Научная статья на тему 'Особенности ценностно-смысловой сферы студентов'

Особенности ценностно-смысловой сферы студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
838
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СМЫСЛЫ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / VALUE ORIENTATIONS / MEANINGFUL ORIENTATIONS / MEANINGS / MEANING OF LIFE / LIFE GOALS / TERMINAL VALUES / INSTRUMENTAL VALUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Басалаева Наталья Владимировна, Желонкина Юлия Николаевна, Южакова Ирина Олеговна

В статье описаны теоретические представления отечественных и зарубежных психологов относительно проблемы смысла и смысложизненных ориентаций, ценностных ориентаций человека. Рассмотрены особенности и виды ценностных ориентаций личности и особенности смысложизненных ориентаций личности. Представлены и описаны результаты исследования ценностных и смысложизненных ориентаций студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Басалаева Наталья Владимировна, Желонкина Юлия Николаевна, Южакова Ирина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF VOLUNTARY SENSITIVE SPHERE OF STUDENTS

The article describes theoretical concepts of domestic and foreign psychologists concerning the problem of meaning and meaningful orientations, value orientations of a person. Features and types of value orientations of the individual and features of meaningful orientations of personality are considered. The results of the study of the students' value and meaningful orientations are presented and described.

Текст научной работы на тему «Особенности ценностно-смысловой сферы студентов»

первоклассников; формирование адекватной самооценки первоклассников; формирование коммуникативных навыков обучающихся на оптимальном уровне; формирование педагогической компетентности по отношению к первоклассникам, испытывающим трудности в обучении и поведении.

Выводы. Таким образом, мотивационная готовность к обучению в школе включает в себя развитую потребность ребенка в знаниях, умениях, отношение к школе и учению, внутреннюю позицию школьника,а также стремление к их совершенствованию. Учебная деятельность первоклассников побуждается не одним, а целой системой разнообразных мотивов. Каждый из мотивов в той или иной мере присутствует в мотивационной структуре школьника, каждый из них оказывает определенное влияние на формирование и характер его учебной деятельности. Наряду с осознанием общественной значимости школьного учения, умением подчинять свое «хочу» слову «надо», желанием трудиться и доводить начатое дело до конца, стремлением к успеху и адекватной самооценкой, мотивы учебной деятельности будут оказывать влияние на особенности обучения школьника. Мотивационная готовность к обучению в школе есть системное качество мотивационной сферы психики, позволяющее ребенку проявить себя полноценным субъектом учебной деятельности в соответствующей ситуации школьного обучения, т.е. с прилежанием и успехом осуществлять учебную деятельность в условиях обычного ее стимулирования.

Литература:

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - Москва: Лайда, 2008. - 208 с.

2. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. - Москва: Дрофа, 2013. - 216 с.

3. Леонтьев А. Н. Хрестоматия по психологии / А.Н. Леонтьев. - Москва: Просвещение, 2012. - 136 с.

4. Маркова А. К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - Москва: Просвещение, 2010. - 192 с.

5. Нижегородцева Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. - Москва: ВЛАДОС, 2011. - 256 с.

6. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина. - Москва: Издательский центр «Академия», 2008. - 288 с.

7. Эльконин Д. Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет) / Д.Б. Эльконин. -Москва: Интор, 2006. - 456 с.

Психология

УДК: 159.9

кандидат психологических наук, доцент Басалаева Наталья Владимировна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск);

студентка 3 курса факультета педагогики и психологии Желонкина Юлия Николаевна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск);

студентка 3 курса факультета педагогики и психологии Южакова Ирина Олеговна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье описаны теоретические представления отечественных и зарубежных психологов относительно проблемы смысла и смысложизненных ориентаций, ценностных ориентаций человека. Рассмотрены особенности и виды ценностных ориентаций личности и особенности смысложизненных ориентаций личности. Представлены и описаны результаты исследования ценностных и смысложизненных ориентаций студентов.

Ключевые слова: ценностные ориентации, смысложизненные ориентации, смыслы, смысл жизни, жизненные цели, терминальные ценности, инструментальные ценности.

