Научная статья на тему 'Здоровье как доминирующее ценностное предпочтение обучающихся в условиях образовательного пространства школа – колледж – вуз'

Здоровье как доминирующее ценностное предпочтение обучающихся в условиях образовательного пространства школа – колледж – вуз Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
35
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ / STUDENTS / ЦЕННОСТЬ / VALUE / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ДОМИНИРОВАНИЕ / DOMINATION / СОЦИАЛЬНОСТЬ / SOCIALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кокоева Р.Т.

Целью эмпирически-объяснительного содержания исследования является выявление особенностей ценностных предпочтений молодежной среды. Методами исследования ценностных ориентаций послужила методика Рокича «Ценностные ориентации», а также самоотчеты респондентов. Выявлены и проанализированы ценностные ориентации обучающейся молодежи, их особенности, проявляющиеся в выдвижении «здоровья» как доминирующего ценностного предпочтения, что детерминировано социальной обстановкой в российском обществе. Результаты исследования могут быть полезными не только для самих обучающихся, но и для преподавателей, психологов, социологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH AS DOMINANT VALUABLE PREFERENCE OF STUDENTS UNDER CONDITIONS OF EDUCATIONAL SPACE-SCHOOL-COLLEGE-UNIVERSITY

The goal of the empirical and explanatory content of this study is to reveal the features of the value preferences of youth. The Rokich''s "Value Orientations" method for studying value orientations is used in the paper, as well as self-reports of respondents. The value orientations of learning young are identified and analyzed, their features, manifested in the promotion of "health" as the dominant value preference, which is determined by the social situation in Russian society are revealed. The results of the research can be useful not only for the students themselves, but also for teachers, psychologists, and sociologists.

Текст научной работы на тему «Здоровье как доминирующее ценностное предпочтение обучающихся в условиях образовательного пространства школа – колледж – вуз»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / PSYCHOLOGY

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.65.070 Кокоева Р.Т.

ORCID: 0000-0002-1825-0023, кандидат педагогических наук, Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова, г. Владикавказ ЗДОРОВЬЕ КАК ДОМИНИРУЮЩЕЕ ЦЕННОСТНОЕ ПРЕДПОЧТЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛА - КОЛЛЕДЖ - ВУЗ

Аннотация

Целью эмпирически-объяснительного содержания исследования является выявление особенностей ценностных предпочтений молодежной среды. Методами исследования ценностных ориентаций послужила методика Рокича «Ценностные ориентации», а также самоотчеты респондентов. Выявлены и проанализированы ценностные ориентации обучающейся молодежи, их особенности, проявляющиеся в выдвижении «здоровья» как доминирующего ценностного предпочтения, что детерминировано социальной обстановкой в российском обществе. Результаты исследования могут быть полезными не только для самих обучающихся, но и для преподавателей, психологов, социологов.

Ключевые слова: обучающиеся, ценность, здоровье, доминирование, социальность.

Kokoeva R.T.

ORCID: 0000-0002-1825-0023, PhD in Pedagogy, Khetagurov North Ossetian State University, Vladikavkaz HEALTH AS DOMINANT VALUABLE PREFERENCE OF STUDENTS UNDER CONDITIONS OF EDUCATIONAL SPACE-SCHOOL-COLLEGE-UNIVERSITY

Abstract

The goal of the empirical and explanatory content of this study is to reveal the features of the value preferences of youth. The Rokich's "Value Orientations" method for studying value orientations is used in the paper, as well as self-reports of respondents. The value orientations of learning young are identified and analyzed, their features, manifested in the promotion of "health" as the dominant value preference, which is determined by the social situation in Russian society are revealed. The results of the research can be useful not only for the students themselves, but also for teachers, psychologists, and sociologists.

Keywords: students, value, health, domination, sociality.

Ценностные ориентации закладываются с детства и как правило особый смысл они приобретают в пиковые фазы развития личности, в частности, подростковый период развития. Поэтому выборка исследования состояла из представителей образовательного пространства - обучающихся разных возрастных групп. Целью эмпирически-объяснительного содержания исследования является выявление особенностей ценностных предпочтений молодежной среды. Объединяющей ценностью указанных возрастных групп обнаружена такая ценность как «здоровье». Методами исследования ценностных ориентаций послужила методика Рокича «Ценностные ориентации», а субъективным методам - самоотчеты респондентов. Выборку составили 90 человек обучающихся трех возрастных групп, из которых: 30 человек школьники 12-13 лет, 30 человек студенты колледжа 16-17 лет и 30 человек студенты Вуза 20-21 года. На основе программы STATISTICA-7, была осуществлена обработка полученных результатов, которая показала следующее: ценность «здоровье» все три группы поставили на первую позицию. Самоотчеты респондентов также определили ценность «здоровье», как доминирующую среди указанных предпочтений.

