Научная статья на тему 'Семья как фактор нравственного формирования личности'

Семья как фактор нравственного формирования личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
708
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семья как фактор нравственного формирования личности»

профилактическая работа, направленная на пропаганду здорового образа жизни. Здоровьесберегающее пространство в учреждениях организуется усилиями всех участников образовательного процесса: педагогического коллектива, студентами и их родителями.

Исследование проводимые среди студентов СПО Курганской области показали, что работа по позиционированию здорового образа жизни должны соответствовать потребностям и интересам целевой аудитории; носить систематический характер; осуществляться согласно разработанным программам с учетом особенностей учебного заведения и контингента студентов; использовать активные формы работы; реализовываться посредством субъектно-объектной деятельности.

Применение разнообразных форм и активные методов обучения, новых технологий, использование волонтерского движения, планирование деятельности в области здоровьесбережения создает все необходимые условия для реализации обучения студентов, и позиционирует у студентов ответственное отношение к здоровому образу жизни. Только в комплексе, принятые меры, направленные на позиционирование здорового образа жизни у студентов СПО, впоследствии произведут положительное воздействие на социальное самочувствие, интеллектуальный, профессиональный потенциал студентов, а включение самих студентов в данную деятельность позволит получить созидательно активную практику, будет способствовать их творческому, интеллектуальному и физическому развитию.

С.В. Матвиенко

СЕМЬЯ КАК ФАКТОР НРАВСТВЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

СЗФ ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия»

Общеизвестно, что кризисные ситуации в обществе, в силу своей непредсказуемости, сложности происходящих процессов, закладывают основы и формируют «очень долговременные стратегические жизненные установки и ценностные ориентации». Кризисные явления в первую очередь негативно сказываются на молодом поколении, особенно на учащейся молодежи, не усвоившей основных форм жизнедеятельности людей в период реформирования экономической и социально-политической основ общества.

В процессе социализации формирование ценностных ориентаций современной молодёжи, как самой динамичной части общества, является одной из главных проблем молодёжной политики в любом отдельно взятом государстве. Общественные и государственные институты хотят видеть молодежь нравственной, це-

нящей свою родину и историю, высококультурной, образованной, инновационной, предприимчивой, здоровой. Именно поэтому ценностные ориентации формирующейся личности оказываются объектом воспитания и целенаправленного воздействия общества и государства; а процесс образования - важным воспитательным направлением молодёжной политики.

Состояние социальной неопределённости и системного кризиса, в которых в настоящее время пребывает российское общество, делает проблему формирования ценностных ориентаций современной российской молодёжи особенно актуальной и злободневной. Наблюдается автономизация и деформация большинства социальных институтов, приводящая к конфликтам между ними, потере путей взаимодействия, отсутствию корректировки их функций. Большинство традиционных институтов социализации, таких, как институты семьи, системы образования и воспитания, труда и трудовой деятельности, армии, СМИ, общественных объединений, находятся в кризисном состоянии, связанном как с общемировыми глобальными процессами, так и со значительными трансформациями, происходящими в российском обществе. В этих условиях необходимо решать острейшие проблемы духовно-нравственного становления молодёжи России. Молодежь самая динамичная, энергичная и критически мыслящая часть общества обладает огромным социальным и творческим потенциалом и способна активно влиять на социально-экономические отношения, происходящие в обществе.

Одним из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей, является семья. Именно семья - первый и главный социальный институт по формированию ценностных ориентаций. Осознание и реализация в семье необходимости и возможностей формирования духовно-нравственных основ личности -одно из условий полноценного развития человека. Семья - малая социальная группа, в которой подросток приобретает свой первый опыт, овладевает знаниями, способами поведения, нормативными и ценностными представлениями. В семье он знакомится с обычаями и традициями, воспринимаемыми его родителями, представителями старшего поколения как нечто само собой разумеющееся.

Мировоззренческие убеждения и установки взрослых проявляются в их повседневных рассуждениях и поступках. Не случайно ещё со времён Аристотеля семья определялась как «зародышевая ячейка государства», как «элементарная социальная единица». Полученный в семье опыт закладывает основу формирования личности подростка. На развитие личности подрастающего человека, на формирование его характера семья оказывает решающее влияние: именно в ней закладываются основы духовного и нравственного развития человека, которые остаются определяющими на протяжении всей его жизни.

Одна из ведущих функций семьи - воспитательная, которая включает в себя не только целенаправленное воспитательное воздействие на детей, но и на всю систему взаимоотношений внутри семьи, формирующих личность подростка, поощряющих одни и смягчающих другие типы поведения. Оценка уровня культуры семьи, по мнению современных ученых, должна вытекать из того, умеют ли родители и другие взрослые члены семьи видеть, что личность подростка формируется под решающим воздействием всей атмосферы семьи, культурных норм, духовно-нравственных ценностей, учитывают ли они это в бытовом общении, понимают ли необходимость взаимного воспитания и самовоспитания.

