Научная статья на тему 'Проблемы духовно-нравственного воспитания студентов на примере огаоу СПО «Иркутского областного техникума индустрии питания»'

Проблемы духовно-нравственного воспитания студентов на примере огаоу СПО «Иркутского областного техникума индустрии питания» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / MORAL EDUCATION / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ / DEVELOPMENT OF STUDENTS' PERSONALITY / СИСТЕМА БАЗОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ / SYSTEM OF STUDENTS' BASIC VALUES / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUES / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнюшкина Елена Николаевна

Статья посвящена проблемам духовно-нравственного воспитания личности студента в условиях реализации федеральных образовательных стандартов среднего профессионального образования в процессе подготовки специалистов в сфере обслуживания. Автором представлены результаты социологического исследования, целью которого явилось выявление основных духовно-нравственных ценностей студентов первокурсников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of students’ moral education (from the experience of the Irkutsk regional technical school of food industry)

The article touches upon the problems of student’s personality moral education in terms of the implementation of federal standards of vocational education in the process of training service specialists. The author presents the results of the social survey, the purpose of which was to identify the first-year students’ basic moral values.

Текст научной работы на тему «Проблемы духовно-нравственного воспитания студентов на примере огаоу СПО «Иркутского областного техникума индустрии питания»»

«Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» — международный информационно-аналитический журнал №2 (09). Сентябрь 2014 (http://ce.if-mstuca.ru/)

ББК 74.58 УДК 373.7 К678

Е. Н. Корнюшкина Иркутск, Россия

ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ПРИМЕРЕ ОГАОУ СПО «ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО ТЕХНИКУМА ИНДУСТРИИ ПИТАНИЯ»

Статья посвящена проблемам духовно-нравственного воспитания личности студента в условиях реализации федеральных образовательных стандартов среднего профессионального образования в процессе подготовки специалистов в сфере обслуживания. Автором представлены результаты социологического исследования, целью которого явилось выявление основных духовно-нравственных ценностей студентов- первокурсников.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, развитие личности студентов, система базовых ценностей обучающихся, ценностные ориентации, профессиональные компетенции

E. N. Kornushkina Irkutsk, Russia

THE PROBLEMS OF STUDENTS' MORAL EDUCATION (FROM THE EXPERIENCE OF THE IRKUTSK REGIONAL TECHNICAL SCHOOL OF FOOD INDUSTRY)

The article touches upon the problems of student's personality moral education in terms of the implementation of federal standards of vocational education in the process of training service specialists. The author presents the results of the social

© Корнюшкина Е.Н., 2014

survey, the purpose of which was to identify the first-year students' basic moral values.

Key words: moral education, development of students' personality, system of students' basic values, values, professional competence

Среди современных проблем воспитания молодёжи наиболее актуальной является проблема духовно-нравственного воспитания. Нельзя забывать, что в период социально-политических изменений, имевших место в 90-е годы прошлого столетия, произошли события, негативно отразившиеся на формировании общественной нравственности молодёжи. Поскольку известно, что при смене ценностных ориентиров меняются жизненные приоритеты, происходит разрушение устоев старшего поколения, а также серьёзные изменения традиционных для страны моральных и нравственных норм.

Нравственные ценности имеют определяющее значение в содержании любой культуры, поскольку выступают в качестве объединяющего фактора, сплачивающего общество [Алексеев, 1984, с. 64].

Формирование системы ценностей теснейшим образом связано с воспитанием личности, с её социализацией. Решающую роль в этом процессе принято отводить семье и образовательному учреждению, но не менее важными представляются окружающая индивида общественная среда, массовая культура в целом.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано, что «духовно-нравственное воспитание личности гражданина России - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию» [Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2009, с. 3].

Таким образом, перед педагогами поставлены чёткие цели и задачи,

но несмотря на это, наше общество находится в настоящее время в состоянии

2

глубокого духовно-нравственного кризиса, сопровождаемого крушением общественно-духовных и нравственных идеалов. И как следствие, система ценностных установок, присущих массовому сознанию, во многом изменена с позиции развития личности. Наблюдение за поведением молодёжи вызывает обоснованное беспокойство за будущее подрастающих поколений, страны в целом.

Система образования и воспитания является, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», одним из главных факторов экономического и социального роста общества, способствующая самоопределению и самореализации будущего гражданина.

