в условиях их совместной деятельности. Социологи под коммуникацией понимают смысловой аспект социального взаимодействия, выполняющий в системе общества связующую роль, а общение рассматривают как социально обусловленный вид деятельности. Лингвисты понимают коммуникацию как речевую деятельность и коммуникативную функцию языка.
Многоаспектность научного понимания коммуникации отмечают многие исследователи. О.Л. Гнатюк в учебном пособии «Основы теории коммуникации» [2] изложила одно из наиболее широких и универсальных определений коммуникации, способное объяснить её сущность в живой природе (биокоммуникация), в обществе (социальная коммуникация или социокоммуникация) и в технических устройствах и машинах (технические коммуникации) - это средства и способы связи любых объектов материального и духовного мира, обмен информацией между системами разного типа (биологическими, техническими, социальными). О.Л. Гнатюк рассматривает теорию коммуникации как гуманитарно-социальную коммуникологию, которая возникла на стыке целого ряда социогуманитарных и технических наук, в результате чего имеет межотраслевой предмет исследования и характеризуется методологическим плюрализмом, без которого невозможно приращение междисциплинарного коммуникативного знания. Предметом исследования коммуникологии служит социальная коммуникация, означающая «осознанный или неосознанный, с намерениями или без намерения процесс, в котором чувства или идеи выражаются в вербальных или невербальных сообщениях на внутри-личностном, межличностном и общественном (социальном) уровнях» [2, с. 21-23, 192].
С позиций гуманитарно-социальной коммуникологии международную социальную коммуникацию можно рассматривать как составную часть социальной коммуникации. Если социальная коммуникация - это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межлич-
Библиографический список
ностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств [2, с. 17], то особенностью предмета исследования социальной коммуникации с уточняющим определением «международная» является то, что средой, в которой рассматриваются процессы передачи и восприятия информации, является международное социальное пространство.
Для педагогической науки, изучающей сущность развития и формирования человеческой личности, закономерности воспитания человека, общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов [3, с. 572], актуальными являются научные поиски в сфере социальной коммуникации, поскольку без передачи и восприятия информации, без общения и взаимодействия людей невозможно всё то, что исследует педагогика. Следовательно, педагогическое знание, развиваясь в тесной взаимосвязи с общей теорией коммуникации, будет расширено и обогащено посредством изучения научных данных и выявленных закономерностей о процессах международной социальной коммуникации в образовании.
Выделение и активное развитие различных форм международного сотрудничества в сфере образования, связанных с масштабной глобализацией общества, послужили причиной разработки новой магистерской программы «Международная социальная коммуникация в образовании», уровня сочетающего практико-ориентированную подготовку с фундаментальными научными исследованиями. Такое сочетание предполагает пополнение науки педагогики и теории коммуникации новыми научными находками и интересными данными в области международной и межкультурной коммуникации, а также подготовку высококвалифицированных специалистов с теоретическими знаниями, практическими умениями и профессиональными компетенциями для работы в международном образовательном пространстве.
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 января 2010 № 35 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 05010о Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр»)» [Э/р]. - Р/д: http//umd.udsu.ru/FGOS_VPO/050100.htm
2. Гнатюк, О.Л. Основы теории коммуникации: учеб. пособие. - М., 2010.
3. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. - Мн., 2001.
В^юдгарЬ|у
1. Рпкаг Ministerstva obrazovaniya i паик RF ot 14 yanvarya 2010 № 35 «ОЬ и^егеЬ^епп i ^^епп V deyjstvie federaljnogo gosudarstvennogo
obrazovateljnogo standarta vihsshego professionaljnogo obrazovaniya ро napravleniyu podgotovki 050100 Pedagogicheskoe obrazovanie
(к/аПАкаауа фере^) «тад^г»)» [ЕЬ|/г]. - R/d: http//umd.udsu.ru/FGOs_VpO/050100.htm
2. Gnatyuk, О±. Osnovih teorii коттиткасп: исЬюЬ. posobie. - М., 2010.
3. Sovremennihyj slovarj ро pedagogike / sost. Е^. Rapacevich. - Мп., 2001.
Статья поступила в редакцию 20.03.12
УДК 159+616.8(075) Chuhrova M. G, Ermolaeva A. У NTERNET ADDICTION AS A VARIANT OF ADDICTIVE BEHAVIOR. This article analyzes the main features of Internet addiction, and some personal characteristics of Internet addicts are treated influences the direction of correction.
