Научная статья на тему 'Особенности социально-психологической адаптации интернет-аддиктов в ранней юности'

Особенности социально-психологической адаптации интернет-аддиктов в ранней юности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
678
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЯ / INTERNET ADDICTION / ИНТЕРНЕТ-АДДИКТ / INTERNET ADDICT / РАННЯЯ ЮНОСТЬ / EARLY ADOLESCENCE / ГЕНДЕРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / GENDER INDICATORS / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ (СЕНСИТИВНАЯ) РИГИДНОСТЬ / EMOTIONAL (SENSITIVE) RIGIDITY / ДЕВИАЦИЯ / DEVIATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пантелеева Татьяна Викторовна

В статье представлены результаты эмпирического исследования по изучению особенностей социально-психологической адаптации интернет-аддиктов в ранней юности. Количественный и качественный анализ эмпирических данных, проведенный с применением статистических методов, установил связь между интернет-зависимостью и уровнем социально-психологической адаптации в ранней юности. При выявленной интернет-зависимости обнаружен низкий уровень социально-психологической адаптации, что затрудняет интеграцию интернет-аддиктов в социальную среду. Социально-психологическая адаптация интернет-аддиктов в ранней юности осуществляется преимущественно за счет стремления к доминированию в межличностных отношениях. Низкий уровень принятия других, низкий уровень эмоционального комфорта и высокая сенситивная (эмоциональная) ригидность, также выявленные у интернет-аддиктов в сочетании со стремлением к доминированию могут приводить к конфронтации с другими людьми и неумению построить партнерские отношения. Такие показатели затрудняют вербальную и невербальную коммуникацию и не позволяют достигнуть полноценной социально-психологической адаптации. Выявленная девиация требует дальнейшего изучения с целью разработки программ по коррекции поведения и повышения общего уровня социально-психологической адаптации интернет-аддиктов в ранней юности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF THE INTERNET-ADDICT IN EARLY ADOLESCENCE

The article presents the results of empirical research of peculiarities of socio-psychological adaptation of the Internet-addict in early adolescence. Quantitative and qualitative analysis of empirical data carried out with the use of statistical methods, have established a link between Internet addiction and level of socio-psychological adaptation in early adolescence. In cases of Internet addiction found low level of socio-psychological adaptation, which complicates the integration of Internet addict to the social environment. Socio-psychological adaptation of the Internet-addict in early adolescence is primarily due to the desire for dominance in interpersonal relationships. Low acceptance, low level of emotional comfort and high sensitive (emotional) rigidity, also detected in the Internet-addict in combination with the desire for dominance can lead to confrontation with other people and the inability to build partnerships. Such indicators make it difficult verbal and non-verbal communication, to achieve full social and psychological adaptation. Identified deviation requires further study to develop programs to correct the behavior and improve the overall level of socio-psychological adaptation of the Internet-addict in early adolescence.

Текст научной работы на тему «Особенности социально-психологической адаптации интернет-аддиктов в ранней юности»

Пантелеева Татьяна Викторовна ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ...

УДК 159.9.075

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ИНТЕРНЕТ-АДДИКТОВ В РАННЕЙ ЮНОСТИ

© 2016

Пантелеева Татьяна Викторовна, соискатель кафедры психологии

Московский педагогический государственный университет, Москва (Россия)

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования по изучению особенностей социально-психологической адаптации интернет-аддиктов в ранней юности. Количественный и качественный анализ эмпирических данных, проведенный с применением статистических методов, установил связь между интернет-зависимостью и уровнем социально-психологической адаптации в ранней юности. При выявленной интернет-зависимости обнаружен низкий уровень социально-психологической адаптации, что затрудняет интеграцию интер-нет-аддиктов в социальную среду. Социально-психологическая адаптация интернет-аддиктов в ранней юности осуществляется преимущественно за счет стремления к доминированию в межличностных отношениях. Низкий уровень принятия других, низкий уровень эмоционального комфорта и высокая сенситивная (эмоциональная) ригидность, также выявленные у интернет-аддиктов в сочетании со стремлением к доминированию могут приводить к конфронтации с другими людьми и неумению построить партнерские отношения. Такие показатели затрудняют вербальную и невербальную коммуникацию и не позволяют достигнуть полноценной социально-психологической адаптации. Выявленная девиация требует дальнейшего изучения с целью разработки программ по коррекции поведения и повышения общего уровня социально-психологической адаптации интернет-аддиктов в ранней юности.

