Научная статья на тему 'Интернет в мире современного подростка: гамельнский дудочник или Млечный путь'

Интернет в мире современного подростка: гамельнский дудочник или Млечный путь Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1250
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕР / ИНТЕРНЕТ / ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЯ / ПОДРОСТКОВАЯ ИНТЕРНЕТНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Красильников Г.Т.

В данной статье освещается ряд сложных аспектов проблемы подростковой интернетной зависимости. Актуальность темы определяется недостаточной определенностью понимания интернет-аддикции как нозологической единицы, а также все возрастающей распространенностью данного расстройства. Приводятся данные зарубежных и отечественных исследований распространенности этой аддикции на рубеже веков и в последние годы. Автор приводит результаты собственного неструктурированного сравнительного исследования распространенности интернетной и наркотической зависимости среди призывников и допризывников. Дальнейшее изложение касается описания социальных, социально-психологических и технологических условий, оказывающих влияние на подростковую увлеченность интернетом. Описывается огромная позитивная роль интернета в современном мире. А зависимое пользование интернетом формируется при сочетании ряда негативных факторов, способствующих развитию аддиктивного личностного радикала. Отмечаются сложности коррекции и лечения данной аддикции, что повышает значение ее профилактики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET IN THE WORD OF MODERN TEENAGER: PIED PIPER OR MILKY WAY

This article describes the number of complex issues of the problem of juvenile Internet addiction. Actuality is determined ill-defined understanding of internet addiction as a nosological entity, as well as all the increasing prevalence of this disorder. There are the data of foreign and domestic research the prevalence of addiction at the turn of the centuries, and in recent years. The author cites the results of his own comparative unstructured study of prevalence Internet and drug addiction among conscripts and youth of premilitary age. A further presentation is to describe the social, psycho-social and technological conditions that affect teenage enthusiasm internet. It describes a huge positive role of the Internet in today's world. A dependent Internet use is formed by a combination of negative factors contributing to the development of addictive personal radical. There have been the complexity of the correction and treatment of this addiction, which increases the importance of its prevention

Текст научной работы на тему «Интернет в мире современного подростка: гамельнский дудочник или Млечный путь»

УДК 616.89-008.441.3-08 ББК 88.5

ИНТЕРНЕТ В МИРЕ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА: ГАМЕЛЬНСКИЙ ДУДОЧНИК ИЛИ МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ

Г.Т. КРАСИЛЬНИКОВ, ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России, Краснодарское ВВАУЛ

(ВИ) МО РФ, Краснодар, Россия

Аннотация

В данной статье освещается ряд сложных аспектов проблемы подростковой интернетной зависимости. Актуальность темы определяется недостаточной определенностью понимания интернет-аддикции как нозологической единицы, а также все возрастающей распространенностью данного расстройства. Приводятся данные зарубежных и отечественных исследований распространенности этой аддикции на рубеже веков и в последние годы. Автор приводит результаты собственного неструктурированного сравнительного исследования распространенности интернетной и наркотической зависимости среди призывников и допризывников. Дальнейшее изложение касается описания социальных, социально-психологических и технологических условий, оказывающих влияние на подростковую увлеченность интернетом. Описывается огромная позитивная роль интернета в современном мире. А зависимое пользование интернетом формируется при сочетании ряда негативных факторов, способствующих развитию аддиктивного личностного радикала. Отмечаются сложности коррекции и лечения данной аддикции, что повышает значение ее профилактики.

Ключевые слова: компьютер, интернет, интернет-аддикция, подростковая интернетная зависимость.

Актуальность. Проблема подростковой интернетной зависимости характеризуется все возрастающей актуальностью, что определяется рядом обстоятельств. Прежде всего, она не имеет статуса идентифицируемого расстройства, хотя еще в середине 1990-х годов американский психиатр Goldberg I. [24] предложил термин "интернет-аддикция" для обозначения этого явления, а также набор диагностических критериев. Однако по настоящее время сохраняется ее неопределенность среди других аддикций, что отражается даже в отсутствии общепринятого названия и наличии синонимов: компьютерная зависимость, нетаголизм, виртуальная аддикция, интернет-поведенческая зависимость,

избыточное/патологическое использование интернета, интернетомания и др. Поэтому не случайно в 2013 году интернетная аддикция не была включена в новую американскую DSM-V, как ожидалось многими. Эксперты-разработчики

посчитали, что на сегодняшний день не существует строгих доказательства интернет-зависимого расстройства как нозологической единицы [23, 26]. Очевидно, что решение данного вопроса передвинуто на будущие систематические исследования.

