УДК 159.9.316.6
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РАННЕГО ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
© 2015
Т.А. Бергис, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Теоретическая и прикладная психология» Л.Р. Азизова, бакалавр
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация: Проблема формирования интернет-зависимого поведения по-прежнему остается малоизученной и актуальной. Зависимость от интернета вызывает серьезные изменения в ценностно-смысловой сфере личности. В раннем юношеском возрасте интернет-зависимое поведение, удовлетворяя потребность в избирательном общении, накладывает отпечаток на развитие всей личности: на учебную деятельность, формирование избегательных стратегий, потерю интереса к самореализации, достижению успехов. В статье раскрывается понятие интернет-зависимого поведения как проблемного, неконтролируемого и бесцельного злоупотребления интернетом. Структурированы критерии и виды интернет-зависимого поведения. Рассматривается взаимосвязь особенностей межличностного общения с уровнем выраженности интернет-зависимого поведения личности раннего юношеского возраста. Результаты исследования (п=98) показали, что 72% учащихся в возрасте 15-17 лет демонстрируют какие-либо признаки нездорового, чрезмерного использования интернета. Было выявлено, что интернет-зависимое поведение связано с рядом личностных характеристик и особенностей межличностного общения: низкая самооценка, саморегуляция состояний, легкость установления контакта, аутистичность, доверительность, удовлетворенность общением в целом.
Ключевые слова: интернет-зависимое поведение, виды интернет-зависимого поведения, аддиктивное поведение, межличностное общение, ранний юношеский возраст, корреляционный анализ, взаимосвязь.
В наше время глобальное использование интернета перестало быть чем-то необычным. В Сети мы можем найти собеседника, всегда оставаться на связи с близкими, совершать покупки, искать нужную информацию или развлечения. Мы попросту не можем избежать пользования интернетом, так как он затрагивает все сферы нашей жизни. Исследователи одновременно соглашаются с неизбежностью использования интернета в современных условиях жизни, но и подчеркивают опасность развития нездорового злоупотребления им.
Чем же отличается нормальное, целенаправленное использование интернета, от проблемного, зависимого?
Зависимое или аддиктивное поведение является одной из форм девиантного, то есть отклоняющегося поведения, выражающегося в стремлении уйти от реальности путем изменения своего психического состояния с помощью химических веществ (при алкоголизме или наркомании) или путем сосредоточения на предмете или деятельности, сопровождающихся интенсивными эмоциями [4].
Клиническими психологами К.А. Феклисовым и В.Л. Малыгиным [7] интернет-зависимое поведение определяется как невозможность субъективного контроля над использованием интернета, сопровождающееся отрицательным влиянием этого использования на свою жизнь (отношения, здоровье, работу, учёбу, эмоциональное и психологическое состояние) и безрезультатной деятельностью в интернете.
Интернет-зависимость или интернет-аддиктивное расстройство относится к классу нехимических зависимостей и, хотя в настоящее время не входит в Международную классификацию болезней, может представлять не меньшую опасность для личности, чем другие аддикции [3].
Как проблема интернет-зависимость начала исследоваться в 90-е годы ХХ века. Родоначальниками психологического изучения феномена зависимости считаются клинический психолог К. Янг и психиатр И. Голдберг.
К. Янг [4] разработала и апробировала первый опросник для определения склонности к интернет-зависимому поведению, в котором были определены основные пять видов интернет-зависимого поведения, остающиеся актуальными по сей день:
1. Компьютерная (игровая) зависимость - навязчивое увлечение сетевыми компьютерными играми. Такие игры, как правило, позволяют создать иллюзию взаимодействия с другими игроками в режиме реального времени;
2. Компульсивная навигация по Сети («информационный вампиризм») - бесцельный и неконтролируемый поиск информации, даже ненужной, совершенно случайно попавшейся. Последствием такого типа зависимости становится информационная перегрузка, сопровождающаяся болезненным стрессовым состоянием, или дистрессом, [5];
3. Навязчивая финансовая потребность - участие в азартных онлайн играх, аукционах, постоянные покупки. Данный вид зависимости на самом деле мало изучен, и есть вероятность, что он является проявлением аддик-ции к трате денег или аддикции к азартным играм [6];
4. Киберкоммуникативная зависимость - пристрастие к виртуальному общению и знакомствам. Сюда относятся: зависимость от общения в чатах, групповых играх, форумах, избыточность знакомых и друзей в социальных сетях;
5. Киберсекусальная зависимость - непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию кибер-сексом, обсуждение сексуальной тематики в чатах и приватных сообщениях. Как отмечает А.Ю. Егоров [6], скорее всего - это перенос реальной сексуальной зависимости на виртуальное пространство.
