Научная статья на тему 'The interaction of gymnasiums with social institutions in the process of forming schoolchildren's social experience'

The interaction of gymnasiums with social institutions in the process of forming schoolchildren's social experience Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Mikhailenko V. Y.

The article reveals the experience of Novokuznetsk educational institution "Gymnasium № 48" of forming schoolchildren's social experience by means of ecological education and by using the possibilities of interaction between an educational institution and different social institutions of the town.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «The interaction of gymnasiums with social institutions in the process of forming schoolchildren's social experience»

наблюдаются по многим вопросам Второй мировой войны.

Проведенный анализ содержания учебного материала о Второй мировой войне в школьных учебниках России и Германии позволяет сделать вывод об их значительной этноцентричности. Этноцентризм в учебных книгах проявляется, во-первых, в превалирующем внимании к событиям национальной истории. В этом случае события мировой

истории рассматриваются вокруг государства, в котором издан учебник, как некоего центра. Во-вторых, этноцентризм может выражаться в прямых оценочных высказываниях авторов школьных учебных книг. При этом коннотация трактовок многих исторических фактов в школьных учебниках может быть довольно ярко выражена.

Поступила в редакцию 19.12.2006 г.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГИМНАЗИИ С СОЦИАЛЬНЫМИ ИНСТИТУТАМИ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ШКОЛЬНИКОВ

В.Я. Михайленко

Mikhailenko V.Y. The interaction of gymnasiums with social institutions in the process of forming schoolchildren’s social experience. The article reveals the experience of Novokuznetsk educational institution “Gymnasium № 48” of forming schoolchildren’s social experience by means of ecological education and by using the possibilities of interaction between an educational institution and different social institutions of the town.

Педагогическое сопровождение школьников в процессе приобретения социального опыта средствами экологического образования - сложная проблема, решить которую можно лишь в том случае, если объединить ресурсы всех субъектов образовательного процесса, создать определенную систему их взаимоотношений.

Как известно, любая система состоит из отдельных компонентов и имеет сложную структуру, внутрисистемные связи, отношения, которые порождают новое качественное состояние системы.

Система объединяет представителей различных социальных институтов (сообществ-партнеров) с целью решения организационно-педагогических задач:

1. взаимодействие и объединение парт-неров-сообществ, участвующих в формировании социального опыта (родители, педагоги, классные руководители, педагоги системы дополнительного образования, высшего образования и др.);

2. реализация основных направлений,

форм и содержания деятельности (научнометодическое, организационно-управлен-

ческое, материально-технические и др.);

3. наличие определенного уровня готовности партнеров к взаимодействию (опыт решения данной проблемы, сотрудничество с различными партнерами с целью повышения качества образовательного процесса, стремление к повышению педагогического мастерства и др.);

4. наличие команды партнеров, обсуждение ресурсов каждого партнера и ожидаемых результатов совместной деятельности.

Организационная структура МОУ «Гимназия № 48» г. Новокузнецка консолидирует следующих субъектов образовательного процесса: директор гимназии, Совет школы, Попечительский совет, Педагогический совет, родительский комитет, органы ученического самоуправления, классы (ученики, родители).

Процесс социализации неразрывно связан с общением, совместной деятельностью людей. В процессе социального взаимодействия человек приобретает определенный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью личности.

В качестве источников социализации индивида выступают:

а) передача культуры через семейный и другие институты, и, прежде всего, через систему образования, обучения и воспитания;

б) взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности;

в) первичный опыт, связанный с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения;

г) процессы саморегуляции, соотносимые с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль. На данном этапе индивид активно усваивает социальные нормы.

Ведущим и определяющим началом социализации является воспитание, ядро которого составляет процесс передачи накопленных прошлыми поколениями знаний и культурных ценностей, то есть образование. Образование, в свою очередь, включает в себя, во-первых, относительно специализированное и более или менее формализованное по своим методам обучение и, во-вторых, более широкое по своим целям просвещение, пропаганду и распространение культуры, предполагающие в той или иной степени самостоятельный и свободный выбор индивидом сообщаемой информации.