Другой аспект, подтверждающий актуальность, заключается в

стремительном увеличении

распространенности как числа

пользователей интернетом, так и интернет-зависимых лиц и среди общего населения, и в подростковой среде. Если на рубеже веков приводились данные о том, что распространенность интернет-зависимости среди населения составляет от 1 до 5% [19, 21], то более современные популяционные исследования в США и в Европе показывают распространенность данной аддикции до 8,2% пользователей [22, 26]. Точных данных о количестве интернет-аддиктов в России не имеется из-за отсутствия масштабных исследований. По

выборочным данным В.А. Лоскутовой (2000), использовавшей результаты анализа 3500 анкет-тестов K. Янг на интернет-зависимость, было выявлено, что среди всех респондентов в исследованной выборке "здоровых" оказалось 74%, "пограничных" - 24%, "зависимых" - 2% [11]. Анализ распространенности интернет-зависимого поведения среди московских подростков, сделанный В.Л. Малыгиным, А.С. Искандировой и др. [12], показал, что 4,3% из них имеют признаки сформированного интернет-зависимого поведения, а 29,3% от общей выборки злоупотребляют интернет-ресурсами и относятся к группе риска в отношении проблемного использования Интернета. По данным белорусских исследователей Е.И. Цимберовой и др., обследовавших с помощью теста K. Янг выборку из 761 учащегося из средней школы, лицея и колледжа, были установлены следующие показатели: здоровые - 87,6%, пограничные - 9,2% и зависимые - 3,2%. Однако в проблеме подростковой Интернет-зависимости остается ряд нерешенных вопросов, обусловленных небольшим числом исследований. Например, противоречивы данные о возрастном периоде, когда повышен риск развития данной аддикции. Более распространенным является мнение о повышенном риске подросткового возраста [5, 12, 14, 17], причем по Репиной [12], лишь 4% опрошенных по методике К. Янг подростков не имеют интернет-звисимости. Наряду с этим, существует представление, что интернет-зависимости обычно формируется в конце тридцатилетнего -начале сорокалетнего этапа жизни [22].

Приведем данные собственного исследования по теме. В 2011-2012 г.г. автор работал психиатром в призывной комиссии военного комиссариата. Было обследовано 1240 подростков и юношей допризывного и призывного возраста (1620 лет) городского и сельского места проживания. В процессе клинического интервьюирования, направленного на решение основного вопроса призыва (" годен или не годен" к несению воинской службы), автор задавал им дополнительные

вопросы о случаях возможной наркотизации (курительный или

шприцевой прием наркотиков) или чрезмерном увлечении компьютером среди сверстников призывника. Чрезмерность использования компьютера определялась по таким сообщенным сведениям: время провождение за компьютером свыше 3-4 часов в день; резкое ограничение контактов со сверстниками в связи с этим; снижение качества контактов - темы разговоров сводились к интернетной тематике; появление серьезных проблем в семье и школе из-за злоупотребления

компьютером. Непрямая адресация к объектам обследования (информация касалась не самих респондентов, а их контактных сверстников) и

конфиденциальное отношение к

сообщаемой информации позволяли надеяться на ее относительную достоверность. В результате проведенных опросов было установлено, что наркотизация (в форме курения или инъекционного применения наркотиков) встречалась в контактном окружении сверстников подростка в 2,2%, тогда как анормальная занятость компьютером отмечалась респондентами у 15,6% своих сверстников. Указанные данные свидетельствуют о том, что сверхувлеченность подростков

компьютером, приводящая к серьезным нарушениям социальной адаптации, встречается значительно чаще, чем наркотизация. Хотя полученные показатели имеют относительную точность из-за неструктурированных условий

исследования, они значительно превышают данные приведенных выше литературных источников и могут свидетельствовать о нарастающей распространенности среди подростков интернетной зависимости. Поэтому эти тревожные данные заслуживают их рассмотрения в более широком контексте, в плане - какие же социальные условия и воздействия влияют на жизнь и внутренний мир подростков, что такое востребованное место там занимает интернет?

