Научная статья на тему 'Специфика профессиональной социализации в медицине: теоретические обоснования'

Специфика профессиональной социализации в медицине: теоретические обоснования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1208
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ МЕДИЦИНЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ В МЕДИЦИНЕ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ / SOCIOLOGY OF MEDICINE / PROFESSIONAL SOCIALIZATION IN MEDICINE / THEORETICAL GROUNDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышков Данила Всеволодович, Андриянова Елена Андреевна

Проблема профессиональной социализации в медицине представляет собой многогранный феномен и обладает рядом специфических особенностей. Теоретические обоснования процесса профессиональной социализации изучаются в рамках различных социально-гуманитарных исследований. Но к наиболее плодотворным разработкам этого процесса относятся исследования в области социологии медицины. В трудах отечественных и зарубежных ученых представлена дифференциация стадий и их особенностей с позиции становления специалистов медицинского профиля, включая этапы довузовского и постдипломного образования, а также анализируются личностные аспекты развития профессиональной идентичности посредством профессиональной социализации как комплексного и интерактивного процесса познания содержания профессиональной роли врача.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of professional socialization in medicine: theoretical grounds

The problem of professional socialization in medicine is a multifaceted phenomenon with a great number of specific features. Theoretical grounds of professional socialization process are studied within a variety of socio-humanitarian studies. But the most fruitful researches of this process are made in the field of sociology of medicine. In the works of Russian and foreign scientists differentiation of stages and also their characteristics are presented from the position of forming specialists of medical profile, including stages of pre-university and post-graduate education. Besides, personal aspects of professional identity development through professional socialization as the complex and interactive process of cognition of doctor’s professional role are examined.

Текст научной работы на тему «Специфика профессиональной социализации в медицине: теоретические обоснования»

УДК 61:316.614-057.86(045)

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В МЕДИЦИНЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ

Д.В. Чернышков, Е.А. Андриянова

ГБОУ «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России г. Саратов, Россия, 410012

Аннотация. Проблема профессиональной социализации в медицине представляет собой многогранный феномен и обладает рядом специфических особенностей. Теоретические обоснования процесса профессиональной социализации изучаются в рамках различных социально-гуманитарных исследований. Но к наиболее плодотворным разработкам этого процесса относятся исследования в области социологии медицины. В трудах отечественных и зарубежных ученых представлена дифференциация стадий и их особенностей с позиции становления специалистов медицинского профиля, включая этапы довузовского и постдипломного образования, а также анализируются личностные аспекты развития профессиональной идентичности посредством профессиональной социализации как комплексного и интерактивного процесса познания содержания профессиональной роли врача.

Ключевые слова: социология медицины, профессиональная социализация в медицине, теоретические основания.

Категория «профессионализация» в самом широком смысле связана с проблемами профессии, профессиональной деятельности человека и является достаточно разработанной в отечественной исследовательской литературе. В рамках социально-гуманитарных исследований наиболее часто выделяют следующие подходы к определению профессионализации: 1) профессионализация в контексте профессионального обучения, профессиональной подготовки субъекта к будущей деятельности; 2) профессионализация как профессиональная реализация через принадлежность к определенному профессиональному сообществу, одна из форм самореализации человека; 3) профессионализация посредством получения социального статуса благодаря профессии; 4) профессионализация как развитие и реализация трудового потенциала человека в процессе трудовой деятельности [1].

В социологии профессий используется широкий спектр концепций, теорий и подходов к по-

ниманию смысла обретения профессии и профессионализации. Наиболее распространенная систематизация данных исследовательских направлений предполагает выделение англо-американской и континентальной традиции в изучении профессии, представленных в трудах Дж. Эветтса, Ч. МакКлел-ланда, П. Вилдинга, К. МакДональда, Р. Коллин-са [2—6]. При этом приверженцы англо-американского подхода трактуют профессионализацию как совокупность стратегий профессиональной группы. Континентальные же социологические подходы, наоборот, позволяют выявить роль государства и рассмотреть профессионализацию как передачу властных полномочий в определенной сфере деятельности группе профессионалов.

