References
1. Zimnyaya I.A., Bodenko B.N., Morozova N.A. Vospitanie - problema sovremennogo obrazovaniya v Rossii (sostoyanie, puti resheniya). Moskva, 2009.
2. Karpuhin O.I. Molodezh' Rossii: osobennosti socializacii i samoopredeleniya. SOCIS. 2010; 3: 124 - 128.
3. Saenko L.A. Molodezh' na rynke truda: predpochteniya, problemy, perspektivy. Aspirantskij vestnik Povolzh'ya. 2011; 3-4: 189 - 193.
4. Saenko L.A., Piroglanov Sh.Sh. Vospitanie social'noj otvetstvennosti voennosluzhaschih: postanovka problemy. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2015; 2 (47): 243 - 247.
5. Tolstova N.A. Podgotovka buduschih uchitelej informatiki v usloviyah informatizacii obschestva. Tehnologicheskoe obrazovanie i ustojchivoe razvitie regiona. 2010; T. 3; № 1-1 (3): 148 - 152.
6. Levchuk D.G., Potapovskaya O.M. Duhovno-nravstvennoe vospitanie detej i molodezhi Rossii: kompleksnoe reshenie problemy. Moskva, 2000.
7. Pokatylo V.V., Gluhova L.R., Volkova A.V. O neobhodimosti nravstvennogo vospitaniya molodezhi. Molodoj uchenyj. 2014; 4: 1066 - 1068.
Статья поступила в редакцию 23.04.18
УДК 316.4
Saenko L.A., Doctor of Sciences (Sociology), Professor, North-Caucasian Social Institute (Stavropol, Russia),
E-mail: [email protected]
Zritneva E.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Social Technologies, North-Caucasian
Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
ANALYSIS OF THE FACTORS LEADING TO DESTRUCTION OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF STUDENTS. Today the process of professional socialization is represented as societal phenomenon, combining social action and communication occurring in professional environment. Modern science identifies three levels of professional socialization: the first is personal, the second is group-related, the third is institutional. The article presents factors that lead to the degradation process of professional socialization of students at the stage of secondary special and higher educational institutions. Destructive factors are divided into individual, group and institutional levels. The article describes the main factors, which affect the development of professional education and lead to destruction of professional socialization. The decrease in the level of influence of these factors will help to optimize the professional socialization of students.
Key words: socialization, professional socialization, vocational training, destruction, destructive factors.
Л.А. Саенко, д-р социол. наук, канд. пед. наук, доц., АНО ВО «Северо-Кавказский социальный институт»,
г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
Е.И. Зритнева, д-р пед. наук, проф., зав. каф. социальных технологий ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский
федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ПРИВОДЯЩИХ К ДЕСТРУКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В настоящее время процесс профессиональной социализации представлен как полипараметральное явление, объединяющее в себе социальные действия и коммуникации, протекающие в профессиональной среде. Современная наука выделяет три уровня профессиональной социализации: первый - личностный, второй - групповой, третий - институциональный. В статье представлены факторы, приводящие к деструкции процесса профессиональной социализации обучающихся на стадии обучения в средних специальных и высших учебных организациях. Деструктивные факторы распределены по уровням: личностном, групповом и институциональном. В статье рассмотрены основные факторы, которые негативно влияют на развитие профессионального образования и приводят к деструкции профессиональной социализации. Снижение уровня влияние этих факторов будет способствовать оптимизации профессиональной социализации обучающихся.
Ключевые слова: социализация, профессиональная социализация, профессиональное обучение, деструкция, факторы деструкции.
В настоящее время является актуальной проблема подготовки специалиста в образовательной организации, обеспечение условий для профессиональной социализации обучающихся. В тоже время, появляются факторы, которые могут способствовать деструктуризации процесса профессиональной социализации.
Основные параметры профессиональной социализации: получение профессиональных знаний, умений, навыков; получение первичного профессионального опыта; принятие профессиональной культуры; способность к адаптации на производстве, к условиям труда; интеграция в профессиональное сообщество. В настоящее время процесс профессиональной социализации представлен как полипараметральное, социетальное явление, объединяющее в себе социальные действия и коммуникации, протекающие в профессиональной среде. Современная наука выделяет три уровня профессиональной социализации: первый - личностный, второй - групповой, третий - институциональный [1].
Личностный уровень предполагает накопление собственного опыта, формирование собственного профессионального мастерства, предполагает «взросление» личности как профессионала.
Групповой уровень просматривается через профессиональную микросреду, в которую погружена личность, то есть тот про-
фессиональный коллектив, с которым личность взаимодействует непосредственно.