Среди социально-педагогических факторов, влияющих на развитие и формирование личности и на особенности ее поведения, выделяется семья.

Семья рассматривается как самый малый социальный институт, как социальная ячейка общества. От состояния семьи зависит состояние государства. В семье родители и дети связаны духовной общностью. От уровня духовной культуры в семье зависит и уровень духовной культуры общества.

Сегодня родительская семья остается важнейшим институтом социализации подростков. Однако отмечается недостаточная эффективность выполнения ею своей функции. Этот результат связан с резким изменением социального положения в государстве. Родительский авторитет уже не является абсолютным, теперь на место запрета и принуждения приходит убеждение. Моральный авторитет поддерживать гораздо труднее, чем власть, опирающуюся на силу, особенно когда диапазон источников информации и выбор круга общения расширяется.

Главное назначение семьи - воспитание детей. Семья - персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется следующими параметрами:

- социально-культурный: зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества;

- социально-экономический: определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе;

- технико-гигиенический: зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни;

- демографический: определяется структурой семьи.

Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином этапе играет семья.

В современных социально-экономических условиях, в период сверхзанятости родителей, многие из которых испытывают в своей жизни постоянные психологические перегрузки, существенно осложняются взаимоотношения родителей и детей, значительно меньшее время родителями уделяется взаимодействию со школой.

Поэтому самой гимназией проявляется активность в работе с родителями, используются разнообразные методы сотрудничества, поскольку это, прежде всего, способствует:

- пониманию родителями связи своей работы с успехами детей (активность родителей тем выше, чем более непосредственна связь их участия в работе школы с успеваемостью ребенка);

- установлению личных отношений между родителями и учителями (учителями и учениками) как основа для создания равноправных отношений в школьном сообществе;

- созданию в школе обстановки, более направленной на семью, с целью большего соответствия культурным, экономическим и социальным особенностям семьи, которые в значительной степени влияют на уровень достижений детей в школе.

Среди других факторов, способствующих привлечению родителей к участию в обучении детей, выделяют:

- информацию об успехах детей;

- уровень заинтересованности учителей в успехах детей; позитивный климат в школе

и усилия всей школы (не только отдельных учителей) в развитии работы с родителями;

- уровень, на котором родители чувствуют свою заинтересованность в успехах детей и воспринимают себя как учителя для своего ребенка.

В гимназии накоплен положительный опыт сотрудничества с родителями. Родители принимают участие в работе родительских клубов при участии педагогов, психологов, родителей, общественных организаций -всех тех, кому не безразличны проблемы детства.

Один из путей активизации родителей -создание попечительских советов. В их функции входит не только общественный контроль за использованием целевых взносов, средств фонда развития образования, но и организация конкурсов, праздников, экскурсий, соревнований и других массовых мероприятий с призовым фондом, установление стипендий для обучающихся, работа с родителями и т. д.

Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Изучение семьи ученика позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. При этом классный воспитатель, психологи, социальный педагог гимназии используют комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества и др.

При изучении семьи гимназиста педагогов, прежде всего, интересуют следующие данные:

- общие сведения о родителях, других членах семьи. Жилищные условия, материальная обеспеченность. Интерес к делам гимназии;

- общие сведения о детях. Возраст, интересы, уровень воспитанности. Отношение к домашним делам;

- воспитательные возможности семьи. Уровень педагогической культуры родителей. Микроклимат в семье. Семейные тради-

ции. Ситуации семейного воспитания (благоприятная, осложненная, неблагоприятная).

Результаты исследований заносятся в банк данных гимназии, в журнал классного воспитателя и используются в работе с родителями, учащимися.

