Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №3, Том 7 / 2019, No 3, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-3 -2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/ 18PSMN319.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Накохова Р.Р., Аппаев М.Б., Урусова М.М. Взаимосвязь ценностных ориентаций и жизненного стиля студентов первого и четвёртого года обучения // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №3, https://mir-nauki.com/PDF/18PSMN319.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Nadokhova R.R., Appaev M.B., Urusova M.M. (2019). The relationship of value orientations and life style of students of the first and fourth year of study. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/18PSMN319.pdf (in Russian)
УДК 159.95
Накохова Рида Рашидовна
РГБУ ДПО «Карачаево-Черкесский республиканский институт повышения квалификации работников образования», Черкесск, Россия Проректор по научно-инновационной деятельности Доктор психологических наук, профессор E-mail: [email protected]
Аппаев Магомет Билялович
ООО «Центр независимой экспертизы», Черкесск, Россия
Директор
Кандидат психологических наук E-mail: [email protected]
Урусова Мадина Магометовна
ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия», Черкесск, Россия
Аспирант E-mail: [email protected]
Взаимосвязь ценностных ориентаций и жизненного стиля студентов первого и четвёртого года обучения
Аннотация. Статья посвящена одной из актуальнейших проблем психологии, влиянию ценностных ориентаций на весь жизненный путь личности. В публикации обоснована актуальность исследований по проблемам формирования ценностных ориентаций и влияния ценностей и ценностных ориентаций личности на различные сферы жизни человека, на общий жизненный план и на постановку и достижение жизненных целей. Кратко затрагивается процесс включения понятий «ценности», «ценностные ориентации» в проблематику психологических исследований и более глубоко, на сколько возможно в рамках одной статьи приводится анализ понятия «жизненный стиль» и производных от него в зарубежной и отечественной научной теории и практики. Приведены результаты эмпирического исследования, с использованием методик «Ценностные ориентации» (М. Рокич) и исследования системы жизненных смыслов, а так же статистической обработки полученных данных, их системный и качественный анализ, графическая интерпретация, направленного на выявление взаимосвязи ценностных ориентаций и жизненного стиля личности на примере диагностических показателей студентов первого и четвёртого года обучения. Произведён сравнительно-сопоставительный анализ ценностных ориентаций студентов первых и четвёртых курсов с целью выявления различий.
https:// mir-nauki. com
Ключевые слова: варианты жизни; жизненный личностный тип; жизненный путь; жизненный стиль; жизненная стратегия; жизненные смыслы; индивид; инструментальные ценности; личность; направленность личности; социальные отношения; сценарий жизни; терминальные ценности; ценности; ценностные ориентации
За последние несколько лет, в психологической науке возрос интерес к проблеме изучения ценностных ориентаций личности. Связано это с тем, что в данный период времени, произошли существенные сдвиги направленности развития российского общества, которое начало обретать определённые черты идеологии, после затяжного кризисного периода. Проблема ценностей и ценностных ориентаций всегда выступает на первое место в переходные периоды общественного развития.
Ценности и ценностные ориентации человека всегда привлекали внимание философов, социологов, педагогов и психологов. Изменяясь вместе с человеческим обществом во времени, ценности и ценностные ориентации оказывали достаточно сильное влияние на формирование личности, так как в изменяющемся мире, мировоззрение человека не может быть статичным.
Проблема исследования ценностных ориентацией для отечественной психологии не теряет своей актуальности ещё и потому, что на сегодняшний день: во-первых, в психологической науке нет единого подхода к трактовке понятия «ценностные ориентации»; во-вторых, изменения, происходящие в нашем обществе влекут за собой изменения в ценностных ориентациях и поступках людей; в-третьих, ценностные ориентация всегда являлись и являются детерминантами формирования жизненного стиля личности.
