УДК 165
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИИ НА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Худякова Дарья Юрьевна, аспирант кафедры «Психология и социальная работа»,
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва
The phenomenon of technological behavior addictions is analyzed in the article. The main criteria of forming technological Internet addiction is considered. Psychological aspects of technological Internet addiction influence on social humanities factors of forming a young personality are examined. The causes and conditions of forming and securing Internet addiction are represented.
В статье проанализирован феномен технологических поведенческих аддикций. Рассмотрены основные критерии формирования технологической интернет-аддикции. Выявлены психологические аспекты влияния интернет-аддикции на социальногуманитарные факторы формирования личности современной молодежи, представлены причины и условия формирования и закрепления интернет-аддикции.
Keywords: psychology, personality, Internet-addiction, addicted behavior
Ключевые слова: психология, личность, интернет-аддикция, аддиктивное поведение
В связи с возрастающей компьютеризацией и интернетизацией общества в профессиональной и обыденной жизни миллионов людей стала актуальной проблема неправильного использования Интернет. Через Интернет происходит общение, поиск информации, делаются покупки, реализуются личные пристрастия во всех сферах жизнедеятельности. В то же время чрезмерное увлечение Интернетом часто приводит к различного рода, социальным и психологическим проблемам.
Проблема аддиктивного поведения и его влияния на социально-психологический статус молодежи в контексте выявления социально-гуманитарных факторов формирования личности современного человека приобретает особенную актуальность в настоящее время. Проблема технологических (нехимических) аддикций, в частности
феномен зависимости от Интернета, или интернет-аддикция, интенсивно исследуется в популярной и научной литературе.
Вопрос о росте масштабов распространения аддиктивного поведения среди молодежи находится в непосредственной связи и зависимости с оценкой физического и психологического их здоровья. Предупреждение и профилактика опасных для психологического, психического и физического статуса современной молодежи, а также для максимального уменьшения возможных негативных последствий аддиктивного поведения среди молодежи требуют глубокого анализа причин и следствий возникновения, развития и формирования технологических (нехимических) аддикций, осознания масштабов распространения зависимости от Интернета (интернет-аддикции) среди современной молодежи.
С целью эффективного предупреждения и противостояния разрушающим факторам аддиктивного поведения и его влияния на социально-психологический статус молодежи в контексте выявления социально-гуманитарных факторов формирования личности современного человека, а также организации и осуществления своевременной и квалифицированной помощи необходимо понять причины, вызывающие интернет-аддикцию среди современной молодежи.
По нашему мнению, одной из основных причин, вносящих деструктивные изменения в структуру и динамику формирования и развития личности, вплоть до состояний диагностированных заболеваний (например, инфомании), являются технологические аддикции, в частности, интернет-аддикция. Интернет-аддикция в большом количестве источников именуется заболеванием или синдромом Internet Addiction Disorder.
В числе основных симптомов синдрома Internet Addiction Disorder выделяют следующие поведенческие характеристики: активное и часто агрессивное нежелание отвлечься от работы в Интернете даже на короткое время; досада и раздражение при внешних отвлечениях от Интернета; неспособность спланировать время окончания работы в Интернете; постоянное увеличение расходов денежных средств для обеспечения работы в Интернете, в том числе «влезание в долги»; хроническая склонность ко лжи (публичное преуменьшение длительности и частоты работы в Интернете); игнорирование домашних дел, учебы, служебных обязанностей, важных личных и деловых встреч в период работы в Интернете; неприятие критики такого своего образа жизни; готовность мириться с разрушением семьи, потерей круга общения из-за поглощенности Интернетом; пренебрежение собственным здоровьем, сокращение длительности сна из-за работы в Интернете в ночное время; избегание физической активности под предлогом срочной
работы, связанной с Интернетом; пренебрежение личной гигиеной; готовность удовлетворяться случайной, однообразной и некачественной пищей; нерегулярность питания и сокращение времени на еду: «проглатывание» еды без отрыва от компьютера; злоупотребление кофе и другими стимулирующими средствами; значительное снижение и полное избавление от ранее возникших состояний тревоги, чувств вины и беспомощности; ощущение эмоционального подъема во время работы в Интернете; подбор, просматривание, изучение литературы преимущественно о новинках Интернета и обсуждение их с окружающими [11].
