при их слиянии образовалось центральное единое поле совместной деятельности.
Такое объединение даёт возможность учителю решать проблемы успешнее, а обучающимся облегчает напряженный интеллектуальный учебный труд. Подводя итог, можно отметить, что главный упор, который делается на уроках географии - это рациональная организация урока, использование активных методов и активных форм обучения, а также применение проектно-исследовательской деятельности.
Литература
1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии. - М.:АРКТИ, 2003.
2. Ступницкая М.А., Белов А.В., Родионов В.А. Критериальное оценивание как здоровьесберегающий фактор школьной среды // Школа здоровья. 2003. №3. 37-40 с.
Ключевые слова: здоровьесберегающая среда. Keywords: environmentsaving health.
УДК.614.37
Королева М.А.
ОПЫТ РАБОТЫ ОТДЕЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОПРОСЕ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ
ЗАВИСИМОСТЕЙ У ДЕТЕЙ17
ГБОУ СОШ №579 Приморского района Санкт-Петербурга,
marukor@yandex. ru
В условиях современности дети школьного возраста являются группой риска для формирования различных видов зависимостей. И в этом случае роль учебных заведений в вопросах профилактики зависимых форм поведения должна возрастать. Любой вид зависимости можно определить как одну из форм деструктивного поведения личности, которое выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения психического состояния посредством приема не-
17
Koroleva M.A. The experience of the department for additional education of primary prevention of different types of addictions in children / State budget educational institution Secondary School №579 Primorsky district of St. Petersburg
которых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активных видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций [2].
В условиях образовательного учреждения особую роль в системе профилактики играет отделение дополнительного образования детей, которое в свою очередь имеет все возможности для учета индивидуальных особенностей и интересов, а содержание и методы обучения рассчитаны на разные уровни умственного развития детей и корректируются в зависимости от конкретных возможностей, способностей и запросов ребенка. В результате для большинства детей создаются оптимальные условия обучения: они реализуют свои способности, осваивают программы, при самое главное, что никто не «выпадает» из учебного процесса. И вместе со всеми этими особенностями увеличиваются возможности и первичной профилактики зависимостей.
Наиболее оптимальным методом, который используется на практике - это метод, связанный с формированием жизненных навыков (навыков поведения и общения, которые позволяют субъекту контролировать и направлять свою жизнедеятельность, способствуют развитию умения жить вместе с другими и вносить изменения в окружающую среду) [1]. Профилактика зависимого поведения в данном случае осуществляется через включение детей в различные виды социально-значимых практик. Воспитанники объединений с педагогами выезжают с благотворительными театральными постановками и концертами в учреждения различного социального значения. Такие мероприятия уже стали традиционными.
Пропаганда здорового образа жизни в образовательном учреждении основана на воспитании здоровьеориентированных привычек, таких как занятие спортом, активный досуг, здоровый режим труда, мероприятия по укреплению здоровья, то есть в системе дополнительного образования акцент сделан на реализацию программ физкультурно-спортивной, социально-педагогической и художественно-эстетической направленностей. Обязательным является проведение мероприятий различного уровня, таких как например: «Танцевальный марафон», «Школьные Олимпийские игры», «Весенние встречи» и т.п., которые могут стать неким барьером для формирования зависимого поведения.
При создании модели первичной профилактики различных видов зависимостей у детей, акцент делается на интеграцию основного и дополнительного образования с одной стороны, использование учебно-воспитательных приемов
специалистами с другой стороны; создание условий для предупреждения проявления различных форм зависимого поведения, развитие личностного потенциала каждого воспитанника, что в целом способствует успешной адаптации детей и стратегической направленности здорового образа жизни.
1. Бойков А. Е. Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 871-874.
2. Сухоруков Д.В., Богданов А.А. Социологические методы исследования аддиктивного поведения // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3. С. 61.
Ключевые слова: зависимое поведение, первичная профилактика; образовательная среда, дополнительное образование.
Keywords: dependent behavior, primary prevention; educational environment, additional education.
Котова Е.Л.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ УЧЕНИКА ОТ УЧИТЕЛЯ18
ГБОУ СОШ №579 Приморского района Санкт-Петербурга, kotova-ekaterina@rambler. ru
Ребенок - существо зависимое. От родителей, гаджетов, коллектива. Но сегодня я хочу поговорить о рычаге воздействия на ученика в школе. А именно, о зависимости от мнения учителя, его авторитета, опыта, влияния. Рычаг этот -вещь достаточно опасная. Чем старше школьник, тем такая зависимость все менее заметна. Скорее, наоборот, подросток всеми способами старается освободиться от нее, зачастую неразумно, импульсивно, отстаивая свою свободу и независимость как личности, на которую давит школа, обязывая ребенка принимать условия игры, установленные взрослыми. Любой педагог сталкивался с вспышками бунтарского непослушания, агрессивности, грубости подростка,
18KotovaE.L. "Boots - timid and meek - cloak - track and trace" (Psychological dependence on student teachers) / State budget educational institution Secondary School №579 Primorsky district of St. Petersburg, kotova-ekaterina@rambler.ru