Научная статья на тему 'Здоровье и болезни врачей: динамика социально-психологических особенностей'

Здоровье и болезни врачей: динамика социально-психологических особенностей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
603
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ВРАЧЕЙ / СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / INCIDENCE OF DOCTORS / SYNDROME OF EMOTIONAL BURNING OUT / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL FEATURES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сокол Адольф Фроимович

Обсуждаются причины и особенности болезней врачей. Приведен анализ социально-психологических изменений личности врача при синдроме эмоционального выгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сокол Адольф Фроимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health and diseases of doctors: dinamics of social and psychological features

The reasons and features of diseases of doctors are discussed. The analysis of social and psychological changes of the identity of the doctor at a syndrome of emotional burning out is provided.

Текст научной работы на тему «Здоровье и болезни врачей: динамика социально-психологических особенностей»

ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНИ ВРАЧЕЙ:

ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

А.Ф. Сокол

Профессор,

Израильская независимая академия развития науки,

Хайфа, Израиль

Аннотация. Обсуждаются причины и особенности болезней врачей. Приведен анализ социальнопсихологических изменений личности врача при синдроме эмоционального выгорания.

Ключевые слова: заболеваемость врачей, синдром эмоционального выгорания, социально-психологические особенности.

О болезнях врачей ярко и афористично сказано в «Оксфордском справочнике для клиницистов» [1]: «Обывателям мысль о болеющем враче кажется парадоксом. Но врачи болеют не реже других. И болеют во многом тяжелее, чем не врачи».

Испытывая на себе все особенности и тяготы общественной жизни, врачи вынуждены нередко амортизировать социальные проблемы в ходе постоянных контактов со своими пациентами [2]. Врачи испытывают двойную социально-психологическую нагрузку под тяжестью собственных житейских проблем и проблем своих пациентов.

Для врачей характерен не прекращающийся часами и днями так называемый «эффект присутствия», когда и после рабочего дня они мысленно остаются в напряженной эмоциональной атмосфере рабочего дня [3].

Установлено, что продолжительность жизни врачей на 10—20 лет короче жизни пациентов [4; 5]. Врачи умирают от болезней сердца в два раза чаще, чем люди других профессий, занятых умственным трудом.

Показатель риска по шкале стрессов для врачей всех специальностей равен 6,8 балла. Для сравнения тот же показатель для водителей автобусов равен 5,8, для дипломатов и фермеров — 4,8 балла [6].

Вот что пишет известный американский кардиолог профессор В. Рааб: «Наиболее занятый, ведущий беспокойный образ жизни и несущий громадную ответственность представитель современного общества — обычный практикующий врач — является одной из наиболее распространенных «сердечных жертв» нашей цивилизации» (цит. по [7]).

Американские исследователи пришли к выводу, что, если бы удалось продлить

—----------------------—

~ 83 ~

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации по отраслям «Медицинские науки» и «Социологические науки»

Since 1999

p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437

The Journal of scientific articles “Health and Education Millennium”, 2015. Vol. 17. No 4

—-------------------------—

жизнь каждого американского врача даже на один год, это было равносильно увеличению численности врачей США на 7 тысяч человек [7].

Работа врача требует колоссальных эмоциональных трат и связана с постоянными стрессами. Этим объясняется очень частое развитие у врачей синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). Некоторые исследователи полагают даже, что СЭВ является профессиональной болезнью врачей.

Первые публикации по проблеме СЭВ появились в 1974 году, когда американский психиатр и психолог Х.Д. Фрейденбергер описал феномен, который наблюдал у себя и своих коллег и дал ему название burnout (выгорание) [8]. Синдром выгорания по первому описанию включал выраженную усталость, разочарование, деморализацию, наблюдавшиеся у работников психиатрических учреждений.

В соответствии с определением СЭВ, предложенным С. Маслач [9], при этом синдроме выделяют эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.

Эмоциональное истощение понимается как чувство эмоциональной опустошенности и выраженной усталости. Эти ощущения вызваны непосредственно работой.

Деперсонализация проявляется циничным отношением к труду и объектам своего труда. У врачей деперсонализация выражается бесчувственным отношением к больным, дегуманизацией своей профессии.

Редукция профессиональных достижений рассматривается как чувство некомпетентности в своей профессиональной сфере, ощущение безуспешности лечения.

По мнению П.И. Сидорова [10], СЭВ является одним из способов психологической защиты от деформации. Основная причина СЭВ — несоответствие между личностью

и работой, между повышенными требованиями к врачу и реальными возможностями последнего.

В упомянутой работе [10] приведены некоторые статистические данные о заболеваемости СЭВ среди врачей.

