сидеть в сети. Прежде чем что-то забрать, надо предложить альтернативу. А нам, взрослым, пора понять, что будущее наших детей зависит только от нас.
Михайлова Е.Н.
ЗАВИСИМОСТИ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ22
ГБОУ СШ №79 Калининского района Санкт-Петербурга,
School 79@mail. ru
Проблемы здоровьесбережения, популяризации здорового образа жизни являются актуальными [1]. Для достижения поставленной цели в любом образовательном учреждении осуществляется поиск новых форм, средств, методов построения здоровьесберегающей среды.
Тepмин «зaвиcимocть» в кoнтeкcтe гyмaниcтичecкoй пcихoтepaпии oбoзнaчaeт нecaмocтoятeльнocть, пpивязaннocть к чeмy-тo, что дaeт чeлoвeкy вoзмoжнocть чyвcтвoвaть ceбя yдoвлeтвopeнным, нeпpилaгaя уодлий для дocтижeния yдoвлeтвopeннocти.
Специалисты выделяют несколько видов зависимостей: био-, психо-, социо-, духовная.
Био: биологический уровень. Химическая зависимость разрушает здоровье, разрушает тело, жизненно важные органы, вызывает различные болезни, приводит к смерти.
Психо: психический уровень. Меняется мировоззрение, ценности. Появляется «тоннельное» мышление, навязчивые мысли, желание менять эмоциональное состояние. Происходит нарушение психических функций (внимание, память, мышление).
Социо: социальный уровень. Происходит деформация межличностных отношений, появляются конфликты с обществом, совершаются противоправные действия.
Духовный уровень. Отличительные черты химически зависимого человека: цинизм, безнравственность. Наркотическое вещество становится Богом, которому поклоняется наркозависимый [2].
22Mikhaylova E.N. Addictions: myfhs and reality / State budget educational institution Secondary School №79 Kalininskiy district of St. Petersburg
В настоящее время выделяют несколько различных видов зависимостей, имеющих одну и ту же психофизиологическую природу: алкогольная, табачная, наркотическая, игровая (азартные или компьютерные игры), пищевая (булимия, анорексия), информационная (телевизор, интернет), эмоциональная (очень сильная любовь, безответная любовь); несамостоятельность, нужда в других; сильная потребность в интернет-общении или телефонном общении, трудовая (трудоголизм), шоппинг-зависимость, сексуальна язависимость (в том числе виртуальная) и другие, имеющие более уникальные проявления [3].
Все виды зависимости имеют одинаковую природу, и возникают под влиянием совокупности различных факторов — биологических, психологических, душевных и социальных [4].
Распространенные мифы о зависимостях:
1 — они возникают под влиянием дурной компании. Обычно, все происходит в обратной последовательности, а именно: благодаря сформированной склонности к зависимости ребенок попадает в дурную компанию.
Нарушения в развитии ребенка могут происходить, в основном, по нескольким причинам: родительскаягиперопека, домашнее насилие или игнорирование ребенка.
2 - родители зависимого ребенка обязательно сами или алкоголики, или наркоманы. Я думаю, что каждый из вас сам может привести множество примеров о том, что во вполне благополучной семье peбeнoк становится наркоманом, алкоголиком или рабом других вредных привычек [5].
Идеальная ситуация при работе с зависимыми состояниями, когда в терапию включена вся семья. Зависимый в семье чаще всего является носителем проблемы всей системы. Он словно берет на себя больше, чем другие. Работать только с зависимым чаще всего бессмысленно. А порой, работустоитначинатьсо «здоровых» членов семьи. В любом случае, изменение даже одного элемента системы приводит к изменению всей системы.
Литература
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (ст. 51)
2. http://netzav.ru/blog/vidy-i-urovni-zavisimosti/
3. http://nezavisimost.pro/osnovnye-zavisimosti-i-prichiny-ikh-voz.html
4. http://www.psynavigator.ru/articles.php?code=684
5. http://vitaportal.ru/psihologiya/prichiny-vozniknoveniya-i-lechenie-psihologicheskoj-zavisimosti.html
Ключевые слова: зависимости, охрана здоровья. Keywords: addictions, health.
МозговкинаЕ.В.
«ИНТЕРНЕТ - ДОБРО ИЛИ ЗЛО?» ОСОЗНАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКАМИ23
ГБОУ СОШ №579 Приморского района Санкт-Петербурга, l. mozgovkina2017@yandex. ru
Зависимость от Интернета сегодня многими ставится уже в один ряд с алкогольной и наркотической зависимостями. Всё же в отношении последних специалисты сформулировали алгоритмы действий, позволяющих не только осознать возникшую проблему теми, кто оказался под ее влиянием, но и начать бороться с ней. В случае с интернет-зависимостью у детей всё по-другому. Пока взрослые убеждаются в том, что подмена мира реального миром виртуальным в жизни ребёнка является болезнью, требующей вмешательства для исцеления, сами дети, оказывается, осознают уже появившуюся у них зависимость от Интернета.
Неожиданно активные обсуждения среди учеников вызвали написанные в начале этого учебного года сочинения семиклассников на предложенную в учебнике по русскому языку тему «Интернет - добро или зло?» [1]. Не отличавшиеся многословностью в отношении сочинений-рассуждений подростки вдруг поделились своими мнениями по вопросу, который, казалось бы, актуален сегодня среди взрослых. В суждениях по заявленной проблеме дети чаще выступают в роли пострадавших от Интернета, а как сами они относятся к сетям всемирной паутины, для родителей и учителей заведомо понятный факт.
Действительно, большая часть размышлений о влиянии Интернета на жизнь современного человека начиналась с восхваления всех благ, даруемых обществу «царством безграничных возможностей» [2]. Дети сегодня понимают,
23
Mozgovkina E.V. « Internet - is it good or evil?» Teenager's awareness of internet addiction / State budget educational institution Secondary School №579 Primorsky district of St. Petersburg