Научная статья на тему 'Ценностные ориентации молодежной среды как социальный процесс'

Ценностные ориентации молодежной среды как социальный процесс Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
189
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ВЫБОР / АНАЛИЗ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ИЗМЕНЕНИЯ / VALUES / CHOICE / ANALYSIS / INTERPRETATION / TRANSFORMATION / CHANGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кокоева Разита Тембулатовна

Социальные изменения, происходящие в обществе, обнаруживают динамику системы ценностных ориентаций личности. Современное состояние проблемы ценностных ориентаций рассматривается в русле их переоценки и переосмысления личностью. Особого внимания заслуживают подростки, ведь именно на этот этап взросления приходится развитие и формирование выбора ценностных предпочтений. В статье анализируются ценностные предпочтения подростков, рассматриваемые в ее сравнительной интерпретации в течение трех лет. На наш взгляд, экономические, социокультурные процессы, происходящие в государстве, влияют на выбор предпочтений, связанных с невозможностью решения поставленных задач в силу неверия в их достижение, отсюда неудовлетворение своих потребностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value orientations of youth as a social process

Social changes occurring in society, reveal the dynamics of the system of value orientations of personality. Current state of the problem of value orientations considered in the course of their reassessment and rethinking. Particularly noteworthy are the teenagers, because on this stage of maturation have development and the formation of choice of value preferences. The article analyzes the value preferences of adolescents, addressed in her comparative interpretation within three years. In our opinion, economic, social and cultural processes taking place in the state, influence the selection of preferences related to the impossibility of the solution of tasks in the power of unbelief in their achievement, hence the dissatisfaction of your needs.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации молодежной среды как социальный процесс»

УДК 615.26:615.451.3:616-003.214

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЫ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Р. Т. Кокоева

ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» г. Владикавказ, Россия

Аннотация. Социальные изменения, происходящие в обществе, обнаруживают динамику системы ценностных ориентаций личности. Современное состояние проблемы ценностных ориентаций рассматривается в русле их переоценки и переосмысления личностью. Особого внимания заслуживают подростки, ведь именно на этот этап взросления приходится развитие и формирование выбора ценностных предпочтений. В статье анализируются ценностные предпочтения подростков, рассматриваемые в ее сравнительной интерпретации в течение трех лет. На наш взгляд, экономические, социокультурные процессы, происходящие в государстве, влияют на выбор предпочтений, связанных с невозможностью решения поставленных задач в силу неверия в их достижение, отсюда неудовлетворение своих потребностей.

Ключевые слова: ценности, выбор, анализ, интерпретация, трансформация, изменения.

Научный и профессиональный интерес социологического сообщества, касающийся вопроса ценностных ориентаций подростков, выстраивается на фоне социально-политической, экономической и культурно-нравственной ситуации нашего общества. Современное состояние социума, на наш взгляд, заключается в радикальных переоценках системы ценностных ориентаций, связанных с невозможностью решения поставленных задач в силу неверия в их достижения, отсюда неудовлетворение своих потребностей. Разбалансированные тенденции, касающиеся развития нашего общества подчеркивают значимость исследования ценностных ориентаций подростков, которые занимают важнейшее место в становлении и формирования подростка как личности. Само общество, не предлагая подросткам стойкой жизненной формулы жизни, приводит к тому, что они оказываются в ситуации недостаточной социализации. Это и спо-двигло ученых — социологов, психологов говорить о трансформации ценностных предпочтений подростков как социальной группы. Пубертатный возраст соотнесен с психоэмоциональным, физи-

ческим и сексуальным импульсами развития, которое сопряжено с становлением личностных характеристик подростка. Этому период взросления сопутствуют высокий уровень сензитивности, что сопровождается уровнем тревожности, беспокойства, а также низкой степенью притязаний, все это детерминирует неустойчивость психических и поведенческих функций, желание самоутвердиться со стороны сверстников через нарушение социальных аттитюдов, а это может привести к разрушительному воздействию на личность ребенка. В последующем велико влияние на сознание и формирование системы ценностных предпочтений.

