УДК 615.26:615.451.3:616-003.214
ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ
КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ТРАНСЛЯТОРЫ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА
Р. Т. Кокоева
ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова» г. Владикавказ, Россия, 362025
Аннотация. Религия представляет собой многофункциональный духовный системообразующий феномен, оказывающий влияние на саму личность, ее социальные взаимоотношения и взаимодействия, а также социальные группы и сообщества. В плоскости религиозного внимания находятся социокультурное и нравственное развитие социума. Как трансляция древнейших культурных ценностей, религия, основываясь на духовном аспекте, оказывает помощь человеку в тяжелых жизненных ситуациях, в этом и проявляется социальный ресурс, охранительная функциональность религии. Она может способствовать разрешать проблемы личностного, социального и экзистенциального характера представителям разных возрастных и гендерных групп и профессий.
Ключевые слова: социальный институт, религия, культура, ценностные и религиозные ценности, функции.
90-е годы ХХ в., период великих трансформаций, когда с религии были сняты идеологические запреты, постепенно развернуло общество к духовным знаниям. В последствии эта ситуация привела к расширению границ в понимании религии в сложнейших этапах становления, формирования и развития современного человека. Значение религии в Российской Федерации детерминировано социальными процессами, что в свою очередь повлекло изменения в смыслообразующих ценностях личности, проявление которой наблюдается во многих направлениях жизнедеятельности, начиная с работы религиозных конфессий, религиозных организаций до внимания и поддержки со стороны государства. Представители духовных профессиональных сообществ принимают активное участие в многообразных филантропических мероприятиях совместно с социальными негосударственными институтами, осуществляя помощь людям в тяжелых жизненных ситуациях. И, конечно, самая значимая особенность религии — это коммуникация и трансляция религиозных знаний, которые имеют мощную нравственную и духовную поддержку и по-
мощь человеку, нуждающемуся в ей. В нашей стране мирно сосуществуют как православные, так и мусульманские и другие духовные знания. Религии, как мы знаем, разграничивают понятия добро—зло и кроме этого интерпретируют сущность триады социум—религия—личность. В русле нашего исследования нами был проведен опрос молодежной группы (подростки 15—16 лет). На вопрос «Может ли религия оказывать влияние на человека?» большинство респондентов (67%) ответили утвердительно. Данное анкетирование подтверждает значимость религии и ее влияние на личность, социальную группу. Духовно-нравственные религиозные правила в современном человеческом существовании транслируют новый импульс, новый толчок в поиске смысла жизни, экзистенциальных основ и обретения своего «я». Церковь сегодня, как и всегда, предоставляет человеку возможность уйти от социальных потрясений и обрести свое утешение, успокоение, переосмыслить ценностно-смысловую систему с помощью молитвы. Человек верующий получает эту помощь сквозь прохождение мольбы, духовное обращение к небе-
—--—-
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК
Кокоева Р.Т. Функции религии как социальные трансляторы взаимодействия личности и общества
----—
сам, полагается на эту внутреннюю вербализацию своих чувств, переживаний, что касается неверующего человека, то он полагается только на свое мышление, разум. Это вопрос выбора, а у человека всегда есть это право на выбор, и в то же время он ответственен за свой выбор. Такая экзистенциальная трактовка современной глубинной психологии была обоснована датским теологом Кьерке-гором для понимания и принятия сущностей человеческого бытия. В этом и объединяются научно-теоретические знания с духовными изысканиями. Существующие в настоящее время различные концептуальные воззрения, касающиеся природы религии, подчеркивают неоднозначность понимания и восприятия религии. Исследования в области природы религии американского ученого У. Джеймса обоснованы в его концептуальном анализе разнообразных фактов религиозных чувств, переживаний людей, начиная с простых, обычных и заканчивая религиозными гениями. Обобщая свои исследования и называя свой метод эмпирическим, У. Джеймс отмечает, что в основе критерия оценки религиозных чувств лежит собственное религиозное мировоззрение, которое является результатом действительности.
Анализ природы религии рассматривается и в антропологической парадигме, идейным вдохновителем которой был Л. Фейербах, попытавшийся исследовать религию в качестве отражения человеческого бытия, он трактовал через призму человеческой природы [4, с. 25]. Л. Фейербах в своих трудах писал, что человек сам создает себе Бога сообразно своему представлению, отделяя собственные качества и перенося их в образной форме на божественное существо. Такое антропологическое понимание природы религии на тот момент развития науки было новым словом, своеобразным движением вперед.