Ценностные ориентации личности, их ранжирование во многом является ведущей формой развития социальной адаптации. Развитие ценностных ориентаций молодежных групп представляет собой сложную, изменяющуюся структуру, сопряженную, во-первых, с индивидуальными особенностями личности, во-вторых, социальной средой и, в-третьих, с генетическими особенностями. Психологическое знание указывает на то, развитие и динамика структуры ценностных предпочтений влияет на психическое состояние личности, а также на его социализацию [9, С. 268].

Способность адаптироваться к разным социальным ситуациям, не нарушая свое психическое здоровье, во многом определяет реализацию своего жизненного замысла. Важно подчеркнуть, что невозможность соотнесения иерархии ценностных ориентаций с социальными установками общества приводит к нарушениям процесса социальной адаптации.

Ценностная парадигма достаточно актуальна для представителей разных областей познания. Современные психологи-исследователи связывают ценностные ориентации с экзистенциями, сущностями бытия, смыслом жизни, жизненными ценностями. Однако недостаточная разработанность в психологии здоровья проблемы такой ценности как здоровье подвело нас к попытке научно объяснить преобладание данной ценности у представителей разных возрастных групп.

В.Н. Мясищев и А.Р. Лурия в психологическом понимании здоровья указывают на то обстоятельство, насколько индивид осознает свое состояние и как оценивает его [8, C. 156]. В логике исследуемого вопроса целесообразно высказать позицию Б.Г. Ананьева, считавшего, что осознание своего состояния, принятие себя, оценивание своего «Я», своих психологических особенностей, и в частности таких как социальная роль, статус, ценностные предпочтения, выступают как важнейшие. А Драгунская Л.С. высказывает предположение о том, что здоровье как ценность необязательно должна быть принятой и усвоенной [4, С. 262]. Понимание и выдвижение на первую позицию ценности здоровья связано с осознанием этого состояния, оцениванием его с учетом социальной реальности.

Исследование по методике Рокича, выявило, что «здоровье» у обучающихся превалирует над другими ценностями. Здоровье как ценностная ориентация своевременная молодежь расценивает через вектор - материальный

доход, пища, жилище. «Здоровье» как субъективное отношение респондентов связывается с тем, как он живет, в каких материальных условиях, насколько комфортно обустроено его жилье, его дом, т.е. то пространство, в котором он живет, сюда вмещается пища, еда. Видимо, во многом это и определяет здоровье как социально-благополучную жизнь. Эта ценность рассматривается не столько как медицинский и психологический показатель, сколько как уровень материального благополучия в определенном культурно-историческом и социальном пространстве. Именно в такой социальной обстановке происходят подростковые изменения в социальном взаимодействии с обществом. Подросток выстраивает межличностные отношения с разными группами людей и значимыми для него выступают все-таки сверстники. Mbi связываем это с тем, что образование как одно из направлений развития государственности зеркально отражает политические, экономические и социокультурные изменения, происходящие в обществе. Индивид как объект исторического процесса, очерчивает состояние ценностных предпочтений. Доминирование «здоровья», на наш взгляд, говорит о потребности быть здоровым, а это означает быть благополучным, социабельным, активным, реализовать физические и психические потребности. Ценностная ориентация здоровье зависит от возрастных особенностей личности. В период взросления, осознания себя в мире, здоровье выступает, как наиболее значимая в системе общества, характеризующая социальную ситуацию. Ранжирование здоровья как ценности характеризует субъективное оценивание здоровья, что объясняет следующее: что респондент информативно знает о здоровье как смыслообразующей ценности и ценность здоровья как ресурса социального благополучия. Все это базируется на экзистенциальном опыте человека и его социокультурных установок. В самоотчетах обучающиеся (выявили самооценку индивида к себе, к своему здоровью) определили здоровье, как возможность ощущать полноценность жизни, возможность ее реализовать свои потенции через достаточное социальное благополучие. Этому способствуют материально благоприятная среда, социальные службы и культурно-бытовые объекты, которые и создают саму благоприятную среду. Поэтому здоровье оказалось сопряжено с такими понятиями как деньги, пища, жилище, достаток. В этой связи интересно подчеркнуть, что проведенные полномасштабные исследования Всемирной организацией здравоохранения определила материальный доход, жилище и еду как основополагающие ресурсы здоровья. Состояние здоровья определяется выдвинутыми компонентами.