Именно родители, часто не замечая того, вырабатывают у детей комплекс базовых духовно-нравственных ценностей, ориентаций, потребностей, интересов и привычек. Именно первые «уроки жизни» в семье закладывают основу нравственного воспитания и духовно-ценностные ориентиры, исходя из которых, подросток в дальнейшем избирательно воспринимает, перерабатывает, усваивает или отбрасывает информацию в качестве руководства к действию. Царящий в семье духовный климат всегда оказывал соответствующее влияние на развитие личности подростка. Этот климат в определённой мере связан с уровнем образования родителей, их профессиями, духовными и культурными интересами, ценностными ориентациями.

Только духовная деятельность, направляемая родителями и осуществляемая ими в постоянном диалоге с детьми, позволяет ожидать существенных для их духовного развития результатов. Самое главное заключается не в том, чтобы как можно больше дать знаний и полезных умений формирующейся личности подростка, а в том, чтобы развить его духовные способности, пробудить в нем готовность вдумчиво и разумно действовать во всех ситуациях, с которыми он встречается в своей повседневной жизни.

Семейное воздействие на детей уникально по интенсивности и результативности. Оно осуществляется непрерывно, одновременно охватывая все стороны формирующейся личности, и продолжается многие годы. Это воздействие основано на устойчивости контактов, и что очень важно - на эмоциональных отношениях детей и родителей между собой.

Закладывая первооснову духовно-нравственного воспитания личности ребенка, развивая у него механизм руководства своим поведением, семья, в свою очередь, исходит как из духовно-нравственных и социально-культурных норм общества в целом, так и своей социальной группы, микросреды. Наличие противоречий между этими нормами в реальной жизни еще более повышает роль родителей как избирательного «передатчика» детям значимой информации, как своеобразного «фильтра» ненужной или вредной информации, приносимой извне.

Философ Кон И.С., обращая внимание на одну из сторон деятельности современной семьи, указывает на то, что «изменения в обществе - научно-технические, культурные, бытовые - настолько быстры и значительны, что сегодняшним детям предстоит жить в мире, отличном от того, в котором живут их родители. Поэтому и эффективность воспитания подрастающего поколения должна оцениваться не столько по тому, сумели ли мы подготовить его самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни родительского поколения, сколько по тому, какие духовно-нравственные ценности и приоритеты были сформированы».

Отмечая роль семьи как доминантного фактора духовно-нравственного воспитания, следует подчеркнуть, что здесь недостаточно только одного понимания родителями и семьёй в целом своей роли и даже готовности ее выполнять. Необходим соответствующий уровень духовно-нравственной, эстетической, правовой культуры самой семьи как среды и субъекта воспитания. Именно она призвана преобразовать культуру, как систему духовно-нравственных ценностей, в индивидуальную культуру личности и поведения детей, транслировать в их сознание и чувства культурную информацию, обеспечивать ее усвоение детьми, развивать на этой основе потребности, интересы, мотивы, привычки, формировать общечеловеческие ценности, высокую нравственную позицию и постоянное стремление к познанию и самосовершенствованию.

одна из главнейших добродетелей, к которой испокон веков родители приучают детей, есть послушание - состояние, по своему существу, неприятное, потому что каждое живое существо стремится осуществлять в своих действиях свою волю, свои желания. Подчинение чужой воле предполагает лишение свободы и удовольствия.

Руководство детьми, родительский авторитет необходимы, но именно в той мере, в какой дети неопытны, не знают окружающего их мира, а потому не могут поступать разумно. За этими пределами подчинение детей руководству и авторитету взрослых не имеет достаточных оснований. Между тем, взрослые постоянно переходят указанную границу, требуя от детей того, что едва ли тем нужно и что трудно оправдать вполне разумными основаниями.

Жизнь человеческого организма распадается на возрасты. Каждый возраст имеет свои характерные черты, физические и психические. Дети проникаются полным доверием ко всему, что им говорят и обещают, их лицо есть для наблюдателя открытая книга; дети пугливы: новые явления, особенно значительных размеров, совершенно не страшные сами по себе, у них легко вызывают чувство страха. Все эти свойства чисто детские. У юношей замечаются значительная идеалистичность мышления и действия, полное доверие к своим силам, грандиозность замыслов, уверенность, что можно разом если не совсем перевернуть мир вверх

67

дном, то, по крайней мере, существенно изменить его в короткое время. Это специфические черты возраста, и с переживанием юности они отпадают.

