Научная статья на тему 'Акмеологическая культура педагога-психолога'

Акмеологическая культура педагога-психолога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
206
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Селезнева Елена Владимировна

В статье дано авторское определение понятия «акмеологическая культура». Акмеологическая культура позволяет раскрыть качества личности, интеграция которых обусловливает эффективное саморазвитие в системе жизнедеятельности. Развитие акмеологической культуры обеспечивает оптимальность самореализации человека как индивидуальности и целостность его многогранного существования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Acmeological culture of the teacher - psychologist

In the article the author’s gives definition of the concept of «acmeological culture». Acmeological culture allows revealing qualities of individual, integration of which causes effective self-development in the system of ability to live. The development of acmeological culture provides optimality of self-realization of man as individuality and integrity of his versatile existence.

Текст научной работы на тему «Акмеологическая культура педагога-психолога»

Е. В. Селезнева АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

рофессия педагога-психолога в сфере образования является одной из наиболее творческих профессий. Как и всякий творческий труд, она с трудом поддается унификации и оценке эффективности. Содержание конкретной работы педагога-психолога по отношению к работе педагога необычно:

- основная деятельность педагога-психолога неявна в контексте процесса обучения;

- он ориентирован не на оценивание учащегося, а на выявление его проблем;

- он зачастую решает проблемы учащихся методами, идущими вразрез с педагогическими требованиями.

Практика показывает, что деятельность педагога-психолога затрудняют:

- недостаток практических знаний и навыков в работе особенно молодых специалистов;

- недостаток профессиональной поддержки на рабочем месте;

- отсутствие общепринятых критериев оценки эффективности деятельности.

Можно выделить два основных фактора наиболее полной реализации возможностей педагога-психолога:

- соответствие его внутренней позиции и возможностей внешним ожиданиям и нормам, принятым в профессии (диссертационное исследование И. В. Коноваловой, 2001);

- ненасыщаемая потребность в достижении акме и самоосуществлении.

При этом основным фактором достижения состояния акме и в конечном итоге самоосуществления является саморазвитие, а эффективность саморазвития обусловлена формированием такого личностного новообразования, как акмеологическая культура.

Акмеологическая культура — это личностное новообразование, которое обусловливает продуктивность самоосуществления личности и оптимальность индивидуальной траектории достижения акме как ступеней самоосуществления на основе осмысления процесса саморазвития как жизненной ценности и познания, актуализации, творческого проявления самости путем создания условий самосовершенствования и самореализации в ходе жизнедеятельности.

Акмеологическая культура интегрирует и координирует ценностно-смысловую, мотивационно-целевую и эмоционально-волевую сферы личности; проектирует и регулирует сущностные силы личности и ее деятельностные проявления, направленные на достижение акме и самоосуществление.

Саморазвитие как специальная духовная деятельность может быть содержанием любой деятельности человека. Утверждая это, я опираюсь на следующие положения:

- то, чего деятель хочет на самом деле, что отвечает его действительной потребности, может не совпадать с его предметной целью [6];

- истинный мотив деятельности — это то, ради чего осуществляется деятельность в отличие от цели, на которую эта деятельность направлена [4];

- если действия, имеющие для человека, казалось бы, самоценное значение, являются лишь средством достижения целей, действительный мотив которых лежит в иной плоскости жизни, то за видимостью одной деятельности скрывается другая, которая непосредственно и входит в психологический облик личности, какой бы ни была осуществляющая ее совокупность конкретных действий [9].

На мой взгляд, психологический облик личности психолога в сфере образования должна определять именно деятельность саморазвития.

В процессе саморазвития на основе и благодаря достижению акме как кульминации способа самореализации субъекта жизненного пути личностные возможности человека не просто совершенствуются, но и умножаются (становятся неисчерпаемыми) [2]. В то же время акмеологичность выступает как признак вершинности в реализации, совершенствовании и умножении творческого потенциала человека как субъекта самоосуществления.

Проблему самоосуществления человека в рамках концепции жизненного пути впервые поставила Ш. Бюлер. Жизненный путь в понимании Ш. Бюлер предстает как специфическая форма человеческой жизни, основными единицами которой являются объективные условия жизни, основные события окружающей среды и поведения человека в этой среде, переживания человека, становление и изменение его ценностей, внутреннего мира и результаты деятельности и творчества индивида [10].

К. А. Абульханова и Т. Н. Березина определяют жизненный путь как способ осуществления лич-

ностью себя во множестве времен и пространств и едином времени жизни [1], способ жизни личности, то, что способна выстроить, создать из своей жизни (с ее необходимостью) сама личность [1].