Key words: nternet addiction, addictive behavior of the person.
М.Г. Чухрова, д-р мед. наук, проф. ФГБУ ВПО НГПУ;
А.В. Ермолаева, аспирант ФГБУ ВПО НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ КАК ВАРИАНТ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
В статье анализируются основные признаки интернет-зависимости и некоторые личностные особенности интернет-зависимых лиц, рассматриваются направления коррекционных воздействий.
Ключевые слова: интернет-зависимость, аддиктивное поведение личности.
Проблема аддиктивного поведения в целом в настоящее время является одной из интереснейших, и еще в 1991 г. Ц.П. Короленко отмечал, что в основе аддиктивных расстройств могут лежать общие механизмы, которые объясняют возможность легкого перехода от одной формы аддикции к другой, от одного аддиктивного объекта к другому. Важнейшей характеристикой аддиктивного поведения является стремление к уходу от реальной жизни и насущных проблем с помощью таких видов деятельности, которые помогают сделать более комфортным свое базовое психическое состояние.
Проблема интернет-аддикции часто упоминается в СМИ, однако в силу своей новизны изучена не глубоко. Эта поведенческая зависимость не включена ни в один из существующих официальных списков заболеваний (МКБ-10, DSM -IV). В настоящее время ведутся дебаты по поводу включения ее в обновленный список DSM-V, который вступит в силу с 2013 года. Кроме того, в России 1 сентября 2012 года начинает действовать федеральный закон 29.12.2010 N 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Как показано в наших исследованиях [1], аддиктивность -это свойство личности, обусловленное нейрофизиологическими механизмами. Разбалансировка и инверсия исходных, свойственных здоровым лицам, взаимоотношений полушарий головного мозга, дефицитарность интеграции конвергентности и ди-вергентности мышления, изменение топологического масштаба времени можно рассматривать в качестве нейропсихологичес-ких предпосылок, предрасполагающих к развитию аддикции. По нашим данным, у аддиктов наблюдается появление ряда труд-нокупируемых патопсихологических феноменов: склонность к быстрому формированию доминантного очага возбуждения в структурах мозга, специфических нарушений внимания и мышления, алекситимии, неконструктивных психологических защит. Пространственно-временная организация психической деятельности аддикта соответствует правополушарному типу, т.е. лишена элементов вероятностного прогноза, не устанавливает причинно-следственных связей, обеспечивает большую свободу в манипулировании информацией и в связи с этим нуждается в меньших дополнительных физиологических затратах. Де-фицитарность левополушарных функций выявляется также в сниженной осознанности ситуации, нарушении самосознания и самооценки. Однако при интернет-аддикции нейропсихологи-ческие закономерности в настоящее время не описаны.
Впервые с проблемой интернет-зависимости столкнулись врачи-психотерапевты в Америке, в начале 90-х годов. К ним обратились несколько крупных фирм, которые начали терпеть убытки из-за того, что ранее надежные и ответственные сотрудники стали ненадежными, начали допускать глупые ошибки в работе, не доводить начатое до конца. При этом формально они оставались дисциплинированными, большинство даже подолгу задерживалось в офисе после работы, практически не покидали свои рабочие места за монитором компьютера. Это были первые проявления интернет-зависимости, или интернет-аддикции [2].