Прежде всего, следует отметить продление подросткового периода, времени

социализации, вхождения во взрослую жизнь. Все увеличивается разрыв между сроком достижения биологической и социальной зрелости. Это происходит за счет того, что удлиняется время обучения и получения профессии, что финансовая и иная зависимость от родителей длится до 25 и более лет, что становится обычным делом. Изменяются типы семей, более половины детей живут в неполных семьях, после развода, или рождены вне брака, что затрудняет применение прежних стереотипов семейного воспитания. Кроме того, жизненный опыт родителей оказывается мало приложим к жизненному обиходу современных подростков. У родителей все больше времени тратится на работу и уменьшается время на семейное воспитание детей. Еще одно социальное изменение, которое происходит во всем мире, это возрастание страха насилия, который переживают многие: и взрослые и подростки. Вместо ожидаемого роста гуманизма в XXI веке растет агрессия и насилие в СМИ, в обществе, в семье. Молодые люди и умирают чаще от насильственной смерти: ДТП,

самоубийства, несчастные случаи, убийства, чем от болезней. Многие подростки стали безразличны к насилию, считают его необходимой и приемлемой частью жизни [8]. Следующее важное условие в подростковой среде - широкое распространение домашнего использования компьютеров с выходом в интернет, как отражение тотальных стремительных технологических изменений,

несопоставимых с прежними временами.

Этот все нарастающий динамизм и изменчивость современного мира американский философ-футуролог Э. Тоффлер характеризует как "Третья волна" в истории человечества, выстраивая историческую линию развития

человечества, как закономерную смену технологических цивилизаций: "первая волна" - "сельскохозяйственная

цивилизация", а вторая - "индустриальная цивилизация". Зарождающаяся на наших глазах "новая цивилизация третьей волны" несет с собой глубочайшие изменения: новые семейные отношения; иные способы

работать, любить и жить; новую экономику и политику, а так же и новое сознание. И если в происходящих изменениях не усматривать зарождение новой глобальной логики, то эти инновации воспринимаются как хаос, как просто распад прежних устоев жизни. А если концентрированно упростить, то базовым стержнем и паролем новой нарождающейся цивилизации является информация [15].

Информатизация пронизывает все поры общества: технологии, политику, быт, искусство, семью. Самый богатый человек мира уже не индустриальный магнат, как было в недавнем прошлом, а Билл Гейтс, "повелитель" мира информации.

Гигантским хранилищем информации является интернет; его просторы привлекают своей яркостью, обилием и доступностью любой информации, свободой общения с другими людьми. Интернет открыт 24 часа в сутки, 365 дней в году. В нем в оцифрованном формате содержится вся история и культура человечества. Информационные ресурсы всего мира находятся на расстоянии доступности компьютерной клавиатуры, для пользования ими не обязательно ходить в библиотеки, театры, музеи. Интернет бесконечно неисчерпаем информацией и знаниями, как Млечный путь звездами. Почти все сферы жизни человека оказались захвачены компьютеризацией, компьютер прочно утвердился в статусе одной из важнейших вещей также и в жизни современных детей и подростков. Большинство из них использует свои ноутбуки и стационарные ПК для того, чтобы играть в компьютерные игры, которые зачастую становятся

неотъемлемой частью жизни и даже некоторым образом влияют на воспитательный процесс. Компьютер начинает выполнять не только развлекательную, но и образовательную функцию, ведь с помощью него можно также читать книги, слушать музыку, смотреть кино, и делать множество других интересных вещей. Игры онлайн развивают логическое мышление, тренируют навыки достижения цели, что может быть перенесено в последующем из

виртуального в реальный мир. Многообразие функций компьютера, открывает перед подростком практически безграничные возможности для

образования, творчества и исследований.

В литературе [5] выделены положительные стороны интернетных взаимодействий, обеспечивающие

реализацию базовых потребностей человека:

- познавательных (поиск новой информации, повышение квалификации, получение экспертного мнения);

- коммуникативных (родственное, интимное, дружеское, деловое общение);

- потребности в саморазвитии (творческая реализация, самообразование, демонстрация достижений:

- рекреации (игры, досуг, увлечения);

- аффилиации (новые знакомства, сотрудничество, поиск единомышленников, сопричастность к группе, партнерство).