Почти 80% врачей-психиатров, психотерапевтов, наркологов имеют признаки СЭВ разной выраженности. По данным английских авторов (цит. [10]), среди врачей общей практики высокий уровень тревоги обнаруживается в 41%, клинически выраженная депрессия — в 26% случаев. В России у 26% терапевтов отмечается высокий уровень тревожности, а у 37% — субклиническая депрессия.

Следует подчеркнуть, что признаки СЭВ обнаруживаются даже у студентов медицинских факультетов. По мере увеличения продолжительности обучения частота СЭВ имеет тенденцию к возрастанию [11].

Следует подчеркнуть. что чаще всего СЭВ наблюдается у наиболее добросовестных врачей, близко принимающих к сердцу проблемы своих пациентов. у врачей отзывчивых и обязательных при выполнении своих обязанностей. Такие врачи не считаются со временем и в ущерб личным интересам нередко бескорыстно перерабатывают на рабочем месте.

Постоянное стремление к профессиональному росту побуждает врачей, идеализирующих свою профессию к самосовершенствованию и постоянному чтению новинок по специальности. Однако избыток информации приводит к ее постоянному дефициту, когда ее поиск крайне затруднен в информационных джунглях [12].

Неспособность справиться с избыточной информацией вызывает стресс, межличностные конфликты, болезни, которые определяются как «синдром информационной усталости» [13].

—----------------------—

■ 84 ~

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации по отраслям «Медицинские науки» и «Социологические науки»

Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437

Сокол А.Ф. Здоровье и болезни врачей: динамика социально-психологических особенностей

—------------------------—

При синдроме информационной усталости увеличивается эмоциональная напряженность, учащается пульс, повышается кожная температура, возникают предстрессовые состояния или стресс, отмечаются забывчивость, рассеянность, ослабляется внимание. Иногда появляются приступы необоснованной ярости и агрессии, которые сменяются резкой усталостью и слабостью. Наблюдаются функциональные нарушения со стороны систем кровообращения и пищеварения.

Следует подчеркнуть схожесть психосоматических расстройств при синдроме информационной усталости и при СЭВ.

Наш многолетний опыт наблюдений за врачами разного профиля и стажа позволяет утверждать, что соматические нарушения при СЭВ являются предпосылкой развития тяжелых заболеваний ведущих функциональных систем. В связи с этим представляется целесообразным представить синдромный анализ нервно-соматических изменений у врачей, страдающих СЭВ разной выраженности.

1. Синдром нарушений центральной нервной системы (головная боль, частые приступы мигрени, головкружения, астени-зация, нарушения сна, чувство нехватки воздуха).

2. Синдром нарушений вегетативной нервной системы (потливость, дрожание, сердцебиения, потемнение в глазах, дурнота).

3. Синдром поражения сердечно-сосу-

дистой системы (периодическое повышение артериального давления, склонность к тахикардии, экстрасистолическая аритмия.

Одышка при незначительной физической нагрузке, боли в области сердца типа кардиалгии).

4. Синдром нарушения системы пищеварения (тошнота, боли в животе неопределенного характера, вздутие живота, симптомы раздраженного кишечника, нарушения стула

(поносы или запоры), дискинезия кишечника и желчных путей).

5. Синдром поражения кожи (дерматиты, трофические нарушения, псориаз).

6. Синдром метаболических и гормональных нарушений (дефицит или избыток веса, колебания уровня глюкозы крови от гипогликемии до гипергликемии, незначительная анемия, у женщин — нарушения овариально-менструального цикла, у мужчин — снижение либидо и потенции).

7. Синдром неспецифических изменений (общая слабость, миалгии, артралгии, субфебрильная температура).

8. Синдром пониженной иммунореактивности (склонность к частым вирусным и бактериальным инфекциям, к так называемым «простудным» заболеваниям).

Примечательно, что неспецифические симптомы одинаковы с теми, которые наблюдаются при синдроме отмены кортикостероидов или при резком снижении их дозы [14]. Можно полагать, что эти признаки при СЭВ отражают некоторую кортикостероидную недостаточность, особенно в фазе истощения адаптационного синдрома.

В настоящее время выделяют почти 100 симптомов, так или иначе связанных с СЭВ. Выше изложены систематизированные нами нервно-соматические симптомы СЭВ. В нашей монографии [6] обобщены данные литературы о социально-психологической деформации личности врача на фоне СЭВ. Коротко остановимся на основных из них.

1. Синдром эмоционального истощения: чувство подавленности, беспомощности, безнадежности; недостаток эмоций, пессимизм, черствость в работе и личной жизни; повышенная напряженность и конфликтность в семье; увеличение частоты и интенсивности отрицательных эмоций (раздражительность, гнев, нетерпение, агрессивность, тревога, иррациональное беспокойство; депрессия; чувство одиночества).