Ключевые слова: интернет-аддикция, интернет-аддикт, ранняя юность, гендерные показатели, социально-психологическая адаптация, эмоциональная (сенситивная) ригидность, девиация.

FEATURES OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF THE INTERNET-ADDICT

IN EARLY ADOLESCENCE

© 2016

Panteleeva Tatiana Viktorovna, applicant of Psychology Department

Moscow Pedagogical State University, Moscow (Russia)

Abstract. The article presents the results of empirical research of peculiarities of socio-psychological adaptation of the Internet-addict in early adolescence. Quantitative and qualitative analysis of empirical data carried out with the use of statistical methods, have established a link between Internet addiction and level of socio-psychological adaptation in early adolescence. In cases of Internet addiction found low level of socio-psychological adaptation, which complicates the integration of Internet addict to the social environment. Socio-psychological adaptation of the Internet-addict in early adolescence is primarily due to the desire for dominance in interpersonal relationships. Low acceptance, low level of emotional comfort and high sensitive (emotional) rigidity, also detected in the Internet-addict in combination with the desire for dominance can lead to confrontation with other people and the inability to build partnerships. Such indicators make it difficult verbal and non-verbal communication, to achieve full social and psychological adaptation. Identified deviation requires further study to develop programs to correct the behavior and improve the overall level of socio-psychological adaptation of the Internet-addict in early adolescence.

Keywords: Internet addiction; Internet addict; early adolescence; gender indicators; social and psychological adaptation; emotional (sensitive) rigidity; deviation.

Проблема развития современного общества, вступившего в информационный период, тесно связана с изучением влияния инновационных технологий как на человечество в целом, так и на единичных его представителей. Сегодня результаты высоких технологий - Интернет, цифровые телекоммуникации, мобильная связь - стали неотъемлемой частью нашей жизни. Очевидно, что новые информационные каналы несут современному обществу как положительные, так и отрицательные последствия. Следовательно, одной из задач современной социально-гуманитарной науки является задача всестороннего изучения такого влияния, как на отдельного человека, так и на человечество в целом.

В связи с этим представляется актуальным вопрос, связанный с изучением феномена интернет-аддик-ции, который сопровождает новые явления в социуме и одновременно сам является таким новым явлением. Интересен тот факт, что изучение нового вида аддикций началось в США в 1994 году [1], когда группа американских ученых впервые обратила внимание на лиц, зависимых от пребывания в сети Интернет и разместила разработанный для их выявления он-лайн опросник, тогда как сам термин интернет-аддикция появился лишь в 1996 году [2].

Для психологов любое аддиктивное (зависимое) поведение рассматривается как одна из форм до болезненного расстройства в рамках девиантного поведения, основанная на злоупотреблении каким-либо способом ухода от реальности путем изменения психического состояния. По мнению большинства ученых, занимающихся данной проблемой (К. Янг, М. Гриффитс, И. Голдберг,

Л.Н. Юрьева Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский, О.В. Смыслова, А.И. Мандель, А.Ю. Егоров, Е.В. Змановская и др. [1 - 11]), интернет-зависимость означает расстройство поведения в результате использования Интернета и компьютера (или устройства его заменяющее) не зависимо от вида деятельности в сети. Иначе говоря, интернет-зависимость трактуется психологами как навязчивая идея или потребность, основанная на компульсивном желании войти в Интернет, находясь вне сети, и невозможность выйти из Интернета при его использовании.

Опасность нового вида поведенческой зависимости в настоящее время признана Всемирной организацией здравоохранения, которая готовит обновленную версию Международного классификатора болезней, куда помимо прочего, войдет и интернет-аддикция. Сейчас новый вариант МКБ рецензируется в различных странах. Помимо медицинского аспекта интернет-зависимость несет угрозу также личностному потенциалу интернет-аддикта. По сводным данным психологов и психотерапевтов, в настоящее время интернет-аддикции подвержены около 10% пользователей сети Интернет, в основном лица подросткового и юношеского возраста.

