Научная статья на тему 'Актуальные проблемы акмеологии развития'

Актуальные проблемы акмеологии развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1380
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ / АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACMEOLOGY OF DEVELOPMENTS / ACMEOLOGICAL DEVELOPMENT / SELF-DEVELOPMENT / SELF-REALISATION / ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Деркач А. А.

Рассматриваются актуальные проблемы акмеологии развития. Раскрывается содержание основных категорий этой области науки. Анализируются исследования, проведенные в русле акмеологии развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS ACMEOLOGY OF DEVELOPMENT

Actual problems acmeology developments are considered. The maintenance of the basic categories ofthis area of a science reveals. The researches spent in a channel acmeology of development are analyzed.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы акмеологии развития»

КОНФЕРЕНЦИИ

23 июня 2009 года в Москве прошла V Международная научная конференция «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека».

Организаторами конференции стали Международный акмеологический институт, Международная академия акмеологических наук, Российский Гуманитарный Научный Фонд, Российская Академия Образования, Институт психологии Российской Академии наук, Центр Акмеологических исследований.

Конференция стала определенным итогом развития новой отрасли науки — акмео-логии и ориентиром в будущих акмеологических исследованиях

На конференции обсуждались следующие проблемы: акмеология как интегративная область научного знания; предмет акмеологии, ее место в системе наук; методологические принципы и подходы в акмеологии; акмеологическое изучение человека как индивида, личности, субъекта деятельности; акмеология о единстве процессов профессионального и личностного развития и путей достижения профессионального мастерства на основе реализации творческого потенциала личности; акмеологический подход к периодизации возрастного развития человека; акмеологические психодиагностические проблемы; отрасли прикладной акмеологии; сущность акмеологических технологий личностного и профессионального развития.

В конференции участвовали представители различных регионов Российской Федерации, а также зарубежные гости.

Представляем вашему вниманию материалы участников конференции

А.А. Деркач, Москва

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АКМЕОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

Ключевые слова: акмеология развития, акмеологическое развитие, саморазвитие, самореализация, деятельность.

Keywords: acmeology of developments, acmeological development, self-development, self-realisation, activity

Акмеологическое знание как совокупность сведений в области акмеологии является результатом познания акмеологических феноменов, факторов, механизмов и закономерностей процесса достижения акме и обеспечивает объяснение и преобразование комплекса проблем, связанных с прогрессивным развитием зрелого человека.

Накопление акмеологического знания происходит одновременно на разных уровнях. Так, на методологическом уровне в результате теоретико-методологических исследований, объединенных общей идеей прогрессивного развития зрелого человека при достижении им жизненных вершин, была обоснована система методологических подходов и принципов акмеологии, опирающихся на совокупность идей о ценности человека и его духовного мира, способности к творчеству и самосовершенствованию. На теоретическом уровне разрабатываются акмеологические концепции, позволяющие объяснять и осмысливать научные факты. На методическом уровне идет развитие системы гуманитарных технологий, овладение которыми оптимизирует движение человека к акме.

Осмысление научных фактов, полученных в результате теоретических и эмпирических исследований, приводит к усложнению структуры акмеологического знания. Вначале акмеология развивалась прежде всего за счет своих прикладных областей, целью которых было развитие и совершенствование представителей различных профессий, повышение эф-

фективности их деятельности, становления их как субъектов жизненного пути. Параллельно развивалась общая акмеология, в рамках которой на теоретическом и эмпирическом уровне решаются фундаментальные научные проблемы, формируется понятийно-категориальный и концептуальный аппарат, а также разрабатываются методологические принципы и фундаментальные методы акмеологического исследования.

В настоящее время накоплено достаточно научных фактов, позволяющих говорить о возможности выделения такой области акмеологического знания, как акмеология развития. Эта область акмеологического знания изучает основные закономерности прогрессивного развития человека в онтогенезе; проблемы деятельности как основания акмеологического развития субъекта; механизмы становления и развертывания процесса самореализации как содержания акмеологического развития; качественное своеобразие и характеристики личности, сознания и деятельности в различные возрастные периоды, обеспечивающие эффективность процесса достижения акме и самоосуществления человека.

