Научная статья на тему 'Сущностная характеристика акмеологического развития'

Сущностная характеристика акмеологического развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
579
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ACMEOLOGICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Селезнева Елена Владимировна, Майборода Татьяна Александровна

Рассматривается понятие «акмеологическое развитие». С философских и психолого-акмеологических позиций анализируется содержание феномена акмеологического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENTIAL CHARACTERISTICS AKMEOLOGY DEVELOPMENT

We consider the concept of «acmeological development». From the philosophical and psychological and acmeological positions analyzed the content of the phenomenon acmeologic development.

Текст научной работы на тему «Сущностная характеристика акмеологического развития»

16. Марасанов Г.И. Психоконструирование: иллюстрация метода. Ч. 2. // Школьный психолог. 2005. № 3. С. 21 - 28.

17. Марасанов Г.И. Гуманитарная метафора профессионализма // Культурно-историческая психология развития: Материалы первых чтений памяти Л.С. Выготского, Москва, 15-17 ноября 2000 г. / Под ред. И.А. Петуховой. М., 2001. С. 263 - 267.

18. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.

19. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.

20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2009.

© Марасанов Г.И., 2010

Е.В. Селезнева, Т.А. Майборода

СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Ключевые слова: развитие, акмеологическое развитие Keywords: development, acmeological development

Идея акмеологического развития изначально присутствовала в неявном виде во всех акмеологических исследованиях. Однако до недавнего времени термин «акмеологическое развитие» крайне редко использовался в научной литературе, а представления о сущности акмеологического развития практически не были сформированы.

Целенаправленные теоретико-методологические исследования проблемы акмеологического развития начались в 2007 году, когда А.А. Деркач и Э.В. Сайко опубликовали в журнале «Мир психологии» статью «Развитие в акмеологии и акмеологическое развитие в структуре онтогенеза» [5]. В этой статье и статьях, последовавших за ней [3, 4, 6, 7, 8], авторы рассмотрели методологические основания, предложили концептуальную модель и обозначили проблемное поле исследований акмеологического развития.

А.А. Деркач и Э.В. Сайко рассматривают акмеологическое развитие как процесс реализации накапливаемого в индивидном, личностном и субъектном развитии потенциала в многоплановой активной творческой деятельности, которая в своем интегрированном виде выступает как процесс самореализации и в ходе которой человек предъявляет себя социуму как деятельного субъекта [5, с. 54]. В качестве оснований акмеологического развития и его необходимых компонентов выступают саморазвитие и самореализация, которые обеспечивают реализацию субъектной позиции индивида и его потребности, возможности и способности достигнуть акме как вершины самоосуществления [5, с. 54].

При этом, с точки зрения авторов, в сфере акмеологического развития индивид не столько впитывает социальное, «приобретая» себя в социальном мире, развиваясь в качестве социального существа и формируя свой человеческий потенциал, сколько «выполняет» себя в реальной социально значимой, творческой деятельности [5, с. 54].

В целом соглашаясь с данным взглядом, мы считаем все же необходимым уточнить содержание понятия «акмеологическое развитие» и сформулировать сущностную характеристику данного феномена.

Уточнить содержание понятия позволит нам семантический анализ сложного термина «акмеологическое развитие».

В данном термине выделяется родовая часть «развитие» и видовая — «акмеологическое». Проанализируем смысловое содержание каждой из выделенных частей.

По В.И. Далю понятие «развитие» происходит от глагола «развивать», то есть «развертывать, раскручивать, расплетать, распускать». «Развитие телесное, рост и полнота; — умственное, духовное, степень зрелости души» [2, с. 18].

С.И. Ожегов выделяет два значения понятия «развитие». В первом значении оно образуется от глагола «развить» в значении: «1. Усилить, дать чему-нибудь окрепнуть, укрепиться. 2.