Annоtation. The article describes theoretical concepts of domestic and foreign psychologists concerning the problem of meaning and meaningful orientations, value orientations of a person. Features and types of value orientations of the individual and features of meaningful orientations of personality are considered. The results of the study of the students' value and meaningful orientations are presented and described.

Keywords: value orientations, meaningful orientations, meanings, meaning of life, life goals, terminal values, instrumental values.

Введение. Тема изучения ценностных и смысложизненных ориентаций будущих педагогов актуальна в связи с тем, что современное общество и образование предъявляют высокие требования к учителю. Современная эпоха - эпоха информационных технологий, мира без границ. Важно, чтобы рядом с ребенком, со школьником был умный, разбирающийся в современных технологиях учитель, которой сам умеет ориентироваться в обилии информации, понимает плюсы и минусы виртуального пространства, при этом является личностью интересной, целеустремленной, и не лишенной общечеловеческих ценностей: любви, дружбы, доброты. Актуальность темы заключается и в том, что ценности и смысложизненные ориентации во многом определяют мировоззрение человека, как элемент структуры личности, ценностные ориентации представляют собой единство мыслей, чувств, практического поведения.

Формулировка цели статьи и задач. Целью данной статьи является описание результатов изучения особенностей ценностно-смысловой сферы студентов. Задачи:

• На основе теоретического анализа психолого-педагогической, научно-методической литературы раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы ценностно-смысловой сферы студентов.

• Рассмотреть особенности и виды ценностных ориентаций личности.

• Рассмотреть особенности смысложизненных ориентаций личности.

• Представить результаты экспериментального исследования ценностно-смысловой сферы студентов.

Изложение основного материала статьи. Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом

в структуре личности. Они определяют поведение человека и отношение его к окружающему миру.

Ценностные ориентации проявляются в целях, убеждениях, интересах и других проявлениях личности при усвоении социального опыта.

Понятие «ценностной ориентации» возникло на стыке ряда наук - философии ценностей, аксиологии -теории ценностей, философской и культурной антропологии, социологии, социальной психологии. Именно «ценностные ориентации» выступают как звено, связующее различные подходы и системы знаний о поведении человека, как категория, с которой соотносятся различные понятия, привлекаемые философией, социальной психологией и социологией при изучении механизмов регуляции поведении [2].

Ценностные ориентации - важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного [10].

Американский психолог Милтон Рокич рассматривал ценности как разновидность устойчивого убеждения, что некая цель или способ существования предпочтительнее, чем иной. Природа человеческих ценностей по Рокичу:

• Общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно не велико.

• Все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени.

• Ценности организованы в системы.

• Истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности.

• Влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения [8].

Формирование ценностей личности происходит еще в раннем детстве, а также в младшем школьном возрасте, и наиболее значимую роль в этом играют родители и те взрослые, которые окружают ребенка. Важным периодом является подростковый возраст, с одновременным формированием чувства взрослости. Задачей юношеского возраста является профессиональное самоопределение, формирование мировоззрения и целостной картины мира, в которой ценностные ориентации являются психологическими новообразованиями. В этот же период молодые люди начинают задумываться о смысле своей жизни, своем предназначении.

Категория смысла раскрывается как в трудах зарубежных, так и отечественных ученых. Представление о смысле как о жизненной задаче разработано в теории личности и психотерапии В. Франкла. Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Это «наиболее человеческий феномен, так как животное никогда не бывает озабочено смыслом своего существования» [11, с. 14].

А. Н. Леонтьев разрабатывал проблему личностного смысла в рамках теории деятельности. Он показал, что смысл создается в результате отражения субъектом отношений, существующих между ним и целью его действия. Личностный смысл порождается отношением мотива к цели, при этом смыслообразующая функция принадлежит мотиву [3, с. 49].

Смысл зависит от уникального опыта и биографии субъекта. Нахождение смыслов зависит и от активности самого субъекта, от обучения и самообучения [9, с. 218].

М. С. Яницкий с соавторами, указывая, что ценности и смыслы тесно связаны между собой и взаимообусловлены, отмечает, что ценностные ориентации, определяющие жизненные цели человека, «выражают соответственно то, что является для него наиболее важным и обладает для него личностным смыслом» [13, с. 175-176].

