Научная статья на тему 'Особенности нравственно-этического воспитания студенческой молодёжи в образовательном процессе организаций СПО'

Особенности нравственно-этического воспитания студенческой молодёжи в образовательном процессе организаций СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
591
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / MORAL-AESTHETIC EDUCATION / STUDENT AGE / НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ / STUDENTS / MORAL-AESTHETIC EDUCATION OF STUDENT YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саенко Л. А., Кулаева З. Т.

В статье раскрывается сущность становления нравственно-эстетического развития личности как сложного и многогранного процесса. Освещается нравственно-эстетическое воспитание как один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей. В статье подчёркивается, что очень важное значение нравственно-эстетическое воспитание имеет именно в системе среднего профессионального образования. Авторами раскрываются также особенности современного среднего профессионального образования, которые обуславливают необходимость развития духовной, патриотической, эстетической и, конечно, нравственно-этической составляющей в процессе воспитания. В статье представлены различные определения понятия нравственно-эстетического воспитания студенческой молодёжи, раскрывается педагогический процесс нравственно-эстетического воспитания и его специфика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF MORAL AND ETHICAL EDUCATION OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF SPECIAL PROFESSIONAL SCHOOLS

The article reveals the basics of forming moral and aesthetic development of a person as a complex and multifaceted process. The moral-aesthetic education is described as one of the aspects of upbringing aimed at assimilating the younger generations and translating into practical action and behavior of higher spiritual values. The article emphasizes that moral and aesthetic education is very important in the system of secondary vocational education. The authors reveal features of modern secondary vocational education, which stipulate the need for the development of spiritual, patriotic, aesthetic and, of course, moral and ethical component in the process of education. The article presents various definitions of the concept of moral and aesthetic education of students, specifies the pedagogical process of moral and aesthetic education and its features.

Текст научной работы на тему «Особенности нравственно-этического воспитания студенческой молодёжи в образовательном процессе организаций СПО»

6. Андронкина Н.М. Актуальные проблемы формирования межкультурной компетентности в процессе обучения иностранному языку как специальности. Горный Алтай: проблемы билингвизма в поликультурном пространстве. Сборник научных трудов. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ.2006: 3 - 9.

7. Сухова О.В., Решетова О.П. Формирование полисоциокультурной компетенции в процессе языкового образования. Вестник ПГУ. Научный журнал Павлодарского государственного университета имени С. Торайгарова. Павлодар. 2017; 3: 356 - 367.

References

1. Baryshnikov N.V. Prepodavanie inostrannyh yazykov ikul'tur: teoreticheskie iprikladnye aspekty. Moskva, 2004.

2. Passov E.D. Programma-koncepciya kommunikativnogo inoyazychnogo obrazovaniya. Moskva, 2000.

3. Sysoev P.V. Kul'turnoe samoopredelenie v usloviyah yazykovogo polikul'turnogo obrazovaniya. Inostrannyeyazyki vshkole. 2004; 4: 16 - 18.

4. Leont'ev A.A. Yazyk ne dolzhen byt' chuzhim. 'Etnopsihologicheskie aspekty prepodavaniya inostrannyh yazykov. Moskva: Vysshaya shkola, 1996.

5. Ikonnikova N.K. Programma kursa «Osnovy mezhkul'turnogo obscheniya» / N.K. Ikonnikova. Sociologicheskie issledovaniya. 1995; 7: 15 - 19.

6. Andronkina N.M. Aktual'nye problemy formirovaniya mezhkul'turnoj kompetentnosti v processe obucheniya inostrannomu yazyku kak special'nosti. Gornyj Altaj: problemy bilingvizma v polikul'turnom prostranstve. Sbornik nauchnyh trudov. Gorno-Altajsk: RIO GAGU.2006: 3 - 9.

7. Suhova O.V., Reshetova O.P. Formirovanie polisociokul'turnoj kompetencii v processe yazykovogo obrazovaniya. Vestnik PGU. Nauchnyj zhurnalPavlodarskogo gosudarstvennogo universiteta imeni S. Torajgarova. Pavlodar. 2017; 3: 356 - 367.

