DOI: 10.26105/SSPU.2019.56.5.006 YAK 378:37.013.21 ББК 74.480.0+74.005.1
Ю.В. ЮЖАКОВА, A.C. ПОЛЯКОВА, Н.В. ДЁРИНА Т.Ю. ЗАЛАВИНА,
Yu.V. YUZHAKOVA, L.S. POLYAKOVA, N.V. DYORINA, T.Yu. ZALAVINA
AHAAÈ3 UEHHOCTHblX OPMEHTAUMÉ OBYHA^WMXCfl TEXHMHECKOrO BY3A B COBPEMEHHblX COUMAAbHO-3KOHOMMHECKMX YCAOBMßX
THE VALUE ORIENTATION ANALYSIS OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS IN THE CURRENT SOCIO-ECONOMIC CONDITIONS
В работе предпринята попытка анализа ценностных ориентаций обучающихся технического вуза с целью установления ведущих терминальных и инструментальных ценностных ориентиров респондентов в современных социально-экономических условиях. В настоящее время перед образовательными учреждениями России стоит задача воспитания «гармонично развитой и социально ответственной личности». Выполнение этой задачи подразумевает формирование у нынешней молодежи определенной системы ценностных ориентаций. Данное исследование представляет собой констатирующий эксперимент, направленный на выявление и анализ ценностных ориентации обучающихся младших курсов технического вуза до проведения мероприятий по формированию вышеупомянутого типа личности. Работа основана на методике определения ценностных ориентаций М. Рокича. Выявлены терминальные и инструментальные ценности, на которые ориентируется современное поколение обучающихся. Результаты данного исследования могут быть использованы в воспитательном процессе вуза.
The paper presents an attempt to explore and analyze the value orientations of technical university students in order to define the respondents' leading terminal and instrumental value guides in the current socio-economic conditions. At present the educational institutions of Russia are challenged with the task to cultivate "the harmoniously developed and socially responsible personality". The fulfillment of this task implies the formation of a certain system of value orientations for today's youth. This study is an ascertaining experiment aimed at identifying and analyzing the value orientations of the technical university junior students before carrying out activities to form the above mentioned personality type. The work is based on M. Rokich's method of determining the value orientations. The terminal and instrumental values relevant for the current generation of students are revealed. The results of this study can be used in the educational process of higher educational institutions.
Ключевые слова: ценности, терминальные ценности, инструментальные ценности, ценностные ориентации, мотивация.
Key words: values, terminal values, instrumental values, value orientations, motivation.
Высшее образование в современной России рассматривается как один из основных факторов научного, экономического и социального развития. Такой подход предполагает масштабное реформирование всей системы высшего образования России. Этот процесс запущен и развивается в той или иной степени успешно. Вузы обновляют учебные планы и программы, преподаватели повышают квалификацию и стараются соответствовать новым требованиям. Однако это только одна сторона медали. Говоря о реформе образования и прогрессе, мы часто забываем о людях, которые должны получать образование в новой реформированной системе, т.е. о студентах. Готовы ли они учиться по-новому? Обладают ли они достаточной мотивацией для саморазвития и развития страны? Каковы их ценностные ориентации? Вышеперечисленные вопросы легли в основу нашего исследования.
Согласно указу президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [8],
одной из ведущих целей в сфере образования является «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций». Таким образом, перед образовательными учреждениями России стоит задача воспитания личности вышеописанного типа. Выполнение этой задачи предполагает проведение воспитательной работы, направленной на формирование у нынешней молодежи определенной системы ценностных ориентаций. Данное исследование представляет собой констатирующий эксперимент, его можно назвать «нулевым срезом», призванным установить ценностные ориентации обучающихся младших курсов технического вуза до проведения мероприятий по формированию типа личности, описанного в указе. Таким образом, актуальность и новизна данного исследования определяются новыми целями, стоящими перед системой высшего образования в свете вышеупомянутого указа Президента РФ. Актуальность работы также обусловлена развитием экономической, социальной, образовательной среды в России: условия жизни в стране меняются, пересматриваются отношения внутри российского социума, система высшего образования трансформируется, в вузы приходит новое поколение студентов.