Так как ценностные ориентации являются одной из основных частей формирования индивидуальных характеристик человека, они не могут не влиять на её «жизненный стиль» (индивидуальный способ достижения личностью жизненных целей, которые определяют вектор его жизни), в качестве важного механизма регуляции деятельности. Таким образом, актуальность для общества исследования взаимосвязи ценностных ориентаций и жизненного стиля очевидна. Достижение жизненных целей индивидуумом не может идти в разрез с общественными нормами и ценностями.
Исследования ценностей и ценностных ориентаций как источник активности человека -потребностями, предметами этой активности - мотивами и механизмами регуляции активности проводились в рамках общей психологии, психологии личности, социальной психологии многими отечественными (Б.Г. Ананьев, Т.М. Андреева, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, Т. Здравомыслов, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, В.А. Ядов и др.) и зарубежными учёными (А. Адлер, Б. Скиннер, И. Крейбиг, А. Мейнонг, А. Маслоу, Г. Олпорт, В. Франкл, X. Эренфельс и др.).
Несмотря на это, на сегодняшний день, существует определённый дефицит эмпирических исследований, касающихся влияния ценностей и ценностных ориентаций личности на различные сферы жизни человека, на общий жизненный план и на постановку и достижение жизненных целей.
Проблема ценностей и ценностных ориентаций достаточно давно занимаем умы ученых. Несмотря на то, что ещё философы античности уделяли ей массу времени, понятие ценности стало философской категорией только во второй половине XIX века.
Уже в начале ХХ века исследования проблемы «ценностей» заинтересовались такие психологи как: В. Франкла, Г. Олпорта, Л. Кольберг, А. Маслоу, М. Рокич, Э. Фромм и др. [1].
Вопрос о ценностных ориентациях, как о самостоятельной научной проблеме, в психологии обсуждается давно. Однако, в качестве отчёта теоретического обоснования
https:// mir-nauki. com
концепции ценностных ориентаций следует считать учение М. Вебера о ценностное-рациональном действии.
Ценностные ориентации в отечественной психологии рассматриваются, как система ценностных ориентаций определяют через понятие направленности личности, понимая под этим некое генерализующее начало, охватывающее все сферы человеческой психики от потребностей до идеалов как ведущую подструктуру личности. Ценность представляет собой объективную значимость явлений в качестве ориентиров человеческой деятельности. Направленность личности есть совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.
Ценностная ориентация личности представляет собой сложную сеть взаимодействий различных ценностей, где одни доминируют, являются ведущими для данного человека, другие служат для их достижения, третьи могут быть вовсе не активизированы, но потенциально присутствуют в аксиологическом «Я» индивида.
Другое понятие, связанное с развитие личности, «жизненный стиль» (или стиль жизни). Данное понятие было введено в психологию А. Адлером, для характеристики особенности динамической теории личности. В своей концепции, он представил уникальный для индивидуума, по его мнению, способ адаптации к жизни. Особенно это касалось поставленных перед собой индивидуумом жизненных целей, задач и способов достижения выбранных целей. По мнению А. Адлера: «Стиль жизни включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума» [2, с. 45].
Введённое А. Адлером понятие «закрепилось» в психологической науке и на сегодня, проблемы стиля жизни личности занимают в исследованиях психологов всё больше и больше места, определяясь и как «жизненный стиль», и как «стиль жизни», и как «жизненная направленность», и как «жизненный сценарий» и т. д.
Чтобы разобраться в том, как же рассматривать понятие «жизненный стиль» и другие его производные, можно обратиться к определениям, данным А. Адлером и Э. Берном.
Так, А. Адлер определяет «Стиль жизни» как «.. .значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели, направленность его устремлений и те подходы, которые он использует при решении жизненных проблем» [2, с. 46]. «Сценарий» по определению Э. Берна «.жизненный план, основанный на принятом в детстве решении, подкрепленный родителями, оправданный последующими событиями и достигающий кульминации в избранной альтернативе» [3, с. 67].