Классическая социологическая наука понимание «ценности» в обществе обосновала ее в концепции понимающей психологии М. Вебера, в теории социальной солидарности Э. Дюркгейма, У. Томаса и Ф. Знанецкого, как представителей феноменологической социологии, Ч. Морриса как представителя бихевиоризма, К. Клакхона как автора теории социального действия и Т. Парсона как идейного вдохновителя теории структурного функционализма [1, с. 87]. И уже с 60-х гг. ХХ в.

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 6

----—

в зарубежной социологии стали разрабатываться типологии ценностных ориентаций в работах Р. Вильямса и Н. Ресчера. В настоящее время в зарубежной научной литературе социологическое исследование ценностных ориентаций характеризуется в контексте взаимосвязи предпочтений и социальных трансформаций, происходящих в обществе, а также теоретико-методологический и эмпирический анализ ценностей в разных странах мира. Эти вопросы решались в трудах У. Билски, С. Шварца, Р. Инглегарта, М. Рокича. Что касается отечественного социологического знания, то до 1990 гг. структура ценностных ориентаций в основном рассматривалась с позиции идеологии. И, несмотря на это, исследование ценностей анализировалось в концепциях В. А. Ядова, А. Г. Здраво-мыслова, И.Ю. Истошин, Н.Ф. Наумова, жизненных ценностей Н.И. Лапина. Исследование ценностей в поле изменяющихся социальных процессов и взаимовлияющих друг на друга рассматривается в научных работах В.Э. Бойкова, Т. И. Заславской, Н И. Лапина [5, с. 123].

Ценностные ориентации — это такие смысло-образующие динамичные отношения личности, иерархия внутренних предпочтений, влияющих на поведение человека и формирующие его как личность, как нечто целое, цельное, соотносимое с аттитюдами социума. Мы исследователи ценностные ориентации подростков 15—16 лет, обучающихся в колледже электроники г. Владикавказ, выборка составила 50 студентов. Первое исследование проводилось в 2013 г. (первая группа), последующее (вторая групп) — спустя 3 года [2, с. 95]. Выборка та же, соответственно с меняющимся возрастным статусом. Методом анализа послужил тест по инструментальным и терминальным ценностям М. Рокича. Эмпирический работа была выстроена на факторном анализе, который показал следующее: для ребят (первая группа) наиболее значимыми являются такие ценности, как здоровье, наличие хороших и верных друзей, счастливая семейная жизнь. Для ребят (вторая группа) значимыми явились наличие хороших и верных друзей, общественное признание, свобода. Низкие показатели для первой группы получили такие ценности как счастье других и продуктивная жизнь, а для второй группы — творчество и красота природы и искусства. Расхождения по инструментальным ценностям незначительны в обеих группах: достаточно непопулярны, оказались такие ориентации как независимость, быть аккуратным, необя-

зательно быть честным. Как мы видим, ценностные ориентации как единицы сознания личности характеризуют ее значимые социальные связи к окружающему миру, но прежде всего, к самому себе. Эти ценности и определяют поведение человека. Поведение личности выстраивается на специфике ценностных предпочтений. На протяжении всей жизни человека структурируется я-концеп-цию, трансформируются социальные взаимодействия и взаимоотношения, что в конечном итоге и выявляют личностные предпочтения.