Приоритетной сферой деятельности является содействие гармонизации внутрисемейных отношений. В связи с этим направлениями общей профилактики явлений социальной дезадаптации учащихся в семье являются следующие: гуманизация отношений к ребенку, создание благоприятных условий для его социализации; создание у ребенка положительного образа «Я»; повышение общей психолого-педагогической культуры родителей; активизация воспитательного потенциала семьи. Формами такой деятельности являются родительский всеобуч, консультирование родителей педагогами, психологами, врачами; создание творческих групп различных направлений; помощь родителей в укреплении материально-технической базы школы; участие родителей во внеклассной деятельности: праздниках, соревнованиях,

семейных встречах, утренниках. С целью систематизации деятельности по профилактике, информация о наблюдаемых учащихся и семьях заносится социальным педагогом в разработанную ими документацию: журнал наблюдений за личностными особенностями, успеваемостью, общественной активностью учащихся, социально-педагогическую карту изучения наблюдаемых учащихся, их семей.

Организующим звеном всей деятельности по социальной адаптации учащихся являются психолого-педагогическая служба «Здоровье » и кафедра развития личности.

Специалистами медико-психолого-

педагогической службы «Здоровье» осуществляется изучение среды, диагностика семьи: социально-психологическая ситуация в семейно-бытовой среде, семейно-соседских общностях, ее нравственно-психологический климат, оказание разносторонней помощи семье. Она обеспечивает пропаганду здорового образа жизни, выявление причин психического и физического нездоровья детей, профилактику вредных привычек, организацию спортивных занятий детей и взрослых, осуществляет профилактическую работу. Специалисты службы совместно с педагогами занимаются организацией досуга детей

по интересам в школьном социуме на основе их инициативы.

Особенностью деятельности службы «Здоровье» и кафедры развития личности в системе профилактической работы является их взаимосвязь между собой, которая проявляется в деятельности социального педагога, учителей-предметников, классных воспитателей, психологов, медиков. Это говорит о том, что эффективные педагогические условия создаются благодаря интерсоциальному подходу, где объединяются усилия различных специалистов. Отражение этой взаимосвязи мы находим в показателях результативности профессиональной деятельности. Опыт деятельности гимназии позволяет анализировать некоторые из показателей: успеваемость, посещаемость занятий, состояние здоровья, организация свободного времени.

О результативности проводимой работы свидетельствуют данные о том, что в настоящий период повысился уровень обученности учащихся, увеличилось число учеников, имеющих особые отличия в учебе.

Дополнительное образовательное пространство гимназии включает в себя организацию занятий по интересам, взаимодействие с учреждениями культуры, учреждениями дополнительного образования.

Первое направление - организация занятий по интересам в стенах гимназии в творческих объединениях, кружках, научных обществах, клубах по интересам.

Творческие объединения, кружки. В системе дополнительного образования гимназия активно сотрудничает с городской станцией юных натуралистов. Большинство творческих объединений, ряд НОУ, работающих в гимназии, представляют станцию юных натуралистов (СЮН).

Клубы по интересам. Эффективной формой работы, в основе которой лежат интересы детей, является клубная деятельность. Клубы по интересам - неформальные объединения детей. Возглавляют их энтузиасты, люди творческие, готовые поделиться своими знаниями, профессиональным опытом, умеющие увлечь детей и помочь им выбрать дальнейшую профессию или сферу деятельности. Но даже если этого не произойдет, в памяти у детей останется яркая, насыщенная событиями жизнь, друзья и товарищи, дух демо-

кратизма и равенства, уверенность в своих силах, а значит, вера в будущее.

Станция юных натуралистов. Дополнительное образование школьников и дошкольников осуществляется не только в стенах гимназии и детского сада, но и на станции юных натуралистов в условиях одновозрастных и разновозрастных объединений по интересам (клубы, секции, студии, театр, научные общества, творческие объединения). Единство целей и задач обусловило тесное сотрудничество между ними. Оно проявляется во всех сферах деятельности гимназии.

Развитию творческой и деловой активности школьников при решении экологических проблем способствуют праздники-конкурсы, экологические турниры, марафоны, эрудиционы, проводимые СЮН.