Когда мы говорим в акмеологии о возможностях, потребностях, способностях самореализации современного человека, мы должны учитывать разный характер их проявления в исторически разных условиях, с одной стороны, а с другой — заключенные в них «опыт» большой дистанции их становления и развития и сформированный человеческий потенциал. В этом плане способности и потребности человека, в том числе способности и потребности саморазвития и самореализации, всегда представлены в двух ипостасях — как свойства и качества его как носителя социального в его конкретном и всеобщем культурно-историческом определении.

Акмеология как наука о развитии взрослого человека и его возможностях, способностях, условиях и смысле формирования потребности в наивысших личностных достижениях не только интегрирует знания о развитии взрослого человека в его социально значимой, прежде всего, профессиональной деятельности. Акмеология все более четко выстраивает свой ряд проблем и способов их решения и свое особое пространство в исследовании особенностей процесса развития человека как деятельного субъекта и его творческого самоосуществления на всей дистанции онтогенеза. И наиболее значимым достижением акмеологических знаний является переход от познания акме как результативного момента развития личности к процессуальным характеристикам развития человека как деятельного субъекта, от условий развертывания его потребности в самореализации и достижении акме к раскрытию путей формирования такой потребности и т. д.

Особый смысл в акмеологии развития и прежде всего в контексте акме как высшего проявления человеком себя в своем осуществлении приобретают самореализация и самоосуществление. Во все большей степени исследователи выходят на проблемы процессуальных характеристик, проблемы поиска корней возникновения этих феноменов, в частности, творческого начала — специфической и ярковыраженной потребности человека самореализоваться — как реально действенной формы проявления его самости.

Если такие феномены, как самоопределение, самопознание, самопроявление, самоорганизация, самодетерминация, самоидентификация, самовоспитание, самооценка связаны прежде всего с накоплением, присвоением, формированием социально необходимых свойств и качеств человека как индивида, субъекта, личности, то есть фиксируют развитие его в деятельности, то самореализация и самоосуществление во всех случаях полагают самопредъявление человеком себя обществу в социально значимой деятельности.

Потребность в самоосуществлении как главная потребность человека выражается объективно в хорошо наблюдаемом феномене активности человека в жизни. Эта активность обусловлена не только материальными стимулами и не только признанием его значимости другими, но прежде всего тем признанием, которое утверждает человека как действенного субъекта в его собственных глазах. Это наиболее зримо проявляется в постоянных изобретениях, технико-технологическом прогрессе, в успешности постоянно расширяемой и углубляемой профессиональной деятельности.

Для понимания и разработки проблемы акмеологического развития в контексте самореализации главными и исходными являются следующие моменты.

В основе становления человека лежит возникший в эволюции живого принципиально новый тип активности, активности собственно человеческой, фиксирующей качественно новый уровень в общей эволюции — деятельности.

Главными в акмеологическом аспекте являются те сущностные особенности деятельности, которые обеспечивают способность творческого самоосуществления человека в его «переходе» через себя. Такой «переход» является специфическим человеческим свойством. Творческий прорыв в новое в развитии осуществляется не только за счет изменения себя, саморазвития, субъектного роста, но и за счет деятельности субъекта как деятельности социально необходимой, в которой он переходит через себя. Его самость осуществляется не в деятельности, а деятельностью; он способен перейти через ситуацию и формирует свою надситуативную активность как творческое решение.

В деятельности и деятельностью человек не просто реализует свои «накопленные» способности как особый живой организм, обладающий определенным комплексом возможностей. Происходит самореализация человека как активно, целенаправленно действующего субъекта, предъявляющего себя обществу деятельностью, которая несет определенный творческий потенциал в силу того, что порождается она специфической потребностью, свойственной только человеку, — состояться человеком.