Исходя из этого, можно сделать вывод, что данные два понятия, если и не являются тождественными, по крайней мере, довольно близкие друг другу. В основе и «стиля жизни», и «сценария» лежат индивидуальные паттерны поведения, которые формируются под воздействием разнообразных факторов, по мнению авторов, преимущественно в раннем детстве.
В отечественной психологии, в большей степени рассматривался не жизненный стиль, а жизненный путь личности.
В начале ХХ в., видный отечественный учёный Н.А. Рыбников обратился к проблеме жизненного пути. Он занимался изучением биографий, и основываясь на этом, предложил методику биографического исследования душевной жизни человека (психограмму). По мнению Н.А. Рыбникова: «Жизненный путь является историей реализации заложенных в человеке способностей в конкретных общественно-исторических условиях, препятствующих или благоприятствующих их проявлению» [4, с. 7].
https:// mir-nauki. com
Не оставил без внимания проблему жизненного пути и знаменитый отечественный психолог и исследователь С.Л. Рубинштейн. В 1935 году он высказался с критикой в адрес Шарлоты Бюлер, которая утверждала, что «.. .личность в своем жизненном пути есть только проект того, что заложено в детстве» [5]. С.Л. Рубинштейн говорит о том, что «.жизненный путь есть некая целостность и в то же время состоит из этапов, каждый из которых может стать поворотным в жизни личности» [6, с. 198].
В 60-е годы ХХ века, исследованием проблемы жизненного пути занимался Б.Г. Ананьев. Его концепция строилась на том, что «.социальные отношения обуславливает жизненный путь личности, т. е. становление личности связано с изменением социальных отношений. Но если только социальные (общественные, исторические) отношения обуславливают жизненный путь личности, то каким скудным и обедненным оказывается этот жизненный путь и сама личность» [7, c. 122].
К.А. Абульханова-Славская, развивая идеи С.Л. Рубинштейна, определила, что разрешение противоречий жизни способствует развитию личности. Разрешение противоречий жизни К.А. Абульханова-Славская видит в способах отношений людей друг с другом. Способ решения жизненных противоречий характеризует социально-психологическую и личностную зрелость человека: «Последняя проявляется в умении соединять свои индивидуальные особенности, свои статусные, возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества, окружающих. Способность осуществлять это соединение мы определяем как жизненную стратегию» [8, с. 67]. Вслед за Рубинштейном, она предложила рассматривать жизненный путь личности в его целостности. По её мнению, стратегия жизни заключается в раскрытии и разрешении подлинных причин противоречий, а не в уходе от них путем жизненных перемен. Исходя из этого, она предложила термин «жизненная стратегия», под которым она понимала индивидуальную организацию, постоянную регуляцию хода жизни в соответствии с ценностями данной личности и ее индивидуальной направленностью. Жизненная стратегия - это выбор, определение и реализация ценностей жизни [8, с. 69].
Ещё один исследователь жизненных стратегий, В.Н. Дружинин в своей гипотезе опирается на идею, что «.существуют независимые от индивида, изобретенные человечеством и воспроизводящиеся во времени жизни варианты жизни. Человек в зависимости от конкретных обстоятельств может выбрать тот или иной вариант, но вариант жизни может быть ему навязан. Степень свободы индивида и мера давления на него внешнего мира - социальной среды - зависят от конкретных исторических условий. Понятие «вариант жизни» является целостной психологической характеристикой индивидуального бытия и определяется типом отношения человека к жизни. Вариант жизни формирует человеческую личность, «типизирует» ее. Индивид превращается в представителя «жизненного личностного типа» [9, с. 12].
Таким образом, по Дружинину В.Н. вариант жизни - это качественно-определенный способ осуществления личностью своего жизненного пути. Данный способ интегрирует определенные ценности и смыслы жизни с инструментальными стратегиями их достижения. В такой трактовке понятие «вариант жизни» является синонимом устоявшегося термина «жизненный сценарий» [9].
По единодушному мнению многих исследователей, занимающихся проблемой ценностных ориентаций, несмотря на специфику подходов к ней, система ценностных ориентаций во многом определяет формирование личности человека.