Начало изучения феномена интернет-аддикции было положено в 1994 г., когда К. Янг разработала и поместила на web-сайт специальный опросник и вскоре получила почти 500 ответов, авторы 400 из которых были признаны Интернет-зависимы-ми людьми. В 1997-1999 гг. были созданы исследовательские и консультативно-психотерапевтические web-службы по проблеме интернет-аддикции. В 1998-1999 гг. опубликованы первые монографии по этой теме (К. Янг, Д. Гринфилд, К. Сурратт). Ряд исследователей считает, что данный вид зависимости не существует. Например, согласно К. Суррат, сетевое взаимодействие имеет все необходимые качества и свойства реальности: в Интернете образуются сообщества со специфическими структурами и нормами взаимодействия (в том числе и с наказаниями за их нарушение), стабильными отношениями между членами сообществ, инициацией новых участников, групповыми ценностями. Люди вступают в такие сообщества по собственной воле, а не в силу якобы изначально аддиктивных свойств Интернета.
Однако факты говорят об обратном. Например, подросток из китайской провинции Гуандунь убил мать и тяжело ранил отца после того, как родители отказались дать ему денег на Интернет-кафе, а другой подросток убил друга за то, что тот продал его виртуальный меч. Еще чаще встречаются случаи, когда один из супругов подает на развод из-за виртуальной измены другого.
Даже если рассматривать интернет-зависимость не как самостоятельное явление, а как один из способов реализации склонности к аддиктивному поведению, люди с подобными проблемами нуждаются в помощи.
Интернет-зависимость - навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. Зависимость может возникать от разных видов активности в сети: онлайн-игры, покупки в Интернет, онлайн-аукционы, порносайты и пр. Часть зависимых проводит ненормально большое количество времени в сети без определенной цели. Большая часть Интернет-зависимых (более 90%) пользуется сервисами Интернет, связанными с общением: социальные сети, блоги, ICQ, форумы и т.д. [2; 3; 4].
Зависимость, как правило, замечают родные и близкие ад-дикта по следующим признакам: чрезмерное время, проводимое в сети (может доходить даже до 18 часов), увеличивающееся беспокойство при нахождении в реальном мире, ложь или скрывание количества времени, проведенного в киберпространстве, вялое функционирование в реальном мире. Зависимый начинает проводить большую часть своей жизни в виртуальном мире, что приводит к разрыву дружеских, семейных и других социальных отношений, депрессии, неудачам в учебе или работе и дальнейшим исключением или увольнением, соответствен-
но. Увлечение Интернетом становится аддикцией только тогда, когда начинает занимать центральное место в жизни.
Интернет-зависимость или «нехимическая зависимость от пользования Интернетом» представляет собой психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненную неспособность вовремя отключиться от Интернета. (англ. Internet addiction, IA или Internet addiction disorder, IAD)
- «нехимическая зависимость от пользования Интернетом» (Гриффис, 1996) или психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета (Internet Overuse, Pathological Internet Use).
Существуют более широкие трактовки интернет-аддикции:
• зависимость от компьютера, т.е. пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности);
• «информационная перегрузка», т.е. компульсивную (от англ.: compulsive - непреодолимый) навигацию по WWW, поиск в удаленных базах данных (web-серфинг);
• компульсивное применение Интернета, т.е. патологическую привязанность к азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам в Интернете;
• зависимость от «кибер-отношений», т.е. от социальных применений Интернета - общения в чатах, форумах, электронных дневниках, социальных сетях;
• зависимость от «киберсекса», т.е. от порнографических сайтов в Интернете, от обсуждения сексуальной тематики в чатах или специальных телеконференциях «для взрослых» и др. [2; 3; 4; 5].
На наш взгляд, представляется наиболее правильным использовать термин «интернет-зависимость» применительно к зависимости от любых действий в Интернете, но не от работы за компьютером вообще (это отдельный вид зависимости)
Для России пока не актуальны такие формы интернет-зависимости как навязчивая игра на бирже, участие в онлайновых аукционах и бесконтрольные покупки в интернет-магазинах. Остальные же у нас получают распространение достаточно быстро. Возможно, даже быстрее, чем на Западе, так как в российских условиях сильнее проявляет себя фактор бегства от реальной жизни.
