Научная статья на тему 'Теоретические и концептуальные основы социологического изучения религиозных ценностей'

Теоретические и концептуальные основы социологического изучения религиозных ценностей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
758
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / VALUES / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUE ORIENTATION / УСТАНОВКИ / INSTALLATION / АТТИТЮД / ATTITUDE / КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ / CLASSIFICATION VALUES / РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕННОСТИ / RELIGIOUS VALUES / КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / РЕЛИГИЯ / RELIGION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гафиятуллина К.Р.

В статье представлен анализ теоретических подходов к понятию «ценности», изложенных в отечественной и зарубежной социологической, социально-философской, культурологической литературе. Автором предложена классификация подходов к определению понятий «ценности» и «ценностные ориентации», обозначенных как в зарубежной, так и в отечественной социологии. В зарубежной социологии автор выделяет два направления изучения ценностей и ценностных ориентаций: утилитарный (П.А. Сорокин, Т. Парсонс, У. Томас и Ф. Знанецкий и др.) и иррациональный (М Вебер, Э. Дюркгейм). Представлена эволюция социологических воззрений отечественных исследователей, касающихся понимания феноменов ценностей и ценностных ориентаций. Проведен анализ классификаций ценностных ориентаций, предложенных различными авторами; подробно рассмотрены подходы к определению структуры ценностных ориентаций. На основе анализа отечественной и зарубежной литературы формулируется вывод о необходимости выделения в самостоятельную группу религиозных ценностей. Данное положение объясняется значительным влиянием религиозных норм и идей на светские практики современного общества, в котором особенно остро стоят проблемы взаимодействия между различными религиозными культурами. Это обуславливает изучение конфессиональных ценностей в контексте разрабатываемых на протяжении многих десятилетий социологической наукой теоретических и концептуальных основ исследования ценностных ориентаций, в том числе религиозных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND CONCEPTUAL BASICS FOR SOCIOLOGICAL INVESTIGATION OF RELIGIOUS VALUES

The article deals with analysis of theoretical approaches to the values in the domestic and foreign sociological, socio-philosophical and cultural literature. The author proposed a classification of approaches to the definition of the concepts of values and value orientations in both foreign and domestic sociology. In foreign sociology, the author identifies two trends of the research of values and values orientations utilitarian (P.A. Sorokin, T. Parsons, U. Tomas and F. Znaniecki, etc.) and irrational (M. Weber, Durkheim). On the basis of the analysis the author shows the evolution of the sociological views of local researchers on the interpretation of the phenomena of values and value orientations. The author analyzes different classifications of the value orientations proposed by various authors; the author also specifies the approaches to the determination of value orientations structure. The author of the article attempts to define the essence of religious orientations of youth, as well as to determine their place in the system of value orientations. Based on a critical analysis of domestic and foreign literature the author represents a conclusion about the need to allocate in a separate group of religious values. This provision is explained by the significant influence of religious norms and ideas on secular practices of young people, as this group is characterized by ideological uncertainty and lower stability of their views.

Текст научной работы на тему «Теоретические и концептуальные основы социологического изучения религиозных ценностей»

К.Р. Гафиятуллина, аспирант, кафедра теории и социологии управления, Уральский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Екатеринбург, Россия, ksenia.gafiatullina@uapa.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

В статье представлен анализ теоретических подходов к понятию «ценности», изложенных в отечественной и зарубежной социологической, социально-философской, культурологической литературе. Автором предложена классификация подходов к определению понятий «ценности» и «ценностные ориентации», обозначенных как в зарубежной, так и в отечественной социологии. В зарубежной социологии автор выделяет два направления изучения ценностей и ценностных ориентаций: утилитарный (П.А. Сорокин, Т. Парсонс, У.Томас и Ф. Знанецкий и др.) и иррациональный (М Вебер, Э. Дюркгейм). Представлена эволюция социологических воззрений отечественных исследователей, касающихся понимания феноменов ценностей и ценностных ориентаций. Проведен анализ классификаций ценностных ориентаций, предложенных различными авторами; подробно рассмотрены подходы к определению структуры ценностных ориентаций. На основе анализа отечественной и зарубежной литературы формулируется вывод о необходимости выделения в самостоятельную группу религиозных ценностей. Данное положение объясняется значительным влиянием религиозных норм и идей на светские практики современного общества, в котором особенно остро стоят проблемы взаимодействия между различными религиозными культурами. Это обуславливает изучение конфессиональных ценностей в контексте разрабатываемых на протяжении многих десятилетий социологической наукой теоретических и концептуальных основ исследования ценностных ориентаций, в том числе религиозных.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, установки, аттитюд, классификация ценностей, религиозные ценности, конфессиональные ценности, религия.