Д.И. Фельдштейн отмечает важнейшую роль ценностных ориентаций человека в качестве одного из регуляторов его поведения и деятельности. «Ценностные ориентации, -указывает он, - интегральное свойство (информативно-эмоционально-волевое) и состояние готовности личности к тому, чтобы сознательно определить и оценить свое местонахождение
во времени и пространстве природной и социальной среды, избрать стиль поведения и направление деятельности, основываясь на личном опыте в соответствии с конкретными условиями постоянно меняющейся ситуации» [10, с. 72].
Исходя из этого, жизненный стиль, который во многом определяет будущее личности, не может не зависеть от ценностных ориентаций.
Деятельность человека редко происходит интуитивно, хаотично, инстинктивно. Для неё характерно заранее выработанный план, ориентированный на достижение цели. Желание достигнуть чего - то нового, того, что отличается от ранее имевшегося (предмета, состояния, качества), приводит личность к тому, что она определяет предпочтительность этого нового. Исходя из этого, следует говорить, что речь идёт о расстановке приоритетов, следовательно, об определении ценности этого нового, относительно старого.
Определенные ценности лежат в основе суждений, принятии решений, поведении, даже единичных поступках человека. Практически любая деятельность предпринимается человеком и обществом исходя их определённых ориентаций, направленных на определенные, признаваемые им ценности. В соответствии с данной ориентацией, деятельность человека получает определённый вектор на что-то, и может носить либо конструктивный или деструктивный характер и более или менее эффективной, успешной.
Ценностные ориентации выступают как реально действующие мотивы и источники анализа и принятия жизни, и ведут к осознанию целей и регуляции действий, при их достижении. С целью определения существует ли взаимосвязь ценностных ориентаций и жизненного стиля личности, нами было проведено эмпирическое исследования среди студентов первого и четвёртого курсов. Нами предполагалось, что иерархия ценностных ориентаций студентов первого и четвёртого годов обучения различны, в связи с чем, у них различны и жизненные стили.
Цель исследования - выявить взаимосвязь ценностных ориентаций и жизненного стиля личности.
Объект исследования - ценностные ориентации личности.
Предмет исследования - взаимосвязь ценностных ориентаций и жизненного стиля личности.
В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой в работе поставлены следующие исследовательские задачи:
1. Провести эмпирическое исследование ценностных ориентаций и жизненного стиля личности и описать особенности их сформированности в юношеском возрасте.
2. На основе корреляционного анализа выявить взаимосвязь ценностных ориентаций и жизненного стиля личности у студентов первого и четвёртого курсов.
Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что существует взаимосвязь ценностных ориентаций и жизненного стиля личности.
Выборка и методы исследования
Исследование проводилось в Карачево-Черкесском филиале Московского финансово-промышленного университета «Синергия». В исследовании приняли участие 107 респондентов (58 испытуемых, обучающихся на первом курсе и 49 студентов, обучающихся на 4 курсе). В процессе проведения ценностных ориентаций при различных жизненных стилях личности применялись следующие методики: методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич); методика
исследования системы жизненных смыслов. Статистические - методы измерения и математической обработки эмпирических данных (х2 - критерий, линейный коэффициент корреляции Пирсона) полученных в ходе исследования, их системный и качественный анализ, графическая интерпретация.
Результаты и обсуждение
Первоначально, мы постарались определить, какие ценностные ориентации преобладают у членов этих двух групп, чтобы в дальнейшем определить, как они влияют на жизненный стиль испытуемых. Диагностика производилась с использованием методики «Ценностные ориентации» (М. Рокича). После обработки мы произвели сравнение показателей терминальных ценностей двух групп (рисунок 1).