Наблюдаются следующие признаки интернет-зависимости.
1. Ускоренное формирование зависимости. На формирование более традиционных видов зависимости - алкоголизма, наркомании, пищевой аддикции уходят годы, а зависимость от Интернета, по данным К. Янг, наступает значительно быстрее: 25% аддиктов приобрели зависимость в течение полугода после начала работы в Интернете, 58% - в течение второго полугодия, а 17% - вскоре по прошествии года. Интернет несёт в себе выраженный аддиктивный потенциал, поскольку сопровождается облигатной возможностью вхождения в изменённое состояние сознания с выраженной стимуляцией дофаминового звена нейромедиаторного обмена.
2. Представления о сети носят выраженную эмоциональную окраску, возникает чувство эмоционального подъема, волнения, возбуждения или релаксации; опЧ^ возникает чувство удовлетворенности, контроля над собой и ситуацией.
3. Состояние измененного сознания в период нахождения в сети, потеря ориентации на свои физические ощущения (усталость, голод и т.п.).
4. Потеря контроля за временем нахождения в сети.
5. Компульсивное желание выйти в интернет, состояние дискомфорта при невозможности этого; раздражение при необходимости включаться в социальные взаимодействия помимо сети.
6. Проявление признаков авитальной активности: пренебрежение здоровьем, изменение образа жизни ради иллюзорных целей - игры, общения и т.д.
7. Употребление в речи специфического жаргона, непонятного непосвященным.
Интернет долго не вызывает классической физической зависимости, хотя признаки ее присутствуют, особенно в идеатор-ной сфере (компульсивная потребность к выходу в сеть, гипертрофированная раздражительность при прерывании извне связи с Интернетом, сновидения по типу пассивного «просмотра текста») и вегетативной сфере (учащение пульса, увеличение кровяного давления, изменения саливации и потоотделения, тремор). Интернет-аддикт входит в определенное равновесие с социумом, которое может продолжаться достаточно долго. Интернет-зависимость облигатно предопределяет предрасположен-
ность к другим видам аддикций, социально более опасным (алкоголь, наркотики). Аддикции часто сочетаются с депрессиями, вплоть до суицидальных тенденций, и это не исключается при интернет-зависимости. Причем причины суицида могут навсегда остаться загадкой для близких. Обращают на себя внимание и особые состояния сознания, возникающие у Интернет-зави-симых людей: длительные периоды измененного состояния сознания по типу медитативного или трансового состояния. В Интернете пользователь сталкивается с огромным потоком информации, которую нужно успеть воспринять, зафиксировать и переработать, не упустив сотни новых возможностей, открывающихся перед ним каждую секунду. Мозг, перевозбужденный такой избыточной стимуляцией, не может справиться с этими задачами. По выражению А.Е. Войскунского, «сознание субъекта приходит в состояние, сходное с феноменами лобного синдрома: иерархичность и последовательность целеполагания утрачивается, субъект пытается одновременно делать все, но не успевает и впадает в своеобразный транс, объективная квалификация которого требует признания, как минимум, временного, но серьезного нарушения социально-психологической адаптации» [2].
Не только привлекательность и заманчивость интернет-функционирования приводит к формированию зависимости. Вероятно, существуют личностные и нейропсихологические особенности, благоприятствующие тому, чтобы виртуальный мир стал преобладать перед реальным.
Целью исследования было изучение некоторых личностных особенностей интернет-зависимых лиц.
В исследовании приняло участие 345 человек в возрасте от 11 до 25 лет. Данные возрастные рамки были выбраны в связи с тем, что считается, что подростки и молодежь наиболее подвержены Интернет-зависимости. Были использованы: методики диагностики Интернет-зависимости (тест на переведенный и адаптированный В.А. Буровой тест К. Янг, тест на зависимость от онлайн-игр того же автора, Шкала Интернет-зависимости А.Е. Жичкиной), тест Роджерса-Даймонда на социально-психологическую адаптацию, методика Б.А. Федоришина на выявление коммуникативных и организаторских умений.