Довести до определенной степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности», — а также от глагола «развиться» в значении «1. Стать сильнее, окрепнуть, укрепиться. 2. Созреть духовно, умственно, стать сознательнее, культурнее. 3. Дойти до высокой степени силы, мощности, совершенства». Второе значение понятия «развитие» по С.И. Ожегову: «1. Процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему. 2. Степень сознательности, просвещенности, культурности» [13, с. 643]. При этом С.И. Ожегов отмечает исходное значение глагола «развить»: «Разделить, распрямить части чего-н. свитого, свившегося» [13, с. 643].

В словаре Д.Н. Ушакова развитие рассматривается как действие (по глаголу «развить — развивать» и как состояние (по глаголу «развиться — развиваться»). В соответствии с этим выделяются два значения слова «развитие»: процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное и состояние умственной и духовной зрелости, степень сознательности, просвещенности, культурности [16].

Так как в слове «развитие» неявно выделяется приставка «раз-», интересен семантический анализ значения данной приставки в контексте термина «саморазвитие», проведенный ранее одним из соавторов данной статьи [14, 15]. Опираясь на словарь С.И. Ожегова [13, с. 640], Е.В. Селезнева выделила следующие значения данной приставки: деление на части, распределение по частям, по местам, по поверхности (разделить, разложить); усиление, напряженность, интенсивность в проявлении действия (разукрасить, разгуливать); вместе с постфиксом —ся начало длительного и интенсивного действия (разбегаться, разволноваться); вместе с постфиксом —ся направление движения многих в разные стороны (разбежаться, разлететься); вместе с постфиксом —ся или без него прекращение действия, состояния (разлюбить); обратное действие (разбинтовать, размагнитить); всесторонность действия (раззвонить); собственно предел действия (разбудить, разбить).

На наш взгляд, к данному описанию необходимо добавить еще два значения приставки «раз-», напрямую выводящих нас к содержанию понятия «развитие». В одном из этих значений приставка «раз-» обозначает продолжение, увеличение, расширение действия (например, «расширить», «развить»); в другом — в сочетании с «-ся» служит для обозначения постепенно усиливающегося, развивающегося действия или энергичного, напряженного проявления действия (например, разговориться, распеться и т.п.) [16].

Таким образом, на уровне семантического анализа можно выделить следующие опорные точки смысла понятия «развитие»:

- развитие — это и процесс, и состояние;

- как процесс развитие осуществляется как «развертывание» уже имеющихся, но «свернутых» до поры свойств данной целостности или «зарождение» и становление не бывших ранее свойств;

- как состояние развитие проявляется в возникновении в рамках данной целостности «эмерджентных» свойств и, в результате, в качественном изменении, обновлении всей целостности.

В энциклопедических, прежде всего философских словарях развитие определяется как необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов, которое сопряжено с преобразованием их внутренних и внешних связей и в результате которого происходят их качественные изменения, появляются новые формы бытия, инновации и нововведения [12]. При этом подчеркивается, что только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений (функционирования, случайных процессов катастрофического типа и т.п.).

Наиболее общие закономерности развития отражаются в основных законах материалистической диалектики: единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания.

В соответствии с этими законами внутренним источником любого развития является возникновение внутри целостности как сложной системы противоречий, разрешение которых в ходе столкновения различных сил и тенденций приводит к изменению данной целостности,

то есть ее развитию. Бесконечный процесс возникновения внутри всякой системы противоположных моментов и их превращения друг в друга обеспечивает непрерывность развития. С этой точки зрения развитие выступает как саморазвитие.

Механизмом развития является переход количественных изменений внутри целостности в ее качественное изменение. Изменение качества целостности происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенного предела. Переход от старого качества к новому со стороны количественных измерений осуществляется во времени как нечто постепенное, а со стороны качественных как перерыв постепенности — скачок. Начало скачка фиксируется в момент начала преобразования системы связей между элементами целого и самой природы элементов. Завершается скачок с образованием единства качественно новых элементов и иной структуры целого.