Вопросы формирования у молодежи системы базовых ценностей и ценностных ориентаций стоят перед профессиональными образовательными организациями достаточно остро, поскольку главная цель системы профессионального образования - это всё же подготовка квалифицированных кадров для различных отраслей промышленности. Необходимо упомянуть и о том, что при реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования большое внимание уделяется воспитательному аспекту. Педагоги должны сформировать не только профессиональные компетенции, но и научить понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять устойчивый интерес, уметь работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами и многое другое.

Государство поставило перед образовательными организациями задачу воспитания нравственной, деятельной личности. Особенно это актуально в период социально-экономических, политических и духовных преобразований, происходящих в настоящее время в нашей стране.

Для реализации поставленной цели необходимо иметь чёткое представление о том, кого и чему мы учим, социализируем, формируем духовно-нравственные ценности.

Так кто же он, будущий профессионал своего дела, специалист среднего звена? В большинстве своём это подростки 15-16 лет, не всегда из полных и благополучных семей, не всегда имеющие мотивацию на обучение, среди которых есть и сироты, и опекаемые.

Психологи утверждают, что подростковый возраст - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Именно в этом возрасте происходит переход от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. В этот переходный период студентам больше всего необходимо общение, у них понижается мотивация к обучению, и психологи утверждают, что это характерно именно для этого возраста.

Учитывая актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания личности студента в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования в процессе подготовки специалистов для ресторанной индустрии, в 2013-2014 учебном году педагогами ОГАОУ СПО «Иркутский областной техникум индустрии питания» было проведено социологическое исследование по методике Д. В. Григорьева, И. В. Кулешова, П. В. Степанова с целью выявления основных духовно-нравственных ценностей студентов -первокурсников.

Использование данной методики позволило выявить отношение студентов к следующим нравственным ценностям:

- Семья;

- Отечество;

- Земля;

- Мир;

- Труд;

- Культура;

- Знания;

- Человек как таковой;

- Человек как Другой;

- Человек как Иной;

- Своё телесное «Я»;

- Своё духовное «Я»;

- Своё душевное «Я».

Результаты анкетирования представлены в диаграмме.

В результате проведённого исследования видно, что в целом ситуация достаточно благополучная.

Отношение к Семье только для 56% опрошенных подростков представляет определённую ценность, но сам факт наличия семьи, семейных традиций воспринимается ими как естественный.

Ценностное отношение к Отечеству у 67,4% подростков вызывает чувство Родины как чувство родного дома, деревни, города. Однако им кажется, что всё то, что происходит в стране и на его «малой родине», не имеет между собой ничего общего.

Земля как ценность - 60,4% подростков заботятся о животных, цветах, но главным образом о тех, кто принадлежит непосредственно им. Экологические проблемы воспринимаются ими как объективно важные, но при этом не зависящие от них лично.

Двоякое отношение подростков проявляется к Миру. 49% в целом разделяют идеи мира и ненасилия, но при этом считают, что в отдельных случаях применение силы оправдано. К проявлениям грубой силы они относятся со смешанным чувством неприятия и страха, а 44% уверены, что мир можно поддерживать главным образом силой, угрозами, ультиматумами. Студенты рассматривают войну как один из естественных способов разрешения конфликтов, что заставляет задуматься о многом.

При выявлении отношения подростков к Труду 67,4% опрошенных отметили, что их интересует только престижная работа. Если все окружающие заняты чем-то непрестижным (например уборкой территории во время субботника), то могут и поучаствовать «за компанию». Могут помочь в домашних делах, но их будет раздражать, что это занимает столько времени.

Достаточно интересные результаты по отношению подростков к Культуре: 53,4% признают объективную ценность культурных форм поведения, но не всегда руководствуются ими в повседневной жизни. Они находят оправдание эпизодическим проявлениям со своей стороны хамства («я хамлю только в ответ»), неряшливости («ну и пусть: встречают по одежке, зато провожают по уму»), нецензурной брани («сильные эмоции трудно выразить по-другому»). Ну а 25,5% опрошенных подростков культурные формы поведения рассматривают как нечто догматичное, идущее от мира взрослых, а потому обременяющее их повседневную жизнь.

И, конечно же, нас очень интересовал вопрос отношения подростков к Знаниям (нельзя забывать, что средний балл по аттестату у поступивших на первый курс составил 3,7 балла). По итогам анкетирования были получены следующие результаты.

