Научная статья на тему 'Экзистенциальная ценность в ее социологическом аспекте'

Экзистенциальная ценность в ее социологическом аспекте Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
794
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛ / ЖИЗНЬ / ОДИНОЧЕСТВО / СМЕРТЬ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / АНАЛИЗ / ПОНИМАНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ / MEANING / LIFE / LONELINESS / DEATH / INTERPRETATION / ANALYSIS / UNDERSTANDING / CONTENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кокоева Разита Тембулатовна

Экзистенциальные ценности представляют собой совокупность терминальных ценностей, определяющих общую ценностную структуру личности и общества. Важнейшим вопросом остается проблема не столько экзистенциальных ценностей, сколько самой их природе. Содержание экзистенциальных ценностей зависит от интерпретации их самой личностью и обществом, как они трактуют вопросы о смысле человеческого бытия, существования, и наконец, взаимосвязей и взаимодействий между самим человеком и его коммуникативным пространством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Existential value in its sociological aspect

Existential values represent a set of terminal values, defining the overall value structure of the personality and society. The critical issue remains the problem is not so much existential values, but their very nature. The content of existential values depends on the interpretation of them by the society and the individual, how they interpret questions about the meaning of human existence, of existence, and finally, relationships and interactions between the person and his communicative space.

Текст научной работы на тему «Экзистенциальная ценность в ее социологическом аспекте»

УДК 615.26:615.451.3:616-003.214

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ В ЕЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

Р. Т. Кокоева

ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова» Владикавказ, Россия, 362025

Аннотация. Экзистенциальные ценности представляют собой совокупность терминальных ценностей, определяющих общую ценностную структуру личности и общества. Важнейшим вопросом остается проблема не столько экзистенциальных ценностей, сколько самой их природе. Содержание экзистенциальных ценностей зависит от интерпретации их самой личностью и обществом, как они трактуют вопросы о смысле человеческого бытия, существования, и наконец, взаимосвязей и взаимодействий между самим человеком и его коммуникативным пространством.

Ключевые слова: смысл, жизнь, одиночество, смерть, интерпретация, анализ, понимание, содержание.

Понимание ценностей в ее экзистенциональ-ной парадигме в современной социально-гуманитарном знании рассматривается с различных теоретико-методологических сторон. Прежде всего, оно структурируется в глубинной гуманистической психологии, и затем в социологических отраслевых областях знания — социологии культуры, социологии ценностей, феноменологической социологии. Теоретико-методологическое обоснование понятия экзистенциальных ценностей базируется на американской экзистенциальной психотерапии, европейском экзистенциальном психоанализе. Вообще в основу экзистенциализма положено понятие человеческого существования (экзистенции) — своего рода внутреннего ядра личности, которая сохраняется лишь тогда, когда человек теряет все связи с обществом, все свои социальные определения и функции. Такое состояние трактуется экзистенциалистами как «пограничная ситуация»; самый яркий и полный вид подобной ситуации — ситуация перед лицом смерти. Мышление с точки зрения экзистенциализма, превращает человека и мир в свои объекты, разделяет его и мир и анализирует их отдельные стороны и отношения, упуская целое. Подлинным познанием экзистенциалисты называют мышление, в котором человек выступает как цельность в единстве телесных, эмоциональных и духовных сил, высту-

пает как экзистенция, как существование и не отделяет себя от истинной основы мира — бытия. Это экзистенциальное мышление отказывается от различения субъекта и объекта, ибо существование находится в неразделенном единстве с бытием. На наш взгляд, такое понимание вещей своеобразный «культурный» бунт против безысходности. Выход из создавшейся ситуации, экзистенциалисты видят только в сугубо личном действии или даже только в личном сознании [4, с. 1307].