■ Группа 1 ■ Группа 2
Рисунок 1. Процентное распределение респондентов по группам по терминальным ценностям (составлено авторами)
По рисунку можно сказать о том, что для большей части первокурсников приоритетными являются ценности: здоровье, наличие хороших и верных друзей, свобода, развлечения, материально обеспеченная жизнь. Мало значащими ценностями выступили такие, как: счастье других, развитие, познание, красота природы и искусства
В отличии от первой группы, в группе выпускников преобладают следующие ценности: здоровье, интересная работа, общественное признание, продуктивная жизнь, активная деятельная жизнь.
На наш взгляд данное обстоятельство связано с тем, что у испытуемых первой группы в большей мере преобладают потребности развлекательного характера, что связано с несформированными представлениями о своём будущем, как личностного, так и профессионального. Для юношей и девушек первого года обучения более свойственно своеобразное потребительское отношение к своему времени. Представления о выбранной профессии и дальнейшей профессиональной деятельности расплывчаты. Помимо этого, многие из них выбрали вуз не по своему усмотрению, а по выбору родителей, которые исходили из
собственных «представлений» о престижности профессии и возможности заработка или карьерного роста. В связи с этим, многие из них не воспринимают обучение как основную ценность, что приводит к низкой ранговой ценности таких ценностей как интересная работа, развитие, познание, жизненная мудрость.
Для выпускных курсов наиболее актуальным становится самостоятельная жизнь, в которую они выходят по завершении профессионального обучения. Самостоятельная жизнь предъявляет особые требования к личности, которые отражаются на ценностных ориентациях. Это анализ и осознание жизненных перспектив не с точки зрения потребителя, а с точки зрения собственной активности. В связи с этим, для студентов выпускных курсов повышается уровень ценностей интересная работа, общественное признание, продуктивная жизнь, активная деятельная жизнь. Данные ценности определяют дальнейшую направленность развития данных респондентов.
Исходя из того, что «Терминальные ценности- как их определяет М. Рокич, - это убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться» [11], можно говорить, что ранг ценностей у первой и второй группы свидетельствует о убеждённости наших респондентов о конечной цели индивидуального существования.
Иерархия значимости инструментальных ценностей по выборке приведена на рисунке 2 в процентном соотношении для 2-х групп.
Рисунок 2. Процентное распределение респондентов по группам по инструментальным ценностям (составлено авторами)
По рисунку можно отметить, что среди инструментальных ценностей, для первой группы наиболее значимыми являются: смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов,
18PSMN319
https:// mir-nauki. com
самоконтроль, независимость, непримиримость к недостаткам в себе и других, жизнерадостность. Для второй группы предпочтение отдано таким инструментальным ценностям как исполнительность, ответственность, эффективность в делах, широта взглядов, рационализм. Среди наименее значимых в первой группе являются эффективность в делах, чуткость, терпимость, образованность, высокие запросы, а для второй - непримиримость к недостаткам в себе и других, аккуратность, независимость, чуткость, высокие запросы.
Данные инструментальные - убеждения показывают, какой образ действий или свойство личности является предпочтительным для респондентов двух групп. Можно увидеть, что во второй группе, судя по ранжированию, большинство респондентов наиболее приемлемыми являются такие ценности - средства как высокий уровень дисциплины, чувство долга, трудолюбие, эффективность в профессиональной деятельности, умение понять и принять чужую точку зрения, а также умение здраво и логично рассуждать и принимать решения. Исходя из того, что в данной группе студенты выпускники, можно говорить о том, что будущая профессиональная деятельность в большей мере их беспокоит, и они с ней связывают свои планы и реализация личностных целей, так как все перечисленные ценности - средства напрямую или косвенно связаны с профессией.
Для респондентов первой группы в большей степени приемлемыми являются ценности - средства связанные со способностью действовать самостоятельно, сдержанность, отстаивание собственного мнения и интересов, непримиримость и негативное отношение к недостаткам в себе и других, оптимизм и чувство юмора. Можно говорить о том, что данные ценности - средства в большей мере подчёркивают такую психологическую особенность юношеского возраста, как юношеский максимализм.