Изучение конфессиональных ориентаций, выявление их места в системе ценностей современного общества, на наш взгляд, должно базироваться на ретроспективном анализе теоретических подходов к пониманию ценностей в отечественной и зарубежной социологической, социально-философской, культурологической литературе. Такой анализ делает возможным осуществить современную интерпретацию таких феноменов, как «ценности», «ценностные ориентации», определить место религиозных ценностей и конфессиональных ориен-

таций в системе ценностей, охарактеризовать их реальную (а не декларируемую) роль в личностном становлении молодого поколения.

На сегодняшний день в литературе представлено широкое многообразие подходов к определению понятия «ценность». Данная категория изучается философами, социологами, педагогами, психологами, культурологами. Среди существующих подходов в зарубежных исследованиях можно выделить два направления: утилитарный подход (П. А. Сорокин, Т. Парсонс, У Томас

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

Ценности являются важнейшим фактором интеграции социальных систем, а ценностные ориентации - область не зависящих от деятеля внешних символов, регулирующих поведение всех принадлежащих одному культурному полю деятелей. На основании ценностей и норм действие приобретает значимость.

и Ф. Знанецкий и др.) и иррациональный можно понять через существующую в нем (М. Вебер, Э. Дюркгейм). Яркий пример систему «значений - норм - ценностей»2. иррационального подхода к определению П. А. Сорокин объединил все ценности в неценностей - концепция М. Вебера. Он счи- сколько групп, или универсальных категорий, тал смыслообразующим источником ценностей религию, относил ценности к предмету веры, отмечая при этом, что они не могут быть предметом научного познания, так как в отличие от фактов, которые «есть», ценности - это то, что «должно быть». Таким образом, Вебер подчеркивал, что ценности практически невозможно измерить, это то, что принимается на веру.

По мнению М. Вебера, осмысленным представляется лишь тот человеческий акт, который соотнесен с ценностями, определяющими нормы и цели поведения людей. Можно утверждать, что без ценностного аспекта поведение человека является всего лишь действием, или актом. «Ценности» это определяющее понятие в отношении поведения, то есть именно на базе существующих ценностей человек ставит перед собой цели и определяет свое поведение. Другой известный социолог Э. Дюркгейм, признавая трансцендентный характер ценностей, характеризовал общество как эмпирическую реальность, в которой объединены все высшие ценности, подлежащие научному описанию. В своих работах он обосновал интегрирующую роль высших цен-ностей1.

Такие классики социологической мысли, как П. А. Сорокин и Т. Парсонс, поставили социальные ценности в центр теорий организации современного общества. П. А. Сорокин, переживший ценностный разлом российского общества в начале XX века и многие

посредством которых можно объяснить любую социально значимую человеческую активность. Данный подход к определению ценностей можно назвать утилитарным, так как П. Сорокин ставит во главу угла пользу каждого вида ценностей.

Согласно воззрениям Т. Парсонса, ценность - это «концептуализация желаемого». По его мнению, ценности являются важнейшим фактором интеграции социальных систем, а ценностные ориентации - область не зависящих от деятеля внешних символов, регулирующих поведение всех принадлежащих одному культурному полю деятелей. На основании ценностей и норм действие приобретает значимость. Действительно, реализуемые различными социальными группами социальные практики свидетельствуют о том, что именно ценности (совокупность которых в каждом случае особенна, конкретна) являются основой для консолидации групп и общностей. Более того, смена одних систем ценностей другими может стать решающим фактором для социальных трансформаций.

