УДК - 172
РАСКРЫТИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ СМЫСЛОВ НА ПРИМЕРЕ КОНЦЕПЦИИ Л.Н. ТОЛСТОГО О НЕПРОТИВЛЕНИИ
ЗЛУ НАСИЛИЕМ
ОС. Есман1), Г.Н. Калинина2)
1,2)Белгородский государственный институт искусств и культуры 1'2)e-mail: [email protected]
В данной работе рассматривается мировоззренческая этическая сторона философии Льва Николаевича Толстого на фоне кризисного, экзистенциального потенциала рубежа XIX-XX веков. Авторами предпринята попытка обосновать мировоззрение писателя посредством его философских убеждений. Раскрытие экзистенциальных вопросов исследуется в рамках категорий «пограничное состояние», «смысл жизни», «высшая ценность» на примере концепции о непротивлении злу насилием и повести «Смерть Ивана Ильича».
Ключевые слова. Л.Н.Толстой, экзистенциализм, экзистенция, пограничное состояние, духовная ценность, непротивление, морально-этические принципы.
Классический период в творчестве Льва Николаевича Толстого, принесший человечеству такие шедевры, как роман-эпопея «Война и мир», «Анна Каренина», завершился кризисом. С конца 70-х годов писатель активно разрабатывает философские позиции, в частности идею непротивления. Как известно, конец XIX -начало XX веков было временем кризиса общественного сознания, всеобщего декаданса на фоне социальных неустоев, разочарований и поисков. Проблемы, зарождавшиеся еще в XIX веке, разразятся катаклизмами, выпавшими на долю человечества первой половины XX века. Исторические события не только повлияют на дальнейшее социально-экономическое обустройство общества, но и оставят глубокий след в культурном пространстве. Общее настроение, мироощущение и мировоззрение времени, как в зеркале отражалось в искусстве и философской мысли.
Экзистенциализм рассматривает бытие как некоторую целостность индивида и внешнего мира. Проблему становления человеческой сущности, определения места ее существования (экзистенции) изучается вкупе с внешней объективностью. Философы рассматривают бытие субъективно, сквозь призму неповторимой индивидуальной личности, как переживание человеком своего существования. Таким образом, возникает понимание личной истины, в рамках которой раскрывается бытие. Возникает вопрос о смысле жизни. Философы направления зачастую рассматривают человека в положении пограничного состояния. В связи с этим, основные категории направления - забота, страх, неопределенность, состояние отчуждения. Убедительно ярким примером настроения эпохи можно обозначить знаменитую картину Э. Мунка «Крик» (1893). Работа является художественным воплощением экзистенциализма в стилистике экспрессионизма. Скупыми и, в то же время, яркими колористическими средствами, искажая перспективу сюжета, Мунк создает необыкновенно сильный, пронзительный художественный образ.
Проблема определения человеческой экзистенции тесно связана с вопросом смерти, временности существования субъекта. Отсюда два подхода к решению
проблемы: религиозный и атеистический. Масштабное наследие русского писателя-философа Льва Николаевича Толстого в некоторых аспектах отразило ключевые интересы экзистенциальной мысли, как то: поиск ответов на вопросы о смысле жизни и самоопределении человека в бытии; вопрос об обессмысливании человеческой жизни; значение смерти.
В повести позднего периода «Смерть Ивана Ильича» (1882-1886) Л.Н. Толстой поднимает «экзистенциальные» вопросы о смысле и бессмыслии человеческого существования через призму неминуемого для каждого человека исхода бытия. Герой повести, Иван Ильич, в критическом (пограничном) состоянии вспоминает силлогизм
0 смертности и размышляет о том, что абстрактное знание неминуемой гибели каждого индивида не соотносится с собственной личностной кончиной. То, что является общеизвестной истиной - не значит осознанно и принято человеком. Писатель оперирует таким понятием, как «человек вообще» в противовес гибели индивидуальности с ее чувствами, памятью, опытом: «...силлогизм... Кай - человек, люди смертны, потому Кай смертен, казался ему во всю его жизнь правильным только по отношению к Каю, но никак не к нему. То был Кай-человек, вообще человек... а он всегда был совсем, совсем особенное от всех других существо...»1. Соответственно позициям экзистенциализма, Толстой раскрывает существование внешнего через чувствование индивида; автор описывает, как меняется ощущение бытия человека в зависимости от его внутреннего состояния подобно тому, как для экзистенциалистов бытие раскрывается через существование индивида. В процессе повествования философ обращает внимание на фальшивость мира, того, что должно происходить «сообразно приличиям», что, в том числе, подвергнется переоценке человека в кризисном, пограничном состоянии. В переходный момент герой повести через страдания, моральные и физические, осознает тщетность основных материальных ценностей прожитой жизни. В процессе становления осмысления своего существования, главный герой борется с пониманием фальшивости, «неправильности» прожитой жизни, лишенной смысла, какого-то не понятого значения. В данных условиях он задается вопросом, что есть жизнь. В повесть Толстой вводит два праведных персонажа - это «простой мужик» Герасим и сын главного героя (так же светлым и «настоящим» предстает детство Ивана Ильича). Ответ писателя на вопрос о смысле сущего - в доброте для других, искренности, смиренности.