Самореализация, объективно мотивированная потребностью состояться и осуществляемая в конкретных видах деятельности, является необходимым моментом не только саморазвития индивида, роста его самости, но и его деятельности. Самореализация в деятельности осуществляется через накопление творческих решений, усложнение ее структуры, рост степени действенности. И в этом плане самореализация объективно выступает как необходимый момент онтогенеза, как особая внутренняя структурообразующая сторона его, полагающая не только развитие и саморазвитие индивида, но и реализацию его в социальном мире и социального мира в нем.

Таким образом, акцент в сфере акмеологического развития переносится с ситуации развития индивида в качестве социального существа и формирования его человеческого потенциала на ситуацию самореализации, выполнения себя, предъявления себя и своего Я обществу в реальной социально значимой, творческой деятельности. Это выступает необходимым моментом человеческого осуществления. Самореализация индивида в деятельности проявляется как необходимый компонент развития, и в качестве самостоятельной линии такого развития выступает основанием акмеологического развития в едином процессе онтогенеза. Процесс самореализации является образующим акмеологического развития как линии развития растущего человека, не только реализующей субъектную позицию индивида, но и постоянно несущей потребность состояться, самовыразиться и на высших уровнях развития такой потребности, возможности и способности достигнуть акме как вершины самореализации и самоосуществления.

Вычленяющиеся в онтогенезе линии движения — саморазвитие и самореализация практически объективно представляют две неразрывные стороны этого единого процесса, единые по смыслосодержательным характеристикам, но различные по своим процессуальным особенностям, характеру и направленности движения. Одна из них связана с объективно заложенными в человеке стремлением, потребностью и необходимостью научиться человеческой жизни, овладеть знаниями, умениями, самоопределиться, самопознать, самопонять, самосознать и так далее в его объективно осуществляющемся саморазвитии. Другая заключает объективно заложенную в индивиде как субъекте потребность, возможность, способность и необходимость самоактуализироваться, самоутвердиться, самореализоваться, самоосуществиться. Их непрерывное взаимодействие в структуре целостного «потока» онтогенеза обусловлены субстанционально значимым противоречием, заложенным в деятельность как основание становления и акмеологического развития человека.

Деятельность, в том числе в ее коллективных формах, выражая всеобщую сущность человека, реализуется только в деятельности конкретного человека. Она принадлежит только человеку как особому существу, обладающему соответствующими качествами, способностями. В числе таковых выступают субъектность ее носителя, его способность ставить

цели, проектировать, активно действовать, преобразовывать, то есть не только отражать действительность, но и преобразовывать ее.

Деятельность является основанием развития индивида, выходящего за пределы, заложенные не только в его биологические характеристики, но и в культурно-исторические нормы, которые постоянно изменяются им в его творении за счет таких собственно человеческих свойств, как самопостроение и, главное, самореализация. А это, в свою очередь, предполагает особые свойства деятельности как принципиально нового уровня и типа активности:

- изобретение в ее процессе продукта, не существующего в природе;

- отношение ее субъекта к ее продукту и другому человеку через этот продукт;

- новый тип связей ее носителей — общественность;

- наконец, принципиально нового, способного к творческой деятельности, к преобразованию носителя — субъекта.

То есть деятельность и субъект неразрывны и представляют особую целостность, обеспечивающую эволюцию нового живого.

Деятельность в процессе ее осуществления полагает отношение субъекта к предмету, к себе, к другому, к сообществу, в котором он действует. В результате деятельности и в деятельности создаются противоречия, обусловливающие необходимость самоосуществления индивида как субъекта.

Таким образом, онтогенез можно представить как объективно осуществляемый, сложно организованный процесс индивидуального развития, включающий, в частности, накопление новообразований, смену ведущей деятельности, изменение ее содержания, структуры и характеристик индивидов. Обе линии онтогенеза — саморазвитие и самореализация — проявляются в деятельности, которая выступает как единое основание существования и воспроизводства человека.

Эти и другие вопросы акмеологического развития постепенно становятся предметом серьезных исследований в рамках акмеологии развития.