Представленная концепция Т. Парсон-са во многом основана на идеях К. Клакхона, который считал, что ценность представляет собой определенную концепцию того, что желательно, характерно для индивида или группы и оказывает непосредственное влияние на выбор доступных целей, способов и средств дей-ствий3. К. Клакхон полагал, что ценности реально проявляются тогда, когда индивид или революционные трансформации, во всех группа осуществляет выбор между линиями своих работах писал о том, что общество мышления и поведения.

«Если бы ценности были совершенно стабильны, изменения на личностном и общественном уровнях были бы невозможны. Если бы ценности были абсолютно нестабильны, отсутствовала бы возможность преемственности в развитии индивидов и общества».

Одно из самых известных эмпирических исследований ценностей - изучение адаптации польских крестьян, эмигрировавших из Европы в Америку, У Томасом и Ф. Знанецким. В сво- _

ей работе «Польский крестьянин в Европе и Америке» ученые дают операциональное определение ценностей. Ценность - «любой предмет, обладающий поддающимся определению содержанием и значением для членов какой-либо социальной группы»4. У. Томасом и Ф. Знанецким были выявлены две закономерности: зависимость индивида от социальной организации и зависимость социальной организации от индивида. Они охарактеризовали эту взаимную зависимость при помощи понятий «социальная ценность» и «личная установка», или «ат-титюд». Под социальной ценностью исследователи понимали «любой факт, имеющий доступные членам некоей социальной группы эмпирическое содержание и значение, исходя из которых он есть или может стать объектом деятельности»5. Авторами отмечалось, что «индивид интернализует основные социальные ценности и руководствуется ими в своем поведении вполне осознанно, то есть функция контроля, действующая извне, переходит к самому индивиду»6. В данном подходе отображается материализация ценности. Исследователи уже говорят о предмете, то есть о чем-то материальном, что имеет значение для группы. Это могут быть какие-то материальные объекты, элементы символики, в религии такими являются иконы, изображения святых, мощи и т.д.

Американский социолог М. Рокич видел в ценностях нечто более значимое, чем просто отношения или аттитюды. Ценности для Рокича являются детерминантами как отношений, так и социального поведения. Наиболее верный и короткий путь к объяснению сходства и различия между индивидами, социальными группами, нациями, культурами, как полагал Рокич, сможет помочь найти именно научная концепция ценно-

стей7. В своей книге «Природа человеческих ценностей» исследователь дал такое определение: ценность - это «устойчивое убеждение, что определенный способ поведения или конечная цель существо-

«...психологической основой фор- вания предпочтительнее мирования ценностных ориента- с личной и социальной

ций личности молодого человека является объективный процесс усвоения им ценностей социалистического образа жизни и их превращения в содержательные элементы его ценностных представлений».

точек зрения, чем противоположные или обратные способы поведения или конечная цель суще-ствования»8.

М. Рокич отмечает устойчивость и изменчивость ценностей: «Если бы ценности были совершенно стабильны, изменения на личностном и общественном уровнях были бы невозможны. Если бы ценности были абсолютно нестабильны, отсутствовала бы возможность преемственности в развитии индивидов и общества»9. Для нашего исследования этот тезис имеет принципиальную важность, поскольку за последние 20-25 лет в России произошли явные трансформации ценностей, разделяемых молодым поколением, но при этом ряд ценностей остались стабильными и по-прежнему занимают первые строки в рейтингах ценностей.

Ценности, по М. Рокичу, включают в себя когнитивные, аффективные и поведенческие компоненты. Наличие у человека какой-либо ценности предполагает, что он знает, какой способ поведения ему необходимо избрать или какова та конечная цель, к которой ему нужно стремиться. Аффективная компонента ценностей заключается в том, что человек испытывает определенные эмоции по отношению к ценностям, он может активно защищать или осуждать какую-либо ценность. Проявления этого можно встретить и в религиозной сфере: некоторые сторонники той или иной религии агрессивно настроены по отношению к носителям другой веры. Поведенческая составляющая отражается в том, что человек использует ценности в своем поведении в качестве определенного ориентира.

Высказанные позиции имеют, безусловно, принципиальную значимость для анали-

за религиозных ценностей и конфессиональных ориентаций.