Цель нашего исследования - определение и анализ ценностных ориентаций нового поколения обучающихся технического вуза в новых социально-экономических условиях, что является основанием, необходимым для последующей воспитательной работы, направленной на формирование «гармонично развитой и социально ответственной личности».
Кроме того, анализ ценностных ориентаций обучающихся дает возможность отследить изменения, происходящие в ценностной картине мира молодежи под воздействием текущей социально-экономической ситуации.
Определение системы ценностных ориентаций обучающихся имеет также прикладной характер и может применяться для выявления их учебной мотивации, что может быть использовано в иноязычной профессиональной подготовке [1] для развития мотивации обучающихся к изучению иностранного языка. (Этот аспект интересует нас как преподавателей вышеупомянутой дисциплины).
Такие науки как психология, социология, философия изучают различные аспекты ценностей и ценностных ориентаций. С точки зрения психологии ценностные ориентации - «идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней», а так же «способ дифференциации объектов индивидом по их значимости» [7].
Ценностные ориентации - результат социализации личности, итог усвоения индивидом общественных идеалов, требований и оценок. Это одна из наиболее стабильных характеристик личности. В современной психологии ценности принято рассматривать как аспект мотивации. Многие российские ученые (Н.А. Буравлева [2], Л.Г. Жданова [3], Ж.С. Мамедова [4-5], Н.Н. Шенцева [8]) рассматривают проблему ценностей в тесной связи с моти-вационной сферой: зная ценности человека, мы можем вычислить и понять его мотивацию.
Нас интересует психолого-педагогический аспект исследования ценностных ориентаций, т.к. они определяют отношение человека к окружающей действительности и в какой-то степени детерминируют мотивацию его поведения.
Гордон Олпорт предложил одну из первых классификаций ценностей [6]. Согласно этой классификации существует шесть типов ценностных ори-ентаций человека. Каждый человек в той или иной степени обладает этими ориентациями, но в разной пропорции. По ведущим ценностным ориентаци-ям можно определить тип личности человека. Г. Олпорт выделял 6 типов личности:
1. Теоретический тип личности характеризуется рациональным мышлением, стремлением к поиску истины, интересом к фундаментальным наукам.
2. Экономический тип отдает приоритет практической пользе и выгоде, главная ценность для него - деньги и другие материальные блага.
3. Эстетический тип обращает больше внимания на форму предметов, явлений, событий, а не на их содержание; ценит красоту во всех ее проявлениях и стремится к ее обретению.
4. Социальный тип ориентирован на социальное взаимодействие; придает первостепенную значимость отношениям между людьми; для людей этого типа понятия «дружба», «любовь», «преданность» - не пустой звук.
5. Политический тип личности нацелен на обретение влияния, получение власти, достижение славы и известности.
6. Религиозный тип демонстрирует стремление к достижению некоего идеала, следованию определенной вере.
В понимании Милтона Рокича [9], автора, наверное, самой популярной методики исследования ценностных ориентаций, ценности являются неким сформированным устойчивым представлением индивида, что определенные цели и способы их достижения являются более предпочтительными в сравнении со множеством других целей и способов их достижения. Соответственно, ученый различает два вида ценностей - терминальные и инструментальные. К терминальным ценностям относятся ценности-цели, воспринимаемые человеком как конечная цель существования. Это цели, к достижению которых стоит стремиться независимо от обстоятельств, цели, сопоставимые со смыслом жизни. Здоровье, дружба, любовь, счастливая семейная жизнь и др. принадлежат к вышеназванной группе ценностей. Для этого вида ценностей характерна устойчивость и консерватизм. Инструментальные ценности или, другими словами, ценности-средства, воспринимаются как некое орудие, необходимое для достижения конечной цели. По сравнению с терминальными ценностями инструментальные ценности более изменчивы. Такие ценности как аккуратность, образованность, самоконтроль, твердая воля, честность и др. относятся к этой группе ценностей.
