Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание личности студентов колледжа'

Духовно-нравственное воспитание личности студентов колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
437
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ / СИСТЕМА БАЗОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / PERSONALITY DEVELOPMENT OF STUDENTS / THE SYSTEM OF BASIC VALUES IN STUDENTS / VALUES / GENERAL COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кивилева Анна Вячеславовна

Статья посвящена проблемам духовно-нравственного воспитания личности студентов в условиях реализации федеральных образовательных стандартов среднего профессионального образования в процессе подготовки специалистов среднего звена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кивилева Анна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problems of spiritually-moral education of personality of students in terms of the implementation of Federal educational standards of secondary vocational education in the process of training middle managers.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание личности студентов колледжа»

ВЕСТНИК ПГГПУ

Серия № 1. Психологические и педагогические науки

УДК 377.034

Кивилева Анна Вячеславовна

преподаватель химии и биологии

ГАПОУ «Краевой политехнический колледж», Пермский край, Россия 617830, Пермский край, Чернушка, Юбилейная, 10 е-mail: kivianna-87@yandex. ru

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ

СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Anna B. Civileva

Lecturer of Chemistry and Biology

State Autonomous Professional Educational Institution

«Regional Technical College» 10, Ubileynaya, 617830, Perm Krai, Chernushka, Russia е-mail: kivianna-87@yandex. ru

SPIRITUALLY-MORAL EDUCATION OF PERSONALITY OF COLLEGE STUDENTS

Аннотация. Статья посвящена проблемам духовно-нравственного воспитания личности студентов в условиях реализации федеральных образовательных стандартов среднего профессионального образования в процессе подготовки специалистов среднего звена.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, развитие личности студентов, система базовых ценностей обучающихся, ценностные ориентации, общие компетенции.

Abstract. The article is devoted to the problems of spiritually-moral education of personality of students in terms of the implementation of Federal educational standards of secondary vocational education in the process of training middle managers.

Key words: spiritual and moral education, personality development of students, the system of basic values in students, values, General competencies.

Нравственные ценности имеют определяющее значение в содержании любой культуры, поскольку выступают в качестве объединяющего фактора, сплачивающего общество [1].

Взаимосвязь между приобщением человека к искусству и его духовно-нравственным развитием отмечается многими авторами [2].

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» сказано, что «духовно-нравственное воспитание личности

© Кивилева А.В., 2017

РАЗДЕЛ 2. НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

гражданина России - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию» [3].

Таким образом, перед педагогами поставлены четкие цели и задачи, но несмотря на это, наше общество находится в настоящее время в состоянии глубокого духовно-нравственного кризиса, сопровождаемого крушением общественно-духовных и нравственных идеалов. И как следствие, система ценностных установок, присущих массовому сознанию, во многом изменена с позиции развития личности. Наблюдение за поведением молодежи вызывает обоснованное беспокойство за будущее подрастающих поколений, страны в целом.

Государство поставило перед образовательными организациями задачу воспитания нравственной, деятельной личности. Особенно это актуально в период социально-экономических, политических и духовных преобразований, происходящих в настоящее время в нашей стране.

Для реализации поставленной цели необходимо иметь четкое представление о том, кого и чему мы учим, социализируем, формируем духовно-нравственные ценности. Так кто же он, будущий профессионал своего дела, специалист среднего звена? В большинстве своем это подростки 15-16 лет, не всегда из полных и благополучных семей, не всегда имеющие мотивацию к обучению, среди которых есть и сироты, и опекаемые.

Учитывая актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания личности студента в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования в процессе подготовки специалистов в Краевом политехническом колледже вот уже второй год реализуется проект «Дороги добра».

Знакомство с богатым и разнообразным миром православного искусства осуществляется по следующим направлениям: иконопись, архитектура и устроение православных храмов, православные праздники. Проблема данного проекта - исследование влияния русского православного искусства как формы освоения духовно-практического опыта человечества на формирование ценностных ориентаций будущих специалистов. Решение данной проблемы обусловило и тип проекта, его содержание, формы реализации. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участникам проектной группы. Проект «Дороги добра» является долгосрочным информационно-исследовательским. Он органично вписывается в воспитательную систему ГАПОУ «Краевой политехнический колледж», методологической основой которой является культурологический подход, обеспечивающий осмысленное преломление общекультурных ценностей в контексте сегодняшних реалий и с учетом специфики специальности. Эстетическое своеобразие, духовно-нравственный потенциал православного искусства является средством развития личности будущих выпускников через приобщение их к ценностям и идеалам, накопленным многовековой историей, формирование готовности к самостоятельному духовному освоению художественно-нравственных ценностей. Используемые формы, методы и средства воспитательной работы соответствуют поставленным целям и задачам проекта.

Гп ВЕСТНИК ПГТПУ

Серия № 1. Психологические и педагогические науки

Цель данного проекта: формировать общие компетенции и поддерживать духовно-нравственную составляющую процесса обучения в колледже через приобщение студентов к ценностям православной культуры.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- развивать эстетические суждения, вкусы и потребности студентов на основе образцов православного искусства;

- раскрыть содержание и смысл православного искусства: архитектуры, иконописи;

- познакомить студентов с кругом православных праздников, раскрыть их содержание и иконописную символику;

- формировать навыки работы и делового общения в группе;

- формировать навыки защиты и представления своей работы.

В процессе реализации проекта студенты должны приобрести знания:

- о православном храме;

- православной иконографии;

- православных праздниках;

- тесной связи различных наук: русского языка, литературы, живописи, истории.

умения:

- самостоятельно работать и приобретать знания;

- совершенствовать навык проведения исследовательских работ по заданной теме;

- анализировать, обобщать и делать выводы;

- находить необходимые источники информации, редактировать найденную информацию;

- использовать полученные знания в повседневной жизни.

Из целей и задач видно, что данный проект позволяет формировать коммуникативную и мыслительную компетенции, что очень важно для будущих специалистов. Кроме этого, проект предусматривает широкую интеграцию и осмысление связей православного искусства с историей, философией, МХК, литературой, изучаемых студентами в колледже.

Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса, что в свою очередь помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им свое место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.

Список литературы

1. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / В.Г. Алексеев // Психол. журн. - 1984. - Т. 5, № 5. -С. 63-90.

2. Архимандрит Никифор. Иллюстрированная полная популярная Библейская энциклопедия. - М., 1891.

3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.