Два типа ценностей, по М. Рокичу, терминальные и инструментальные, составляют основные ориентиры в жизни индивидов, определяют их поведение. При этом терминальные ценности делятся на личные и социальные. Личные - ориентированные на себя, социальные - на общество. Инструментальные ценности - ценности самоактуализации (личные предпочтения индивида), а также моральные ценности (отображаются в поведении человека, регулируют межличностные контакты). Исходя из приведенной классификации ценностей, религиозные ценности можно отнести как к терминальным, так и к инструментальным, так как именно религия определяет жизнь человека за пределами его земного существования. Что подтверждает необходимость разработки классификации, основанной на иных критериях.

Отечественные ученые (С.Ф. Анисимов, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, Л.Н. Коган, Н.И. Лапин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.М. Угринович, В.А. Ядов и др.) внесли серьезный вклад в определение таких категорий, как «ценность», «ценностные ориентации», «духовные ценности», в исследование структуры ценностей, в изучение потребностей, установок и мотивов в их взаимосвязи с ценностями.

В 1960-е годы В.Б. Ольшанский впервые использовал понятие «ценностные ори-

ентации» в работе «Личность и социальные ценности»10, в которой было дано определение ценностей через ориентиры, придерживаясь которых человек сохраняет определенность, внутреннюю последовательность своего поведения11. Это определение больше похоже на обозначение сущности ценностных ориентаций, а не на собственно определение ценностей.

А.Г. Здравомыслов и В.Я. Ядов определяли ценностные ориентации так: это «... установка личности на те или иные ценности материальной и духовной культуры»12. По их мнению, наличие четко установившихся ценностных ориентаций является характеристикой человеческой зрелости. Установки, на наш взгляд, в данной ситуации являются поведенческим отражением ценностных ориентаций. Человек имеет определенные ценностные ориентации, выражающиеся в определенных действиях, которые им совершаются.

Таким образом, было сформулировано научное определение ценностных ориента-ций, определены их роль и место в жизни человека и структуре личности, а также начато проведение эмпирических исследований ценностных ориентаций различных групп (как социальных, так и возрастных).

В конце 1980-х годов А.С. Лебедев и В.И. Горбенко обратили внимание на процесс формирования ценностных ориентаций у молодежи. По мнению ученых, «...психо-

логической основой формирования ценностных ориентаций личности молодого человека является объективный процесс усвоения им ценностей социалистического образа жизни и их превращения в содержательные элементы его ценностных представлений»13. Процесс усвоения ценностей, по мнению авторов, проходит в три этапа. Первый этап -осознание ценностей и как следствие - образование на их базе определенных ценностных представлений, основанных на индивидуальном опыте: они носят практический характер. Второй этап - формирование через коммуникативные пути - средства массовой информации и пропаганды, то есть здесь уже отчетливо выражены черты целенаправленного, регулятивного процесса. На завершающем, третьем, этапе происходят окончательное становление ценностных ориентаций и формирование их системной целостности. Основой третьего этапа является практическая деятельность.

Уральские исследователи также уделяют проблеме ценностей и ценностных ориента-ций молодежи значительное внимание. Так, авторами книги «Социальное пространство современного города» проведены исследования ценностей и ценностного выбора городской молодежи на основе значительного эмпирического материала. Авторы справедливо замечают, что исследование ценностных ориентаций молодежи приобретает особое значение в нестабильном обществе, поскольку ценности играют важную роль в процессе самоидентификации индивида14.

В представлениях И. А. Суриной, ценностные ориентации - оценочное отношение к материальным и духовным благам. Это предметы, цели и средства, необходимые для удовлетворения потребностей личности или группы15. Она выделяет две составляющие ценностных ориентаций: социальная (обусловлена системой воспитания, образования и т.д.) и индивидуальная (определяется особенностями личного жизненного опыта). Однако, как отмечает О.В. Сухова, навязываемая нам как абсолютная ценность

«Религиозные ценности аккумулируют в себе стремление человека подняться из обыденности и пределов физического существования к высшему духовному бытию».