В нашей работе мы использовали вышеупомянутую методику исследования ценностных ориентаций - методику, разработанную Милтоном Роки-чем.
Тестируемый студент получает два списка, в каждом из которых перечислены 18 ценностей в алфавитном порядке: в одном списке - терминальные ценности (ценности-цели), в другом - инструментальные ценности (ценности - средства). Каждой ценности испытуемый должен присвоить определенный ранговый номер согласно ее значимости в его жизни по сравнению с другими ценностями. Иными словами, он должен распределить «места» с 1-го по 18-е между перечисленными ценностями. Самой важной ценности присваивается «1-е место» и номер 1 и т.д., соответственно, под 18-м номером располагается наименее значимая ценность.
Результаты опроса обрабатываются следующим образом: вычисляется среднее арифметическое всех баллов, набранных каждой отдельно взятой ценностью. Чем меньше полученное число, тем большую значимость имеет данная ценность в исследуемой группе.
В нашем опросе принимали участие 65 обучающихся 1 и 2 курсов института экономики и управления; металлургии, машиностроения и мате-риалообработки; естествознания и стандартизации ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова».
В соответствии с набранным средним баллом составлены следующие списки ценностных приоритетов студентов (табл. 1):
Таблица 1
Ценностные приоритеты студентов
Терминальные Средний Инструментальные Средний
ценности балл ценности балл
1. Здоровье 2.35 1. Образованность 4.92
2. Друзья 5.55 2. Ответственность 7.09
3. Уверенность в себе 6.15 3. Воспитанность 7.11
4. Любовь 6.23 4. Независимость 7.12
5. Материально обеспеченная 7.28 5. Жизнерадостность 7.69
жизнь
6. Интересная работа 7.78 6. Твердая воля 8.28
7. Свобода 7.89 7. Самоконтроль 8.53
8. Активная жизнь 8.4 8. Смелость в отстаивании своих взглядов 8.95
9. Счастливая семейная жизнь 8.82 9. Честность 8.95.
10. Жизненная мудрость 10.72 10. Аккуратность 9.75.
11. Развитие 10.9 11. Эффективность в делах 10.25.
12. Познание 11.8 12. Широта взглядов 10.28
13. Общественное признание 12.03 13. Исполнительность 10.32
14. Продуктивная жизнь 12.03 14. Терпимость 10.49
15. Развлечения 13.37 15. Рационализм 10.6
16. Счастье других 13.65 16. Чуткость 12.38
17. Творчество 13.68 17. Высокие запросы 13.51
18. Красота 13.86 18. Непримиримость 14.25
Полученные результаты принято анализировать, используя следующую градацию: ценности под номерами 1-6 для испытуемых являются предпочтительными, значимыми; под номерами 7-12 располагаются не особо значимые ценности; места 13-18 занимают отвергаемые, незначимые ценности.
Опираясь на классификацию ценностных ориентаций, предложенную Г. Олпортом, мы можем прийти к следующему заключению: в настоящее время в студенческой среде преобладает экономический и социальный тип ценностных ориентаций. При анализе ценностей-целей четко прослеживается стремление студентов к личному благополучию (пункты 1-6 содержат значимые ценности, отражающие преобладание социально-экономической направленности ценностных ориентаций современной молодежи): интересная работа (6 место) должна гарантировать материально-обеспеченную жизнь (5 место) и уверенность в себе (3 место). Однако для полноценной жизни, кроме материального благополучия, необходима и полнокровная социальная жизнь: нужны друзья, любовь, занимающие, соответственно 2 и 4 место рейтинга. Единственным гарантом достижения всех этих целей является здоровье, которое занимает первое место среди приоритетных ценностей студентов. Такой выбор характеризует обучающихся, как настоящих прагматиков, реально оценивающих социально-экономическую ситуацию, осознающих необходимость хорошей работы для достижения материально-обеспеченной жизни, основой которой является хорошее здоровье. Однако для «полного счастья» им также необходимы друзья и любовь, ведь наши студенты не роботы.