Как результат осознания ценностей, целей и смысла собственной жизни, в тесной связи с понятиями «ценностные ориентации», «жизненные цели» и «смысл жизни» рассматриваются в психологии смысложизненные ориентации человека.

Научный интерес вызывает проблема исследования смысложизненных ориентаций человека на разных возрастных этапах, влияние тенденций развития современного общества на смысложизненные ориентации личности.

С целью изучения ценностно-смысловой сферы студентов, нами организовано экспериментальное исследование на базе Лесосибирского педагогического института - филиала СФУ, КГБПОУ «Енисейский педагогический колледж» в декабре 2017 года. Выборка представлена студентами в возрасте 18 - 24 лет в количестве 30 человек.

В качестве диагностического инструментария мы использовали методику «Ценностные ориентации» (автор - М. Рокич) и методику «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) (автор - Д. А. Леонтьев).

Проанализировав результаты исследования, в котором испытуемым было предложено 2 списка ценностей (терминальных и инструментальных) по 18 в каждом, мы отмечаем, что существуют ценности, которые наиболее часто выбирают студенты как значимые для себя и ценности, которые чаще всего ставят на последнее место. Так, в списке терминальных ценностей, на первое место по значимости 20% респондентов ставят здоровье (физическое и психическое), также 20% респондентов выбирают наиболее значимой ценность для себя счастливую семейную жизнь. Часто выбираемая ценность (1, 2, 3 место) у 36,7% респондентов это - любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).

Характеризуя ценности, наименее значимые для будущих педагогов (18, 17, 16 места в списке), мы отмечаем следующее: ценность «общественное признание» - у 26,7% респондентов; «удовольствие (отсутствие обязанностей, развлечения)» - 30% респондентов; «красота природы и искусства» выбрали 50% респондентов.

Таким образом, для современных студентов среди терминальных ценностей, т. е ценностей цели, к которой, по их мнению, стоит стремиться, наиболее важными являются счастье в семье, любовь и здоровье. Это объясняется особенностями возрастного периода (юность и ранняя молодость) когда на первый план выходит потребность в близких отношениях для построения семьи.

В данной выборке испытуемых оказались незначимыми ценности, связанные с удовольствиями, природой, искусством и общественным признанием. Можно предположить, что это указывает на серьезное отношение молодых людей к своему времяпровождению, но не включающему что-то прекрасное, а скорее рациональное, при этом не ориентированное на общественное признание.

Анализируя инструментальные ценности, мы отмечаем, что самой значимой ценностью (1 место в списке) 26,7% испытуемых указывают «воспитанность (хорошие манеры, культура поведения)». В целом данную ценность считают значимой для себя (1, 2 и 3 позиция в списке) 46,7% испытуемых. Для 20% испытуемых значимой ценностью является «жизнерадостность». Другие 20% испытуемых выбирают «независимость (способность действовать решительно)». Такая ценность как «рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения)» значима также для 20% испытуемых. 26,6 % испытуемых выбирают на первых 3-х позициях «образованность (широта знаний, высокий культурный уровень)», а 23,3% - «честность».

Незначимыми ценностями (18, 17, 16 место в списке) в данной выборке испытуемых оказались:

- высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) для 73,3% испытуемых;

- непримиримость к недостаткам в себе и других для 50% испытуемых;

- исполнительность, дисциплинированность для 30% испытуемых.

Таким образом, среди инструментальных ценностей, которые являются средством достижения целей, большее количество студентов отдают предпочтения таким ценностям как воспитанность, жизнерадостность, честность и образованность, рационализм, независимость, а не выделяют, в качестве важных, высокие запросы, непримиримость к недостаткам, исполнительность.

Анализируя полученные данные по средним значениям мест, которые указывают студенты для каждой ценности мы установили, что наиболее значимыми терминальными ценностями для студентов являются любовь, здоровье (физическое и психическое) и счастливая семейная жизнь. Как менее значимыми ценностями студенты выбирают общественное признание, переживание прекрасного в природе и искусстве, благосостояние и развитие других людей.