Детско-юношеский центр «Орион». Городской дворец творчества детей и молодежи имени Н.К. Крупской. Сотрудничество с детско-юношеским центром «Орион» проявляется в участии гимназистов в различных творческих и интеллектуальных мероприятиях, Школе актива лидеров. Участие в них дает возможность гимназистам не только продемонстрировать свои знания, способности и таланты на уровне района и города, получить объективную оценку своих знаний, умений, но и пообщаться с ребятами из других образовательных учреждений, поучиться у них опыту лидерской работы. Такое сотрудничество способствует формированию у наших учеников творческих, информационных, коммуникативных навыков.

Воспитательно-образовательная про-

грамма гимназии предусматривает активное включение школьника в городской социум. В планах школы обязательно имеет место посещение учреждений культуры, экскурсии на промышленные предприятия.

Гимназия сотрудничает с городским драматическим театром. Совместная деятельность с театром не ограничивается только посещением репертуарных спектаклей, практикуются творческие встречи с его актерами, экскурсии за кулисы, знакомство с работой театральных цехов. На театральных встречах, проходящих в школе, учащиеся имеют возможность не только поближе познакомиться с актерской профессией, но и вынести на суд специалистов свои театральные и концертные работы (в гимназии ус-

пешно работает творческое объединение «Зеленый театр», «Школа искусств»). Главный побудительный мотив, заставляющий ребенка стремиться на сцену, - тайна актерского перевоплощения. Ученик, обладающий определенными человеческими качествами, вдруг на сцене становится персонажем с совершенно другими достоинствами или недостатками, другим характером, т. е. «актер, - по выражению К. С. Станиславского, - переживает роль». Входя в сценический образ, ребенок всегда вырабатывает свое отношение к нему. Играя «доброго», он сам становится добрее, играя «злого», невольно вырабатывает в себе неприязнь зла. В процессе просмотра спектакля или собственного участия в постановке перед детьми встают нравственные проблемы, размышления над которыми способствуют укреплению общечеловеческих моральных норм и чувств. Притягательность театра в гимназии настолько высока, что некоторые ученики связывают свою профессиональную дальнейшую деятельность с ним. Среди наших воспитанников уже есть актеры детского театра «Юность», работающего на сцене драматического театра и под его эгидой, студенты театральных вузов, актеры студенческих театров, участники команды КВН вузов Новокузнецка.

Учащиеся посещают спектакли театра «Синтезис», гастролирующих театральных коллективов.

Сотрудничество со студенческим театром «Фаэтон» заключается в совместном проведении досуговых мероприятий: вечеров отдыха, праздников, развлекательных мероприятий и т. д.

Музеи. Учреждения культуры играют значительную роль в процессе социализации подрастающего поколения. Они помогают ощутить атмосферу культуры, оценить духовные и материальные богатства, накопленные человечеством, получить целостное представление о мире. Музеи способствуют созданию яркого образа эпохи, исторических событий, знакомят с культурными и техническими достижениями цивилизаций. Школьники получают возможность «прожить» событие, ощутить близость даже самой далекой эпохи, почувствовать «образ мысли», радость и боль людей. Именно создание культурной среды способствует воспитанию чувства социальной ответственности,

терпимости и доброжелательного отношения к окружающим, в том числе к народам, исповедующим разные религии, имеющим свою культуру.

Гимназия сотрудничает с музеями города: краеведческим, художественным, «Кузнецкая крепость», домом-музеем Ф.И. Достоевского, Боевой и трудовой славы КМК, геологическим и др.

Выставочные залы, картинные галереи. Учащиеся гимназии посещают стационарные и передвижные выставки. Ознакомиться с современными тенденциями развития народного творчества детям помогает выставочный зал «Кружева», а с творчеством новокузнецких художников - картинная галерея «Колорит».