Таким образом, писатель поднимает основные вопросы бытия человека со свойственной экзистенциалистам проблематикой ощущения мира вообще через внутренний мир человека. Толстой низвергает материальные и социальные ценности человечества, обессмысливающие существование. Экзистенциальные смыслы Лев Николаевич Толстой подробнее раскрывает в философской концепции о непротивлении злу насилием. Философ обосновывает, что насилие - замкнутый круг, средоточие зла, порождающего самое себя и противостоящее качественно основной ценности общества, обеспечивающей смысл всего сущего. Если причислять писателя к предтече экистенциалистов - он, безусловно, предшественник религиозной ветви течения. В XX век человечество шагнуло, потеряв ориентиры, в состоянии опустошенности. Духовно-нравственное положение века состояло в том, что люди «убили Бога», провозглашая высшими категориями разум и прогресс. Ученые отмечают утерю обществом идеального, абсолюта. В то же время, традиционные цивилизации, оставаясь религиозными, не были столь подвержены кризису. Толстой
1 Толстой Л.Н. Смерть Ивана Ильича. URL: http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0136.shtml.
развивает христианское учение, смыслы заповедей Христа, которые, по его мнению, являются идеалом поведения человека, руководство к каждодневному использованию. Здесь большую роль играет воля индивида, решившего следовать данным установкам. Таким образом, заповеди предстают испытанием собственной свободы воли человека. Они не есть рутинная привычка, но суть совершенство, к которому должен стремиться каждый. Один из постулатов писателя - начни с себя; индивид способен и должен «обуздать» свое изволение в ценностно правильном русле. Что же является главным ценностным выражением смысла жизни человека? Философ определяет любовь вообще основополагающим идеалом и ценностью, к которой каждый должен направлять свою волю, следуя заповедям. Он пишет «Христианское учение в его истинном значении, признающее высшим законом жизни человеческой закон любви, не допускающий ни в каком случае насилие человека над человеком ... дает такую несомненную свободу и такое ни от чего не зависимое благо и отдельному человеку, и обществам людей, и всему человечеству, что, казалось бы, стоило только узнать его, чтобы все люди приняли его за руководство своей деятельности»2.
По Толстому до сих пор цивилизация строилась на насилии - на том, что противоположно главному, что подразумевает преобразования над чужой волей. Насилие возникает при необходимости внешнего принуждения человека, а принуждение, в свою очередь, необходимо в ситуации отсутствия внутренней согласованности между людьми. Человек же должен начинать с себя, а не с другого. Бороться со злом в себе, направлять свою волю в необходимое русло в стремлении к идеалу - любви к ближнему - посредством следованию заповедям. В рамках концепции понятно отрицательное отношение Толстого к революции. Насилие имеет тенденцию к расширению в масштабах, не существует ограниченного насилия, оно надуманно. Возникает замкнутый круг, подобно змею Уроборосу, поедающему собственный хвост: террор побуждает зеркальную реакцию, вследствие чего злое начало бесконечно перерождается. Неприятие принуждения выражается и в художественных произведениях писателя, у его героев насильственность вызывает не только моральное, но и физическое отторжение.