ориентация на материальные знаки во многом несовместима с нравственностью, лежащей в основе российской культуры и, следовательно, менталитета русского человека16.

В 2000-е годы О. А. Карманова обращала особое внимание на изучение ценностных ориентаций, поскольку считала, что благодаря изучению структуры ценностных ориентаций личности можно определить степень социальной зрелости, уровень социализации, что позволит выявить «внутренние пружины» социального поведения17. Исходя из предложенного ею определения, мы можем говорить о том, что существует некоторый субъект, определяющий именно ту структуру ценностных ориентаций, которая свидетельствует о зрелости личности. Если у человека нет в этой структуре каких-либо установленных ценностей, то личность не является зрелой. В реальной же жизни, на наш взгляд, субъекта, который разрабатывает нормативную модель структуры ценностных ориентаций, не существует.

Поскольку предметом нашего исследования являются религиозные ценности, необходимо рассмотреть подходы к определению этого феномена. При анализе научной литературы было выявлено, что данному понятию не уделяется такого большого внимания, как понятиям «ценность», «ценностные ориентации». При этом авторами, обращающимися к исследованию религиозных ценностей, предлагаются различные трактовки этого феномена. Так, Н.А. Некрасова, С.И. Некрасов, О.Г. Садикова характеризуют религиозные ценности как «ценности, обусловленные верой в сверхъестественное и возможностями непосредственного общения с ним, направленные на осуществление высшего смысла жизни человека, не сводимого к его биологическому существованию»18. Авторы данного подхода не дают четкого определения ценностей, не приводят характеристику влияния этих ценностей на поведение человека (социальных групп), что затрудняет использование подхода

на практике. Очень сложно замерить общение со сверхъестественным.

По мнению Л.В Баевой, религиозные ценности отдаляют человека от экономических и общественных отношений, а объективные духовные силы выступают доминантами сознания и деятельности. Все остальное подвергается корреляционной оценке с основной ценностью-целью. «Религиозные ценности аккумулируют в себе стремление человека подняться из обыденности и пределов физического существования к высшему духовному бытию. При этом для религиозных ценностей различных конфессий характерно утверждение ценности высшего священного начала, индивиду -альной души, духовного мистического опыта, переживания религиозного иррационального знания, откровения или просветления и т.д.»19. Применительно к религиозным ценностям интересным для нас представляется подход В.В. Абраменковой, которая рассматривает религию как форму духовно-нравственного развития, а заповеди - как основные религиозные ценности20. Именно в заповедях, на наш взгляд, отображаются те ценности, которые являются наиболее важными, существующими вне зависимости от внешних условий, постоянными во времени.

В результате проведенного анализа теоретических подходов к определению ценностей и ценностных ориентаций мы выделили в зарубежной социологической мысли два основных направления: утилитарный и иррациональный. Представители иррационального подхода рассматривали ценности как предмет веры, отрицая возможность их научного познания. Для утилитарного подхода свойственно определение ценностей в качестве концептуализации желаемого - это определенный предмет, который является ценным для группы или человека. Во втором случае наблюдается материализация ценностей (иконы, изображения святых), что дает исследователям возможность научного изучения ценностных ориентаций личности.

Ретроспективный анализ трансформации определения понятия «ценностные ориентации» в отечественной социологии позволил сделать вывод о существенном влиянии ценностных ориентаций на поведение личности. Через следование неким ориентирам человек сохраняет определенность, последовательность в своем поведении. Отечественные ученые особо отмечают влияние структуры ценностных ориентаций на уровень зрелости личности, уровень социализации. В реальной жизни такой нормативной структуры ценностных ориен-таций, которая определяет уровень зрелости, не существует. Многие отечественные авторы разделяют ценности на материальные и духовные. Но, на наш взгляд, стоит особо выделить религиозные ценности, так как именно религиозные идеи - содержательная составляющая религиозных норм - взаимосвязаны с традициями, передаются от поколения к поколению, влияют на различные виды светских социальных практик. В современном многоконфессиональном обществе особенно остро стоят проблемы взаимодействия между различными религиозными культурами. В связи с этим целесообразно изучение конфессиональных ценностей в современном контексте с использованием уже разработанных на протяжении многих десятилетий в социологической науке теоретических и концептуальных основ исследования ценностных ориентаций, ценностей, в том числе религиозных. ^

Литература

1. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда // Западно-европейская социология XIX - начала XX веков. М., 1996. С. 290.

