Научная статья на тему 'Проблема интернет-аддикции у студентов специальности «Горное дело»'

Проблема интернет-аддикции у студентов специальности «Горное дело» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
318
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / INTERNET / INTERNET-ADDICTION / REACTION UNEASINESS / ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / PERSONAL UNEASINESS / САМООЦЕНКА / SELF-ESTEEM / ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЯ / РЕАКТИВНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воробьева Татьяна Викторовна

Рассмотрена интернет-аддикция как фактор влияния на психическое состояние студентов. Определяются психологические и социальные условия возникновения интернет-аддикции, ее суть, типы, симптомы. Представляются результаты тестирования на определение уровня интернет-аддикции и психологических характеристик у студентов специальности «Горное дело» Юргинского технологического института (филиала) Томского политехнического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE ADDICTION TO INTERNETAMONG THE STUDENTS OF THE MINING ENGINEERING STUDENTS

Addiction to Internet is a factor that influences mental conditions of students. In this article we determine psychological and social aspects that cause the addiction to Internet. Test results that reveal the level of addiction to Internet among the mining engineering students of Yurga Institute of Technology (branch) of National Research Tomsk Polytechnic University and their psychological characteristics are presented.

Текст научной работы на тему «Проблема интернет-аддикции у студентов специальности «Горное дело»»

© Т.В. Воробьева, 2012

Т.В. Воробьева

ПРОБЛЕМА ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИИ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ГОРНОЕ ДЕЛО»

Рассмотрена интернет-аддикция как фактор влияния на психическое состояние студентов. Определяются психологические и социальные условия возникновения интернет-аддикции, ее суть, типы, симптомы. Представляются результаты! тестирования на определение уровня интернет-аддикции и психологических характеристик у студентов специальности «Горное дело» Юргинского технологического института (филиала) Томского политехнического университета.

Ключевые слова: интернет, интернет-аддикция, реактивная тревожность, личностная тревожность, самооценка.

Последние два десятилетия ознаменовались повсеместным распространением Интернета в профессиональной и в обыденной жизни людей. На сегодняшний день по количеству пользователей Интернета Россия занимает четвертое место в мире. В период с 2002 по 2008 год число Интернет-пользователей в России выросло с 8 % (8,7 млн человек) до 31 % (37 млн человек), а уровень суточной аудитории — с 2,1 млн человек до 15,9 млн человек. На сегодняшний день каждый третий житель России является пользователем Интернета, а каждый седьмой — посещает Интернет ежедневно.

Таким образом, все более приобретает актуальность проблема интернет-зависимости, обозначенная в зарубежной литературе Иваном Голдбергом и Кимберли Янг в конце 80-х годов прошлого столетия.

В России данную проблему разрабатывают такие учёные, как Жичкина А. (шкала Интернет-зависимости), Щепилина Е., (опросник «Восприятие Интернета»), И. Бурлаков (зависимость от компьютерных игр), Генисаретский О. и Носов Н., которые впервые в России ввели понятие «виртуальной реальности», Войскунский А.Е., комплексно изучавший интернет-зависимость, и другие.

Интернет-зависимость определяется психологами как «навязчивое желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернета, будучи on-line».

На английском языке порочные, болезненные пристрастия называются addiction, отсюда возник термин «аддиктивное поведение». Сам термин «аддикция» стали использовать как равнозначный термину «зависимость». Существует три вида аддик-ций [5]:

1. Химические (наркомания, токсикомания, алкоголизм, курение),

2. Биохимические (анорексия, булимия),

3. Нехимические (подсознательные).

Интернет-зависимость (интернет-аддикция) относится к классу нехимических зависимостей. Определяя аддиктивное поведение как уход от реальности посредством изменения психического состояния (Короленко Ц.П.) [7], можно говорить, что создаваемая компьютером реальность, несомненно, изменяет психическое состояние. Компьютер становится фетишем, составной частью того или иного ритуала, заменяя собой наркотик, азартные игры и коллекционирование одновременно. Пользователь компьютера, склонный к аддикции, при использовании его находится в изменённом состоянии сознания — психологическом трансе. Застывшее лицо, уставленное на экран монитора, замедленная реакция (или её отсутствие) на внешние раздражители — характерный вид некоторых пользователей, склонных к аддиктивно-му поведению [7].