Проблема технологических аддикций, и в частности, интернет-аддикции, тесно связана с возрастными кризисами переходного возраста, характеризующегося как переломный, переходный, критический возраст полового созревания и являющегося особенно трудным как для родителей и педагогов, так и для самих подростков. В основании такой оценки лежит многообразие критических, психологических и физиологических состояний как объективно возникающих в процессе развития, которые иногда именуются «критическими периодами детства», так и формирующихся на фоне технологических (нехимических) аддикций - активизирующийся уровень личной и ситуативной тревожности и повышенный уровень агрессии.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что проводимые исследования технологических (нехимических) аддикций и, в частности, интернет-аддикция и ее влияние на социально-психологический статус молодежи в контексте выявления социально-гуманитарных факторов формирования личности современного человека носят актуальный характер. Однако, несмотря на большой научный интерес к проблеме интернет-аддикции, общепринятое теоретическое представление о психофизиологической природе технологической (нехимической) аддикции до сих пор не выработано. Дж. Амихай-Гамбургер и E. Бен-Артзи отмечают: «Кажется, нет такого аспекта в жизни, который не затронул бы Интернет». Дж. Грохол, К. Сурратт и другие специалисты, исследуя проблему технологических (нехимических) аддикций, делают вывод, что на данный момент считать зависимость от Интернета заболеванием было бы преждевременным, но выявлять феномен технологических аддикций и оказывать психологическую помощь подверженным технологической аддикции людям весьма актуально и значимо [9].
В Интернете описаны случаи пребывания в сети по 18 и более часов в сутки, по 100 и более часов в неделю, однако, по мнению К. Янг, степень аддикции определяется не количеством проведенного в Интернете времени, а суммой потерь в существенных сторонах бытия: смерть из-за хронического недосыпания, убийства, самоубийство;
осуждение родителей за неадекватный уход за детьми; побеги подростков из дома; бракоразводные процессы; эмоциональные расстройства, депрессии и стрессы, вызванные потерей доступа к Интернету и содержанием полученных сообщений; увеличение вероятности оказаться жертвой манипулятора и мошенника, использующих Интернет в преступных целях; систематическое расходование рабочего времени на непроизводительную активность в Интернете, необходимость привлекать специалистов для диагностики «избыточного применения Интернета» и консультирования «групп риска» [11].
В последние десятилетия особенно активно изучается феномен нехимических (поведенческих) аддикций: сформулировано множество классификаций видов аддикций, в основу которых положены самые разные объекты зависимости (Грифитс (1999); Янг (1998); Сэбшин (2000); Дж. Томер (2001); Короленко (2001); Менделевич (2003); Худяков (2003); Войскунский (2004); Котляров (2006); Егоров (2007); Акопов (2008); Манухина (2009) и др.). Классификации пополняются все новыми видами аддиктивного поведения, что позволяет предположить, что объектом поведенческой зависимости при определенных условиях может стать практически любая деятельность человека: по существу получается, что технологические (нехимические) аддикции покрывают все стороны жизни человека, весь спектр его поведенческих актов.
A.Ю. Егоров приводит следующую классификацию поведенческих аддикций: гемблиннг, эротические аддикции, «социально приемлемые» аддикции (трудоголизм, спортивные аддикции или аддикции упражнений, аддикции отношений, траты денег, религиозная аддикция или фанатизм), технологические аддикции (интернет-, гаджет-аддикции и т.п.), пищевые аддикции. Различающиеся терминологически в зависимости от научной ориентации исследователей определения аддикций описывают общую психологическую реальность. Л.М. Додс определяет аддикцию как компульсивно побуждаемую активность, характеризующуюся интенсивностью и неослабевающим упорством, относительной потерей автономии «Эго» (включая способность реагировать на факторы реальности и функции заботы о себе) [6].