Таким образом, общими социальными ориентирами здоровья являются: а) повседневная благополучная социальная жизнь; б) полное физическое, умственное и социальное благополучие.

Ценностные ориентации - счастливая семейная жизнь, материально обеспеченная жизнь, любовь и наличие хороших и верных друзей следуют за здоровьем. На наш взгляд, обнаружение ценности «счастливая семейная жизнь» у школьников и студентов колледжа выявляет приверженность семье, родителям [6, С. 121]. Семья выступает как вектор социальной и моральной защищенности, возможность реализоваться в микрогруппе. Данное ранжирование этой ценности свидетельствует о понимании семьи как символа внутренней защищенности, возможно стабильности. У обучающихся Вуза «счастливая семейная жизнь» выдвинута на третью позицию. Ценность «материально -обеспеченная жизнь» студенты Вуза расположили на вторую позицию, что и подтверждает их формирование как взрослой личности. Школьники поставили эту ценность на третью позицию, студенты колледжа на четвертую позицию. Возможно, этот факт подтверждает наше предположение о связи здоровья с материальным благополучием. «Любовь» у школьников выдвинута на четвертый ранг, студенты колледжа на третий, это говорит о значимости этой ценности для ребят. Обучающиеся Вуза поставили «любовь» на четвертую ступень. «Наличие хороших и верных друзей» у школьников и студентов колледжа замыкают «пятерку» ценностных предпочтений терминальных ценностей, у студентов Вуза на пятой позиции - «интересная работа». Для подростков друзья выступают как важнейший фактор не только признания и развития своего «Я», но и своей идентичности в группе.

Современная реальность, ее амбивалентное содержание, детерминированное экономическими и социокультурными условиями, обнаруживают у обучающейся молодежи выдвижение ценности здоровье как доминирующей. Проведенное исследование по методике Рокича и субъективистски-оценочное понимание респондентом своего здоровья, проявившееся в самоотчетах респондентов. подтверждают этот факт.

Список литературы I References

1.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. M.: Питер, 2010. 266 с.

2.Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система//Вопросы психологии. 2009. - №5. - С.38-44.

3.Бурменская Г.В., Карабанова O.A., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психологического развития детей. M.: MTy, 1990. 136 с.

4.Драгунская Л.С. Бытие во времени как методологический аспект глубинной психологии. Синхрония и диахрония //Логос. 2006.- №1(52). - С.262-270.

5. Кон И.С. Психология ранней юности. M.: Просвещение, 1989. 255 с.

6.Кокоева Р.Т. Ценностные ориентации молодежной среды как социальный процесс//Здоровье и образование в ХХ1веке. 2016.- №6. - С.121.

7.Леонтьев A.H. Деятельность, сознание, личность. M., 1994. 432 с.

8.Mясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды. M.: Наука, 2003. 307 с.

9.Непомнящая Н.И. Ценность как личностная основа. M., 2013. 254 с.

10.Сластенин ВА. Введение в педагогическую аксиологию. M.: Aкадемия, 2003. 193 c/

Список литературы на английском языке I References in English

1. Ananiev B.G. Chelovek kak predment poznaniya [Man as Object of Knowledge]. - Moscow: Peter, 2010. - 266 with. [in Russian]

2. Bubnova S.S. Tsennostniye orientatsii lichnosti kak mnogomernaya nelineynaya sistema [Value Orientations of Personality as Multidimensional Nonlinear System] // Voprosy psikhologii [Issues of Psychology]. - 2009. - No.5. - P.38-44. [in Russian]

3. Burmenskaya G.V, Karabanova O.A., Liders A.G. Vozrastno-psikhologicheskoye konsultirovaniye. Problemy psikhologicheskogo razvitiya detey [Age-psychological Counsulting. Problems of Psychological Development of Children]. -Moscow: Moscow State University, 1990. -136 p. [in Russian]

4. Dragunskaya L.S. Bytiye vo vremeni kak metodologicheskiy aspekt glubinnoy psikhologii. Sinkhroniya i diakhroniya [Being in Time as Methodological Aspect of Deep Psychology. Synchronicity and Diachrony.] //Logos. - 2006.- No.1 (52). -P.262-270. [in Russian]