Статья поступила в редакцию 23.04.18

УДК 37.013

Saenko L.A., Doctor of Sciences (Sociology), Professor, North-Caucasian Social Institute (Stavropol, Russia),

E-mail: [email protected]

Kulaeva Z.T., postgraduate, North Caucasus Social Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

THE FEATURES OF MORAL AND ETHICAL EDUCATION OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF SPECIAL PROFESSIONAL SCHOOLS. The article reveals the basics of forming moral and aesthetic development of a person as a complex and multifaceted process. The moral-aesthetic education is described as one of the aspects of upbringing aimed at assimilating the younger generations and translating into practical action and behavior of higher spiritual values. The article emphasizes that moral and aesthetic education is very important in the system of secondary vocational education. The authors reveal features of modern secondary vocational education, which stipulate the need for the development of spiritual, patriotic, aesthetic and, of course, moral and ethical component in the process of education. The article presents various definitions of the concept of moral and aesthetic education of students, specifies the pedagogical process of moral and aesthetic education and its features.

Key words: moral-aesthetic education, student age, students, moral-aesthetic education of student youth.

Л.А. Саенко, д-р соц. наук, проф. каф. социально-гуманитарных дисциплин, АНО ВО «Северо-Кавказский социальный

институт», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

З.Т. Кулаева, аспирант, АНО ВО «(Северо-Кавказский социальный институт», г. Ставрополь,

E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИЙ СПО

В статье раскрывается сущность становления нравственно-эстетического развития личности как сложного и многогранного процесса. Освещается нравственно-эстетическое воспитание как один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей. В статье подчёркивается, что очень важное значение нравственно-эстетическое воспитание имеет именно в системе среднего профессионального образования. Авторами раскрываются также особенности современного среднего профессионального образования, которые обуславливают необходимость развития духовной, патриотической, эстетической и, конечно, нравственно-этической составляющей в процессе воспитания. В статье представлены различные определения понятия нравственно-эстетического воспитания студенческой молодёжи, раскрывается педагогический процесс нравственно-эстетического воспитания и его специфика.

Ключевые слова: нравственно-эстетическое воспитание, студенческая молодёжь, нравственно-эстетическое воспитание студенческой молодёжи.

Нравственно-эстетическое становление личности представляет собой чрезвычайно сложный и многогранный процесс. Решающую роль в этом процессе играет общество. Формирование нравственно-эстетических качеств происходит в социальной среде, в его реальных действиях и поступках и в той внутренней работе, которая завязывается вокруг них и в них выплескивается. Нравственно-эстетическое воспитание - один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей. Через постепенное изменение нрава, характера, мотивов, приоритетов человека к милосердию, ответственности за свои мысли, слова, поступки посредством применения приобретенных знаний [1; 2].

Нравственно-эстетическое воспитание начинается с рождения человека и идёт всю жизнь, через общение, трудовую деятельность, повседневные дела - делая человека завтра лучше, чем сегодня. Подчеркнём, что нравственно-эстетическое воспи-

тание в системе среднего профессионального образования имеет очень важное значение, так как студенчество является наиболее творчески развитой, интеллектуальной и прогрессивной частью молодёжи, важнейшим фактором экономического, духовного и политического и преображения российского общества.

Главным противоречием студенческого возраста выступает естественное стремление к самореализации и самопознанию и в то же время отсутствие внутренней готовности и опыта для осуществления этого. В результате личность студента попадает в критическую ситуацию выбора и смены жизненных смыслов, требующих новых ценностных социальных установок, ориентации и мотивов поведения. На студенчество приходится период активного жизненного и духовно-нравственного становления молодых людей, когда они, оказавшись вне привычного домашнего круга, впервые лицом к лицу сталкиваются с неизведанным миром сложных отношений и более всего нуждаются в направляющей руке и верных ориентирах. Из-за отсутствия устойчивых

жизненных ценностей молодому человеку трудно самому сформировать свои долговременные жизненные планы [3].