По нашему мнению, наиболее сильно страдает от чрезмерного использования Интернета коммуникативная и эмоциональная сферы молодых людей, когда естественный живой контакт с окружающим миром заменяется общением в виртуальной среде. Очевидно, что интернет-аддикты в ранней юности могут иметь нарушения в развитии коммуникативно-эмпатических способностей, что может отразиться на взаимоотношениях с окружающими и стать одной из причин низкой соци-

Пантелеева Татьяна Викторовна!

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ .

ально-психологическои адаптации.

С целью изучения влияния интернет-аддикции на показатели социально-психологической адаптации в ранней юности мы провели эмпирическое исследование, в котором приняли участие 452 человека, из которых 214 - лица мужского пола и 238 - женского. Возраст испытуемых на момент исследования - 15-18 лет.

Первоначально были выявлены интернет-аддикты или имеющие предрасположенность к интернет-аддик-ции испытуемые. Для этих целей был использован тест К. Янг в адаптации Буровой (Лоскутовой) В.А. [12], также проводилось визуальное наблюдение за участниками исследования. По результатам нашего исследования по изучению интернет-аддикции, эмпирические данные распределились следующим образом (Таблица 1):

Таблица 1 - Распределение испытуемых по группам пользователей Интернета: п=452 (100%)

Таблица 3 - Распределение испытуемых мужского пола по группам пользователей Интернета: п=214 (100%)

Группы пользователей Умеренный Предрасположенный Зависимый

Значения {абсолютные и® %) 403 | 39,1% 37 | 8,2% 12 | 2,7%

Группы пользователей пользователь Предрасположенный пользователь пользователь

Значения (абсолютные и в %) 183 | 85,6% 24 | 11,0% 7 | 3,4%

Анализ результатов по изучению интернет-зависимости в ранней юности, представленных в Таблице 1 показал, что основная масса опрошенных учащихся (89,1%) не имеют явно выраженных проблем с использованием Интернета. В тоже время патологически зависимые пользователи Интернета составляют 2,7%. Этот показатель, на наш взгляд, соответствует действительности, так как патологическое пристрастие к Интернету в ранней юности сходно с проявлениями и причинами других аддиктивных расстройств, в частности с патологическим пристрастием к азартным играм. Процент этой аддикции по общемировым данным составляет 2-3% населения индустриально развитых стран.

Интересной для нас оказалась группа испытуемых, предрасположенных к интернет-зависимости. В эту группу вошли более 8% опрошенных. Это так называемая просоциальная группа, группа неустойчивых пользователей Интернета, которая при неблагоприятном стечении обстоятельств может перейти из группы предрасположенных к интернет-зависимости в группу зависимых от Интернета.

В соответствии с задачами нашего исследования после обработки анкет учащихся на вопросы методики К.Янг, мы сформировали две группы испытуемых: ин-тернет-аддикты (группа А) и независимые пользователи Интернета (группа Б). В группу А вошли те испытуемые, которые были отнесены к зависимым или предрасположенным к зависимости пользователям Интернета. Всего в эту группу вошло 49 человек, набравших более 50 баллов по методике К. Янг.

Таким образом, в процентном соотношении от общей группы испытуемых данный результат составил 10,9%. Группа Б была определена путем случайной выборки среди лиц с умеренным использованием Интернета (менее 50 баллов по методике К. Янг) и также составила 49 человек.

Существенным, на наш взгляд, дополнением к анализу полученных по методике К. Янг эмпирических данных стали гендерные показатели интернет-аддикции. Сравнение показателей по гендерному признаку возможно, поскольку соотношение лиц мужского и женского пола, принявших участие в нашем опросе, составило примерно равное количество (лиц мужского пола -214 человек, лиц женского пола - 238 человека). Наглядно полученные результаты исследования представлены в Таблице 2 и 3.