С нашей точки зрения, жизненный путь обладает такими характеристиками, как целенаправленность и целесообразность. При этом целенаправленность выступает как постоянная характеристика. Человек отвечает на вопрос, «для чего он живет?», то есть определяет мотивы и цели своей жизнедеятельности. Целесообразность выступает как характеристика переменная. Человек отвечает на вопрос, «ради чего он живет?», т.е. осознает подлинный смысл достижения тех или иных целей в жизни, свое предназначение.

Это предназначение проявляется в стремлении к самоосуществлению, которое служит итогом самореализации человека в различных сферах деятельности, главным образом в профессии и семейной жизни. Этот итог переживается как удовлетворенность прожитым, когда оказывается, что ценности и цели, которым человек осознанно или бессознательно служил в жизни, получили адекватную реализацию [10]. Стремление к такому самоосуществлению является коренным, врожденным свойством человеческой природы, и течение жизни личности подчинено закону развития этого свойства. М. К. Мамардашвили подчеркивал, что главная страсть человека — это «быть», исполниться, состояться.

По В. И. Далю: «Осуществить, осуществлять <...> вызывать в сущность, в суть, приводить в существо, в жизнь, в бытие, исполнять на деле сказанное или задуманное. —ся, стрд. и взв. Осуществление, действие по знчн. гл. Осуществитель <...> исполнитель чего-либо на деле» [8]. При этом «сущий» В. И. Даль определяет как «истый, истинный, подлинный, настоящий <...> Существо <...> всякое духовное бытие, как личность <...> Содержание чего, сила, главное, сущное в чем-либо <...> Сущность, состояние сущего, бытие, существование. <...> Сущность, в значении силы, качественных, основных начал, свойств <...>» [8].

Б. Ю. Березин рассматривает самоосуществление как компонент структуры самосознания наряду с самопознанием и самоотношением. При этом самосознание он определяет как отношение индивида к своим физиологическим и психологическим особенностям, к своей социальной роли, реагирование человека на процессы, происходящие в нем самом. То есть самосознание рассматривается им как процесс или совокупность процессов, где выстраивается определенная последовательность этапов действия, например, в начале — получение знаний о себе, на основе которого формируется образ Я, далее формируется отношение к себе, соотнесение этой оценки с образом других и имеющимися идеалами, а затем попытка изменить или выразить себя, самоосуществить или самореализовать [3]. Но, рассматривая самоосуществление как процесс самоизменения или самовыражения, автор, противореча самому себе, выводит самоосуществление за рамки самосознания, то есть внутренней, умозрительной деятельности.

К. Г. Юнг рассматривал процесс самоосуществления (индивидуации) как процесс, направленный на реализацию собственной самости. Суть этого процесса, с точки зрения Юнга, состоит в объединении противоположно направленных и взаимокомпенсаторных установок сознания и бессознательного [7].

На первом этапе самоосуществления, или индивидуации, по К. Г. Юнгу, ведущую роль играет бессознательная установка: происходит ослабление сознательной установки и погружение в глубины бессознательного, содержания которого являются не известными и чужеродными для сознания. На втором этапе на передний план выдвигается сознательная установка и осуществляется сознательная переработка материалов бессознательного, что ведет к обогащению сознания и расширению его границ. На третьем этапе взаимно переработанные и измененные сознательные и бессознательные элементы субъекта синтезируются, и создается новая целостность — самость.

С. Л. Рубинштейн выделил самоосуществление как один из двух способов жизни и противопоставил самоосуществление как осуществление себя, своей сущности существованию [1].

Жизнь существующей личности определяется объективной «логикой», ее траектория задается внешними структурами: деятельностью, отношениями и т. д. Самоосуществляющаяся личность выступает как субъект жизненного пути. Как подчеркивают К. А. Абульханова, Т. Н. Березина, самоосуществляющаяся личность сознает свои временные жизненные последовательности и одновременности, которые носят и целевой, и причинный, и условно-сослагательный («если») характер, и строит особую темпоральную форму — стратегию жизни [1].

Самоосуществление необходимо рассматривать как процесс приоритетного изменения глубины целостного личностно-профессионального состояния, ментальности человека, в ходе которого самораскрывается, обновляется и совершенствуется духовная сущность человека. Это возможно только в результате сущностной работы со своей личностью, то есть осмысления истинных, подлинных целей своей жизни, а затем их означения через развитие качественных, основных начал своей личности и индивидуальности.

Самоосуществляющийся человек проникает внутрь себя самого (В. П. Зинченко) и предъявляет

миру свое Я через творчество (В. Н. Маркин).