Современное среднее профессиональное образование в настоящее время ориентировано на формирование специалиста, который, прежде всего, являлся бы сформированной личностью, развитой во всех направлениях жизнедеятельности и компетентной не только в своей профессии. Именно поэтому в воспитании сегодняшних студентов особую роль необходимо отводить духовной, патриотической, эстетической и, конечно, нравственно-этической составляющим.

И.С. Марьенко подчеркивает, что для нравственно-эстетического воспитания нужно хорошо ориентироваться не только в его содержательной стороне. Не менее важным является детальное осмысление вопроса, какого человека можно считать нравственным и в чем вообще выражается настоящая сущность нравственности. Отвечая на данные вопросы, напрашивается вывод: нравственный это тот человек, который в своей жизни и поведении придерживается моральных правил и норм и выполняет их. Но, их выполнение возможно под влиянием внешнего понуждения, или стремления показать свою «нравственность» в интересах своей карьеры, или желания добиться каких-либо других преимуществ в обществе. Подобную внешнюю «нравственную благовидность» называют лицемерием. При малейшем изменении жизненных условий и обстоятельств такой человек поступает, как хамелеон, быстро меняя свою нравственную окраску, и часто начинает ругать и отрицать то, что ранее хвалил или чему поклонялся.

Под нравственно-этическим воспитанием в современной педагогической науке понимается систематическое воспитательное воздействие на человеческую личность, направленное на формирование у человека общественно сообразных нравственных качеств. К ним относятся гуманность, ответственность, высокая культура поведения, стремление и понимание к сохранению общечеловеческих ценностей, выработка нравственных привычек и убеждений, патриотизм, высокая культура межнациональных отношений, устойчивость научного мировоззрения и т. д. Подобное систематическое воздействие на человека, безусловно, требует учета и определенных возрастных особенностей на каждом этапе формирования личности. Работа в сфере среднего профессионального образования предполагает взаимодействие педагога с возрастной группой так называемых «старших подростков» [4; 5].

При рассмотрении содержания нравственно-эстетического воспитания студенческой молодёжи, мы отмечаем его направленность на формирование у личности нравственных отношений к родине, к политике и идеологии страны, к труду, охране природы, общественному достоянию, к самой себе и людям. Но моральные отношения не появляются и не существуют сами по себе. Они органически связаны с человеческой деятельностью и ею обусловливаются. Это является весьма важным положением. Из которого следует, что нравственно-эстетическое воспитание - это сознательно осуществляемый процесс формирования у студенческой молодёжи позитивного морального отношения в системе, организуемой в учебном учреждении всевозможной внеаудиторной и аудиторной деятельности и выработке на данной основе надлежащих личностно-этических качеств.

Подчеркнем, что нравственно-эстетическое воспитание студенческой молодёжи - это не только заучивание моральных норм и слепая отработка привычек поведения. Оно является активным жизненным процессом взаимодействий, отношений, общения, деятельности и преодоления противоречий. Оно является процессом систематических и постоянных решений, выборов волевых усилий в пользу моральных норм, процессом самоуправления и самоопределения.

Библиографический список

Итак, педагогический процесс нравственно-эстетического воспитания - это организация студенческой молодёжи на разрешение и преодоление жизненных проблем, противоречий, конфликтов, выборов и столкновений. Усилия педагогов должны быть сосредоточены на умелом разрешении этих противоречий совместно со студенческой молодёжью и развитии у них при этом сознания, нравственных чувств, привычек, нравственного поведения.

Нравственно-эстетическое воспитание студенческой молодёжи обладает своими специфическими целями. Они определяются духовными ценностями и доминирующими общественными отношениями. Целью нравственно-эстетического воспитания студенческой молодёжи является процесс формирования нравственно-устойчивой цельной личности. Это и обусловливает направление и организацию всего данного процесса.

Специфику процесса нравственно-эстетическое воспитания студенческой молодёжи определяет также и его содержание - общественная мораль, необходимость внедрения норм общественного нравственного сознания в личное поведение и сознание каждого ребенка. Сложность процесса нравственно-эстетическое воспитания в учреждениях среднего профессионального образования состоит в том, что его организация является одновременно организацией всей жизни и деятельности студенческой молодёжи, всех их отношений, его свершение и углубление происходит в процессе нравственно-эстетического осознанного осуществления [б].