Дворцы культуры. Гимназия сотрудничает с Городским дворцом культуры, Дворцами культуры кузнецких металлургов, алю-минщиков. Формы сотрудничества:

- литературные гостиные;

- посещение концертов, спектаклей (драматических, музыкальных, балетных, кукольных), цирковых представлений;

- помощь в подготовке к городскому конкурсу «Учитель года»; проведение праздников, утренников, досуговых мероприятий.

Планетарий. Уроки астрономии, географии, экологии, естествознания, лекции по экологии.

Библиотеки города. Учащиеся гимназии пользуются услугами городских и районных библиотек (им. Н.В. Гоголя, Центральной детской и др.). Добрые отношения сложились у гимназии с филиалом детской библиотеки Центрального района. Проводятся совместные праздники, в том числе православные, интеллектуальные игры, беседы о культурном наследии человечества, библиотечные уроки и т. д. Ребят учат работать с книгой, справочной литературой, каталогами. Все эти умения и навыки необходимы им для учебы, занятий исследовательской работой, для подготовки мероприятий. Человеческая цивилизация очень быстро развивается, поэтому она требует от людей умения свободно ориентироваться в непрерывном потоке информации, овладения новыми знаниями. Современному человеку для успешной профессиональной деятельности необходимо постоянно самообразовываться, овладевать новыми специальностями.

Цирк. Учащиеся гимназии (1-6 классы) -постоянные посетители цирка. Ни одна из его программ не остается без внимания.

Кинотеатры города «Октябрь», «Коммунар», «Пламя» часто посещаемы гимназистами.

Связь с промышленными предприятиями города сводится в основном к ознакомлению с их производством во время экскурсий, но и эта деятельность играет большую роль в профессиональном самоопределении учащихся. Стали традиционными экскурсии на Новокузнецкий металлургический комбинат, «Ирбис», налаживается связь с Новокузнецким алюминиевым заводом. Гимназия приняла участие в социальных проектах, предложенных АО «Русал», «Сто классных проектов», направленных на активизацию работы с жителями микрорайона.

Государственная инспекция безопасности дорожного движения, Инспекция по делам несовершеннолетних. Ни один человек не застрахован от чрезвычайных ситуаций: аварий на дорогах, пожаров, бытового и профессионального травматизма, природных катаклизмов, преступных элементов. Умение выйти победителем из сложившихся неблагоприятных ситуаций, предотвратить их возможно при наличии у людей знаний, умений, навыков по безопасной жизнедеятельности, особенно это актуально для детей, не имеющих достаточного жизненного опыта. Помощниками педагогов гимназии в решении этой проблемы выступают специализированные организации города: учебный класс ГИБДД, подразделения МЧС, Инспекция по делам несовершеннолетних. Они не ограничиваются беседами с детьми, понимая их малую эффективность, а делают ставку на практические занятия. Эти занятия способствуют накоплению жизненного опыта детей в отсутствии опасности для их здоровья.

Взаимодействие с вузами

Интенсивное расслоение общества по уровню материального благосостояния, ухудшение условий жизни большей части населения уже вносят свои коррективы, а в будущем скажется еще значительнее на судьбах учащейся молодежи. В условиях нашего учреждения в настоящее время сохраняется сформировавшийся десятилетиями назад у многих старшеклассников стереотип на продолжение учебы, а после получения

полного среднего образования - на поступление в вуз. Выбор жизненных условий у подростков и молодежи проходит ряд этапов. На каждом из этапов корректируется, а возможно полностью меняется их социальная ориентация. Первый этап выбора, после девятого класса, подростки делают обычно под влиянием родителей, но в месте с тем возможно влияние уже сложившейся у подростка социальной ориентации, наличие у них известной самостоятельности при решении вопроса о последующих формах образования либо непосредственном трудоустройстве.

Для успешного решения задач, связанных с подготовкой будущих высококвалифицированных специалистов, гимназия

№ 48 установила тесные контакты с высшими учебными заведениями г. Новокузнецка: Кузбасской государственной педагогической академией (КузГПА) и Новокузнецким филиалом-институтом Кемеровского государственного университета (НФИ КемГУ).