Институциональный уровень обусловливает формирование профессиональных компетенций, профессиональной культуры и основ профессионального взаимодействия. Он предопределяет силу воздействия как на групповом, так и на личностном уровне.
Требования стандартов, которые реализуются в настоящее время в профессиональных образовательных организациях предусматривают решение проблем профессиональной социализации обучающихся различными средствами, на всех уровнях. В связи с чем требуется «погружение» обучающихся в профессиональную среду (в производственный процесс и т.п.) на этапе обучения, для приобретения и накопления профессионального практического опыта, погружения в культуру профессиональной деятельности, формирования профессионально-значимых качеств личности. В исследовании Е.А. Югфельд [2] относительно мнения обучающихся по проблеме профессиональной социализации, отмечается, что 95% студентов, участников опроса, указали о значимости учебной деятельности в профессиональном становлении. Также 88% студентов отметили о важности комплекса условий: образовательный процесс и производственная практика.
Следовательно, «студенты осознают важность единства практики и процесса обучения в стенах вуза, они отмечают не-
обходимость получения профессиональных знаний и освоения опыта в реальных производственных условиях, для успешной профессиональной социализации в будущем». Однако появляются факторы, которые влияют деструктивным образом на эффективность процесса профессиональной социализации обучающихся [3 - 4]. Деструктивные процессы приводят к разрушению, разложению каких-либо структур. А в ситуации профессионального становления, могут привести к полной или частичной несформированности профессиональных умений и навыков, что является разрушительным элементом профессиональной социализации.
Остановимся на некоторых деструктивных факторах. Выделим деструктивные факторы на личностном уровне.
Формальное отношение к организации процесса производственной практики. Организация и проведение практики студентов непосредственно сказывается на формировании профессиональных умений и навыков, следовательно, и проявляется на личностном уровне. Формальность, в данном случае, может проявляться по-разному. Например, студенты группы в количестве более 25 человек выезжают на практику по месту жительства (по региону). Руководитель практики с места базы практики не назначается, а преподаватель от вуза (обычно это один человек), ответственный за практику не может просмотреть, как студент выполнял задания и непосредственно работал как практикант. Выделенное количество часов из учебной нагрузки не позволяет преподавателю выезжать по районам и проводить необходимый контроль. В этом случае весь контроль за производственной практикой сводится к сбору характеристик и отчетов студентов по практике. Второй пример, когда вся группа студентов приходит на одну базу практики. Что приводит к формализму проведения мероприятий и выполнению заданий по практике. Особенно это касается педагогической практики для студентов психолого-педагогической направленности обучения.
Для решения обозначенной проблемы следует разбивать группу студентов на подгруппы по 5 - 6 человек в каждой, назначать для каждой подгруппы руководителей практики, назначать сопровождающего по практике с предприятия/организации и отправлять группы студентов на базы практик, которые находятся в том населенном пункте, где расположено образовательное учреждение. Руководитель практики должен постоянно находится со студентами во время их пребывания на практике. Что требует увеличения количества часов, выделяемых на практику.
Поступление в профессиональное образовательное учреждение для отсрочки от армии. Как правило, у таких студентов отсутствует мотивация к получению выбранной профессии. Их цель - «отсидеться» несколько лет, чтобы миновать или отсрочить время призыва на срочную службу. Студенты демонстрируют отсутствие интереса к получаемой профессии, частые пропуски занятий, невыполнение самостоятельной работы, игнорирование индивидуальных заданий преподавателей.
Деструктивные факторы на групповом уровне.
Перегрузка преподавателей. В настоящее время профессорско-преподавательский состав перегружен отчетной и иной
Библиографический список
документацией, высокой долей годовой нагрузки (850-900 часов в год), которая ежегодно увеличивается. Кроме того, не высокий размер оплаты труда на основном месте работы, приводит к тому, что педагоги вынуждены подрабатывать в других местах или брать дополнительную нагрузку. Все эти факторы приводят к быстрому профессиональному выгоранию, и как следствие, к понижению времени подготовки к занятиям со студентами, что снижает общее качество образовательного процесса.
Формальность участия педагогов в научных мероприятиях. К сожалению, не большая часть профессиональных образовательных организаций обеспечивает очное участие своих преподавателей в научно-практических мероприятиях различного уровня. Очное участие в семинарах, конференциях, непосредственное участие с докладом, стимулирует педагогов к научному поиску, обмену научными знаниями, собственному профессиональному развитию. Для получения стимулирующей надбавки, педагоги «стремятся» принять участие как можно в большем количестве заочных конференций и иных мероприятий, лишь для получения подтверждающего документа. Положительным моментом в такой ситуации можно считать проведение очных научных мероприятий образовательными организациями и участие собственного профессорско-преподавательского состава в них. Но участие педагогов из других регионов страны значительно обновило бы взгляд на научные проблемы.