Условия развития материальной и духовной жизни, как показывает развитие цивилизации, могут видоизменяться, но накопленные человечеством неоспоримые духовные ценности, такие как народное искусство, обычаи и традиции вечны. Они передаются потомкам и играют исключительную роль в формировании духовного и критического мышления, самосознания личности, которой кроме знаний необходимы нравственная опора, любовь к культурным ценностям, своему народу, уважение и почитание его традиций. Соприкосновение с ними ребенка позволяет ему с малых лет усвоить определенные нравственные заповеди, сохранить и транслировать их будущему поколению. В живом организме социума, функциональная предопределенность есть у каждого народа. Однако только этнокультура, как своеобразная миниатюра поликультуры, способна раскрыть свое содержание с помощью материальных и духовных ценностей. Для этого, этнос, обладающий своей информационной программой во имя созидания нации, должен расконсервировать свой интеллектуальный банк памяти и начать оперировать с уже созданными духовными богатствами. Педагогический опыт показывает, что творческое использование семьей и школой таких средств этнической культуры, как искусство, традиции, обычаи и нравы в воспитании личности позитивно влияют на развитие ее духовного самосознания. В большей степени это говорит и о психологической культуре преподавателя [3, с. 78]. Известно, что ценностные предпочтения, воспринимаемые личностью «как для себя», выражают собственное отношение человека к социальному окружению, зачастую не осознаются им [4, с. 29]. Несмотря на это, даже восприняв обусловленность своих неосуществленных мотивов с психотравмирующими факторами предыдущего опыта, человек не избавляется от детерминированных этими мотивами ситуаций переживаний, ведь понятое рассматрива-

Кокоева Р. Т. Ценностные ориентации молодежной среды как социальный процесс

----—-

ется им как нечеткое представление. И впоследствии эти ценности не меняются от момента их осознания. Ранжирование ценностных ориентаций как переформатирование личностных взаимодействий с изменяющимся миром состоит в сбережении нравственных ориентиров самому себе, в способности принятия важных решений, в процессе жизни изменения в иерархии ценностных ориентаций представляет собой результативный процесс развития личности. Перестройка ценностных ориен-таций связана с социальными взаимодействиями, изменение содержания личности ведут к актуализации одних предпочтений и обезличиванию других. Сами ситуации, в которых оказывается человек и, конечно, сама личность может свидетельствовать о гибкости системы ценностных предпочтений, или же, наоборот, о стойкой твердой системе предпочтений. У адаптированной, активной личности наличествует динамичная иерархия ценностных ориентаций. Неспособность личности активно проникать в социальные отношения могут привести к постепенному разрушению самости.

Таким образом, ценности — сложный социальный феномен культуры, детерминированный внутренней основой взаимоотношений личности с социальным окружением, характеризующий направленность человека, которая определяет соотнесенность отношения личности к самому себе, обществу, подтверждающий статус психически и социально адаптированной зрелой личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гофман А.Б. Социология Эмиля Дюркгейма. М., 1995.

2. Кокоева Р.Т. Характеристика ценностных ориентаций подростков как фактор их социализации // Вектор Тольяттинского государственного университета. 2013. № 4(15). С. 94—96.

3. Кокоева Р.Т. Психологическая культура преподавателя высшей школы // Успехи современного естествознания. 2009. № 5. С. 78.z

4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1994.

5. Непомнящая Н.И. Ценность как личностная основа. М.: Педагогика, 2013.

VALUE ORIENTATIONS OF YOUTH AS A SOCIAL PROCESS

R. T. Kokoeva

North-Ossetian state University name K.L. Khetagurov Vladikavkaz, Russia

Annotation. Social changes occurring in society, reveal the dynamics of the system of value orientations of personality. Current state of the problem of value orientations considered in the course of their reassessment and rethinking. Particularly noteworthy are the teenagers, because on this stage of maturation have development and the formation of choice of value preferences. The article analyzes the value preferences of adolescents, addressed in her comparative interpretation within three years. In our opinion, economic, social and cultural processes taking place in the state, influence the selection of preferences related to the impossibility of the solution of tasks in the power of unbelief in their achievement, hence the dissatisfaction of your needs.

Key words: values, choice, analysis, interpretation, transformation, change.

REFERENCES

1. Gofman A.B. Sociology of Emile Durkheim. M., 1995. (In Russian)

2. Kokoev R.T. Characteristics of value orientations of adolescents as a factor of socialization. Vector of Tog-liatti state University, 2013, no. 4(15), pp. 94—96. (In Russian)

3. Kokoev R.T. Psychological culture of the teacher of high school. The success of modern science, 2009, no. 5, p. 78. (In Russian)

4. Leont'ev A.N. Activity, consciousness, personality. Moscow, 1994. (In Russian)

5. Nepomnyashchaya N.I.. Value as personal basis. Moscow, Education, 2013. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.