Так преподаватели должны стремиться к формированию у студенческой молодёжи следующих качеств:

- нравственных чувств (долга, веры, совести, ответственности, патриотизма, гражданственности);

- нравственного облика (милосердия, толерантности);

- равственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви);

- нравственного поведения (готовности служению людям, Родине) [7].

Подчеркнем, что система работы педагога по нравственно-эстетическому воспитанию студенческой молодёжи может иметь довольно широкий тематический обзор. С обучающимися необходимо обсуждать буквально все: от правил поведения в общественном транспорте (учебном заведении и т. д.) до нравственных ориентиров великих исторических личностей. А главное в процессе нравственно-эстетического воспитания - не забыть о том, что внимание необходимо уделять актуальным проблемам конкретных студентов, определенных учебных групп с особенной психологической атмосферой и т. д., то есть реализовывать лич-ностно-ориентированный подход.

Особо отметим, что процесс нравственно-эстетическое воспитания студенческой молодёжи только тогда результативен, когда педагог владеет обратной информацией о действенности своих воспитательных влияний и придает значение этой информации на каждом новом этапе своей педагогической деятельности.

Таким образом, в основе нравственно-эстетическое воспитания студенческой молодёжи в учебных учреждения среднего профессионального образования должно лежать удовлетворение потребности каждого студента в стремлении к гармоничному развитию через приобщение к богатейшему духовному опыту национальной культуры. Хотелось бы добавить, что приобщение молодого поколения к нравственно-эстетическим традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа.

1. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание - проблема современного образования в России (состояние, пути решения). Москва, 2009.

2. Карпухин О.И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения. СОЦИС. 2010; 3: 124 - 128.

3. Саенко Л.А. Молодёжь на рынке труда: предпочтения, проблемы, перспективы. Аспирантский вестник Поволжья. 2011; 3-4: 189 - 193.

4. Саенко Л.А., Пирогланов Ш.Ш. Воспитание социальной ответственности военнослужащих: постановка проблемы. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2015; 2 (47): 243 - 247.

5. Толстова Н.А. Подготовка будущих учителей информатики в условиях информатизации общества. Технологическое образование и устойчивое развитие региона. 2010; Т. 3; № 1-1 (3): 148 - 152.

6. Левчук Д.Г., Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи России: комплексное решение проблемы. Москва, 2000.

7. Покатыло В.В., Глухова Л.Р., Волкова А.В. О необходимости нравственного воспитания молодёжи. Молодой учёный. 2014; 4: 1066 - 1068.

References

1. Zimnyaya I.A., Bodenko B.N., Morozova N.A. Vospitanie - problema sovremennogo obrazovaniya v Rossii (sostoyanie, puti resheniya). Moskva, 2009.

2. Karpuhin O.I. Molodezh' Rossii: osobennosti socializacii i samoopredeleniya. SOCIS. 2010; 3: 124 - 128.

3. Saenko L.A. Molodezh' na rynke truda: predpochteniya, problemy, perspektivy. Aspirantskij vestnik Povolzh'ya. 2011; 3-4: 189 - 193.

4. Saenko L.A., Piroglanov Sh.Sh. Vospitanie social'noj otvetstvennosti voennosluzhaschih: postanovka problemy. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2015; 2 (47): 243 - 247.

5. Tolstova N.A. Podgotovka buduschih uchitelej informatiki v usloviyah informatizacii obschestva. Tehnologicheskoe obrazovanie i ustojchivoe razvitie regiona. 2010; T. 3; № 1-1 (3): 148 - 152.

6. Levchuk D.G., Potapovskaya O.M. Duhovno-nravstvennoe vospitanie detej i molodezhi Rossii: kompleksnoe reshenie problemy. Moskva, 2000.

7. Pokatylo V.V., Gluhova L.R., Volkova A.V. O neobhodimosti nravstvennogo vospitaniya molodezhi. Molodoj uchenyj. 2014; 4: 1066 - 1068.