Деструктивные факторы на институциональном уровне.
Преобладание теоретической подготовки педагогов, без практического опыта работы на предприятии. В настоящий момент молодые педагоги, получая степень магистра уже начинают работу в колледжах и вузах. Некоторые тут же поступают в аспирантуру. Следовательно, молодые магистры, аспиранты и кандидаты наук имеют преимущественно теоретическую подготовку. Важно получить глубокие теоретические знания, однако необходимо уметь применять их на практике, выходя за стены вуза, погружаясь в профессиональную деятельность. Содержание занятий со студентами у таких педагогов обеднены, поскольку они не могут привести практические примеры, особенно, примеры из своей практической профессиональной деятельности.
Кадровое несоответствие. Ведение дисциплин, которые «нравятся» преподавателям или они «знают» какую-либо дисциплину, но они не имеют специальной подготовки по данному направлению, значительно снижает качество обучения. Например, ведение дисциплины «Теория и методика физического воспитания с практикумом» ведется преподавателем, имеющим квалификацию «Филолог. Преподаватель украинского языка и литературы» (не будем указывать на точное название вуза, информация взята с сайта института). И таких примеров, можно привести достаточно много. Такие факты также приводят к деструкции профессиональной социализации.
Выводы. Таким образом, нами рассмотрены основные, на наш взгляд, факторы, которые негативно влияют на развитие профессионального образование и приводят к деструкции профессиональной социализации. Снижение уровня влияние этих факторов будет способствовать оптимизации профессиональной социализации обучающихся.
1. Саенко Л.А., Затеева Т.Г. Профессиональное образование как базовый процесс профессиональной социализации. Дискуссия. 2014; 5 (46): 123 - 127.
2. Югфельд Е.А. Проблема профессиональной социализации студентов: современный аспект. Мир науки. 2015; 3.
3. Саенко Л.А. Аксиологическое содержание образования в условиях трансдисциплинарности. Мир науки, культуры, образования. 2017; 6 (67): 136 - 137.
4. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Методологические подходы к изучению феномена социальной ответственности личности. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016; Т. 8; № 5-2: 141 - 145.
References
1. Saenko L.A., Zateeva T.G. Professional'noe obrazovanie kak bazovyj process professional'noj socializacii. Diskussiya. 2014; 5 (46): 123 - 127.
2. Yugfel'd E.A. Problema professional'noj socializacii studentov: sovremennyj aspekt. Mirnauki. 2015; 3.
3. Saenko L.A. Aksiologicheskoe soderzhanie obrazovaniya v usloviyah transdisciplinarnosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 6 (67): 136 - 137.
4. Saenko L.A., Zritneva E.I. Metodologicheskie podhody k izucheniyu fenomena social'noj otvetstvennosti lichnosti. Istoricheskaya isocial'no-obrazovatel'naya mysl'. 2016; T. 8; № 5-2: 141 - 145.
Статья поступила в редакцию 23.04.18
УДК 371
Abdulshehidova H.E., senior teacher, Department of Methods of Primary Education, Chechen State Pedagogical University
(Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
PROJECT METHOD AS A TOOL OF FORMATION OF LEARNING INTEREST OF YOUNGER STUDENTS. The article deals with an actual problem of the use of a project method in the process of forming learning interest among younger students on the basis of integration of the contents of the classroom and extracurricular activities. The researcher identifies the conditions, which are necessary for this process, and studies the introduction of this method in primary school to organize the project activities of students in order to enhance their cognitive activity. The author concludes that the use of the project and its various types on the subject creates conditions for the activation of the cognitive interest of students, provides an increase in the learning activity of schoolchildren, makes students more responsible, diligent, independent, interested in the results of their educational activities.
Key words: project method, project technologies, cognitive interest, creative and cognitive activity.
Х.Э. Абдулшехидова, ст. преп. каф. методик начального образования, Чеченский государственный педагогический
университет, г. Грозный, E-mail: ms.heda14@ mail.ru
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В данной статье рассматривается актуальная проблема использования проектного метода в формировании познавательного интереса у младших школьников на основе интеграции содержании урочной и внеурочной деятельности, выделены условия, реализация которых позволит учителю начальной школы организовать проектную деятельность учащихся с целью активизации познавательной деятельности. Автор делает вывод о том, что выполнение проекта, различных его видов по тематике создает условия для активизации познавательного интереса учащихся, обеспечивает повышение познавательной активности школьников, делает учащихся более ответственными, прилежными, самостоятельными, заинтересованными в результатах своей учебной деятельности.
Ключевые слова: проектный метод, проектные технологии, познавательный интерес, творческая и познавательная деятельность.
