Научная статья на тему 'Виртуальное общение подростков как педагогическая проблема'

Виртуальное общение подростков как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2669
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / СОБЫТИЙНЫЙ ПОДХОД / ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / VIRTUAL COMMUNICATION / INTERNET ADDICTION / EVENT APPROACH / TOURIST AND REGIONAL STUDIES
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виртуальное общение подростков как педагогическая проблема»

УДК 37.013.75

Подлевских А.Н., Гусаков С.В., Мацкевич Е.С.

ВИРТУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ ПОДРОСТКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА27

ГБУ ДОД «Дом Детского Творчества»Приморского района Санкт-Петербурга

В последнее десятилетие от российских педагогов и психологов все чаще можно услышать, что появилось новое поколение «трудных подростков». Эти дети имеют ухоженный и приличный вид, не нарушают общественный порядок, не гуляют в ночное время и не собираются в шумные уличные компании. Они тихо сидят, уткнувшись в гаджет в коридоре школы или в персональный компьютер дома. Таких подростков очень трудно вовлечь в общественную или спортивную деятельность, они ничего не хотят и ничем не интересуются.

На самом деле это действительно серьезная социальная проблема. Ведь целое поколение наших подростков растёт и воспитывается в условиях виртуального общения в сети «В контакте» или в еще более сомнительной среде онлайн игр. У них нет друзей, а есть «френды», нет живого общения, есть «чат» и «лайки», нет реальных достижений, зато есть рейтинг игроков. В силу возрастных потребностей подросток полностью отрицает авторитет окружающих его взрослых и погружается в сферу своих интересов. Проводя много времени в виртуальной реальности, молодой человек наполняет свою жизнь суррогатом событий, создавая для себя эрзац реальности и отказываясь от собственного существования. Его ценностные ориентации, его отношение с социумом, его Я-концепция - все это формируется под влиянием хаотичного, зачастую агрессивного, информационного поля, ко всему прочему, еще и оторванного от национальной и культурной традиции.

В научной литературе под «виртуальным общением» подразумевается «разновидность коммуникации, которая носит опосредствованный компьютером характер, осуществляется с помощью телекоммуникационных систем» [5]. Мы выделили несколько градаций степени погружения вподобного рода ком-

27Podlevskikh A.N., Gusakov S.V., Matskevich E.S. Virtual communication of adolescents as a pedagogical problem / State Budget Institution of additional education of Children's Creativity House Primo sky district of St. Petersburg

муникации

1ая степень. Использование сети интернет только с рабочими или образовательными целями, обмена и передачи информации.

2ая степень. Произвольно контролируемое пользователем использование интернета не только для работы или учебы, но и для проведения досуга, релаксации и переключения.

3ья степень. Не поддающееся контролю пользователя желание войти в сеть интернет, долговременное пребывание в виртуальной сети в ущерб учебе, работе и здоровью.

В настоящее время существует много способов виртуального общения, основными из которых являются смс-сообщения, электронная почта, форумы, разнообразные конференции, чаты, сетевые игры и социальные сети.

Исследователи выделяют следующие особенности виртуального общения:

1. Анонимность.

Несмотря на то, что иногда возможно получить некоторые сведения анкетного характера и даже фотографию собеседника, они недостаточны для реального и адекватного восприятия личности. Кроме того, наблюдается укрывание или презентация ложных сведений. Вследствие подобной анонимности и безнаказанности в сети проявляется и другая особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения - аффективная раскрепощенность, ненормативность и некоторая безответственность участников общения.

2. Добровольность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.

3. Затрудненность эмоциональной компоненты общения. В то же время наблюдается стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания).

4.Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации. Как правило, сильное влияние на представление о собеседнике имеют механизмы стереотипизации и идентификации, а также установка как ожидание желаемых качеств в партнере.

5.Стремление к нетипичному, ненормативному поведению. Зачастую пользователи презентуют себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают не реализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии,

ненормативного поведения [10].

Попробуем рассмотреть причины, по которым подростки выбирают вместо реального общения виртуальное.

Основными причинами предпочтения человеком виртуального общения реальному считаются:

1. Недостаточное насыщение общением в реальных контактах.

2. Возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам фрустрированных в реальной жизни [10].