Таблица 2 - Распределение испытуемых женского пола по группам пользователей Интернета: п=238 (100%)

Для получения статистически значимых показателей по выявленному гендерному фактору интернет-ад-дикции нами были применены: критерий хи-квадрат Пирсона и критерий ф- угловое преобразование Фишера. В результате применения критерия хи-квадрат Пирсона было установлено, что существуют значимые различия распределений лиц мужского и женского пола по уровням интернет-зависимости (Х2Эмп=4.893; р<0.05). По критерию ф- угловое преобразование Фишера количество предрасположенных к зависимости и зависимых от Интернета в группе юношей статистически значимо выше, чем в группе девушек (фЭмп =2.353; р<0.01). Таким образом, можно утверждать, что существуют ген-дерные различия интернет-аддикции в ранней юности, которые проявляются в преобладании интернет-зависимых юношей над интернет-зависимыми девушками. Установленный факт свидетельствует о более высоком факторе риска развития интернет-аддикции среди представителей мужского пола.

В соответствии с целью нашего исследования, которая состояла в изучении влияния интернет-зависимости на показатели социально-психологической адаптации в ранней юности, испытуемым группы А (интернет-аддик-ты) и группы Б (независимые пользователи Интернета) были предложены две методики: модифицированный Томский опросник ригидности Г.В. Залевского (ТОРЗ) [13] и опросник социально-психической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (шкала СПА), модифицированный А.К. Осницким [14].

Психическая ригидность означает трудность корректировки индивидом своего поведения в ситуации, требующей изменения поведения или установок. Психическая ригидность является противоположностью социально-психологической адаптивности как способности приспосабливаться к новой социальной среде или новым обстоятельствам. Таким образом, исследование у испытуемых двух указанных личностных характеристик, позволило с большей вероятностью приблизиться к объективному результату на данном этапе нашего исследования.

Томский опросник ригидности Г. В. Залевского (ТОРЗ) структурно состоит из серий специально отобранных вопросов, соответствующих шести основным шкалам и включает в себя 150 вопросов. В описании ТОРЗ автор указывает на возможность модификации опросника в соответствии с выделенными шкалами. В русле нашего исследования наиболее интересным было исследовать уровень сенситивной (эмоциональной) ригидности у учащихся, который отражает эмоциональную реакцию респондента на новое или на такие ситуации, которые требуют каких-либо изменений. В связи с эти испытуемым был предложен модифицированный вариант ТОРЗ, который включил в себя 45 вопросов. Подсчет результатов происходил путем суммирования баллов за ответы в соответствии с ключом к методике, Результаты, полученные испытуемыми обеих групп, представлены в Таблице 4.

Таблица 4 - Распределение испытуемых по уровням сенситивной ригидности (группы А и Б)

ригидности Группа А (п=49) Группа Б (п=49)

Значения (абсолютные и в процентах) Значения (абсолютные и в процентах)

Низкий {0-19 баллов) 2 4,2% 6 12,2%

Умеренный (20-38 баллов) 27 55,1% 33 67,4%

Высокий (39-57 баллов) 19 38,7% 10 20,4%

Оч. высокий (58-76 баллов) 1 2% 0 0%

В ходе анализа результатов испытуемых обеих групп по уровню сенситивной (эмоциональной) ригидности, были установлены такие средние значения этого показателя: по группе А - 39.63, по группе Б - 30.06. Оценка

Пантелеева Татьяна Викторовна ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ...

значимости наблюдаемых различий по и-критерию Манна-Уитни (иЭмп=533; р<0.01) выявила их статистическую значимость, что позволило сделать вывод о том, что уровень сенситивной ригидности у интернет-аддик-тов статистически выше, чем у независимых пользователей Интернета.

Как уже было указано, в соответствии с целью нашего исследования нам было важно проверить такой эмпирически выявленный факт путем изучения уровня социально-психологической адаптации у испытуемых обеих групп. Для этой цели был использован опросник «Социально-психической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда (шкала СПА, модифицированная А.К. Осницким). Указанный опросник состоит из 101 суждения, включающих нейтральные и контрольные вопросы (шкала лжи). Основные вопросы методики позволяют оценить общий уровень адаптации испытуемого, а также выявить критерии адаптации в соответствии со шкалами СПА. Результаты испытуемых по каждой из шкал СПА рассчитывались по индивидуальным формулам и представляют собой интегральный показатель, выраженный в процентах. Интерпретация результатов производилась в соответствии с цифровыми значениями по каждому показателю и определялась как низкая (0-30%), умеренная (31-60%), средняя (61-80%) или высокая степень (81-100%).