—----------------------—

■ 85 ~

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации по отраслям «Медицинские науки» и «Социологические науки»

Since 1999

p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437

The Journal of scientific articles “Health and Education Millennium”, 2015. Vol. 17. No 4

—-------------------------—

2. Синдром поведенческих нарушений: рабочее время более 45 часов в неделю; нарастающее ощущение тяжести работы и трудности ее выполнения; быстрое появление усталости во время работы и желание отдохнуть; изменение рабочего режима; трудность в принятии решений; снижение энтузиазма и безразличие к результатам работы; изменение сравнительной оценки важности отдельных задач: сосредоточенность на мелочах, деталях и выполнении автоматических и элементарных действий; игнорирование приоритетных задач; малая физическая активность; злоупотребление алкоголем, табаком, привычка к приему обезболивающих и седативных препаратов для улучшения самочувствия и настроения.

3. Синдром интеллектуальных нарушений: скука, тоска, апатия, снижение интереса к жизни; падение интереса к новшествам, к новым идеям и теориям; снижение творческого подхода к работе, большее предпочтение рутине и стандартному выполнению обязанностей; ограничение духовных потребностей.

4. Синдром социально-психологических нарушений: низкая социальная активность; ограничение социальных контактов; постоянное переживание негативных эмоций без видимой причины; избыточное ощущение повышенной ответственности и постоянное чувство тревоги из-за неверия в выполнимость текущих задач; убежденность в собственной изоляции на работе и в семье.

Личностная профилактика СЭВ требует от врача значительных усилий. Не прилагая усилий, врач превращается в больного, раздражительного человека. Не потеряла своего значения и глубокого смысла старинная заповедь: «Medice, cura te ipsum» («Врач, исцелись сам»).

Надо учиться способности отвлекаться от мыслей о работе во внеурочное время, же-

лательно иметь увлечения, обогащающие жизнь (спорт, искусство, книги, туризм и т.д.). «И не старайтесь лечиться какими-то «особыми» способами. Особый лечебный подход ведет к особым ошибкам» [1].

В настоящем сообщении мы не касались роли общества и государства в оптимизации системы здравоохранения и условий работы врачей, а осветили, в частности, некоторые негативные следствия недостаточного внимания к важнейшей сфере человеческой деятельности. По справедливому замечанию академика А.И. Воробьева, «рыночное звено в здравоохранении должно быть. Но врач, непосредственный исполнитель врачебного дела, не может участвовать в сделке» (цит. по [15]).

Даже при создании оптимальных усло -вий работы, профессия врача не увеличивает продолжительность его жизни.

Работа врача всегда связана со стрессогенными факторами, которые угрожают развитием ряда тяжелых заболеваний и эмоциональным выгоранием. Понимание сущности этих состояний в известной мере является мерой их профилактики. «Врачом нужно становиться, если никем другим ты быть уже не можешь» (цит. по [15]).

ЛИТЕРАТУРА

1. Кольер Дж.А.Б., Логмор Дж.М., Харвей Дж.Г. Оксфордский справочник для клиницистов (пер. с англ.). М., 2000.

2. Кровякова Е.А., Киричук Е.Ф., Кадочи-гова А.И. Актуальность профилактики ишемической болезни сердца у врачей медико-социальной экспертизы // Саратовский научно-медицинский журнал. 2011. № 2. С. 387—389.

3. Бабанов С.Н. Профессиональные факторы и стресс: синдром эмоционального выгорания // Трудный пациент. 2009. № 12. С. 42—46.

4. Алексеев А.А., Ларионова И.С., Дудина Н.А. Врачи — заложники смерти. М., 2000.

—----------------------—

■ 86 ~

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации по отраслям «Медицинские науки» и «Социологические науки»

Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437

Сокол А.Ф. Здоровье и болезни врачей: динамика социально-психологических особенностей

—------------------------—

5. Гора Е.П. Проблема здоровья врачей // Национальная безопасность и геополитика России. 2003. № 11. С. 42—45.

6. Сокол А.Ф., Шурупова Р.В. Грани личности врача: клинические и социологические аспекты. Беэр-Шева, 2015.

7. Эльштейн Н.В. Диалоги о медицине. Таллин, 1984.

8. Freudenberger H.J. Staff burnout // J. of Social Issues. 1974. N 30. P. 159—165.

9. Maslach C. Burnout: a multidimensional perspective in: professional burnout: recent developments in the theory and research [Ed. W.B. Shau-feli, Cr. Maslach and T. Marek]. Washington D.C: Taylor a. Trancis-1993. p 19—32.

10. Сидоров П.И. Синдром эмоционального выгорания // Медицинская газета. Июнь 2005. № 43-8.