Интернет-зависимость была обнаружена у 12 (3,48%) испытуемых. Это подтверждает результаты предыдущих исследований: Интернет-зависимость - редкое явление в России. Гораздо чаще встречается зависимость от онлайн-игр: 105 (30,43%) и склонность к интернет-зависимости: 144 (41.73%).
Такая статистика связана и с тем, что интернет-зависимые, особенно при выраженной аддикции, изолированы от общества и редко участвуют в исследованиях.
У испытуемых с зависимостью от онлайн-игр, Интернета или склонностью к ним в большей степени недоразвиты организаторские склонности. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда позволила выявить следующие наиболее характерные отклонения от нормы: низкий показатель приятия себя и высокий неприятия, низкий эмоциональный комфорт, низкие показатели внутреннего контроля и доминирования и высокий внешнего, ведомость, эскапизм. В целом характерными особенностям интернет-зависимых вне зависимости от возраста были обнаруженные другими авторами «комплекс недостаточности» (низкая самооценка, неудовлетворенность собой), склонность к фантазиям, застенчивость, наличие социальной фобии, осознание недостатка социального статуса или внимания к своей персоне, замкнутость, скрытность, физическая немощь и др. [6]. Интернет-зависимый человек - ранимый интроверт, неуверенный в себе и ищущий безопасного общения. Компьютер, как любой другой аддиктив-ный агент (алкоголь, наркотики, пища и др.) позволяет уйти от реальных проблем, житейских сложностей (трудности в учебе
Библиографический список
или работе, проблемы во взаимоотношениях). Человек неуспешен или чувствует себя таким в реальном мире и создает себе более успешного «двойника» в виртуальном.
Таким образом, если проанализировать особенности личности интернет-зависимых людей, то часто можно обнаружить черты личностной незрелости, несформированности жизненных целей и задач, такие черты, которые обычно свойственны или ярче всего проявляются в подростковом возрасте, в сложный период взросления, и которые при нормальном развитии к периоду зрелости полностью нивелируются. Изучение образа жизни молодого поколения, его объективных и субъективных характеристик, включающих уровень физической активности и потребление психоактивных препаратов, показало, что уровни потребности в новых ощущениях по методике Цукермана, у лиц с ад-диктивным поведением более чем в 2 раза повышено - это стремление к новым ощущениям и рискованному поведению [1]. Эти потребности намного легче реализуются в сети, нежели в реальной жизни.
Мы не коснулись влияния чрезмерного увлечения Интернетом на физическое состояние человека: сокращение времени сна, ограничение физической активности, нерациональное и несистематическое питание, употребление психостимуляторов в виде кофе и др., пренебрежение личной гигиеной, замена секса на виртуальный и т.д. Социальные последствия интернет-аддикции - это отдельная серьезная тема. Наблюдается слабая информированность как самих пользователей Интернета, так и окружающих лиц, педагогов, социальных работников и государственных органов о вреде, который несут в себе интернет-ресурсы. Интернет-зависимость несет в себе реальную угрозу здоровью молодого поколения.
В настоящее время не существует универсального, общепринятого способа избавления от интернет-зависимости. Однако поскольку интернет-аддикты имеют проблемы в межличностном взаимодействии и социальной адаптации, предпочтительнее групповые формы работы. Несмотря на то, что каждый случай интернет-зависимости по-своему уникален, существуют и проблемы, общие для всех или большинства аддик-тов, что делает групповые занятия еще более необходимыми. Исходя из основных, наиболее распространенных проблем интернет-аддиктов, коррекционная работа идет в следующих направлениях.
1. Формирование устойчивой и позитивной самооценки, уверенности в себе.
2. Развитие коммуникативных навыков и восстановление межличностных отношений: ориентация на благоприятные межличностные отношения, адекватное восприятие критики, умение слушать и понимать собеседников, эмпатийность, искренность, развитие способности устанавливать доверительные контакты, строить долговременные дружеские отношения с людьми, терпимость к другим людям.