И. Голдберг в 1995 г. заключил, что чрезмерное использование интернета вызывает болезненное стрессовое состояние или дистресс, и причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, экономическому или социальному статусу. Так же им было отмечено, что интернет-зависимость формируется в течение полугода.
От нормального использования интернета, зависимое отличается появлением определенных проблем, симптомов. Их делят на внутриличностные и поведенческие. К первым относятся: хорошее самочувствие или эйфория во время нахождения в интернете; невозможность остановиться; увеличение количества времени, проводимого за компьютером; пренебрежение реальными социальными контактами; ощущения пустоты, депрессии, раздражения при отключении интернета; ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности; проблемы с работой или учебой. Физические симптомы - это: туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц; сухость в глазах; головные боли по типу мигрени; боли в спине; нерегулярное питание, пропуск приемов пищи; пренебрежение личной гигиеной; расстройства сна, изменение режима сна [8].
Но само по себе использование интернета не более
аддиктогенно, чем любая другая деятельность, приносящая человеку удовольствие [1]. Скорее можно говорить об индивидах, которые ввиду определенных свойств личности наиболее склонны к зависимости от интернета. Как указывает М.А. Шаталина [9], по мнению К. Янг и Д. Гринфилд, бегство в виртуальную реальность особенно свойственно для людей с низкой самооценкой, тревожных, склонных к депрессии, ощущающих свою незащищенность, одиноких или не понятых близкими, тяготящихся своей работой, учебой, или социальным окружением, при этом, зачастую, эгоцентричных. А.Ю. Егоров [6] выделяет среди свойств аддиктов крайнюю несамостоятельность, неумение брать на себя ответственность, ранимость критикой или неодобрением, неумение отказывать, из-за страха быть отвергнутым другими людьми, и, как следствие, формирование сильного подчинения значимым людям, пассивной жизненной позиции.
Очевидно, что наиболее подвержены склонности к интернет-аддикции старшие подростки 15-17 лет, по мнению Д.Б.Эльконина, попадающие уже в юношескую возрастную категорию. Он также отмечает, что ведущей деятельностью младшего юношеского возраста, не смотря на прочие новообразования, остается общение, и успешность межличностных отношений влияет на то, как будет происходить развитие личности в целом. Кроме того, как подытоживает исследования возрастных психологов А.В. Жилинская [11], младшему юношеству свойственно формирование избирательности сферы общения, поддержания и развития определенных интересов. Именно благодаря упрощенному способу установления контакта с потенциально интересными собеседниками, интернет воспринимается старшими подростками как основное средство коммуникации. Таким образом, мы согласны с мнением Н.А. Лукиной [12], утверждающей, что интернет выступает в качестве важного компонента поиска себя и реализации потребности в общении в юношеском возрасте.
Однако, интернет не всегда является благоприятной средой для социализации и формирования личности юношей. В результате усугубления уровня зависимости, потребность выхода в интернет становится основной и вызывает серьезные изменения в ценностно-смысловой сфере личности, самооценке и самосознании. В том числе снижается интерес к учебной деятельности и исчезает стремление к саморазвитию, в результате чего подверженные зависимому поведению юноши не готовы к поступлению в вузы, к взрослению. Даже на уроках и при встрече с друзьями подростки не могут расстаться с современными «гаджетами», позволяющими им круглые сутки находиться в Сети. Как отмечает В.А. Фролов [3], существуя в этом нереальном мире, человек не только не решает своих насущных проблем, но и останавливается в развитии, вплоть до деградации.
В рамках данной статьи ставится задача проанализировать взаимосвязь особенностей межличностного общения с уровнем выраженности интернет-зависимого поведения личности раннего юношеского возраста.
В исследовании приняли участие 98 учащихся старших классов ГБОУ СОШ №33 г. Сызрань, в возрасте от 15 до 17 лет, среди которых 53 девушки и 45 юношей. Были использованы методики: «Шкала Интернет-зависимости Чена» (2003, в адаптации К.А. Фекликсова и В.Л. Малыгина), «Анализ семейной тревоги» (Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, 1999), опросник «Саморегуляция и успешность межличностного общения» (В. Н. Куницына, 1991).
По результатам диагностики интернет - зависимого поведения с помощью шкалы Чена исследуемые школьники были поделены на три типа или подгруппы (рис.1):
1. Учащиеся, подверженные интернет-зависимому поведению (13,8%). Представители этой группа подвержены устойчивой склонности к интернет-зависимому
поведению. Им присущи такие признаки, как ощущение дискомфрта, вплоть до физических симптомов, при попытке прервать нахождение в Сети, а так же отсутствие самоконтроля, в результате которого они могут пренебрегать приемами пищи, гигиеной, сном. Такие подростки скорее предпочтут провести больше времени в Интернете, нежели уделить внимание членам семьи или встретиться со сверстниками.