Особенно активно изучаются проблемы акмеологии развития в рамках Московской научной акмеологической школы, основные исследования которой проводятся на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Только за два последних года было проведено значительное число исследований, углубивших наше представление о проблемном поле акмеологии развития.

Теоретико-методологические основания акмеологии развития были зафиксированы в цикле статей, опубликованных мною совместно с доктором исторических наук, профессором Э.В. Сайко в журнале «Мир психологии» в 2007—2008 гг. Впервые было раскрыто содержание понятия «акмеологическое развитие» и показано, как акмеологическое развитие осуществляется в структуре онтогенеза; были выявлены основания акмеологического развития, в качестве которых выступают потребность в самореализации и деятельность; проанализированы в контексте проблем акмеологического развития такие феномены как субъектность и самость.

В кандидатских и докторских диссертациях, защищенных в последние два года на кафедре, также раскрыты многие аспекты акмеологического развития.

Так, в диссертации М.Н. Дарижаповой были выявлены акмеологические особенности самоотношения государственных служащих. Было показано, что выраженная акмеологиче-ская ориентация (высокая значимость сферы профессиональной жизни и ценности саморазвития) определяют большую структурированность самоотношения; оптимальный уровень выраженности его модальностей; формирование в рамках самоотношения безусловного самоуважения и способности к самоуправлению; органичную интеграцию самоотношения в систему ценностно-смысловых отношений.

А.А. Мусохранов, исследовавший акмеориентированное саморазвитие управленца как фактор совершенствования его профессионализма, показал, что акмеориентированное саморазвитие является интегральной характеристикой самости и разворачивается как процесс деятельностно-практического самоизменения. Возможности акмеориентированного саморазвития каждого человека неисчерпаемы, а внутренняя свобода в ходе акмеориенти-рованного саморазвития имеет приоритет по отношению к внешней свободе.

Было установлено, что в процессе акмеориентированного саморазвития происходят интенсификация и повышение эффективности процессов самости, совершенствование и умножение возможностей человека, качественные и количественные изменения в индивидных, личностных и субъектных структурах, а также в деятельности и сознании; у субъекта акмеориентированного саморазвития формируются потребность в систематическом самосовершенствовании; готовность к целенаправленным акмеориентированным самоизменениям; способность эффективно реализовывать решения в области саморазвития. В этом интегра-тивном творческом процессе, который направлен на достижение акме и самоосуществление, у человека формируется способность к оптимальной самоорганизации своей жизни.

В исследовании Л.Ф. Фурси было показано, что акмеологическое развитие осуществляется в ходе профессиональной деятельности, в рамках которой происходит формирование субъектной позиции индивида и которая выступает основанием акмеологического развития субъекта. Выявлена взаимосвязь уровня самосознания, профессиональной компетентности, профессионально важных качеств, необходимых для выполнения конкретной деятельности, и творческой самореализации в профессиональной деятельности.

Продолжаются исследования проблем самосознания и аутопсихологической компетентности как факторов оптимизации акмеологического развития.

ТА. Смахтина показала, что профессиональное самосознание играет ведущую роль в построении индивидуальной стратегии карьерного развития государственных служащих.

В исследовании Е.А. Науменко установлено, что аутопсихологические способности как самостоятельные свойства личности позволяют посредством механизмов осознания, рефлексии, идентификации получать, перерабатывать, усваивать информацию о себе, а в дальнейшем эффективно использовать ее в качестве интериоризированного опыта для управления собой. Аутопсихологические способности формируются в процессе специфической самопреобразующейся деятельности, обращенной на себя и объединяющей набор конкретных психологических навыков, приемов, психотехнологий, обеспечивают реализацию процессов прогрессивного самоизменения.

Н.А. Кушнир, исследовавшая профессиональную идентичность в структуре аутоп-сихологической компетентности государственных служащих, показала, что сущностная связь явлений профессиональной идентичности и аутопсихологической компетентности состоит в том, что аутопсихологическая компетентность, выражающаяся в знании человеком своих особенностей, способностей, степени осознанности себя, своей жизни, стремлении к саморазвитию, самосовершенствованию, способствует успешному профессиональному самоопределению и профессиональной адаптации и одновременно сама является свидетельством оптимального профессионального пути.