3. Самопознание: способность к самоанализу, знание своих слабых и сильных сторон и умение компенсировать и использовать их соответственно, способность к критическому восприятию действительности, умение прогнозировать, рефлексия.
4. Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции: осознанное целеполагание, ответственность, умение решать свои проблемы самостоятельно, не перекладывая их решение на других.
5. Социально-психологическая адаптация: повышение стрессоустойчивости, активности.
Как в случаях с другими аддикциями, коррекционная работа при интернет-зависимости и склонности к ней - трудоемкий, длительный и напряженный процесс, однако работы в этом направлении должны пользоваться приоритетом, поскольку грядущий вред от интернет-зависимости трудно переоценить.
1. Чухрова, М.Г. Аддикция: зависимое поведение: монография / М.Г. Чухрова, В.П. Леутин. - Новосибирск, 2010.
2. Войскунский, А.Е. Феномен зависимости от Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете М., 2000.
3. Юрьева, Л.Н. Компьютерная зависимость / Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот. - Днепропетровск, 2006.
4. Янг, К.С. Диагноз - интернет-зависимость // NarCom.ru [Э/р]. - Р/д: http://www.narcom.ru/ideas/common/15.html
5. Тхостов, А.Ш. Влияние современных технологий на развитие личности и формирование патологических форм адаптации: обратная сторона социализации / А.Ш. Тхостов, К.Г. Сурнов // Психологический журнал. - 2005. - № 6.
6. Лоскутова, В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: автореф. дис. ...канд. психол. наук. -Новосибирск, 2004.
Bibliography
1. Chukhrova, M.G. Addikciya: zavisimoe povedenie: monografiya / M.G. Chukhrova, V.P. Leutin. - Novosibirsk, 2010.
2. Voyjskunskiyj, A.E. Fenomen zavisimosti ot Interneta. Gumanitarnihe issledovaniya v Internete M., 2000.
3. Yurjeva, L.N. Kompjyuternaya zavisimostj / L.N. Yurjeva, T.Yu. Boljbot. - Dnepropetrovsk, 2006.
4. Yang, K.S. Diagnoz - internet-zavisimostj // NarCom.ru [Eh/r]. - R/d: http://www.narcom.ru/ideas/common/15.html
5. Tkhostov, A.Sh. Vliyanie sovremennihkh tekhnologiyj na razvitie lichnosti i formirovanie patologicheskikh form adaptacii: obratnaya storona socializacii / A.Sh. Tkhostov, K.G. Surnov // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 2005. - № 6.
6. Loskutova, V.A. Internet-zavisimostj kak forma nekhimicheskikh addiktivnihkh rasstroyjstv: avtoref. dis. ...kand. psikhol. nauk. - Novosibirsk, 2004.
Статья поступила в редакцию 20.03.12
УДК 378.316.6
Jangol D.YU. DISTANCE EDUCATION IN THE SYSTEM OF RAISING THE QUALIFICATION OF THE OFFICERS, TEACHERS OF THE MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF INTERNAL TROOPS MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA. In article considered the urgency of working out and introduction in system of improvement of professional skill of officers-teachers of military academy of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia distance learning. Models of training which are expedient for applying by preparation of officers are allocated.
Key words: Distance learning, officers-teachers, the information-educational environment, learning model.
Д.Ю. Янголь, адъюнкт Новосибирского военного института внутренних войск им. генерала армии
И.К. Яковлева МВД России, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ОФИЦЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕННЫХ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
В статье рассматривается актуальность разработки и внедрения в систему повышения квалификации офи-церов-преподавателей военных вузов внутренних войск МВД России дистанционного обучения. Выделяются модели обучения, которые целесообразно применять при подготовке офицеров.
Ключевые слова: Дистанционное обучение, офицеры-преподаватели, информационно-образовательная среда, модель обучения.