Направление, форма и результат развития задается в момент возникновения противоречия и снятия его в дальнейшем. С этой точки зрения развитие выступает как зарождение внутреннего отрицания предыдущей стадии, а затем и отрицание этого отрицания [1, с. 309—310]. Таким образом, развитие как бы частично повторяет уже пройденные ступени, но каждый раз на более высоком уровне. При этом движение осуществляется не по прямой, а по спирали, то есть в соответствии с изменением внешних и внутренних условий развития изменяются и его пути, а чем сложнее процесс развития, тем более относительным становится повторение свойств, имевших место на прежних этапах. С каждым новым витком развития преодолевается все более значительный путь, то есть ускоряются темпы развития, непрерывно изменяется внутренний масштаб времени развивающейся системы.

Описанные диалектические закономерности развития проявляются в рамках любых природных и социальных систем.

Так, И.Ф. Харламов, описывая процесс развития по отношению к человеку, определяет его, прежде всего, как процесс количественных изменений в свойствах и качествах человека. Родившись, человек растет физически, увеличиваются его отдельные органы и системы, у него появляется речь, обогащается его словарный запас. Он овладевает множеством социально-бытовых и моральных умений, трудовых навыков и привычек. Все это необходимо иметь в виду, когда речь идет о развитии личности и человека [17].

В то же время, подчеркивает И.Ф. Харламов, главными в развитии человека являются качественные изменения. Так, обогащение речевой деятельности влечет за собой повышение и совершенствование познавательных способностей человека, развитие логического мышления и памяти. Разрозненные мнения и взгляды на жизнь постепенно систематизируются и способствуют формированию мировоззрения. Реактивные формы поведения все более и более уступают место активно-преобразующей деятельности. Повышается способность к самостоятельности и управлению собственным поведением [17].

Таким образом, подчеркивает автор, под развитием следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений [17].

В нашей статье проблемы развития также рассматриваются на уровне человека как сложноорганизованной открытой саморегулируемой целостности.

При изучении проблем развития (как на уровне общества, так и на уровне личности) в большинстве случаев исследователи опираются на представления о цикличности или направленности (линеарной или нелинеарной) процессуальных изменений; их одно- или многовекторности; их однозначной предзаданности или возможности альтернатив; эволюционном или скачкообразном характере социокультурных или личностных изменений; их «искусственности» или «естественности» [12].

При этом в рамках любой модели развития основной проблемой становится понимание качества изменений и определение критериев оценки этого качества. Часть авторов считает, что развитию безусловно присуще приращение качества, то есть развитие всегда прогрессивно. Однако, как отмечает В.Л. Абушенко, в подобных моделях развития проблематичным

оказываются выбор критериев, обоснование их безусловности и исходной точки отсчета; применимость за пределами рассматриваемой области, определение временной перспективы, позволяющей увидеть «последствия» развития, универсальности данного типа развития для иных систем и т. д. [12]. Другая часть авторов, не отождествляя развитие с прогрессом, задает формальные основания развития и критерии его оценки, что позволяет выделять в процессах развития не только наращивание, но и потерю качества, которое важно удержать в системе для поддержания ее идентичности и целостности. В этом случае развитие рассматривается скорее как процесс изменений, который может быть противопоставлен фазам консервации и / или стагнации целостности [12].

Исследования проблем развития личности (в форме саморазвития) показывают, что вектор ее развития зависит от сформированности экзистенциальной сферы, а объектом могут выступать социально и психологически непродуктивные, неэффективные качества. Например, А.А. Реан показал, что к самоизменению могут стремиться специалисты как с продуктивной, так и с неоптимальной профессиональной мотивацией: первые стремятся стать менее, вторые — более авторитарными. Противоположными оказываются их представления о направлениях саморазвития, самокоррекции и способах приближения к профессиональному идеалу [цит. по: 9].

Прогрессивность развитию (в форме саморазвития) человека задает его направленность на достижение акме и самоосуществление [9].

Так, М.А. Манойлова определяет акмеологическое развитие как «закономерное, направленное качественное изменение и формирование личности взрослого человека в направлении достижения профессионального мастерства. Результатом является достижение "акме"» [10, с. 84]. Сужая пространство акмеологического развития до профессиональной сферы, автор в целом достаточно точно выразил его сущность.