Но именно эти свойства интернета и таят в себе реальную опасность: игры on-line, чаты, социальные сети, развлекательные порталы, легкая доступность почти любой информации завораживает и затягивает в виртуальное пространство интернета. Особую опасность этот виртуальный соблазн представляет для подростков. В немецком фольклоре со средневековых времен сохранилась баллада о крысолове из г. Гамельна, который игрой на волшебной флейте увел за собой всех детей города. При определенных условиях интернет, обладая завораживающим

информационным ресурсом, может превратиться в гамельнского флейтиста, увлекающего и уводящего адептов в свой виртуальный мир. В подростковом возрасте одной из ведущих потребностей становится потребность в общении. Поиск идентичности, по выражению Э. Эриксона, является главным достижением

подросткового периода. Часто у них возникает чувство одиночества, желание "стать". Подростки нередко считают, что они старше и взрослее, чем их хронологический возраст. Поэтому они часто акцентированы на проявлении эмоциональной независимости от родителей в стремлении принять

ответственность за свои поступки, что привносит напряженность в их взаимоотношениях с родителями. Свои нерешенные проблемы, неудовлетворенные потребности они могут частично смягчить или иллюзорно разрешить в виртуальном мире интернета. Разумеется, далеко не каждый подросток, с увлечением заходящий в интернет, становится зависимым. В большинстве случаев период интенсивного увлечения интернетом проходит как преходящее увлечение, как "интернетная ветрянка", которая сменяется переключением на актуальные проблемы реального мира и рациональным применением интернета. Так, возникшая влюбленность может быстро "вылечить" подростка (а зависимыми чаще становятся именно мальчики и юноши) от компьютерной страсти. О становлении зависимости можно говорить в тех случаях, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности [7]. Тогда использование интернета начинает причинять ущерб физическому, психологическому,

межличностному, экономическому и социальному функционированию индивида [2, 3, 13].

Существует несколько факторов риска, сочетание которых может "запустить" зависимость [4, 9, 12]. Среди рисков развития зависимости первый фактор, лежащий, так сказать, на поверхности, находится в самом взаимодействии подростка с интернетом в условиях бесконтрольного его использования. При вовлеченном выходе в интернет у подростка происходит определенное изменение состояния сознания. Как и в любом измененном состоянии сознания все, что происходит в киберпространстве, кажется не менее реальным, чем действительность. И увлеченный интернетом подросток постепенно начинает смотреть на мир "виртуальными" глазами, пытаясь перенести в свою психическую реальность характеристики интернетного мира, замещая реальность

виртуальным миром (Войскунский, Егоров, Красильников). Обычно родители, основное время уделяющие материальному обеспечению семьи, таких "компьютерных детей" воспринимают как послушных и благополучных, не требующих внимания, хотя они и стали тихими и замкнутыми. И только когда у ребенка начинаются проблемы со здоровьем, со школьными и семейными обязанностями, родители замечают серьезность произошедших изменений. Другим и одним из основных факторов следует считать наследственную предрасположенность к формированию зависимости. Ибо сущностным феноменом в развитии зависимости является становление аддиктивной личности, для которой аддиктивные реализации становятся предпочтительным способом саморегуляции [6]. Именно возникший аддиктивный личностный радикал является причиной легкого перехода от одного вида аддикции к другой [5, 7]. Из других факторов, облегчающих развитие данной аддикции, - неблагополучная ситуация в семье, где нет полноценных эмоциональных межличностных

отношений и отсутствует культура дозированного пользования компьютером. Определенную роль в этом же плане играет и отрицательное влияние сверстников.

Интернет-зависимость может возникать от самых различных форм использования интернета, поэтому к настоящему времени известно описание таких клинических форм данной аддикции.

1. Патологическое увлечение

компьютерными играми в Сети (гэмблинг); 2. Пристрастие к виртуальному общению в чатах, веб-форумах с почти полной заменой реальных личных связей на общение в формате "on-line"; 3. Патологическое влечение к посещению порносайтов и к занятию киберсексом; 4. Пристрастие к бесконечным просмотрам фильмов через интернет; 5. Гипертрофированный веб-серфинг - бесконечные путешествия по Сети, когда человек завораживается интенсивными "псевдособытиями"

виртуальной реальности, выключаясь из реальной жизни.

С возрастанием форм применения интернета, очевидно, будут возрастать и клинические формы интернетной зависимости.