Среди инструментальных ценностей значимыми респонденты считают воспитанность, жизнерадостность и образованность. Не значимыми ценностями стали высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) и непримиримость к недостаткам в себе и других.

Таким образом, результаты исследования показывают, что современная молодежь ориентирована больше на индивидуальную личную жизнь, свои интересы, собственное образование, на достижение высоких результатов в жизни благодаря воспитанности, хорошим манерам, образованности и оптимизма.

Применив методику «Смысложизненные ориентации», мы проанализировали результаты, полученные по шкале «Цели в жизни» и констатируем, что высокий уровень выявлен у 43,3% испытуемых, средний уровень - у 33,3% студентов, низкий уровень - у 20% студентов. Данные указывают на наличие у респондентов (имеющих высокий уровень) целей в жизни, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

Проанализировав результаты, полученные по шкале «Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни», мы отмечаем, что высокий уровень показали 43,3% испытуемых, средний уровень выявлен у 23,3% студентов, низкий уровень - у 30% студентов.

Проанализировав результаты, полученные по шкале «Результат жизни, т. е удовлетворенность самореализацией», мы констатируем, что высокий уровень показали 56,6% испытуемых, средний уровень выявлен у 26,6% испытуемых, низкий уровень - у 16,6% испытуемых. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть.

Мы отмечаем, что по шкале «Локус контроля - Я» высокий уровень выявлен у 60% испытуемых, средний уровень показали 16,6% испытуемых, низкий уровень - у 23,3% студентов. Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора. Низкие баллы свидетельствуют об отсутствии веры в свои силы контролировать события собственной жизни.

Проанализировав результаты, полученные по шкале «Локус контроля - жизнь», мы констатируем, что высокий уровень показали 33,3% испытуемых, средний уровень выявлен у 36,6% испытуемых, низкий уровень - у 30% респондентов. Студенты, с высоким уровнем по данной шкале, считают, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения. Для студентов, с низкими баллами, характерны фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Анализируя результаты, полученные по общему показателю осмысленности жизни, мы отмечаем, что высокий уровень показали 50% испытуемых, средний уровень выявлен у 23,3% испытуемых, низкий уровень - у 26,6% респондентов.

Таким образом, у половины респондентов, участвующих в исследовании, выявлен средний или низкий уровень осмысленности жизни, и у половины - высокий.

Выводы. В результате исследования на основе теоретического анализа психолого-педагогической, научно-методической литературы представлены теоретические аспекты изучения проблемы ценностно-смысловой сферы студентов, рассмотрены особенности и виды ценностных ориентаций личности и особенности смысложизненных ориентаций личности.

Проведенное экспериментальное исследование ценностно-смысловой сферы студентов показало, что для современных студентов среди терминальных ценностей, т. е ценностей цели, наиболее важными являются счастье в семье, любовь и здоровье, а среди инструментальных ценностей, которые являются средством достижения целей, студенты отдают предпочтения таким ценностям как воспитанность, честность, образованность, рационализм и независимость, а так же жизнерадостность.

Можно предположить, что наряду пониманием смысла и жизненных ориентаций у многих студентов существуют и трудности в выстраивании своего жизненного перспективного плана. Кроме того, даже при наличии у современных студентов целей в будущем отмечается и неудовлетворенность своей жизнью в настоящем. Результаты исследования дают основания к дальнейшему изучению смысложизненных ориентаций студентов.

Изучение ценносто-смысловых ориентаций студентов дает возможность выявить степень их адаптации к новым социальным условиям и их инновационный потенциал. От того, какая ценностная основа будет сформирована у молодого поколения, во многом зависит будущее состояние общества. От того какими

ценностями обладает поколение молодых учителей зависит и то какие ценности они будут формировать у своих учеников. Формирование же ценностей происходит в процессе деятельности и реализуется через деятельность. Необходимо создать условия для организации целенаправленной совместной деятельности детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не дает готовых образцов нравственной и духовной культуры, а создает и вырабатывает их вместе с учениками, которые далее самостоятельно смогут выбрать цель, сформировать стратегию будущего поведения, исходя из индивидуальной системы ценностей и смысложизненных ориентаций.