Пункты 7-12 (познание (12), развитие (11), жизненная мудрость (10), свобода (7), активная жизнь (8)) отражают теоретическую направленность обучающихся, которая занимает, соответственно, второе по значимости место и не является ведущей в исследуемой среде. К этим ценностям студенты относятся достаточно нейтрально, они не готовы учиться только для получения знаний и саморазвития, достижения мудрости и свободы. Эти ценности не являются для них самоцелью. Таким образом, высшее образование
для них - скорее, средство для получения хорошей работы, карьерного роста и материального благополучия. В рассматриваемую группу «нейтральных» ценностей попала и «счастливая семейная жизнь» (9 место рейтинга). Иными словами, студенты осознают важность института семьи, но создание семьи не является для них главным показателем успеха в жизни.
Последняя группа ценностей (пункты 13-18) представляет собой набор незначимых (или отвергаемых) ценностей: общественное признание (13), продуктивная жизнь (14), развлечения (15), счастье других (16), творчество (17), красота (18). В этой группе преобладают ценности политической и эстетической направленности. Причем эстетическая направленность (творчество, красота) занимает последнее место, эти понятия представляют для студентов наименьшую ценность. Такие ценности как «счастье других» и «продуктивная жизнь» также не являются ведущими, что в очередной раз демонстрирует прагматическую ориентацию обучающихся, их стремление к реализации конкретных целей и задач, доминирование личных интересов над общественными.
Таким образом, на данном этапе для студентов наиболее ценным является личное благополучие, далее следуют научный и рациональный подход к жизни, общественное признание, красота и гармония. Личное благополучие - универсальная ценность, занимающая лидирующее место в любое время, в любой социальной среде. Следует отметить, что согласно данному опросу, научный и рациональный подход к жизни (теоретическая направленность) относится к группе ценностей, занимающей второе по значимости место в противовес ценностям эстетической направленности, занимающим последнее место. На наш взгляд, этот результат свидетельствует об общей направленности студентов технического вуза на науку, научный и рациональный подход к жизни.
Анализируя ценности-средства, можно сделать вывод, что студенты осознают важность высшего образования, серьёзно относятся к факту поступления в институт (образованность занимает первое место в списке ценностей-средств). Студенты ценят такие качества как ответственность (2 место) и воспитанность (3 место). Они стремятся к достижению своих целей, получению необходимых знаний (об этом свидетельствует довольно высокое положение таких ценностей-средств как твердая воля (6 место) и самоконтроль (7 место), смелость в отстаивании своих взглядов (8 место). В воспитательной работе преподавателям следует обратить внимание на развитие таких качеств студентов как аккуратность и исполнительность, которые в списке ценностей-средств занимают лишь 10 и 13 места соответственно. Современные студенты достаточно реально смотрят на жизнь, это здоровые прагматики, о чем свидетельствует 17 место «высоких запросов». Однако с другой стороны, студенты достаточно равнодушны: «чуткость» (16) и «непримиримость» (18) также занимают последние места их шкалы ценностей.
Выбранные обучающимися ценности характеризуют их как прагматиков, нацеленных на материальное благополучие и успех. В системе ценностей современной молодежи образование является лишь фактором, способствующим получению хорошей работы и, как следствие, достижению материального благополучия. Саморазвитие и познание, стремление открыть неизведанное, внесение вклада в развитие науки не являются для большинства из них приоритетными ценностями, это своеобразный «побочный продукт» получения высшего образования. Такие ценности как «счастье других», «терпимость», «чуткость» также не являются ведущими, что в очередной раз демонстрирует прагматическую ориентацию обучающихся, доминирование личных интересов над общественными, недостаточный уровень толерантности.