Основой любой образовательной системы является ориентация на высококачественную и высокотехнологичную информационно-образовательную среду. Её создание и развитие представляет весьма сложную задачу, но именно это позволит существующей системе повышения квалификации офицеров-преподавателей коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к образовательной информационной технологии и осуществить прорыв к открытой образовательной системе, отвечающей требованиям постиндустриального общества.
Для создания, развития и эксплуатации информационнообразовательной среды необходимо, всеми вузами ВВ МВД России во взаимодействии, полностью задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциалы. Учитывая новизну и сложность этой проблемы, её решение требует экспериментального поиска на основе имеющегося в системе образования опыта работы с информационными технологиями.
В качестве приоритетных, по мнению автора, можно выделить следующие задачи реализации ДО в системе повышения квалификации офицеров-преподавателей:
- построение и развитие единого образовательного информационного пространства в системе военных вузов МВД России;
- внедрение средств новых информационных технологий в образовательный процесс;
- повышение уровня компьютерной (информационной) подготовки участников образовательного процесса;
- системная интеграция информационных технологий для поддержки процессов обучения, научных исследований и организации учебного процесса.
Сегодня дистанционное обучение - это такая образовательная система, при которой используются традиционные и инновационные методы и средства обучения, а основу образовательного процесса составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа учащихся. Последние могут заниматься в удобном для себя месте и по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем и другими обучающимися.
Благоприятными предпосылками распространения дистанционного обучения в системе вузов ВВ МВД России являются:
- значительное сокращение транспортных затрат и расходов на проживание, создание условий для обучения практически в любой точке страны;
- возможность выбора оптимального учебного курса благодаря модульному принципу построения программ;
- реальность получения образования без отрыва от исполнения обязанностей по занимаемой должности;
- способность быстрой адаптации содержания учебных курсов к новым условиям и пожеланиям обучаемых и т.д.
Наиболее существенными преимуществами названного инновационного подхода, на наш взгляд, являются устранение формализма процесса обучения, который имеет место при организации повышения квалификации традиционными методами; ориентация технологии на большое число учащихся, что особенно важно при низкой пропускной способности имеющейся системы дополнительного профессионального образования; более продуктивное использование существующих технических и обучающих средств. Как показывает опыт российских негосударственных центров, ведущих обучение в системе ДО, расходы на подготовку специалиста в этой системе сегодня составляют примерно 60% аналогичных расходов на обычного студента [2]. Снижение первоначальных затрат позволяет сократить общую стоимость обучения и сделать образование более доступным и экономически эффективным.
Технологизация дистанционного обучения, развитие и функционирование инновационных технологий в современной системе повышения квалификации потребовали более глубокой разработки теоретических основ дистанционного обучения.
Как свидетельствует анализ различных публикаций, проблемы дистанционного обучения сегодня находятся в центре внимания широкого круга отечественных и зарубежных учёных. Однако сложность и многогранность содержания понятия «дистанционное обучение», разнообразие информационных технологий и подходов к их анализу привели к использованию множества всевозможных инновационных моделей и методов его организации. Большое внимание теоретико-методологическим проблемам и дидактическому обеспечению дистанционного обучения уделяют в своих работах учёные А.А. Андреев, А.И. Каптерев, М.П. Карпенко, Э.Г. Скибицкий, Е.С. Полат, В.П. Тихомиров и др.
Так, А.А. Андреев выделяет следующие характерные особенности, присущие дистанционному обучению [1].
1. Гибкость - позволяет обучающимся заниматься в удобное для себя время, в выбранном месте и в комфортном режиме; учиться столько, сколько необходимо для освоения курса и получения необходимых знаний по выбранным дисциплинам.
2. Модульность - придаёт учебным программам и их частям соизмеримость, облегчает унификацию и стандартизацию знаний. Поэтому отдельная дисциплина (учебный курс) адекватна по содержанию определённой предметной области. Это даёт возможность составить из набора независимых учебных курсов учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.