2. Учащиеся, склонные к возникновению интернет-зависимого поведения - (55,9 %). Для них характерно некоторое злоупотребление интернетом, хотя и в меньшей степени. Им также могут быть присущи вышеуказанные признаки зависимого поведения, но их зависимость находится на стадии «привязанности», когда существует возможность адекватного самоконтроля благодаря дистанции от источника зависимости. Тем не менее, человек не может полностью оторваться от психологической привязанности, и какие-то новшества или события, связанные с интернетом, могут вызвать кратковременный рост усиленной зависимости. Такая привязанность может длиться годами.
3. Учащиеся с отсутствием склонности к интернет-зависимому поведению (26,5% ), которые наименее подвержены развитию инетрнет-зависимого поведения. Это не означает, что они не пользуются интернетом вообще, однако, находясь в Сети даже длительное количество времени, они определенно владеют ситуацией.
■ Учащиеся,подверженные интернет-зависимому поведению
I Учащиеся,склонные к во зни кнов ени ю и нте рнет-за вис и мо го поведения
Г Учащиеся с отсутствием склонности к интернет-за висимому поведению
Рис. 1. Количество учащихся с разной степенью выраженности склонности к интернет-зависимости.
При помощи методики «Анализ семейной тревоги» [13] мы выявили, что с высоким уровнем склонности к интернет-зависимому поведению юношам наиболее, по сравнению с другими старшеклассниками, присуще ощущать себя лишними, ненужными в семейном кругу, опасающимися сделать что-то не так, неудовлетворенными семейными взаимоотношениями в целом. Вероятно, присутствие в семейных взаимоотношениях напряженности, тревоги и чувства вины порождает у юношей потребность в уходе от реальности, что, возможно, и обеспечивает их нахождение в интернете.
Анализ личностных особенностей и характеристик межличностного общения, осуществленный по результатам методики «Саморегуляция и успешность межличностного общения» [14] показал, что подверженным интернет-зависимому поведению учащимся в меньшей степени присуща легкость установления контакта, свободное, ненапряженное ведение беседы. Сниженная влиятельность говорит о податливости такого типа учащихся, неумении отстаивать свою точку зрения и отказывать в нужный момент. Выраженная экспрессия свидетельствует о том, что интернет-зависимые юноши все же нуждаются в выражении своих чувств жестами и мимикой, тем не менее, могут использовать их чрезмерно и неуместно для преодоления чувства скованности, робости при контакте.
Кроме того, подверженным интернет-зависимому поведению учащимся более, чем другим, присуща эм-патия, что свидетельствует о чувствительности подростков этой группы, способности ощущать эмоции собеседника. Проявление интернет-зависимого поведения
действительно сопровождается низкои самооценкой, завышенными требованиями к себе, недоверием к окружающим людям. В результате развития этих особенностей может произойти полный отказ от социальных контактов. Учащиеся, подверженные устойчивой склонности к интернет-зависимому поведению, заметно отличаются от сверстников более выраженной замкнутостью, отчужденностью. Эти юноши и девушки в действительности скованы, одиноки, явно испытывают трудности с установлением контакта, в том числе зрительного. Свою неловкость, скорее всего, прикрывают так же выраженной агрессией. Большинство из них интроверты, то есть, их общение носит внутреннюю направленность.
Существование существенных различий между склонными в разной степени к интернет-зависимому поведению учащимися и группой «норма», по результатам опросника в целом, свидетельствует о том, что первые не обладают необходимыми навыками общения (рис.2). Они не способны адекватно адаптироваться к новым социальным условиям, не умеют выстаивать стратегию, позволяющую достичь нужных целей от взаимодействия, с трудом контактируют и работают в команде, не умсют добиваться взаимопонимания и согласованности.
тельствует о том, что склонность к интернет-зависимому поведению может сопровождаться повышенной самокритичностью, выражающейся в склонности к самобичеванию, сосредоточению лишь на отрицательных своих сторонах.
-0,23* I I 0,4*1
Рис. 2. Показатели обобщенных индексов межличностного общения учащихся с разным уровнем склонности к интернет-зависимому поведению.
В результате проведенного корреляционного анализа (использовался коэффициент корреляции Пирсона) в группе устойчиво зависимых от интернета старшеклассников и группы риска (всего п=71) были выявлены некоторые связи между уровнем интернет-зависимости и особенностями межличностного общения (рис.3).