Литература:

1. Басалаева Н.В. Особенности смыслообразования в условиях квазипрофессиолнальной деятельности: дис... кандидата психол. наук. Барнаул, 2006.

2. Камбарова К. У. Ценностные ориентации — важнейший компонент структуры личности // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1808-1810.

3. Леонтьев А.Н. Философия психологии: Из научного наследия / Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1994. - 228 с.

4. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 2003. 567 с.

5. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2000. 18 с.

6. Леонтьев Д.А. Психология смысла: дис. доктора психол. наук. М., 1999. 535 с.

7. Психологический словарь / под ред. Б. Зинченко, В. Мещярякова. М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007. 479 с.

8. Рокич М. Методика Исследование ценностных ориентаций URL: http://psycabi.net/testy/320-metodika-rokicha-tsennostnye-orientatsii-test-miltona-rokicha-issledovanie-tsennostnykh-orientatsij-m-rokicha-oprosnik-tsennosti-po-rokichu (дата обращения: 19.01.18)

9. Терехова Т. А., Белан М. А. Основные теоретические подходы к определению категорий смысла в отечественной и зарубежной психологии // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Педагогика и психология. 2012. № 5.

10. Философский энциклопедический словарь, 1987. С. 765.

11. Франкл В. Доктор и душа. СПб.: Ювента, 1997. - 287 с.

12. Хайбулаева А. Г. Динамика ценностных и смысложизненных ориентаций молодежи в полиэтнической образовательной среде // дис.. канд. психол. наук. Махачкала. 2015. 194 с.

13. Яницкий М.С., Серый А.В., Пелех Ю.В. Ценностно-смысловая парадигма как основа постнеклассической педагогической психологии // Философия образования. 2013. № 1. С. 175-186.

Психология

УДК 159.9:370 (045)

преподаватель-исследователь кафедры психологии Валуев Олег Сергеевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск); преподаватель кафедры иностранных языков

и профессиональной коммуникации Бобкова Людмила Викторовна

Аккредитованное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-юридический университет МФЮА» (г. Москва)

ИНТЕРЕС К СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ВЫБОРА ВУЗА: СТОЛИЦА И ПЕРИФЕРИЯ

Аннотация. В статье представлена часть комплексного исследования профессионально-личностных координат выбора профиля и направленности вузовского обучения, включающая в себя изучение профессионально значимых интересов студентов. Выявлены и описаны особенности выраженности интересов студентов столичного и периферийного вузов к сферам деятельности, проанализирована их связь с выбранным профилем, направленностью обучения, спецификой организации образовательного процесса в столице и провинции, миссией вуза и общими тенденциями современного образования. Показано, что распределение и выраженность интересов к сферам деятельности указывает на тип соотношения внешней и внутренней мотивации студентов в контексте выбора вуза.

Ключевые слова: интерес к сфере деятельности, выраженность интереса, выбор вуза, профиль обучения, направленность обучения, столичный и периферийный вузы, студент, тип соотношения внешней и внутренней мотивации.

Annotation. The article introduces a part of the complex study of professional and personal dimensions that concern the choice of the profile type and the educational direction including professionally significant students' interests. Here we explore and describe the expression of students' interests features to the areas of activities in the metropolitan and provincial colleges; analyze these interests in the relation to the chosen profile type, direction of education, difference in educational process organization in the metropolis and in province, the missions of the colleges, and common tendencies in the contemporary education. In the context of college choice, we show that interests' distribution and expression in the areas of activity point at the type of intrinsic and extrinsic students' motivation correlation.

Keywords: interest to the area of activity, expression of interest, choice of college, profile type of education, direction of education, metropolitan and provincial college, student, type of intrinsic and extrinsic motivation correlation.

Введение. В 2016-2018 гг. на базе Московской Финансово-Юридической Академии (МФЮА, г. Москва) и Мордовского Государственного Педагогического Института им. М. Е. Евсевьева (МГПИ, г. Саранск) проведено комплексное изучение профессионально-личностных особенностей студентов, выбравших местом профессионального обучения столичный и периферийный вузы. Целью данной статьи является изложение результатов изучения особенностей выраженности интересов столичных и периферийных студентов к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.