УДК 37 ББК 74
динамика формировании
общекультурных ценностей у курсантов образовательных
организаций мвд россии
С.А. ЗАЙЦЕВ,
начальник факультета подготовки дознавателей Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, председатель проведения педагогического эксперимента;
Н.С. ВОХОНЦЕВА,
адъюнкт кафедры педагогики УНК ПСДМосковского университета
МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматривается динамика формирования общекультурных компетенций у курсантов факультета подготовки дознавателей Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя на основе компетентностного подхода в образовательном процессе. Анализ инструментальных и терминальных общекультурных ценностей у курсантов первых, вторых и пятых курсов устанавливает связь ценностных ориентаций с направленностью личности.
Ключевые слова: ценности, общекультурные ценности, культура, мотивация, ценностные ориентации, воспитание.
Annotation. The article discusses the dynamics of formation of common cultural competence training to the students of the Faculty of investigators Moscow University Russian Interior Ministry named V.Y. Kikot competency-based approach in the educational process. Analysis of instrumental and terminal general cultural values to the students of first, second and fifth courses communicates value orientations with the orientation of the individual.
Keywords: values, common cultural values, raltae, motivation, value orientations, education.
Происходящие на современном этапе преобразования в обществе, реформирование системы высшего образования, внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс, ориентация на воспитание высокоинтеллектуальной и моральной личности выпускника образовательных организаций вызывают необходимость учёта его ценностных ориентаций для решения практических вопросов в области повышения эффективности и качества учебной деятельности.
Общекультурные ценности, являясь одним из центральных личностных образований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности, своей профессии и в этом своём качестве определяют мотивацию его отношения к получению знаний, навыков, умений и компетенций, необходимых в профессиональной деятельности и его поведении в стенах образовательных организаций. Они оказывают существенное влияние на все стороны жизнедеятельности личности, выступают ориентирами формирования культурно-морального облика будущего офицера полиции.
Особое значение, как показывает проведённое
нами исследование, приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности курсанта. Система общекультурных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу её мировоззрения, взглядов на окружающий мир, свою профессию, на других людей, отношение к себе самой, ядро её мотивации. Ценностные ориентации являются способом дифференциации (положительной или отрицательной) объектов действительности по их значимости. Сформированные в процессе образовательной и воспитательной деятельности индивидуальные ценности курсанта — это показатель общекультурного уровня выпускника образовательной организации МВД России. От того, какой ценностный потенциал будет сформирован у него, во многом зависит моральный облик сотрудника органов внутренних дел.
Актуальность совершенствования формирования общекультурных ценностей обуславливается рядом факторов: во-первых, одним из важнейших положений современных подходов к развитию высшего образо-
вания в стране является необходимость всесторонней оценки качества функционирования как образовательной системы в целом, деятельности отдельной образовательной организации, так и конкретного педагога [1].
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, квалификационные требования, предъявляемые к выпускникам вузов, выдвигают повышенные требования к их профессионализму и уровню общей культуры. Как следствие, объективно возникает необходимость достоверного выявления реальных общекультурных ценностей выпускника с целью получения данных, на основе которых возможно совершенствование системы образования и воспитания в образовательной организации, в том числе, в МВД России.
Во-вторых, изучение рассматриваемой нами проблемы показало, что к настоящему времени в вузах МВД России накоплен определённый положительный опыт, проведение диагностических мероприятий и использование полученных данных ценностных ориентаций обучаемых для повышения уровня педагогической деятельности. Однако, проведённые нами опросы участников педагогической диагностики (профессорско-преподавательского состава) позволили установить, что более 70% опрошенных респондентов выделяют слабое использование электронно-вычислительных средств и специализированных программных продуктов в процессе анализа и обработки полученных данных, почти 45% респондентов испытывают затруднения при выполнении диагностических измерений в силу сложности самой процедуры, около 10% отмечают низкую объективность и надёжность получаемых результатов. Как следствие, применение результатов проведённых исследований по измерению динамики формирования общекультурных ценностей у курсантов и их использованию в целях повышения качества профессиональной деятельности преподавателей оказывается недостаточно эффективным, что объективно вызывает необходимость поиска путей совершенствования этой работы. В-третьих, формирование общекультурных ценностей, их учёт в педагогической деятельности содействует более качественному отношению курсанта к окружающему миру, обществу, своей профессии и к самому себе, способствует становлению гармонически развитой личности. Выявление ценностных ориентаций обучаемых позволяет формировать технологии совершенствования необходимых компонентов профессиональной деятельности выпускников. В-четвертых, учёт и внедрение в практику деятельности педагогов образовательных организаций МВД России, сформированных общекультурных ценностей курсантов позволяет управлять процессом их развития и становления у них, и тем самым способствует повышению эффективности их обучения.
Ценностное сознание молодёжи, избравшей про-
фессию защитника правопорядка [2], формировалось в условиях социально-экономических преобразований в российском обществе и подвергалось разнонаправленным изменениям [3].
Анализ проведённых исследований по этой проблеме показал, что наиболее активно личностное ценностное самоопределение молодёжи в жизненно важных сферах (будущей профессиональной деятельности, культуре, образовании и т.д.), происходит на первом и втором курсах образовательных организаций и продолжается весь период обучения в вузе. [4]. Авторы данных исследований констатируют, что на данном возрастном этапе (18-20 лет) происходит активное формирование системы общекультурных и профессиональных ценностей и ориентаций индивида. [5]. Данная система ещё недостаточно стабильна в силу психолого-возрастных особенностей личности, а её формирование во многом зависит от сложившейся в данной конкретной образовательной организации совокупности применяемых форм, средств, методов и технологий.