С позиций социологии медицины, заслуживает внимания оригинальная модель профессионального онтогенеза медицинских профессий, разработанная Е.А. Андрияновой, А.Д. Доникой. Используя концепцию Е.А. Климова, авторы диффе-

—--—

~ 394 ~

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации по отраслям «Медицинские науки» и «Социологические науки»

Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437

Чернышков Д.В., Андриянова ЕЛ. Специфика профессиональной социализации в медицине...

—--—-

ренцировали следующие стадии профессионализации и их особенности с позиции становления врача: 1) стадия оптации, предполагающая выбор профессии в возрасте 16—17 лет абитуриентом или школьником старших классов; 2) стадия адаптации к новым условиям обучения, коллективу, социальной ситуации (микро- и макросреды) студентами-медиками 1—2 курса: 3) накопление первоначальных профессиональных знаний, умений, адаптация к процессу обучения в вузе, формирование профессиональных и социальных компетенций студентов 3—5 курсов медицинского профиля; 4) стадия оптации, характеризующаяся выбором специальности студентами 6 курса, интернами [7; 8].

Отношение к профессионализации как к процессу увеличения объема властного, экономического и культурного ресурсов профессиональной группы с целью приобретения властных монополий на рынке труда или в государственного секторе, представлено в трудах одного из крупнейших современных социологов медицины Э. Фрейдсо-на [9]. Однако на додипломном этапе медицинского образования понятие профессионализации следует понимать как процесс освоения определенных знаний, навыков и умений, характерных для данной профессиональной сферы. Кроме того, особенность медицинской профессионализации заключается в том, что студентам необходимо не только приобрести соответствующие профессиональные компетенции, то также осуществить выбор профессиональной специализации.

Личностный аспект развития профессиональной идентичности посредством процесса профессиональной социализации (профессионализации) рассматривают Д. Голденберг и К. Ивасив. Авторы описывают профессионализацию как комплексный и интерактивный процесс познания содержания профессиональной роли (навыки, знания, поведение) [10].

Исследуя официальное академическое образование и последующее повышение квалификации или клиническое обучение, Р. Бучер и Дж. Стел-линг пришли к выводу, что программы профессиональной подготовки оказывают мощное воздействие на процесс профессионализации, поскольку обеспечивают среду, в которой студенты начинают формировать новую идентичность в качестве

практикующих врачей [11]. Однако, Д. Лордли и Дж. Тапер выявили, что постдипломные программы могут привести к обесцениванию конкретных профессиональных ролей [12]. Согласно Е. Брутвану, студенты медицинских образовательных учреждений профессиональной подготовки могут быть социализированы через идеальную роль, которая не согласуется с реальной и актуализированной ролью практикующего врача [13]. Дж. Спранг и соавторы предположили, что ролевой конфликт и неоднозначное восприятие профессиональной роли может быть связано с опытом выгорания [14].

Несмотря на некоторые разногласия, существующие в научно-исследовательской литературе по поводу стадий профессионализации в медицине, в целом, большинство западных и отечественных исследователей, выделяют три стадии этого процесса: подготовка или ресоциализация (происходящая на стадии довузовского образования); формальная социализация (осуществляющаяся в процессе получения высшего образования); постсоциализация (происходящая во время практики) [15—19]. При этом представляет интерес позиция некоторых авторов, считающих, что профессиональная социализация продолжается и после окончания обучения в медицинском университете. В частности, Дж. Макинтош предлагает трехступенчатую модель пост-социализации, включающую условие достаточности, реализацию практики и развитие репутации. Первый этап ориентирован на выполнение задач и включает незначительный элемент рефлексии и веры в то, что «ты все знаешь». В результате признания расхождения между собственной практикой начинающих врачей и более опытных коллег, происходит переход на стадию реализации практики. Врачи, перешедшие на третий уровень пост-социализации развивают свои знания посредством непрерывного образования и продвигаются вперед во врачебной профессии. В конце данного этапа у многих из них формируется профессиональная идентичность, в которой отражается возможность выступать экспертом, интерес в отношении обучения, активный вклад в профессию и помощь молодым коллегам [20].