С нашей точки зрения, если говорить о подростковой среде, то к выше перечисленному следует добавить особенности подросткового возраста, ведущей потребностью которого является общение со сверстниками в области актуальных интересов, а также поиск новых форм общения и социальных ролей в рамках реакции эмансипации [9].

Исходя из этого, очевидно, что подростки 12-17 лет легко становятся активными пользователями социальных сетей и он-лайн игр. Их привлекает доступность, легкость и популярность среди сверстников данного вида времяпрепровождения. Способствует этому и получение «быстрых достижений» и «легких побед», присущих он-лайн играм.

В Санкт-Петербурге самой популярной социальной сетью является сеть «В-Контакте», возникшая в 2006 году и получившая огромную популярность в России, вытеснив сети «Одноклассники» и «Facebook».

Сеть «В-Контакте» предоставляет пользователю возможности не только для общения в режиме чата, но и отсроченную коммуникацию в режиме форума, а также является средством для обмена аудио, видео и фото информацией, практически в неограниченном объеме. Кроме того, она включает в свой контент разнообразные он-лайн игры на любой вкус.

Отдельно стоит обозначить он-лайн игры MMORPG, типа Lineage, World of Warcraft, Minecraft, рассчитанные на взаимодействие живых игроков под вымышленными образами в виртуальной реальности. Они вовлекают юного пользователя своей красочностью и занимательностью, дают ощущение значимости, принадлежности к субкультуре, обществу, создают видимость личностных достижений. Будучи изначально средством проведения досуга, увлечение он-лайн играми, по совокупности характеристик, является одной из наиболее частых причин возникновения интернет-зависимости у подростков и молодежи.

В психологии и психиатрии, под зависимостью понимают особое поведение человека, выражающееся в том, что та объективная реальность, которая есть в наличии, перестаёт удовлетворять в полной мере духовные потребности личности (потребность в общении, в самоуважении, в реализации своего «Я» и т. д.), что в свою очередь заставляет его искать некую альтернативную реальность, где бы эти потребности могли получить удовлетворение.

Это важно понять по той причине, что не всякое виртуальное общение можно назвать зависимостью. Вообще, большой вклад в определение критериев психологической зависимости, равно как и в избавление от них, вносит специальная научная дисциплина - аддиктология.

Аддиктологией зависимость от интернета рассматривается как одна из нехимических аддикций или поведенческих аддикций [3]. В свою очередь нехимическими называются те аддикции, где объектом зависимости становится поведенческий паттерн (модель, образец для подражания).

М. Орзак [3] выделила следующие психологические и физические симптомы, характерные для интернет-зависимости:

Психологические симптомы:

• Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером.

• Невозможность остановиться.

• Увеличение количества времени, проводимого за компьютером.

• Пренебрежение семьей и друзьями.

• Ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером.

• Ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности.

• Проблемы с работой или учебой.

Физические симптомы:

Синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц).

• Сухость в глазах.

• Головные боли по типу мигрени.

• Боли в спине.

• Нерегулярное питание, пропуск приемов пищи.

• Пренебрежение личной гигиеной.

• Расстройства сна, изменение режима сна.

Признаками наступившей интернет-аддикции являются следующие крите-

рии:

• Всепоглощенность Интернетом;

• Потребность проводить в сети все больше и больше времени;

• Повторные попытки уменьшить использование Интернета;

• При прекращении пользования Интернетом возникают симптомы отмены, причиняющие беспокойство;

• Проблемы контроля времени;

• Проблемы с окружением (семья, школа, работа, друзья);

• Ложь по поводу времени, проведенного в сети;

• Изменение настроения посредством использования Интернета.

Следует выделить еще один важный аспект, связанный с интернет-

аддикцией и влияющий на становление иных форм девиантного поведения у детей и подростков. Это серьезные опасности, с которыми можно встретиться, непосредственно находясь в режиме он-лайн:

• эксплуатация доверия к детям: их могут соблазнить на совершение непристойных действий;

• доступ к порнографии: дети могут наткнуться на порнографию ввиду ее широкого распространения в сети. Программное обеспечение, ограничивающее доступ детей в такие сайты, не всегда срабатывает, а часто вообще отсутствует: его может не быть в школе, в библиотеке;

• неподходящие контент-сайты с деструктивным содержанием, например, с инструкциями по изготовлению бомбы или наркотических веществ;

• увлечение сетевыми играми с насилием, существенно повещающее агрессивность пользователя [3].

