций Я-функций в стрессовых ситуациях и их психологических последствий в психически оформленные пограничные состояния. Не разработаны условия и меры аутоспихологической подготовки самообладания в преодолении стрессогенных состояний и реакций в стрессовых ситуациях, не совершенна аутопсихологическая коррекция состояний психики до и после стресса.

Литература

[1] Березин, Ф.Б., Мирошников, М.П., Рожанец, Р.В. Методика мно-гостороннего исследования личности (в клинической медицине и психогигиене). - М.: Медицина, 1976.

- 176 с.

[2] Краева К.В. Субъектный механизм преодоления экзаменационного стресса: авто-реф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 - Хабаровск, 2012. - 22 с.

[3] Психологичекий словарь / Под ред. Ю.Л.Неймера. - Ростов-на Дону: Феникс, 2003.

- 562 с.

[4] Суворова, В В. Психофизиология стресса. - М.: Педагогика, 1975. - 208 с.

[5] Горизонтов, П.Д., Белоусова, О.Н., Федотова, М.И. Стресс и система крови. - М.: Медицина, 1988. - 240 с.

[6] Данилова, Н.Я., Крылова, А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 478 с.

[7] Lazarus R. S. From psychological stress to the emotions: A history of changing outlook. // Ann.Rev. Psychol., 1993, v. 44, p. 1-21

[8] Немов, Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. 4-е изд. - М., 2003. -688 с.

[9] Маклаков, А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2008. - 583 с.

[10] Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие учения и совре-менное состояние проблемы. - М.: Изд-во ИП РАН, 1995. - 128 с.

[11] Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2006.

- 256 с.

[12] Казаков, Ю.Н. Здоровье-продукт акмеологического феномена самости в системе безопасности личности. Ж.Акмеология. 2011.№ 3.

[13] Бурчакова, М.А. Стресс в организации: управление в контексте социально-ориентированной экономики / М.А. Бурчакова, А.Р. Сардарян // Российское предпринимательство. - 2012. - №20.

[14] Снедков, Е.В. Психогенные реакции боевой обстановки (клинико-динамическое исследование на материале афганской войны): дис. ... канд. мед. наук. - СПб., 1992. - 325 с.

[15] Асеева, И.Н. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и стратегий преодоления стресса у социальных работников: автореф. дис. ... канд. психол.: 19.00.05. -Самара, 2007. - 24 с.

[16] Василенко, А.М. Физиологические основы электропунктурной профилактики стрессорных нарушений функций организма: автореф. дис. ... д-ра мед. наук: 03.00.13 - М.,

1989. - 47 с.

[17] Вилюнас, В.К., Генендер, М.Е., Овчинникова, О.В. Об уровне притязаний (УП) личности как индикаторе устойчивости к стрессу // Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов. - М.: Прогресс, 1990. - 804 с.

[18] Казаков, Ю.Н. Медико-акмеологическая интеграция самости личности: самооздоровление и обеспечение служебной деятельности в условиях фрустрирующих ситуаций //ж.Развитие личности. - 2011. - №3.

[19] Горизонтов, П.Д., Белоусова, О.Н., Федотова, М.И. Стресс и система крови. - М.: Медицина, 1988. - 240 с.

[20] Корчемный, П.А. Психологическая подготовка летного состава ВВС к ведению активных боевых действий в условиях современной войны: дис. ... докт. психол. наук. - М.,

1990.- 349 с.

[21] Гринберг, Д. Организационное поведение: от теории к практике / Гринберг, Джеральд, Бэйрон, Роберт: Пер. с анл.: Бредихина О.В., Соколова В.Д. - М.: Вершина, 2004.

- 878 с.

[22] Льюис, Д. Стресс-менеджер: Как сэкономить 10 часов в неделю и уйти от стресса: Пер. с англ. /Льюис, Дэвид: Отв. ред. Удовик С.Л. - М.: АСТ: Рефл-бук, 2001. - 264 с.

[23] Киселёва, А.А. Развитие лидерского потенциала сотрудников органов государственного управления / А.А. Киселёва //Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. - 2010. - № 5. - с.132-139.

[24] Лепаев, Ю.В. Профилактика профессионального стресса в практике врача-невролога при применении инновационных технологий: автореф. дис. ... д-ра мед. наук: 14.01.11; 19.00.04. - М., 2012. - 36 с.

[25] Мельников, А.П. Психологическая защита кадров управления в чрезвычайных ситуациях: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 05.26. - М., 2004. - 24 с.

[26] Пажильцев, И.В. Психологические особенности личности сотрудников спецподразделений МВД России - участников контреррористической операции на Северном Кавказе и их психотерапевтическая коррекция: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 05.26.02.

- СПб., 2007 - 19 с.

[27] Семке, В.Я., Епанчинчева, Е.М. Типология и клиническая динамика посттравматических расстройств у комбатантов // Российский психиатрический журнал. - 2001. - №5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.