Детям присуща сострадательность, они способны в некоторой мере к логическому мышлению, им свойственна полная правдивость. Эти черты не исчезают с детством, они переходят в дальнейшие возрасты, причем некоторые свойства усиливаются, развиваются, например способность логического мышления, а другие с возрастом ослабевают, например правдивость. Молодой человек обнаруживает значительную энергию и настойчивость в преследовании цели, владеет способностью отвлеченного мышления, критически относится к авторитетам. Эти свойства не исчезают с юностью: способность к отвлеченному мышлению, критическое отношение к окружающему и энергия в достижении цели сохраняются в большей или меньшей степени, причем опять с возрастом одни черты усиливаются, а другие ослабевают. свойств, переходящих в другие возрасты, гораздо меньше, чем отпадающих.

В каждом возрасте человек есть настоящая, цельная личность, а не ступень на пути развития. Мы, взрослые, не всегда ценим особенности мысли и чувства детей, мало уважаем их своеобразную личность; мы упорно стараемся привить им наши взгляды и вкусы, нашу манеру думать и поступать, нашу религию, нашу эстетику. Мы уверены в своем превосходстве и требуем подчинения себе; мы часто смеемся над детским простодушием и доверчивостью, удивляемся юношескому жару и увлечению. Все это нехорошо, потому что мы, взрослые, думаем и действуем иначе. Мы не хотим понять особенности детства и юности, войти в характер мысли и чувства, пережитых нами в юности; напомнить себе, что естественно или даже необходимо в подростковом возрасте. Ведь все специфически детское и юношеское пройдет, отпадет, останутся только свойства, которые молодой человек возьмет во взрослую жизнь.

Специфические свойства ранних возрастов нередко прямо объявляются недостатками, с ними ведется борьба, их пытаются истреблять. Детскую подвижность, резвость, непосредственность стали считать детскими недостатками, начали укорять детей за эти свойства. Вообще, прелесть детства, отрочества, юности ценится зрелыми людьми мало. Взрослые желают, чтобы их дети поскорее повзрослели ...

Семейное воспитание - сложный процесс, который должен быть чуждым всякой искусственности, а родителям надо беречь и развивать всё то ценное, чем одарила их детей природа.

Литература

1.Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений - 2-е изд., - стереотип

68

- М.: издательский центр «Академия», 2002 г., с 160.

2. Лихачёв Б.Т. Философия воспитания. Спец. курс. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений - М.: Прометей, 1995 г., с 464.

3.Кон И. С. Ребенок и общество. (Историко-этнографическая перспектива.) М, 1988, с. 110-166.

4. В.А. Сухомлинский «Избранные педагогические сочинения». Издательство: «Педагогика». Том 1-3, 1981 г.

Меньшикова Г.А.

ЗДОРОВЬЕ КАК ОБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННОГО И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Санкт-Петербургский государственный университет, факультет социологии

Рассматривая здоровье как социальную ценность №1, посмотрим какие меры государство и общество предпринимают для его сохранения и развития. остановимся для этого на трех направлениях оценивания: объеме его финансирования (1), качестве и скорости становления полной системы законов о здравоохранении (2), их соответствия содержанию современного понятия здоровья, базового для ВОЗ, т.е. включающего в себя не просто отсутствие болезней, но и формирование устойчивой привычки членов общества к здоровому образу жизни (3).

1. Государственное финансирование здравоохранения в РФ по

официальным данным9 составило в 2008 г. 9,8% консолидированного бюджета страны. В 2004 г. примерно половину расходов формировал бюджет страны, 15%

- отчисления фонда обязательного страхования, остальное - расходы предприятий и населения10. Приведем аналогичные данные по странам Европы11. Так, в передовых государствах (Германия, Франция, Великобритания, северные государства) эта цифра колеблется вокруг 15%. На нашем уровне находятся страны бывшего СССР, а также Албания, КИПР. Доля государства в общих расходах составляет от 40 (Кипр) до 90% Люксембург12.

Назвав данные цифры, укажем на их ограниченную пригодность для

9 Россия и страны мира (сб. госкомстата). 2010. С.299

10 Реформы финансирования в здравоохранении. Опыт стран с переходной экономикой (под ред. Я.Кутцин, Ч. Кашин, М. Якаб). 2011. С. 94.

11 Россия и страны мира (сб. госкомстата). 2010. С.299.

12 Финансирование здравоохранения в Европейском Союзе. Проблем и стратегические решения. Под ред. З. Томпсон, Т. Фаубистера, Э.Моссиалоса. 2011. С.21,28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.