Коррекция и терапия аддикции представляет собой серьезную проблему, что объясняется рядом специфических обстоятельств. Во-первых, почти для всех пациентов характерна тотальная анозогнозия с отрицанием признаков болезненности собственного поведения. Кроме того, на сегодняшний день не существует фармакологических

препаратов, непосредственно влияющих на основной симптом зависимости - влечение к объекту зависимости, кроме налтрексона [13]. Однако среди интернет-зависимых отмечается высокий уровень коморбидных аффективных депрессивных, тревожных, обсессивно-компульсивных и других расстройств [2, 5, 13, 24]. Это оправдывает применение психотропных средств (антидепрессантов, антипсихотиков,

анксиолитиков, стабилизаторов

настроения), наряду с ведущим психотерапевтическим подходом.

Эффективность подобных программ подтверждена метаанализом, включившим 16 исследований, в которых принимало участие 670 человек [27]. Целью лечения, по мнению многих авторов, обычно является контролируемое использование Интернета, а не полное воздержание от него [5, 11, 14].

Недавно был проведен Научный симпозиум "Интернет-зависимость:

психологическая природа и динамика развития". Он прошел в рамках одноименного совместного проекта факультета психологии МГУ, Фонда Развития Интернет и Общероссийской общественной организации "Лига здоровья нации". Научный руководитель проекта -А.Е. Войскунский (факультет психологии МГУ). В рамках симпозиума свои точки зрения по заявленной проблеме высказали зарубежные и отечественные специалисты. Участниками было высказано предложение о создании национального комитета по нехимическим аддикциям (включая Интернет-зависимость) со следующими задачами: участие в разработке

законодательных актов, препятствующих распространению данных патологических форм поведения, создание

профилактических программ и т.д. [5] Это дает надежду предполагать, что намечается комплексный подход к решению этой актуальной проблемы.

Безусловно, компьютеры и интернет все шире используются в самых разных отраслях науки и практики. Поэтому умение обращения с ними стало необходимым для того, чтобы входящий в жизнь молодой человек освоил этот атрибут современной культуры, для того чтобы в дальнейшем овладеть какой-либо серьезной профессией. Это увеличивает риски возрастания распространенности интернет-аддикции. Действенной

профилактикой чему может служить повсеместное распространение культуры рационального использования компьютера и интернета. Изложенные положения дают основания для следующих выводов: 1) На сегодняшний день представить себе мир без интернета практически невозможно. Компьютер и интернет обладают безграничным информационным и полифункциональным ресурсом, что обусловливает лавинообразность роста его использования и необратимость

проникновения во все сферы жизни взрослых, подростков и молодежи. 2)

Неконтролируемое использование

интернета детьми и подростками чревато появлением у них нарушений физического и психологического здоровья, а также развития привыкания к интернету с формированием интернет-аддикции,

вероятность чего возрастает при наличии у пользователя личностных или семейных проблем. 3) В случаях прогрессирования интернет-зависимости у подростков происходит дегуманизация и опустошение личности, по степени деструкции напоминающее изменения личности при героиновой наркомании, что заслуживает серьезного внимания к данному виду аддикции. 4) В связи с высокой аддиктогенностью интернета и большим риском развития у подростков интернетной зависимости, бесконтрольное пользование ими интернета становится серьезной социальной проблемой. Поэтому необходима разработка профилактических программ безопасного использования компьютера и интернета с внедрением этих программ на разных уровнях. Кроме того, надо бы предлагать при покупке компьютера обязательную настольную информацию по профилактике зависимости для самих пользователей компьютером, по аналогии с покупкой любого сильнодействующего средства.

Список литературы

1. Бурова В.А. Механизмы формирования интернет-аддикции / В.А. Буров, В.И. Есаулов // Материалы XIII съезда психиатров России. - М., 2000. - С. 290-291.

2. Бухановский А.О. Зависимое поведение: клиника, динамика, систематика, лечение, профилактика: Пособие для врачей / А.О. Бухановский, А.С. Андреева, А.О. Бухановская. - Ростов н/Д: Изд-во ЛИНЦ Феникс, 2002.

3. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета / А.Е. Войскунский // Психологический журнал. 2004. Т.25. № 1. C.90-100.

4. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости /А.Ю. Егоров. - СПб.: Речь, 2007. - 190 с.

5. Егоров А.Ю. Современные представления об интернет-аддикциях и подходах к их коррекции / А.Ю. Егоров //Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2015. - N 4(33). - C. 4

6. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / Ц.П. Короленко // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - 1991. - № 1. - С. 8-15.