5. Kon I.S. Psikhologiya ranney yunosti [Psychology of Early Adolescence.] Moscow: Education, 1989. - 255 p. [in Russian]

6. Kokoyeva R.T. Tsennostniye orientatsii molodezhnoy sredy kak sotsialniy protsess [Value Orientations of Youth Environment as Social Process] // Zdoroviye i obrazovaniye v 21st century [Health and Education in 21st Century]. - 2016.- 6. -P.121. [in Russian]

7. Leontiev A.N. Deyatelnost, soznaniye, lichnost [Activity, Consciousness, Personality.] - M., 1994. - 432 p. [in Russian]

8. Myasishchev VN. Psikhologiya otnosheniy. Izbranniye psikhologicheskiye trudy [Psychology of Relations. Selected Psychological Works] Moscow: Nauka, 2003. - 307 p. [in Russian]

9. Nepomnyashchaya N.I. Tsennost kak lichnostnaya osnova [Value as Personal Basis.] M., 2013. - 254 p.

10. Slastenin V.A. Vvedeniye v pedagogicheskuyu aksiologiyu [Introduction to Pedagogical Axiology] - Moscow: Academy, 2003. - 193 p. [in Russian]

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.65.112 Медведев Б.П.

ORCID: 0000-0002-8781-4394, магистрант, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ КАК СЛЕДСТВИЕ ПРОЦЕССОВ ЭНТРОПИИ

Аннотация

Целью данной работы является попытка разрешения вопроса о причинах возникновения в филогенезе внутренних структур, опосредующих деятельность субъекта. Разрабатывается теоретическая модель перехода от механистической реактивности к психической активности, в рамках которой объединяются представления о функционировании психического и физического мира. Предлагается концепция рассмотрения психических структур как образующихся во время увеличения степени внутренней неопределенности, вызванного протеканием процессов диссипации, рассеивания энергии в среде.

Ключевые слова: активность, самопричинность, филогенез, энтропия, диссипативные структуры.

Medvedev B.P.

ORCID: 0000-0002-8781-4394, Master's degree student, National Research University "Higher School of Economics" THE EMERGENCE OF MENTAL ACTIVITY AS A CONSEQUENCE OF THE ENTROPY PROCESSES

Abstract

The goal of this work is an attempt to solve the problem of the causes of the emergence of internal structures in phylogenesis, mediating the activities of the subject. A theoretical model of the transition from mechanistic reactivity to psychical activity is developed, according to which the concepts of the functioning of the mental and physical world are combined. The concept of considering mental structures as formed during an increase in the degree of internal uncertainty caused by the processes of dissipation and energy dissipation in the medium is proposed.

Keywords: activity, self-causality, phylogeny, entropy, dissipative structures.

Принцип единства деятельности и сознания, предложенный советским философом и психологом С. Л.

Рубинштейном [9], на наш взгляд, до сих пор остается одним из самых сильных контртезисов к «механистическим» психологическим концепциям. В своих работах он продемонстрировал, что психическая активность определяется не столько внешним воздействием, сколько тем, как оно отражается внутренними структурами индивида [10]. Таким образом, субъект наделяется свойством «самопричинности», которое объясняет возможность человека в своей деятельности выходить за рамки простого приспособления к внешним условиям. В дальнейшем данная идея была развита В.А. Петровским, предложившим термин «надситуативной активности» -деятельности субъекта, выходящей за рамки адаптации к актуальной ситуации [6].

Однако вопрос о том, каким именно образом в филогенезе произошло формирование первых внутренних структур, позволившим осуществить переход от реактивности к проактивности, на наш взгляд, остается открытым.

В рамках данной работы нами будет предложено и аргументировано представление о формировании психической активности как следствия физических законов, определяющих процессы энтропии. Такая попытка объединения психологических и физических моделей кажется нам крайне перспективной. Как отмечает В. Лефевр в своей книге «Конфликтующее структуры», целесообразно и оправдано пытаться построить такие модели реальности, в которых «субъективное» и «феномены физического мира» будут представлены как проявления «единой конструкции» [3]. Действительно, логично будет предположить, что физические законы, в силу их универсальности, должны находить свое отражения на каждом из уровней организации, в том числе и психическом. Отметим, что сам Лефевр в своих работах, используя объяснительную базу физических наук, сумел, как нам кажется, совершенно по-новому раскрыть природу рефлексивных процессов и сильно продвинуться в их изучении [5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.