Подводя итог изложенному, можно заключить, что наиболее плодотворными подходами к иссле-

—--—

~ 395 ~

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации по отраслям «Медицинские науки» и «Социологические науки»

Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 2

дованию проблем профессиональной социализации в медицине являются работы в рамках социологии медицины. Анализ теоретических подходов к исследованию данного феномена позволяет дифференцировать три основные стадии этого процесса, начиная с довузовского и заканчивая постдипломным образованием, включающие подготовку или ресоциализацию, формальную социализацию и пост-социализацию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Цвык А.В. Профессионализация как социальный процесс // Вестник РУДН. 2003. № 4—5. С. 258— 269.

2. Evetts J. The Sociological Analysis of Professionalism: Occupational Change in the Modern World // Intern. Sociology. 2003. Vol. 18 (2).

3. McClelland C.E. The German Experience of Pro-fessionalization: Modern Learned Professions and Their Organizations from the Early Nineteenth Century to the Hitler Era. Cambridge University Press, 2002.

4. Wilding P. Professional Power and Social Welfare. London: Routledge and Kegan Paul. 1982.

5. MacDonald K.M. The Sociology of the professions. SAGE, 1995.

6. Collins R. The Credential Society: An Historical Sociology of Education and Stratification. New York: Academic Press. 1979.

7. Андриянова Е.А. Социальные параметры профессионального пространства медицины: автореф. ... д-ра соц. наук. Волгоград, 2006.

8. Доника А.Д. Профессиональный онтогенез: медико-социологические и психолого-этические проблемы врачебной деятельности. М., 2009. С. 123.

9. Freidson E. Professionalism Reborn. Cambridge: Polity Press, 1994.

10. Goldenberg D., Iwasiw C. Professional socialization of nursing students as an outcome of a senior clinical

preceptorship experience // Nurse Education Today. 1993. Vol. 13. P. 3—15.

11. Bucher R., Stelling J. Becoming professional. London, UK: Sage Publications. 1977.

12. Lordly D., Taper J. Assumptions lead to the devaluation of dietitian roles in long-term care practice environments // Journal Allied Health. 2008. Vol. 37. P. 78—81.

13. Brutvan E. Intra-role conflict: a result of naïve attempts toward professionalization // Journal of Allied Health. 1985. Vol. 14. P. 3—11.

14. Sprang G., Clark J., Whitt-Woosley A. Compassion fatigue, compassion satisfaction and burnout: factors affecting a professional's quality of life // Journal of Loss Trauma. 2007. Vol. 12. P. 259—80.

15. Simpson I.H. Patterns of socialization into professions: the case of student nurses. URL: http://www.scielo. br/scielo.php?script=sci_arttext&pid=S0104-1169200600 0400019 (дата обращения: 01.03.2016).

16. Davis F. Professional socialization as a subjective experience: the process of doctrinal conversion among student nurses // A sociology of medical practice. Editors Cox C., Mead A. London, UK: Collier-Macmillan. 1975. P. 116—131.

17. Howkins E.J., Ewens A. How students experience professional socialization // International Journal Nurse Students. 1999. Vol. 35. P. 41—49.

18. Deppoliti D. Exploring how new registered nurses construct professional identity in hospital settings // Journal of continuing education in nursing. 2008. Vol. 39. P. 255—262.