Сегодня в России происходит смена образовательной парадигмы: предлагается новое содержание, инновационные подходы и технологии обучения и воспитания подрастающего поколения. В нормативных документах, регулирующих изменения в сфере образования, подчеркивается значимость воспитания ответственных, активных, самостоятельных школьников, способных жить, учиться и работать в сложных условиях современности. Успешность ребенка зависит от развития его познавательных интересов, повышения творческой активности.
Опыт показывает, что эффективно эта проблема может решаться путем внедрения современных педагогических технологий, в частности метода проектов, который обеспечивает одновременное развитие, обучение и воспитание детей. Широкий круг ученых в своих исследованиях указывают на то, что проектная деятельность - это средство активизации познавательной деятельности учащихся (А. Авраменко, Т. Бербер, Н. Дубова, А. Коберник, А. Костюкова, Т. Кравченко, Ю. Кузьменко, Л. Сте-цив, Г. Хабазня и др.). Значение познавательного интереса для развития личности рассматривается в работах выдающихся педагогов прошлого, в частности Г. Сковороды, В. Ушинского, Я. Ко-менского, А. Сухомлинского, А. Макаренко. Анализ исследований по проблеме показал, что познавательный интерес - это эмоционально осознанная, избирательная направленность личности, обращенная к предмету и деятельности, связанной с ним, что сопровождается внутренним удовольствием от результатов этой деятельности. Это один из важных мотивов учения школьников [1, с. 148].
Познавательный интерес отличается поисковым характером, способствует развитию таких психических процессов, как мышление, воображение, память, внимание; под его влиянием даже у слабых учеников обучение проходит намного продуктивнее. Благодаря его влиянию у школьников постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам активно ищет. Таким образом, сущность познавательного интереса заключается в целостной неразрывности взаимосвязанных и взаимообусловленных интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов [2, с. 25].
Поэтому педагогическая деятельность должна обеспечивать развитие обобщенного учебно-познавательного интереса, быть так организована, чтобы дети искали разницу между новыми и уже полученными знаниями, принимали альтернативные решения, имели возможность сделать открытие, формулировать свои собственные идеи и мнения. Как отмечает А. Бивол: «Лишь тогда, когда ребенок заинтересуется материалом, у него возникнет желание узнать о нем больше. Эффективное обучение невозможно без поисков путей активизации познавательной деятельности учащихся. Ведь дети должны не только усвоить опре-
деленную сумму знаний, но и научиться наблюдать, сравнивать, выявлять связь между понятиями, рассуждать. А добиться этого можно лишь средствами, которые активизируют познавательную деятельность» [3, с. 103]. Решению поставленных задач помогает внедрение и выполнение проектов общеобразовательными учебными заведениями. Проектирование направляет обучение на самостоятельную деятельность, ученые утверждают, что он является «универсальным», поскольку синтезирует проблемный, исследовательский и поисковый методы обучения.
Сегодня метод проектов является одним из перспективных видов обучения, выступает важным звеном технологии формирования познавательного интереса детей. Использование проектной технологии в начальной школы позволяет не только создавать условия для творческой самореализации учащихся, для развития их интеллекта, но и реализовать как поисково-исследовательские, так и ориентированные на практическую деятельность задания; учиться работать в коллективе; развивать умение самостоятельно находить необходимую информацию, сочетать и применять новую информацию из различных источников, используя современные технологии для выполнения конкретных задач; проявлять самостоятельность в работе творчески подходить к решению проектных задач; развивать критическое мышление; повысить личную активность ученика и его интерес к обучению и др.
А. Оноприенко, анализируя проявления познавательных интересов ученика в учебной деятельности, очерчивает их выражение в процессе проектной деятельности: интеллектуальная активность ученика: (произвольное привлечение к процессу обсуждения замысла проекта и его проблемы, желания принять участие в совместном с учителем или товарищами планировании деятельности; наличие внутреннего плана действий; обмен информацией, полученной из различных источников; консультации учителя в процессе самостоятельной творческой деятельности с целью расширить сферу поиска необходимой информации, обнаружить альтернативные способы решения задачи проекта, усовершенствовать конечный продукт деятельности и тому подобное; готовность отвечать на вопросы во время презентации проекта); характер самостоятельной деятельности (инициативность и самостоятельность при планировании деятельности; оперативная мобилизация сил для решения проектного задания, сосредоточенность на собственной деятельности по решению проблемы; попытки решить задачу самостоятельно; упорство и желание преодолеть препятствия; попытка завершить разработку проекта в соответствии с определенным планом; выявление желания разработать другой проект);эмоциональные реакции ученика (эмоциональный подъем в процессе деятельности, ра-