Что же тогда представляет собой обычное, нормальное использование Интернета? С точки зрения Р. Дэвиса, здоровые пользователи Интернета имеют четкую цель и тратят на ее достижение разумное и ограниченное количество времени, не испытывая при этом психологического или когнитивного дискомфорта [3].

Здоровые пользователи Интернета в состоянии разделить общение on-line от живого общения. Интернет для них является лишь полезным инструментом.

Интернет-аддиктам свойственно устанавливать приоритет в приобретении и поддержание электронных взаимоотношений, а интернет-независимые предпочитают поддерживать в сети уже имеющиеся отношения [6].

То, что Интернет предоставляет уникальную возможность для поиска собеседника, удовлетворяющего практически лю-

бым потребностям, является одним из ее аддиктогенных качеств. При малейшем разочаровании или неудовольствии в Интернет-собеседнике можно прервать общение и найти другого собеседника. Виртуальные социальные контакты устанавливаются гораздо легче, чем реальные, чему способствуют анонимность, безопасность, большая открытость и легкость общения в Интернете [8].

Конечно, по сравнению с зависимостями от алкоголя и наркотиков, Интернет-зависимость в меньшей степени вредит здоровью человека, не разрушает его мозг, и поэтому кажется достаточно безопасной, если бы не явное снижение трудоспособности, эффективности функционирования в реальном социуме. Как наркотик, общение в Интернете может создавать иллюзию благополучия, кажущуюся возможность решения реальных проблем.

Хотя, как показывают исследования московских психологов, многие интернет-зависимые отдают себе отчет в том, что не получат реальной поддержки в сети и не расценивают Интернет как среду, гарантирующую общение.

Вместе с психологическими и физическими изменениями, указанными выше, которые вызывает патологическое увлечение Интернетом, у интернет-зависимого сужается круг интересов, они постепенно начинают переходить в сферу виртуальной реальности, начинаются проблемы с общением в реальном мире, а в самых тяжёлых случаях Всемирная паутина настолько затягивает пользователя, что он перестаёт узнавать своих родных и уже неспособен вырваться из этих сетей самостоятельно. В этом случае помочь интернет-зависимому уже может только психотерапевт. Именно поэтому Интернет-аддикция в последнее время выходит на первый план наряду с другими зависимостями, которые захватывают всё больше и больше людей в современном мире и всё более беспокоят психологов и врачей [4].

Обсуждение данного феномена началось не так давно. Кимберли Янг в 1994 провела исследования по данной проблеме, которые позволили выявить 4 симптома Интернет-зависимости:

1. Навязчивое желание проверить e-mail.

2. Постоянное ожидание следующего выхода в Интернет.

3. Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет.

4. Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.

В 1995 году Иван Голдберг составил характеристики интернет зависимости:

1) использование интернета вызывает болезненное стрессовое состояние или дистресс и причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, экономическому или социальному статусу;

2) интернет-зависимость формируется в течении полугода.

Со временем исследователи выделили 6 типов интернет —

зависимости:

1. Навязчивый веб-серфинг — бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.

2. Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам — большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.

3. Игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.

4. Навязчивая финансовая потребность — игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах.

5. Пристрастие к просмотру фильмов через интернет, когда больной может провести перед экраном весь день не отрываясь из-за того, что в сети можно посмотреть практически любой фильм или передачу.

6. Киберсексуальная зависимость — виртуальные романы.

Причинами интернет-зависимости зачастую является невозможность в реальной жизни удовлетворить основные жизненные потребности (по А. Маслоу) [1], тогда как в виртуальном пространстве они успешно актуализируются.

Потребность в безопасности в виртуальном пространстве удовлетворяется посредством анонимности интернет-пространства. Социальные потребности удовлетворяются через принадлежность к какой-либо виртуальной группе по интересам. Потребность в любви и уважении удовлетворяется в результате виртуальных романов. Духовные потреб-

ности актуализируются через самовыражение в интернет-пространстве.

Основными пользователями Интернета в России, по данным многочисленных социологических опросов, являются молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет. В связи с этим диагностика интернет-зависимости в студенческой среде сегодня особенно актуальна.

Нам представляется возможным представить результаты тестирования (где тестируемыми выступили студенты специальности «Горное дело» I — III курсов).