Статья поступила в редакцию 23.04.18

УДК 316.4

Saenko L.A., Doctor of Sciences (Sociology), Professor, North-Caucasian Social Institute (Stavropol, Russia),

E-mail: [email protected]

Zritneva E.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Social Technologies, North-Caucasian

Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

ANALYSIS OF THE FACTORS LEADING TO DESTRUCTION OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF STUDENTS. Today the process of professional socialization is represented as societal phenomenon, combining social action and communication occurring in professional environment. Modern science identifies three levels of professional socialization: the first is personal, the second is group-related, the third is institutional. The article presents factors that lead to the degradation process of professional socialization of students at the stage of secondary special and higher educational institutions. Destructive factors are divided into individual, group and institutional levels. The article describes the main factors, which affect the development of professional education and lead to destruction of professional socialization. The decrease in the level of influence of these factors will help to optimize the professional socialization of students.

Key words: socialization, professional socialization, vocational training, destruction, destructive factors.

Л.А. Саенко, д-р социол. наук, канд. пед. наук, доц., АНО ВО «Северо-Кавказский социальный институт»,

г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

Е.И. Зритнева, д-р пед. наук, проф., зав. каф. социальных технологий ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский

федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ПРИВОДЯЩИХ К ДЕСТРУКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В настоящее время процесс профессиональной социализации представлен как полипараметральное явление, объединяющее в себе социальные действия и коммуникации, протекающие в профессиональной среде. Современная наука выделяет три уровня профессиональной социализации: первый - личностный, второй - групповой, третий - институциональный. В статье представлены факторы, приводящие к деструкции процесса профессиональной социализации обучающихся на стадии обучения в средних специальных и высших учебных организациях. Деструктивные факторы распределены по уровням: личностном, групповом и институциональном. В статье рассмотрены основные факторы, которые негативно влияют на развитие профессионального образования и приводят к деструкции профессиональной социализации. Снижение уровня влияние этих факторов будет способствовать оптимизации профессиональной социализации обучающихся.

Ключевые слова: социализация, профессиональная социализация, профессиональное обучение, деструкция, факторы деструкции.

В настоящее время является актуальной проблема подготовки специалиста в образовательной организации, обеспечение условий для профессиональной социализации обучающихся. В тоже время, появляются факторы, которые могут способствовать деструктуризации процесса профессиональной социализации.

Основные параметры профессиональной социализации: получение профессиональных знаний, умений, навыков; получение первичного профессионального опыта; принятие профессиональной культуры; способность к адаптации на производстве, к условиям труда; интеграция в профессиональное сообщество. В настоящее время процесс профессиональной социализации представлен как полипараметральное, социетальное явление, объединяющее в себе социальные действия и коммуникации, протекающие в профессиональной среде. Современная наука выделяет три уровня профессиональной социализации: первый - личностный, второй - групповой, третий - институциональный [1].

Личностный уровень предполагает накопление собственного опыта, формирование собственного профессионального мастерства, предполагает «взросление» личности как профессионала.

Групповой уровень просматривается через профессиональную микросреду, в которую погружена личность, то есть тот про-

фессиональный коллектив, с которым личность взаимодействует непосредственно.

Институциональный уровень обусловливает формирование профессиональных компетенций, профессиональной культуры и основ профессионального взаимодействия. Он предопределяет силу воздействия как на групповом, так и на личностном уровне.

Требования стандартов, которые реализуются в настоящее время в профессиональных образовательных организациях предусматривают решение проблем профессиональной социализации обучающихся различными средствами, на всех уровнях. В связи с чем требуется «погружение» обучающихся в профессиональную среду (в производственный процесс и т.п.) на этапе обучения, для приобретения и накопления профессионального практического опыта, погружения в культуру профессиональной деятельности, формирования профессионально-значимых качеств личности. В исследовании Е.А. Югфельд [2] относительно мнения обучающихся по проблеме профессиональной социализации, отмечается, что 95% студентов, участников опроса, указали о значимости учебной деятельности в профессиональном становлении. Также 88% студентов отметили о важности комплекса условий: образовательный процесс и производственная практика.

Следовательно, «студенты осознают важность единства практики и процесса обучения в стенах вуза, они отмечают не-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.