УДК 1/159.9 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10116
ББК 88 © Е.А. Слесарева, С.Ю. Михайлова, Н.В. Задохина, 2019
Научная специальность 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РОЛЕВОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
Екатерина Александровна Слесарева, доцент кафедры информатики и математики, кандидат психологических наук Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: vremya-ne-jdet@yandex.ru
Светлана Юрьевна Михайлова, преподаватель кафедры психологии УНК ПСД
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: office@unity-dana.ru
Нина Владимировна Задохина, старший преподаватель кафедры информатики и математики, кандидат педагогических наук
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: astapenko67@mail.ru
Аннотация. Приводятся результаты проведенного исследования, направленного на изучение особенностей смысложиз-ненных ориентаций индивидов юношеского возраста, а именно курсантов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, обучающихся на разных курсах института психологии служебной деятельности.
Ключевые слова: ролевые установки, ролевые предпочтения, смысложизненные ориентации, ценностные ориентиры.
PROFESSIONAL-ROLE SELF-DETERMINATION OF PERSONALITY
Ekaterina A. Slesareva, associate professor, Chair of informatics and mathematics, candidate of psychological sciences Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: vremya-ne-jdet@yandex.ru
Svetlana Yu. Mikhaylova, teacher of the Department of psychology UNK PSD
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: office@unity-dana.ru
Nina V. Zadokhina, senior lecturer, Chair of informatics and mathematics, candidate of pedagogical sciences Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: astapenko67@mail.ru
Annotation. The article presents the results of the study aimed at studying the features of life orientations of young people, namely cadets of the Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia, studying at different courses of the Institute of psychology of service activity.
Keywords: role settings, role preferences, life orientations, value orientations.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Слесарева Е.А., Михайлова С.Ю., Задохина Н.В. Профессионально-ролевое самоопределение личности. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(2):264—268.
Проблема профессионально-ролевого самоопределения личности является одной из центральных, так как именно освоение ролей составляет смысл и содержание профессиональной подготовки специалистов [1]. Именно ролевые установки и ролевые предпочтения, культивируемые в учебном заведении, отражают стратегии современного образовательного процесса в учебных заведениях МВД России. Наиболее важно курсантам Московского университета МВД России имения В.Я. Кикотя осознать свою роль и дальнейшую перспективу работы в правоохранительных органах, ведь от этого зависит их компетентность как
полноценных сотрудников полиции. Они должны четко осознавать возлагаемые на них обязанности.
В исследовании изучалась проблема особенностей смысложизненных ориентаций индивидов юношеского возраста, а именно курсантов Московского университета МВД России имения В.Я. Кикотя, обучающихся на разных курсах института психологии служебной деятельности.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что высокие баллы по шкале цели характеризуют курсантов как людей с высокими жизненными ценностями и принципами. Данное тестирование выявило
Смысложизненные ориентации курсантов 1 курса
□ Цели в жизни Н Процесс жизни
| Результат жизни П Локус контроля-Я
I Локус контроля-жизнь
Смысложизненные ориентации курсантов 2 курса
□ Цели в жизни Н Процесс жизни
| Результат жизни П Локус контроля-Я
I Локус контроля-жизнь
Рис. 2. Смысложизненные ориентации курсантов 2 курса
Рис. 1. Смысложизненные ориентации курсантов 1 курса
высокий показатель по шкале процесс, характеризующий степень восприятия испытуемыми процесса своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом. В общих чертах, опрошен-
Смысложизненные ориентации 5 курс
П Цели в жизни Н Процесс жизни
| Результат жизни П Локус контроля-Я
Рис. 3. Смысложизненные ориентации курсантов 5 курса
ные оказались активными, коммуникабельными, с высоким уровнем рефлексии, каждый из них воспринимает себя как уже сформированную личность, принимает свою уникальность.
Представленная диаграмма (рис. 1) показывает, что у курсантов первого курса достаточно неплохо определены цели в будущее, осмысленность, а также они способны контролировать свою жизнь и самостоятельно принимать решения. Меньшее количество процентов получила такая шкала, как локус конт-роля-Я, что свидетельствует о том, что учащиеся не совсем обладают свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями.
Диаграмма 2 (рис. 2) свидетельствует о том, что курсанты имеют самый высокий процент по субшкале цели в жизни, что означает наличие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Самый же маленький процент имеет субшкала локус контроля-Я, которая отвечает за представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле.
