[7]. Климов Е.А. К вопросу о становлении языковой картины психики у детей. М., 2011.
[8]. Колбенева М.Г., Александров Ю.И. Органы чувств, эмоции и прилагательные русского языка. Лингво-психологический словарь. М., 2010.
[9]. Мудрое слово. Русские пословицы и поговорки. Сост. А. А. Разумов. М.. 1958.
[10]. Немецкие пословицы и поговорки. Сост. В. К. Шалагина. Под ред. Н. Н. Гришина.. М., 1962. (Приводятся русские эквиваленты немецких пословиц и поговорок).
[11]. Немецко-русский словарь. Под ред. А. А. Леппинга и Н. П. Страховой. В двух томах. Изд. 2-е. М.. 1962.
[12]. Петрова Н.И. Психология для всех. Мысли мудрых. Казань, 2000.
[13]. Полканов Ю.А. Пословицы и поговорки крымских караимов. Бахчисарай, 1995.
[14]. Толковый словарь русского языка. С включением сведений о происхождении слов. Отв. ред. Н. Ю. Шведова. М., 2007.
[15]. 1340 английских пословиц и поговорок с русскими эквивалентами. М., 1992.
[16]. Фразеологический словарь русского языка. Сост. Войнова Л. А., Жуков В. П., Молотков А. И., Федоров А. И. Под ред. А. И. Молоткова. Изд. 2-е. М., 1968.
[17]. 400 немецких рифмованных пословиц и поговорок. Сост. Г. П. Петлеваный, О. С. Малик. Изд. 5-е. М., 1990.
[18]. Японские народные пословицы и поговорки. Перевод с японского П. Петрова. Под ред. С. Гутермана. М., 1959.
Казаков Ю.Н.
МЕДИКО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ «АКМЕ» И ДОСТИЖЕНИЯ ЕГО
САМОСТИ
Медико-философские аспекты акмеологии самости в биологическом отражении саморегуляции и формировании культуры здоровья субъекта связаны с формированием его социальных ценностей [1,с.145-150]. Анализ отражения как психологической составляющей человека, как биологического объекта, необходимо рассматривать с позиций структурной и функциональной основы бытия здоровья [3,4]. Основываться необходимо на том, что самость здоровья - это интеграция целостности здоровья индивида (естественно-биологическое состояние целостности организма), характеризующаяся сбалансированным развитием психических процессов в достижении адаптации к социальной среде и отсутствием каких-либо болезней или психических отклонений. Такая интеграция и является основанием анализа структуры акмеологических оснований самости в биологическом отражении саморегуляции здоровья человека и его коррекции.
В таком варианте подхода автор формирует и акмеологию здоровья - комплексную науку, интегрирующую знания других дисциплин о состоянии здоровья организма, описывает представления человека о состоянии его как организма, индивида и личности в предупреждении расстройств и болезней. Показывает, как самость здоровья - целостность человека, поддерживаемая биологической нормой на основе биогенетических реакций в отражении объемов оптимальности в пределах континуума показателей равновесия метаболизма и патаболизма структур и функций организма. При этом все они зависят от пола, возраста, конституции, национальности, культуры, региона проживания. В этом и заключается смысл определения акмеологии достижения самости здоровья изучающей диахронический аспект развития организма его продуктивности в жизнедеятельности в определенных
уровнях саморазвития на основе биологической нормы, которую можно развивать в организме при подготовке к экстремальным ситуациям, упреждая тем самым развитие фрустрирующих состояний в служебной деятельности.
Кроме того, акмеология самости здоровья дает основания всесторонне рассмотреть проблему безопасности жизнедеятельности организма через формирование и оценку регуляции здоровья. Принципы регуляции включают саморегуляцию, направленную на иерархию результатов развития. Саморегуляция - важнейший принцип обеспечения безопасности жизнедеятельности организма и заключается он в том, что любое отклонение жизненно важного показателя от уровня регуляции, определяющего нормальный метаболизм или жизнедеятельность организма, является стимулом для возвращения этого показателя организма к исходному уровню.
Задача акмеологии здоровья заключается в использовании психических процессов в коррекции самости здоровья в повседневности и подготовки специалистов в тренингах повышения уровня стрессоустойчивости.
Такой акмелогический подход в сохранении безопасности здоровья основывается на поддержке функциональных систем обеспечения достижения самости психического здоровья, и включают принципы и механизмы обеспечения поддержания здоровья человека в различных ситуациях.
Исполнительные акмеологические компоненты этих систем включают рецепторный уровень адаптации, уровень интериоризации, центральный уровень интеракций. Учитывают биоритмические основы жизни и психологические, критические периоды сенситивности (повышенной чувствительности или общей эмоциональной чувствительности), бессознательное в механизмах психических реакций на факторы внешней среды.