Т. Н. Горобец в своей докторской диссертации исследовала аутодеструктивное поведение человека как противоположный акмеологическому саморазвитию вектор его существования. Если саморазвитие является созидающей жизненной стратегией, позволяющей сохранить и приумножить здоровье человека, достигать акмеологического развития в различных видах жизнедеятельности, то аутодеструкция направлена на самопроизвольное осознанное саморазрушение и преждевременную смерть. Акмеологическая коррекция аутодеструктивного поведения предполагает формирование ценностного отношения к себе, своему психическому здоровью, и перевод субъективного контроля с экстернального на интернальный в процессе аутоинновационной деятельности с задействованием имеющегося потенциала личности.

В докторской диссертации А.М. Князева показано, что целью воспитания гражданственности является развитие у человека способности самодвижения к вершинам созидательной гражданской жизнедеятельности, приводящей к социально-ценным результатам. При этом становление гражданственности по вектору акме обусловливается особенностями возраста и рассматривается через призму свойственных тому или иному этапу возрастного развития: готовности к проявлению этого свойства в деятельности; знаний средств, способов, программ выполнения действий, решения социальных и профессиональных задач, осуществления правил и норм поведения; опыта реализации знаний, то есть умений и навыков; личностной значимости гражданственности; эмоционально-волевой регуляции.

К.В. Петров в своей докторской диссертации показал, что творческий потенциал как ансамбль мотивации и способностей человека, которые в определенных условиях произвольно актуализируются, проявляются в деятельности и обеспечивают получение объективно или субъективно значимых новых оригинальных результатов, обусловливает восходящее индивидное, личностное и субъектное развитие человека и формирует творческое отношение к любому виду деятельности.

Проблемы акмеологии развития в последнее время стали активно изучаться и на других научных площадках. Такими площадками являются, например, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, Южный Федеральный университет, Ульяновский государственный университет, Российский государственный социальный университет и т. д. Значительный интерес представляют, например, исследования Л.В. Абдалиной, разработавшей психолого-акмеологическую модель развития профессионализма педагога; Н.А. Филоновой, исследовавшей проблему развития акмеологической компетенции преподавателя профессионального колледжа; С.А. Сысоевой, представившей психолого-акмеологическую модель развития психологического здоровья педагога общеобразовательной школы; В.А. Семикова, исследовавшего психолого-акмеологические особенности развития смысложизненных ценностей студентов гуманитарного профиля; Т. В. Крюковой, разработавшей акмеологическую модель развития профессиональной компетентности руководителя муниципальной службы и т.д.

Эти и другие исследования являются значительным вкладом в акмеологическое знание в целом, и в акмеологию развития, в частности.

В то же время анализ выявил ряд недостатков в исследованиях в области акмеологии, и в частности, акмеологии развития.

Так, во многих случаях акмеологические проблемы рассматриваются исключительно в русле психологии развития и возрастной психологии и сводятся к вопросам психологии взрослого человека, либо в русле психологии труда и сводятся к вопросам эффективности деятельности. И в том, и в другом случае из исследования «вымывается» основная проблема акмеологии — проблема становления и самоосуществления человека как целостности.

Авторы нередко демонстрируют либо полное отсутствие представлений о современном состоянии развития акмеологии, либо отсутствие нравственных принципов, представляя свои исследования как новое слово в науке, в то время как в действительности они всего лишь повторяют давно открытое другими, не ссылаясь на этих других.

Зачастую авторы, «конструируя» новые акмеологические понятия, остаются на уровне якобы акмеологической терминологии, не обосновывая содержание этих понятий с позиций акмеологии и не представляя теоретические и эмпирические доказательства реального существования конкретного акмеологического феномена.

Нередко происходит «механический», необоснованный перенос теоретических положений и схем эмпирических исследований из одной предметной области в другую.

Эти недостатки, связанные, прежде всего, с низкой научной культурой отдельных авторов, во многих случаях болезненно отражаются на общем процессе развития акмеоло-гического знания.