Анализ результатов теста на интернет-зависимость позволяет утверждать, что 33 % испытуемых являются зависимыми от сети Интернет. Она вызывает значительные проблемы в их жизни. Им стоит оценить влияние Интернета на их жизнь и немедленно обсудить со специалистом.

7 % исследовательской группы испытывают некоторое количество проблем из-за Интернета. Им стоит учитывать серьёзное влияние сети на их жизнь, так как это путь к интернет-зависимости, и стараться сокращать время, проводимое во «Всемирной паутине».

60 % испытуемых исследовательской группы являются средними пользователями сети. Они временами могут находиться там чуть дольше нужного, но определённо владеют ситуацией.

Анализ результатов диагностики с помощью методики «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин), показал следующее.

Реактивная тревожность

13,5 % имеет высокий уровень реактивной тревожности, что характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Причем, все тестируемые с высоким уровнем тревожности входят в группу интернет-зависимых.

13,5 % имеют умеренную реактивную тревожность, оптимальный уровень «полезной тревоги». Он не мешает их жизни и помогает в деятельности.

73 % испытуемых исследовательской группы имеют низкую реактивную тревожность. Они не испытывают напряжения, беспокойства, нервозности в деятельности.

Личностная тревожность

33,5 % испытуемых имеют высокую личностную тревожность, что характеризуется устойчивой склонностью воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Эти тестируемые входят в группу интернет-зависимых.

46,5 % испытуемых имеют умеренную личностную тревожность. Как и умеренная реактивная тревожность, она не создаёт никаких проблем в их жизни.

20 % имеет низкую личностную тревожность.

По результатам диагностики по методике «Оценка уровня общительности» (тест Ряховского) можно утверждать следующее.

Для 60 % исследовательской группы характерна общительность, порой, быть может, даже сверх меры, любопытство, разговорчивость, они любят высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих.

40 % испытуемых относятся к людям с нормальной коммуникабельностью. Они любознательны, охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости.

Испытуемых с низкой коммуникабельностью в исследовательской группе выявлено не было.

По результатам диагностики по методике «Тест на выявление уровня самооценки» можно утверждать следующее.

63 % испытуемых недовольны собой, их мучают сомнения и неудовлетворённость собственным интеллектом, способностями, достижениями, внешностью, возрастом, полом. У них занижена самооценка. Вся группа интернет-зависимых обладает низкой самооценкой.

37 % исследовательской группы нормальная здоровая самооценка.

Испытуемых с высокой самооценкой в исследовательской группе выявлено не было.

Таким образом, можно сделать ряд выводов:

Во-первых, студенты специальности «Горное дело» имеют высокий процент интернет-зависимых.

Во-вторых, интернет-зависимые студенты обладают такими психологическими характеристиками как низкая самооценка, высокий уровень реактивной и личностной тревожности.

В-третьих, уровень коммуникативных навыков высокий у всех тестируемых.

В результате проведения диагностической программы мы выявили высокий процент интернет-зависимых студентов специальности «Горное дело», а также определили их психологические характеристики. Такой результат позволяет говорить о необходимости профилактических мер, направленных на повышение уровня самооценки, снижение уровня тревожности и развитие умения студентов общаться без помощи сети Интернет.

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал, т. 19, N 1, 2005, с. 89-100.

2. Большая энциклопедия психологических тестов. Автор-составитель Карелин А. — М.: Изд-во Эксмо,2005. — 416 с.

3. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета// Психологический журнал. 2004. Т. 25. 1.

4. Войскунский А. Е. Психологические исследования феномена Интер-нет-аддикции // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2005 г.). Секция Психологические аспекты деятельности человека в Интернет-среде. http://psynet.by.ru/ texts/ voysk4.htm.

5. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. — Спб.: Речь, 2007. — 190 с.

6. Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернет. http://flogiston.ru/projects/articles/refinf.shtml

7. Кристал Г. Нарушения эмоционального развития при аддиктивном поведении // Психология и лечение зависимого поведения / под ред. С. Даулинга. — М., 2007

8. Чудова И. В. Особенности образа Я Жителя Интернета // Психологический журнал. 2002. Т. 22. 1. ГГШ

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -

Воробьева Татьяна Викторовна — кандидат культурологии, старший преподаватель, tatv@tpu.ru,

Юргинский технологический институт (филиал) Национальный исследовательский Томский политехнический университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.