Самоосуществление начинается с определения истинных целей и ценностей жизни и саморазвития в соответствии с этими целями и ценностями творческого потенциала человека. Саморазвитие происходит и субъективно воспринимается личностью как процесс самосовершенствования, а его результатом является самореализация человека не просто как профессионала, но прежде всего как индивидуальности во всей ее многогранности.

Как было сказано выше, в качестве субъекта жизненного пути человек стремится к акме — кульминации способа самореализации субъекта жизненного пути. В то же время исследователи рассматривают самоосуществление как итог самореализации человека в различных сферах жизнедеятельности. Таким образом, акме выступает как ступень самоосуществления.

Гармонизация процессов самосовершенствования и самореализации в ходе жизнедеятельности и продуктивность самоосуществления личности обеспечивается развитой акмеологической культурой, которая предстает как интегративное качество личности, условие и предпосылка эффективного движения к акме и самоосуществлению. Акмеологическая культура позволяет раскрыть качества личности, интеграция которых обусловливает эффективное саморазвитие в системе жизнедеятельности. Развитие акмеологической культуры обеспечивает оптимальность самореализации человека как индивидуальности и целостность его многогранного существования.

С позиций системно-структурного подхода акмеологическую культуру личности можно представить как суперструктуру, в которую в качестве субструктур входят аутопсихологическая, когнитивная и другие виды личностной культуры. При этом, на наш взгляд, надо говорить скорее не о аутопси-хологической или когнитивной культуре, а о различных видах психологической компетентности, которые носят инструментальный, прикладной характер. В то же время акмеологическая культура — личностное образование. Если аутопсихологическая или когнитивная культура имеют для личности функцию значения, то акмеологическая культура имеет функцию смысла.

В то же время рефлексивная культура (рефлексивная компетентность) представляет собой метасистему: посредством механизма рефлексии (процесс осмысления и переосмысления личностных смыслов и содержаний жизнедеятельности) она обеспечивает своевременную корректировку и адекватное развитие всех остальных видов личностной культуры.

Содержание акмеологической культуры раскрывается как система основных функций и личностных качеств.

К основным функциям акмеологической культуры мы относим интегрирующую, координирующую, проектировочную, регулирующую.

У личности, овладевшей акмеологической культурой как системой, формируются такие свойства, как способность к самотрансценденции, ответственность за самоосуществление и готовность к саморазвитию и самообновлению, постоянному порождению новых форм и способов удовлетворения потребности в самоосуществлении.

Развитие акмеологической культуры как личностного новообразования приводит к постановке новых задач, открывающих возможности для новых жизненных выборов личности, для новых шагов в саморазвитии и самоосуществлении. В рамках развитой акмеологической культуры происходит согласование трех уровней отношений к себе и Миру — когнитивный (как вы видите и понимаете себя и Мир), аффективный (как вы относитесь к себе и Миру) и поведенческий (как вы поступаете по отношению к себе и Миру).

Развитая акмеологическая культура обусловливает целостное согласование всей системы индивидуально-личностных особенностей с условиями жизнедеятельности, причем в качестве механизма такого согласования выступает саморегуляция, которая обеспечивает актуализацию возможностей личности, компенсацию недостатков, регуляцию индивидуальных состояний в связи с задачами саморазвития. Человек с развитой акмеологической культурой предстает, таким образом, как открытая акме-ориентированная, саморазвивающаяся и саморегулируемая система.

Литература_

1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб., 2001.

2. Акмеология: Учебник / Под общ. ред. А.А. Деркача. М., 2002.

3. Березин Б.Ю. Сознание масс и самосознание группы. М., 1991.

4. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Изучение мотивации детей и подростков. М., 1972.

5. Бочкарева Л.П. Жизненный путь и судьба человека // Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь: Сборник статей / Под ред. В.Н. Келасьева. СПб., 1998. С. 8—17.

6. Гальперин П.Я. К воспоминанию об А.Н. Леонтьеве // А.Н. Леонтьев и современная психология / Под ред. А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, О.В. Овчинниковой, О.К. Тихомирова. М., 1983. С. 240—244.

7. Гиндилис Н.Л. Аналитическая психология К.Г. Юнга: к вопросу понимания самости // Вопросы психологии. 1997. № 6. С.89-95.

8. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1—4. М., 1981—1982.

9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избр. психологические произведения: В 2 т. Т. II. М., 1983.

10. BuhlerCh. Der menschliche Lebenslauf als psychologisches Problem. G^tingen, 1959.

© Селезнева Е. В., 2003

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.