11. Козин В., Агибалова Т. Синдром эмоционального выгорания: происхождение, теории, профилактика, перспективы изучения // Неврологический вестник. 2003. Т. ХЦУ. Вып. 2. С. 44—52.

12. Еляков А.Д. Дефицит и избыток информации в современном социуме // Социологические исслелования. 2010. № 12. С. 107—114.

13. Сокол А.Ф. О синдроме информационной усталости // Научная конференция «Исследования в области прикладных наук»—2014. Сборник трудов. Арад. С. 170—175.

14. Сокол А.Ф. О синдроме отмены глюкокортикоидов // Ученые записки. Вестник Академии ИНАРН. 2014. № 2. С. 57—62.

15. Сокол А.Ф. Медицина из глубины веков до наших дней. Антология высказываний. Беэр-Шева-2012. Т. 2.

HEALTH AND DISEASES OF DOCTORS:

DINAMICS OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL FEATURES

A.F. Sokol

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Professor,

The Israeli Independent Academy of development of Science,

Haifa

Annotation. The reasons and features of diseases of doctors are discussed. The analysis of social and psychological changes of the identity of the doctor at a syndrome of emotional burning out is provided.

Key words: incidence of doctors, syndrome of emotional burning out, social and psychological features.

REFERENCES

1. Kol'er Dzh.A.B., Logmor Dzh.M., Har-vej Dzh.G. Oksfordskij spravochnik dlja klinicistov (per. s angl.). Moscow, 2000.

2. Krovjakova E.A., Kirichuk E.F., Kadochi-gova A.I. Aktual’nost’ profilaktiki ishemicheskoj bolezni serdca u vrachej mediko-social’noj jeksper-tizy. Saratovskij nauchno-medicinskij zhurnal, 2011, no. 2, pp. 387—389.

3. Babanov S.N. Professional’nye faktory i stress: sindrom jemocional’nogo vygoranija. Trud-nyj pacient, 2009, no. 12, pp. 42—46.

4. Alekseev A.A., Larionova I.S., Dudina N.A.

Vrachi — zalozhniki smerti. M., 2000.

5. Gora E.P. Problema zdorov’ja vrachej. Na-cional'naja bezopasnost' i geopolitika Rossii, 2003, no. 11, pp. 42—45.

6. Sokol A.F., Shurupova R.V. Grani lichnosti vracha: klinicheskie i sociologicheskie aspekty. Bejer-Sheva-2015.

7. Jel'shtejn N.V. Dialogi o medicine. Tallin, 1984.

8. Freudenberger H.J. Staff burnout. J. of Social Issues, 1974, no. 30, pp. 159—165.

~ 87 ~

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации по отраслям «Медицинские науки» и «Социологические науки»

Since 1999

p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437

The Journal of scientific articles “Health and Education Millennium”, 2015. Vol. 17. No 4

—-------------------------—

9. Maslach C. Burnout: a multidimensional perspective in: professional burnout: recent developments in the theory and research [Ed. W.B. Shau-feli, Cr. Maslach and T. Marek]. Washington D.C: Taylor a. Trancis-1993. pp. 19—32.

10. Sidorov P.I. Sindrom jemocional’nogo vy-goranija. Medicinskaja gazeta, july 2005, no. 43—48.

11. Kozin V., Agibalova T. Sindrom jemocional’nogo vygoranija: proishozhdenie, teorii, profilak-tika, perspektivy izuchenija. Nevrologicheskij vest-nik, 2003, vol. HLV, issue 2, pp. 44—52.

12. Eljakov A.D. Deficit i izbytok informacii v sovremennom sociume. Sociologicheskie isslelo-vanija, 2010, no. 12, pp. 107—114.

13. Sokol A.F. O sindrome informacionnoj us-talosti. Nauchnaja konferencija «Issledovanija v ob-lastiprikladnyh nauk»-2014. Arad. pp. 170—175.

14. Sokol A.F. O sindrome otmeny gljukokor-tikoidov. Uchenye zapiski. vestnik akademii IN-ARN, 2014, no. 2, pp. 57—62.

15. Sokol A.F. Medicina iz glubiny vekov do nashih dnej. Antologija vyskazyvanij. Bejer-Sheva, 2012, vol. 2.

HIBBAEYRUl

iNFOBASG INDEX ™DEX Щ COPERNICUS OAJI

INTERNATIONAL *Пе1

' GOOQle CiteFactor

«АЛ.,!... C« — SChOiarО A«*™5*nlitkl«,n»ls

• » *

Open Academic Journals Index

О

ULRICH SWEET

GLOBAL SERIALS DIRECTORY

INTERNATIONAL

STANDARD

SERIAL

NUMBER

INTERNATIONAL CENTRE

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.