© Т.В. Воробьева, 2012
Т.В. Воробьева
ПРОБЛЕМА ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИИ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ГОРНОЕ ДЕЛО»
Рассмотрена интернет-аддикция как фактор влияния на психическое состояние студентов. Определяются психологические и социальные условия возникновения интернет-аддикции, ее суть, типы, симптомы. Представляются результаты! тестирования на определение уровня интернет-аддикции и психологических характеристик у студентов специальности «Горное дело» Юргинского технологического института (филиала) Томского политехнического университета.
Ключевые слова: интернет, интернет-аддикция, реактивная тревожность, личностная тревожность, самооценка.
Последние два десятилетия ознаменовались повсеместным распространением Интернета в профессиональной и в обыденной жизни людей. На сегодняшний день по количеству пользователей Интернета Россия занимает четвертое место в мире. В период с 2002 по 2008 год число Интернет-пользователей в России выросло с 8 % (8,7 млн человек) до 31 % (37 млн человек), а уровень суточной аудитории — с 2,1 млн человек до 15,9 млн человек. На сегодняшний день каждый третий житель России является пользователем Интернета, а каждый седьмой — посещает Интернет ежедневно.
Таким образом, все более приобретает актуальность проблема интернет-зависимости, обозначенная в зарубежной литературе Иваном Голдбергом и Кимберли Янг в конце 80-х годов прошлого столетия.
В России данную проблему разрабатывают такие учёные, как Жичкина А. (шкала Интернет-зависимости), Щепилина Е., (опросник «Восприятие Интернета»), И. Бурлаков (зависимость от компьютерных игр), Генисаретский О. и Носов Н., которые впервые в России ввели понятие «виртуальной реальности», Войскунский А.Е., комплексно изучавший интернет-зависимость, и другие.
Интернет-зависимость определяется психологами как «навязчивое желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернета, будучи on-line».
На английском языке порочные, болезненные пристрастия называются addiction, отсюда возник термин «аддиктивное поведение». Сам термин «аддикция» стали использовать как равнозначный термину «зависимость». Существует три вида аддик-ций [5]:
1. Химические (наркомания, токсикомания, алкоголизм, курение),
2. Биохимические (анорексия, булимия),
3. Нехимические (подсознательные).
Интернет-зависимость (интернет-аддикция) относится к классу нехимических зависимостей. Определяя аддиктивное поведение как уход от реальности посредством изменения психического состояния (Короленко Ц.П.) [7], можно говорить, что создаваемая компьютером реальность, несомненно, изменяет психическое состояние. Компьютер становится фетишем, составной частью того или иного ритуала, заменяя собой наркотик, азартные игры и коллекционирование одновременно. Пользователь компьютера, склонный к аддикции, при использовании его находится в изменённом состоянии сознания — психологическом трансе. Застывшее лицо, уставленное на экран монитора, замедленная реакция (или её отсутствие) на внешние раздражители — характерный вид некоторых пользователей, склонных к аддиктивно-му поведению [7].
Что же тогда представляет собой обычное, нормальное использование Интернета? С точки зрения Р. Дэвиса, здоровые пользователи Интернета имеют четкую цель и тратят на ее достижение разумное и ограниченное количество времени, не испытывая при этом психологического или когнитивного дискомфорта [3].
Здоровые пользователи Интернета в состоянии разделить общение on-line от живого общения. Интернет для них является лишь полезным инструментом.
Интернет-аддиктам свойственно устанавливать приоритет в приобретении и поддержание электронных взаимоотношений, а интернет-независимые предпочитают поддерживать в сети уже имеющиеся отношения [6].
То, что Интернет предоставляет уникальную возможность для поиска собеседника, удовлетворяющего практически лю-
бым потребностям, является одним из ее аддиктогенных качеств. При малейшем разочаровании или неудовольствии в Интернет-собеседнике можно прервать общение и найти другого собеседника. Виртуальные социальные контакты устанавливаются гораздо легче, чем реальные, чему способствуют анонимность, безопасность, большая открытость и легкость общения в Интернете [8].
Конечно, по сравнению с зависимостями от алкоголя и наркотиков, Интернет-зависимость в меньшей степени вредит здоровью человека, не разрушает его мозг, и поэтому кажется достаточно безопасной, если бы не явное снижение трудоспособности, эффективности функционирования в реальном социуме. Как наркотик, общение в Интернете может создавать иллюзию благополучия, кажущуюся возможность решения реальных проблем.
Хотя, как показывают исследования московских психологов, многие интернет-зависимые отдают себе отчет в том, что не получат реальной поддержки в сети и не расценивают Интернет как среду, гарантирующую общение.
Вместе с психологическими и физическими изменениями, указанными выше, которые вызывает патологическое увлечение Интернетом, у интернет-зависимого сужается круг интересов, они постепенно начинают переходить в сферу виртуальной реальности, начинаются проблемы с общением в реальном мире, а в самых тяжёлых случаях Всемирная паутина настолько затягивает пользователя, что он перестаёт узнавать своих родных и уже неспособен вырваться из этих сетей самостоятельно. В этом случае помочь интернет-зависимому уже может только психотерапевт. Именно поэтому Интернет-аддикция в последнее время выходит на первый план наряду с другими зависимостями, которые захватывают всё больше и больше людей в современном мире и всё более беспокоят психологов и врачей [4].
Обсуждение данного феномена началось не так давно. Кимберли Янг в 1994 провела исследования по данной проблеме, которые позволили выявить 4 симптома Интернет-зависимости:
1. Навязчивое желание проверить e-mail.
2. Постоянное ожидание следующего выхода в Интернет.
3. Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет.
4. Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.
В 1995 году Иван Голдберг составил характеристики интернет зависимости:
1) использование интернета вызывает болезненное стрессовое состояние или дистресс и причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, экономическому или социальному статусу;
2) интернет-зависимость формируется в течении полугода.
