Научная статья на тему 'Здоровье как объект общественного и государственного управления'

Здоровье как объект общественного и государственного управления Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
97
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровье как объект общественного и государственного управления»

- М.: издательский центр «Академия», 2002 г., с 160.

2. Лихачёв Б.Т. Философия воспитания. Спец. курс. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений - М.: Прометей, 1995 г., с 464.

3.Кон И. С. Ребенок и общество. (Историко-этнографическая перспектива.) М, 1988, с. 110-166.

4. В.А. Сухомлинский «Избранные педагогические сочинения». Издательство: «Педагогика». Том 1-3, 1981 г.

Меньшикова Г.А.

ЗДОРОВЬЕ КАК ОБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННОГО И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Санкт-Петербургский государственный университет, факультет социологии

Рассматривая здоровье как социальную ценность №1, посмотрим какие меры государство и общество предпринимают для его сохранения и развития. Остановимся для этого на трех направлениях оценивания: объеме его

финансирования (1), качестве и скорости становления полной системы законов о здравоохранении (2), их соответствия содержанию современного понятия здоровья, базового для ВОЗ, т.е. включающего в себя не просто отсутствие болезней, но и формирование устойчивой привычки членов общества к здоровому образу жизни (3).

1. Государственное финансирование здравоохранения в РФ по

официальным данным9 составило в 2008 г. 9,8% консолидированного бюджета страны. В 2004 г. примерно половину расходов формировал бюджет страны, 15%

- отчисления фонда обязательного страхования, остальное - расходы предприятий и населения10. Приведем аналогичные данные по странам Европы11. Так, в передовых государствах (Г ермания, Франция, Великобритания, северные государства) эта цифра колеблется вокруг 15%. На нашем уровне находятся страны бывшего СССР, а также Албания, КИПР. Доля государства в общих расходах составляет от 40 (Кипр) до 90% Люксембург12.

Назвав данные цифры, укажем на их ограниченную пригодность для

9 Россия и страны мира (сб. госкомстата). 2010. С.299

10 Реформы финансирования в здравоохранении. Опыт стран с переходной экономикой (под ред. Я.Кутцин,

Ч. Кашин. М. Якаб). 2011. С. 94.

11 Россия и страны мира (сб. госкомстата). 2010. С.299.

12 Финансирование здравоохранения в Европейском Союзе. Проблем и стратегические решения. Под ред. З.

Томпсон, Т. Фаубистера, Э.Моссиалоса. 2011. С.21,28.

сравнительного анализа. Страны мира имеют свои традиции и институты, в также особенности экономического механизма. Наша цель — показать общий порядок цифр, назвать зарубежные источники (публикации ВОЗ).

2. В 2005 г., когда низкий уровень российской медицины стал очевиден не только россиянам, но и мировой общественности, было принято решение принять Кодекс законов о здоровье, который бы отразил интенцию правительства к модернизации здравоохранения. Из 40 запланированных документов пока приняты не более десяти: «Об основах охраны здоровья в РФ» (2011), «О

гарантиях бесплатной медицинской .помощи в РФ», «О лекарственных средствах» (2004), «Об обязательном медицинском страховании в РФ» (2010), «О лицензировании медицинской деятельности» (2012). Таким образом, можно зафиксировать определенные успехи, но, в целом, медицина страны, ее граждане и учреждения далеки от пребывания в правовом поле здравоохранения. Более того четко наметилось отставание законодательства от нужд времени. Еще не были приняты запланированные законы, а возникла потребность (и даже разработаны проекты) новых, включая введение стандартов медицинского обслуживания, подключение учреждений здравоохранения к системе Интернет и др.

3. Еще более заметно отставание российского здравоохранения в области пропаганды здорового образа жизни, правильного питания, привлечения населения к активной физической нагрузке, запрете на курение. За рубежом в этих мерах видится основной источник роста здоровья населения. Под эгидой ВОЗ разработаны такие документы как «Глобальная стратегия по питанию, физической активности и здоровью» (2004), «Питание и здоровье в Европе. Новые рекомендации к действию (2005 г.)». «Здоровье 2020: поддержка действий всего государства и общества в интересах здоровья и благополучия» (2012) и др. В них разработаны предложения для всех государств по поощрению здорового образа жизни. Так, предлагается принять Программы по питанию для стран, где население потребляет пищи ниже нормы, разработать меры по поддержке фермерства и сельскохозяйственного производства. Для стран, наоборот, страдающих избыточным потреблением, рекомендуются меры по воспитанию культуры питания населения начиная со школьного возраста.

Здесь создана система центров и направлений по пропаганде всех проявлений здорового образа жизни, действуют доступные жителям Центры фитнеса, бассеины, беговые дорожки и лыжные трассы, организован мониторинг связи здоровья и правильного питания (активной физической нагрузки). Проводятся массовые и постоянные социологические исследования по выявлению факторов, влияющих на состояние здоровья населения. Библиография работ, приведенная в указанных выше монографиях поражает. Это - тысяча публикаций, за которой стоят тысячи ученых и сотни исследований. Они (исследования) стали

70

широкомасштабными и межнациональными. Россия к ним вынуждена подключиться, но как пассивный участник.

Представляется, что актуализация внимания правительства России к профилактике свелась к открытию сети «Центров здоровья», разработке системы сайтов в Интернете, ряде Программ на Центральных каналах ТВ. Только в октябре этого года министр здравоохранения РФ «продавил» принятие закона «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

В заключение хотелось бы указать на то, что социология здравоохранения должна стать важнейшей отраслью не просто социологического знания, но и научной сферы в целом. Именно она должна дать российскому обществу объективную и системную оценку эффективности государственного управления, показав заинтересованность правительства на разных уровнях управления в повышении качества жизни населения.

Москаленко В.Ф., Грузева Т. С.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕ 2020: УКРАИНСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ»

Национальный медицинский университет имени А.А. Богомольца, Украина, Киев

На рубеже XXI века системы здравоохранения многих стран столкнулись с новыми серьезными глобальными, региональными и национальными вызовами. Многочисленные проблемы обусловлены социально-экономической

нестабильностью, экологическими угрозами, неблагоприятными медикодемографическими сдвигами, негативными эпидемиологическими тенденциями, проявлениями неравенства в здравоохранении и т.д. Распространение факторов риска среди населения привело к высоким уровням заболеваемости хроническими неинфекционными заболеваниями, инвалидности и смертности.Глобальное бремя болезней и неравенство в здоровье и его охране требуют разработки и внедрения современных стратегий, механизмов, технологий и методов борьбы с заболеваниями и укрепления здоровья.

На 60-ой сессии Европейского регионального комитета ВОЗ в 2010 г. было принято решение о разработке новой европейской политики «Здоровье - 2020» в ответ на новые вызовы и угрозы для общественного здоровья. В течение 2011 -2012 гг. состоялись многочисленные обсуждения, консультации, согласования, а в сентябре 2012 г. на 62-ой сессии ЕРК ВОЗ был принят документ «Здоровье-2020: основы Европейской политики в поддержку действий всего государства и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.