Вестник АГИУВ № 3, 2014
АГИУВ
УДК
А. М. Ембергенова
Республиканский научно-практический центр психиатрии, психотерапии и наркологии г. Алматы
ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ
АННОТАЦИЯ
Рассматривается проблема игровой зависимости, а также описывается роль личностных особенностей в ее формировании. Ключевые слова:
Важнейший аспект здоровья общества и государства - здоровье подрастающего поколения. Особенностью современного периода является раннее вовлечение детей в информационно-техническую сферу, в частности, знакомство с компьютерными играми. Интернетом и проч. Вследствие этого в течение последних десятилетий острой проблемой стало нарушение социального функционирования детей, обусловленное чрезмерным увлечением компьютерными играми, что связано с ростом количества Интернет-пользователей в Казахстане.
Проблема патологического использования Интернета обозначена в зарубежной литературе I. Goldberg, К. Young еще в конце 80-х гг. Первыми с ней столкнулись врачи-психотерапевты, а таюке компании, использующие в своей деятельности Интернет и несущие убытки в случае, если у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию онлайн. Предполагается, что Cyber Disorder (CD) войдет в международную классификацию болезней DSM-V [1] наравне с другими нехимическими аддикциями: гэмблингом, любовными, сексуальными, ургентными аддикциями, аддикциями избегания отношений, патологическому стремлению к трате денег и работоголизмом. Необходимо рассмотреть особенности Интернета, позволяющие ему становиться адциктивным агентом, а также учесть характерную для аддиктов периодическую смену аддиктивных реализаций. Важно выявить пользователей с повышенным
риском развития Интернет-аддикции и прицельно применить профилактические мероприятия.
В связи с вышеизложенным представляется актуальным изучение особенностей формирования и динамики аддиктивного процесса при Интернет-зависимости, которая является новой аддикцией, качественно отличающейся от других нехимических форм выходом на безграничные возможности виртуального мира [2,3 J.
В самом общем виде Интернет-зависимость (Internet addiction) определяется как "нехимическая зависимость от пользования Интернетом" [4]. Поведенчески Интернет-зависимость проявляется в том, что дети настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей "реальной" жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности. Интернет-зависимость может возникать как зависимость от самых различных форм использования Интернета, и по своим проявлениям схожа с уже известными формами аддиктивного поведения (например, в результате употребления алкоголя или наркотиков). По данным различных исследований, Интернет-зависимы-ми сегодня являются около 10 % пользователей. Особенности Интернет-зависимости - это не химическая зависимость, т.е. не приводящая к разрушению организма. По воздействию на организм она ближе к зависимости от азартных игр и т.п. Отмечается, что если для формирования традиционных видов зависимости требуются годы, то для Интернет-зависимости это т срок
зко сокращается: по данным К. Янг, 25 % за-1симых приобрели зависимость в течение по-. года после начала работы в Интернете, 58 % в течение второго полугодия, а 17%- вскоре прошествии года [5,6]. Согласно западным источникам, распростра-нность этого расстройства составляет 1 -5 % селения [4-6]. В России также отмечается юнныйрост"негаголиков" [7-9]. Поданным рейских исследователей, среди старших льников возможная Интернет-аддикция ре-ируется у 38 % [10]. Как показывают дан-е мониторинга аудитории пользователей Ин-нета в России с 1992 по 2004 г., удельный вес ростков увеличился с 2 до 25 %, т.е. подрос-становятся все более активными пользова-лями сети, в связи с чем и увеличивается то случаев Интернет-аддикции среди моло-*и.
Известно, что Интернет-зависимость нео-родна по своей типологии и, по мнению Янг [5,6], включает 5 типов зависимости:
- обсессивное пристрастие к работе с ком-тером (играм, программированию или дру-видам деятельности);
- компульсивная навигация по WWW, поиск }паленных базах данных;
патологическая привязанность к опосред-ванным Интернетом азартным играм, он-ювым аукционам или электронным покуп-
- зависимость от социальных применений рнета, т.е. от общения в чатах, групповых х и телеконференциях, что может в итоге
сти к замене имеющихся в реальной жиз-:емьи и друзей виртуальными;
- зависимость от "киберсекса", т.е. от пор-эафических сайтов в Интернете, обсужде-сексуальной тематики в чатах или закры-группах "для взрослых".
M.Griffiths [4] выдвинул гипотезу, что Интер--аддикция может формироваться на базе ичных форм использования Интернета:
• возможного средства коммуникации при .тствии контакта лицом к лицу,
• интереса к непосредственному содержа-сайта (напр., порносайты),
• онлайновой социальной активности (напр., ение в чатах или игры с участием несколь-человек).