Помимо вышеописанных психологических проблем, постоянное пребывание в сидячем положении за компьютером или гаджетом пагубно отражается на физическом здоровье ребенка. Отсутствие движения в жизни подростка очень быстро приводит к гиподинамии, которая, в свою очередь, приводит к разнообразным сердечно-сосудистым заболеваниям, а также проблемам с опорно-двигательным аппаратом, органами зрения и репродуктивной функцией. Подростковый возраст и так характеризуется нестабильным состоянием здоровья из-за неравномерного темпа роста различных групп мышц, изменения гормонального фона и т.д, а в совокупности с приобретённой гиподинамией ребенок-подросток может нанести своему здоровью непоправимый вред. А, учитывая катастрофический рост увеличения юных пользователей социальных сетей, мы

имеем очень серьезную проблему со здоровьем нации в будущем, которая уже через 15 лет может стать, кроме всего прочего, причиной значительного демографического спада.

Исходя из актуальности имеющейся проблемы, современные педагоги-исследователи активно ищут эффективные средства предотвращения и профилактики зависимости от виртуального общения у подростков и молодежи, зачастую доходя до достаточно экстремальных.

Так, например, по нашему мнению, полный отказ от использования сети интернет в школе при современном развитии цивилизации невозможен, умение пользоваться сетью для получения и обмена информацией - это актуальное, необходимое для успешной самореализации умение современного человека. Кроме того, запрещая подростку что-либо делать, взрослые могут спровоцировать обратную реакцию, которая еще быстрее приведет к интернет-зависимости.

Необходимо выработать такой педагогический инструментарий, который позволит сформировать у подростка интерес к другим, альтернативным видам деятельности, причем деятельность эта должна быть выбрана подростком добровольно, стать своего рода источником позитивной зависимости, которая могла бы вытеснить потребность в постоянном виртуальном общении. При этом необходима не просто досуговая деятельность, насыщающая жизнь ребенка сенсорными и коммуникативными впечатлениями. Важно сформировать у ребенка потребность в деятельности, оказывающей положительное влияние на его развитие, способствующей его саморазвитию и социальной самореализации.

Подходящим инструментарием для формирования данной потребности обладает экзистенциальная педагогика, получившая развитие в России последние 20 лет.

По мнению д.п.н. профессора М.И. Рожкова, основной целью деятельности педагога, работающего с юношеством, с точки зрения экзистенциальной педагогики, является создание условий, в которых молодой человек посредством рефлексии происходящих жизненных событий ценностно самоопределяется, а затем социально самореализуется [6].

Событийный подход в рамках экзистенциальной педагогики предполагает, что наиболее эффективными методами воспитания подростка обладает так называемый воспитательный коллектив, интуитивно применяемый еще А.С. Ма-

каренко. Однако, в отличие от советской педагогики, экзистенциальная педагогика рассматривает существование ребенка в социуме (школе, учебном объединении и т.д.) через призму со-существования и со-бытия. При этом воспитательным детский (детско-взрослый) коллектив становится при возникновении в нем т.н. детско-взрослой событийной общности.

Такой вид общности предполагает неформальное соприкосновение жизней (бытия) нескольких людей, пересечение в общем эмоционально-психологическом и ценностно-смысловом пространствах, которое ощущается ими как встреча Я-МЫ, духовная общность, «чувство МЫ». В со-бытийной общности человек испытывает высокое эмоционально-интеллектуальное напряжение, пребывание в ней может выводить его на феномен «прозрения» и «открытия» нового знания для себя, индивидуального смысла, опыта самореализации, ощущение и рефлексии собственного бытия [8].

Данный подход невозможен при применении директивных методик управления коллективом со стороны взрослого. Основными методами регулирования процесса развития личности ребенка должны выступать педагогическая поддержка и педагогическое сопровождение [7].

Соответственно, деятельность учебного детского объединения, в котором усилиями педагога или педагогов сформировались элементы детско-взрослой со-бытийной общности, по совокупности характеристик может стать той самой «позитивной зависимостью» для подростка, которая вытеснит интернет-зависимость или вообще не даст ей сформироваться.

Необходимо всего лишь подобрать деятельность, в рамках которой дети и взрослые добровольно и долгосрочно объединены ценностно-смысловой и эмоционально-психологической общностью, общностью интересов и целей.