Для оценки значимости различий между процентными соотношениями респондентов по ценностям, попадающих в каждую категорию, нами использовался метод х2 - критерия. Расчёт по терминальным ценностям показал, что х2 = 83,69, при критическом значении 27,59 (0,05 -вероятностной ошибки). Таким образом, мы можем говорить о том, что различия в частоте выборов терминальных ценностей респондентов первой и второй группы статистически значима.
Таким же образом, мы установили, что различия частоты выборов инструментальных ценностей респондентов первой и второй группы, так же статистически значима (х2 = 153,03).
Исходя из этого, можно говорить о том, что за период обучения, у студентов статистически значимо меняется приоритет в ценностных ориентациях. Если в первый год обучения у них направленность в большей степени связано с потребностями развлекательного характера, то ближе к концу обучения актуальным становится самостоятельная жизнь, в которую они выходят по завершении профессионального обучения, и которая предъявляет особые требования, к личности, отражающиеся на ценностных ориентациях.
Для определения взаимозависимости ценностных ориентаций на жизненный стиль личности и исходя из того, что важнейшей составной частью, влияющей на жизненные стили личности, является жизненный смысл личности, нами была проведена Диагностика с использованием метода исследования системы жизненных смыслов.
Обработка полученных в ходе диагностики данных показала, что у наибольшего количества студентов четвёртого курса важнейшими категориями жизненных смыслов были жизненный смысл самореализации, статусности, когнитивный и коммуникативный, то есть те жизненные смыслы, которые в принципе направлены на долгосрочную перспективу и связаны на жизненных достижениях. В основе их потребностей лежат потребности занять определённое положение и активно строить карьеру с целью добиться успеха и признания, общаться с другими людьми, узнавать новое о жизни, мире, себе, искать смысл и причины происходящее, и потребности реализовать свои способности и возможности.
Для большей части респондентов первого года обучения основными категориями жизненных смыслов были определены, экзистенциональный, коммуникативный, семейный, гедонистический. При этом, наибольшее значение принял экзистенциональный жизненный смысл, который характеризуется потребностью особое значение придавать ценности самой жизни во всех её проявлениях (свобода выбора, любовь и т. д.). В совокупности с коммуникативным, семейным, гедонистическим жизненными смыслами, это своего рода завершающие аспекты «портрета» студента-первокурсника, которые включают в себя: получение удовольствия от жизни, наслаждаясь всеми доступными человеку эмоциями и ощущениями; общение с друзьями, с целью почувствовать свою нужность; забота о здоровье членов своей семьи (таблица 1).
Таблица 1
Процентные показатели о преобладающих категориях жизненных смыслов
доминирующая категории представлены категории представлены
категория достаточно слабо
1 курс 4 курс 1 курс 4 курс 1 курс 4 курс
Альтруистические 8 24 32 36 60 40
Экзистенциальные 36 24 64 32 0 44
Гедонистические 40 24 48 24 12 52
Самореализации 20 44 44 56 36 0
Статусные 20 36 48 48 32 16
Коммуникативные 40 48 48 48 12 4
Семейные 36 32 64 36 0 28
Когнитивные 4 36 32 48 54 16
Составлено авторами
Данные, полученные в ходе диагностики, позволяют нам говорить о том, что, как и с предыдущими результатами, жизненные смыслы в обеих группах существенно различаются. Так, для первой группы категории жизненных смыслов больше соответствуют личностно-семейному, а во второй личностно-профессиональному развитию.
Основываясь на данных диагностического исследования, мы провели корреляционный анализ с помощью уравнения линейного коэффициента корреляции Пирсона, для определения связей ценностных ориентаций и жизненных смыслов респондентов по преобладающим ценностным ориентациям и категориям жизненных смыслов (таблица 2 и 3).