Исследование смысложизненных ориентаций на третьем курсе показало следующие результаты. Боль-
шое количество процентов получила такая субшкала, как цели в жизни, а наименьшее количество — субшкала локус контроля-жизнь, что свидетельствует о фатализме, убежденности в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.
Представленная диаграмма на рисунке 3 показывает, что слушатели пятого курса имеют практически по всем субшкалам одинаковый процент, кроме высшего процента по субшкале цели в жизни и низшего процента по субшкале локус контроля-жизнь. Это означает, что большинство слушателей воспринимают свою жизнь как интересную, эмоционально на-
Табл. 1 Распределение прогнозов относительно материальных и социальных достижений до 40 лет жизни (в %)
Достижения Курсанты 240 уч. взвода Курсанты 328 уч. взвода
Общие показатели Общие показатели
Мужчины Женщины Мужчины Женщины
1 Собственный дом (квартира) 100 99
100 100 99 100
2 Автомобиль 89,6 100
100 79, 2 100 100
3 Семья 100 100
100 100 100 100
4 Авторитет 50 49,15
50 50 33,3 65
5 Высокая квалификация 93,2 75
94,5 93,2 100 50
6 Крепкое здоровье 52,2 31,6
50 54,5 33,3 30
7 Возможность путешествовать 40,9 22,7
50 31,8 24,8 20,9
8 Деньги в банке 91,3 19,1
100 93,1 15,1 19
9 Большая библиотека 13 5,1
0 13 0 3,6
10 Хорошая работа 95 100
100 90 100 100
11 Друзья 100 100
100 100 100 100
12 Собственный бизнес — —
— — — —
13 Уверенность в собственных силах 100 100
100 100 100 100
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
сыщенную и наполненную смыслом; это также говорит о том, что их жизнь осмысленна и продуктивна и слушатели обладают достаточной свободой выбора, что бы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и желаниями.
На основе полученных результатом проведен сравнительный анализ [4; 5]. В ходе эмпирического исследования было выявлено, что у курсантов более осмысленные ценностные ориентиры, выше уровень осмысленности жизни. Курсантам важно понимание себя как свободной личности, которая может построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о смысле жизни, а также для курсантов имеет значение сам результат их жизни, для них ценно их прошлое и важна оценка их пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна была прожитая ее часть [2]. У курсантов выявлена высокая ориентация на свое профессиональное будущее.
В результате проведенного исследования получены следующие результаты (относительно динамики прогнозов курсантов Московского университета МВД России имения В.Я. Кикотя, а именно о собственных материальных и социальных достижениях до 40 лет жизни (табл. 1)).
В целом, курсанты 240 и 328 взвода в большей степени прогнозируют наличие у себя в 40 лет (здесь и в дальнейшем в %) — собственного дома (квартиры) (100; 99), семьи (100; 100), хорошей работы (95; 100), друзей (100; 100) и уверенности в собственных силах (100; 100).
Вторую, по выраженности, позицию занимают прогнозирования наличия — автомобиля (89, 6; 100), детей (75; 100), высокой квалификации (93,2; 75). Общим для курсантов 240 и 238 учебных взводов является наименее выраженное прогнозирование наличия у себя в 40 лет — крепкого здоровья (52,2; 31,6), возможности путешествовать (40,9; 22,7) и большой библиотеки (13; 5,1).
В частности, курсанты 240 и 328 учебных взводов больше всего стремятся до 40 лет иметь — собственный дом, семью, детей, автомобиль. Минимально выражены желания до 40 лети иметь — большую библиотеку. Итак, с одной стороны, можно предположить наличие у курсантов духовной личностной направленности, т.е. формирование у них ценностей, связанных с удовлетворением высоких потребностей в самореализации, самоутверждении, самодостаточ-
ности (семья, дети, высокая квалификация, друзья, уверенность в собственных силах). Также таблица 1 свидетельствует о становлении у курсантов задатков социальной зрелости, которые детерминируются общим и целостным видением собственной жизни, осмыслением собственных стремлений, устремлений, желаний. Необходимо отметить то, что курсанты стремятся до 40 лет материально обеспечить себя и свою семью (собственный дом, автомобиль, деньги в банке).
Подводя итоги всему вышесказанному можно сказать, что смысложизненные ориентации — это многофункциональное психологическое образование, выполняющее одновременно функции регуляции поведения и постановки цели, которое индивидуализировано и отражает отношение личности к тем объектам, ради которых разворачивается ее деятельность, создающая условия для ощущения единства личности со средой, обеспечивающая саморазвитие и личностный рост.