Наиболее сильная положительная взаимосвязь была выявлена между интернет-зависимым поведением и такими характеристиками, как:
- Невторизация (0,46; р< 0,001) и семейная тревога (0,39; р< 0,001). Следовательно, чем больше юноши злоупотребляют интернетом, тем чаще они испытывают чувство тревожности, возбужденность, страх, постоянные опасения не успеть, не справиться. И, наоборот, невротизация, вызванная, например, напряженными семейными отношениями, вызывает стремление к изменению своего состояния посредством нахождения в интернете.
- Аутистичность (0,44; р<0,001), сензитивность (0,44; р< 0,001), застенчивость (0,37; р< 0,001) (то есть, скованные, замкнутые юноши, сосредоточенные на своих переживаниях, ранимые, подвержены возникновению интернет-зависимого поведения больше других; так же само злоупотребление интернетом может формировать качества, приводящие к крайней замкнутости).
- Отчужденность (0,37; р< 0,001), чувство одиночества (0,33; р< 0,01), интровертность (0,31; р< 0,01). Такая взаимосвязь свидетельствует о том, что склонным к злоупотреблению интернетом юношам свойственно чувство обособленности, эпизодически острое ощущение беспокойства и напряжения, связанное со стремлением иметь дружеские или интимные отношения, направленность общения на свой внутренний мир.
- Самокритичность (0,26; р< 0,05). Эта связь свиде-
положительная корреляция при уровне значимости 0,05 положительная корреляция при уровне значимости 0,01 отрицательная корреляция при уровне значимости 0,05 отрицательная корреляция при уровне значимости 0,01
Рис. 3. Корреляционные связи интернет-зависимого поведения и особенностей межличностного общения
Таким образом, мы можем говорить о том, что при высоком уровне интернет-зависимого поведения высоко развиты такие негативные качества, затрудняющие межличностное общение, как скованность, отчужденность, чувство напряженности и ранимость. Эта взаимосвязь подтверждает, что чем выше уровень интернет-зависимости юношей, тем более они тревожны, чувствительны к происходящим с ними событий, им свойственна робость, застенчивость, впечатлительность, тенденция к развитию повышенной моральной требовательности к себе.
Выявлена также отрицательная взаимосвязь интернет-зависимости с:
- Легкостью и свободой общения (-0,42; р< 0,001); коммуникативной совместимостью (-0,34; р< 0,01). Эта взаимосвязь означает, что развитию нездорового использования интернета противоречит умение спонтанно и легко начинать общение, способность к взаимопониманию и согласованности общей позиции. Если же при общении возникает чувство напряженности, досады -шансы развития инетернет-зависимого поведения гораздо выше.
- Удовлетворенностью общением в близком кругу (-0,35; р< 0,01), успешностью общения (0,34; р< 0,01). То есть, умение достигать в общении совместимости и согласия, взаимной приспособленности и удовлетворенности результатами общения снижают склонность к развитию интернет-зависимого поведения.
- Доверием (-0,29;р< 0,05) и контактностью (-0,27;р< 0,05). Эта взаимосвязь подтверждает, что юноши, обладающие социальными умениями, в основе которых лежит природная общительность, способность формировать доверительные отношения, менее подвержены развитию нездорового использования интернета.
- Адаптивностью (-0,26;р< 0,05), влиятельностью (способность воздействовать на собеседника, отстаивать свою точку зрения) (-0,24;р< 0,05). Данная связь подтверждает, что умение сохранять настойчивость, умение гибко реагировать на меняющиеся обстоятельства, владеть своими состояниями, воздействовать на собеседника, отстаивать свою точку зрения, способствуют меньшей уязвимости юношей к формированию зависимости от проблемного использования интернета. Низкое же развитие этих качеств, наоборот, подталкивает юношей к чрезмерному провождению времени в интернете.
Эти взаимосвязи подтверждают, что развитию не-
здорового использования интернета противоречит умение спонтанно и легко начинать общение, способность к взаимопониманию и согласованности общей позиции, достижение в общении совместимости и согласия, взаимной приспособленности и удовлетворенности результатами общения. Отрицательные взаимосвязи подтверждают, что более высокий уровень интернет-зависимого поведения сопровождается низкими навыками общения, его неуспешностью, формированием недоверия к партнерам, неумением приспосабливаться к новому социальному окружению, податливостью, не способностью отказывать, отстаивать свою точку зрения, напряженностью, и наоборот, отсутствие интернет-зависимости присуще тем, чьи коммуникативные навыки развиты лучше. Кроме того, существует взаимосвязь с половой принадлежностью (-0,31;р< 0,01), выражающаяся в большей склонности к интернет-зависимому поведению девушек.