19. Клоктунова H.A. Исследование факторов, влияющих на профессиональный выбор студентов в сфере медицинского образования: международный опыт URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2013/9/s% D0%BEci%D0%BEl%D0%BEgiy%D0%B0/kloktunova.pdf (дата обращения: 15.03.2016)

20. Macintosh J. Reworking professional nursing identity // West Journal of Nurse Res. 2003. Vol. 25. P. 725—741.

SPECIFICITY OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION IN MEDICINE: THEORETICAL GROUNDS

D. V. Chernyshkov, E.A. Andriyanova

Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky

Abstract. The problem of professional socialization in medicine is a multifaceted phenomenon with a great number of specific features. Theoretical grounds of professional socialization process are studied within a variety of socio-humanitarian studies. But the most fruitful researches of this process are made in the field of sociology of medicine. In the works of Russian

and foreign scientists differentiation of stages and also their characteristics are presented from the position of forming

—--—

~ 396 ~

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации по отраслям «Медицинские науки» и «Социологические науки»

Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437

Чернышков Д.В., Андриянова ЕЛ. Специфика профессиональной социализации в медицине...

—--—-

specialists of medical profile, including stages of pre-university and post-graduate education. Besides, personal aspects of professional identity development through professional socialization as the complex and interactive process of cognition of doctor's professional role are examined.

Key words: sociology of medicine, professional socialization in medicine, theoretical grounds.

REFERENCES

1. Cvyk A.V. Professionalization as the Social Process. Vestnik RUDN, 2003, no. 4—5, pp. 258—269 (in Russian).

2. Evetts J. The Sociological Analysis of Professionalism: Occupational Change in the Modern World. Intern. Sociology, 2003; 18 (2).

3. McClelland C.E. The German Experience of Professionalization: Modern Learned Professions and Their Organizations from the Early Nineteenth Century to the Hitler Era. Cambridge University Press, 2002.

4. Wilding P. Professional Power and Social Welfare. London: Routledge and Kegan Paul, 1982.

5. MacDonald K.M. The Sociology of the professions. SAGE, 1995.

6. Collins R. The Credential Society: An Historical Sociology of Education and Stratification. New York: Academic Press, 1979.

7. Andriyanova E.A. Social Parameters of Professional Space in Medicine: diss. Volgograd; 2006 (in Russian).

8. Donika A.D. Professional Ontogenesis: medico-sociological and psychological problems of physician's activity. Moscow; 2009 (in Russian).

9. Freidson E. Professionalism Reborn. Cambridge: Polity Press, 1994.

10. Goldenberg D., Iwasiw C. Professional socialization of nursing students as an outcome of a senior clinical preceptorship experience. Nurse Education Today, 1993; 13: 3—15.

11. Bucher R., Stelling J. Becoming professional. London, UK: Sage Publications, 1977.

12. Lordly D., Taper J. Assumptions lead to the devaluation of dietitian roles in long-term care practice environments. Journal Allied Health. 2008; 37: 78—81.

13. Brutvan E. Intra-role conflict: a result of naive attempts toward professionalization. Journal of Allied Health. 1985; 14: 3—11.

14. Sprang G., Clark J., Whitt-Woosley A. Compassion fatigue, compassion satisfaction and burnout: factors affecting a professional's quality of life. Journal of Loss Trauma. 2007; 12: 259—80.

15. Simpson I.H. Patterns of socialization into professions: the case of student nurses. URL: http://www.scielo.br/ scielo.php?script=sci_arttext&pid=S0104-11692006000400 019 (date of access: 01.03.2016).

16. Davis F. Professional socialization as a subjective experience: the process of doctrinal conversion among student nurses. A sociology of medical practice. Editors Cox C., Mead A. London, UK: Collier-Macmillan. 1975: 116—131.

17. Howkins E.J., Ewens A. How students experience professional socialization. International Journal Nurse Students. 1999; 35: 41—49.

18. Deppoliti D. Exploring how new registered nurses construct professional identity in hospital settings. Journal of continuing education in nursing. 2008; 39: 255—262.

19. Kloktunova N.A. Research of Factors, Influencing Professional Choice of Students in the Sphere of Medical Education: international experience. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2013/9/ s%D0%BEci%D0%BEl%D0%BEgiy%D0%B0/kloktuno va.pdf (date of access: 15.03.2016) (in Russian).

20. Macintosh J. Reworking professional nursing identity. West Journal of Nurse Res. 2003; 25: 725—741.

INF0BA5E '

INDEX

oajj gasa 0

Go ;gle incite Factor \ Ц J §T

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.