2. Сорокин П. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000.

3. Kluckhohn С. Value and value orientation in the theory of action. N.Y., 1962. P. 395.

4. Thomas W., Znanieki F. The Polish Peasant in Europe and America. Chicago. 1918-1920 [Электронный ресурс]. URL: https://archive.org/details/

«Для религиозных ценностей различных конфессий характерно утверждение ценности высшего священного начала, индивидуальной души, духовного мистического опыта, переживания религиозного иррационального знания, откровения или просветления и т.д.».

polishpeasantine01thomuoft (дата обращения: 01.12.2015).

5. Томас У, Знанецкий Ф. Методологические заметки // Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В.И. Добренькова. М., 1996. С. 341-342.

6. Сурина И. А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования. М., 1996. С. 19.

7. Rokeach M. Beliefs, attitudes, and values. A theory of organization and change. San-Francisco, 1972. P. 157-160.

8. Rokeach M. The nature of human values. N.Y., 1973. P. 124.

9. Там же. P. 5-6.

10. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности // Социология в СССР: в 2 т. / ред.-сост. Г.В. Осипов. М., 1966. Т. 1. С. 470.

11. Там же. С. 471.

12. Здравомыслов А.Г., Ядов В.Я. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР: в 2 т. / ред.-сост. Г.В. Осипов. М., 1966. Т. 2. С. 197.

13. Лебедев А.С., Горбенко В.И. Формирование ценностных ориентаций молодежи. Л., 1990. С. 4.

14. Социальное пространство современного города / под. ред. Г.Б. Кораблевой, А.В. Мерен-кова. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. С. 190.

15. Сурина И.А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования. М., 1996. С. 21.

16. Сухова О.В. Парадоксы управления современности. Мотивация или манипуляция? // Дискуссия. 2014. № 2 (43). С. 57.

17. Карманова О.А. Ценностные ориентации как методологическая категория прикладной социологии. Чита, 2007. С. 9.

18. Некрасова Н.А., Некрасов С.И., Садикова О.Г. Тематический философский словарь: учебное пособие. М., 2008.

19. Баева Л.В. Религиозные ценности: неклассический подход [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.aspu.ru/images/File/Publikatzii/Relig_ tzennosty.pdf (дата обращения: 01.12.2015).

20. Абраменкова В.В. Проблема духовно-нравственного развития современного ребенка // Вестник ПСТГУ Серия IV: Педагогика. Психология. 2005. Вып. 1. С. 103-113.

THEORETICAL AND CONCEPTUAL BASICS FOR SOCIOLOGICAL INVESTIGATION OF RELIGIOUS VALUES

K.R. Gafiyatullina, postgraduate.

The department of management's theory and sociology.

Urals Institute of Administration branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration.

Yekaterinburg, Russia, ksenia.gafiatullina@uapa.ru

The article deals with analysis of theoretical approaches to the values in the domestic and foreign sociological, socio-philosophical and cultural literature. The author proposed a classification of approaches to the definition of the concepts of values and value orientations in both foreign and domestic sociology. In foreign sociology, the author identifies two trends of the research of values and values orientations - utilitarian (PA Sorokin, T. Parsons, U. Tomas and F. Znaniecki, etc.) and irrational (M Weber, Durkheim). On the basis of the analysis the author shows the evolution of the sociological views of local researchers on the interpretation of the phenomena of values and value orientations. The author analyzes different classifications of the value orientations proposed by various authors; the author also specifies the approaches to the determination of value orientations structure. The author of the article attempts to define the essence of religious orientations of youth, as well as to determine their place in the system of value orientations. Based on a critical analysis of domestic and foreign literature the author represents a conclusion about the need to allocate in a separate group of religious values. This provision is explained by the significant influence of religious norms and ideas on secular practices of young people, as this group is characterized by ideological uncertainty and lower stability of their views.