Лолемизируя с К. Янг. М. Griffiths [4] утвер-. что многие интенсивные пользователи
Интернета не являются собственно Интернет-аддиктами, а используют сеть для реализации других аддикций. В отличие от М. Гриффитса J. Kandell [11] определил Интернет-аддикцию как патологическую зависимость от Интернета вне связи с формой активности в сети. Расширяя дефиниции Интернет-аддикции К. Янг, R. Davis [12] предложил когнитивно-поведенческую модель патологического использования Интернета. Он выделил две формы Интернет-ад-дикции, которые обозначил как специфическое патологическое использование Интернета (Specific Pathological Internet Use) и генерализованное патологическое использование Интернета (Generalized Pathological Internet Use).
Первая форма представляет собой зависимость от какой-либо специфической функции Интернета (онлайновые сексуальные службы, онлайновые аукционы, онлайновая продажа акций, онлайновый гемблинг). Тематика аддикции сохраняется, а также может быть реализована и вне Интернета.
Вторая форма представляет собой неспециализированное, многоцелевое избыточное пользование Интернетом и включает проведение большого количества времени в сети без ясной цели, общение в чатах, зависимость от электронной почты, т.е. в значительной степени связана с социальными аспектами Интернета.
По мнению российских авторов, феномен Интернет-аддикция представляет собой сборную групп разных поведенческих зависимостей (работогольную, общения, сексуальную, любовную, игровую и т.д.), где компьютер является лишь средством их реализации, а не объектом [8].
Несмотря на большой интерес, особенно в онлайновых публикациях, научные исследования Интернет-аддикции в СНГ пока носят несистематизированный характер и сравнительно немногочисленны [7]. В связи с этим представляет интерес изучение психологических, в частности личностных особенностей тех, кто стал зависим от Интернета.
Предыдущие исследования показывают, что среди Интернет-зависимых отмечается более высокий уровень аффективных с преобладанием депрессии и обсессивно-компульсивных расстройств [13,14], а также маскированной депрессии в рамках малопрогредиентной шизофрении [15]. Корейские исследователи обнаружили у старших школьников с Интернет-аддикцией
Вестник АГИУВ № 3, 2014 АГИУВ ^Ш^^ШШШШШЯЯШШШШШШШШШШ
более частую депрессию с повышенным риском суицида [10].
Изучая личностные особенности с помощью опросника Айзенка у Интернет-зависимых, Y.Hamburger и Е. Ben-Artzi [16] обнаружили, что интроверты и эктраверты используют разные ресурсы Интернета. При этом у мужчин экстраверсия положительно коррелирует с использованием Интернета "для развлечения", а нейротизм отрицательно связан с использованием информационных сайтов. У женщин экстраверсия негативно коррелировала, а нейротизм - положительно с использованием информационных ресурсов Интернета. Позже установлено, что для Интернет-аддиктов преимущественно женского пола характерно ощущение одиночества, которое они стараются снизить, проводя время за общением в чатах [17-30].
Обобщив результаты разных исследований, Н.В. Чудова [31] приводит следующий список черт Интернет-аддикта:
• сложности в принятии своего физического "Я" (своего тела);
• сложности в непосредственном общении (замкнутость);
• склонность к интеллектуализации;
• чувство одиночества и недостатка взаимопонимания (возможно, связанное со сложностями в общении с противоположным полом);
• низкая агрессивность;
• эмоциональная напряженность и некоторая склонность к негативизму;
• наличие хотя бы одной фрустрированной потребности;
• независимость выступает как особая ценность;
• представления об идеальном "Я" недиффе-ренцироваиы, завышены или даже нереалистичны; самооценка занижена; склонность к избеганию проблем и ответственности.
Таким образом, в настоящее время проблема патологического использования Интернета и игромании, несмотря на повышенный исследовательский интерес, остается далекой от своего окончательного решения. Можно говорить о том, что акцент в исследованиях делается на изучение личностных и микросоциальных факторов формирования данного вида патологии. Подобная направленность является оправданной, что диктует необходимость продолжения разработки проблемы игромании в этом аспекте.
ЛИТЕРАТУРА
1 Zenhausen В. Preliminary' Draft of the DSM-V Committee on Cyberdisorders // Posted to Listserv: Virtpsy, 1995.
2 Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. - Новосибирск: Олсиб, 2001.
3 Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивиых расстройств: автореф. дис... канд. мед. наук. - Новосибирск, 2004.
4 Griffiths М. Psychology of computer use: some comments on "addictive use of the internet" by Young // Psychological reports. - 1997. - V. 80. - P. 181-182.
5 Young K.S. Addiction to the Internet: A case that breaks the stereotype // Psychological Reports. - 1996. - V. 79, №3 (Pt. 1). - P. 899-902.
6 Young K. S. Psychology of computer use: addictive use of the internet: a case that breaks the stereotype // Psychological reports. - 1996. - V. 79. - P. 899-902.
7 Войскунский A.E. Психологические исследования феномена Интернет-аддикции // Тез. докл. 2-й Рос. конф. по экологической психологии. - М.: Экопсицентр РОСС, 2000. - С. 251-25.