З. Фрейд трактовал религиозность личности как некую психологическую защиту, он называл ее иллюзией человечества, к которой они обращаются как защитному механизму перед страхами разного свойства и характера. Психолог рассматривал невроз, как состояние человеческого организма переносится на весь социум и используется для понимания сущности религиозной веры [5, с. 135]. Природа религии, изучаемая на уровне социологической концепции, основоположником которой принято считать французского ученого Э. Дюркгейма, трактовал феномен религии с точки зрения понимания сущности общества. Э. Дюрк-
гейм утверждал следующее: религия имеет социальную природу, рассматривая Бога как персонификацию социальной целостности [2, с. 33]. А целостность любого социума — это общественное сознание, представленное в форме чувств, переживаний, общих норм и суммы верований. Религиозными, по его убеждению, являются любые переживания и совокупность верований, связывающие индивида с обществом, и подчиняют его социуму. Результатом концепции Э. Дюркгейма явилось положение о вечности религии, которая необходима в каждом социуме. Что касается марксистской концепции религии, то она исходила из позиции понимания религии как формы общественного сознания, знание которой строится на основе исследования общественных отношений, порождающих ее, и основываясь на психологии самой личности. Религия как форма сознания распространена по всему миру и присущая ей многофункциональность отвечает за ее связи с обществом. Рассмотрим их.
Наиболее существенная — это мировоззренческая функция. Становление религиозной духовной точки зрения структурируется на позиции о сущностях человеческого бытия, о его самоопределении в системообразующей формы божества, а также социальных взаимодействий с обществом и значимыми другими. Духовно-религиозные представления развивают истины, которые и помогают осмыслению мироздания, месте самого верующего в совокупности этих данностей. Еще одна функция религии — смыслообразующая, дающая верующей личности возможность обрисовать определенный смысл своего жизненного целеполагания, возможность освободиться от тяжелых переживаний, страха, беспокойства и обрести через мучительные страдания умиротворение, созерцательность восприятия окружающего мира. Это своеобразный поиск самого себя в себе и мире. Замыкают религиозные функции культурно-транслирующая, особенность которой заключается в том, что религия как форма общественного сознания, являясь частью культуры, сохраняет ценностность и целостность религиозной культуры, транслирует просветительские духовные истины социуму, тем самым способствуя укреплению религиозной культуры.
Таким образом, религия представляет собой многофункциональный духовный системообразующий феномен, оказывающее влияние на саму личность, ее социальные взаимоотношения и вза-
—--—-
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 7
----—-
имодействия, а также социальные группы и сообщества. В плоскости религиозного внимания находятся социокультурное и нравственное развитие социума.
ЛИТЕРАТУРА
1 Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993.
2. Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология / Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. М.: Канон+, 1998.
3. Радугин А.А. Введение в религиоведение. М.: Центр, 1999.
4. Фейербах Л. Лекции о сущности религии. Харьков: НТУ «ХПИ», 2008.
5. Фрейд З. Человек Моисей: психология религии. Издательство «Академический проект», 2007.
THE FUNCTION OF RELIGION
AS SOCIAL TRANSLATORS OF INTERACTION
BETWEEN THE INDIVIDUAL AND SOCIETY
R.T. Kokoeva
North-Ossetian state University name K.L. Khetagurov Vladikavkaz, Russia, 362025
Annotation. Religion is a powerful spiritual backbone phenomenon, influencing the person, its social relationships, social groups and communities. In the plane of the religious and focuses on social, cultural and moral development of society. As stream ancient cultural values, the religion, based on spiritual aspect that assists a person in severe situations, this is a social resource, the protective functionality of religion. It can help to solve the problems of personal, social and existential in nature the representatives of different age and gender groups and professions. Key words: social institution, religion, culture, values and religious values, and functions.
REFERENCES
1. James W. the varieties of religious experience / William James. Moscow, 1993.
2. Mystic. Religion. Science. Classics of world religion. Anthology. Transl. with English., it., fr. Comp. and the General editorship of A.N. Krasnikova. Moscow, Kanon+, 1998.
3. Radugin A.A. Introduction to religious studies Cambridge, 1999.
4. Feuerbach L. Lectures on the essence of religion. Kharkov, NTU "KPI", 2008.
5. Freud. the Man Moses: the psychology of religion. Publisher: "Academic project", 2007.