ВЕСТНИК ПГГПУ
Серия № 1. Психологические и педагогические науки
УДК 377.034
Кивилева Анна Вячеславовна
преподаватель химии и биологии
ГАПОУ «Краевой политехнический колледж», Пермский край, Россия 617830, Пермский край, Чернушка, Юбилейная, 10 е-mail: kivianna-87@yandex. ru
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ
СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Anna B. Civileva
Lecturer of Chemistry and Biology
State Autonomous Professional Educational Institution
«Regional Technical College» 10, Ubileynaya, 617830, Perm Krai, Chernushka, Russia е-mail: kivianna-87@yandex. ru
SPIRITUALLY-MORAL EDUCATION OF PERSONALITY OF COLLEGE STUDENTS
Аннотация. Статья посвящена проблемам духовно-нравственного воспитания личности студентов в условиях реализации федеральных образовательных стандартов среднего профессионального образования в процессе подготовки специалистов среднего звена.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, развитие личности студентов, система базовых ценностей обучающихся, ценностные ориентации, общие компетенции.
Abstract. The article is devoted to the problems of spiritually-moral education of personality of students in terms of the implementation of Federal educational standards of secondary vocational education in the process of training middle managers.
Key words: spiritual and moral education, personality development of students, the system of basic values in students, values, General competencies.
Нравственные ценности имеют определяющее значение в содержании любой культуры, поскольку выступают в качестве объединяющего фактора, сплачивающего общество [1].
Взаимосвязь между приобщением человека к искусству и его духовно-нравственным развитием отмечается многими авторами [2].
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» сказано, что «духовно-нравственное воспитание личности
© Кивилева А.В., 2017
РАЗДЕЛ 2. НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
гражданина России - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию» [3].
Таким образом, перед педагогами поставлены четкие цели и задачи, но несмотря на это, наше общество находится в настоящее время в состоянии глубокого духовно-нравственного кризиса, сопровождаемого крушением общественно-духовных и нравственных идеалов. И как следствие, система ценностных установок, присущих массовому сознанию, во многом изменена с позиции развития личности. Наблюдение за поведением молодежи вызывает обоснованное беспокойство за будущее подрастающих поколений, страны в целом.
Государство поставило перед образовательными организациями задачу воспитания нравственной, деятельной личности. Особенно это актуально в период социально-экономических, политических и духовных преобразований, происходящих в настоящее время в нашей стране.
Для реализации поставленной цели необходимо иметь четкое представление о том, кого и чему мы учим, социализируем, формируем духовно-нравственные ценности. Так кто же он, будущий профессионал своего дела, специалист среднего звена? В большинстве своем это подростки 15-16 лет, не всегда из полных и благополучных семей, не всегда имеющие мотивацию к обучению, среди которых есть и сироты, и опекаемые.
Учитывая актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания личности студента в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования в процессе подготовки специалистов в Краевом политехническом колледже вот уже второй год реализуется проект «Дороги добра».
Знакомство с богатым и разнообразным миром православного искусства осуществляется по следующим направлениям: иконопись, архитектура и устроение православных храмов, православные праздники. Проблема данного проекта - исследование влияния русского православного искусства как формы освоения духовно-практического опыта человечества на формирование ценностных ориентаций будущих специалистов. Решение данной проблемы обусловило и тип проекта, его содержание, формы реализации. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участникам проектной группы. Проект «Дороги добра» является долгосрочным информационно-исследовательским. Он органично вписывается в воспитательную систему ГАПОУ «Краевой политехнический колледж», методологической основой которой является культурологический подход, обеспечивающий осмысленное преломление общекультурных ценностей в контексте сегодняшних реалий и с учетом специфики специальности. Эстетическое своеобразие, духовно-нравственный потенциал православного искусства является средством развития личности будущих выпускников через приобщение их к ценностям и идеалам, накопленным многовековой историей, формирование готовности к самостоятельному духовному освоению художественно-нравственных ценностей. Используемые формы, методы и средства воспитательной работы соответствуют поставленным целям и задачам проекта.
Гп ВЕСТНИК ПГТПУ
Серия № 1. Психологические и педагогические науки
Цель данного проекта: формировать общие компетенции и поддерживать духовно-нравственную составляющую процесса обучения в колледже через приобщение студентов к ценностям православной культуры.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- развивать эстетические суждения, вкусы и потребности студентов на основе образцов православного искусства;
- раскрыть содержание и смысл православного искусства: архитектуры, иконописи;
- познакомить студентов с кругом православных праздников, раскрыть их содержание и иконописную символику;
- формировать навыки работы и делового общения в группе;
- формировать навыки защиты и представления своей работы.
В процессе реализации проекта студенты должны приобрести знания:
- о православном храме;
- православной иконографии;
- православных праздниках;
- тесной связи различных наук: русского языка, литературы, живописи, истории.
умения:
- самостоятельно работать и приобретать знания;
- совершенствовать навык проведения исследовательских работ по заданной теме;
- анализировать, обобщать и делать выводы;
- находить необходимые источники информации, редактировать найденную информацию;
- использовать полученные знания в повседневной жизни.
Из целей и задач видно, что данный проект позволяет формировать коммуникативную и мыслительную компетенции, что очень важно для будущих специалистов. Кроме этого, проект предусматривает широкую интеграцию и осмысление связей православного искусства с историей, философией, МХК, литературой, изучаемых студентами в колледже.
Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса, что в свою очередь помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им свое место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.
Список литературы
1. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / В.Г. Алексеев // Психол. журн. - 1984. - Т. 5, № 5. -С. 63-90.
2. Архимандрит Никифор. Иллюстрированная полная популярная Библейская энциклопедия. - М., 1891.
3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009.