48,8% подростков могут неплохо учиться, но по своей инициативе вряд ли будут долго копаться в книгах, чтобы найти значение непонятного им термина или факта. В сознании обучающихся знания и будущая карьера связаны, но прикладывать усилия к получению знаний они не будут.

Из них 37,2% подростка никогда не спросят взрослого, если им что-то непонятно. Знания носят для них чисто утилитарный характер (выучил, ответил - значит, не нажил неприятностей). Только у 9,3% - устойчивое стремление к познанию нового, они считают, что успешность профессионального роста, карьеры напрямую связана с глубиной знаний, и стремятся к их получению. У 5% опрошенных потребность в получении знаний практически отсутствует. Они откровенно презирают тех, кто учится, считают их «ботаниками» -людьми, живущими неполноценной жизнью. Они уверены, что уровень и качество образования не окажут никакого влияния на их дальнейшую жизнь.

Что касается Здоровья, 62,7% подростков понимают важность здорового образа жизни, но субъективно ставят его не слишком высоко. Возможно, в глубине души подросток полагает, что способен добиться жизненного успеха, не уделяя пристального внимания своей физической форме

Наибольшую насторожённость вызывает отношение подростков к Человеку как Иному, то есть представителям иной национальности, иной веры, иной культуры. Практически 39,5% опрошенных на словах признают права других на культурные отличия, говорят о принципах равенства людей, но при этом испытывают личное неприятие отдельных социокультурных групп. Такой диссонанс между декларируемыми гуманистическими принципами и реальным проявлением нетерпимости подросток пытается оправдать ссылками на общественное мнение («все так считают»), а 13,9% подростков сознательно отказываются признавать, принимать и понимать представителей иных культур. Они не испытывают ни малейшего желания взглянуть на те или иные жизненные ситуации с точки зрения другой культуры.

При рассмотрении отношения к своему духовному «Я» 41,8% опрошенных испытывают неловкость по поводу некоторых своих особенностей. Они думают о себе как о человеке, который симпатичен для других, но иногда сомневаются в этом, а 44,1% подростков принимают себя такими, какие они есть лишь в отдельные моменты своей повседневной жизни. В обществе такие студенты предпочитают быть на вторых ролях.

Проведенное нами исследование позволило скоординировать работу педагогического коллектива по следующим направлениям:

- формирование устойчивой мотивации студентов к здоровому образу жизни;

- формирование устойчивой мотивации к знаниям (обучению);

- формирование толерантности у студентов (принятие и понимание других людей, умение позитивно с ними взаимодействовать).

Особое внимание мы уделили проблеме толерантности [Декларация принципов толерантности, 1995, с. 3 ]. Мышление подростка ещё впитывает в себя всё с детской непосредственностью, но уже способно к грамотному анализу ситуаций и вынесению соответствующих выводов из неё, и задача педагога - правильно сформировать эти выводы, не навязывая свою точку зрения, а лишь аргументированно давая достоверную информацию. Поскольку именно сейчас формируется мировоззренческая картина подростка, и всё, что он впитает в себя, будет в будущем определять его жизненную позицию и способы поведения в обществе [Карпухин, 2000, с. 126 ].

Выявленные в результате исследования проблемы позволили выработать траекторию воспитательной работы со студентами - первокурсниками. Совместно с преподавателями-предметниками была разработана программа адаптации и составлен план мероприятий на весь учебный год, в котором были запланированы беседы, деловые игры, интегрированные уроки, где преподаватели, используя различные способы, методы обучения, представляют информацию о культурах разных народов, традициях и особенностях русского гостеприимства. Особенно активно ведут работу в этом направлении преподаватели права, истории, литературы, ОБЖ, географии. Преподавателями специальных дисциплин разработан и преподаётся курс «Кухни народов мира», где также формируется уважение к традициям народов разных стран, особенностям их национальной культуры.

Результаты реализуемой Программы будут представлены в различных публикациях.

Библиографический список

1. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / В.Г. Алексеев // Психол. журн. 1984. Т. 5. № 5. С. 6390.

2. Декларация принципов толерантности: утвержденная резолюцией 5.61 от 16 ноября 1995 г. // Толерантность: сайт. URL: http://www.tolerance.ru/toler-deklaraciya.php (дата обращения: 03.03.2014).

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М.: Просвещение, 2009. 24 с.

4. Карпухина О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения / О.И. Карпухина // Социол. исслед. 2000. № 3 С. 124128.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.