B. Д. Менделевич понимает под аддикцией любое сверхценное увлечение, при котором объект увлечения или деятельность становится определяющим вектором поведения человека, оттесняющим или блокирующим другие деятельности. Основным диагностическим критерием всех видов аддикций он считает наличие измененных состояний сознания в период протекания зависимого поведения, от которых зависит человек [8].
A.В. Худяков, уточняя критерии довольно широко понимаемого определения феномена аддиктивного поведения, выявляет следующие психологические критерии аддиктивного поведения: нарушения адаптации; ослабление мотивов, препятствующих или конкурирующих с объектом зависимости; учащение межличностных и семейных конфликтов; преобладание рационанализации, проекции генерализации, отрицания как механизмов психологической защиты [10].
Наиболее распространены универсальные критерии аддиктивного поведения Брауна-Гриффитса: сверхценность определенного поведения; изменение настроения, связанные с этим поведением; симптомы отмены; конфликты с самим собой и окружающими; рецидивы, рост толерантности. Дж. Томер считает, что для аддиктивного поведения характерна сосредоточенность на узконаправленной сфере деятельности при игнорировании остальных и уход от реальности.
B. Д. Менделевич и Э. Сэбшин утверждают, что важнейшим в изучении аддикций является определение характера прогноза и течения зависимого поведения. В исследованиях разных авторов анализируется, как проявления зависимостей распространяются от адекватных привязанностей, увлечений, способствующих самореализации и развитию личности до расстройств зависимого поведения, приводящих к дезадаптации.
А. В. Худяков выделяет два типа аддиктивного поведения: транзиторный
(благоприятный), при этом объекта аддикции отличает копинг-поведение, которое осознается как средство достижения не связанных с ним, других целей (обучение другим, более приемлемым способам достижения искомой цели легко редуцирует этот тип аддиктивного поведения); и прогредиентный (неблагоприятный) - объект аддикции воспринимается как полезный, привлекательный и доступный, становится основной целью, ведущей мотивацией, подчиняющей себе многие сферы жизни аддикта и дополнительно стимулирует аддикцию. Э. Сэбшин, изучая причины и условия формирования и закрепления зависимостей, сформулировал положение, что зависимости могут развиваться как результат длительного невротического конфликта, структурного дефицита в развитии личности, определенных семейных и культурных условий.
Одним из важнейших условий развития аддикций и аддиктивного поведения являются существенные личностные особенности, выявленные преимущественно в психоаналитически ориентированных исследованиях и анализах клинических случаев. Как специальные и взаимосвязанные особенности аддиктивной личности в этих исследованиях выделяют: нарушения способности к самозащите как следствие дефицита или искажения интернализации родительских фигур; непереносимость эмоционального
напряжения и психологическая уязвимость, затрудняющие управление собственными эмоциональными состояниями и воздействующие на самооценку, отношения с окружающими, способность заботиться о себе, адаптивно изменять и контролировать свое поведение; резкие колебания между переживаниями беспомощности и всемогущества; преимущественное использование механизмов психологической защиты (избегание и отрицание, распространяющееся на восприятие внешней и внутренней реальности); алекситимия и психофобические проявления. Такое аддиктивное поведение человека понимается как способ снижения тревоги, восстановления чувства контроля и силы.
Дж. Джекобсон выделяет следующие личностные факторы, предрасполагающие к развитию аддиктивного поведения: уязвимость и дефекты в сфере аффективной регуляции, проявляющиеся в неспособности человека успокоить себя и контролировать свои импульсы; низкая дифференцированность «Я», неустойчивая или заниженная самооценка, колебания переживаний между беспомощностью и всемогуществом своего «Я»; сложности в сфере межличностных отношений, раскрывающиеся в колебаниях между интенсивным поиском участия, слияния с кем-либо, разочарованием и отстранением [3].