Американская экзистенциальная область познания представлена выдающимся ученым Ирвином Яломом. В его работах были четко сформулированы базисные категории экзистенциализма — жизнь как целое, неделимое, тревога, страх, сопровождающие человека на протяжении всего его существования, вопрос смысла жизни, смысла бытия, проблема одиночества и конечный итог всей жизненного пути — смерть [5, с. 46]. Заметим, что все эти экзистенции волнуют и будут волновать личность всегда. Психологическая наука, экзистенциальная психотерапия может ответить на эти «вечные», в русской традиции «проклятые вопросы». Личность сама должна самоактуализировать свои внутренние импульсы, мотивы направлять на решение этих проблема, если, конечно, они ею осознаются, именно осознание, как подчеркивает европейский психоанализ, приведет саму личность

—--—-

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 7

к внутреннему регулированию смысла своего существования. И если психологи вектор экзистенциальных ценностей разворачивают на индивидуальность, личность, то социологическая наука связывает экзистенциальные категории с социумом, которые и являются актуальными для человека во взаимодействии с обществом. Мнение социологов выстраивается на позиции о том, что экзистенциальные ценности всегда несут в себе социальную направленность, поскольку существование личности соизмеряется с социальной жизнью, которые имеют социокультурный аспект [3, с. 110].

Первое прочтение социальной ценности в социологической науке были даны У. Томасом и Ф. Знанецким, которые связывали ее с социальной установкой [1, с. 87]. Ученые в своих исследованиях пришли к выводу о том, что существуют два типа социальных ценностей — предметных и субъектных. И уже отсюда в социологии интерпретация ценности начинает трактоваться как базисная категория. В свою очередь Э. Дюркгейм, обратившись к этой проблематике, разворачивает ценности на экзистенциальные и ценностные, связывая последние с социально-объективными идеалами. Сущность ценности в жизни социума, ее ключевая основа обоснована была и у Т. Парсона.

Социологический аспект экзистенциальных ценностей во многих исследованиях не получил должного понимания и поэтому их равнозначными дефинициями послужили такие ценности, как личность, жизнь, здоровье, достоинство, независи-

мость, ответственность и т.д., можно их определить и как основные, терминальные, жизненные, фундаментальные. Такой подход к трактовке экзистенциальных ценностей говорит о том, что они занимают высокое положение в системе ценностей: личность—социум [2, с. 133]. Как мы видим, эти ценности представляют собой совокупность терминальных ценностей, определяющие ценностную структуру личности и общества. Важнейшим вопросом остается проблема не столько экзистенциальных ценностей, сколько самой их природе.

Таким образом, нам думается, что содержание экзистенциальных ценностей зависит от интерпретации их самой личностью и обществом, как они сами трактуют вопросы о смысле человеческого бытия, существования, и наконец, взаимосвязей и взаимодействий между самим человеком и его коммуникативным пространством.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гофман А.Б. Социология Эмиля Дюркгейма. М., 1995.

2. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993.

3. Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные суждения» // Социологические исследования. 1991. № 2. С. 106—114.

4. Кокоева Р.Т. Актуальные проблемы экзистенциальных категорий в современной психологии // Фундаментальные исследования. 2014. № 6. С. 1307—1309.

5. Ялом И. Лечение от любви. Психотерапевтические новеллы. М., 2001.

EXISTENTIAL VALUE

IN ITS SOCIOLOGICAL ASPECT

R. T. Kokoeva

SEI IN "North-Ossetian state University name K.L. Khetagurov" Vladikavkaz, Russia, 362025

Annotation. Existential values represent a set of terminal values, defining the overall value structure of the personality and society. The critical issue remains the problem is not so much existential values, but their very nature. The content of existential values depends on the interpretation of them by the society and the individual, how they interpret questions about the meaning of human existence, of existence, and finally, relationships and interactions between the person and his communicative space.

Key words: meaning, life, loneliness, death, interpretation, analysis, understanding, content.

REFERENCES

1. Gofman A.B. Sociology of Emile Durkheim. Moscow, 1995. (In Russian)

2. James W. The varieties of religious experience. Moscow, 1993. (In Russian)

3. Durkheim E. Value and the real judgment". Sociological studies, 1991, no. 2, pp. 106—114. (In Russian)

4. Kokoev R.T. Actual problems of existential categories of modern psychology. Fundamental research, 2014, no. 6, pp. 1307—1309. (In Russian)

5. Yalom I. The cure for love. Psychotherapeutic innovations. Moscow, 2001. (In Russian)

—--—-

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.