Со временем исследователи выделили 6 типов интернет —
зависимости:
1. Навязчивый веб-серфинг — бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.
2. Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам — большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.
3. Игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.
4. Навязчивая финансовая потребность — игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах.
5. Пристрастие к просмотру фильмов через интернет, когда больной может провести перед экраном весь день не отрываясь из-за того, что в сети можно посмотреть практически любой фильм или передачу.
6. Киберсексуальная зависимость — виртуальные романы.
Причинами интернет-зависимости зачастую является невозможность в реальной жизни удовлетворить основные жизненные потребности (по А. Маслоу) [1], тогда как в виртуальном пространстве они успешно актуализируются.
Потребность в безопасности в виртуальном пространстве удовлетворяется посредством анонимности интернет-пространства. Социальные потребности удовлетворяются через принадлежность к какой-либо виртуальной группе по интересам. Потребность в любви и уважении удовлетворяется в результате виртуальных романов. Духовные потреб-
ности актуализируются через самовыражение в интернет-пространстве.
Основными пользователями Интернета в России, по данным многочисленных социологических опросов, являются молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет. В связи с этим диагностика интернет-зависимости в студенческой среде сегодня особенно актуальна.
Нам представляется возможным представить результаты тестирования (где тестируемыми выступили студенты специальности «Горное дело» I — III курсов).
Анализ результатов теста на интернет-зависимость позволяет утверждать, что 33 % испытуемых являются зависимыми от сети Интернет. Она вызывает значительные проблемы в их жизни. Им стоит оценить влияние Интернета на их жизнь и немедленно обсудить со специалистом.
7 % исследовательской группы испытывают некоторое количество проблем из-за Интернета. Им стоит учитывать серьёзное влияние сети на их жизнь, так как это путь к интернет-зависимости, и стараться сокращать время, проводимое во «Всемирной паутине».
60 % испытуемых исследовательской группы являются средними пользователями сети. Они временами могут находиться там чуть дольше нужного, но определённо владеют ситуацией.
Анализ результатов диагностики с помощью методики «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин), показал следующее.
Реактивная тревожность
13,5 % имеет высокий уровень реактивной тревожности, что характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Причем, все тестируемые с высоким уровнем тревожности входят в группу интернет-зависимых.
13,5 % имеют умеренную реактивную тревожность, оптимальный уровень «полезной тревоги». Он не мешает их жизни и помогает в деятельности.
73 % испытуемых исследовательской группы имеют низкую реактивную тревожность. Они не испытывают напряжения, беспокойства, нервозности в деятельности.
Личностная тревожность
33,5 % испытуемых имеют высокую личностную тревожность, что характеризуется устойчивой склонностью воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Эти тестируемые входят в группу интернет-зависимых.
46,5 % испытуемых имеют умеренную личностную тревожность. Как и умеренная реактивная тревожность, она не создаёт никаких проблем в их жизни.
20 % имеет низкую личностную тревожность.
По результатам диагностики по методике «Оценка уровня общительности» (тест Ряховского) можно утверждать следующее.
Для 60 % исследовательской группы характерна общительность, порой, быть может, даже сверх меры, любопытство, разговорчивость, они любят высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих.
40 % испытуемых относятся к людям с нормальной коммуникабельностью. Они любознательны, охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости.
Испытуемых с низкой коммуникабельностью в исследовательской группе выявлено не было.
По результатам диагностики по методике «Тест на выявление уровня самооценки» можно утверждать следующее.
63 % испытуемых недовольны собой, их мучают сомнения и неудовлетворённость собственным интеллектом, способностями, достижениями, внешностью, возрастом, полом. У них занижена самооценка. Вся группа интернет-зависимых обладает низкой самооценкой.
37 % исследовательской группы нормальная здоровая самооценка.
Испытуемых с высокой самооценкой в исследовательской группе выявлено не было.
Таким образом, можно сделать ряд выводов:
Во-первых, студенты специальности «Горное дело» имеют высокий процент интернет-зависимых.
Во-вторых, интернет-зависимые студенты обладают такими психологическими характеристиками как низкая самооценка, высокий уровень реактивной и личностной тревожности.
В-третьих, уровень коммуникативных навыков высокий у всех тестируемых.
В результате проведения диагностической программы мы выявили высокий процент интернет-зависимых студентов специальности «Горное дело», а также определили их психологические характеристики. Такой результат позволяет говорить о необходимости профилактических мер, направленных на повышение уровня самооценки, снижение уровня тревожности и развитие умения студентов общаться без помощи сети Интернет.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал, т. 19, N 1, 2005, с. 89-100.
2. Большая энциклопедия психологических тестов. Автор-составитель Карелин А. — М.: Изд-во Эксмо,2005. — 416 с.
3. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета// Психологический журнал. 2004. Т. 25. 1.
4. Войскунский А. Е. Психологические исследования феномена Интер-нет-аддикции // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2005 г.). Секция Психологические аспекты деятельности человека в Интернет-среде. http://psynet.by.ru/ texts/ voysk4.htm.
5. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. — Спб.: Речь, 2007. — 190 с.
6. Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернет. http://flogiston.ru/projects/articles/refinf.shtml
7. Кристал Г. Нарушения эмоционального развития при аддиктивном поведении // Психология и лечение зависимого поведения / под ред. С. Даулинга. — М., 2007
8. Чудова И. В. Особенности образа Я Жителя Интернета // Психологический журнал. 2002. Т. 22. 1. ГГШ
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -
Воробьева Татьяна Викторовна — кандидат культурологии, старший преподаватель, [email protected],
Юргинский технологический институт (филиал) Национальный исследовательский Томский политехнический университет.