Научная статья на тему 'Активная деятельность школьника взамен виртуальной реальности'

Активная деятельность школьника взамен виртуальной реальности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
128
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активная деятельность школьника взамен виртуальной реальности»

- создание комфортных условий для педагогической деятельности, в том числе здоровьесберегающих.

Литература

1. Богатырёва М.Р. Материальная и нематериальная мотивация персонала / Сборник конференции НИЦ Социосфера. - 2013. - № 57-1. - С. 46-47.

2. Степанов, П. Мотивация педагогов как воспитателей // Народное образование. - 2009. - № 2. - С. 190-196.

Ключевые слова: мотивация педагогов, здоровьесберегающая среда. Key words: motivation of teachers, health.

УДК 37.013.75

Михайлова С.В.

АКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКА

" 21 ВЗАМЕН ВИРТУАЛЬНОИ РЕАЛЬНОСТИ21

ГБОУ ДОД «Дом Детского Творчества» Приморского района Санкт-Петербурга,ш1к2102@mail. ru

На выбор этой темы меня натолкнула не так давно увиденная статья - интервью с нашим новым министром образования О. Васильевой. В нем Васильева затрагивает детскую интернет-зависимость в рамках школы. Выдержка из статьи: «Я буду делать все возможное, чтобы внеурочное время было направлено на воспитание и формирование школьника как человека». Она заявила о планах ограничить свободный интернет в школах: «Я считаю, что в школах интернету должна быть профилактическая замена. Чтобы ребенок занимался активной деятельностью, спортом, музыкой, чтобы отвлекать его от постоянного желания сидеть все время в сети» (ист. : http://katyusha.org/view?id=1517)

Для начала дам краткое определение виртуальной реальности. Виртуальность - Несуществующий, но возможный. Виртуальные миры. Виртуальная реальность (несуществующая, воображаемая) (ист: http://www.ozhegov). Вир-

21Mikhailova Svetlana V. active student instead of virtual reality State Budget Institution of additional education of Children's Creativity House Primorsky district of St. Petersburg.

туальная реальность, передается человеку через его ощущения: зрение, слух, обоняние, осязание и пр.В наше время виртуальность присутствует во всем: общение с друзьями, игра, обучение, оплата билета, закупка продуктов, вещей. Люди виртуально: знакомятся, дружат, признаются в любви, расстаются. Вербальное общение заменено буквами на экране. Настоящие эмоции - смайликами. Виртуальность дает людям много возможностей: все быстро, круглосуточно, не чувствуется расстояний в пространстве и барьеров в общении. Но при этом виртуальная жизнь забирает главное: духовную и эмоциональную составляющую человека, активность мышц не только тела, но и мозга. Отсутствие физической активности тела ведет к гиподинамии. Гиподинамия — малоподвижный образ жизни и болезнь современного человечества. Она является результатом избавления человека от физических нагрузок и труда. При этом наблюдаются нарушения функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) (http://www.ozhegov.ru). Отсутствие физической активности ведет к атрофии мышц, уменьшается сила и выносливость, нарушается обмен веществ, возникают расстройства нервной системы, страдает позвоночник и прочее. И.А. Маслов (1970) в опытах по гиподинамии продолжительностью от 15-ти до 120-ти суток отмечал ряд психических нарушений, таких, как ипохондрия, немотивированный страх, довольно выраженная депрессия и др. (ист.: В.И. Лебедев «Экстремальная психология», М., 2001, С. 143, глава «Гиподинамия»).

Современные дети, а особенно школьники, живут в век гиподинамии. Гиподинамия наблюдается не только в мышцах тела, но и в «мышцах» мозга. Просидев на уроке 45 минут, школьник выходит на 15-ти минутную перемену ипогружается в виртуальную жизнь. Чем же она так хороша? Почему даже самый неуверенный и закомплексованный ребенок чувствует себя в ней счастливым? «Компьютерная графика позволяет создать «эффект присутствия», чтобы человек мог уйти от жизненных проблем. Компьютерная иллюзия меньше разрушает человеческий организм. Она более управляема - игрок в любой момент может отвернуться от монитора или просто закрыть глаза. В играх времени нет. Прошлое в игре сложно отличается от будущего: трупы исчезают, следов перестрелки не остается. Возникает иллюзия обратимости действий, отсутствия в мире «стрелы времени» и ощущения вечности, возобновляемости существования... Современный заменитель алкоголя, наркотиков и психотехник, погружающих человека в «нирвану».» (ист.: В.Н.Дружинин «Варианты жизни»,

М.,СПб., 2000, С.131-132).