С точки зрения О.А. Басовой (2008) акмеологичность развития выражается в направленности человека не только на внешний успех, но и на удовлетворенность трудом, осознание степени его общественной значимости, позитивное социальное проявление, созидание.

Акмеологический вектор развития характеризуется прежде всего тем, что определяющим фактором «движения» человека в онтогенезе и одновременно одним из структурообразующих компонентов этого процесса изначально выступает саморазвитие [7, с. 222—234]. В акмеологических исследованиях саморазвитие рассматривают как:

- тенденцию к самораскрытию и саморазвертыванию творческого потенциала человека,

- сознательный процесс самосовершенствования с целью эффективной самореализации на основе внутренне значимых устремлений и внешних влияний,

- целенаправленное, многоаспектное самоизменение, служащее цели максимального духовно-нравственного и деятельностно-практического самообогащения, саморазвертывания и самоосуществления [9].

Подчеркивается, что саморазвитие — это интегративный творческий процесс сознательного личностного становления, который основан на взаимодействии внутренне значимых и активно творчески воспринятых внешних факторов и которому присущи целесообразная внутренняя активность и осознанная направленность на разворачивание и совершенствование значимых для человека и формирование ранее не бывших свойств, сторон, качеств и т. п. [9].

Результатом саморазвития как компонента акмеологического развития является, с одной стороны, повышение уровня субъектности человека, его способности и потребности в самоопределении, самопознании и т. д. [6], с другой стороны, создание системы акмеологических ресурсов и формирование на их основе личностного потенциала как условия и предпосылки полноценной реализации человека в конкретной деятельности.

При этом уровень субъектности выступает не только как проявление уровня саморазвития, но и как его фактор.

А.А. Деркач и Э.В. Сайко рассматривают субъектность как свойственную человеку, как его сущность, которая образует его, дифференцирует его человеческую определенность и в

неразрывной связи с самостью, сознанием, деятельностью определяет действенные возможности индивидов [8, с. 208]. Авторы исходят из понимания субъекта как носителя особого типа активности — деятельности, в которой человек в качестве субъекта осуществляется и развивается за счет реализации и развития в онтогенезе, филогенезе, культурно-историческом процессе его субъектных способностей [8, с. 208—209]. Несомненно, однако, что субъектность на уровне онтогенеза не дается полностью и сразу. Мы согласны с А.С. Мельничуком, который говорит о потенциальной субъектности как филогенетической («родовой») субъектно-сти, которая может становиться актуальной и воплощаться в жизнедеятельности отдельного человека в разной степени [11].

Как показывают А.А. Деркач и Э.В. Сайко, развитие субъектности обусловливает развитие человека за счет расширения его способностей к преобразовательной, целенаправленной, целесообразной деятельности и развития других системно связанных с субъектностью свойств (самости, самосознания и т. д.), стимулирует рост его потребности к саморазвитию и самореализации [8, с. 212]. При этом уровневые характеристики развития человека, возрастные особенности развития его субъектности, соответствующие возможности и потребности, а также его психологическая готовность к творческой самореализации в целом определяются характером деятельности и ее результативными эффектами [8, с. 211].

Высокий уровень субъектности человека и сопряженный с ним высокий уровень его способности и потребности в самопознании, самоопределении, самосовершенствовании проявляются в том, что человек стремится (и способен) к постоянному «переходу» через себя, к творческому прорыву в новое в развитии, который «осуществляется не только за счет изменения себя, саморазвития, субъектного роста, но и за счет деятельности субъекта как деятельности социально необходимой, в которой он переходит через себя» [5, с. 52]. Сформированные система акмеологических ресурсов и личностный потенциал не только обеспечивают продуктивность такой деятельности, но и развиваются в ней.