Непротивление, способное разорвать бесконечность принуждения, может стать избавлением для человечества. Так Лев Николаевич Толстой интерпретирует библейское «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39). Так непротивление должно стать воспроизведением учения Христа в реальной судьбе человека, преобразующее несогласие и вражду между людьми в отношения взаимопонимания и братской любви. Противиться злу можно и даже необходимо, но не посредством саморасширяющегося насилия, а через личное нравственное восхождение под руководством своей воли, исполняющей заповеди - к идеалу. Не сочувствуя внешним революционным событиям - проводникам насилия - Лев Николаевич Толстой проповедует революцию внутреннюю, личностную, духовную.
В ходе рассмотрения взглядов Л.Н. Толстого, мы пришли к выводу о том, что философ в своих рассуждениях затрагивает вопросы, чрезвычайно актуальные для экзистенциалистов. Характерный интерес к поиску смысла жизни через преодоление и становление субъекта выражается в морально-этических принципах самосовершенствования Толстого как стремление к осмыслению своей жизни через
2 Толстой Л.Н. Непротивление злу насилием // Избранные, собранные и расположенные на каждый день мысли многих писателей об истине, жизни и поведении. М., 1957. URL: https://fil.wikireading.ru/33326.
любовь посредством личностной воли. Он раскрывает мысль посредством религиозных оснований, беря за основу заповеди Христа. Критикуя в некоторых аспектах институт церкви, философ считает необходимой внутреннюю искреннюю веру индивида. Он определяет высшую ценность - любовь - без которой человечество теряет свои ориентиры, происходит обессмысливание жизни. Означенная высшая духовная ценность обозначает путь, по которому человек должен ступать на протяжении жизни, вплоть до смерти. Именно духовный смысл жизни, сопряженный с учением Христа, не теряет своей ценности и после окончания жизни по рассмотрению Толстого. Смысл существования должен раскрываться на пути отказа от материального, мирского, а, следовательно - суетного.
Следует отметить, что философии Толстого, в отличие от надвигающегося экзистенциализма (особенно, атеистического) не свойственно бесконечное состояние трагичности человеческого существования. Писатель обосновывает свою систему жизненных ценностей, имеющих истинный смысл, а значит, не теряющих свое значение и после смерти. Хочется отметить, что в современной мировой ситуации некоторые аспекты, ценностные цели моральных воззрений Льва Николаевича Толстого кажутся актуальными и полезными. В условиях сложной политической обстановки, вопросах о культурном уровне молодого поколения и дальнейшем развитии общества, хочется вспомнить о духовных ориентирах философа, нравственной направленности его взглядов.
Список литературы:
1.Бердяев Н.А. Русская идея. Основная проблема русской мысли XIX-XX столетия. М., 2004. 259 с.
2.Бунин И.А., Освобождение Толстого [Электронный ресурс] // Публицистика. Воспоминания. Т.6. URL http://az.lib.rU/b/bunin_i_a/text_1850-1.shtml (дата обращения: 9.06.2018).
З.Осипов Г.В. Социологический энциклопедический словарь М., 2000.
4.Толстой Л.Н. Непротивление злу насилием [Электронный ресурс] // Избранные, собранные и расположенные на каждый день мысли многих писателей об истине, жизни и поведении. Изд. «Художественная литература», 1957. URL https://fil.wikireading.ru/33326 (дата обращения: 9.06.2018).
5.Фаленкова Е.В. Л.Н. Толстой как предшественник экзистенциализма // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. №4. Философия. Социология. Культурология. Вып. 23. С. 126131.
DISCLOSURE OF EXISTENTIAL MEANINGS AS AN EXAMPLE OF L.N. TOLSTOY'S CONCEPT OF NON-RESITANCE TO EVIL BY FORCE
O.S. Esman1}, G.N. Kalinina2)
1,2)Belgorod State Institute of Arts and Culture
i 2)
, ;e-mail: [email protected]
This article deals with the ethical worldview aspect of L. Tolstoy's philosophy against the background of the crisis, existential potential of the turn of XIX-XX centuries. The authors attempt to justify the writer's worldview through his philosophical beliefs. The disclosure of existential issues is studied on the example of the concept of non-resistance to evil by force and of the novel "The Death of Ivan Ilyich" with the help the categories of "borderline state", "meaning of life", "the supreme value".
Keywords. L.N. Tolstoy, existentialism, existence, borderline state, spiritual value, non-resistance, moral and ethical principles._