7. Короленко Ц.П. Психосоциальная аддиктология / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2001.

8. Крайг Г. Психология развития /Г. Крайг, Д. Бокум - 9-е изд.- СПб.: Питер, 2012.

9. Красильников Г.Т. Существует ли предрасположенность к адцикциям (факторы риска) / Г.Т. Красильников, Я.П. Гирич //Консилиум. - 1999. - № 2. - С. 21-22.

10. Красильников Г.Т. Виртуальный подход и психическая реальность) / Г.Т. Красильников, Э.А. Крачко, Ф.В. Мальчинский //Матер. VII Всеросс. научно-практич. конф. с международным участием. - Анапа: Изд-е филиала РГСУ в Анапе, 2014. - С. 141-145.

11. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: автореф. дис. ... канд. мед. наук. /В.А. Лоскутова- Новосибирск, 2004.

12. Репина М.А. Проблема интернет-зависимости среди подростков / М.А. Репина, А.Ф. Федоров // Молодой ученый. - 2014. - №20. - С. 662-664.

13. Руководство по аддиктологии / Под ред. проф. В. Д. Менделевича. - СПб.: Речь, 2007. -768 с.

14. Смирнова Е.А. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика: пособие для школьных психологов / Е.А. Смирнова, В.Л. Малыгин, А.Б. Искандирова и др. - М.: Мнемозина, 2010. -136 с.

15. Тоффлер Э. Третья волна /Э. Тоффлер //Пер. с англ. -М.: АСТ: АСТ, 2010.

17. Якушина Е.В. Подростки в Интернете: специфика информационного взаимодействия / Е.В. Якушина // Педагогика. - 2001. - №4. - С. 55-61.

19. Янг К. Диагноз - Интернет-зависимость /К. Янг //Мир Интернет. 2000. №2. С. 24-29.

20. Goldberg I. Internet addiction disorder. 1996 / I. Goldberg // Psychom.net [Electronic resource]. -http://www.psycom.net (science, accessed 20 November 2004).

21. Griffiths M.D. Internet addiction - time to be taken seriously? //Addiction Research. - 2000. - Vol. 8, № 5. - P. 413-419.

22. Sasmaz T., Oner S., Kurt A.O. et al. Prevalence and risk factors of Internet addiction in high school students // Eur J Public Health. - 2014. - Vol. 24, № 1. - P. 15-20.

23. van Rooij A., Prause N. A critical review of "Internet addiction" criteria with suggestions for the future // Journal of Behavioral Addictions. - 2014. - Vol. 3, № 4. - P. 203-213.

24. Weinstein A. Comorbidity of Internet addiction with other psychiatric conditions // Journal of Behavioral Addictions. - 2015. - Vol. 4(Suppl. 1). - P. 43.

26. Weinstein A.M., Lejoyeux M. Internet addiction or excessive internet use // Am J Drug Alcohol Abuse. - 2010. -Vol. 36, № 5. - P. 277-283.

27. Winkler A., Dorsin B., Rief W. Treatment of internet addiction: a meta-analysis // Clin Psychol Rev. - 2013. -Vol. 33, № 2. - P. 317-329.

INTERNET IN THE WORD OF MODERN TEENAGER: PIED PIPER OR MILKY

WAY

G.T. KRASILNIKOV, FSBEIHEKubSMUMOHRussia, VVAUL (VI), MO RF, Krasnodar,

Russia

Abstract

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

This article describes the number of complex issues of the problem of juvenile Internet addiction. Actuality is determined ill-defined understanding of internet addiction as a nosological entity, as well as all the increasing prevalence of this disorder. There are the data of foreign and domestic research the prevalence of addiction at the turn of the centuries, and in recent years. The author cites the results of his own comparative unstructured study of prevalence Internet and drug addiction among conscripts and youth of premilitary age. A further presentation is to describe the social, psycho-social and technological conditions that affect teenage enthusiasm internet. It describes a huge positive role of the Internet in today's world. A dependent Internet use is formed by a combination of negative factors contributing to the development of addictive personal radical. There have been the complexity of the correction and treatment of this addiction, which increases the importance of its prevention.

Keywords: computer, internet, internet addiction, teenage Internet addiction, Internet addiction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.