Важным фактором развития и закрепления аддиктивного поведения являются личностные особенности, коренящиеся в дефектах ранних отношений матери и ребенка, связанные с невозможностью по различным причинам поддержания оптимального и стабильного эмоционального контакта «мать - ребенок»; особенности семейной ситуации аддикта, вскрывающегося как нарушение отношений между членами семьи; ценность и использование объекта аддикции ближайшим окружением; трудности в удовлетворении своих потребностей в данной ситуации. Н.А. Манухина отмечает, что специфика семейной ситуации аддикта характеризуется феноменом созависимости, составляющими которого являются низкая личностная дифференцированность членов семьи, нарушение (размытие, непроницаемость) внешних и внутренних семейных границ, путаница в вопросах ответственности [7].
Значительное влияние на формирование и широкое распространение разных типов поведенческих аддикций оказывает общая социально-психологическая ситуация: дефицит реального общения, информационная, потребительская, культурная избыточность ситуации. На основании анализа литературы, посвященной технологическим (нехимическим) аддикциям, можно утверждать, что зависимости и основные их формы -феномен социально - психологический. Существует группа социально приемлемых аддикций, при которых зависимость зачастую оценивается самим аддиктом и окружающими как нечто полезное, как желательное качество поведения, Напротив,
«издержки» этой зависимости (межличностные конфликты, суженность психологического пространства, перегрузки и др.) отрицаются, игнорируются и ложно приписываются влиянию каких-либо иных обстоятельств.
Континуум проявлений зависимого поведения распространяется от увлечений, способствующих развитию и защите (увлечение как копинг-поведение) личности до аддиктивного поведения, ведущего к дезадаптации. Развитие и закрепление аддиктивного поведения связано с личностными, межличностными (семейными) и социокультурными группами факторов.
Условием развития аддикций является личностная организация, характеризующаяся структурной дефицитарностью и наличием невротического конфликта, благодаря чему разные виды аддикций могут сочетаться и заменять друг друга. На уровне семейной организации аддиктивное поведение поддерживается благодаря феномену созависимости как системы межличностных отношений. На фоне динамически изменяющегося статуса молодежи, включающего в себя социальные и психологические факторы формирования, развития, функционирования, адаптации и реализации личности в контексте социально-гуманитарных отношений в современном обществе, а также при наличествующей социально-культурной ситуации - это избыточность современного общества и дефицит реального общения.
Таким образом, можно утверждать, что технологические (нехимические) аддикции в целом, и интернет-аддикция, в частности, являются личностно значимым фактором и социально-психологическим феноменом возникновения, развития и формирования аддиктивного поведения, существенным образом влияющим на социальнопсихологический статус молодежи в контексте выявления социально-гуманитарных факторов формирования личности современного человека.
Литература
1. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 2GG8.
2. Бурова (Лоскутова) В.А. Феномен интернет-зависимости и психотерапевтичес-кие ресурсы. // Тезисы докладов Весенней научно-практической конференции ОППЛ. М.,
2GGG.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.-Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995.
4. Братусь Б.С. Аномалии Личности. М., 1998.
5. Войскунский А.Е. Зависимость от Интернета: актуальная проблема Московский государственный университет, факультет психологии. М., 2GG8.
6. Егоров А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции (обзор). [Электронный ресурс] http://www.nodrugs.ru/library/narco-addict-books/68 (Дата обращения: 10.04.2012).
7. Манухина Н.М. Коучинг семьи - новейшее направление современного семейного консультирования. // Тезисы и доклад на 4-м Конгрессе «Мир семьи». Апрель, 2008.
8. Менделевич В.Д. Психология зависимой личности. М., 2004.
9. Сэбшин Э. Психоаналитические исследования аддиктивного поведения: обзор / Под ред. С. Даулинга. М.: Класс, 2002.
10. Худяков А.В. Распространенность аддиктивного поведения подростков и его социально-психологические основы: Сборник научных трудов. М.-Орел, 1994.
11. Янг К.С. Диагноз - интернет-зависимость // Мир Интернет. 2000. № 2.