Так почему же мы, взрослые, позволяем детям уходить в столь нерадостный виртуальный мир? Да потому что так удобно. Так легче и проще. Нам не надо придумывать, чем занять ребенка, во что с ним поиграть. Позволь ребенку обрести себя в виртуальном мире и все проблемы воспитания решены. К сожалению, такого мнения придерживается большинство современных родителей. И, что очень печально, этого же мнения придерживаются и в школьном образовании (в дошкольном образовании пока что все в порядке, там полноценное воспитание личности посредством личного контакта с ребенком). У Януша Корчака есть понятие «удобный ребенок»: «Современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен, последовательно, шаг за шагом стремится усыпить, подавить, истребить все, что является волей и свободой ребенка ...» (ист.: Я.Корчак«Как любить ребенка», М.,1990, С.28).

Я считаю, что нам надо избавляться от навязанного современностью понятия «удобный ребенок».Вместо виртуальной жизни в школе необходимо продумывать и внедрять активную деятельность ребенка. Активную как физически, так и эмоционально. Опросив ребят из туристского клуба Приморского района и их родителей, составили краткий перечень того, что действительно можно привнести в школьную жизнь. К моей радости, в некоторых школах, это уже практикуется:

• Настольные игры (карточные)

• Шашки, шахматы

• Столы с настольным теннисом

• Стеллажи с книгами по тематикам

• Лего

• Мини-футбол, но в больших рекреациях

• Спортивное ориентирование

• Арт-подиум с акустической системой (поют, танцуют, читают стихи)

• Подвижные игры

В некоторых школах просто ставят запрет на гаджеты. Если не запрещать гаджеты, то ставить фильтр на интернет, чтобы был доступ только к играм на развитие, коллективным викторинам.

Данные варианты - реальная замена виртуальной жизни. Получив хотя бы часть этого в своей школе, школьник будет отвлечен от постоянного желания

сидеть в сети. Прежде чем что-то забрать, надо предложить альтернативу. А нам, взрослым, пора понять, что будущее наших детей зависит только от нас.

Михайлова Е.Н.

ЗАВИСИМОСТИ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ22

ГБОУ СШ №79 Калининского района Санкт-Петербурга,

School 79@mail. ru

Проблемы здоровьесбережения, популяризации здорового образа жизни являются актуальными [1]. Для достижения поставленной цели в любом образовательном учреждении осуществляется поиск новых форм, средств, методов построения здоровьесберегающей среды.

Термин «зависимость» в контексте гуманистической психотерапии обозначает несамостоятельность, привязанность к чему-то, что дает человеку возможность чувствовать себя удовлетворенным, неприлагая усилий для достижения удовлетворенности.

Специалисты выделяют несколько видов зависимостей: био-, психо-, социо-, духовная.

Био: биологический уровень. Химическая зависимость разрушает здоровье, разрушает тело, жизненно важные органы, вызывает различные болезни, приводит к смерти.

Психо: психический уровень. Меняется мировоззрение, ценности. Появляется «тоннельное» мышление, навязчивые мысли, желание менять эмоциональное состояние. Происходит нарушение психических функций (внимание, память, мышление).

Социо: социальный уровень. Происходит деформация межличностных отношений, появляются конфликты с обществом, совершаются противоправные действия.

Духовный уровень. Отличительные черты химически зависимого человека: цинизм, безнравственность. Наркотическое вещество становится Богом, которому поклоняется наркозависимый [2].

22Mikhaylova E.N. Addictions: myfhs and reality / State budget educational institution Secondary S^ool №79 КаНш^Ыу distort Qf St. Petersburg

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.