Научная статья на тему 'Создание здоровьесберегающей среды на уроках географии'

Создание здоровьесберегающей среды на уроках географии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА / ENVIRONMENTSAVING HEALTH
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание здоровьесберегающей среды на уроках географии»

Одна точка зрения заключается в том, что «защитить свою честь от оскорблений» можно только посредством дуэли, которая как явление изжила себя пару столетий назад. Другие считают, что принципиальность встала на место чести. Но так ли это на самом деле? Как же может устареть понятие чести, которая дается человеку вместе с именем. Как беречь свою честь... Этому ведь никто не учит. Ни в школе, ни в ВУЗе. Особенно мне нравится рассуждения на эту тему писателя Даниила Гранина. Они меня завораживают. Д. Гранин призывает «держать свое слово» всегда, при любых обстоятельствах, просто слово, данное вами.

Разделяя мнение Д. Гранина, решусь вспомнить пример из литературы прошлого. Ведь в современной таких примеров практически нет. Итак, Карамзин — произведение «Бедная Лиза». Эраст и Лиза — отличный пример несдержанного слова. Жизнь ради денег — болезнь современности. «В большом Свете водятся мелкие души» - точно подметил Стародум из произведения Фонвизина «Недоросль». Я согласен с ним.

УДК.614.37

Комарова Л.Ю.

СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ16

ГБОУ СОШ№ 667 Невского района Санкт-Петербурга, komaro-

va_lubov@mail. ru

Бесспорно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок поступил в школу. В дальнейшем сохранение и укрепление здоровья школьников будет зависеть от правильной организации учебного процесса. В связи с этим, целью учителя будет являться создание обучающей, воспитывающей и развивающей среды, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков ребёнка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности и активности. Одним из учебных предметов, где можно создать здоровьес-

16 Komarova L.J. The creation of the saving health on the geographical lessons / State budget educational institution Secondary School № 667 Nevsky district of St. Petersburg

берегающую среду, является география. Помимо освещения, проветривания и уборки помещения (класса), проводятся физкультминутки на уроке, игры в группах для 5-7 классов, в старших классах применяются интерактивные подходы, мастер-классы, ролевые игры. Представьте себя исследователем, путешественником или журналистом и подготовьте рассказ или путевые заметки об одном из районов России. Опишите его природные условия и ресурсы, а также особенности взаимодействия человека и окружающей среды. Именно на таких «нестандартных» формах проведения уроков создаются условия, при которых обучение становилось бы все более успешным, а здоровье крепким.

Введение стандарта второго поколения во многом меняет школьную жизнь не только обучающихся, но и педагогов. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях (в т.ч. здоровьесбере-гающих), новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие здоровья и личности школьника. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. В основе всевозможных форм и видов деятельности, нацеленных на применение и открытие знаний, находятся два основных вида — это проект и исследование. Их основа складывается на активной педагогике, в основе которой деятельностный подход, активные формы и методы обучения: поисковые, творческие, проблемные. Проектно-исследовательская деятельность на уроках географии и во внеурочное время даёт возможность для самостоятельного поиска информации, выдвижении гипотезы, способов решения задач, получение продукта изучения. Без всего этого нет, и не будет творчества, интереса и хорошего самочувствия. Особенности здоровьесберегающей технологии через реализацию проектно-исследовательской деятельности представляют возможность совместной организации деятельности учителя и обучающихся, на договорных основах, без которых невозможно достичь гармонических отношений и эффективности обучения.

Покажем на схеме деятельность обучающихся и учителя без создания здоровьесберегающей среды:

В представленной схеме существуют два изолированных вида деятельности обучающихся и учителя. Для того, чтобы эти виды деятельности соответствовали требованиям ФГОС, необходимо их объединить таким образом, чтобы

при их слиянии образовалось центральное единое поле совместной деятельности.

Такое объединение даёт возможность учителю решать проблемы успешнее, а обучающимся облегчает напряженный интеллектуальный учебный труд. Подводя итог, можно отметить, что главный упор, который делается на уроках географии - это рациональная организация урока, использование активных методов и активных форм обучения, а также применение проектно-исследовательской деятельности.

Литература

1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии. - М.:АРКТИ, 2003.

2. Ступницкая М.А., Белов А.В., Родионов В.А. Критериальное оценивание как здоровьесберегающий фактор школьной среды // Школа здоровья. 2003. №3. 37-40 с.

Ключевые слова: здоровьесберегающая среда. Keywords: environmentsaving health.

УДК.614.37

Королева М.А.

ОПЫТ РАБОТЫ ОТДЕЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОПРОСЕ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ

ЗАВИСИМОСТЕЙ У ДЕТЕЙ17

ГБОУ СОШ №579 Приморского района Санкт-Петербурга,

marukor@yandex. ru

В условиях современности дети школьного возраста являются группой риска для формирования различных видов зависимостей. И в этом случае роль учебных заведений в вопросах профилактики зависимых форм поведения должна возрастать. Любой вид зависимости можно определить как одну из форм деструктивного поведения личности, которое выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения психического состояния посредством приема не-

17

Koroleva M.A. The experience of the department for additional education of primary prevention of different types of addictions in children / State budget educational institution Secondary School №579 Primorsky district of St. Petersburg

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.