Таблица 2
Корреляционная взаимосвязь проведенного исследования в первой группе
Жизненные смыслы
Коммуникативные Семейные Гедонистические Экзистенциональные
Смелость в
s и отстаивании своего мнения,своих -0,65 -0,56 0,79 0,34
ц а н Я взглядов
Самоконтроль 0,73 0,55 -0,34 -0,45
и - Независимость 0,40 -0,45 0,25 0,33
Л о - S Непримиримость к недостаткам в себе и 0,33 -0,44 -0,33 0,45
н н других
о о = н е Жизнерадостность 0,60 -0,51 0,55 0,34
Смелость в
а отстаивании своего мнения, своих взглядов -0,40 -0,36 0,80 0,34
Составлено авторами
Тесноту связей можно определить по шкале Чеддока:
0.1 < Гху < 0.3: слабая;
0.3 < Гху < 0.5: умеренная;
0.5 < Гху < 0.7: заметная;
0.7 < гху < 0.9: высокая;
0.9 < Гху < 1: весьма высокая.
В результате нашего коррекционного анализа, мы определили, что в большинстве случаев связь между ценностными ориентациями и жизненными смыслами значительные, что говорит о том, что данные показатели взаимосвязаны. Отрицательное значение коэффициента корреляции показывает, что связь между признаками обратная. То есть, увеличение показателя одного из признаков снижает показатель другого и наоборот.
Таблица 3
Корреляционная взаимосвязь проведенного исследования во второй группе
Жизненные смыслы
Самореализации Статусности Когнитивный Коммуникативный
Ценностные ориентации Исполнительность 0,64 0,66 0,69 0,45
Ответственность 0,74 0,45 0,39 0,56
Эффективность в делах 0,46 0,56 0,35 0,48
Широта взглядов 0,53 0,64 0,53 0,65
Рационализм 0,62 0,55 0,58 0,43
Терпимость 0,46 0,39 0,78 0,44
Составлено авторами
Во второй группе обнаружены прямые связи, в большей степени значимые между изменением жизненных смыслов и ценностными ориентациями.
Полученные в процессе проведения эмпирического исследования данные дают основание говорить о том, что гипотеза исследования о том, существует взаимосвязь ценностных ориентаций и жизненного стиля личности, в частности:
• ценностные ориентации определяют основное направление жизненного стиля личности, оказывая влияние на жизненные цели;
• жизненный стиль личности определяет изменение и деформацию ценностных ориентаций под жизненные цели, была подтверждена.
Однако, следует учесть, что нами был проведён корреляционный анализ отдельных признаков, что не позволяет нам утверждать о безоговорочном подтверждении гипотезы. Помимо этого, для корреляционного анализа нами были взяты преобладающие признаки ценностных ориентаций и жизненных смыслов, что лишает целостности наше исследование, так как не позволяет определить взаимосвязь всех признаков друг на друга, а так же полной совокупности признаков на отдельные элементы, что сделать в условия дефицита времени отведённого на исследование не представляется возможным. Несмотря на это, данное исследование позволяет проследить изменение ценностных ориентаций относительно жизненного стили и наоборот.
Выводы
В ходе проведённого нами исследования нам удалось определить, что существуют заметные различия в терминальных ценностях между студентами первого года обучения и студентами выпускных курсов. Так, мы выяснили, что для большей части юношей и девушек первого года обучения более свойственно своеобразное потребительское отношение к своему
https:// mir-nauki. com
времени. Представления о выбранной профессии и дальнейшей профессиональной деятельности расплывчаты. В отличие от них, на выпускных курсах преобладают ценности, связанные с самостоятельной жизнью, в которую они выходят по завершении профессионального обучения, которая предъявляет особые требования к личности.
Разница была определена и в иерархии значимости инструментальных ценностей. У студентов первокурсников инструментальные ценности в большей мере подчёркивают такую психологическую особенность юношеского возраста, как юношеский максимализм. В группе студентов выпускников наибольший приоритет был отдан ценностям, характеризующим высокий уровень дисциплины, чувство долга, трудолюбие, эффективность в профессиональной деятельности, умение понять и принять чужую точку зрения, а также умение здраво и логично рассуждать и принимать решения.