Так как саморазвитие субъекта по своему существу полагает потребность и необходимость реализации приобретенного уровня [6, с. 222—234], процесс саморазвития в рамках акмеоло-гического развития человека с необходимостью «переходит» в процесс самореализации: «полюс саморазвития (его уровень, степень и т. д.) постоянно «уравновешивался» полюсом самореализации в разной степени выраженности, вплоть до высшего уровня ее — акме» [5, С. 54].

Так, по мнению О.А. Басовой (2008), акмеологическое развитие профессионала выражается в удовлетворенности самореализацией, позитивном социальном проявлении, осознании социальной полезности профессионального труда, в сохранности профессионального здоровья личности.

Как отмечают А.А. Деркач и Э.В. Сайко, «именно возможность самореализации человека в деятельности обеспечивает потребность его саморазвития, и наоборот, саморазвитие индивида полагает потребность его самореализации» [4, с. 221]. Авторы подчеркивают, что саморазвитие и самореализация как компоненты акмеологического развития в своей неразрывной связи, не будучи свойственны другому живому и обеспечивая феномен человека, сами способны существовать и развиваться при развитии важнейшей ее (целостности) образующей — социальности [4, с. 221].

«Понимание значимости выполнения потребности в самореализации как в принципе необходимой для дальнейшего продуктивного роста индивида, своего рода отдачи накопленного в саморазвитии, обеспечивающей проверку-утверждение себя в последнем на новой ступеньке при формировании новой уровневой дистанции развития, и осмысление самореализации в этом развитии как особой составляющей, которая выступает как сложно структурированный процесс в структуре онтогенеза, имеющий свои особые закономерности, свои этапы и уровни осуществления, <...> приобретает особый смысл в познании особенностей развития человека. В онтогенезе этот процесс обеспечивает возможности удовлетворения той оптимальной для каждого периода развития дозы потребности в своей самореализации, которая постепенно, но постоянно объективно формируется в системном развитии человека (хотя и осуществляется она на разном уровне, в том числе и при возможной ее смятости и неполной выполненности) как обусловленная его природой» [4, с. 222].

Сравнительный анализ исследований акмеологического развития позволяет выделить сущностные особенности этого феномена.

Содержательные характеристики акмеологического развития зависят от того, как рассматривается этот феномен — как процесс или как состояние.

Как процесс акмеологическое развитие динамично, осуществляется как необратимое, направленное, закономерное «развертывание» уже имеющихся, но «свернутых» до поры или «зарождение» и становление не бывших ранее психических состояний, способностей, качеств человека как индивида, личности, субъекта деятельности, которые в своей целостности обеспечивают реализацию субъектной позиции индивида и его потребности, возможности и способности достигнуть акме как вершины самоосуществления.

В процессе акмеологического развития можно выделить две взаимосвязанные и взаимообусловленные фазы. В фазе саморазвития осуществляется акмеориентированное преобразование индивидных, личностных и субъектных структур, в результате чего происходят их качественные изменения, появляются новообразования, обеспечивающие расширение социальных и деятельностных возможностей человека, накапливаются акмеологические ресурсы, формируется акмеологический потенциал. В фазе самореализации человек «отдает» накопленные ресурсы, «опредмечивает» свой акмеологический потенциал, осуществляя себя в социально значимой деятельности.

Фаза саморазвития в процессе акмеологического развития обеспечивается сформи-рованностью способностей и умений самоопределения, самопознания, самоактуализации, самопроявления, самоорганизации, саморегуляции, самодетерминации, самоидентификации, самооценки, самовоспитания, самокоррекции, самосовершенствования и т. д., которые позволяют углубить содержание самости и развить деятельностные способности человека. Фаза самореализации в процессе акмеологического развития обеспечивается сформированностью способностей и умений самопрезентации, самоутверждения, самовыражения и т. п., которые позволяют человеку предъявить себя миру через творчество.

Как состояние акмеологическое развитие — это система сформированных в процессе саморазвития «эмерджентных» свойств человека, отражающих качественные изменения индивидных, личностных и субъектных структур, обеспечивающие эффективное использование акмеологических ресурсов, максимальное для данного этапа онтогенеза осуществление акмеологического потенциала, а также достижение в процессе самореализации социально значимых творческих результатов.