Полученные результаты в обеих группах распределились следующим образом (Таблица 5):

Таблица 5 - Распределение испытуемых по шкалам (показателям) социально-психологической адаптации (группа А, п=49)

Значения (абсолютные и в процентах)

Наименование показателя Низкий уровень Умеренный уровень Средний уровень Высокий уровень

Адаптация S 16,3% 15 30,6% 24 49% 2 4,1%

Само принятие 4 S,2% 1S 36,7% 21 42,9% 6 12,2%

Принятие других 9 IS .4% 20 40,8% 19 33,8% 1 2%

Эмоциональный комфорт 10 :о.4% 25 51% 13 26,6% 1 2%

Интернальность 6 12.2: с 24 49% 17 34. ас 2 4,1%

Стремление к доминированию 3 6,1% 12 24=5% 27 55Д% 7 14,3%

Таблица 6 - Распределение испытуемых по шкалам (показателям) социально-психологической адаптации (группа Б, п=49)

Значения {абсолютные и в процентах)

Наименование показателя Низкий уровень Умеренный уровень Средний уровень В V роЕень

Адаптация 6 12.2 11 :2.?:ас 26 53,1% 6 12,2%

Самопринятие 4 8,2% 16 32,7% 23 46,9% 6 12,2%

Принятие других 7 14,3% 15 30,6% 21 42,9% 6 12,2%

Эмоциональный комфорт 4 8,2% 15 30,6% 21 42,9% 9 18,3%

Интернальность 5 10,2% 10 20,4% 26 53,1% S 16,3%

Стремление к доминированию 7 14,3% 16 32,7% 21 42,9% 5 10,1%

При изучении эмпирических данных испытуемых группы А и группы Б по уровню социально-психологической адаптации были установлены следующие средние значения этого показателя: группа А - 72.86; группа Б - 86.57. При выявлении значимости различий полученных показателей с помощью U-критерия Манна-Уитни было установлено, что результаты испытуемых группы статистически значимо выше, чем в группе А (иЭмп=474; p<0.01). Таким образом, эмпирически установлено, что уровень общей социально-психологической адаптации у интернет-аддиктов статистически ниже, чем у независимых пользователей Интернета.

При вычислении коэффициента ранговой корреляции показателей испытуемых обеих групп по уровням сенситивной (эмоциональной) ригидности и социально-психологической адаптации по формуле Спирмена (с целью установления их взаимосвязи) был получен статистически значимый отрицательный коэффициент корреляции геЭмп= -0.743 (p<0.01). Таким образом, полученный результат свидетельствует о том, что чем выше уровень ригидности, тем ниже социально - психологическая адаптация в ранней юности (и наоборот).

С целью изучения характера интеграции интернет-аддиктов в социальную среду был проведен анализ эмпирических данных, полученных испытуемыми по показателям (шкалам) СПА. В результате установлено, что

социальная адаптация интернет-аддиктов в ранней юности осуществляется преимущественно за счет стремления к доминированию в межличностных отношениях (69,4% испытуемых). В тоже время, у таких учащихся отмечен низкий уровень принятия других (59,2%) и экс-тернальность в поведении (61,2%), что в сочетании со стремлением к доминированию может приводить к конфронтации с другими людьми и неумению построить партнерские отношения. Эмоциональный дискомфорт (70,4% респондентов в группе интернет-аддиктов) также затрудняет их вербальную и невербальную коммуникацию, что не позволяет достигнуть полноценной социально-психологической адаптации. В то же время преобладающими показателями социально-психологической адаптации в группе независимых пользователей Интернета явились - интернальность (69,4%), эмоциональный комфорт (61,2%) и самопринятие (59,1%).

Таким образом, выявленные по шкалам СПА критерии дезадаптированости у интернет-зависимых испытуемых означают их эмоциональную и социальную негибкость через неприятие окружающих, нежелание и неумение брать на себя ответственность и самостоятельно решать те или иные проблемы, иначе говоря, свидетельствуют об их психической ригидности.