Последние 10 лет в педагогической практике ряда туристских объединений Центрального и Приморского района Санкт-Петербурга применялись элементы событийного подхода в рамках экзистенциальной педагогики. Эмпирически накопленный опыт позволяет нам сделать вывод, что оптимальной средой для формирования в коллективе детско-взрослой событийной общности является туристско-краеведческая деятельность, как осуществляемая детским объединением постоянно, являясь основой педагогического процесса (туркружок, секция, турклуб), так и осуществляемая объединением наряду с другими мероприятиями (например, у школьных детских общественных объединений социально-педагогической направленности).

Основой туристско-краеведческой деятельности является самодеятельный туристский поход - многодневное нестационарное путешествие, совершаемое по заданному маршруту и связанное с выполнением разнообразных образовательных и воспитательных задач.

Многодневный поход проходит, как правило, в условиях полной автономности от комфортной городской жизни, телевизора и интернета. Подросток уезжает на 10 дней и больше, проводит их в условиях сенсорно насыщенной среды, богатой визуальными, тактильными и эмоциональными впечатлениями. При этом он не испытывает психологического дискомфорта, мало того, по возвращении участники туристского похода достаточно долго не испытывают потребности в избыточном виртуальном общении или он-лайн играх. А при интенсивных, долгосрочных занятиях туризмом подросток, имея в своем багаже «реальные достижения», «настоящие эмоции и впечатления»- может вообще потерять к ним интерес.

Кроме того, деятельность в туристском походе далека от гиподинамии, -это нормированные физические нагрузки на свежем воздухе, здоровое и регулярное питание и регулярный нормированный сон. Все что необходимо ребенку для достижения оптимального состояния здоровья.

При правильно организованной воспитательной работе в туристской группе легко формируется детско-взрослая событийная общность. Способствуют этому и «помогающие отношения» между членами группы, и совместная со взрослыми деятельность по преодолению трудностей туристского быта и маршрута, и общее ценностно-смысловое и эмоциональное поле, характерное для автономной группы. Руководитель туристской группы - это чаще всего неформальный авторитет и значимый взрослый, которому доверяют и мнение которого подростки воспринимают без присущей возрасту критичности. В такой группе подросток удовлетворяет свои основные социальные потребности и чувствует себя значимым и нужным.

Удовлетворяя потребность в общении и, одновременно, находясь в сенсорно-насыщенной среде, подросток получает «ситуацию-образец», в которой ему очень комфортно и в которую ему хочется возвращаться снова и снова.

Таким образом, туристско-краеведческая деятельность и становится искомой «позитивной зависимостью», противопоставленной и полностью замещающей «виртуальное общение». Подросток-участник туристской группы выбирает настоящую реальность, в которой он общается с реальными, дружески

настроенными людьми, получает богатые впечатления от природы, событий походной жизни, погружения в информационную среду детско-взрослой событийной общности, испытывает посильные физические нагрузки и приучается вести исключительно здоровый образ жизни.

Литература

1. Григорьев Д.В. Создание воспитательного пространства: событийный подход // Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания: Сб. науч. статей / Сост. и отв. ред. Д.В. Григорьев, ред. Е.И. Соколова. -Пермь: 2001.

2. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25. - № 1. - C. 90-100.

3. Егоров А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции // Аддиктология. 2005. № 1. С.65-77.

4. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддик-тивных расстройств: дис. ... канд. мед.наук. Новосибирск, 2004. 157 с.

5. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А.Н. Щукин/ М.: Издательство ИКАР, 2009.

6. Рожков М.И. Концепция экзистенциальной педагогики // Ярославский вестник. 2002. №4.

7. Рожков М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодёжью: Юного-гика.— М.: Владос, 2009.

8. Событийность в образовательной и педагогической деятельности / Под редакцией Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной. Выпуск 1(43). 2010. - Научно-методическая серия «Новые ценности образования».

9. Шевченко И.А. Некоторые психологические особенности общения посредством Internet // Флогистон. 2007. 27 мая. [Электрон. ресурс]. - Источник: http://flogiston.ru/articles/netpsy/sevchenko.

10. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка / Вопросы психологии. - 1995.

Ключевые слова: виртуальное общение, интернет-зависимость, событийный подход, туристско-краеведческая деятельность.

Keywords: virtualcommunication, internet addiction, event approach, tourist and regional studies. УДК 37.04

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.