Таким образом, нами была выявлена взаимосвязь между интернет-зависимым поведением и особенностями межличностного общения раннего юношества, проявляющихся в личностных характеристиках (застенчивость, тревожность, чувство одиночества, отчужденность) и недостаточно развитых коммуникативных навыках, затрудняющих контакт.
Дальнейшего исследования требует проблема взаимосвязи интернет-зависимости и тендера, а так же влияния на формирование интернет-зависимого поведения иных факторов (личностных, воспитательных, ценностных и др.). Также интерес исследователей вызывает внедрение интернета во все сферы жизни, приводящее к тому, что новое поколение попросту обречено пользоваться им с детства. Такая ситуация вызывает мнения о том, что в будущем явление интернет-зависимого поведения будет характеризоваться иными критериями, глобализуется, либо же, наоборот, исчезнет. В любом случае, проблема изучения интернет-зависимого поведения в практике психологов крайне актуальна на сегодняшний день.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Короленко Ц.П. Интернет-зависимость в русскоязычном секторе Интернета / Ц.П. Короленко, Лоскутова В.А. // Бюллетень Сибирского отделения Российской академии медицинских наук . 2004. № 3. С. 45-51.
2. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы психо-
логии зависимости от интернета / А.Е. Войскунский // Психологический журнал. 2004. Т.25. №1. С. 90-100.
3. Фролов В.А. Причины химической и нехимической аддикции среди подростков / В.А. Фролов // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2008. №12. С.47-52.
4. Янг К. С. Диагноз - Интернет-зависимость // Мир Интернета. 2000. №2. С. 24-29.
5. Мертёхин А.А. Интернет-зависимое поведение и перегрузка информацией / А.А. Мертехин // СевероКавказский психологический вестник. 2012. Т.10. №3. С.24-27.
6. Егоров А.Ю. Поведенческие аддикции / А.Ю. Егоров, А.В. Голенков // Вестник Чувашского университета. 2005. №2. С.56-69.
7. Малыгин В.Л. Интернет-зависимое поведение: критерии и методы диагностики / В.Л. Малыгин [и др.]. М.: МГМСУ, 2011. 32 с.
8. Дубровина О.В. Влияние виртуальной аддикции на особенности Я-концепции лиц юношеского возраста / О.В. Дубровина // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова. 2013. №5 (11). С.110-115.
9. Шаталина М.А. Анализ факторов, влияющих на формирование интернет-аддикции / М.А. Шаталина // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2009. №1. С.188-192.
10. Жилинская А.В. Интернет как ресурс решения задач подросткового возраста: обзор психологических исследований / А.В. Жилинская // Психологическая наука и образование. 2014. №1. С. 10-18.
11. Лукина Н.А. К вопросу о значимости Интернет-общения в юношеском возрасте / Н.А. Лукина // Вестник Самарского государственного технического Университета. Серия: психолого-педагогические науки. 2012. №1. С. 103-108.
12. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эдемиллер, В. Юстицкис - СПб.: Питер, 2008. 672 с.
13. Петрова Е.А. Социальная психология личности: учеб-метод. пособие для студентов. / Е.А. Петрова, Д.А. Смыслов - М.: РИЦ АИМ, 2008. 204 с.
CORRELATION BETWEEN INTERNET ADDICTIVE BEHAVIOR AND YOUNG PERSON'S INTERPERSONAL COMMUNICATION FEATURES
© 2015
T.A. Bergis, candidate of psychological sciences, associate professor of the chair «Theoretical and applied psychology» L.R. Azizova, bachelor
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Abstract. The problem of formation of internet addictive behavior remains clearly relevant and is still inadequately and insufficiently explored. Internet addiction effects on value-semantic field of personality. Internet addiction satisfies the needs of selective interaction at the early youth age, but affects on developing the whole person: at learning activities, to avoidance strategy formation, to losing interest in self-realization and to achieving success. The article presents the notion of the internet addiction as problematic, uncontrolled and pointless internet abuse. The criteria and types of internet addictive behavior are structured . The correlation between internet addictive behavior and levels of young person's interpersonal communication features is considered. The research (n=98) reveals 72% of students aged between 15 and 17 have unhealthy abuse to the internet. Also, the research reveals correlation between internet addictive behavior and personal communication features: low self-assessment, self-regulation, autistic, credibility, satisfaction with communication.
Keywords: interpersonal communication, addictive behavior, internet addictive behavior, types of internet addiction, early youth, correlate, correlation analysis.