Эти результаты можно считать точкой отсчета в работе по формированию «гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций».
Литература
1. Асташова Г.В., Дёрина Н.В., Савинова Т.А., Залавина Т.Ю. Интеграционные процессы в иноязычной профессиональной подготовке // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. 2018. № 2. С. 9-20.
2. Буравлева Н.А. Ценностные ориентации студентов // Вестник ТГПУ. Томск: Изд-во ТГПУ. 2011. № 6 (108). С. 124-129.
3. Жданова Л.Г. Некоторые особенности мотивации обучения студентов // Междунар. заоч. науч.-практ. конф. «Педагогические и психологические науки: современные тенденции». Новосибирск: «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. 162 с. Режим доступа: https://sibac.info/conf/pedagog/ xix/28853 (дата обращения: 10.07.2018).
4. Мамедова Ж.С. Ценностные ориентации в структуре личности // Межвуз. сб. науч. тр. «Российское общество: цивилизационные горизонты трансформации». Саратов, 2004. Вып. 1. С. 96-100.
5. Мамедова Ж.С. Ценностные ориентации личности в контексте временной перспективы // Гуманитарные и социально-экономические науки. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2006. Спецвыпуск «Педагогика» № 6. С. 121-132.
6. Олпорт Г. Личность в психологии. М.: КСП+; СПб.: Ювента, 1998. 345 с.
7. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
8. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/ (дата обращения: 10.10.2018).
9. Шенцева Н.Н. Социально-психологические детерминанты мотивации достижения студентов: дис. ... канд. психол. наук. М., 2006. 169 с.
10. Rokeach M. The nature of human values. New York: Free Press, 1973.
References
1. Astashova G.V, Dyorina N.V, Savinova T.A., Zalavina T.Yu. Integration processes in foreign-language vocational training, Chelyabinsk State Pedagogical University Bulletin, 2018, vol. 2, pp. 9-20 (in Russian).
2. Buravleva N.A. Value orientation of students, Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2011, vol. 6 (108), pp. 124-129 (in Russian).
3. Zhdanova L.G. Some features of the motivation of students. Nekotorye osoben-nosti motivacii obucheniya studentov [Pedagogical and psychological sciences: modern tendencies. Proc. Int. Sci. Conf.], Novosibirsk, 2012. Available at: https://sibac.info/conf/pedagog/xix/28853 (Accessed: 10 July 2018) (in Russian).
4. Mamedova Zh.S. Value orientations in the structure of the personality Cennost-nye orientacii v strukture lichnosti [Russian Society: Civilizational Horizons of Transformation. Interuniversity collection of scientific works], Saratov, 2004, vol.1, pp. 96-100 (in Russian).
5. Mamedova Zh.S. Value orientations of the individual in the context of temporal perspective Cennostnye orientacii lichnosti v kontekste vremennoj perspektivy [Humanitarian and socio-economic sciences], Rostov-na-Donu, 2006, vol. 6, pp. 121-132 (in Russian).
6. Olport G. Lichnost' v psihologii [Personality in Psychology], Moscow: KSP+; Saint-Petersburg: Yuventa, 1998, 345 p. (in Russian).
7. Psihologiya. Slovar' [Psychology. Dictionary], Moscow: Politizdat, 1990, 494 p. (in Russian).
8. Presidential Decree of May 7, 2018 No. 204 "On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024" Available at: http://www.garant.ru/products/ipo / prime / doc / 71837200.
9. Shenceva N.N. Social'no-psihologicheskie determinanty motivacii dostizheniya studentov. Dis. ... kand. psihol. nauk. [Socio-psychological determinants of student achievement motivation. Ph.D. (Psychology) Thesis], Moscow, 2006, 169 p. (in Russian).
10. Rokeach M. The nature of human values. New York: Free Press, 1973.