Кроме того, акмеологическим основанием исследования биопсихосоциальной целостности-самости здоровья организма, являются физиологические (биологические) основы инстинкта, формы и механизмы его проявления в безопасности здоровья, риски безопасности [9, с.21-25] происхождения и развития здоровой психики человека. Поскольку они не описаны в доступной литературе, что позволило комплексно исследовать и отслеживать изменения различных психических процессов в онтогенезе, безопасные условия возникновения здоровых начал самости психического здоровья (рис.10).
соц«алШО*Л
Рис. 1. Здоровые начала самости психического здоровья
При этом основными направлениями исследования определены стадии и этапы развития психического здоровья, его переходов от низших форм к высшим (здоровая целостность-самость личности), что позволило получить знания о психических феноменах самости здоровья в безопасности жизнедеятельности и их динамику формирования.
Таким образом, спецификой исследования явилось выявление акмеологиче-ских условий безопасности формирования психических начал самости здоровья человека, периодов их формирования и сопровождения (санаций и аутосанаций) на протяжении всей жизни, умений и приемов приспосабливаться к постоянно меняющейся обстановке, ситуации и регулировать в соответствии с ней свое поведение в экстремальных условиях. Это потребовало обоснования ценностных знаний и навыков в новом направлении знаний о здоровье здорового человека и его само-оздоровления-саналогии.
Важно определится и ценностных знаниях и навыках в саналогии безопасного и здорового образа жизни. Так саналогия (от лат. sana - здоровье, оздоровление (санация); logos - учение) — область знаний биопсихосоциальных процессов состояния здоровья здорового человека, профилактики здоровья и оздоровления (санации) человека (индивидуальноего здоровья) и популяции в целом (общественного здоровья).
Санагенез (от лат. sana - здоровье, - genesis - происхождение) раскрывает механизмы сохранения здоровья здорового человека, профилактики (оздоровления) и формирования приспособительных процессов (включая состояние готовности) на биологическом, психическом, социальном и профессиональном уровнях (включая экстремальные, фрустрирующие ситуации) сохранения здоровья и в механизмах выздоровления.
Санапсихология (от лат. sana — здоровье, от греч. psyche — душа, психика, logos — учение, осмысление, изучение, знание) — направление знаний психологии об оздоровлении организма.
Практика автора показывает, что в достижении целей долголетия существенное значение занимает санация7 — профилактические навыки оздоровления организма, и аутосанация - приемы самооздоровления.
Для того, чтобы не допускать дискомфорта по причине состояния здоровья, необходимо знать и управлять предпосылками своего здоровья. К основным предпосылкам можно отнести анатомо-физиологические особенности каждого человека, навыки личной гигиены, общепринятые формы и методы санации своего здоровья.
Саналогия [10, с. 28-30] автором строится на исследовании достижений самости здоровья в развитии организма с использованием знаний акмеологии здоровья, акмеологии безопасности жизнедеятельности и медицинской акмеологии. В саналогии автор ориентирует, что самость представляет собой единое целое — интегративное отражение состояния, в котором все его составные элементы тесно связаны между собой и находятся в регулируемом взаимодействии, когда все противоборствующие силы развития, при формировании личности, интегрируются в процессе индивидуации. Саналогия интегрирует процесс достижения самости в продуктивности здоровья, как в повседневности, так и в экстремальности.
7 Санация - оздоровление, мероприятия личной гигиены здоровья с помощью оздоровительных ресурсов (самого организма и факторов среды), позволяющих сохранять, нормализовать процессы жизнедеятельности отдельных органов, систем и организма в целом.
Основной задачей в этом является ценностно-акмеологическая ориентация индивида в саналогии, безопасности и охране здоровья (медицинской, безопасной). Саналогия входит в разработанный автором комплекс рекомендаций, направленный в адрес отдельного человека по созданию наиболее благоприятных и безопасных условий для нормального развития физических и духовных его сил, для обеспечения акмеологических условий высоко-производительной деятельности и здорового быта.
В этом аспекте и акмеология здоровья и саналогия призваны давать научную оценку характера влияния, степени вреда или пользы для человека тех или иных факторов окружающей среды с учетом особенностей поведения и образа его жизни. Это и потребовало разработки основ саналогии и рекомендаций, помогающих устранить неблагоприятные воздействия и эффективно использовать полезные факторы среды.
Поэтому саналогию безопасности в охране здоровья автор строит на основе ценностного подхода к развитию и безопасности организма. Ценностный подход (саматический) к здоровью человека обусловлен государственной системой безопасности и охраны здоровья граждан. Совершенствование общества предполагает все более широкое и действенное использование государственных механизмов безопасности и охраны здоровья, включающих личностную, национальную, экономическую, внутриполитическую, информационную, социальную, духовную, нравственную и экологическую безопасность. Необходимость развития государственной системы безопасности и охраны здоровья населения признана самой авторитетной международной организацией - Всемирной Организацией Здравоохранения.