8 Егоров А. Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции (обзор) http://www.narcom.ru/cabinet/ on line/88.htm
9 Малыгин В.JI., Искандирова А.С., Смирнова Е.А., Хомерики Н.С., Елшанский С.П. Патологический гемблинг, Интернет-зависимость: особенности клиники и нозологической принадлежности [Электронный ресурс]: Режим доступа http:// medpsy.ru
10 Kim К.. Ryu Е., Chon M.-Y., Yeun E.-J., Choi S.-Y, Seo J.-S., Nam B.-W. Internet addiction in Korean adolescents and its relation to depression and suicidal ideation: A questionnaire survey // International Journal of Nursing Studies, 2005. Article in Press.
11 Kandell J.J. Internet addiction on campus: The vulnerability of college students // CyberPsychology and Behavior. - 1998. - V. 1. № 1. - P. 11-17.
12 Davis S.A. A cognitive-behavioral model of pathological Internet use // Computers in Human
behavior. - 2001 Mar. - V. 17, № 2. - P. 187-195.
13 Kraut R., Patterson M., Lundmark V., Kiesier S., Mukopadhyay Т., Scherlis, W. Internet paradox: i social technology that reduces social involvement and psychological well-being?//Am. Psychol. - 1998.
I-V. 53. - P. 1017-1031.
14 Shapira N. A., Goldsmith T. D„ Keck P. E. (Jr), Khosla U. M, McElroy S. L. Psychiatric features I«' individuals with problematic internet use // J. of affective disorders. - 2000. - V. 57. - P. 267-272.
15 Джолдыгулов Г.А., Гусманов P.M., Шевченко Ю.С. К вопросу о механизмах формиро-¿ния чрезмерной увлеченности компьютерными играми // Дискуссионные вопросы наркологии:
)филактика, лечение и реабилитация: матер. Рос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. проф. В.Худякова. - Иваново, 2005. - С. 111-112.
16 Hamburger Y.A., Ben-Artzi Е. The relationship between extraversión and neuroticism and the fferent uses of the Internet // Computers in Human Behaviour. - 2000. - V. 16. - P. 441-449.
17 Brener V. Psychology of computer use: parameters of internet use, abuse and addiction: the first days of the internet usage survey // Psychological reports. - 1997. - V. 80. - P. 879-882.
18 Budman S. H. Behavioral health care dot-com and beyond: computer mediated communications mental health and substance abuse treatment // American J. of Psychology. - 2000. - V. 55, № 11. P. 1290-1300.
19 Cunningham J. A.. Humphreys K., Koski-Jannes A. Providing personalized assessment feedback :r problem drinking on the internet // J. of study alcogolism. - 2000. - V. 61, №6. - P. 794-798.
20 Eppright Т., Alhvood M.. Stern В., Theiss T. Internet addiction: a new type of addiction? // lodern medicine. - 1999. - V. 96, № 4. - P. 133-136.
21 Galanter M, Brook D. Network therapy for addiction // International J. of Group Psychotherapy. 2001. - V. 51, № 1. - P. 101-122.
22 Galanter M, Keller D. S., Dermatis H., Biderman D. Use of the internet for addiction education American J. of addiction. - 1998. - V. 7, № 1. - P. 7-13.
23 Griffiths M. Psychology of computer use: some comments on "addictive use of the internet" by iung // Psychological reports. - 1997. - V. 80. - P. 181-182.
24 Korn D. A. Expansion of gambling in Canada // CMA Journal. - 2000. - V. 163, № 1. -61-64.
25 O'Reilly M Internet addiction: a new disorder enters the medical lexicon // CMA Journal. - 1996. V. 154, № 12. - P. 1882-1883.
26 Plusquellec M. Are virtual worlds a threat to the mental health of children and adolescents? / Arch. Pediatry. - 2000. - V. 7, №2. - P. 209-210.
27 Praterelli M. E.. Browne B. L., Johnson K. Internet addiction: a factor analytic approach // fhavior research methods. - 1999. - V. 31. - P. 305-314.
28 Shaffer H. J., Hall M. N.. Van der Bilt J. Computer addiction: a critical consideration // American of orthopsychiatry. - 2000. - V. 70, № 2. - P. 162-168.
29 Stein D. J. Internet addiction, internet psychotherapy // American J. of Psychiatry. - 1996. -153, №7. - P. 861-869.
30 Tisserland 1. N. New risks of addiction for new populations: the example of hackers // Ann. Med. ?rnational. - 2000. - V. 151, Suppl. B. - P. 49-52.
31 Чудова H.B. Особенности образа "Я" жителя Интернета. - [Электронный ресурс]: Режим гупа http://psyfactor.org/lib/chudova.htm
Тужырым
Ма^алада ойын кумарлыктьщ проблемасы жэне оньщ ^урастыруында жеке езшщ езгешелктердщ усынылды.
Summary
n article the problem of game dependence and a role of personal features in its formation is sented.