Внутренним источником акмеологического развития является процесс разрешения человеком как субъектом саморазвития и самореализации внешних и внутренних противоречий за счет надситуативной активности, которая обеспечивает человеку «выход» за его пределы, творческое преобразование самого себя и окружающего мира, деятельное проектирование своей жизненной траектории и конструирование пространства своей жизни.

Механизмом акмеологического развития является переход от «накопления» психических состояний, способностей, качеств и их реализации в нормативной деятельности в соответствии с заданными извне условиями к качественному преобразованию этих «накопленных» состояний, способностей и качеств в акмеологические ресурсы, которые обеспечивают творческую сверхнормативную активность человека, которыми человек способен целенаправленно распоряжаться и которые может осознанно совершенствовать.

Осуществляется акмеологическое развитие в многоступенчатых поуровневых фазах саморазвития и самореализации, когда в процессе самореализации человека как исполнения себя в деятельности (и деятельностью) происходят одновременно удовлетворение потребности в самореализации и зарождение новой, иной по параметрам, потребности в ней, что вызывает необходимость в процессе саморазвития сформировать соответствующие данной потребности акмеологические ресурсы.

Так как потребность в самореализации принципиально ненасыщаема, возрастает по мере удовлетворения и ориентирует человека на максимальное раскрытие его возможностей, то процесс саморазвития на каждом последующем этапе онтогенезе предполагает постановку постоянно усложняющихся задач и ускорение темпов накопления акмеологических ресурсов и формирования акмеологического потенциала.

Акмеологическое развитие, пронизывая пространство всей жизни человека, в то же время имеет специфику в зависимости от этапа онтогенеза и / или сферы жизнедеятельности человека, в которой оно осуществляется.

Литература

1. Гегель. Сочинения. Т. 6. М., 1939.

2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т.1—4. М., 1981—1982. Т. 4. 1982.

3. Деркач А.А., Сайко Э.В. Деятельность как основание акмеологического развития субъекта и надситуативная активность субъекта как действенный фактор ее развития // Мир психологии. 2008. № 2. С. 193-205.

4. Деркач А.А., Сайко Э.В. Потребность в самореализации как феномен социального мира и основание акмеологического развития // Мир психологии. 2008. № 1. С. 218-229.

5. Деркач А.А., Сайко Э.В. Развитие в акмеологии и акмеологическое развитие в структуре онтогенеза // Мир психологии. 2007. № 2. С. 43-55.

6. Деркач А.А., Сайко Э.В. Самореализация как структурообразующий конструкт и процесс в онтогенезе (теоретико-методологическое основание) // Мир психологии. 2009. № 2. С. 222-234.

7. Деркач А.А., Сайко Э.В. Самость — базовый конструкт становления и развертывания процесса самореализации как содержания акмеологического развития // Мир психологии. 2008. № 4. С. 225-238.

8. Деркач А.А., Сайко Э.В. Субъектность субъекта в акмеологическом развитии и проблемы его субъектного самоосуществления // Мир психологии. 2008. № 3. С. 205—219.

9. Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития. М.; Воронеж, 2006.

10. Манойлова М.А. Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и учащихся. Псков, 2004.

11. Мельничук А.С. К проблеме оценки субъектности // Психология человека в современном мире. Том 4. Субъектный подход в психологии: история и современное состояние. Личность профессионала в обществе современных технологий. Нейрофизиологические основы психики: Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г. / Отв. ред. А.Л. Журавлев, М.И. Воловикова, Л.Г. Дикая, Ю.И. Александров. М., 2009. С. 42-44.

12. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. Мн., 2003.

13. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. М., 1999.

14. Селезнева Е.В. Общение как среда саморазвития личности. М., 2002.

15. Селезнева Е.В. Саморазвитие личности как акмеологическая категория // Акмеология. 2002. № 1. С. 18-25.

16. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред.Д.Н. Ушакова. М., 1935-1940.

17. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1999.

© Селезнева Е.В., Майборода Т.А., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.