В результате проведённого нами контент-анализа была выявлена динамика ценностных ориентаций у курсантов факультета подготовки дознавателей в зависимости от курса их обучения:
1. Динамика ценностных ориентаций у курсантов проявляется в трансформации их составляющих в соответствии с этапами обучения и профессиональной подготовки, при этом общекультурные ценности у курсантов первого и второго курса не достаточно сформированы и являются динамическим образованием; у слушателей выпускного курса они изменяются в значительной степени и являются наиболее устойчивыми в их мотивационной структуре.
2. Повышение эффективности обучения и воспитания в коллективе учебного взвода возможно путём учёта преподавателями и воспитателями, существующих особенностей культурно-ценностных ориентаций курсантов. В этих целях, на наш взгляд, необходим ежегодный мониторинг сформированных общекультурных ценностей и ознакомление с ним профессорско-преподавательского состава и воспитателей данного факультета и образовательной организации в целом.
3. Выявление общекультурных ценностей, лежащих в основе общекультурных компетенций курсантов, позволяет оптимально выбрать формы, средства, методы и технологии их формирования и на этой основе совершенствовать необходимые компоненты мотивации профессиональной деятельности выпускников образовательной организации МВД России.
4. Согласно полученным данным по терминальным ценностям между группами обучаемых (первый курс — 2 учебных взвода, второй курс — 4 учебных взвода, 5 курс — 2 учебных взвода) значимые различия проявляются по таким ценностям, как интересная
работа (1,2 курсы показатель — 2, 07; 5 курс — 2, 86), семейная жизнь (1, 2 курсы показатель — 1, 2; 5 курсы — 2, 89), здоровье (1, 2 курсы показатель — 2, 85; 5 курсы — 3, 02). Среди инструментальных ценностей значимые различия связаны, прежде всего, с волевыми и моральными качествами курсантов: образованность и воспитанность (1, 2 курсы показатель — 1, 9; 5 курсы — 3, 2); твёрдая воля (1, 2 курсы — 2, 7; 5 курсы — 2, 9), исполнительность и ответственность — (1, 2 курсы — 1, 4; 5 курсы — 3,2). При этом опрошенные нами преподаватели и воспитатели, работающие на факультете подготовки дознавателей, отмечают такие приоритетные общекультурные ценности среди терминальных ценностей у курсантов первых, вторых курсов, как: здоровье, материальная обеспеченность, семья. У слушателей выпускных курсов — здоровье, семья, уверенность в себе. По инструментальным ценностям у курсантов первых, вторых курсов приоритетными являются — образованность и воспитанность, жизнерадостность и исполнительность, ответственность, а у слушателей выпускного курса — образованность и воспитанность, твёрдая воля, ответственность и исполнительность. Таким образом, на лицо расхождение в оценке сформированных общекультурных ценностей у курсантов и преподавателей, хотя и незначительное.
Таким образом, можно с уверенностью отметить, что учёт и внедрение в практику деятельности педагогов образовательных организаций МВД России ди-
намики изменений сформированных общекультурных ценностей курсантов позволит управлять процессом становления и развития ценностных ориентаций будущих офицеров полиции России.
литература
1. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 2014 года от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ. Статья 26.
2. Варару А.Д. // Формирование ценностных ориентаций, личных перспектив и отношений у курсантов вузов ВВ МВД России. Диссертация кандидата педагогических наук. Специальность 13 00 01 — общая педагогика, история педагогики и образования. Санкт-Петербург, 2007 г. С. 74.
3. Гусарова М.А. //Ценностные ориентации современной российской молодежи. Диссертация кандидата психологических наук. Специальность 22.00.04 — социальная структура, социальные институты и процессы. Краснодар, 2005 г. С. 82.
4. Скопина И.Е. Формирование ценностного самоопределения офицера уголовно-исполнительной системы в процессе заочного обучения. Диссертация кандидата педагогических наук. Специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования. Москва, 2006 г. С. 65.
5. Кривцова Е.В. Исследование ценностного самоопределения личности.// Вестник Кемеровского государственного университета. Выпуск N° 1 (57) / том 2 / 2014 г.
Н.П. Майлис
Введение в судебную экспертизу
2-е издание
Английский для юристов. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / И.А. Горше-нева [и др.]; под ред. И.А. Горшеневой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 423 с.
Введение в судебную экспертизу: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Н.П. Майлис. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. 159 с.
В пособии изложены основные теоретические понятия судебной экспертизы, представлены история развития, система государственных экспертных учреждений в России, правовые основы судебно-экспертной деятельности. В соответствии с процессуальным законодательством рассмотрены основные виды экспертиз, назначаемых правоохранительными органами.
Раскрыты научные основы судебной экспертизы, включающие в себя криминалистическую идентификацию и диагностику; технология экспертного исследования; содержательная часть заключения эксперта и его доказательственное значение в расследовании и раскрытии преступлений. Уделено внимание информационному обеспечению судебно-экспертной деятельности, а также экспертной этике и экспертным ошибкам.