Результаты, полученные с помощью нашего исследования по изучению особенностей социально-психологической адаптации интернет-аддиктов в ранней юности, позволили сделать следующие выводы:

1. В ходе проведенного исследования по выявлению интернет-аддиктов в ранней юности было установлено, что 10,9% респондентов от общего количества испытуемых, регулярно использующих Интернет, являются зависимыми или предрасположенными к зависимости пользователями Интернета, что соответствует общемировым статистическим данным.

2. С помощью результатов нашего исследования статистически доказано, что гендерные различия интернет-аддикции в ранней юности проявляются в преобладании интернет-зависимых юношей над интернет-зависимыми девушками, что свидетельствует о более высоком факторе риска развития интернет-аддикци среди представителей мужского пола.

3.Анализ эмпирических данных, полученных с помощью модифицированного Томского опросника ригидности Г.В. Залевского, установил, что уровень сенситивной (эмоциональной) ригидности интернет-аддик-тов статистически значимо выше, чем у независимых пользователей Интернета. Это свидетельствует о неспособности интернет-аддикта чувствовать эмоциональное состояние собеседника, в результате чего он не имеет возможности адекватно реагировать на сложившуюся ситуацию или ее изменение. Таким образом, высокая сенситивная ригидность интернет-аддикта может сказываться на развитии его коммуникативно-эмпатических способностей.

4. В результате применения статистических методов расчета к эмпирическим данным, полученным испытуемыми по опроснику социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, было установлено, что уровень СПА у интернет-аддиктов статистически ниже, чем у независимых пользователей Интернета. Социальная адаптация интернет-аддиктов в ранней юности осуществляется преимущественно за счет стремления к доминированию в межличностных отношениях (69,4% респондентов). При этом у таких испытуемых отмечен низкий уровень принятия других, который в сочетании со стремлением к доминированию может приводить к конфронтации с окружающими и неспособности построить с ними партнерские отношения. Низкий уровень эмоционального комфорта (70,4%) и экстер-нальность в поведении (61,2 %) у интернет-аддиктов, еще сильнее затрудняют их вербальную и невербальную коммуникацию, что не позволяет достигать полноценной социально-психологической адаптации.

Пантелеева Татьяна Викторовна

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ .

Выявленная девиация требует дальнейшего изучения с целью разработки программ по коррекции поведения и повышения общего уровня социально-психологической адаптации интернет-аддиктов в ранней юности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Young Kimberly S. Internet Addiction: A Handbook and Guide to Evaluation and Treatment / Wiley, 2010.-312p.

2. Goldberg I. Internet addiction disorder // CyberPsychoogy & Behavior/ 1996/- Vol.3, №4. - P.403-412.

3. Griffiths M.D. Virtual Addiction: Help for Netheads, Cyber Freaks and Those Who Love Them / New Harbinger Publications, 1999. - 227p.

4. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.Е. Интернет: воздействие на личность // «Гуманитарные исследования в интернете»/ Под редакцией А.Е. Войскунского - М.,«Можайск-Терра», 2000. - 432 с.

5. Аршинова В.В. Системная профилактика зависимого поведения: Монография. - М.: ООО «Издательский сервис», 2012. - 432 с.

6. Акопов, А.Ю. Свобода от зависимости. Социальные болезни личности / А.Ю. Акопов. - СПб.: «Речь», 2008. - 224 с.

7. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М., 2000. - С.100-131.

8. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. - СПб.: Речь,2005. - 436 с.

9. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2010. - 352 с.

10. Мандель Б.Р. Психология зависимостей (аддикто-логия).- М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М,2013. - 320 с

11. Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография.— Днепропетровск: Пороги, 2006. - 196 с.

12. Бурова (Лоскутова) В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств. Дисс. к.м.н. - Новосибирск - 2004 г. - 157 с.

13. Залевский Г.В. Личность и фиксированные формы поведения. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - 336 с.

14. Осницкий, А. К. Определение характеристик социальной адаптации / А.К. Осницкий // Психология и школа. —2004. — №1.— С.43-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.