Key words: values; value orientation; installation; attitude; classification values; religious values; religious values; religion.

References

1. Zapadno-evropeiskaia sotsiologiia XIX -nachala XX vekov [Western European sociology XIX-early XX centuries]. Moscow, 1996. 520 p.

2. Sorokin P. Sotsial'naia i kul'turnaia dinamika [Social and cultural dynamics]. St. Petersburg, 2000. 393 p.

3. Kluckhohn Q Value and value orientation in the theory of action. N.Y., 1962. p. 395.

4. Thomas W., Znanieki F. The Polish Peasant in Europe and America. Chicago. 19181920. Available at: https://archive.org/details/ polishpeasantine01thomuoft (accessed 01.12.2015).

5. Amerikanskaia sotsiologicheskaia mysl': Teksty / Pod red. V.I. Dobren'kova [American sociological thought: Texts. Ed. by V.I. Dobrenkov]. Moscow, 1996. 496 p.

6. Surina I.A. Tsennostnye orientatsii kak predmet sotsiologicheskogo issledovaniia [Value orientation as a subject for sociological study]. Moscow, 1996. 130 p.

7. Rokeach M. Beliefs, attitudes, and values. A theory of organization and change. San-Francisco, 1972. P. 157-160.

8. Rokeach M. The nature of human values. N.Y., 1973.

9. Rokeach M. The nature of human values. N.Y., 1973.

10. Sotsiologiia v SSSR. V2 t. / red-sost. G.V Osipov [Sociology in the USSR. In 2 vol. Ed. by G.V Osipov]. Moscow, 1966. Vol. 1. 530 p.

11. Sotsiologiia v SSSR. V 2 t. / red-sost. G.V. Osipov [Sociology in the USSR. In 2 vol. Ed. by G.V. Osipov]. Moscow, 1966. Vol. 1. 530 p.

12. Sotsiologiia v SSSR. V2 t. /red-sost. G.V Osipov [Sociology in the USSR. In 2 vol. Ed. by G.V. Osipov]. Moscow, 1966. Vol. 2. 530 p.

13. Lebedev A.S., Rorbenko VI. Formirovanie tsennostnykh orientatsii molodezhi [Formation

of valuable orientations of youth]. Leningrad, 1990. 315 p.

14. Merenkov A.V., Grunt E.V, Abramova S.B., Malikova N.N. i dr. Sotsial 'noe prostranstvo sovremennogo goroda / pod. red. G.B. Korablevoi, A.V. Merenkov a [The social space of the modern city. Ed. by G.B. Korableva, A.V Merenkova]. Ekaterinburg, Izd-vo Ural. un-ta Publ., 2015. 252 p.

15. Surina I.A. Tsennostnye orientatsii kak predmet sotsiologicheskogo issledovaniia [Value orientation as a subject for sociological study]. Moscow, 1996. 130 p.

16. Sukhova O.V. Paradoksy upravleniia sovremennosti. Motivatsiia ili manipuliatsiia? [Paradoxes of management present. Motivation or manipulation?]. Diskussiia - Discussion, 2014, no. 2(43), pp. 55-58.

17. Karmanova O.A. Tsennostnye orientatsii kak metodologicheskaia kategoriia prikladnoi sotsiologii [Value orientation as a methodological category applied sociology]. Chita, 2007. 107 p.

18. Nekrasova N.A., Nekrasov S.I., Sadikova O.G. Tematicheskii filosofskii slovar': Uchebnoe posobie [Thematic philosophical dictionary: a tutorial]. Moscow, 2008. 164 p.

19. Baeva L.V. Religioznye tsennosti: neklassiches-kii podkhod [Religious values: nonclassical approach]. Available at: http://www.aspu.ru/images/ File/Publikatzii/Relig_tzennosty.pdf (accesed 01.12.2015).

20. Abramenkova VV Problema dukhovno-nravstvennogo razvitiia sovremennogo rebenka [The problem of spiritually-moral development of modern child]. Vestnik PSTGU. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia - Herald of Orthodox St. Tikhon humanitarian university. Series 4: Education. Psychology, 2005, Issue 1, pp. 103-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.