Научная статья на тему 'Психологическая зависимость ученика от учителя'

Психологическая зависимость ученика от учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
595
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАНИПУЛЯЦИЯ / НЕЗАВИСИМОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ВЛИЯНИЕ СЛОВА / MANIPULATION / INDEPENDENCE / RESPONSIBILITY / INFLUENCE OF WORDS
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая зависимость ученика от учителя»

специалистами с другой стороны; создание условий для предупреждения проявления различных форм зависимого поведения, развитие личностного потенциала каждого воспитанника, что в целом способствует успешной адаптации детей и стратегической направленности здорового образа жизни.

1. Бойков А. Е. Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 871-874.

2. Сухоруков Д.В., Богданов А.А. Социологические методы исследования аддиктивного поведения // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3. С. 61.

Ключевые слова: зависимое поведение, первичная профилактика; образовательная среда, дополнительное образование.

Keywords: dependent behavior, primary prevention; educational environment, additional education.

Котова Е.Л.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ УЧЕНИКА ОТ УЧИТЕЛЯ18

ГБОУ СОШ №579 Приморского района Санкт-Петербурга, kotova-ekaterina@rambler. ru

Ребенок - существо зависимое. От родителей, гаджетов, коллектива. Но сегодня я хочу поговорить о рычаге воздействия на ученика в школе. А именно, о зависимости от мнения учителя, его авторитета, опыта, влияния. Рычаг этот -вещь достаточно опасная. Чем старше школьник, тем такая зависимость все менее заметна. Скорее, наоборот, подросток всеми способами старается освободиться от нее, зачастую неразумно, импульсивно, отстаивая свою свободу и независимость как личности, на которую давит школа, обязывая ребенка принимать условия игры, установленные взрослыми. Любой педагог сталкивался с вспышками бунтарского непослушания, агрессивности, грубости подростка,

18KotovaE.L. "Boots - timid and meek - cloak - track and trace" (Psychological dependence on student teachers) / State budget educational institution Secondary School №579 Primorsky district of St. Petersburg, kotova-ekaterina@rambler.ru

связанными с его желанием во что бы то ни стало проявить себя, противопоставив мнению учителя свое. Мы много говорим об уважении к личности ребенка, но, согласитесь, послушный ученик - мечта почти каждого педагога. Такой карманный ученик удобен, вменяем, им легко манипулировать. В этом-то, на мой взгляд, и состоит опасность так называемого авторитета учителя. Авторитет зачастую авторитарен. Он привлекателен для человека, оказавшегося в роли педагога. Особенно если жизнь за стенами школы не позволяет осуществить себя. Если амбиции взрослого человека высоки, реализовать их весьма заманчиво за счет подчинения учеников своему мнению. Что же, авторитет - это плохо? Вовсе нет! Просто он налагает на человека огромную ответственность за каждое слово, ответственность за это влияние на ребенка. История, послужившая поводом к раздумьям о зависимости ученика от мнения учителя, не так давно произошла в нашей школе. Большая группа ребят 9 и 10 классов отправилась на спектакль в известный своими поисками новых форм театр. После спектакля состоялся любопытный разговор с режиссером и артистами, занятыми в спектакле. Наши ребята задавали интересные вопросы, свидетельствовавшие о том, что спектакль произвел впечатление, заставил о многом задуматься подростков. И вот поздно вечером большой толпой мы выходим из театра. И тут... Даже по прошествии двух месяцев я затрудняюсь точно дать оценку случившемуся. Один из педагогов - уважаемый ребятами и интересный человек - во всеуслышание разразился гневной тирадой о спектакле. Неподдельные эмоции захлестывали педагога. Он не мог сдержать отвращение. Потоки негатива вылились на ребят. Все почувствовали себя неловко. Опуская подробности, скажу, что на другой день на моем уроке класс этого учителя горячо и заинтересованно обсуждал спектакль, было высказано множество интересных наблюдений. У меня отлегло от сердца. А зря. Когда классу было предложено еще раз посетить этот театр, реакция была печальной. Только двое ребят захотели вновь сходить туда. Что ж, очень жаль, что авторитет учителя оказался для этих ребят решающим. Для меня описанная ситуация послужила важным уроком ответственности педагога за свои слова, за влияние на учеников. Помните, господа, «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется», но пытайтесь это предугадать, зная, как зависимы от вашего уважаемого мнения дети. Кстати, приведу еще один пример влияния взрослого слова. Неделю назад 9-е классы писали диагностическую работу по русскому языку. И в качестве сочинения была предложена как вариативная тема по афоризму «Строгость - луч-

ший воспитатель». Многие ученики поняли этот афоризм буквально и защищали необходимость жестокого обращения родителей с детьми(!) Некритичное отношение к печатному слову - один из видов зависимости школьников, привыкших верить написанному. Логика понятна: взрослые предлагают мне написать сочинение, они формулируют тему, значит, предложенное утверждение не может быть ложным. И только одна ученица, раскрывавшая эту тему, написала о строгости к самому себе, о самовоспитании.

Итак, зависимость ученика от слова - произнесенного или написанного взрослым человеком, учителем - велика. А следовательно, на учителе лежит великая ответственность за сказанное и написанное. Как научить ребенка НЕзависимости от нас? И надо ли этому учить? Надо. Прислушивайся, но не следуй слепо. Пропускай все услышанное через фильтр собственной оценки и понимания возможной ошибки взрослого. Вот какие советы я дала бы тому, кто вслед за лирическим героем Марины Цветаевой

По волнам -- лютым и вздутым, Под лучом -- гневным и древним, Сапожком -- робким и кротким -За плащом -- лгущим и лгущим...

Ключевые слова: манипуляция, независимость, ответственность, влияние слова.

Keywords: manipulation, independence, responsibility, influence of words.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.