Согласно договору о сотрудничестве, гимназия выступает в качестве базовой школы НФИ КемГУ и КузГПА, а директор базового учебного заведения входит в состав Совета Центра непрерывного образования НФИ КемГУ и участвует в его работе. Неотъемлемой частью договора является план совместных действий, принимаемый и обсуждаемый на Совете руководителей ЦНО НФИ КемГУ.

ЦНО НФИ КемГУ - часть единой образовательной системы Регионального центра непрерывного образования КемГУ, структурное подразделение НФИ КемГУ, которое интегрирует интеллектуальный потенциал института с базовыми учебными заведениями. Использование единого образовательного пространства гимназии и вузов обеспечивает преемственность в содержании, методах, педагогических технологиях образования на этапах довузовской и вузовской подготовок, а также способствует адаптации студентов к условиям вуза.

Довузовская подготовка

С целью поиска, поддержки и создания условий для развития индивидуальных способностей талантливой молодежи в филиале-институте создан Центр непрерывного образования (ЦНО), который организует занятия в открытом лицее по направлениям института, выездной научный лагерь «Интеллект», экономико-математическую школу, пред-

метные олимпиады, конкурсы и научнопрактические конференции.

Частью единой образовательной системы ЦНО является открытый лицей, в котором работают малая компьютерная академия, школа юного юриста и экономиста.

Подготовительные курсы продолжительностью 7, 4, 2 месяца, 2 недели позволяют гимназистам целенаправленно подготовиться к вступительным испытаниям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обучающиеся гимназии

№ 48 занимаются научно-исследовательской работой под руководством ведущих преподавателей НФИ КемГУ, сотрудников Инсти-

тута гигиены и профилактики профессиональных заболеваний и педагогов гимназии, выступают с докладами на научнопрактических конференциях.

В МОУ «Гимназия № 48» сложилась система взаимодействия с социальными институтами, в процессе которой объединены ресурсы субъектов образовательного процесса, обеспечивается формирование социального опыта школьников средствами экологического образования.

Поступила в редакцию 28.12.2006 г.

ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ

М.В. Козуб

Kozub M.V. The problem of Physical Training teachers’ preparedness for health-caring activity at school. The article reveals the role of Physical training in health-caring school activity and considers the problem of Physical Training teachers’s preparedness for health-caring activity in the educational process of school.

Здоровье подрастающего поколения -это комплексный результат сложного взаимодействия человека с природой и обществом, включая влияние генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и других факторов. По данным официальной статистики, в последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей школьного возраста. За последние 5 лет заметно возросло количество новообразований, заболеваний эндокринной системы, органов пищеварения, расстройств питания, обмена веществ.

В последнее время появились исследования, посвященные изучению состояния здоровья учащихся, способам его укрепления и профилактическим мерам, способствующим предотвращению снижения детского здоровья [1]. Основная масса работ освещает проблему односторонне, акцентируясь преимущественно на здоровье соматическом, телесном, что, возможно, обусловлено более

явным, ярко выраженным характером органической симптоматики.

Психологические аспекты здоровья в целом и, в частности, личностные освещены менее. Некоторые авторы затрагивают проблематику ценностного отношения к здоровью, однако феномен ценностей личности и способы их формирования рассматриваются в этих работах преимущественно с позиции их привнесения в сознание ученика без учета личностной позиции самого ученика [2, 3].

В последние годы специалисты обращают все более активное внимание на то, чтобы в общеобразовательной системе воспитание общей культуры человека включало в качестве неотъемлемого компонента формирование у него культуры здоровья. Сегодня в нашем образовании недостаточно уделяется внимания целенаправленному воспитанию у детей культуры здоровья, ориентированной на знание ими своих генетических, физиологических и психологических возможностей, методов и средств контроля, сохранения и развития своего здоровья (М.В. Антропова,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.