В этом ключе в саналогии автор ориентирует на осознание ценности здоровья здоровых, способствует повышению безопасного уровня культуры здоровья граждан, формированию и укреплению позитивных установок на рекомендации работников здравоохранения (медицинской акмеологии), оказанию стимулирующего воздействие на разработку акмеологических программ обучения здоровью, укреплению права и повышения моральной ответственности граждан за поддержание своего здоровья.
Изучение здоровья человека как целостности и ценности, в этих программах, необходимо для того, чтобы выяснив ее философское, политическое, социальное, экономическое, эстетическое, нравственное и психофизиологическое содержание, определить приоритеты социальной политики и государства и самой личности. При этом ценностный подход в акмеологии и саналогии здоровья здорового человека учитывает личностные качества, раскрывающие отношение человека к своему здоровью. Это отношение выражается в виде психологического контроля (самоконтроля) мнений, суждений, может быть адекватным или не адекватным (психически здоровым и нездоровым) и в значительной степени уровень здоровья зависит от навыков самосохранения здоровья, т.е. от самого человека.
Современный человек очень часто поступает неразумно по отношению к своему здоровью, поэтому проблемы акмеологии и саналогии здоровья здоровых людей раскрывают важные социально-психологические, моральные и духовные аспекты. При ценностном подходе к индивидуальному и общественному здоровью раскрываются серьезные психолого-акмеологические задачи по воспитанию общей и индивидуальной культуры здоровья, формированию позитивных моральных и эстетических стимулов.
В целом саналогия здоровья повышает уровень актуальности вопросов о социальной ценности здоровья. Это связано с тем, что количественные и качественные показатели здоровья и индивида и народонаселения определяют социальную
зрелость (не зрелость), гуманность (антигуманность) общественной системы и влияет на воспроизводство населения и потенциальные возможности в профессиональной деятельности. Отсюда основной задачей саналогии является формирование «акме» достижения самости здоровья здорового человека и его готовности к фрустрирующим состояниям.
В целях формирования «акме» здоровья организма и упреждения рисков его безопасности и важно развивать саналогию (санация - оздоровление) - науку об оздоровлении организма, индивидуальном и общественном здоровье, науку и практическую деятельность по безопасности, охране и укреплению здоровья здоровых на основе формирования здорового образа жизни как элемента первичной профилактики болезней и готовности к экстремальным ситуациям. Саналогия в отличие от других наук имеет профилактическое направление знаний и целенаправленно изучает факторы, способствующие и ослабляющие возможности достижения самости здоровья.
Содержание достижение самости здоровья определяет совокупность физических и духовных качеств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием осуществления творческих планов личности. Внешними и внутренними признаками достижения самости здорового организма являются соматические, психические и духовные показатели развития человека. Соматические включают ритмическое, регулярное дыхание, нормальное артериальное давление и пульс, соответствующие возрасту, перестальтику кишечника. Тонус мышечной системы, тургор кожи, взгляд и речь располагают к общению. Психические включает способности к общению с окружающими, управлению своими чувствами, способностями редуцировать тревогу, управлять психологической защитой, обладать стрессоустойчивостью. Духовные включают способности принимать решения, осознавать самоконтроль в управлении чувствами, рефлексии реальных событий, ответственность за свои поступки.
Литература
[1]. Деркач А.А, Сайко Э.В. Самореализация - основание акмеологического развития. -М.: МПСМ; Воронеж: МОДЭК, 2010.
[2]. Животовский Л.А. Популяционная биометрия. - М.: Наука, 1991.
[3]. Казаков Ю.Н. Психическое здоровье - основополагающая целостность личности. -М.:2005.
[4]. Казаков Ю.Н. Социальная инфраструктура обеспечения здоровья. - М. 2006.
[5]. Региональные проблемы здоровья населения / Под. ред. В.Л. Белякова. - М., 1993.
[6]. Шляхтенко Л.И., Лялина Л.В., Лебедев А.И. и др. Основы эпидемиологии и эпидемиологическая диагностика неинфекционных болезней. Учебно-методическое пособие для врачей. - Санкт-Петербург, 1994;
[7]. Basic epidemiology. R. Beaglehole, R. Bonita, T. Kjellstrom. World Health Organization. - Geneva, 1993;
[8]. Clnical epidemiology and biostatistica. R.G. Knopp, M.C. Miller. Baltimor, Hing, London. - Sydney, 1992.
[9]. Казаков Ю.Н., Шмараев В.В. Нормы права в административно - правовом механизме регулирования ведомственного финансового контроля в системе экономической безопасности России. Ж.Безопасность бизнеса. 2010. № 4.
[10]. Казаков Ю.Н. Алгоритмы саналогии. Мериалы педагогического форума в Непеци-но (ноябрь 2009). Ж. Теория и практика дополнительного образования. 2009. № 7.