Предназначение полиции — претворение в жизнь законов, предупреждение и пресечение правонарушений, это определяет включение в обучение и образование полицейских таких вопросов как: борьба с организованной преступностью, терроризмом, коррупция, распространение наркотиков и т.д. [3].
Существует мнение, что современные полицейские обязаны обладать и уметь применять самые разнообразные знания и умения:
♦ знать законодательство;
♦ в совершенстве владеть огнестрельным оружием;
♦ уметь управлять различными автосредствами;
♦ разбираться в компьютерах и других технических средствах;
♦ уметь производить спасательные операции на суше и воде;
♦ принимать роды;
♦ унимать страсти болельщиков;
♦ вести переговоры при захвате заложников;
♦ владеть культурой межнациональных отношений с мигрантами и этническими меньшинствами.
Чтобы осуществить все вышеперечисленное полиция нуждается в наивысших показателях профессионализма, интеллекта, творческих способностей, корпоративности, целеустремленности, межличностного общения, партнерства с теми, кто не относится к правоохранительным органам. Таким образом, можно сделать вывод о том, что истинное предназначение полиции
выступает организационно-смысловым ориентиром, т.е. центром, в соответствии с которым организуются и функционируют системы профессионального полицейского образования. По мнению исследователей, образование сотрудников, является необходимым условием успешности правоохранительных органов, соответствующих запросам XXI в.
Рассматривая темы жизненной перспективы и профессионального самоопределения стоит отметить, что курсанты Московского университета МВД России имения В.Я. Кикотя заметно самостоятельнее, ответственнее и готовы к самоотдаче, самопожертвованию ради будущей реализации намеченных целей, чем обычные студенты гражданских вузов, где большинство обучающихся даже не задумываются о том, что же их ждет дальше.
Литература
1. Слесарева Е.А., Михайлова С.Ю., Мирзахме-дов Д.Ш. Особенности взаимосвязи ценностно-смысловых факторов и ценностных ориентаций курсантов и слушателей Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 3.
2. Слесарева Е.А., Михайлова С.Ю., Мирзахме-дов Д.Ш. Система терминальных и инструментальных ценностей курсантов и слушателей Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя // Междунар. конф. «Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы» (на базе УНК ПСД МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя от 30-31.05. 2017).
3. Слесарева Е.А., Михайлова С.Ю., Ревенко Е.П. Особенности обучения в высших образовательных организациях МВД России // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 5.
4. Слесарева Е.А. Корреляционный анализ как один из методов обработки результатов психологического исследования // Международный журнал психология и педагогика служебной деятельности. 2016. № 4.
5. Слесарева Е.А., Смирнов Д.Е. Информационные технологии как средство решения практических задач в деятельности психолога // Государственная служба и кадры. 2016. № 4.
References
1. Slesareva E.A., Mikhaylova S.Yu, Mirzakhme-dovD.Sh. Osobennosti vzaimosvyazi tsennostno-smyslo-vykh faktorov i tsennostnykh oriyentatsiy kursantov i slushateley Moskovskogo universiteta MVD Rossii imeni V.Ya. Kikotya // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2017. № 3.
2. Slesareva E.A., Mikhaylova S.Yu., Mirzakhme-dov D.Sh. Sistema terminal'nykh i instrumental'nykh tsen-nostey kursantov i slushateley Moskovskogo universiteta MVD Rossii imeni V.Ya. Kikotya // Mezhdunar. konf. «Professional'noye obrazovaniye sotrudnikov organov vnut-rennikh del. Pedagogika i psikhologiya sluzhebnoy deya-tel'nosti: sostoyaniye i perspektivy» (na baze UNK PSD MosU MVD Rossii imeni V.Ya. Kikotya ot 30-31.05. 2017).
3. Slesareva E.A., Mikhaylova S.Yu., Revenko E.P. Osobennosti obucheniya v vysshikh obrazovatel'nykh or-ganizatsiyakh MVD Rossii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2017. № 5.
4. Slesareva E.A. Korrelyatsionnyy analiz kak odin iz metodov obrabotki rezul'tatov psikhologicheskogo issledovaniya // Mezhdunarodnyy zhurnal psikhologiya i pedagogika sluzhebnoy deyatel'nosti. 2016. № 4.
5. Slesareva E.A., Smirnov D.E. Informatsionnyye tekhnologii kak sredstvo resheniya prakticheskikh zadach v deyatel'nosti psikhologa // Gosudarstvennaya sluzhba i kadry. 2016. № 4.