В то же время в целом можно говорить о динамичном расширении проблемного поля акмеологии, в том числе и акмеологии развития.

Можно назвать следующие перспективные направления в изучении проблем акмеологии развития.

Прежде всего, речь идет об исследовании самости как базового конструкта становления и развертывания процессов акмеологического развития, одного из оснований системной целостности «человек» и заложенного в онтогенез специфического свойства человека, которое наиболее ярко проявляется в процессе самореализации и выступает как база для формирования всех «самоконструктов» акмеологического развития человека.

Необходимо раскрыть глубинную связь субъекта, субъектности и субъективности как феноменов, обеспечивающих возможность и способность человека к преобразовательной деятельности и его развитие в этой деятельности.

Следует обратить внимание на специфику акмеологического развития на разных этапах онтогенеза, как в аспекте изучения характеристик ведущей на данном этапе деятельности, так и в аспекте исследования формирования новообразований, обеспечивающих продуктивность развития человека как целостности.

Требует серьезного исследования проблема неравномерности и гетерохронности акмеологического развития. Только учитывая данную проблему, можно разработать акмеологиче-ские методы и технологии, которые бы обеспечивали наиболее эффективное саморазвитие человека на каждом этапе онтогенеза.

Наконец, необходимо исследовать проблемы взаимовлияния человека и социума в процессе акмеологического развития, взаимообусловленность эффективности самореализации человека и опережающего развития общества, становления социокультурного пространства для саморазвития каждого члена общества и формирования ответственности у человека не только за личное, но и за социальное осуществление.

К.А. Абульханова, Москва РОЛЬ С.Л. РУБИНШТЕЙНА В СТАНОВЛЕНИИ АКМЕОЛОГИИ

Ключевые слова: личность, субъект, субъект жизни, жизненный путь.

Keywords: the person, the subject, the subject of a life, a course of life

В «начале» акмеологии как науки о самоценности человека и его возможности и способности достигать вершин стояли многие выдающиеся ученые, жизнь и деятельность которых сама по себе может быть объектом акмеологических исследований.

Одним из «отцов» акмеологии по праву можно считать Сергея Леонидовича Рубинштейна.

Научная биография С.Л. Рубинштейна освещена много раз в ряде изданий А.В. Бруш-линским, автором этой статьи и другими психологами. Здесь мы остановимся на тех идеях С.Л. Рубинштейна, которые по праву можно считать акмеологическими.

Смыслом творчества и реальной задачей жизни С.Л. Рубинштейна было построение, сохранение и развитие философии и психологии как науки о человеке и личности в бесчеловечном обществе. В свою концепцию он органично вобрал весь критически переработанный опыт и достижения мировой психологии, преодолев превращение отечественной психологической науки в закрытую систему.

Начав с разработки методологии точного и гуманитарного знания, он обогатил методологию психологии наиболее тонкими и конструктивными операциональными теоретико-эмпирическими процедурами, присущими исследовательскому искусству разных наук. Это позволило ему преодолеть сведение предмета психологии к абстракциям психики, сознания или деятельности, показать ее многогранные взаимные связи с другими областями действительности, которые отрывались от психологии и противопоставлялись ей. Тем самым он раскрыл роль методологии и в интеграции всех наук, гуманитарного знания в особенности, и в интеграции самой психологической науки (ее областей, направлений, уровней теоретического и эмпирического исследования), и в ее практическом применении. Разработанные им методологические принципы способствовали не только изучению психики сознания, деятельности, личности, но и осмыслению реальности жизни человека и раскрывали роль философии, этики, психологии в решении проблем и противоречий его жизни.

Основными методологическими принципами, не только сохранившими свое непреходящее значение для развития психологии, но и ставшими основополагающими в становлении акмеологии, явились поступательно разрабатывавшиеся: принцип единства сознания и деятельности; объединяющий сознание, психику и деятельность принцип личности, обладающей этим сознанием и осуществляющей деятельность; принцип развития в его не линейной, а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.