Статистическая обработка полученных данных показала, что различия в частоте выборов терминальных и инструментальных ценностей студентов-первокурсников и выпускников статистически значимы. Это свидетельствует о том, что за период обучения, у студентов статистически значимо меняется приоритет в ценностных ориентациях.
Определение жизненных смыслов позволяет нам говорить о том, что в группе студентов-выпускников для наибольшего их числа важными категориями жизненных смыслов являются самореализация, статусность, когнитивный жизненный стиль и коммуникативный, то есть те жизненные смыслы, которые в принципе направлены на долгосрочную перспективу и связаны на жизненных достижениях. В отличии от них, для большей части студентов первого года обучения, основными категориями жизненных смыслов были определены, экзистенциональный, коммуникативный, семейный, гедонистический.
Данные, полученные в ходе диагностики, показали, что, как и в случае с ценностными ориентациями, показатели жизненных смыслов в обеих группах существенно различаются. Так, для студентов первого года обучения категории жизненных смыслов больше соответствуют личностно-семейному смыслу, а для четвёртого года обучения, личностно-профессиональному смыслу.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алишев, Б.С. Психологическая теория ценности: Системно-функциональный подход [Текст] / Б.С. Алишев // диссертация на соис. степени доктора психологических наук: 19.00.01 - Казань, 2002 - 367 с.
2. Адлер, А. Индивидуальная психология и развитие ребенка [Текст] / А. Адлер -М.: Институт общегуманитарных исследований, 2017. - 176 с.
3. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры [Текст] / Э. Берн - М.: Эксмо, 2014. - 247 с.
4. Рыбников, Н.А. Биографический метод [Текст] / Н.А. Рыбников - М.: Госиздат, 1918.
5. Buhler C., Massarik F. The Course of Human Life: A Study of Goals in the Humanistic Perspective. N.Y., 1968.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 712 с.
7. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев - СПб.: Питер. 2001. - 288 с.
8. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
9. Дружинин, В.Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии [Текст] / В.Н. Дружинин - М. - СПБ.: Персэ, Иматон-М, 2000. - 210 с.
10. Фельдштейн, ДИ. Психологические проблемы общественно-полезной деятельности как условия формирования личности подростка [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Вопр. психол. - 1976. - № 4. с. 69-79.
11. Rokeach, M. The nature of human values. New York. 1973.
Nadokhova Rida Rashidovna
Karachaevo-Circassian republican institute for advanced training of educators, Cherkessk, Russia
E-mail: [email protected]
Appaev Magomet Bilyalovich
Center for independent examination, Cherkessk, Russia E-mail: [email protected]
Urusova Madina Magometovna
North Caucasus state humanitarian and technological academy, Cherkessk, Russia
E-mail: [email protected]
The relationship of value orientations and life style of students of the first and fourth year of study
Abstract. The article is devoted to one of the most urgent problems of psychology, the influence of value orientations on the whole life course of an individual. The publication substantiates the relevance of research on the problems of formation of value orientations and the influence of values and value orientations of an individual on various spheres of human life, on a common life plan and on the formulation and achievement of life goals. The process of incorporating the concepts of "values", "value orientations" into the problems of psychological research and more deeply, to the extent possible in one article, analyzes the concept of "life style" and its derivatives in foreign and domestic scientific theory and practice. The results of an empirical study using the methods of "Value Orientations" (M. Rokich) and research of the system of life meanings, as well as statistical processing of the data, their system and qualitative analysis, graphical interpretation, aimed at identifying the relationship of value orientations and personality lifestyle on the example of diagnostic indicators of students of the first and fourth year of study. A comparative analysis of value orientations of students in the first and fourth courses was carried out in order to identify differences.
Keywords: life options; life personality type; life path; life style; life strategy; life meanings; individual; instrumental values; personality; personality orientation; social relations; life scenario; terminal values; values; value orientations